Главные вкладки

    «Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс
    учебно-методический материал по биологии (7 класс) по теме

    Ванюшкина Мария Сергеевна

     

    «Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний.

     

    Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы».

    7 класс

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vanyushkina_m.s.docx31.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБ(О)ОУ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ №2

    «Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний.

    Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы».

    7 класс

    Учитель: Ванюшкина М.С.

    Дидактическая цель: создание условий для проверки знаний и умений учащихся по изученной теме, не вызывая у них излишнего волнения.

    Задачи: обобщить и систематизировать  знания уч-ся по теме «Класс Птицы»,          выявить уровень усвоения материала, умений применять знания, решать биологические задачи; развивать умения выделять существенные признаки, обобщать; развивать познавательный интерес к предмету; расширять кругозор уч-ся,  осуществлять экологическое воспитание уч-ся, способствовать воспитанию у учащихся положительного отношения к учебе, умения общаться и сотрудничать.

    Оборудование:  таблица «Тип Хордовые. Класс Птицы. Голубь», рельефная таблица « Внутреннее строение птицы», модель головного мозга птиц, скелет голубя, таблица «Кровеносная система», таблица «Головной мозг птиц», комплект таблиц по многообразию птиц, «загадочный ящик», ребус, чайнворд «Хищные птицы», видеофильм «Хищные птицы».

    Методы и методические приемы:  репродуктивный, проблемного обучения, творческий, развивающий.

    Ход урока.

    1. Оргмомент. Приветствие класса. Класс разбивается на 3 команды: «Грачи», «Воробьи», «Стрижи». Дети занимают рабочие места.
    2. «Ярмарка знаний».

    Вступительное слово учителя.

    Наш урок называется «Ярмарка знаний». Самое главное на ярмарке – торг и товар. Ваш товар – знания, которые вам надо выгодно «продать». Команда, лучше других продавшая свои знания, станет победителем.

    На каждой ярмарке есть торговые ряды. Обратите внимание на доску, на названия «торговых рядов», по которым нам с вами сегодня предстоит пройти. Итак, начнем торги.

    Торговый ряд «Аукцион».

    Путем жеребьевки определяем тему для каждой команды: «Внешнее строение, размножение птиц», «Скелет и мускулатура птиц»,  «Внутреннее строение птиц». На подготовку для выступления по данной теме команде дается 5 минут. В течение этого времени негромко звучит запись голосов птиц. Команда представляет свой «товар» (знания) на суд жюри. Правильность и полнота ответа оценивается по пятибалльной системе.

    Торговый ряд «Почемучка».

    За каждый правильный ответ команда получает один балл. (По 3 вопроса на команду)

    1. Почему перья для пингвинов не годны для перины?

    (Пингвины не имеют пуховых перьев. Крошечные пушинки присутствуют только на стержне пера. Опахало перьев развиты слабо, и перья в какой-то мере напоминают чешуйки.)

    1. Жизнь пустынных хохлатых жаворонков во многом зависит от телеграфных столбов. Почему?

    (Тень телеграфных столбов спасает хохлатых жаворонков от полуденных солнечных лучей. Жаворонки рассаживаются по линии тени столба и передвигаются вслед за перемещением тени.)

    1. Чуть живой. Не чирикает даже.

    Замерзает совсем воробей.

    Как заметит подводу с поклажей,

    Из-под крыши бросается к ней.

    И дрожит он над зернышком бедным

    И летит к чердаку своему.

                                              Н. Рубцов.

    Что является наиболее страшным  для птиц: холод или голод?

    (Перьевой покров и высокий уровень обмена веществ – надежная защита от холода. Но для поддержания необходимого уровня обмена веществ необходимо много пищи. Много энергии тратится и во время полета. Поэтому птицам не так страшен холод, как голод).

    1. Может ли перо птицы быть индикатором чистоты атмосферного воздуха?

    (Перья адсорбируют в себе различные примеси, содержащиеся в воздухе. Химический анализ пера показывает уровень загрязненности воздуха).

    1. Какие птицы чаще пьют воду: насекомоядные или зерноядные? Почему?

    (Организм насекомого содержит больше воды, чем сухое семя. Поэтому зерноядные птицы пьют чаще.)

    1. Какие птицы повисают на деревьях зимой кверху ногами, вниз спиной? Зачем?

    (Синицы. Сверху ветки покрыты снегом, поэтому синица добывает насекомых, их яйца и личинки на нижней стороне веток.)

    1. Верно ли утверждение: «У птиц зубы в желудке»?

    (Верно. Птицы не имеют зубов. Функцию перетирания пищи у них выполняют зоб и мускулистый желудок.)

    1. Еще светло перед окном,

    В разрывы облак солнце блещет,

    И воробей своим крылом,

    В песке купаяся, трепещет…

                                            А. Фет.

    Зачем воробьи принимают «песочные ванны»?

    (Купание воробьев и других птиц в «песочных ваннах» помогает им избавиться от паразитов – блох, вшей, пухоедов, клещей, которые поселяются на поверхности кожи и перьев.)

    1. Зимой щеглы и синицы часто посещают заросли репейника. Почему?

    (Семена репейника, богатые маслом, их склевывают щеглы. Личинки насекомых, нашедшие на зиму приют между семенами корзинки, являются объектом питания синиц.)

    Торговый ряд «Загадочный ящик».

    Задания распределяются между командами путем жеребьевки. За правильный ответ – 5 баллов.

    1. В «Загадочном ящике» находится аналог застежки – «молнии», нашедший применение при изготовлении одежды, обуви… автор застежки «молнии» - американец В. Джудсон – получил с 1893 по 1905 г. пять патентов на ее изобретение. Какой природный аналог «молнии» находится в «загадочном ящике»?

    (Контурное перо птицы. Опахало этого пера образовано тончайшими роговыми пластинками – бородками первого порядка, расположенными по обе стороны стержня. Поверхность этих бородок несет тонкие бородки второго порядка, соединенных между собой крючками).

    1. В этом «Загадочном ящике» фотография птицы, которая выводит птенцов в феврале – марте. Птенцов она выкармливает измельченными семенами ели и сосны. Летом шишки ели и сосны раскрываются, семена осыпаются, и для птенцов мало корма. Что это за птица?

                           (Клест).

    1. О птицах в народе слагали не только пословицы, стихи, песни, но и легенды. Легенды всегда связаны с чем-то загадочным и таинственным. Пожалуй, ни об одной птице не сложено столько легенд, ни с одной не связано столько поверий, как с этой. Одни народы возвеличивали эту птицу, другие проклинали. В Китае она считалась символом благосостояния, полинезийцы считали ее ночным злым богом, у древних греков она олицетворяла мудрость. В средние века Церковь объявила эту птицу «нечистым животным», слугой дьявола. Сейчас известно, что 1 такая птица уничтожает за год в среднем от 1000 до 1200 мышей. Это значит, что она спасает минимум тонну зерна. Что это за птица в «Загадочном ящике»?

                                                                                                       (Сова.)

                                                 Торговый ряд «Дай ответ».

    Команды отвечают на тест 8 минут и сдают на проверку жюри. За каждый правильный ответ 1 – балл.

    1. Для изготовления самой теплой одежды используется пух:

    а) гаги;

    б) утки-кряквы;

    в) лебедя.

    1. У птиц такой легкий скелет, потому что:

    а) в нем мало костей;

    б) кости очень тонкие и маленькие;

    в) кости полые, заполненные воздухом.

    1. Киль птице необходим для:

    а) прикрепления мышц;

    б) придания устойчивости в полете;

    в) координации движений.

    1. У птиц «вилочка» ключица находится:

    а) в поясе передних конечностей;

    б) в поясе задних конечностей;

    в) на животе.

    1. У птиц нет мочевого пузыря:

    а) для облегчения массы тела в полете;

    б) т.к. у них очень концентрированная моча;

    в) в связи с интенсивным обменом веществ.

    1. Наиболее крупной хищной птицей нашей страны считается:

    а) степной орел;

    б) гриф;

    в) кондор.

    1. На лету может спать:

    а) стриж;

    б) воробей;

    в) ворона.

    1. Про каких птиц можно сказать, что они образуют стада, а не стаи?

    а) страусы;

    б) дрофы;

    в) скворцы.

    Торговый ряд «Практический».

    Задания распределяются между командами путем жеребьевки. На решение дается 5 минут. За правильный ответ 5 баллов.

    1. Сойка запасает на зиму 4 кг желудей. За 1 полет она переносит 6 желудей. Масса 1 желудя равна 3,2 г. Сколько полетов должна совершить сайка, чтобы создать зимний запас желудей?
    2. В течение 1 часа самка мухоловки – пеструшки прилетает с кормом к гнезду 26 раз. За это время она преодолевает расстояние от гнезда к месту охоты и обратно, равное 2,5 км. Добывает корм птенцам мухоловка – пеструшка по 18 ч. в сутки. Период выкармливания птенцов составляет 18 дней. Какое расстояние преодолевает мухоловка – пеструшка за сутки в период кормления птенцов? Сколько километров пролетает мухоловка – пеструшка за весь период выкармливания птенцов?
    3. Золотистая ржанка, гнездящаяся на Аляске, вынуждена при миграции на Гавайские острова преодолевать без посадки 3500 км. Со средней скоростью 50 км/ч. Сколько суток пребывает ржанка в полете?

    Торговый ряд «Нужно подумать!»

    Названия каких птиц зашифрованы в ребусах?

    За каждый правильный ответ, ответившая команда получает один балл.

     

                                     Торговый ряд «Загадочный».

    О каких птицах идет речь в загадках?

    За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

    1. Спереди – шильце,

    Сзади – вильце,

    Сверху – черное суконце,

    Снизу – белое полотенце.

                                            (Ласточка.)

    1. Бела, как снег,

    Черна, как жук,

    Вертится, как бес,

    Повернула – и в лес.

                          (Сорока.)

    1. Красногрудый, чернокрылый,

    Любит зернышки клевать,

    С первым снегом на рябине

    Он появится опять

                                  (Снегирь.)                        

    1. И петь не поет

    И летать не летает,

    За что же тогда

    Его птицей считают?

                              (Страус.)

    1. Всю ночь летает –

    Мышей добывает.

    А станет светло –

    Спать летит в дупло.

                               (Сова.)

    1. Окраской сероватая,

    Повадкой – вороватая,

    Крикунья хрипловатая –

    Известная персона.

    Кто она?

                               (Ворона.)

    1. Он по рабочему одет –

    Удобно, просто, ловко.

    На нем малиновый берет

    И пестрая спецовка.

                               (Дятел.)

    1. Хочет – прямо летит.

    Хочет – в воздухе висит,

    Камнем падает с высот.

    И в полях поет, поет.

                                 (Жаворонок.)

    1. Встали братья на ходули,

    Ищут корма на пути.

    На бегу ли, на ходу ли

    Им с ходулей не сойти.

                    (Журавли, или аисты, или цапли.)

    1.  Спинкою зеленовата,

     Животиком желтовата.

     Черненькая шапочка

     И полоска шарфика.

                                 (Синица.)                          

    1.  Он прилетает каждый год

     Туда, где домик ждет.

     Чужие песни петь умеет,

     А все же голос свой имеет.

                                      (Скворец.)

    1.  Спит ли, купается,

     Все не разувается:

     День и ночь на ножках

     Красные сапожки.

                                 (Гусь.)

    А сейчас посмотрите видеосюжет «Хищные птицы» и заполните чайнворд «Хищные птицы».

    Чайнворд «Хищные птицы».

    1. Ночная хищная птица. (Сова.)
    2. Крупный дневной хищник, питающийся падалью. (Гриф.)
    3. Крупная хищная птица с хохлом на голове. (Гарпия.)
    4. Дневная хищная птица с относительно короткими и тупыми крыльями. (Ястреб.)
    5. Крупный орел. (Беркут.)
    6. Ястреб «обижающий»тетеревов. (Тетеревятник.)
    7. Мелкий сокол. (Кобчик.)
    8. Представитель рода сарычей. (Канюк.)
    9. Мелкий сокол, полезный для сельского и лесного хозяйства. (Пустельга.)
    10.  Крупная сова. (Неясыть.)

    3.Подведение итогов урока.

    Все игроки команды, занявшие первое место, получают пятерки.

    Наиболее активные (на усмотрение жюри или самих членов команды) игроки команды, занявшие второе место, получают пятерки, остальные – четверки.

    Все игроки команды, занявшие третье место, получают четверки.

    Листок учета знаний.

    Команда

    Торговый ряд

    «Грачи»

    «Воробьи»

    «Стрижи»

    1. «Аукцион». (5 б)

    1. «Почемучка». (3б)

    1. «Загадочный ящик». (5б)

    1. «Дай ответ». (8б)

    1. «Практический». (5б)

    1. Нужно подумать (8б)

    1. Загадочный (4б)

    1. Чайнворд «Хищные птицы» (10 б)

          Итого: (48б)

    Литература.

    Авилова К.В. Позвоночные животные, изучение их в школе. М., 1963 г.

    Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах. Ярославль., Академия К., 1998 г.

    Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль., «Академия развития». 1997 г.

    Бианки В. Лесная газета. М., 1986 г.

    Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. М., «Просвещение», А О «Учебная литература». 1996 г.

    Демьянков Е.Н. Познавательные задачи по биологии и природоведению. Орел, 1993 г.

    Дмитриев Ю. большая книга леса. М., детская литература. 1974г.

    Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных и их решения. -Тула: Родничок,1999 г.

    Жукова Т.И. часы занимательной зоологии. М., 1962 г.

    Касаткина Н.А. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы. Волгоград, 2001 г.

    Молис С.С. , Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии. М. «Просвещение», 1988 г.

    Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии. М., 2005г.

    Еженедельная газета Издательского дома «Первое сентября».

    Подписка. Биология .

    1. Домашнее задание.

     Подумайте, что общего между мышкой, слоном и собакой?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщающий урок - игра по теме "Гидросфера"(6 класс)

    Обобщающий урок по теме "Гидросфера", проведенный в форме игры.Ключевые слова: гидросфера, море, пролив, классификация,географические координаты, дидактическая играУрок проводится в конце темы "Гидрос...

    Урок-игра по теме: "Океаны" (7 класс)

    Цели урока:- выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме: "Океаны";- обобщить материал как систему знаний; развивать пространственное мышлен...

    Урок-игра по теме "Глагол" 6 класс

    Такой урок можно провести в конце изучения темы "Глагол" в 6 классе....

    Урок ,биологии по теме: "Класс Птицы. Среда обитания, биологические особенности "

    Урок биологии по теме:"Класс Птицы Среда обитания, биологические особенности"...

    Урок-игра по теме: "Оптика" 8 класс

    Вашему вниманию предлагается обобщающий урок по теме:"Оптика", рекомендованный для проведения в 8 классе. Целями урока является развитие творческих способностей у учащихся, работа в команде и индивиду...

    Методическая разработка урока биологии на тему «Класс птицы».

    На данном уроке учащиеся знакомятся с общей характеристикой птиц, особенностями их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания....