Валеева Рамиля Фаритовна

Сайт учителя химии и биологии

Творить добро везде и всюду

Профессия: учитель химии и биологии

Профессиональные интересы: Проводить химические эксперименты, создавать презентации к урокам.

Увлечения: Вязание, моделирование мусульманской одежды, выпечка пирогов, езда на велосипеде

Регион: Республика Татарстан

Населенный пункт: с.Тингаш, Буинский район

Место работы: МБОУ"Альшиховская средняя общеобразовательная школа Буинского района РТ"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/valeeva-ramilya-faritovna
«Благословен тот человек, который занят любимым делом, работой, в которую он может вложить всю свою душу, и которая позволяет полностью воплотить в жизнь весь потенциал, заложенный в этом человеке».
Бэрроуз Джон


О себе


Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Коран, Гариф Ахунов "Клад", Аяз Гыйляжев "Рана", Махмуд Хасанов "Весенняяя зарница",Шамиль Ракипов "Звездные ночи", Мусагит Хабибуллин "Кубрат хан", Ибрагим Салахов "Рассказы Колымы", Харун Яхья "Чудо Корана".

Мой взгляд на мир

 

В чём счастье человека?

 
Каждый человек хочет стать счастливым, ищет его, борется за него. Я считаю себя счастливым человеком, потому что у меня есть любимая профессия, дети, семья. Но полное счастье для себя и своей семьи я нашла в исламе.
Я пришла к исламу 9 лет тому назад. В мечети я начала постигать азы религии. Открыла то, что ислам –это целая наука о том, как воспитывать детей, как вести себя в горе и радости, как относится к окружающему миру. Совсем недавно завершила изучение книги «Чудо Корана»Харуна Яхьи . Я узнала то, о чём не догадывалась в течении всей жизни. К примеру в Оксфордском университете(Великобритания)сделано открытие, касающееся намаза. Оно позволяет ответить на вопрос: «Почему мусульмане совершают намаз именно пять раз в сутки и в определенное время».Научная информация подсказывает, что в организме человека имеется 360 суставов, почти все из них участвуют в движении, которое наше тело совершает на протяжении всего дня. Наука свидетельствует о том, что в течении суток существует время, когда отложение солей достигает критической точки. Это время совпадает временем совершения намазов.
Религия позволяет мне понять себя, окружающий мир, помогает противостоять испытаниям. Учит сдерживать себя, помогает в моей профессии работать с детьми, понять религии других народов. Изучаю связь религии с наукой и культурой. Эти знания мне помогают при организации учебно - воспитательного процесса таким образом, чтобы сознание учащегося не оказалось затуманенным мистикой и мифическими представлениями, чтобы его кругозор расширился, а не сузился, чтобы его понимание окружающего мира стало более глубоким, а мировоззрение – вполне научным.

Мои достижения

 

Почетная Грамота ЦС ВПО им.В.И.Ленина
(1987г.),Почетная Грамота РОО(1991г.)
Почетная Грамота РОО (2005г),Почетная Грамота РОО (2009г),Диплом «Учитель цифрового века» (2012г).

Моё портфолио

 

Здравствуйте ! Я- Валеева Рамиля Фаритовна. Учительница химии и биологии. Представляю Альшиховскую среднюю общеобразовательную школу. Общий стаж составляет 29лет, педагогический стаж-27лет, из них 14лет посвятила химии. Я классный руководитель 6 класса. Нас пятнадцать. Мы призёры районных олимпиад, спортивных соревнований, участники конкурсов чтецов, сочинений и рисунков.
Целью педагогической деятельности является:
Считаю первоочередной задачей сообщить учащимся экологические, природоохранные знания, формировать экологическую культуру.
Считаю очень важным в своей работе формирование у учащихся потребности в освоении предмета химии в связи с многообразием химической продукции, используемой человеком, и с правилами безопасности, со здоровьесберегающими технологиями.
Формирование умений как способности человека выполнять какую-либо деятельность или действия на основе ранее полученного опыта я рассматриваю как основную задачу процесса обучения.

Специальные и общеучебные умения успешно формируются при правильном сочетании разнообразных методов и приёмов обучения, целесообразном использовании дидактических средств: натуральных объектов, изобразительных пособий, а так же современных средств обучения. Так, при изучении органической химии для развития у учащихся умение анализировать, делать выводы, сравнивать, использовать химические понятия, формулировать их определения использую демонстрацию видеофильмов.

В школьном курсе органической химии наибольшее значение имеют понятия, составляющие теорию строения, так как они позволяют объяснять различные химические явления, свойства органических веществ. Современный курс органической химии включает не только классическую теорию химического строения, но и электронную теорию химической связи и вопросы стереохимии, на основе которых учащиеся глубже усваивают материал о зависимости свойств веществ от строения. Строение веществ рассматривается на различных теоретических уровнях: атомно– молекулярном, электронном и квантово-механическом- с использованием преимущественно качественной характеристики метода валентных связей и понятия о гибридизации электронных орбиталей. При переходе от неорганической к органической химии соотношение конкретного и абстрактного материала меняется в сторону увеличения доли абстрактного. Многие понятия органической химии связаны с явлением микромира. Это касается электронной природы химической связи, стереохимических понятий, при изучении которых отсутствует возможность проведения химического эксперимента. Традиционные дидактические средства: плакаты, рисунки, шаростержневые, масштабные и другие модели не дают ученику чёткого представления о формах и способах перекрывания электронных облаков в молекуле вещества, распределении электронной плотности, не позволяет показать явление образования химической связи в динамике. Эти проблемы успешно решаются при использовании на уроке компьютерных презентаций.

Компьютерные презентации - эффективный метод представления и изучения любого материала. При представлении материала в графиках, картинках, таблицах, тезисах, виртуальных моделях включаются механизмы не только звуковой, но и зрительной и ассоциативной памяти. Возможность вставлять в презентацию любые объекты делает её особенно привлекательной при изучении сложных тем, если необходимо показать модели (модели молекул, строение атома, строение кристаллических решёток), процессы (механизмы реакций, ход реакции, растворение веществ, явление гибридизации).

На первых этапах изучения органической химии большую трудность представляет пространственное строение молекул, В учебниках химии приводятся лишь несколько рисунков по строению молекул органических веществ. Так как рисунок плоский и двухмерный, то как выглядит в пространстве не все могут представить. А в случае применения компьютерных технологий любой объект может быть представлен не только в строго определенной, зафиксированной форме на плоскости, его можно перемещать в пространстве и рассматривать под разными углами. Применяя компьютер, производим необходимые действия не в голове, а прямо на экране и тут же видим результат. Неоценима роль такой технологии в процессе обучения для понимания учащимися ключевых понятий. Значит можно создать и использовать на уроках презентации в виде различных слайдов по многим темам общей и органической химии. Если информации не достаточно можно при помощи гиперссылок перейти на диск по теме и посмотреть анимационный ролик, дающий нужную информацию.

Использование компьютерных презентаций на уроках позволит сделать преподавание химии содержательнее, нагляднее, интереснее, зрелищнее, эмоциональнее, эффективнее. Презентация органично впишется в структуру урока, сопровождая лекцию.

Я ещё в своей работе успешно применяю готовые СD-RV, видеодиски, которые содержат огромную информацию.

Помимо различного рода демонстраций опытов, моделей, кинофильмов, таблиц, диапозитивов есть ещё один наглядный метод организации учебной деятельности, который выделяется среди всех остальных своей оригинальностью и непохожестью – это учебные экскурсии. Они помогают осуществлению связи преподавания химии с жизнью. Считаю, что никуда не будет годна школа ,которая будет оторвана от жизни, которая не будет помогать ребятам изучать окружающую их жизнь. Весь уклад нашей жизни требует того, чтобы школа учила подрастающее поколение изучать жизнь и преобразовывать её. В нашей местности экскурсии можно организовать на : 1)сахарный завод в г. Буинске ; 2) на родники близлежащих деревень ; 3) на залежи белой глины у д. Тан ; на песчаные карьеры.

При подготовке к экскурсиям разрабатываем маршрут, составляем вопросы. Во время экскурсий ученики активно потребляют информацию и выполняют задания. На завершающем этапе ученики готовятся к уроку – семинару или к уроку – конференции. При подведении итогов экскурсии я провожу обсуждение мероприятий по охране природы посещаемого нами химического предприятия или местности. Такая работа по химии, проводимая мной и учениками, не проходит бесследно. Она способствует развитию у учеников интереса к предмету, повышению качества знаний. Считаю, что такие экскурсии имеют и воспитательное значение, так как дети учатся помогать друг - другу, вести себя в коллективе, общаться между собой и способствуют пропаганде химии, потому что побывавшие на этих экскурсиях рассказывают о своих впечатлениях другим школьникам.

В своей работе большое место отвожу формированию интереса к химии как к науке и химическим профессиям. Эту работу я веду уже несколько лет.

Это – уроки химии, оснащение кабинета химии, массовая внеклассная работа, экскурсии и трудовая деятельность в школе. Большое значение в формировании интереса к химии и химическим профессиям имеет урок. От качества его проведения, от того, какие методы и приёмы использовал учитель, зависят и знания учащихся, и их интерес к предмету.

Особенное внимание уделяю оснащению кабинета химии всем необходимым для проведения уроков, а также созданию в нем учебно-методических комплектов. По моим наблюдениям, хорошо оборудованный кабинет, оформленный в соответствии с требованиями гигиены и эстетики, оснащённый современными средствами обучения, оказывает самое прямое воздействие на формирование интереса к предмету. Основная же работа в этом направлении проводится на уроке. В кабинете подобран учебно-методический комплект по химии, в который входят: программа, учебники, дидактические материалы, книги для чтения учащихся, методическая литература, наборы видеофильмов и видеодисков, таблицы, модели веществ, используемые учащимися и учителем в процессе изучения той или иной темы. Все учебно-наглядные пособия в кабинете размещены с учетом того, чтобы в любой момент без затраты времени на уроке их можно было бы использовать.

Считаю, что привитию интереса к химии способствует и оформление стен кабинета. При изучении соответствующих тем курса химии используются такие настенные таблицы как: «Таблица растворимости кислот, солей оснований», периодическая система элементов Д.И.Менделеева, инструкции по технике безопасности и т.д. Я как учитель химии стремлюсь вооружить знанием химии каждого ученика, у каждого пробудить интерес к предмету. На это направлены активные методы обучения, ТСО, самостоятельная работа на уроке и дома, использование различных видов наглядности и дидактических материалов. Основным условием формирования интереса я считаю глубокое раскрытие теоретических основ химии, показ значения этой науки для промышленности и необходимости её изучения. Почти на каждом уроке изучаемый материал связываю с жизнью, с промышленным производством.

По химии у меня успевают все ученики. Но в их числе есть и по-настоящему увлечённые, интересующиеся этим предметом. Свой интерес к предмету они начинают проявлять с 8-го класса, и я стремлюсь поддерживать и развивать этот интерес, привлекая их к внеклассной работе. Введение в учебный процесс новых нестандартных элементов оживляет и эмоционально окрашивает деятельность не только учащихся, но и учителя. Здесь ученик может проявить своих индивидуальных способностей.

В нашей школе есть традиция проводить неделю химии, в которой принимают участие учащиеся 8-11 классов. За несколько недель до начала мероприятия создаётся творческая группа, которая составляет план его проведения, определяет состав и количество участников, готовит оборудование и реактивы для опытов. Кроме того, один класс готовит материал для проведения беседы в младших классах, выбрав одну из актуальных тем. Во время недели организуются различные познавательно-образовательные мероприятия – турниры эрудитов, эстафеты знаний, деловые игры, ролевые игры, химические вечера, которые используются для формирования целостного представления о какой-либо проблеме, развития творческого мышления и рефлексивных умений, а также для ознакомления учащихся с профессиональной деятельностью работников различных отраслей народного хозяйства.

Атмосфера игры ставит школьника перед необходимостью максимально мобилизовать свои силы, знания, накопленный опыт и реализовать их в модели типичной жизненной ситуации. У учащихся появляется мотив - успешно сыграть выбранную роль, и создаются условия для формирования коммуникативных навыков, а также социальной активности.

Игры по химической производственной тематике позволяют расширить и закрепить знания об основах химической науки; о строении веществ, их свойствах и применении в народном хозяйстве; способах добычи сырья; принципах действия приборов и их устройстве; научных основах современной технологии. Многие игры имеют экологическое содержание. Здесь ученики выступают в роли людей , прямо или косвенно участвующих в загрязнении окружающей среды и судей. Учащиеся получают возможность разобраться в локальных экологических проблемах; понять положительную и отрицательную роль химии в различных ситуациях; уяснить ,что человек ответственен за последствия своей деятельности.

Самыми популярными формами внеклассной работы были и остаются химические вечера. Их можно проводить как устные журналы с элементами театрализации, обязательно включив демонстрацию занимательных опытов, что усиливает эмоциональную отдачу этих мероприятий. Таким образом, внеклассная работа наглядно демонстрирует учащимся, как можно с пользой проводить досуг, одновременно расширяя свой кругозор, приобретая знания и общаясь. Внеклассная работа позволяет не только обобщить ,закрепить ,и оценить знания учащихся, но и снять умственное напряжение, установить более тесный контакт учителя с учениками, использовать стремление к соперничеству для углубления знаний, развития интереса к предмету. Учащиеся могут в полной мере проявить свои организаторские и творческие способности (как артисты, модельеры, оформители, авторы стихов и песен). Работа в группе при подготовке к внеклассным мероприятиям и во время проведения сплачивает коллектив, помогает удовлетворить потребности подростков в общении. Большую роль отвожу такому методу обучения химии ,как демонстрационный эксперимент, который в значительной степени повышает концентрацию внимания и интерес аудитории к излагаемым вопросам. Яркие эффекты –визуальные и звуковые- производят ,как правило , неизгладимое впечатление на аудиторию , независимо от возраста и уровня химической подготовленности слушателей. У некоторых школьников наблюдение эффектного демонстративного опыта вызывает желание увидеть его повторно. Именно такие учащиеся в дальнейшем стремятся быть активными на предметных неделях и вечерах. Важнейшее условие повышения качества образования -систематический контроль организации образовательного процесса и результатов обучения. Использую различные способы проверки знаний : тестирование ,задания на сообразительность, задания со свободно конструируемым ответом. Оценку знаний учащихся веду по рейтинговой системе, которая стимулирует систематическую работу.
Главные задачи, которые я ставлю перед собой- это формирование опыта самостоятельной творческой деятельности учащихся через овладение ими навыками самостоятельного получения знаний, создание системы уроков, на которых учащиеся включены в активную и продуктивную деятельность с использованием разных форм работы. Покажу это на примере урока «Тематический смотр знаний» (2008год).Учащиеся работают с сигнальными карточками и у доски, пишут графический диктант с терминами , отвечают на заранее предложенные вопросы , применяя компьютер как средство усиления интеллекта для групп , работающих над общими и продвинутыми уровнями. Самое ценное в данном случае – умение работать с полученными знаниями : вычленять главное в сообщениях, находить дополнительные сведения в различных источниках , систематизировать подобранную информацию по заданным признакам , трансформировать её , то есть создать своё собственное информационное сообщение.
Стараюсь разнообразить формы уроков , раз в четверть провожу уроки – праздники в виде игр, соревнований, КВН, ролевых игр.

« Через красивое – к человеческому – такова закономерность воспитания» - говорил В.А.Сухомлинский. В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека всех возрастов и профессий. Сейчас очень много экологических проблем не только в России, но и во всём мире. В большой мере это происходит потому , что школа всегда очень мало уделяла внимание нравственному и экологическому воспитанию учащихся. Формирование экологического сознания – важнейшая задача школы в настоящее время. Формирование нравственной культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности. Поэтому обращаю в своей работе большое внимание экологическому воспитанию детей.При изучении многих тем неорганической и органической химии встают экологические проблемы и чтобы решить их обращаюсь к традициям татарского народа. Например ,при изучении в 8 классе таких тем как :« Вода в природе. Очистка воды», «Воздух и его состав», «Топливо и способы его сжигания» использую поговорки, пословицы, стихи о воде, о земле, о воздухе. Побывали у реки Карла. Определили чистоту и степень загрязнения реки Карла. Со своим опытом работы в этом направлении недавно поделилась с коллегами на районном семинаре учителей химии и биологии, проходившей на базе Протопопской средней общеобразовательной школы.

Основной целью своей работы считаю и применение здоровьесберегающих технологий на своих уроках по химии. Ведь здоровье является основной ценностью человека. Учат человека многому, и с каждым десятилетием объём преподаваемых знаний увеличивается. Но нормам и навыкам здорового образа жизни специально нигде и никого не учат. Никто и нигде не обучает население и учащихся ,как налаживать и поддерживать здоровье не у больничных коек, а в обычной жизни. Поэтому считаю своим долгом перед своими учениками не только давать им знания по основам химии, но и научить их применять полученные знания для сохранения своего здоровья. Эти проблемы мной были освещены при выступлении на курсах повышения квалификации в ИРО в городе Казани (2007г.) по теме «Здоровьесберегающие технологии на уроках химии и биологии».Каковы же основные направления моей деятельности? Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока химии. На своих уроках я использую методы позитивной психологической поддержки ученика на уроке, учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к изучению химии, и также принцип двигательной активности на уроке.Урок-зона психологического комфорта. В результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменился микроклимат на уроке. Атмосфера на уроках стала более благоприятной для обучения и для межличностного общения. С этой целью использую методы эмоциональной раскачки, упражнения-зарядки для снятия мышечного утомления, визуализацию и релаксацию. Обращаю большое внимание на двигательную активность учеников, которая способствует лучшему овладению предметом, снятию усталости и повышению мотивации к обучению. Двигательной активности способствует и активная жестикуляция ученика при ответах на вопросы. Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является ,на мой взгляд , похвала ученика и выбор соседа по парте. Для поддержания интереса к изучению химии использую игровую методику ,особенно в 8-ых классах или ввожу занимательные элементы в уроки. Хочется верить, что знания полученные на уроках химии ,помогут моим ученикам принимать экологически верные решения, активно участвовать в улучшении экологической обстановки и своего здоровья, и здоровья своих близких.

К чему я пришла?
Во-первых : у меня есть благодарные ученики; во-вторых есть воспитанники,
Которые выбрали профессии, связанные с химией. Это-Владимиров Дмитрий –закончил КГПУ, отделение ЕГФ, сегодня работает учителем биологии в нашей школе, Казакова Ольга - учится в Нефтехимическом институте в г. Ургай Тюменьской области, Владимирова Алина - закончила ЧХТУ, работает лаборантом на сахарном заводе, Шарафутдинова Ляйсан - учится в КХТУ в Г.Казани, Салахова Ляйсан - учится в Ульяновском фармакологическом колледже. В-третьих: есть неплохие результаты по районным олимпиадам. Это 3место за 10 класс в 2003году, 3 место за 9класс в 2004год, 1 место 8 класс 2008год; в-четвертых: нет неуспевающих по химии. Среднее качество знаний учащихся по школе составляет 53%.
В конце своего выступления хочу привести мудрую мысль Бэрроуза, Джона: «Благословен тот человек, который занят любимым делом, работой, в которую он может вложить всю свою душу и которая позволяет полностью воплотить весь потенциал, заложенный в этом человеке».

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы