Летний лагерь

Попок Виктория Александровна

Ежегодно принимаю участие в организации летнего оздоровительного лагеря, как в качестве воспитателя,  так и в качестве начальника лагеря.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СИНГАПАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ПРИКАЗ

13.03.2019                                                                                                         № 138

п. Сингапай

Об организации работы оздоровительного лагеря

 с дневным пребыванием детей в период весенних каникул

Руководствуясь постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27.01.2010г. № 21-п «О порядке организации отдыха и оздоровления детей, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре», во исполнение муниципальной программы «Образование 21 века на 2017 – 2020 годы» утвержденной постановлением администрации Нефтеюганского района от 31.10.2016 года № 1790-па-нпа,  с целью организации весеннего каникулярного отдыха детей, проживающих в Нефтеюганском районе,  п р и к а з ы в а ю:

1. Организовать оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей в период весенних каникул  с 25.03.2019 г. по 29.03.2019 г.

2. Поручить Москалюк Н.А., заместителю директора по ВР, организацию работы оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей в период весенних каникул на базе НРМОБУ «Сингапайская СОШ».

3. Назначить Попок В.А., учителя истории и обществознания, ответственным за организацию оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей в период весенних каникул.

3.1. Поручить Попок В.А. провести проверку работников, при приеме оформлении дополнительных соглашений на работу в оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей в период весенних каникул на наличие (отсутствия) судимости и (или) факта уголовного преследования.

4. Поручить Исламовой Р.Ф., заместителю директора по безопасности, обеспечить Попок В.А. пакетом документов согласно номенклатуре по охране труда и технике безопасности.

5. Поручить Фурс И.В., заместителю директора по АХР, подготовку помещений, задействованных в лагере, в соответствии с требованиями охраны труда и нормами СанПиНа.

6. Поручить Литвак М.А., медицинской сестре, подготовить медицинский кабинет для обслуживания воспитанников оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей в период весенних каникул; обеспечить соответствие санитарно – эпидемиологическим требованиям санитарно – технического состояния пищеблоков; обеспечить наличие сопроводительных документов, удостоверяющих качество и безопасность пищевых

продуктов, поступающих на пищеблоки и соответствие их гигиеническим требованиям,  предъявляемым  к продовольственному сырью и пищевым продуктам.

7. Т.П. Сучковой, секретарю руководителя образовательного учреждения, ознакомить сотрудников с данным приказом под роспись.

8. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой.

       Директор школы                                                                  Л.В. Коновалова  

С приказом № 138 от 13.03.2019 г. ознакомлены:

Фамилия И.О.

Подпись

Дата

1

Москалюк Н.А.

2

Попок В.А.

3

Исламова Р.Ф.

4

Фурс И.В.

5

Литвак М.А.

6

Сучкова Т.П.



Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Сингапайская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:                                                                                  Утверждаю:                                                                                    Заместитель главы                                                                           Директор НРМОБУ  

Нефтеюганского района                                                                 «Сингапайская СОШ»  

В.Г. Михалев ___________                                                             _______________ Л.В. Коновалова

                                                                                       

                                                                                                           приказ № 81 от «13» февраля 2019 г.

 

Дополнительная общеобразовательная программа

Направленность: социально-педагогическая

Возрастная категория: от 7 до 18 лет

Срок реализации: 25.03-29.03.2019 г.

Автор программы: В.А. Попок, учитель истории

https://yt3.ggpht.com/a-/AJLlDp0VvM2zAGjdtaxR3aqbSlVxf5hSPAEXPOFGZw=s900-mo-c-c0xffffffff-rj-k-no

Сингапай, 2019 год

        

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

 

 1.  Полное название программы

Программа деятельности лагеря

с дневным пребыванием детей в период весенних каникул «В поисках знаний»

2.  Автор программы

В.А. Попок, учитель истории.

3.  Руководитель программы

Л.В. Коновалова,  директор школы.

4.  Территория

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Сингапайская средняя общеобразовательная школа»

5.  Адрес предприятия

628304, Нефтеюганский р-н, п. Сингапай, д.35-А

6.  Телефон

293-093; 293-094.

7. Сроки реализации

25.03.2019 г. – 29.03.2019 г.

8.  Форма проведения

Лагерь с дневным пребыванием для детей  от 6 до 18 лет.

9.  Цель программы

Создание условий для интеллектуально-творческого роста, позитивного личностного становления, самореализации личности детей и подростков.

10.  Направления программы

- Социально-педагогическое.

- Познавательно-интеллектуальное.

- Творческое.

11. Место проведения

Территория школы.

12. Общее количество участников

80

13. Условия участия в программе

1.  Желание детей, подростков.

2.   Необходимый пакет документов от законного представителя ребенка.

14. Особая информация и примечания

Программа лагеря «В поисках знаний»:

- рассчитана на 5 календарных дней;

- позволяет максимально организовать занятость детей как младшего школьного возраста, так и старшеклассников;

- предоставляет возможность выбора самореализации и повышения уровня знаний;

- способствует созданию единого воспитательного пространства поселка.

 

 

 

 

Пояснительная записка

Актуальность программы

          Основные направления программы – познавательно-интеллектуальное, творческое. Учащиеся всех возрастов очень любознательны, им все интересно, у них возникает очень много вопросов. Весенний лагерь открывает большие возможности для развития познавательных интересов детей. В пришкольном лагере свободное время ребенка заполнено полезными делами. В лагере учащиеся могут получить дополнительные знания, укрепить свое физическое здоровье, обогатиться новыми впечатлениями. Пребывание в лагере дает возможность ребенку попробовать свои силы в чем-то для него новом, проявить себя, открыть ранее совершенно неизвестную до этого деятельность. Участие ребенка в мероприятиях, конкурсах способствует повышению его мотивации к учебной и внеурочной деятельности в классе, школе в течение учебного года.

           Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.

          В последние годы очевидно возрастание внимания к организации каникулярных оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Обязательным является вовлечение в лагерь детей-сирот, ребят из многодетных и малообеспеченных семей, детей «группы риска».

  Программа «В поисках знаний» основывается на следующих принципах:

         1. Принципы самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения подростков в ту или иную деятельность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха; поощрение достигнутого.

        2. Принцип включенности детей в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены или дня; предоставление возможности и право отстаивать своё мнение.

          3. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений и вредных привычек, создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения; формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.

         4. Принцип сочетания воспитательных и образовательных мероприятий с трудовой деятельностью детей предусматривает: режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического дня; активное участие детей во всех видах деятельности.

Нормативной правовой базой программы являются следующие документы:

  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Конституция РФ;
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.98 г. № 124–ФЗ;
  • Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197–ФЗ;
  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;
  • Федеральная целевая программа «Организация летнего отдыха детей» (включенная в состав президентской программы «Дети России»). Предусматривает систему мер по развитию сети оздоровительно-образовательных учреждений, действующих в период школьных каникул. Безопасность в условиях летнего лагеря. Материалы государственного комитета РФ по молодежной политике. Журнал «Народное образование «4-5 2000 г. Стр. 269.
  • Приказ Министерства Образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688 «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха».
  • Постановление Главного государственного врача РФ от 01.01.2001 г. № 25 «Об утверждении Сан Пин 2.4.4.2599 – 10»- «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»;
  • Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников образовательных учреждений (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 27.03.2006 г. № 69)
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.4.4.1204 - 10(введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 апреля 2010 г. N 29)
  • Муниципальная программа «Социальная поддержка жителей Нефтеюганского района на 2014-2020 годы» утвержденный постановлением администрации Нефтеюганского района от 23.10.2013г. № 2811-па;
  • Устав НРМОБУ «Сингапайская СОШ».

Программа базируется на принципах  толерантности, гуманизации, демократизации, дифференциации, предполагающих, прежде всего, привитие каждому ребенку любви к Отечеству, раскрытие  в  каждом ребенке глубинных духовных сил, воспитанных на сохранении  природного и культурного богатства  страны, развитие ребенка  в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями;  воспитание у ребенка  творческой  активности и инициативы. Программа вносит определенный вклад в решение ФГОС, способствует формированию социальной компетентности подростков, способствует развитию их социальной активности и общекультурному развитию личности.

Данная программа по своей направленности является комплексной, то есть включает в себя разноплановую деятельность, направленную:

  • на творческое развитие личности;
  • коррекция поведения;
  • спортивное оздоровление;
  • познавательную деятельность,
  • гражданско-патриотическое воспитание,
  • экологическое и т.д.

Педагогическая идея программы

Укрепление духовного, нравственного, психического и физического
здоровья детей и подростков, создание условий для приобретения ими
позитивного опыта, сознания и готовности строить свою жизнь на основе
сознательного отношения к своему здоровью, саморазвитии,
самореализации и самоопределении.

Новизна программы

Новизна дополнительной общеразвивающей программы смены заключается в способе организации образовательной деятельности - погружении участников программы в интенсивную школу культурно-просветительных мероприятий (теоретические занятия, конкурсы, проекты, викторины, игры и др.)

Педагогическая целесообразность

Программа по своей направленности является модульной, то есть, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях лагеря. Целесообразность программы раскрывается во всех аспектах образовательного процесса – воспитании, обучении, развитии. 

Просвещение и воспитание подростков в рамках программы реализуются через комплекс теоретических и практико-ориентированных занятий.

Организация проектной деятельности и творческих практикумов рассматривается в программе как один из эффективных способов получения и демонстрации данных знаний и умений, осмысления собственного отношения к обществу в целом.

Понятийный аппарат программы:

Предметные результаты (по ФГОС) - конкретные элементы социального опыта (знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности), освоенные обучающимися в рамках отдельной области знаний.

Личностные результаты (по ФГОС) - ценностные ориентации обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы деятельности, социальные чувства, личностные качества.

Метапредметные результаты (по ФГОС) - обобщенные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися в процессе изучения нескольких или всех учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в различных жизненных ситуациях.

Социокультурный опыт - особая система традиционных и актуальных культурных норм и ценностей, транслируется, сохраняется и воспроизводится в социально-культурной практике.

Социально-правовой опыт - особая система правовых норм и ценностей, транслируется в социально-правовой практике.

Социокультурный опыт ребенка - эффект от пережитых ребенком ситуаций или событий, апробированные в собственной практике способы взаимодействия с объектами социального пространства, подтвержденная в деятельности информация о окружающем мире, освоенные эмпирическим путем и апробированные в практической деятельности знания.

Цель программы

Создание условий для интеллектуально-творческого роста, позитивного личностного становления, самореализации личности детей и подростков.

Планируемые результаты освоения программы:

Личностные результаты

  • опыт успешной самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности (познавательной, творческой, игровой);
  • опыт проявления социально-нравственной позиции различных уровней в деятельности (позиций активного участника, организатора и др.);
  • опыт принятия самостоятельных решений и поступков в ситуациях нравственно-этического выбора;
  • опыт наблюдения позитивных образцов самореализации личности (сверстников, значимых взрослых) в деятельности.

Метапредметные результаты

  • опыт целеполагания, планирования, прогнозирования познавательной деятельности и возможных ситуаций, контроля своих действий в процессе достижения результата, определения способов действий в рамках предложенных условий и требований, корректировки своих действий в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивания правильности выбора способов действий и корректировки своих действий в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • опыт самостоятельного поиска и выделения необходимой информации, структурирования знаний, выбора наиболее эффективных способов решения познавательных задач, опыт применения полученных в ходе учебного процесса знаний, умений и навыков в личной и социально значимой деятельности;
  • опыт организации совместной деятельности и общения с педагогами и сверстниками, индивидуальной работы и работы в сотрудничестве с группой, разрешения конфликтов на основе согласования позиций и учета интересов, аргументированного отстаивания своего мнения, выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Предметные результаты

  • повышение этической, эстетической и культурологической  грамотности детей  о своей малой родине, Югре и других народов Земли. Осознание взаимопроникновения культур  народов мира;
  • поиск и выделение необходимой информации; постановка и формулирование проблемы;
  • анализ объектов с целью выделения признаков, синтез – составление целого из частей; преобразование информации из одной формы в другую.

Система оценки достижения планируемых результатов

Эффективность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы организации напрямую зависит от степени включенности обучающегося в разнообразные виды учебно-познавательной, творческой и общественно-полезной деятельности, диалогического общения и межличностного взаимодействия участников программы.

Основным объектом оценки личностных, предметных и метапредметных результатов является сформированность разнообразных видов социокультурного и социального опыта обучающегося.

Эффективность реализации образовательной программы проводится на основании качественного и количественного анализа. Уровень достижения результата определяется в условно обозначенные периоды лагерной смены (организационного, основного и заключительного) разнообразными диагностическими методами (анкетирование, наблюдение, самооценка, экспертные оценки и т.п.).

Выделяются два основных блока оценки качества реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

  • уровень достижения приоритетных для дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы результатов;
  • уровень удовлетворенности обучающихся от участия в данной программе.

https://pbs.twimg.com/profile_images/449258355442216961/nXJTujOt_400x400.jpeg

Содержание деятельностиОписание: http://dodddt.isil.obr55.ru/33_t_akademi/logo_akademi.png

     Весенний интеллектуальный лагерь является лагерем с дневным 6-ти часовым пребыванием для учащихся 1–11-х классов в помещениях НРМОБУ «Сингапайская СОШ». Лагерь работает в период весеннего каникулярного периода.  В лагерь принимаются дети от 6 до 18 лет по их желанию с согласия законных представителей.  Обеспечивается двухразовое горячее питание на базе школы. Лагерь работает в течение 5 дней.

Программа предполагает организацию в течение смены занятий (мероприятий) разной научно-учебной, познавательной направленности. Автор программы рекомендует, с учётом современных условий образования, подбирать в план работы (занятий) те дисциплины, которые необходимы воспитанникам (преимущественно выпускникам образовательного учреждения)  при сдаче единого государственного экзамена – 100% заинтересованность, мотивация и отдача. Необходимо отметить, что весенний лагерь направлен, в том, числе и на подготовку выпускников к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

 Дата

Мероприятие

Форма проведения

25.03.2019http://ok-susanino.muzkult.ru/img/upload/2808/image_image_829269.jpg

 1. День знакомств и открытий.

  • Здравствуй, лагерь, здравствуй друг!
  • «Гиннесс шоу».
  • День математики.

Игровая программа.

Познавательно-игровая программа.

26.03.2019http://zaplati-i-leti.com.ua/wp-content/uploads/2016/01/Eksperement.jpg

 2. День экспериментов.

  • Научное шоу «Экспериментикум».
  • Игровая программа «Зоостров».
  • День химии и биологии.

Интерактивная лекция

Познавательно-игровая программа. Викторина.

27.03.2019

https://scontent-cdt1-1.cdninstagram.com/t51.2885-19/s320x320/21147422_125488928097218_6884379834395394048_a.jpg

 3. День знаний. 

  • Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
  • Научное шоу
  • День истории и обществознания.

Интерактивная лекция

Познавательно-игровая программа.

28.03.2019http://citymolod.ru/thumbs/w800-h700/V64iwISEPZI.jpg

4. День здоровья.

  • «Веселые старты»

  • «Путешествие в сказку»
  • День ОБЖ и физической культуры.

Спортивное мероприятие.

Викторина

29.03.2019https://www.belhard.com/ru/images/roblablogo.png

 5. День инженерии.  

  • Выставка «Легомания».
  • Квест «7 чудес света».
  • День информатики и физики.

Лекция-презентация.

Творческий практикум.

Игра-путешествие.

Система мотивации и стимулирования участников программы

Система поощрения за победы в конкурсах: индивидуальная, командная, отрядная; игровые звания, знаки отличия.

Информационно-методическое обеспечение программы

Система анализа реализации программы:

• проведение для педагогов обучающих занятий и обучающих мероприятий;

• создание информационных стендов, методических тетрадей или папок с материалами программы, памяток, карт, дневников и прочих информационных материалов;

• проведение исследований, систематизация результатов реализации программы, промежуточные и итоговые совещания, посещение и анализ ключевых дел программы и проч. (викторины, конкурсы, творческие задания).

Особенности материально-технического обеспечения программы:

Материально – техническое обеспечение предполагает наличие в лагере:

•   отрядные комнаты;

•  комнаты для занятий;        

•  столовая;

•  спортивный зал;

•  медицинский кабинет;

•  школьная библиотека.

Методическое обеспечение предусматривает наличие необходимой документации:

• программы деятельности;

• плана работы на смену;

• методические пособия;

• сценарии мероприятий, разработанные педагогом-организатором школы.

Кадровое обеспечение

Педагогический коллектив, который работает в лагере, состоит из опытных педагогов – преподавателей школы, имеющие первую и высшую  квалификационную категорию. Работа в лагере осуществляется под наблюдением  медицинского работника школы. Имеются квалицированные работники столовой. В рамках Молодежного трудового отряда Нефтеюганского района, в лагере работают 4 вожатых.

В соответствии со штатным расписанием  в реализации программы участвуют:

  1. ответственный за организацию лагеря – организует, планирует, контролирует работу лагеря;

2. педагог-организатор - организует работу по плану смены в соответствии с программой, обеспечивает отслеживание результатов;

3. медицинская сестра - наблюдает за здоровьем детей, ведет мониторинг антропометрии;

4. воспитатели (количество отрядов – 5; количество воспитателей – 10) - работают с детьми, участвуют в подготовке и проведении мероприятий в соответствии с планом смены, помогают детям в разработке творческих, коллективных дел;

5. вожатые - помогают воспитателям в подготовке отрядных дел, в подготовке мероприятий, активно участвуют во всех мероприятиях, проводимых в течение смены, помогают в организации детей во время выходов; организуют игры, развлечения;

6. инструктор по спорту – координирует физкультурно-спортивную работу лагеря, организует утренние зарядки, спортивные игры и развлечения, ведет пропаганду здорового образа жизни.

   

Критерии эффективности реализации программы:                                    

   

Субъект образовательного процесса

Критерии результативности программы

Способы оценки

результативности

Обучающийся

Рост познавательной активности подростков.

Анкета удовлетворенности

обучающихся

Педагог

Рост социальной компетентности педагогов.

Рефлексия,

совещание по итогам смены

Родитель

Отсутствие отрицательных отзывов от родителей

в процессе реализации программы.

Анкета удовлетворенности

родителей

ДОЛ

Разработка новых технологий по просвещению подростков.

Внутренняя и внешняя

экспертиза

Возможные риски и пути их преодоления

Фактор риска/Меры профилактики

Низкая активность детей в реализации программы

Выявление индивидуальных способностей и интересов ребенка для приобщения и занятости другой деятельностью (социально-значимой, спортивной, организационной и т.д.).

spring-ul.jpg

Список литературы

  1. Аладко О.И. Система массового вовлечения школьников во внеурочную социально значимую деятельность: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 Томск, 2009 с. 24.
  2. Алемаскин М. А. Воспитательная работа с подростками. — М.: Знание, 2009.—211с.
  3. Амонашвили Ш. Педагогика сотрудничества. М., 1990.
  4. Бобнева М.И.Социальные нормы и регуляция поведения / Бобнева Маргарита Исидоровна.- М.: Наука, 1978. - 310 с.
  5. Божович Л. Я. Личность и ее формирование в подростковом возрасте. Психологический журнал. 2013. № 1. — С.46-51.
  6. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / под ред. Д.И. Фельдштейна ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 349 с.
  7. Борнеман О. Легко ли быть подростком?: пропаганда правонарушений и пропаганда здорового образа жизни / О. Борнеман // Библиополе. - 2009. - №6. - С. 15-19.: ил. - (Слово специалисту).
  8. Голубев Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. П., 1988.
  9. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007г.
  10. КаленицТ.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. М.,: Просвещение, 1980
  11. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.
  12. Концепция воспитания школьников в современных условиях «Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся, родителей». Издательство ИТПи МИО, 1993.
  13. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. — М.: Просвещении, 2009. — (Стандарты второго поколения).
  14. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. Пособие для студ. сред. нед. учеб, заведений. — 2-еизд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 256 с.
  15. Летний оздоровительный лагерь. Нормативно-правовая база. Составитель Е.А. Горбункова. Волгоград 2006г.
  16. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией д-ра пед. наук. проф. Е.С. Полат. Москва 2008г.
  17. Петров А.Т. Подходы и принципы проектирования летнего детского лагеря.
  18. Рейковский Я. Проблемы психологии мотивации. - М., 1997.
  19. Сборник методических рекомендаций по комплексной программе творческого развития личности. М., 2002г.
  20. Социально - педагогическое взаимодействие: проблемы, перспективы, реалии: / под общ. ред. Е.Н. Барышникова /Сб.ст. участников Всероссийской научно - практической конференции с международным участием. СПб. Политехй. ун-т, 2010.
  21. Шуркова Н.Е., ПитюковВ.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.
  22. Организация каникулярного отдыха детей и подростков. М., 1997.