Системе дополнительного образования России исполнилось 100 лет

Баженова Вероника Александровна

Биолог Борис Всесвятский 15 июня 1918 года организовал биологическую станцию юных натуралистов и любителей природы. Это событие положило начало системе дополнительного образования в стране. Таким образом, сегодня ей исполнилось 100 лет.

После открытия станции в России появились первые кружки по интересам: ботаников, водолюбов, орнитологии и этимологии. Уже к 1925 году их число значительно увеличилось. Добавились кружки гидрометеорологии, звероводов, луговодов, цветоводов и фенологов.

«В современном российском обществе дополнительное образование детей — одно из важнейших составляющих образовательного пространства. Оно социально востребовано как система, органично сочетающая в себе воспитание, обучение и развитие личности ребёнка».

В 2018 году мы будем отмечать 100-летие системы дополнительного образования.

Для того, чтобы понять особенности этой системы, формирование и специфику работы руководителей и педагогов, необходимо обратиться к истории развития дополнительного образования. Особенности системы внешкольного образования мы можем изучить по трудам В.А. Березиной, В.П. Голованова, Л.Ю. Кругловой и др. Учёные выделяют несколько этапов развития системы дополнительного образования школьников:

1. дореволюционный (внешкольное образование);

2. советский (внешкольное воспитание);

3. современный (дополнительное образование детей).

Дореволюционный этап – возникновение внешкольного образования (1905 – 1917 гг.). Его первые формы – мастерские, дневные приюты для детей, спортивные площадки, оздоровительные колонии. Все эти учреждения были единичны и имели разные задачи. Одни вели культурно- просветительскую работу для малообеспеченных, другие создавали условия для развития и воспитания детей. Все эти формы работали на пожертвования и их деятельность строилась на принципах детского самоуправления, самореализации в различных видах деятельности, формировании у детей товарищества и ответственности.

После революции в 1917 году создаётся специальный отдел внешкольного образования. С этого года и по 1939 начинается период становления системы внешкольного образования (советский этап). Образование становится государственным и включается в общую систему народного просвещения. Появляются другие формы организации образования и воспитания детей, формируется научно-методическая база внешкольной работы, проводятся научные исследования и наблюдения за способностью личности, изучаются коллективные и групповые формы работы. Возникают станции юных техников, натуралистов, детские парки, дома культуры, детские спортивные школы. В 20-30-х годах расширяется круг задач внешкольных учреждений. Начинается ликвидация неграмотности, организация досуга детей, развитие познавательных и творческих интересов школьников, обучение навыкам участия в общественной работе. В этот период выпускаются различные журналы, создаются новые организационные системы. Педагоги стремятся не только увеличить число внешкольных учреждений, а осмыслить опыт и дать научно-методические основания внешкольного образования. Обновляются содержание и формы воспитательной работы, появляются общественные советы (педагогические, репертуарные, методические, шефские), укрепляется материальная база, расширяется аппарат управления, принципы и методы управления.

Следующий период – развитие (1940 – 1960). Развитие системы внешкольных учреждений в 40-50-е гг. XX века, по мнению исследователя О. Е. Лебедева, характеризуется реализацией четырех основных социально- педагогических функций: профессиональное и гражданское самоопределение детей; дополнительное образование; коммуникативная; методическая. В эти годы в деятельности внешкольных учреждений преобладает парадность и формализм, индивидуальная и клубные формы работы сменяются массовостью праздников. В 60-е годы XX века, в годы «оттепели», наблюдаются значительные изменения в характере деятельности внешкольных учреждений, воспитание приобретает «деятельностный» характер. Рождается и получает широкое распространение методика коллективного творческого дела И. П. Иванова («Коммуна юных фрунзенцев» в Ленинграде во Фрунзенском доме пионеров).

В эти годы в деятельности внешкольных учреждений приоритетными становятся: уважение к увлечению ребенка, его занятию в коллективе по интересам; демонстрация подростку общественной ценности его занятия, значимости его знаний и умений для коллектива; использование его личного интереса, знаний и умений в коллективных целях; изменение статуса ребенка в школьном коллективе на основе учета его успехов во внешкольном учреждении, участия в школьных делах; совместное изучение школой и внешкольным учреждением опыта подготовки актива; взаимная информированность педагогов внешкольных учреждений и школы о кружковцах. Деятельность учреждений определялась государством, появились методические центры, увеличилось количество педагогов, секций.

Третий период – расцвет (1961 – 1986 гг.). В 70-80-е годы XX века определились главные направления социально-педагогической деятельности, сложилась уникальная система работы с детьми, не имеющая аналогов в мире, включающая четко определенные задачи, содержание и формы внешкольной работы. Появились внешкольные дошкольные учреждения, которые учитывали интересы детей (театры, клубы по месту жительства, разновозрастные отряды). Массовая работа проводится в разных направлениях: ярмарки, конкурсы, акции. Внешкольные учреждения получают право самостоятельно разрабатывать программы, определять количество детских организаций и педагогический штат.

Четвёртый период – спад (1987 – 1992 гг.). Расходы на образование снижаются, распадаются пионерские и комсомольские организации. С 1993 года (современный этап) наступает период стабилизации. С принятием закона «Об образовании» внешкольные учреждения стали называть учреждениями дополнительного образования детей, в 1995 году выходит «Типовое положение об учреждениях дополнительного образования». С появлением закона об образовании создаются предпосылки для перехода от идеологизированной системы образования к системе вариативной; активизируется деятельность учреждений дополнительного образования; увеличивается их количество и работа учреждений, в отличие от школ, строится на творческом развитии личности ребёнка, свободе выбора деятельности, программ и форм работы; не урок, а творчество становится главным началом. Педагог и ребёнок находятся в сотрудничестве и сотворчестве.

Образовательные программы реализуются по типу: модифицированные, экспериментальные, авторские; по форме: дистанционные, очно-заочные, сетевые, электронные; по категориям детей: для детей с ОВЗ, для одарённых детей. Происходит расширение многообразия структурных элементов: клубы, студии, лаборатории, мастерские. Создаются творческие проектные, научно- исследовательские группы, советы, интегрированные объединения. Приоритетными видами деятельности среди девочек являются художественное образование, хореография и спорт. Среди мальчиков большой популярностью пользуются занятия спортом, информатикой и техническим творчеством.

В 2014 году утверждается Концепция развития дополнительного образования детей. Задачи этой Концепции – создать условия не для обязательности общего образования, а для проектирования пространства, где происходит самореализация личности, повысить социальную стабильность и справедливость в обществе, создавая условия для развития каждого ребёнка независимо от места жительства. Основными направления развития дополнительного образования, согласно Концепции, являются: поддержка организаций дополнительного образования, реализующих программы для детей в сельской местности; поддержка дополнительного образования в семьях, родительских сообществах; формирование системы государственных требований к доступности услуг дополнительного образования детей; проведение информационно-просветительской кампании для мотивации семей к вовлечению детей в занятия дополнительным образованием, повышению родительской компетенции в воспитании детей.

Основной акцент работы направлен на развитие и самоопределение детей и подростков. Поставлены ключевые цели: к 2020 году увеличить количество детей от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование (до 76%); занимающихся физической культурой и спортом во внеурочное время (до 62%); участвующих в региональных, международных, межрегиональных, всероссийских олимпиадах, творческих конкурсах, соревнованиях (до 47%). В области не только сохраняется сеть учреждений дополнительного образования, но и принимаются меры к расширению инфраструктуры. Ежегодно строятся не просто новые здания, а создаются научно-образовательные и социально-культурные комплексы. Также в области запущен механизм интеграции дошкольного, дополнительного и общего образования, в том числе с использованием межведомственных ресурсов сфер культуры и спорта. В целях расширения спектра образовательных услуг и повышения качества дополнительного образования детей организована работа по развитию внестационарных форм оказания дополнительных образовательных услуг для детей в сфере культуры, искусства и спорта на базе школ и детских садов – «выездных классов». Таким образом, в истории развития дополнительного образования произошли значительные изменения в формах деятельности, функциях и результатах. Можно сказать, что на сегодняшний момент в системе сформировались следующие функции: социальная (удовлетворение социального спроса, родительского спроса, экономического и детского спроса); психологическая (развивающая, консультационная, релаксационная); образовательная (профессиональное самоопределение, образование по дополнительным предметам). Удалось сохранить уникальную систему обучения и воспитания.

Почти столетняя история дополнительного образования убеждает нас в его нужности и востребованности для детей, родителей, для всей системы российского образования в целом. Среди основных черт дополнительного образования сегодня стоит отметить многоаспектность инфраструктуры: успех воспитания детей в совместных усилиях системы образования, области спорта и культуры, активных действиях лидеров молодежной политики и неравнодушных участников общественных движений. Многие родители отмечают важность таких показателей в оценке системы дополнительного образования как общедоступность и бесплатность. Педагоги, сравнивая систему дополнительного образования с зарубежным опытом, считают российскую систему самой гибкой, по-хорошему изменчивой, восприимчивой ко всему полезному в опыте работы самых разных стран. Сегодня в системе дополнительного образования на занятиях встречаются талантливые взрослые и одаренные дети, а это значит, что у нашей страны яркое будущее. Будущее, которое реализуется через ребят, которые сегодня развивают свой потенциал на занятиях допобразования – подрастают настоящие профессионалы в самых разных сферах деятельности, а объединяет их одно очень важное качество – они готовы развиваться, личностно расти в течение всей жизни, а привили им эту способность педагоги дополнительного образования. Оглядываясь на прошлое и заглядывая в будущее можно твердо сказать России нужны личности, а это значит система дополнительного образования будет развиваться.

автор: Тянутова Е. А.