Наши проекты

Айсуева Надежда Алексеевна

В презентациях учащихся мастер классы по изготовлению бурятской юрты, бурятских матрёшек и мастер класс по  шитью  национальной бурятской одежды кукле. Это призеры в 19 Международного фестиваля  конкурса творческих работ  "Детство без границ"  в городе Москва. Проектно - исследовательские работы на экологическую тему "Сажа от угля- растениям беда"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бурятская юрта Выполнил: Балданов Эрдыни, ученик 2 класса МОУ Тапхарская СОШ Иволгинского района республики Бурятия Руководитель: Айсуева Надежда Алексеевна, учитель начальных классов

Слайд 2

Бурятская юрта - исторически сложившийся образец жилища, идеально приспособленный для кочевого образа жизни. В юрте жили круглый год. Любой человек, любой национальности и любого вероисповедания, будет встречен бурятом с большим радушием и разделит с ним и кров, и еду в свой юрте.

Слайд 3

Материалы, которые я использовал для изготовления юрты Проволока алюминиевая (для каркаса) ткань глина пластилин картон (пол юрты) искусственный снег .

Слайд 4

Сначала из проволоки изготавливаю каркас круглой формы. Вверху делаем тооно – специальный круг на вершине юрты. Он образует отверстие, которое служит для вывода дыма и освещения жилища днем.

Слайд 5

Покрываем юрту материалом. Начинаем обтягивать с крыши юрты.

Слайд 6

Пришиваю дверь. Дверь юрты всегда смотрит на восток. Она всегда ждёт рассвета Жизни. Солнце для кочевника – первый и главный гость в этом мире.

Слайд 7

Самым ярким украшением юрты является настенный ковер. Его я вырезал из красивой ткани «Парча».

Слайд 8

В состоятельных семьях он отделан драгоценными тканями и дорогими вставками, украшены богатой вышивкой .

Слайд 9

Основание я сделал из толстого картона. Отметил место для юрты и выкрасил, остальную часть покрыл искусственным снегом.

Слайд 10

Домашнюю утварь я сделал из глины и разместил строго по зонам, а людей и животных я вылепил из пластилина.

Слайд 11

Затем установил юрту!

Слайд 12

Вот что получилось у меня .

Слайд 13

ГАЛ ГУЛАМТА - ОЧАГ Гал гуламта – центр бурятской юрты, вокруг которого протекает жизнь многих поколений. Это точка отсчета и одновременно оберег, который отгораживает семейную вселенную от неприятностей остального мира. В то же время это связующий элемент между мудростью предков и жизненной энергией потомков, символ единения и преемственности поколений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бурятская матрёшка Выполнила: ученица 2 класса МОУ Тапхарская средняя общеобразовательная школа Иволгинского района республики Бурятия Руководитель: Айсуева Надежда Алексеевна, учитель начальных классов

Слайд 2

Немного о матрёшке… Матрёшка – одна из известных и любимых сувениров. Это символ материнства, мать многочисленного семейства, обладающая хорошим здоровьем и дородной фигурой. У бурят считается, чем больше детей в семье, тем счастливее родители и род продолжается.

Слайд 3

Начинаю работу с изготовления шаблона. По шаблону вырезаем форму матрёшки на ДВП

Слайд 4

Вот теперь можно рисовать матрёшек. Нарисую в национальной бурятской одежде! Костюм изготавливался из меха, шерсти, кожи, шелка,

Слайд 5

Гораздо красивее стали, когда я их раскрасила! Это младший сын, он продолжит род отца .

Слайд 6

Матрёшка отца семьи Мужской халат украшал особый четырехугольный борт «энгэр», который имел сколько символическое значение. Энгэр состоял из цветных полос, верхняя из которых должна быть белая. Позже, когда среди бурят начал распространяться буддизм, ее стали делать золотисто-желтого цвета.

Слайд 7

Это девочка.

Слайд 8

Головной убор у бурят. Самый старый вид головных уборов у бурят назывался юдэн и был похож на капюшон. У него были наушники и выступ, закрывающий шею. Зимние шапки шили с мехом.

Слайд 9

Это сам отец.

Слайд 10

Бурятские дэгэлы У бурят каждый цвет имеет свой символ. Черный-это земля, дом и родина, красный - огонь и жизненная энергия, синий небо. Поскольку зимы в Бурятии суровые, то и в костюме есть зимний и летний варианты. Для пошива зимнего халата, который назывался «дэгэл», использовали овчину, обшитую бархатом. Летний повседневный халат «тэрлинг» шили из хлопчатобумажных тканей, а праздничный делали из шелка.

Слайд 11

Получилась вот такая семья матрёшек. Как моя!

Слайд 12

Даже братику понравились!

Слайд 13

Материалы, которые я использовала для изготовления матрёшек. Бумага. ДВП Большие и маленькие ножницы. Гуашь, кисточки разных размеров. Лак


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

XIX международный фестиваль «Детство без границ» Пошив бурятской национальной одежды для куклы Изготовила : Буянтуева Анастасия, ученица 2 класса Тапхарской СОШ Иволгинского района Республики Бурятия. Куратор: Айсуева Надежда Алексеевна .

Слайд 2

Бурятский национальный костюм Традиции в национальной одежде бурят связаны с кочевым образом жизни и суровым климатом. Национальная одежда бурят хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Длительная езда в седле требовала одежды, которая не стесняла бы движения седока. Костюм изготавливался из меха, шерсти, кожи, шелка.

Слайд 3

Головной убор бурят Шапка конической формы отороченная бархатом или мехом. Наверху завершается серебряным навершием с красной бусиной ( бур. дэнзэ ). От нижней части « дэнзэ » вниз струятся красные шелковые кисти ( бур. улаан залаа ). Улаан залаа или красные кисти — это декоративный и символический элемент на головном уборе.

Слайд 4

Грудная часть костюма Энгэр или Дурбэлжэн энгэр (досл. четырехугольный борт ) является важным элементом национального костюма бурят, находится на грудной части верхней полы, где вшиваются три разноцветные полосы — внизу желтовато-красного цвета, в середине чёрного, сверху золотисто-жёлтого, белого, зелёного или синего цвета. Чёрный цвет у бурят ассоциируется с землёй и домом и является символом наличия своей родины ( бур. тоонто ). Красный цвет ассоциируется с огнём и символизирует жизненную энергию. Синий цвет традиционно связан с вечным синим небом .

Слайд 5

1) Снимаем мерки.

Слайд 6

Делаем выкройку из бумаги

Слайд 7

Переносим выкройки на ткань

Слайд 8

Вырезаем изделие.

Слайд 9

Сшиваем детали

Слайд 10

Примерка

Слайд 11

Наряжаем куклу



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки республики Бурятия

Иволгинское управление образования

МОУ «Тапхарская средняя общеобразовательная школа»

Районная научно –практическая конференция

 «Первые шеги-2017»

Номинация: Экология

На тему: «Очищающие свойства кремня»

Автор: Харламов Евгений, ученик  3 класса

  МОУ Тапхарская средняя школа

  Домашний адрес: п. Тапхар, дом 6, кв 12

Руководитель: Айсуева Надежда Алексеевна

                учитель начальных классов, 89834372778

с. Тапхар

2017г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………1 стр.

Глава 1. Описание кремня.  …………………………………………………………   2 стр.

  1. Внешнее описание кремня.

Глава 2.Свойства кремня.

2.1.Лечебные свойства кремня……………………………………………………….

2.2. Магические свойства кремня………………………………………………….3 стр.

2.3.Очищающие свойства кремня………………………………………………. . 4 стр.

Глава 3. Экологическое состояние воды.

      3.1. Экологическое состояние водопроводной воды……………………………. 4 стр.

Глава 4.Настаивание воды на кремне…………………………………………………5 стр.

Глава 5. Фильтры для очистки воды………………………………………………….6 стр.

Заключение………………………………………………………………………………8 стр.

Использованная  литература…………………………………………………………   9стр.

 

Введение

Одной из основных экологических проблем современности является  загрязнение окружающей среды и её компонентов.  Важность и значимость этой проблемы неоспорима, поскольку процессы,  происходящие в ней,  оказывают влияние на экосистемы, среду обитания и здоровье человека.

Вода – единственное вещество на Земле, требующее к себе особого внимания. После кислорода, чистая вода – это самый необходимый для жизни элемент. Сегодня катастрофический вред здоровью наносит неочищенная питьевая вода.

 Вода, которую мы пьем сегодня, - это  вода, далеко не экологически чистая вода. Сегодня существует ряд способов очищения воды.  Один из способов: очищение воды природным способом – очищение кремнием.  

Цель работы: выявление лечебных и очищающих свойств кремня.

Задачи:

- изучение литературы о свойствах кремня;

 - изучение свойств кремня;

 -  определение влияния кремня на воду;

 - апробация очищающих свойств кремниевой воды;

Объект изучения: камень кремень

Предмет изучения: очищающие, лечебные свойства кремния

Научная новизна. В  работе рассмотрена взаимосвязь воды и камня, очищающее  влияние кремния на воду, лечебные свойства кремниевой воды на организм человека, рост растений.

Исходные материалы: данная работа является результатом исследовательской работы  

-1-

Глава 1. Описание кремня

1.1 Внешнее описание.

Название «кремень» произошло от латинского слова «сгетаге» — сжигать.  Кремень — непрозрачный темный минерал. Окраска минерала бывает белой, светло-коричневой, темно-коричневой с различными оттенками. Блеск — стеклянный. Кремень имеет форму угловатую.  Характер  поверхности  кремневого камня шероховатый. На поверхности имеются следы меловых  и  глинистых  частиц,  образующиеся  при добыче мела или от сырьевого шлака при очистке корпуса мельницы от кремня.  Допускаемое содержание пылевидных меловых и глинистых частиц по массе 10%.

       

Глава 2. Свойства камня.

Кремень раскалывается на обломки с острыми режущими краями. Древний человек изготовлял из него свои первые орудия; благодаря способности давать искры кремень использовался для извлечения огня.         

                                               2.1.Лечебные свойства

Народные целители считают, что лучше всего использовать в лечебных целях кремниевую воду (воду, настоянную на опало-халцедоновом кремне). Знахари утверждают, что такая вода обладает противомикробными свойствами. Ее можно использовать как антисептическое средство. В некоторых странах кремниевую воду используют при лечении и профилактике различных инфекций.                                                                                                               Считается, что кремниевая вода может служить кровоостанавливающим средством. Монгольские знахари считали, что если приложить изделие из кремня к области солнечного сплетения, то можно вылечить некоторые желудочно-кишечные заболевания..                                  -2-

          "Активизированная кремнием вода, - писали газеты, - практически не имеет противопоказаний для употребления; по сравнению с водой, ионизированной серебром, она не может вызвать побочных явлений, так как кремний является продуктом животного, растительного происхождения.                                                                                           Органические остатки в кремнии - это не что иное, как биокатализаторы, способные перерабатывать энергию света и в десятки тысяч раз ускорять окислительно-восстановительные реакции. Кремниевая вода обладает антибиотическим, антисептическим, регенерационным действием, улучшает обмен веществ, функционирование почек, печени, помогает при желудочно-кишечных расстройствах, наличии воспалительных процессов. Она останавливает кровотечение, лечит ожоги, пролежни, помогает при отите, флегмонах, инфекционном гепатите, пародонтозе, саркоме и т. д. Регулярное употребление такой воды уменьшает содержание сахара в крови у «диабетиков».                                                                                                                                  .             Кремниевая вода обладает уникальными свойствами и может быть использована в качестве лечебного средства. Кремниевой водой можно лечить пролежни, ожоги, раны, опрелости, прыщи, фурункулы, насморк, ангину (как полоскание).  Очень полезна такая вода в косметике: очищает кожу, избавляет от перхоти, способствует росту волос.

2.2. Магические свойства
               Кремень — камень с очень сильной энергетикой. Он делает своего владельца мужественным, смелым, сильным и предприимчивым. Ленивые и вялые люди под его влиянием становятся активными, энергичными и работоспособными. С древних времен кремень считался помощником путешественников. Считалось, что он охраняет человека от тягот пути, оберегает от возможного насилия, предупреждает о мошенничестве и обмане. Специалисты рекомендуют носить кремень в кармане с левой стороны. Находясь там, камень влияет на сердце, укрепляет физически и делает своего владельца великодушным и отзывчивым. Ношение кремня на шее наделяет человека способностью твердо отстаивать свое мнение, убеждать людей в своей правоте, дает дар красноречия, просветляет рассудок, помогает принимать быстрые и правильные решения. Кремень — замечательный хранитель жилища своего владельца. Он аккумулирует в себе всю негативную энергию, которая попадает в дом, и уничтожает ее. Астрологи рекомендуют носить кремень всем знакам зодиака, кроме Рыб. Людей, рожденных под этим знаком, он может сделать агрессивными, безрассудными и раздражительными. Кремень обладает целебными свойствами и активизирует воду, если его опустить в банку с водопроводной водой.

                                                                                                           

2.3. Очищающие свойства

                Согласно мнениям учёных,  кремний действительно мощный активатор воды и обладает значительными бактерицидными свойствами. Вода не портится, долго сохраняется, очищается. Издавна кремнием выкладывали дно и внутреннюю поверхность колодцев, так как было замечено, что люди, употреблявшие воду из таких колодцев, меньше болеют, и такая вода необыкновенно прозрачная, вкусная, целебная. При взаимодействии с водой кремень изменяет её свойства. Активированная кремнем вода действует губительно на микроорганизмы, подавляет бактерии, вызывающие гниение и брожение, в ней происходит активное осаждение соединений тяжёлых металлов, вода становится чистой на вид и приятной.             Богаты кремнием и минеральные воды. А вот рафинированный сахар практически лишен кремния. Только неочищенный желтый сахар имеет кремний и поэтому представляет большую ценность. Исследования показали, что в воде кремний подавляет бактерии, вызывающие брожение и гниение, осаждает тяжелые металлы, нейтрализует хлор, сорбирует   радионуклиды.

                                      Глава 3. Экологическое состояние воды в Тапхаре.

             Для оценки состояния водопроводной воды в домах с. Тапхар учитывались показатели химического состава. Так, в исследуемых пробах воды  из водопровода с.    Тапхар были обнаружены следующие химические элементы: бериллий, ртуть, аммоний, хром, марганец, медь, железо, нитраты, соли аммония, но все они содержатся в допустимых концентрациях.  В целом по заключению ЦСГЭН за 2008 год, состояние водопроводной воды является условно благоприятным.

-4-

Глава 4. Настаивание воды на кремне

Для получения кремниевой воды, я настаивала кремень в воде 3 дня.

 Из дневника моих исследований.

Вода с кремнием

Водопроводная вода

1 день

Промыла камни проточной водой, положила их на дно большой кастрюли с водопроводной водой.

Вода остаётся без изменений.

Вода остаётся без изменений

2 день

Ничего не предпринимала. Просто наблюдала.

Нижний слой воды, покрывающий камни стал мутный, с примесями ржавчины.

Вода остаётся без изменений

3 день

Верхний слой слила в стеклянную посуду, а нижний слой слила в раковину.

Вода оставшаяся стала прозрачной.

Вода стала желтоватой

7 и последующие дни

Вода осталась  прозрачной, чистой. Мы умываемся этой водой утром. Чай, сваренный кремниевой водой вкуснее. У брата начала заживать рана на руке.(Хотели ехать летом на источник).

 К концу недели вода в посуде становится мутноватой и появляется зеленоватая слизь.

         Так  получила я  активную кремневую воду. Использовали  по мере необходимости для питья, приготовления пищи. Периодически камни надо промывать проточной водой, чтобы удалить осевшие на них примеси. Необходимо заметить, что кремень в воде не «работает» вечно, его резервы не безграничны. Поэтому для полноценного эффекта желательно менять кремень каждые 6-8 месяцев.

Настаивание воды на кремне – один из древнейших способов очистки воды. Выкладывая колодцы кремнем, наши прадеды получали не только вкусную, родниковой свежести воду, но и защищали себя от инфекций. Кремень – минерал, в основе которого содержится двуокись кремния SiO2. Он является уникальным биокатализатором окислительно-восстановительных реакций в нашем организме.  Кремний определяет эластичность и гибкость стенок кровеносных сосудов, суставных хрящей, сухожилий, клапанов сердца, сфинктеров желудочно-кишечного тракта. Особенно богаты кремнием кожа, волосы, ногти, сосуды, роговица и радужка глаз, надпочечники, лимфоузлы, щитовидная железа. Дефицит кремния, усиливающийся с возрастом, ведет к развитию «болезней цивилизации»: атеросклерозу, инфарктам, инсультам, диабету, катаракте, полиартриту, импотенции. С дефицитом кремния сталкиваются не только пожилые люди, беременные и кормящие женщины, но и люди, перенесшие сильный стресс, имеющие повышенные нервные нагрузки, испытывающие хронические депрессии, неврозы, ведущие малоподвижный образ жизни, проживающие в неблагоприятных экологических районах, страдающие запорами, употребляющие нефильтрованную воду.

Глава 5. Фильтры для очистки воды

Существуют фильтры для очистки воды на кремнии: для обезжелезивания воды, для удаления нитратов, для удаления сероводорода, для умягчения воды, сорбционные фильтры осветлители, установки обеззараживания.

countertop_water_filters   Iron_and_manganese_water_filters_copy Nitrate_Water_Filters reverse_osmosis    undersink_water_filters                                                  Взаимодействия кремня с водой и обнаруженные при этом эффекты впервые были описаны белорусскими учеными более 20 лет назад. Исследования показали, что водный раствор в виде коллоидов кремния обладает бактерицидным действием. В нем погибают сапрофитные бактерии, простейшие, паразиты, грибки, вирусы. Настоянная на кремне вода повышает свою прозрачность и одновременно нейтрализует присутствующие в воде примеси: аммиак и соли аммония, железо, нитраты, хлор, ионы тяжелых металлов, ртутные и фосфорорганические соединения, радионуклиды. Доказано, что такая вода по показателям приближается к родниковой. Она не загнивает, не зацветает, а остается свежей и прозрачной. Можно с уверенностью говорить о многостороннем целебном действии на организм кремниевой воды: очищает от вредных примесей, способствует быстрому заживлению ран, ожогов, обладает бактерицидными свойствами, нормализует уровень холестерина в крови, укрепляет иммунную систему, поддерживает процесс восстановления костной ткани,  сухожилий и хрящей, усиливает рост волос и ногтей, обеспечивает эластичность в кровеносных сосудов, омолаживает и очищает кожу, предотвращает старение, положительно влияет на гормональный баланс, функцию предстательной железы, предотвращает инфицирование простейшими, Очень полезны и эффективны умывания кремневой водой, маски, настои трав, приготовленные на ее основе. Такая вода снимает раздражения, воспаления, сухость, угревую сыпь. К кремневой воде все чаще обращаются косметические салоны.

                                

Заключение.

Настоящая работа выполнена на основе результатов наблюдения, исследования, практического применения очищающих свойств водопроводной воды  кремнием.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что кремень очищает воду. В течение 2-3 дней на дно посуды оседает примесь и покрывает кремний.

Вода стала чистой, не загнивает, не зацветает, а остается свежей и прозрачной.

Мы её использовали в пищу, для мытья лица, для поливки цветов и растений. Очищенная кремнием вода благотворно влияет на наш организм.

Целебные свойства кремниевой воды я пока не испытала, но в будущем надеюсь на эффективность положительного воздействия на организм.

Я, думаю, что данная работа дает мне возможность  в дальнейшем отслеживать состояние водопроводной воды в Тапхаре т. к это непосредственно касается меня, моих родных, и даже будущего поколения. Хочу продолжить исследования не только очищающих, но и лечебных и магических свойств кремня. (Ношу в левом кармане камень кремния.)

Практические рекомендации.

С моей точки зрения, состояние воды используемой в бытовых, пищевых целях должно волновать каждого человека. Так как   чистая вода – это самый необходимый для жизни элемент. Сегодня катастрофический вред здоровью наносит неочищенная питьевая вода.

Для очищения воды предлагаю следующие меры:

1. Экологическая пропаганда населения;

2. Регулярный мониторинг состояния воды и её компонентов;

3. Утилизация отходов;

4. Закрытие свалок;

5. Обновление водопроводных труб.

6. Настаивание воды на кремнии;

7. Приобретение фильтров для очистки воды на кремнии;

                                

-8-

Используемая литература

  1. «Камень и человек» В.И. Лебединский, Л.П. Кириченко.

Издательство «Наука» Москва 1974г.

  1. «Замечательные минералы»В.И. Соболевский

Москва «Просвещение» 1983г.

  1. «Определитель поделочных и ювелирных камней» Ю.П.Солодова, Э.Д. Андреенко

Москва «недра»1985г.

  1. «Мир камня. Горные породы и минералы». В.Шуман

Москва «Мир» 1986г.

  1. «Энциклопедический словарь юного химика»

Москва «Просвещение»1990г.

  1. «Большая медицинская энциклопедия» Б.В. Петровский

Издательство «Советская энциклопедия»1979г.

  1. «Избавьтесь от паразитов…»Семёнова

                                



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки республики Бурятия

Иволгинское управление образования

МОУ Тапхарская средняя общеобразовательная школа Иволгинского района

Районная  научно-практическая конференция

учащихся начальных классов

«Первые шаги-2017»

«Экология»

Тема: «Берестяной туесок – как посуда для сохранения продуктов»

Автор: Буянтуева Анастасия, ученица 3 класса

МОУ Тапхарская средняя общеобразовательная школа

Дом. Адрес: РБ, Иволгинский район, с. Тапхар, дом 8, кв 8

Руководитель: Айсуева Надежда Алексеевна, учитель начальных классов

2017 г.

Содержание.

  1. Введение ………………………………………  ……………………………     3 стр.
  2. Актуальность исследования…………………………………………………      3 стр

3. Проблема, объект исследования,  цель, задачи…………………………….        3 стр

4.Основная часть………………………………………………………………...     4 стр

4.1.Что такое береста? …………………………………………………………..        4 стр

4.2.История бересты ……………………………………………………………        4 стр

4.3.Использование бересты……………………………………………………..        4 стр.

  1. Практическая часть…………………………………………………………..   5 стр

5.1. Мои исследования и наблюдения………………………………………….        5 стр.

5.2.  Дневник наблюдения………………………………………………………        5 стр.

5.3. Оберег Василиски……………………………………………………………        6 стр.

  1. Вывод…………………………….. ………………………………………….        6 стр.
  2. Список литературы…………………………………………………………….   6 стр

1.Введение

 «Береза – дерево с белой корой, твёрдой древесиной и сердцевидными листьями» - бесстрастно сообщает мне толковый словарь. Наверное, толковому словарю положено быть бесстрастным. Но спросите любого русского человека, есть ли в России дерево, которому поэты посвятили бы столько стихов, а народ – песен? Какое дерево можно смело назвать символом России? И я уверена, почти единогласным будет ответ – береза! Для русского человека нет дерева милее и роднее. И, наверное, не только потому, что она растет в нашей стране повсюду, от Заполярья до южных границ. Возможно, потому, что она вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе?

2.Актуальность  исследования

Продление срока хранения продуктов питания - важная проблема. Для сохранения продуктов нужно соблюдать определённые условия. Такая проблема возникла в нашей семье не так давно. Заплесневел хлеб, появился серый налет, испортилось яблоко. Мама говорит, что это работа грибка. Этот грибок часто появляется на хлебе, овощах в виде пушистого белого налета, который через некоторое время становится черным.  При комнатной температуре в домашних условиях плесень распространяется и развивается очень быстро. Так, в полиэтиленовом пакете на хлебе плесень становится видимой через двое суток, на овощах – через пять суток. А может попробовать сохранять в пластмассовой посуде или попробовать в берестяном туеске?  Как сохранить хлеб дольше?

Я провела исследование «В какой посуде хлеб сохраняется дольше»?

Тема моей исследовательской работы: «Свойства бересты»?

3.Проблема.

        Меня заинтересовала  проблема использования бересты. Мне захотелось узнать, действительно ли продукты в берестяных туесках хранятся дольше и смогу ли я сама сделать что-нибудь из бересты?

Объект и предмет исследования:

Береза, березовая кора, берестяной туесок, хлеб.

Цель работы:

Пронаблюдать и сравнить качество продуктов, хранящихся в посуде из искусственных материалов и берестяной посуде.

Методы:

Наблюдения, поиск, исследование.

Задачи:

  • Изучить литературу о березе и березовой коре;
  • Выяснить влияние свойств бересты на качество продуктов.
  • Попробовать обработать бересту и изготовить из неё поделку.
  • Рассказать ребятам о значении бересты.

4.Основная часть.

4.1. Что такое береста? Береста - это кора березы, которая является уникальным природным материалом. Это экологически чистый, удивительно нежный, красивый, мягкий и бархатистый, легко поддающийся обработке, материал.

 

4.2.История бересты. На Руси с давних пор плели лапти, корзины, игрушки, украшения и  посуду для дома. Раскопки принесли немало исторической информации о том, как использовали бересту. Интересные находки были обнаружены во многих регионах земного шара.

Но самое удивительное - это берестяные грамоты, на которых писали наши предки. На мягкой податливой поверхности буквы легко процарапывались острой костяной палочкой.  Отсюда и пошло их название — берестяные грамоты. Новгородские письма на бересте, пролежав в земле больше восьми столетий, дошли до нас.

 Новгородским берестяным грамотам почти 700 лет, а ведь все эти годы они лежали в земле.

4.3.Использование бересты.

В строительстве бересту использовали в качестве защиты от сырости. Благодаря водонепроницаемости и антисептическим свойствам береста предохраняла от гниения.

Зайдя в крестьянский дом, можно было увидеть много берестяной утвари, столь необходимой в хозяйстве: корзины, сумки, короба, туеса, солонки, плошки. Короба служили для хранения овощей, муки и круп. Туеса были незаменимыми для хранения молочных продуктов, меда, рыбы и солений.

 Береста обладает мощнейшим антигрибковым, антивирусным и бактерицидным действием.
Больше всего ценится другое достоинство туеска — вода, молоко или квас долго остаются в нем холодными, а горячая вода, наоборот, долго не стынет.

5.Практическая часть

5.1.Мои исследования и наблюдения.

Чтобы узнать, действительно ли в берестяном туеске хлеб хранится дольше,  чем в обыкновенной пластмассовой хлебнице, я  провела следующей эксперимент: положила два одинаковых кусочка хлеба, один в берестяной туесок, а другой в обычную пластмассовую хлебницу и оставили на одну неделю.

5.2.Дневник наблюдения

Дни исследований

В пластмассовой хлебнице

В берестяном туеске

1 день

2 день

3 день

4 день

5 день

6 день

7 день

Через неделю я обнаружила,  что в берестяном туеске хлеб по-прежнему мягкий и без признаков плесени, а в хлебнице – стал сухим и с плесенью.        

5.3.  Оберег Василиски. 

Бересту очень легко обрабатывать, и самыми простыми инструментами можно с успехом выполнять различные декоративные изделия.

Заготавливают бересту в конце мая или начале июня. В это время года она легко снимается и имеет красивый золотистый оттенок. Снимать бересту можно только с поваленных деревьев, там, где проводится их плановая рубка. Снимать бересту с дерева, стоящего на корню, нельзя: это принесет ему непоправимый вред.

6. Вывод.

         Хлеб сохранился дольше свежим, остался мягким в берестяном туеске. В пластмассовой хлебнице хлеб стал несъедобным, испортился, покрылся плесенью. Я сделала для себя вывод: нужно купить берестяную хлебницу и хранить в нём хлеб теперь. Можно хранить в берестяной посуде не только хлеб, но соль, крупы,  сахар и так далее.

   Если вы хотите иметь целебный воздух внутри помещения, чудесный запах, характерный для берёзового леса, защиту от вредного воздействия компьютера и бытовой техники советую приобрести у себя дома несколько предметов из бересты или сами смастерите поделку – оберег как у меня.  Издревле на Руси из бересты делали "берегинь" и "обереги". В основе этих терминов древнеславянское сакральное слово "Бер" - "то, что бережёт", защита от несчастий, охранитель, добрый Бог.

 Список литературы.

  1. Детская энциклопедия. М., «Педагогика», 1960 год.
  2. Детская домашняя энциклопедия. м., издательство «Знание» АСТ-ПРЕС, 1995.
  3. Интернет. Образовательные  сайты: «VIKI.ru»,  «Doktor», «Kompass».

        



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки республики Бурятия

Иволгинское управление образования

 МОУ Тапхарская средняя общеобразовательная школа

 Иволгинского района

Республиканская научно-исследовательская конференция

«Первые шаги в науку»

Номинация: «Культурология»

На тему: «Есть ли общее в орнаментах  эвенкийского и бурятского народов»

Автор: Камаев Артур, ученик 2 класса,

МОУ Тапхарская средняя общеобразовательная школа

Дом.адрес: республика Бурятия, Иволгинский район,

 с. Тапхар, дом 6, кв. 14

Руководитель: Айсуева Надежда Алексеевна,

 учитель начальных классов.

Содержание

1.Введение. Цель, задачи, объект и научная новизна                3 стр.

2.Основная часть.                                                                 4 стр.

2.1.Беседа с бабушкой. Опрос.                                                4 стр.

2.2.Что такое узор?                                                                4 стр.

2.3.Что такое орнамент?                                                        4 стр.

Бурятский народный орнамент

2.4.Бурятский геометрический орнамент.                                        5 стр.

2.5. Бурятский животный орнамент                                                5 стр.

2.6. Бурятский природный орнамент                                        5 стр.

2.7. Бурятский растительный орнамент                                        6 стр.        

Вывод 1.                

Эвенкийский народный орнамент                        

2.8. Эвенкийский геометрический орнамент                                7 стр.

2.9. Эвенкийский животный орнамент                                        7 стр.

2.10.Эвенкийский природный орнамент                                        8 стр.

2.11. Эвенкийский растительный орнамент                                8 стр.

Вывод 2.

2.12. Сравнительная таблица                                                        8 стр.

3. Практическая часть                                                                9 стр.

4. Используемая литература                                                        9 стр.

1.Введение. Актуальность исследования.

Эвенки - очень малочисленный народ, с трудом сохраняющий свою культуру и самобытность  в современных условиях. Проблема сохранения народной культуры волнует и  бурят.

И я решил,  сохраняя культурные ценности ознакомиться с узорами эвенкийского и бурятского народов.

Цель исследования: исследовать традиционные узоры эвенкийского и бурятского народов.

Задачи:

-пополнять коллекцию фотографий изделий с узорами;

-изучить литературу о традиционных узорах эвенкийского народа;

-выделить одинаковые элементы;

-создать альбом с узорами эвенкийскими и бурятскими;

Объект изучения:  узоры и орнаменты эвенкийские и бурятские

Научная новизна: новизна работы состоит в том, что  мной изучались образцы местного региона

2.Основная часть.

2.1. Беседа с бабушкой. Опрос.

Во время летних каникул я езжу к моей бабушке Меркуновой Татьяне Лаврентьевне в село Алла Курумканского района. Мы по национальности эвенки.  Там я видел  красивые эвенкийские узоры, украшающие  посуду,  национальную эвенкийскую одежду, обувь, шапку,  ковёр.

Когда приехал домой, я обратил внимание на подобные узоры. Узоры были на  пиалах,  дэгэле, шапке, сапогах, унтах, полотенцах.

2.2.Что такое узор?

 Узор – это изображение, состоящее из линий, а также красок и теней. От слова видеть зреть, узреть. Создавать узоры люди пытались еще в глубокой древности, нанося на поверхность предметов точки и простые линии. Со временем от примитивных набросков умельцы перешли к настоящим художественным шедеврам.  Так люди делали предметы красивыми.

2.3.Что такое орнамент?

 Орнамент – это чередование повторяющихся узоров. На эвенкийском звучит «оневур».

Бурятский национальный орнамент.

2.4. Геометрический орнамент.

Самым древним считается геометрический орнамент. Он состоял из прямых линий, зигзагов, спиралей, завитков, перекрестий, кругов, ромбов.

Мне понравился  «молоточный» орнамент. Их я видел дома на полотенце, на чашке. 20170416_210407

2.5. Животный орнамент20170416_211614

Бурятский народ издревле занимался скотоводством. Держали, размножали коней, коров, коз, баран, верблюдов. Поэтому они рисовали узоры, похожие на рога барана. «Бараний рог» называется ещё один из орнаментов,   означающий богатство народа. Считалось, если надевать украшения, пить из посуды с изображением орнамента «бараний рог» притягиваешь богатство, достаток

2.6. Природный орнамент.

Во все времена люди  берегли природу.  Жили  в согласии с ней.  Люди  учились у природы. Любуясь красотой природы,  они  рисовали горы, облака, солнце.  Это  называется   природным орнаментом.20170416_212055

20170416_211342

2.7. Растительный орнамент

Растительные орнаменты включают в себя изображения листьев, цветов. Человек учился их рисовать у самой природы.

Вывод 1. Таким образом я разделил орнаменты на 4 группы: геометрические, животные,  природные и растительные.

геометрические

животные

природные

растительные

Круг, молотки.

Рога барана  

Облака, горы, вода

Листья, цветы, стебли

20170417_212540

Эвенкийские узоры

2.8. Геометрический орнамент

Приезжая к бабушке я замечаю эвенкийские узоры. Это геометрические фигуры. У эвенков они состоят из квадратов, прямоугольников, зигзагов, крестов.

22.9. Животный орнаментsim5

Эвенки также занимались скотоводством, оленеводством. Ещё занимались охотой, рыболовством. У эвенков олень считается священным животным, потому что олень выручает в суровые морозы не только в качестве транспорта, но это ещё и одежда и мясо.   Орнамент «оленьи рога» является самым распространённым.

2.10.Природный орнамент20170417_212905

Красива природа северного края. В орнаменте запечатлены картины живой природы: солнце, звёзды, земля, северное сияние, горы, реки.

2.11.Растительный орнамент20170417_212822

Растительный мотив – это витые орнаменты с побегами, ягодами, цветами, плодами, листами, стеблями. Эвенки украшали растительным орнаментом украшения, предметы быта.

Вывод 2. Эвенкийский орнамент так же как и бурятский орнамент можно подразделить на 4 группы.

Когда я сравнил, то нашёл много общего.

2.12. Сравнительная таблица.

Бурятский орнамент

Эвенкийский орнамент

геометрический

животный

природный

растительный

Геометри

ческий

животный

природный

растительный

квадраты

Рога барана

вода

цветы

квадраты

Рога лося, быка

вода

цветы

прямоугольники

Рога с носом

гора

листы

прямоугольники

лягуш

ка

горы

листы

облака

стебли

кресты

жук

облака

стебли

зигзаги

зигзаги

бобёр

звери

плоды

Ушки зайца

Рате

ния

ягоды, ели

Из таблицы видно, что много одинаковых элементов в геометрическом орнаменте обоих народов, где есть прямоугольники, зигзаги, квадраты. Так же можно выделить общие элементы в растительном и природном орнаменте. Нарисованы рога в животном орнаменте. Только в бурятском орнаменте – рога барана, в эвенкийском – рога оленя.

Мне стало очень интересна работа мастеров, художников. Поэтому  я попробовал нарисовать некоторые из них.

3. Практическая часть.

Я создаю альбом с фотографиями изделий, мне интересны работы народных  мастеров. Пробую научиться рисовать орнаменты.20170418_14213320170418_142158

Список литературы:

1. Василевич Г.М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVII–XX вв.) - Л., 1969. 

2. Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока: Кн. для учащихся младших  классов. – М.: Просвещение, 1980. 
3. История и культура эвенов. - С–Пб,1997. – 179 С. 
4. Кривошапкин А. В. Эвены. - С-Пб, 1997. - 80 С. 
5. Мыреева А. Н., Марфусалова В.П., Захарова Ж.В. Традиционная культура эвенков – Якутск: изд. «Офсет», 2005. - 92 С.6.
 1. Ю.С. Андрейко Композиционные особенности традиционного бурятского костюма Общество, 19982.Бадмаева Р.Д. Бурятский национальный костюм. – Улан-Удэ:Бурят.книж.издательсво, 1987. – 144с.

6.Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Уч. Пос.Улан-Удэ, 2004. – 228с.

5.Бабуева В.Д. Мир традиций бурят. – Улан-Удэ, 2001. – 144с.

6. Интернет-ресурсы.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Documents\Документы сканера\переделанная черёмуха.jpg

 
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.

А рядом у проталинки

В траве среди корней C:\Users\user\Documents\Документы сканера\черёмуха.jpg

Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.


Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит
.

Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
 

C:\Users\user\Documents\Документы сканера\черёмуха фиолетовая.jpg

C:\Users\user\Documents\Документы сканера\толина берёза.jpg

Иллюстрации учащегося  3 класса

Харламова Евгения



Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Documents\Документы сканера\толина берёза.jpgC:\Users\user\Documents\Документы сканера\снова.jpg

Иллюстрации  учащихся 3 класса МОУ Тапхарская средняя общеобразовательная школа Иволгинского района

Классный руководитель: Айсуева Н.А.

Николай Алексеевич Некрасов

Дед  Мазай и зайцы

Старый Мазай разболтался в сарае:

"В нашем болотистом, низменном крае

Впятеро больше бы дичи велось,

Кабы сетями ее не ловили,

Кабы силками ее не давили;

Зайцы вот тоже, - их жалко до слез!

Только весенние воды нахлынут,

И без того они сотнями гинут, -

Нет! еще мало! Бегут мужики,

Ловят, и топят, и бьют их баграми.

Где у них совесть. Я раз за дровами

В лодке поехал - их много с реки

К нам в половодье весной нагоняет, -

Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Вижу один островок небольшой -

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

Тут я подъехал: лопочут ушами,

Сами ни с места; я взял одного,

Прочим скомандовал: прыгайте сами!

Прыгнули зайцы мои, - ничего!

Только уселась команда косая,

Весь островочек пропал под водой.

" То-то! - сказал я, - не спорьте со мной!

Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!"

Этак гуторя, плывем в тишине.

Столбик не столбик, зайчишко на пне,

Лапки скрестивши, стоит, горемыка,

Взял и его - тягота невелика!

Только что начал работать веслом,

Глядь, у куста копошится зайчиха -

Еле жива, а толста как купчиха!

Я ее, дуру, накрыл зипуном -C:\Users\user\Documents\Документы сканера\на бревне.jpg

Сильно дрожала... Не рано уж было.

Мимо бревно суковатое плыло,

Зайцев с десяток спасалось на нем.

"Взял бы я вас - да потопите лодку!"

Жаль их, однако, да жаль и находку -

Я зацепился багром за сучок

И за собою бревно поволок...

Было потехи у баб, ребятишек,

Как прокатил я деревней зайчишек:

"Глянь-ко: что делает старый Мазай!"

Ладно! любуйся, а нам не мешай!

Мы за деревней в реке очутились.

Тут мои зайчики точно сбесились:

Смотрят, на задние лапы встают,

Лодку качают, грести не дают:

Берег завидели плуты косые,

Озимь, и рощу, и кусты густые!..

К берегу плотно бревно я пригнал,

Лодку причалил - и "с богом!" сказал...

И во весь дух

Пошли зайчишки.

А я им: "У-х!"

Живей, зверишки!

Смотри, косой,C:\Users\user\Documents\Документы сканера\из лодки.jpg

Теперь спасайся,

А чур зимой

Не попадайся!

Прицелюсь - бух!

И ляжешь... Ууу-х!.."

Мигом команда моя разбежалась,

Только на лодке две пары осталось -

Сильно измокли, ослабли; в мешок

Я их поклал - и домой приволок,

За ночь больные мои отогрелись,

Высохли, выспались, плотно наелись;

Вынес я их на лужок; из мешка

Вытряхнул, ухнул - и дали стречка!

Я проводил их всё тем же советом:

"Не попадайся зимой!"

Я их не бью ни весною, ни летом,

Шкура плохая, - линяет косой... "