Инновационная деятельность

Айсуева Надежда Алексеевна

Изготовление  на уроке и во внеурочной деятельности: 1.  интерактивной папки - лэпбук; 2, использование опорных схем, рисунков, 3. использование КСО и  ТРИЗ технологии, 4. изготовление тактильной книги  5. иллюстрация книг

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер- класс «Создание лэпбука как средство формирования познавательных универсальных учебных действий»

Цель: показать эффективность применения в учебной деятельности такого средства формирования познавательныхУУД, как лэпбук.

Задачи:

познакомить педагогов с технологией изготовления лэпбука;

оценить эффективность применения лэпбуков

Оборудование: детские лэпбуки; оценочные листы; раздаточный материал – заготовки лэпбуков, картинки по темам, раскраски, книжка с загадками, стихи, фломастеры (3 набора), цветные карандаши (3 набора), простые карандаши (10 шт.), цветная бумага, салфетки влажные (3 шт.), салфетки бумажные, ножницы (9 шт.), клей (6 шт.), ручки (10 шт.), разные линейки, дыроколы (3 шт.), тесьма, гуашь, печатки, разные скотчи.

Продолжительность: 40 минут.

Этапы работы:

организационный 3 минуты;

теоретический 7 минут;

практический 20 минут;

заключительный 10минут.

Планируемый результат:

информирование педагогического сообщества о технологии изготовления лэпбука;

оценка эффективности данного средства в формировании познавательных УУД

Ход мастер-класса

Организационный этап

Слайд 1. Я рада приветствовать вас на своём мастер-классе, тема которого «Создание лэпбука как средство формирования познавательных универсальных учебных действий»

Слайд 2. Целью мастер – класса является: создать лэпбук и оценить его практическую значимость в формировании познавательных УУД.

В конце мастер класса вы должны будете заполнить оценочный лист, где вы оцените эффективность данного средства и придете к выводу: стоит ли его применять в своей практике. В оценочных листах вы видите параметры познавательных УУД , которые формируются во 2 классе. В процессе работы вы ставите плюс тому действию, которое формируется при работе с лэпбуком, это поможет вам объективно оценить данное средство.

Теоретическая часть

В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) учителю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения.
Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества я нахожу использование на уроках и внеурочной деятельности методику создания лэпбука, которая активно используется Американскими педагогами и родителями.

Слайд 3. В начале, давайте разберемся, что же означает понятие «лэпбук»: Лэпбук — это портфолио или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую учащийся собирает сам, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях учащегося

Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие у учащегося творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы. Одним из плюсов данной работы является тот факт, что работа над созданием лэпбука может носить как индивидуальный характер, так парный или групповой.

Слайд 4. Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, кроме того роль учителя в такой работе сводится не к тому, чтобы быть источником информации, а как раз наоборот, педагог является тем фактором, который подталкивает учеников к совершению, пусть незначительных на первый взгляд, но открытий. Учитель является сторонним наблюдателем, который лишь при необходимости вмешивается в процесс создания лэпбука и помогает советом тогда, когда это необходимо.

Слайд 5. Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.

Для работы над лэпбуком подходит все: и цветная бумага; как вырезанные, так и нарисованные самостоятельно картинки; рукописные или распечатанные тексты, графики и диаграммы. Еще одним плюсом лэпбука является тот факт, что лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. И каждый компонент лэпбука, над которым работает ученик, дает ему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы.

Помимо образовательных плюсов, лэпбук может восприниматься учащимися как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти. Работая, казалось бы, над одной темой, ребята из разных пар и групп очень часто по-разному находят решения поставленных перед ними проблем, — это удивительно, но именно в такие моменты, учитель понимает, что стоит на одной из ступеней лестницы, ведущей к главной цели современного образования, а именно научить учиться самому.

Слайд 6. Поэтому, когда созданное «сокровище» демонстрируется одноклассникам, происходят спонтанные обсуждения и дискуссии, которые способствуют улучшению усвоения информации.

Необходимо отметить, что работая над одним лэпбуком, учащиеся часто открывают для себя темы следующих своих исследований. Ведь чем чаще ребята сталкиваются с необходимостью узнавать что-то новое, тем чаще неизученное и непонятное, привлекает их внимание. Как говорилось выше, лэпбук — это конкретный аспект более глобальной темы, поэтому при правильном построении работы, учитель за период обучения своему предмету может создать с классом или группой целую серию лэпбуков на одну тему, которая будет более полно отображать проблемы, связанные с данной темой.

Наполнение и раскрытие данных вопросов и тем, будет зависеть от учеников, от того, как они видят проблему и от того, как они захотят ее решить. В итоге, у каждого ученика к концу обучения будет свое портфолио, с которым интересно работать, которое легко в использовании, а главное, оно будет содержать нужную информацию по разным проблемам окружающей нас действительности.

Слайд 7. Тот факт, что решение проблемы и наполнение информацией лэпбука зависит от ученика, говорит о том, что при создании лэпбука, обеспечиваются индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении. Оценивание каждой работы также предполагает индивидуальный подход к каждому ученику, так как для школьника со средней успеваемостью, порой, индивидуально создать работу данного порядка просто невозможно. Однако, работая над лэпбуком, он может проявить себя и превзойти одноклассника, у кого успеваемость на порядок выше.

Необходимо отметить, что применение лэпбука на уроке и во внеурочной деятельности возможно не на каждом типе учебного занятия по ряду причин. Данная методика и техника обучения подходит для урока закрепления или урока обобщения и повторения, когда учащиеся в определенной степени владеют информацией по заданной теме, но создавая лэпбук, им приходится детализировать информацию по центральной теме лэпбука, креативно подходить к оформлению и объяснению как уже изученного, так и нового материала.

Одним из минусов данной работы является время, необходимое на создание лэпбука. Одного урока или вне учебного занятия будет недостаточно, тем более, учитывая тот факт, что перед созданием конечного продукта, необходимо тщательно продумать его структуру и найти нужную информацию. Большую часть работы (планирование и поиск информации) можно осуществлять дома, но при консультации с учителем.

Слайд 8. Подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на малозначительные минусы, которые имеет работа над лэпбуком, ее плюсы неоспоримы. Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая учащимся не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации.

Лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться.

Задача учителя лишь придавать учащимся уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.  

Показ детских лэпбуков

Практическая часть

- Как же сделать лэпбук?

Составим план работы. На доске вы видите пункты плана, их нужно расставить в нужном порядке.

 

Определение темы

Составление плана

Составление макета

 

Создание элементов лэпбука

Оформление лэпбука

Презентация

 

Слайд 9. Проверим правильность задания.

 Выбираем тему лэпбука. Тема может быть любая в зависимости от интересов детей и возраста детей.

Темы лэпбука могут стать:

-интересные события, происходящие с ребенком (рождение брата, отдых на море, появление домашнего питомца)

-темы недели;

-решение проблемных ситуаций;

-литературные произведения;

-интерес ребенка к конкретному виду деятельности;

-мультипликационные герои.

Составляем план будущего лэпбука.

После того, как выбрали тему, надо написать план. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.

Чтобы составить план, мы используем модель трёх вопросов. Задаем ребенку вопросы. Что ты знаешь о…? Что хотел бы узнать? Что сделать, чтобы узнать? 

Создание макета

 Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, то есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии, формы представления могут быть любые: тексты, рисунки, картинки или фотографии, игры. Все, что придумали, разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках и т.д. Для детей в основном доступны именно эти формы, для взрослых же границ для фантазии нет.

- У вас на столах лежат шаблоны для лэпбука, посмотрите какая тема у вашей группы. (1 группа «9 мая», «Весна», «Число от 1 до 10»)

- Распределите, кто какую работу выполняет. Все материалы у вас на столе.

По окончании вы должны представить свою интерактивную книгу.

(самостоятельная деятельность педагогов)

Презентация

(представление педагогами своих продуктов)

Подведение итогов.

- Возьмите оценочные листы и поставьте плюс рядом с тем познавательным УУД, которое формируется у обучающихся при создании лэпбука.

- Сделайте вывод об эффективности применения данного средства в учебной и внеучебной деятельности.

- Будут ли эффективно формироваться и развиваться познавательные УУД?

- Только ли познавательные УУД будут формироваться?

- К какой бы деятельности вы бы отнесли работу по созданию лэпбуков?

(к проектной, исследовательской, творческой, поисковой, интерактивной)

Рефлексия.

- Предлагаю вам оценить значимость проведенного мастер-класса.

- Возьмите каждый по одной фишке и прикрепите на тот рисунок, который соответствует вашему мнению.

Слайд 10. Вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина - мне это не нужно, выброшу.

Слайд 11. Хочется закончить наш мастер- класс словами Ричарда Брэнсона «Ещё не все колеса изобретены: мир слишком удивителен, чтобы сидеть сложа руки».

Спасибо за плодотворную работу!!!


 

Приложение

Оценочный лист

Параметры УУД

Оценка ( + или -)

1

Умение действовать по образцу.

 

2

Выделение и формулирование познавательной цели.

 

3

Умение самим задавать вопросы

 

4

Нахождение нужной информации

 

5

Составление простого плана

 

6

Группировка предметы, объекты по нескольким основанием.

 

7

Сравнение предметов по нескольким основаниям

 

8

Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

 

9

Нахождение закономерности; самостоятельное продолжение их по установленному правилу

 

10

Сериация и классификация

 

11

Формулирование проблемы

 

12

Определение,  в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  выполнения задания.

 

13

Умение наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.

 

 

Общее количество баллов:

 

13-10 баллов – высокий уровень эффективности

9-7 баллов – средний уровень эффективности

6 – 5 баллов – малоээфективен

 Менее 5 баллов – нельзя применять

Приложение

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u219580/t1540790399aa.jpg

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u219580/t1540790399ac.jpg

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u219580/t1540790399ab.jpg


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Documents\Документы сканера\переделанная черёмуха.jpg

 
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.

А рядом у проталинки

В траве среди корней C:\Users\user\Documents\Документы сканера\черёмуха.jpg

Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.


Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит
.

Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
 

C:\Users\user\Documents\Документы сканера\черёмуха фиолетовая.jpg

C:\Users\user\Documents\Документы сканера\толина берёза.jpg

Иллюстрации учащихся  3 класса

Харламова Евгения, Буянтуевой Анастасии, Балданова Эрдыни, Полтавченко Согдианы



Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Documents\Документы сканера\толина берёза.jpgC:\Users\user\Documents\Документы сканера\снова.jpg

Иллюстрации  учащихся 3 класса МОУ Тапхарская средняя общеобразовательная школа Иволгинского района

Классный руководитель: Айсуева Н.А.

Николай Алексеевич Некрасов

Дед  Мазай и зайцы

Старый Мазай разболтался в сарае:

"В нашем болотистом, низменном крае

Впятеро больше бы дичи велось,

Кабы сетями ее не ловили,

Кабы силками ее не давили;

Зайцы вот тоже, - их жалко до слез!

Только весенние воды нахлынут,

И без того они сотнями гинут, -

Нет! еще мало! Бегут мужики,

Ловят, и топят, и бьют их баграми.

Где у них совесть. Я раз за дровами

В лодке поехал - их много с реки

К нам в половодье весной нагоняет, -

Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Вижу один островок небольшой -

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

Тут я подъехал: лопочут ушами,

Сами ни с места; я взял одного,

Прочим скомандовал: прыгайте сами!

Прыгнули зайцы мои, - ничего!

Только уселась команда косая,

Весь островочек пропал под водой.

" То-то! - сказал я, - не спорьте со мной!

Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!"

Этак гуторя, плывем в тишине.

Столбик не столбик, зайчишко на пне,

Лапки скрестивши, стоит, горемыка,

Взял и его - тягота невелика!

Только что начал работать веслом,

Глядь, у куста копошится зайчиха -

Еле жива, а толста как купчиха!

Я ее, дуру, накрыл зипуном -C:\Users\user\Documents\Документы сканера\на бревне.jpg

Сильно дрожала... Не рано уж было.

Мимо бревно суковатое плыло,

Зайцев с десяток спасалось на нем.

"Взял бы я вас - да потопите лодку!"

Жаль их, однако, да жаль и находку -

Я зацепился багром за сучок

И за собою бревно поволок...

Было потехи у баб, ребятишек,

Как прокатил я деревней зайчишек:

"Глянь-ко: что делает старый Мазай!"

Ладно! любуйся, а нам не мешай!

Мы за деревней в реке очутились.

Тут мои зайчики точно сбесились:

Смотрят, на задние лапы встают,

Лодку качают, грести не дают:

Берег завидели плуты косые,

Озимь, и рощу, и кусты густые!..

К берегу плотно бревно я пригнал,

Лодку причалил - и "с богом!" сказал...

И во весь дух

Пошли зайчишки.

А я им: "У-х!"

Живей, зверишки!

Смотри, косой,C:\Users\user\Documents\Документы сканера\из лодки.jpg

Теперь спасайся,

А чур зимой

Не попадайся!

Прицелюсь - бух!

И ляжешь... Ууу-х!.."

Мигом команда моя разбежалась,

Только на лодке две пары осталось -

Сильно измокли, ослабли; в мешок

Я их поклал - и домой приволок,

За ночь больные мои отогрелись,

Высохли, выспались, плотно наелись;

Вынес я их на лужок; из мешка

Вытряхнул, ухнул - и дали стречка!

Я проводил их всё тем же советом:

"Не попадайся зимой!"

Я их не бью ни весною, ни летом,

Шкура плохая, - линяет косой... "