Лекция 4. Методические рекомендации по работе с мнемотаблицей, мнемоколлажем.

 

Цель лекции:   Определение понятий «мнемотаблица», «мнемоколлаж»,  изучение  теоретических аспектов работы с мнемотаблицей, мнемоколлажем.

Основные вопросы  лекции:

  1. Мнемотаблица.  Виды мнемотаблиц. Методика работы с мнемотаблицей.
  2. Мнемоколлаж.  Виды мнемоколлажей. Методика работы с мнемоколлажем.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsiya_4.doc739 КБ

Предварительный просмотр:

Курс

«Использование приемов мнемотехники при обучении младших школьников»

Лекция 4.       Методические рекомендации по работе с мнемотаблицей, мнемоколлажем.

Цель лекции:   Определение понятий «мнемотаблица», «мнемоколлаж»,  изучение  теоретических аспектов работы с мнемотаблицей, мнемоколлажем.

Основные вопросы, рассматриваемые в лекции:

  1. Мнемотаблица.  Виды мнемотаблиц. Методика работы с мнемотаблицей.
  2. Мнемоколлаж.  Виды мнемоколлажей. Методика работы с мнемоколлажем.

  1.  Мнемотаблица.  Виды мнемотаблиц. Методика работы с мнемотаблицей.

I. МНЕМОТАБЛИЦА — это схема, структура, в которую можно заложить различную информацию:    русский язык, чтение и т.д.

Виды мнемотаблиц:

 1. Развивающие                                                    

 2. Обучающие

ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ВСЕХ ВИДОВ МНЕМОТАБЛИЦ:

1. Развитие памяти.

2. Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое; умение систематизировать.

З. Развитие логики.

4. Развитие образного мышления.

5. Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию.

6. Решение дидактических общеобразовательных задач.

7. Содержание информации по всем направлениям учебной программы.

8. Развитие смекалки.

9. Тренировка внимания.

10. Навык правильно воспроизвести графически.

Кроме того, следует отметить, что при работе с мнемотаблицами успешному запоминанию способствует соблюдение определенных  условий:

  • Установка на запоминание.
  • Заинтересованность, так как легче запоминается то, что интересно.
  • Яркость восприятия. Лучше запоминается то, что вызывает определенные эмоции.
  • Образность запечатления. Запоминание, опирающееся на образы, гораздо прочнее механического запоминания.

 Мнемотаблица - это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа.       Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме.    Рисунки и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. В мнемотаблице можно изображать практически всё. В мнемотаблице производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Для дошкольников, первоклассников необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В более старшем  возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы.

Принцип работы с мнемотаблицей  строится от простого к сложному:

 

 Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.  Символы максимально должны быть приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.  

          Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».
Затем последовательно переходим к
мнемодорожкам –  мнемотаблице, состоящей из 3-4 мнемоквадратов, в которых зашифровано небольшое количество информации.

«Осенью часто идут дожди, в лесу можно собирать грибы.»

Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.

 Мнемотаблица по теме «Осень».

   

При работе с мнемотаблицами выделяются следующие этапы:

  • Рассматривание таблицы и разбор изображений.
  • Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
  • Пересказ   с опорой на символы (образы), т. е.        происходит отработка метода запоминания.  
  • Графическая зарисовка мнемотаблицы.
  • Воспроизведение информации, пересказ.  

 Предлагаю  следующие виды работ с данной группой мнемотаблиц:

  • Заучивание материала по готовой  мнемотаблице.
  • Раскрашивание мнемотаблицы в соответствии с содержанием текста, дорисовывание недостающих элементов, символов с последующим заучиванием материала.
  • Восстановление нарушенного порядка рисунков-символов (с помощью педагога, самостоятельно), заучивание  материала.
  • Составление мнемотаблицы из готовых рисунков-символов в соответствии с содержанием   (с помощью педагога, самостоятельно), заучивание  материала.
  • Рисование  рисунков-символов, придуманных самостоятельно или с помощью педагога, заучивание материала.

Кроме того, следует отметить, что при работе с мнемотаблицами успешному запоминанию способствует соблюдение определенных  условий:

  • Установка на запоминание.
  • Заинтересованность, так как легче запоминается то, что интересно.
  • Яркость восприятия. Лучше запоминается то, что вызывает определенные эмоции.
  • Образность запечатления. Запоминание, опирающееся на образы, гораздо прочнее механического запоминания.

       

 Если мы работаем с развивающей мнемотаблицей, то детям показывается таблица и расшифровывается закодированная информация. Устанавливаются логические связки, количественные и качественные характеристики. Затем дается время на запоминание таблицы. Таблица убирается и дети воспроизводят ее графически по памяти. Возможен вариант работы с помощью детей, если проведено ранее занятие по данной теме. Работа может быть как индивидуальная, так и подгрупповая.

Принцип работы с обучающей мнемотаблицей  несколько иной, поскольку они содержат обучающую информацию, как правило, незнакомую детям.  Поэтому в этом случае основную задачу (объяснение) берет на себя педагог, особенно если это первая мнемотаблица в определенном направлении.

Возможные направления работы по обучающим мнемотаблицам:

  • Запоминание материала по лексическим темам.
  • Обучение рассказыванию
  • Заучивание стихотворений, пословиц
  • Обучение грамоте (запоминание букв, правил)
  • Коррекция нарушений звукопроизношения, работа по дифференциации звуков.
  • Формирование элементарных математических представлений.
  • Природоведение, окружающий мир.
  • Историческое.

Пример работы с обучающей Мнемотаблицей «Времена года» на уроке «окружающий мир».

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

1. Рассматривание таблицы и разбор изображений.

2. Разбор закодированной информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

  • Разбор закодированной информации о временах года:

             З — зима, В — весна, Л — лето, О — осень.

 Каждому времени года соответствует 4 клеточки, раскрашенных разными цветами с использованием ассоциативного метода:

            Зима — синий, весна — зеленый, лето — красный, осень — желтый.

  • Установление логических связок:

ЗИМА — «З» — начинается с декабря, месяц (сопутствующие символы зимы в синих клеточках: снег; снеговик).

ВЕСНА — 3-й месяц — март; символы: дождь (грозы),  цветы.

ЛЕТО — “Л” — 6-й месяц — июнь (ягоды, грибы).

ОСЕНЬ “О” — 9-й месяц — сентябрь (листопад, дождь со снегом).

3.Пересказ   с опорой на символы (образы), т. е.        происходит отработка метода запоминания.  

4.Графическая зарисовка мнемотаблицы.

5. Заучивание материала по готовой  мнемотаблице.

2.Мнемоколлаж.  Виды мнемоколлажей. Методика работы с мнемоколлажем.

МНЕМОКОЛЛАЖ — это учебное пособие, в структуру которого входят различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры, кодирующие определенную информацию.

    Коллажи - это учебные пособия, выполняющие следующие задания:

  1. Закрепление различных методов запоминания.
  2. Развитие фотографической памяти.
  3.  Расширение словарного запаса, образного восприятия; умение говорить, рассказывать.
  4. Обучающая задача, т.к. вмещают различную информацию.

          Виды мнемоколлажей:  

  • развивающий — способствует развитию фантазии, умения соединять в один сюжет не связанные, на первый взгляд, между собой картинки;
  • обучающий — способствует получению и закреплению определенных знаний о предмете коллажа.  

Кажущийся беспорядок наложенных на формат картинок и составляет суть коллажа. Учащимся объясняется, что коллаж похож на «салат», когда берется много различных продуктов, и их смешивают (т.е. соединяют между собой), таким образом, получается новое вкусное блюдо. Поэтому первая и главная задача коллажа соединить, т.е. связать все картинки между собой. Таким образом, идет отработка сюжетного метода запоминания.

     При работе с коллажами выделяю следующие этапы:

  • Просмотр коллажа и разбор, какие картинки, цифры, буквы и т.п. на нем.
  • Составление сюжета с использованием всех картинок.
  • Установление логических связок, ассоциативных связок.
  • Отработка приемов запоминания предложенной     информации.    
  • Самостоятельное составление коллажа на заданную тему.

Пример работы с  обучающим коллажем:  « История Ж и Ш», который может быть использован как на логопедическом занятии, так и при изучении правописания «ЖИ-ШИ» на уроке русского языка.  

1.Просмотр коллажа и разбор, какие картинки, цифры, буквы и т.п. на нем.

2. Разбор  сюжета с использованием всех картинок. Установление логических связок, ассоциативных связок.

Текст: «Буквы и подружились, потому, что очень любили летать: «Ж» — на снежинке — она и сама была на нее похожа, а «Ш» — на шарике. Когда они улетели на небо, то катались на белых облачках и рассыпались: «Ж»— на 2 маленькие буквы «К», а «Ш» — на «П». А еще буквы очень любили кататься на машине. Но однажды, старичок буква «Ы рассердился на шумную машину и проколол у нее все шины. Тогда «Ж» и «Ш» обиделись на букву «Ы». Они поселились в других домиках рядом с подружкой буквой «И». Даже слова, где жили наши «Ж» и «Ш» тоже престали любить старика «Ы»: ужи на него шипели, ежи от него убегали. С тех пор в словах рядом с «Ж» и «Ш» встает их подружка - буква «И»».

3. Отработка приемов запоминания предложенной     информации.    

4. Заучивание и пересказ  материала коллажу.

Задания для самопроверки.

Выберите из предложенных правильные варианты ответов на вопросы:

  1. Мнемотаблица – это...

А)   схема, структура, в которую можно заложить различную информацию:    русский язык, чтение и т.д.

Б)  картинка, в которую можно заложить различную информацию:    русский язык, чтение и т.д.

В)  несколько картинок, в которые можно заложить различную информацию:    русский язык, чтение и т.д.

  1. Мнемотаблицы классифицируются на ...

А)   обучающие, развивающие

Б)   развивающие, информационные

В)   обучающие, информационные

  1. Мнемодорожка состоит из ....  

А)   1 мнемоквадрата

Б)   9 мнемоквадратов и более

В)   3-4 мнемоквадратов

 

4.  Мнемоколлаж – это....  

 А)   рисунки,  передающие определенную информацию.

Б)   учебное пособие,   кодирующие определенную информацию.

В)   учебное пособие, в структуру которого входят различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры, кодирующие определенную информацию.

 

Ответы

№ вопроса

ответ

1

А

2

А

3

В

4

 В

Литература

  1. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2005.
  2. Гурьева Н.А. Год до школы. Развиваем память. Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехники. – СПб.: Светлячок, 2000.
  3. Розова Ю.Е, Коробченко Т.В. Методические рекомендации по обучению рациональным приемам обработки информации на логопедических занятиях с учащимися младших классов коррекционных школ.  - http://nsportal.ru/node/92762
  4. Сизова  Н.О. Валеология. Конспекты комплексных занятий. -  СПб.: Паритет, 2008.