Лекция 3. Психолого-педагогический потенциал мнемотехники в образовательном процессе.

 

Цель лекции:  Изучение    психолого-педагогического  потенциала   мнемотехники  в   образовательном     процессе.

Основные вопросы  лекции:

  1. Мнемотехника как педагогический приём. 
  2.  Значимость использования приемов мнемотехники с точки зрения психофизиологических особенностей  младших школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsiya_3.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Курс

«Использование приемов мнемотехники при обучении младших школьников»

Лекция 3.      Психолого-педагогический потенциал   мнемотехники  в   образовательном     процессе

Цель лекции:  Изучение    психолого-педагогического  потенциала   мнемотехники  в   образовательном     процессе.

Основные вопросы, рассматриваемые в лекции:

  1. Мнемотехника как педагогический приём.  
  2.  Значимость использования приемов мнемотехники с точки зрения психофизиологических особенностей  младших школьников .  

 

  1. Мнемотехника как педагогический приём

Огромный поток информации и невозможность справиться с ее обработкой самостоятельно — это печальная реальность, в которой оказались наши дети. Отсюда ранние неврозы,  школьная неуспеваемость, психологический дискомфорт при обучении.

Обучение рациональным приемам обработки информации, т.е. овладение приемами   МНЕМОТЕХЕНИКИ (искусственные приемы для запоминания) и ЭЙДОТЕХНИКИ (образное мышление) позволяет у учащихся выработать навык грамотной обработки информации.

Использование в процессе обучения приемов мнемотехники способствует:

1. Выработке у детей приемов умственного труда, обучению их методам и приемам рациональной обработки получаемой информации.

2. Развитию и оптимизации основных мыслительных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.

З. Развитию общих способностей на основе овладения приемами и методами запоминания и обработки информации.

4. Развитию творческого, нетрадиционного видения мира.

В ходе занятий с использованием мнемотехники у детей начинают вырабатываться навыки культуры умственного труда:

- системность, увязывание любой информации, умение устанавливать связи, образовывать зацепы;

- выделение главного, умение анализировать, выделение опорных точек; осознание логики построения материала, поиск закономерностей;

         Данная технология позволяет подобрать индивидуальный «ключ» запоминания и обработки информации каждому ребенку с учетом индивидуальных особенностей мышления.

     Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.    
Хорошо известно, что язык мозга — это   зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника – программа, которая  состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря им удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти.

В начальной школе еще очень трудно обучить детей рациональным приемам запоминания, т. к. преобладает наглядно – образное мышление, а не словесно - логическое. Учителю необходимо организовать учебный процесс, используя основные принципы и правила мнемотехники.  

1. Легче и лучше запоминается то, что хорошо представлено.

Этот принцип обращает внимание на то, что на каждой стадии развития ребенок  отличается  некоторым  характерным  способом видения мира и объяснения его самому себе. Задача обучения тому или иному предмету во всяком возрасте состоит в том, чтобы предоставить   структуру  данного   предмета   в   терминах   способа видения мира ребенком.

2. Легче и лучше запоминается то, с чем приходится действовать, производить манипуляции.

Все, что мы выполняем самостоятельно, запоминается лучше, чем то, что дано в готовом виде.Качество запоминания тем выше, чем в большей мере память опирается на интенсивную мыслительную деятельность, чем больше она сближается с мышлением, рассуждением. Существует и обратная связь - под влиянием мнемических задач иначе протекают и сами мыслительные процессы. Мнемическая направленность делает их более активными, сознательными, намеренными. Материал осмысливается более полно, глубже, отчетливее.      

Процессы,   представляющие   собой   процессы   понимания, вполне обоснованно называются и процессами запоминания. Только  единство  мыслительных и мнемических  процессов  является условием успешности запоминания.

3.   Запоминание лучше  происходит  в  перекодированном (преобразованном) виде, а не в том, в котором представлено.

Установлено, что группировка кодов дает положительный эффект, если она соотносится с логической структурой кодируемой информации.                     Группировка     символов,      не     согласуемая     с классификацией объектов, противоречит смысловой природе памяти и вызывает ассоциативную                         интерференцию.

4  Лучше запоминается то, что хорошо осознано.

Лишь сообщение учащимся утверждений, «убедительных в                             причинно-следственном отношении»,  сделает возможность вести                             образование на основе широкого диапазона человеческих знаний. Общее    образование    должно    стремиться    стать    обобщенным  образованием,   тренирующим   способность   выхода   за   пределы   полученной                                 информации,        обеспечивая        правдоподобное предсказание новых                  событий.

        5.  Лучше запоминается то, что удалось связать, увязать,  привязать.                       

Быть может, самое главное, что можно сказать о памяти человека                     после столетия интенсивных исследований, это то, что до тех пор, пока                    какой-либо частный факт не соотнесен со структурой, он быстро забывается. Отдельные детали материала сохраняются в памяти посредством включения их в определенную структуру.

Операционный состав мнемического действия как единицы                             произвольного запоминания исследовала В.Я. Ляудис:

 1 этап - связан с ориентировкой в материале и соотнесения его                                                                  элементов к категориям собственного опыта.

2  этап - выделение групп на основе сходства элементов по                          каким-либо признакам.

 3 этап - установление внутригрупповых отношений элементов и       комплектование групп на этой основе.

 4 этап - установка межгрупповых отношений, этот этап
завершает систематизацию материала.

           Учёные  разводят  два понятия мнемотехники - как психологической технологии и как педагогической.

Как психологическая технология  - мнемотехника занимается                 развитием памяти.

Как педагогическая технология  - мнемотехника решает иную                  задачу - помощь детям в усвоении программы, используя различные методы развития памяти, позволяющие создать комфортную обстановку на уроке.

Образовательный   процесс,   построенный   на   основе мнемотехники:

  • предупреждает перегрузки памяти, способствующие неудачам и стрессам;
  • не учит под страхом тому, что не нужно, а даёт необходимые                  знания для саморазвития;
  • предлагает задумываться над проблемами собственной жизни и соотносить эти проблемы с жизнью общества, а не поощряет голое                        запоминание.

Мнемотехника раскрывает внутренние, психологические законы, позволяющие детям учиться легко и с радостью.

Проанализировав цели, задачи, особенности классической и педагогической технологий можно прийти к выводу, что:

- Приемы классической мнемотехники  рекомендуется применять при обучении учащихся  старшего возраста, взрослых людей.

- В начальной школе в ходе  развивающего обучения следует использовать приемы педагогической мнемотехники, так как они максимально доступны учащимся младших классов.   (Таблица 1. Приложение.)

2. Значимость использования приемов мнемотехники с точки зрения психофизиологических особенностей  младших школьников  

 Начальная школа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивая все виды памяти: эмоциональную, образную, словесно – логическую и др. В   дальнейшем  развитие двух первых видов памяти является больше исключением, чем правилом, особенно в старших классах.

  Проблема скрыта в значительной разнице методов и приемов начальной школы и среднего звена. Если в начальных классах чаще используется игровое обучение,  в дальнейшем же обучение сводится к элементарному запоминанию, утрачивается способность творческого осмысления материала учебника, не учитываются психофизиологические особенности учащихся.  

 Общеизвестно, что «слух» ребенка в школе, как правило, перегружен. Письменная работа и чтение вызывает напряженное зрение. Способность детей длительно сосредоточить внимание – невелика.  Нельзя забывать, что у школьника  недостаточно развиты произвольное внимание и произвольное запоминание.  

 Применение мнемотехники дает возможность продуктивного переключения, своеобразного «отвлечения» от науки на уровень житейских ассоциаций, игры воображения и фантазии. Мнемоприем разгружает информацию, делая новый материал «легкоусвояемым». Это достигается благодаря введению игрового элемента без ущерба основному содержанию урока и за счет эмоциональной насыщенности, заложенной в мнемотехнике, то есть непосредственных составляющих интереса.

 Ссылаясь на авторитетное мнение психологов, хочется напомнить: гораздо лучше запоминаются факты, имеющие положительную окраску, хуже – отрицательную и еще хуже – не имеющие никакой окраски. Поскольку сам  учебный материал часто не имеет никакой эмоциональной окраски, то мнемоприем как нельзя лучше компенсирует этот «недостаток».

Одним из аргументов применения мнемотехники как вспомогательного приема на уроках в начальной школе  является учет особенностей памяти человека. Еще со времен К.Д.Ушинского известно: чем большим количеством анализаторов будет воспринят изучаемый материал, тем прочнее он запоминается. Поэтому необходимо «провести» правило или слово через все виды памяти ученика. Как известно из психологии, у школьников являются ведущими различные виды памяти (зрительная, слуховая, двигательная, моторная, вербальная, эмоционально – образная), а потому каналы восприятия и переработки информации у детей неодинаковые. У каждого свой наиболее привычный способ получения и обработки информации.  Согласно этому подходу, дети относятся к одной из трех групп в соответствии с наиболее привычным способом получения информации. Различают «визуалов» (преимущественно опирающихся на зрительный канал восприятия), «аудиалов» (ориентированных, в основном, на слух) и «кинестетиков» (предпочитающих ощущения тела и движения).

 Ориентировка на ассоциативные, образные связи ведет к более глубокой обработке материала урока и более продолжительному (очень часто непроизвольному) запоминанию. Благодаря преобразованию учебного материала в форму наглядного, зрительного образа или сопоставляя его с уже имеющимися знаниями по принципу ассоциаций, мнемотехника обеспечивает большую системность, сознательность усвоения новых знаний у всех трех категорий учащихся (т.к задействованы все три канала восприятия информации: слуховой (проговаривание информации),   зрительный (зрительной восприятие информации), кинестетический (кодирование и зарисовка информации), вызывая интерес к уроку. Информация, «пропущенная» не только через логику, но и воображение, эмоции (внутренняя наглядность) удерживается в памяти прочнее, дольше. Абстрактные объекты, факты заменяются образами, имеющими визуальное, аудиальное или кинестетическое представление. Большинству людей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (с помощью приёмов мнемотехники). Связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Приёмы мнемотехники не совершенствует память, она только облегчает запоминание.

 Мнемотехника выполняет вспомогательную функцию на уроке, но для некоторых учащихся ее роль гораздо серьезнее. Ориентация на индивидуальные и возрастные особенности школьников в процессе обучения, использование в работе с ними специальных приемов и способов, соответствующих их индивидуальным особенностям, является основой природосообразного обучения.

 Мнемоприемы позволяют экономить время на уроках повторения и систематизации пройденного, особую пользу они приносят при подготовке к контрольным работам и тестированию.

 Мнемонический материал помогает экономить время при повторении.  Совершенно не обязательно вводить элемент мнемотехники в изучение всех разделов  любого предмета. Ее применение необходимо на «провальных» моментах обучения.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  

Таблица 1.

Сравнительная характеристика  классического и педагогического приемов мнемотехники.

Классическая мнемотехника

Педагогическая мнемотехника

Метод размещения

    Некоторые приёмы используются той стороной нашей зрительной памяти, благодаря которой мы запоминаем места, этот вид памяти в психологии называется локальной памятью или памятью на места. Благодаря ей мы можем живо запомнить виденные нами места и всё то, что с ними связано (ассоциировано). Поэтому, если мы желаем что-нибудь запомнить, то мы сможем его связать с известным местом.  

Компоненты метода размещения:  

  • Имеется определённый список подсказок.
  • Чтобы запомнить набор элементов, подлежащих заучиванию, его нужно ассоциировать со списком подсказок.
  • Ассоциации должны проводиться попарно, один к одному.
  • Ассоциирование должно проводиться путём активации воображения, особенно зрительного.
  • Образная конструкция должна быть необычной, странной, поразительной.

 

Метод размещения заменяется работой с мнемоколлажем.

Кажущийся беспорядок наложенных на формат картинок составляет суть коллажа.

Коллажи - это учебные пособия, выполняющие следующие задания: закрепление различных методов запоминания, развитие фотографической памяти, расширение словарного запаса, образного восприятия; умение говорить, рассказывать.

       Виды коллажей:  

  • развивающий — способствует развитию фантазии, умения соединять в один сюжет не связанные, на первый взгляд, между собой картинки;
  • обучающий — способствует получению и закреплению определенных знаний о предмете коллажа (математический, исторический, грамматический, экологический, природоведческий, геометрические фигуры, математические действия и др.).

    

Метод воображения

  Классическая мнемоника рекомендовала запоминать информацию, предварительно преобразовав ее в зрительные образы. Сами же образы делились на две большие группы: вспомогательные образы для фиксации последовательности и образы, в которых кодировалась сама запоминаемая информация. Классическая мнемотехника обратила внимание на тот факт, что образы можно не только запоминать, но их можно и стирать.

 Как отмечают историки мнемотехники, люди, которые отказывались от методов классической мнемотехники, как правило, имели какие-то проблемы с визуальным мышлением. Они не могли ярко представлять зрительные образы и манипулировать ими в своем воображении. В связи с физиологическими ограничениями методы классической мнемотехники были недоступны таким людям, и они были вынуждены разрабатывать свои альтернативные системы запоминания, которые меньше зависели от визуального мышления.

Мнемотаблица - это схема, структура, в которую можно заложить различную информацию.

Общие задачи для мнемотаблиц:

  • Развивать память (тренинг по разным приемам запоминания), умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, целое; умение систематизировать.
  • Развивать логику,  образное мышление.
  • Развивать умение связно мыслить, составлять рассказы.

           Виды мнемотаблиц:  

  • развивающие,
  • обучающие.

 

   

Система слов вешалок.

Человек заучивает ряд слов, служащих ему в качестве «вешалок», на которые он «развешивает» запоминаемые элементы – это также  как мы вешаем на крючки у вешалки в прихожей пальто.

 Например,  рифмованные пары, которые, заучив однажды, можно использовать для запоминания длинного списка новых слов, связывая ассоциациями первое слово с булочкой, второе с башмаком и т д.

Словарные слова.

Существует методика запоминания словарных слов с опорой на ассоциативный образ.

Среди различных компонентов, формирующих грамотность учащихся, значительное место отводится зрительной памяти. Особенно важен этот вид памяти при усвоении слов с непроверяемым написанием, так как зрительное восприятие, зрительный образ слова лежит в основе запоминания.

Цель: научить правильно писать словарные слова.

Средство: использование метода ярких ассоциаций.

Суть метода: трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Ценность — наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма. Суть метода состоит в том, что ребёнок, для того чтобы запомнить слово, выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудности при написании.  

 

Задания для самопроверки.

Выберите из предложенных правильные варианты ответов на вопросы:

  1. Сколько этапов  мнемического действия как единицы                             произвольного запоминания выделяла  В.Я. Ляудис?

А)  5

Б)  4

В)  3

Г)  2

  1. 2 этап состава мнемического действия по В.Я. Ляудис ....

А)  ориентировка в материале и соотнесения его элементов к категориям собственного опыта.                                                            

Б)   выделение групп на основе сходства элементов по     каким-либо признакам.

В) установка межгрупповых отношений, этот этап завершает систематизацию материала.

  1. Как педагогическая технология  - мнемотехника ...

А)  решает задачу - помочь детям в усвоении программы, используя различные методы развития памяти, позволяющие создать комфортную обстановку на уроке.

Б)  решает задачу -     создать  комфортную обстановку на уроке.

В) решает задачу -   развивать  различные виды  памяти.

  1. В классической мнемотехнике используются методы:

А) «Метод размещения»

Б)  «Метод воображения»

В)  «Система слов вешалок»

Г)    «Метод зацепок»

 

Ответы

№ вопроса

ответ

1

Б

2

Б

3

А

4

А,Б,В

Литература

  1.  Розова Ю.Е, Коробченко Т.В. Методические рекомендации по обучению рациональным приемам обработки информации на логопедических занятиях с учащимися младших классов коррекционных школ.  - http://nsportal.ru/node/92762
  2. Целоусова Е.В. Мнемотехника — один из вспомогательных приемов обучения русскому языку, поддерживающих интерес к предмету -  http://festival.1september