Ванюшкина Мария Сергеевна

Ванюшкина Мария Сергеевна

Биология

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: биология

Увлечения: биология

Регион: Липецкая область

Населенный пункт: Липецк

Место работы: школа

 

Одной из актуальных задач педагогики является активизация познавательной деятельности школьников. Под этим подразумевается целенаправленная деятельность учителя по стимулированию у школьников учебной активности.

    Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность - залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету.

   В развитии интереса к учебному предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала, т.е. учебника. Без активной деятельности на уроке любой содержательный материал вызовет у учащихся только созерцательный интерес к предмету, который не сменится познавательной.

   Для детей школ - интернатов характерны такие особенности характера как: рассеянное внимание, кратковременная память, быстрая утомляемость, расторможенность, заторможенность, агрессивность, отсутствие образного мышления. Поэтому на уроках необходима доброжелательная, творческая, непринужденная атмосфера.

   Задавая вопросы и направляя ход мыслей школьников, учитель контролирует их активность, способствует творческому решению возникающих проблем, создает атмосферу «мозгового штурма». Тем самым реализуется творческое партнерство учителя и ученика. Помимо этого, у учащихся не остается времени на пустое времяпровождение.

    Основными приемами, стимулирующими познавательную активность учащихся, можно считать создание на уроках проблемных, поисковых, эвристических, игровых ситуаций. Они являются эффективным средством развития творческих способностей учащихся и позволяют решить на уроках ряд дидактических задач:

   1) закрепить знания школьников по определенной части темы (благодаря многократному повторению обсуждаемого материала);

   2) повысить интерес к изучаемому предмету (с помощью таких приемов, как отработка умений решать проблемы, игровых моментов);

   3) научить работать в коллективе;

   4) создать стимул к самостоятельному приобретению дополнительных знаний по теме (за счет обязательной, пусть небольшой, самостоятельной работы учащихся на каждом уроке; разумной дифференциации предлагаемых заданий; за счет опережающих заданий, т.к. в интернатах есть свои библиотеки и дети находятся 24 часа в данном учреждении).

   Таким образом, для поддержания интереса учащихся к изучаемому материалу необходимо оптимальное сочетание активных и пассивных (репродуктивных) методов, соотнесение их выбора с содержанием материала, дидактическими целями урока, возрастными особенностями учащихся, уровнем подготовленности и способностями школьников.

   На обобщающих уроках учитель осуществляет проверку знаний и умений учащихся. Одновременно это средство повторения, углубления, закрепления и систематизации знаний. Учитель при этом может анализировать  результаты своей работы и найти способы устранения замеченных недостатков. Достигаемый эффект зависит от продуманного планирования всех этапов проверки, заблаговременной подготовки средств контроля.

   Учитывая психологические особенности детей интернатов, для учащихся 2-ой ступени школы, часто применяю различные дидактические игры. К подбору игр осуществляются следующие требования:

  1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта общего образования.
  2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры (тогда урок проходит на одном дыхании).
  3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Проведение игр на уроках позволяет включить в активную работу как хорошо подготовленных учащихся, так и слабо знающих материал.

   Применяю различные виды дидактических игр.

 

  1. Игры-упражнения.

Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: ребусы, чайнворды, кроссворды, викторины.

  1.  Игра «Загадочный ящик» или «Черный ящик».

    Эта игра развивает память и воображение учащихся.

  1. Игры-соревнования.

Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

    Когда контроль знаний не предполагает «вникания» ученика в сущность явления, а требует простого знания фактов, лучше использовать контроль с элементами программирования, т.е. тестовые задания. На их выполнение уходит не более 5-8 минут, да и проверка не занимает много времени. Даются задания на воспроизведение знаний - проверяется уровень умений воспроизводить факты; задания на интеграцию знаний - проверяются умения обобщать известные факты; задания на применение знаний- проверяются умения использовать фактические знания для решения проблемных задач.

   Применение на уроках отрывков из научно - популярной и художественной литературы, биологических и экологических сказок, басен, стихотворений, пословиц, загадок, афоризмов позволяет затронуть эмоциональную сферу ребенка, способствует формированию положительных качеств личности учащегося.

   Грамотно организованные дидактические игры активизируют процесс познания школьников, создают положительную эмоциональную атмосферу в классе, вызывают чувство удовлетворения и желание продолжать обучение вновь и вновь, не боясь трудностей и преодолевая препятствия.

   В правильно организованных играх учащиеся незаметно для себя, без особых усилий овладевают очень важными умениями. Они учатся работать в группе: ставить общие цели и задачи, совместно действовать, координировать общие усилия.

   Не менее важны и умения работать с книгой: ставить вопросы, искать на них ответы, находить нужную информацию, ориентироваться в книжном мире.

   Игра и игровое общение по сравнению с традиционными формами учебного общения в большей степени способствуют возникновению и проявлению активности, стимулируют познавательную активность всех учащихся, что особенно важно для слабо  успевающих  детей (М.А. Матюшкин).         

 

О себе

 

Одной из актуальных задач педагогики является активизация познавательной деятельности школьников. Под этим подразумевается целенаправленная деятельность учителя по стимулированию у школьников учебной активности.

    Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность - залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету.

   В развитии интереса к учебному предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала, т.е. учебника. Без активной деятельности на уроке любой содержательный материал вызовет у учащихся только созерцательный интерес к предмету, который не сменится познавательной.

   Для детей школ - интернатов характерны такие особенности характера как: рассеянное внимание, кратковременная память, быстрая утомляемость, расторможенность, заторможенность, агрессивность, отсутствие образного мышления. Поэтому на уроках необходима доброжелательная, творческая, непринужденная атмосфера.

   Задавая вопросы и направляя ход мыслей школьников, учитель контролирует их активность, способствует творческому решению возникающих проблем, создает атмосферу «мозгового штурма». Тем самым реализуется творческое партнерство учителя и ученика. Помимо этого, у учащихся не остается времени на пустое времяпровождение.

    Основными приемами, стимулирующими познавательную активность учащихся, можно считать создание на уроках проблемных, поисковых, эвристических, игровых ситуаций. Они являются эффективным средством развития творческих способностей учащихся и позволяют решить на уроках ряд дидактических задач:

   1) закрепить знания школьников по определенной части темы (благодаря многократному повторению обсуждаемого материала);

   2) повысить интерес к изучаемому предмету (с помощью таких приемов, как отработка умений решать проблемы, игровых моментов);

   3) научить работать в коллективе;

   4) создать стимул к самостоятельному приобретению дополнительных знаний по теме (за счет обязательной, пусть небольшой, самостоятельной работы учащихся на каждом уроке; разумной дифференциации предлагаемых заданий; за счет опережающих заданий, т.к. в интернатах есть свои библиотеки и дети находятся 24 часа в данном учреждении).

   Таким образом, для поддержания интереса учащихся к изучаемому материалу необходимо оптимальное сочетание активных и пассивных (репродуктивных) методов, соотнесение их выбора с содержанием материала, дидактическими целями урока, возрастными особенностями учащихся, уровнем подготовленности и способностями школьников.

   На обобщающих уроках учитель осуществляет проверку знаний и умений учащихся. Одновременно это средство повторения, углубления, закрепления и систематизации знаний. Учитель при этом может анализировать  результаты своей работы и найти способы устранения замеченных недостатков. Достигаемый эффект зависит от продуманного планирования всех этапов проверки, заблаговременной подготовки средств контроля.

   Учитывая психологические особенности детей интернатов, для учащихся 2-ой ступени школы, часто применяю различные дидактические игры. К подбору игр осуществляются следующие требования:

  1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта общего образования.
  2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры (тогда урок проходит на одном дыхании).
  3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Проведение игр на уроках позволяет включить в активную работу как хорошо подготовленных учащихся, так и слабо знающих материал.

   Применяю различные виды дидактических игр.

 

  1. Игры-упражнения.

Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: ребусы, чайнворды, кроссворды, викторины.

  1.  Игра «Загадочный ящик» или «Черный ящик».

    Эта игра развивает память и воображение учащихся.

  1. Игры-соревнования.

Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

    Когда контроль знаний не предполагает «вникания» ученика в сущность явления, а требует простого знания фактов, лучше использовать контроль с элементами программирования, т.е. тестовые задания. На их выполнение уходит не более 5-8 минут, да и проверка не занимает много времени. Даются задания на воспроизведение знаний - проверяется уровень умений воспроизводить факты; задания на интеграцию знаний - проверяются умения обобщать известные факты; задания на применение знаний- проверяются умения использовать фактические знания для решения проблемных задач.

   Применение на уроках отрывков из научно - популярной и художественной литературы, биологических и экологических сказок, басен, стихотворений, пословиц, загадок, афоризмов позволяет затронуть эмоциональную сферу ребенка, способствует формированию положительных качеств личности учащегося.

   Грамотно организованные дидактические игры активизируют процесс познания школьников, создают положительную эмоциональную атмосферу в классе, вызывают чувство удовлетворения и желание продолжать обучение вновь и вновь, не боясь трудностей и преодолевая препятствия.

   В правильно организованных играх учащиеся незаметно для себя, без особых усилий овладевают очень важными умениями. Они учатся работать в группе: ставить общие цели и задачи, совместно действовать, координировать общие усилия.

   Не менее важны и умения работать с книгой: ставить вопросы, искать на них ответы, находить нужную информацию, ориентироваться в книжном мире.

   Игра и игровое общение по сравнению с традиционными формами учебного общения в большей степени способствуют возникновению и проявлению активности, стимулируют познавательную активность всех учащихся, что особенно важно для слабо  успевающих  детей (М.А. Матюшкин).         

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир


Мой взгляд на мир


Мои достижения


Моё портфолио

 

Одной из актуальных задач педагогики является активизация познавательной деятельности школьников. Под этим подразумевается целенаправленная деятельность учителя по стимулированию у школьников учебной активности.

    Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность - залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету.

   В развитии интереса к учебному предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала, т.е. учебника. Без активной деятельности на уроке любой содержательный материал вызовет у учащихся только созерцательный интерес к предмету, который не сменится познавательной.

   Для детей школ - интернатов характерны такие особенности характера как: рассеянное внимание, кратковременная память, быстрая утомляемость, расторможенность, заторможенность, агрессивность, отсутствие образного мышления. Поэтому на уроках необходима доброжелательная, творческая, непринужденная атмосфера.

   Задавая вопросы и направляя ход мыслей школьников, учитель контролирует их активность, способствует творческому решению возникающих проблем, создает атмосферу «мозгового штурма». Тем самым реализуется творческое партнерство учителя и ученика. Помимо этого, у учащихся не остается времени на пустое времяпровождение.

    Основными приемами, стимулирующими познавательную активность учащихся, можно считать создание на уроках проблемных, поисковых, эвристических, игровых ситуаций. Они являются эффективным средством развития творческих способностей учащихся и позволяют решить на уроках ряд дидактических задач:

   1) закрепить знания школьников по определенной части темы (благодаря многократному повторению обсуждаемого материала);

   2) повысить интерес к изучаемому предмету (с помощью таких приемов, как отработка умений решать проблемы, игровых моментов);

   3) научить работать в коллективе;

   4) создать стимул к самостоятельному приобретению дополнительных знаний по теме (за счет обязательной, пусть небольшой, самостоятельной работы учащихся на каждом уроке; разумной дифференциации предлагаемых заданий; за счет опережающих заданий, т.к. в интернатах есть свои библиотеки и дети находятся 24 часа в данном учреждении).

   Таким образом, для поддержания интереса учащихся к изучаемому материалу необходимо оптимальное сочетание активных и пассивных (репродуктивных) методов, соотнесение их выбора с содержанием материала, дидактическими целями урока, возрастными особенностями учащихся, уровнем подготовленности и способностями школьников.

   На обобщающих уроках учитель осуществляет проверку знаний и умений учащихся. Одновременно это средство повторения, углубления, закрепления и систематизации знаний. Учитель при этом может анализировать  результаты своей работы и найти способы устранения замеченных недостатков. Достигаемый эффект зависит от продуманного планирования всех этапов проверки, заблаговременной подготовки средств контроля.

   Учитывая психологические особенности детей интернатов, для учащихся 2-ой ступени школы, часто применяю различные дидактические игры. К подбору игр осуществляются следующие требования:

  1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта общего образования.
  2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры (тогда урок проходит на одном дыхании).
  3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Проведение игр на уроках позволяет включить в активную работу как хорошо подготовленных учащихся, так и слабо знающих материал.

   Применяю различные виды дидактических игр.

 

  1. Игры-упражнения.

Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: ребусы, чайнворды, кроссворды, викторины.

  1.  Игра «Загадочный ящик» или «Черный ящик».

    Эта игра развивает память и воображение учащихся.

  1. Игры-соревнования.

Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

    Когда контроль знаний не предполагает «вникания» ученика в сущность явления, а требует простого знания фактов, лучше использовать контроль с элементами программирования, т.е. тестовые задания. На их выполнение уходит не более 5-8 минут, да и проверка не занимает много времени. Даются задания на воспроизведение знаний - проверяется уровень умений воспроизводить факты; задания на интеграцию знаний - проверяются умения обобщать известные факты; задания на применение знаний- проверяются умения использовать фактические знания для решения проблемных задач.

   Применение на уроках отрывков из научно - популярной и художественной литературы, биологических и экологических сказок, басен, стихотворений, пословиц, загадок, афоризмов позволяет затронуть эмоциональную сферу ребенка, способствует формированию положительных качеств личности учащегося.

   Грамотно организованные дидактические игры активизируют процесс познания школьников, создают положительную эмоциональную атмосферу в классе, вызывают чувство удовлетворения и желание продолжать обучение вновь и вновь, не боясь трудностей и преодолевая препятствия.

   В правильно организованных играх учащиеся незаметно для себя, без особых усилий овладевают очень важными умениями. Они учатся работать в группе: ставить общие цели и задачи, совместно действовать, координировать общие усилия.

   Не менее важны и умения работать с книгой: ставить вопросы, искать на них ответы, находить нужную информацию, ориентироваться в книжном мире.

   Игра и игровое общение по сравнению с традиционными формами учебного общения в большей степени способствуют возникновению и проявлению активности, стимулируют познавательную активность всех учащихся, что особенно важно для слабо  успевающих  детей (М.А. Матюшкин).         

 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы