Лекция 2. Теоретические аспекты изучаемой темы.

 

Цель лекции:  Изучение  основных теоретических положений мнемотехники.

Основные вопросы  лекции:

  1.  Механизмы памяти и запоминания.
  2. Основные мнемотехнические понятия.
  3. Характеристики процесса запоминания.
  4. Четыре этапа запоминания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsiya_2.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Курс

«Использование приемов мнемотехники при обучении младших школьников»

Лекция 2.   Теоретические аспекты  изучаемой темы

Цель лекции:  изучение  основных теоретических положений мнемотехники.

Основные вопросы, рассматриваемые в лекции:

  1.  Механизмы памяти и запоминания.
  2. Основные мнемотехнические понятия.
  3. Характеристики процесса запоминания.
  4. Четыре этапа запоминания.

  1.  Механизмы памяти и запоминания

Понятие «память» отличается от понятия «запоминание».

Мнемотехника тесно связана с развитием памяти. Памятью называется один из психических процессов головного мозга. В психологии выделяется несколько основных психических процессов: память, внимание, мышление, восприятие. Память отвечает за фиксацию связей между сигналами,                         возникающими в мозгу в один момент времени. Все, что попадает в мозг                   одновременно - связывается, соединяется.

Под запоминанием следует понимать комплексный процесс накопления в мозге системы связей, благодаря которым человек может воспроизводить необходимую ему информацию. В запоминании  принимают участие  все вышеперечисленные процессы: память, внимание, мышление, ощущение, представление. Нарушение в работе даже одного из этих процессов сразу же отразится на запоминании, даже если процесс   памяти  будет абсолютно исправен.

Физиологической основой памяти является образование, сохранение и          актуализация временных связей в мозге. Временные связи и их системы образуются при смежном во времени действии раздражителей на органы чувств и при наличии  у индивида ориентировки, внимания, интереса к этим раздражителям. 

Рассмотрим более подробно этапы запоминания, сохранения и                             воспроизведения информации.

В запоминании принимают участие все психические процессы:                          восприятие, внимание, мышление, память. Нарушение в работе даже одного из этих процессов сразу же отразится на прочности и эффективности                        запоминания.

На этапе запоминания информации  значимыми являются следующие виды и характеристики памяти: виды памяти, осмысленность запоминаемой информации, объем памяти.

Виды памяти:

  • генетическая (наследственная) сохраняет информацию, которая                         определяет анатомическое и физиологическое строение организма в процессе                   развития и врожденные формы видового поведения (инстинкты). Информация в наследственной памяти хранится в молекулах ДНК. Данный вид памяти является значимым в образовательном процессе с точки зрения учета наследственных                   особенностей развития ребенка;

- иммунная память - представляет собой способность организма                       отличать свое от попадающего в него чужого (помогает организму бороться с вирусами, микробами). Данный вид памяти особо следует учитывать при                работе с часто болеющими и ослабленными детьми при распределении                       нагрузки, темпа обучения и объема усваиваемого материала.

В зависимости от того, какой процесс доминирует у человека,                     возникают и другие виды памяти:

- двигательная память связана с запоминанием и воспроизведением                     движений, с формированием двигательных умений и навыков в игровой, трудовой, спортивной и других видах деятельности человека;

- эмоциональная – память на эмоционально окрашенные события.                            Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо                         побуждающие к действию, либо удерживающие от действий;

- образная (эйдетический тип памяти) - связана с запечатлением и                       воспроизведением образов предметов и их свойств. В «кладовую» памяти                   информация может попадать через зрение (образы, картины), слух (музыка, устная речь), язык (вкус), кончики пальцев (осязание). Эйдетический тип памяти чаще                    присущ детскому возрасту (примерно у 40% школьников до 15 лет), что является особенно важным при организации образовательного процесса с младшими                   школьниками.  Наиболее эффективное запоминание информации у младших школьников происходит благодаря образной памяти, и в этом тесная взаимосвязь памяти и восприятия. Еще в XVII веке Я.А. Коменский писал: «...пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением,                     слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом,                    доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

- словесно-логическая память — память на мысли, суждения, умозаключения. В ней закрепляется отражение предметов и явлений в их общих и существенных свойствах, связях и отношениях.

В исследованиях В.А. Козаренко показано, что реакция мозга на разные виды информации (по ее модальности) не одинакова. Лучше всего                                запоминается образная информация, труднее – точная  (знаковая)                              информация.

Классификация по характеру целей деятельности:

- непроизвольная память  - вид памяти, когда информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе                  работы с информацией. Она является генетически первичной, ее формирование предшествует формированию и развитию произвольной памяти, которая позволяет запоминать с необходимой полнотой то, что человеку нужно в данный момент;

- произвольная память - вид памяти, когда информация запоминается                         целенаправленно с помощью специальных приемов.

 Следует отметить, что   произвольное запоминание прямо связано с мышлением. В свою очередь любые мыслительные операции (сравнение, анализ, обобщение, установление причинно-следственных связей и пр.) тесно связаны с воспринятыми ранее образами. Нарушение мыслительных                      процессов приведет к тому, что будет преобладать непроизвольное                           запоминание.  Вся система запоминания в мнемотехнике основывается на                      наглядно-образном мышлении, с помощью мыслительных операций                      осуществляется сознательный контроль над процессом запоминания,                      припоминания и сохранения информации в мозге. 

Опыты продемонстрировали, что число элементов, которые человек способен запоминать при однократном предъявлении, составляет 6-7. Это число стали считать средним «объемом памяти».

Все исследователи отмечают повышение объема памяти при                             запоминании осмысленного материала по сравнению с бессмысленным.

        В российской психологии результаты широкого изучения                           мыслительной переработки материала в процессе запоминания впервые представлены А.А. Смирновым в его работе «Процессы мышления при               запоминании». Автор различает три вида мыслительных процессов при                  запоминании:

- смысловую группировку материала –  разбивка текста на части по смысловому признаку,

- смысловые опорные пункты – «нечто краткое, сжатое», что служит заменой более широкого содержания и выступает в форме заголовков,                  вопросов, тезисов,

- процессы соотнесения – связь того, что запоминается с чем-либо           ранее известным.

Таким образом, на этапе запоминания информации значимым                      является, каким образом был представлен материал для запоминания (для   младших школьников более значимы образная или                        (эйдемическая информация), объем прилагаемого материала, а также степень ого осмысленности. При этом следует отметить тесную взаимосвязь памяти с восприятием, вниманием, мышлением.

На этапе сохранения информации остановимся на следующих видах памяти:

- кратковременная (оперативная) память неустойчива и существует всего какие-то минуты или часы.

- долговременная память стабильна и хранит информацию неделями, месяцами, а иногда и всю жизнь.

 Следует отметить, что постоянное повторение материала не является механизмом перевода кратковременной памяти в долговременную. В основе перехода кратковременной памяти в долговременную является образная                  подача и осмысленнее материала на этапе его запоминания. На этих                           положениях и основываются принципы мнемотехники.

На этапе воспроизведения материала достаточно часто встречаются такие типы ошибок как искажение информации, ее потеря и добавление                    новой. С целью снижения уровня ошибок в образовательном процессе с детьми дошкольного и школьного возраста целесообразно использовать          схемы, опоры, алгоритмы, помогающие вспомнить информацию при ее                 воспроизведении.

Процесс запоминания и сохранения информации в мозге полностью контролируется.

Способность запоминания абсолютного большинства людей находится на уровне произвольного запоминания. Уровень сверхпроизвольного запоминания становится возможным только при специальном обучении технике запоминания (мнемотехнике).

Навык запоминания включает в себя несколько составляющих.

  • Наличие в памяти образных кодов, позволяющих запоминать информацию достаточно быстро.
  • Способность быстро кодировать запоминаемые сведения в образы и ассоциации.
  • Способность быстро соединять образы в воображении.
  • Способность удерживать в памяти однократно связанные образы примерно в течение одного часа.
  • Высокая устойчивость внимания, позволяющая эффективно осуществлять операции по запоминанию и припоминанию в течение длительного времени и без утомления.
  • Способность мысленно повторять большие объемы запомненных сведений для их закрепления в памяти.
  • Наличие в памяти системы опорных (стимулирующих) образов, позволяющих запоминать последовательность информации.

Важно понимать отличие мнемонического запоминания (сверхпроизвольного) от обычного (произвольного). Мнемоническое запоминание - это запоминание с однократного восприятия в объеме одной - двух сотен элементов информации.

Сознательное (произвольное) запоминание с применением методов мнемотехники основывается на механизмах визуального мышления.

2. Основные мнемотехнические понятия

Искусственная ассоциация. Несколько образов, мысленно соединенных так, чтобы их можно обвести одной непрерывной контурной линией, называются искусственной ассоциацией. Мозг запоминает эти образы как одну картинку. В искусственную ассоциацию можно связать от двух до пяти образов одновременно.

Естественная ассоциация. Видимые нами объекты окружающего мира взаимосвязаны. Взаимосвязи между предметами фиксируются мозгом автоматически. Если вы видите стоящую на окне вазу с цветами, эта комбинация соединенных образов (окно, ваза, цветы) есть естественная ассоциация и запоминается мозгом без вашего сознательного участия.  

Опорный образ. Опорный образ - это образ, к которому привязываются другие образы и ассоциации. Точная последовательность опорных образов, припоминаемых без труда, используется для запоминания последовательности закодированных в ассоциациях сведений. Цепочка опорных образов является носителем информации.

Основа ассоциации. Основой ассоциации называется образ, вокруг которого формируется ассоциация. Этот образ всегда следует мысленно представлять более крупным, чем другие входящие в ассоциацию образы. Последовательность ассоциаций запоминается по их основам. Другие образы ассоциации называются элементами ассоциации.

Навык запоминания. Навык запоминания заключается в способности быстро соединять представляемые образы в течение достаточно длительного времени (30-60 минут). К навыку запоминания относится способность быстро кодировать любые виды информации в простые зрительные образы.

Формирование навыка запоминания - главная цель   мнемотехники. Без него практическое использование методов мнемотехники невозможно. Навык запоминания в «чистом виде» тестируется запоминанием информации, являющейся образными кодами. В этом случае время кодирования считается равным нулю и проверяется только скорость и объем запоминания.

     

   3.Характеристики процесса запоминания

Скорость запоминания.

Это среднее время, затраченное на запоминание одной единицы информации (на образование одной связи). Если вы запомнили 40 чисел за 4 минуты, то ваша скорость запоминания равна 6-ти секундам на одно двузначное число, которое запоминается как один образ.

Скорость припоминания.

Это средняя скорость припоминания одной единицы информации. Если вы смогли воспроизвести 40 чисел за 1 минуту, значит скорость вашего припоминания, равна 1,5 секунды на число.  

Качество запоминания.

Эта характеристика отражает количество правильных ответов данных вами сразу после запоминания. Если из 100 двузначных чисел вы правильно вспомнили 90, то качество вашего запоминания равно 90%.

Объем запоминания.

Это количество информации, которое вы  «осилили»  за один раз, без перерыва. Например, если вы запомнили 60 чисел в три захода, объем запомненной вами информации равен 20.  

Надежность запоминания.

Это количество правильных ответов, которое вы дадите через достаточно длительный промежуток времени после запоминания. Например, через 2 месяца. Надежность запоминания отражает вашу способность сохранять информацию в памяти.  

4. Четыре этапа запоминания

Процесс запоминания в  системе «Джордано» (современная мнемотехника)  разбит на четыре этапа: кодирование, запоминание, запоминание последовательности, закрепление в памяти.

1.Кодирование.   

Чтобы информация запомнилась в зрительной анализаторной системе, любые запоминаемые сведения должны быть преобразованы в простые зрительные представления. Это достигается приемами и методами кодирования на первом этапе запоминания. Сохраненные в памяти зрительные образы вновь переводятся в исходную информацию при припоминании. Обратите внимание на то, что кодирование информации в зрительные образы - это НЕ ЗАПОМИНАНИЕ. Это подготовка к запоминанию.

Приведем примеры кодирования, которые наиболее оптимальны для использования в образовательном процессе

А. Метод представление слова образом

Когда вы воспринимаете слова, они автоматически вызывают в вашем воображении зрительные образы, в соответствии с ранее установленными взаимосвязями. Например, вы понимаете слова «собака»,   «спичка» именно потому, что при их восприятии в воображении рефлекторно возникают соответствующие картинки.

Обычного представления образов недостаточно для качественного запоминания. Образы, стихийно возникающие в воображении, следует специально усиливать и приводить к виду, удобному для запоминания. Образы не должны быть слишком простыми или слишком сложными (сюжетные картинки). Образы должны быть крупными, объемными, цветными и детальными. Такой прием кодирования широко используется при составлении мнемотаблиц.

 Б.Метод наводящих ассоциаций

Метод наводящих ассоциаций (МНА) включает в себя комбинацию пяти приемов:

  • прием символизации (любовь - сердечко);
  • кодирование по созвучию (Аляска - коляска);
  • прием привязки к хорошо знакомой информации (планета Марс - шоколадка «Марс»);
  • образование слова из слога (НИК - приемНИК);
  • прием образования ассоциации (все созданные образы соединяются в ассоциацию).

 Речевой анализатор не может быстро запомнить много новых слов. В среднем - 5 слов в день. И при этом нет никакой гарантии долговременного запоминания. В зрительном анализаторе мы можем запомнить десятки и сотни новых слов. И при этом быстро и в строгой последовательности.

Первоначально список новых названий читается по зрительным образам, возникающим в воображении. Но уже через несколько дней, новые названия хорошо закрепляются в мозге в полном объеме и легко воспроизводятся без картинок. Такой метод используется на уроках русского языка при ассоциативном запоминании словарных слов (См. лекцию 5).

В. Метод сжатия информации

Этот метод применяется для кодирования в зрительные образы коротких текстовых отрывков:   энциклопедических сведений, отдельных абзацев текста.   Со временем текстовая информация забывается, как бы сжимается. Если первоначально человек воспроизводит текст более-менее полно, то уже через пару недель в памяти от страницы текстовых сведений останется всего лишь пара предложений. Мнемотехника не требует дословного запоминания текстовой информации. Совершенно очевидно, что человек воспроизводит текстовые сведения по припоминаемым картинкам. (Работа с мнемоколлажем. См. лекцию 3) Когда вы читаете книгу, воссоздающее воображение автоматически переводит слова в зрительные образы и создает связи между зрительными образами.   Процесс пересказа прочитанного напоминает рассказ по картинкам.

 

2.Запоминание.

Запоминание - это образование связей между элементами одного информационного сообщения. Когда мы преобразовали элементы в зрительные образы, мы получили возможность произвести прямую запись связей, так как зрительные образы легко можно связать непосредственно в своем воображении.

Перед тем как связывать образы в ассоциацию, необходимо выделить основу будущей ассоциацией. Основой ассоциации не могут быть образные коды. После того как элементы информации преобразованы в зрительные образы, их необходимо соединить в искусственную ассоциацию. При этом происходит фиксация в мозгу взаимосвязей между образами ассоциации. В дальнейшем любой из образов зафиксированной ассоциации вызывает из памяти всю ассоциацию целиком. Процесс образования ассоциативной связи путем мысленного соединения нескольких воображаемых образов называется запечатлением.

Сам процесс запоминания - это соединение элементов запоминаемой информации.

  Рассмотрим  способ соединения образов:  

Ассоциацией называется группа образов, кодирующих конкретную информацию. В ассоциации всегда выделяется ОСНОВА - главный элемент информационного сообщения. Другие образы ассоциации называются ЭЛЕМЕНТАМИ ассоциации. Любые образные коды - всегда элементы ассоциации, они не могут быть основой ассоциации. Ассоциация может включать в себя от 2 до 6 образов. Элементы ассоциации размещаются на основе всегда в одинаковом порядке - слева направо или сверху вниз. Ассоциация образуется путем последовательного соединения нескольких образов.

3.Запоминание последовательности.

Запоминанием последовательности образованных ассоциаций, содержащих конкретные сведения, формируется четкая программа припоминания, позволяющая в будущем безошибочно воспроизводить последовательность запомнившейся информации.

Последовательность ассоциаций фиксируется двумя способами.

Первый. Основа каждой ассоциации (связывается с дополнительным стимулирующим образом. Следовательно, для фиксации последовательности 50-ти ассоциаций потребуется 50 опорных образов - стимулирующих образов, последовательность которых вы можете припомнить безошибочно.

Второй. Основы ассоциаций могут быть связаны между собой непосредственно. В этом случае речь будет идти о формировании ИНФОРМАЦИОННОГО БЛОКА.

Информационный блок - это группа однотипных сведений,   зафиксированных на одном опорном образе. В информационном блоке ассоциации соединяются между собой непосредственно, по основам - крупным образам.

А. Выделение частей образа

Практически каждый предмет состоит из частей. Части предмета неразрывно связаны с самим предметом. И эти связи, воспринимаемые нами регулярно, автоматически фиксируются мозгом. Следовательно, прием выделения частей образа основан на естественных ассоциациях, то есть на связях, образованных естественным путем при восприятии объектов.

Выделять образы (подобразы) из объекта следует всегда в одинаковом порядке: слева направо или сверху вниз, как мы обычно пишем или читаем.

Каждый выделенный подобраз следует представлять в воображении отдельно и крупно. Выделенные образы являются опорными (стимулирующими) образами. И как любые другие опорные образы, они не должны повторяться.

Б. Запоминание в алфавитном порядке

В простейшем случае запоминание в порядке букв алфавита осуществляется также как и запоминание под порядковыми номерами. Однако букв в алфавите мало и можно запомнить последовательно всего 30 единиц информации.

В. Прием «Цепочка»

При запоминании приемом «Цепочка» образы связываются парами.  В каждой паре образов необходимо четко различать первый и второй образ пары. Второй образ пары проникает в первый.  

Этот прием применяется для формирования коротких последовательностей опорных (стимулирующих) образов. Последовательность образов хорошо закрепляется путем многократного припоминания и используется для формирования систем опорных образов в комбинациях с другими методами запоминания последовательности. ( Например: Мнемодорожки)

Длинные последовательности образов в этой системе   не используются.   От длинной последовательности связей в мозге сохраняются лишь первые и последние элементы. Даже тогда, когда после запоминания последовательность воспроизводится безошибочно и полностью.

Запоминание  длинной последовательности образов приемом «Цепочка» может использоваться при выполнении тренировочных упражнений, когда длительная сохранность связей не важна. В этом случае количество связываемых образов практически не ограничено - можно связать десятки и даже сотни образов.

 

4.Закрепление в памяти.

Осуществляется многократным мысленным повторением. Природа памяти такова, что созданные ассоциации (взаимосвязи) самопроизвольно разрушаются примерно через 40-60 минут при условии однократного восприятия. Длительность сохранения информации в памяти зависит от частоты ее активизации.  

Обратите внимание, что мнемоническое повторение осуществляется не для запоминания, а для закрепления информации в мозге.

Примерная схема повторения

После запоминания информации методами мнемотехники, необходимо сделать КОНТРОЛЬНОЕ ПРИПОМИНАНИЕ.  (Зарисовка, устное повторение)

Если в результате контрольного припоминания вы обнаружили ошибки или пропуски информации, следует дополнительно запомнить пропущенные сведения и сведения, которые были воспроизведены с ошибками. После контрольного припоминания и исправления ошибок у вас появляется уверенность, что информация может быть воспроизведена вами в полном объеме и без ошибок.  

  • Первое припоминание информации необходимо сделать примерно через 40 - 60 минут после запоминания.  
  • Второе припоминание делайте примерно через три часа после последнего.
  • Третье припоминание - примерно через 6 часов после последнего.
  • Четвертое припоминание - на следующий день, утром.

Такое количество повторений является обязательным. В общем случае количество повторений зависит от сложности и объема информации. Чем чаще вы будете припоминать сведения, тем лучше они будут закрепляться в мозге.

В любом случае любые новые сведения необходимо интенсивно припоминать в течение примерно трех-четырех дней после первичного запоминания.

После такого закрепления связей, они могут быть сохранены в мозге около полутора месяцев.

Во всех рассмотренных выше этапах запоминания самым длительным и трудным для освоения является этап кодирования. От скорости кодирования информации в зрительные образы зависит ваша скорость запоминания. Навык кодирования в зрительные образы тренируется и быстро автоматизируется. Поэтому не пожалейте времени на выполнение упражнений, в которых отрабатываются приемы кодирования разных сведений в зрительные образы.

 

Задания для самопроверки.

Выберите из предложенных правильные варианты ответов на вопросы:

1.   Комплексный процесс накопления в мозге системы связей, благодаря которым человек может воспроизводить необходимую ему информацию – это...

А) запоминание

Б)  память

В) мышление

Г) восприятие

2 .Характеристиками  процесса запоминания являются:

А) Скорость запоминания, скорость припоминания, качество запоминания,  объем запоминания, надежность запоминания.

Б) Количество запоминания, скорость припоминания, качество запоминания,  объем запоминания, надежность запоминания.

В) Качество запоминания, скорость запоминания, скорость припоминания.

 

3. Эта характеристика отражает количество правильных ответов данных вами сразу после запоминания.

 А) Скорость запоминания.

Б) Скорость припоминания.

В) Качество запоминания.

Г)  Объем запоминания.

4. Процесс запоминания в  системе «Джордано» (современная мнемотехника)  разбит на ...

А) 5 этапов

Б) 4 этапа

В) 2 этапа

Г)  3 этапа

5. Процесс запоминания в  системе «Джордано» (современная мнемотехника)  разбит на этапы:

А) кодирование,  запоминание последовательности, закрепление в памяти.

Б) кодирование, запоминание, запоминание последовательности.

В)  восприятие, запоминание, запоминание последовательности, закрепление в памяти.

Г)  кодирование, запоминание, запоминание последовательности, закрепление в памяти.

Ответы

№ вопроса

ответ

1

А

2

А

3

В

4

Б

5

Г

Литература

  1. Зиганов М,   Козаренко В. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления - http://lib.rus.ec/b/177305/read , Электронная библиотека http://www.litmir.net/br/?b=118345&p=6
  2. Козаренко В.А Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» - М.. 20

Приложение

Таблица 1.

Классификация видов памяти

Признак классификации

Виды памяти

- с точки зрения времени сохранения материала

• мгновенную,

• кратковременную,

• оперативную,

• долговременную,

• генетическую.

- по ведущему анализатору в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала

• двигательную,

• зрительную,

• слуховую,

• обонятельную,

• осязательную,

• эмоциональную.

 Таблица 2.

Взаимосвязь процессов памяти  и запоминания

 

 ПАМЯТЬ

 

ЗАПОМИНАНИЕ

Быстрая фиксация связей

Медленная фиксация связей

НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ

ПРОИЗВОЛЬНОЕ

СВЕРХПРОИЗВОЛЬНОЕ

Автоматическое запоминание на основе процесса «Память»

Сознательное запоминание 
на основе взаимодействия нескольких психических процессов, 
в первую 
очередь мышления и внимания

Осознание 
механизмов 
памяти, 
сознательная эксплуатация механизмов 
памяти мозга, применение специальной 
техники для запоминания незапоминаемых сведений