Лекция 1. Определение понятия «мнемотехника». Исторический аспект изучаемой темы.

Цель лекции:  Определение  понятия «мнемотехника»,  ознакомление  с историческим аспектом  изучаемой темы. 

Основные вопросы, рассматриваемые в лекции:

1.      Определение понятия «мнемотехника».

2.      Из истории мнемотехники.

3.     Основные направления мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsiya_1.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Курс

«Использование приемов мнемотехники при обучении младших школьников»

Лекция 1. Определение понятия «мнемотехника». Исторический аспект изучаемой темы.

Цель лекции:  определение  понятия «мнемотехника»,  ознакомление  с историческим аспектом  изучаемой темы.  

Основные вопросы, рассматриваемые в лекции:

  1.  Определение понятия «мнемотехника».
  2.  Из истории мнемотехники.
  3. Основные направления мнемотехники.

  1. Определение понятия «мнемотехника

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания.   Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины.  

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

Мнемотехника (или мнемоника) - от греч. mnemonikon - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Мнемоника – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

  Третье определение мнемотехники  наиболее точно отображает современную мнемотехнику.

Мнемотехника – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминанать любую точную информацию, которая традиционно считается незапоминаемой: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы,   сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т.п.

Мнемотехника основана на нескольких простых принципах. Процессом запоминания можно управлять сознательно, если запоминание осуществляется в зрительной анализаторной системе. Запись образов в память реализуется простой мыслительной операцией «Соединение образов». Для быстрого преобразования любых видов информации в образы, применяется ограниченный набор приемов кодировки. Длительность сохранения сведений в памяти зависит от частоты активизации запомненной информации. При необходимости эта информация в зрительных образах может быть переведена на рефлекторный (автоматический) уровень припоминания. В этом случае запомненные сведения припоминаются очень быстро и освобождаются от вспомогательных зрительных образов.

Мнемотехника предназначена для запоминания точной информации. Поэтому чем сложнее информация с точки зрения нормальной памяти, тем проще она запоминается методами мнемотехники. Длительность сохранения информации в памяти полностью контролируется. Можно запомнить сведения всего лишь на один час, а можно сохранить на всю жизнь. Запомненные сведения можно сознательно стирать из своего мозга, путем запоминания на их места новых сведений.

  1. Из истории мнемотехники

Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет.

Искусство мнемотехники берет свое начало в 477 году до нашей эры. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

Слово мнемоника имеет однокоренное слово – Мнемозина. (Богиня Мнемозина - это персонифицированная память  по своему происхождению.)     В греческой мифологии Мнемозина является богиней памяти и матерью девяти муз, а переносный смысл этого существительного – память. Известно, что уже в древней Греции люди успешно применяли приемы мнемотехники. Используя их, древние греки приобретали способность быстро запоминать очень большой, причем часто бессмысленный материал, демонстрируя свое искусство в публичных выступлениях.

 На Руси тоже использовалась мнемотехника. Ее яркий пример – славянская азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью. « А (аз) Б (буки) В (веди) – я буквы знаю; Г (глагол) Д (добро) Е (есть) - письменность есть добро; Р (рцы) С(слово) Т(твердо) – произноси слово твердо и т.д.»

 Значит, уже издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает запоминание, улучшает запоминание информации.

 Ближе к нашему времени мнемоника изучалась параллельно с исследованиями психологов. Так, в 80 годы 19 века, немецкий психолог Герман Эббингауз, представитель ассоциативной психологии, поставил задачу изучать память сепаратно, отделив ее от логического мышления; для этого он придумал мнемонические способы запоминания бессмысленных слов типа «дер», «сар», «лим» и прочее.

Может быть, мнемотехникой увлекались только в далеком прошлом, а в наше время интерес к ней пропал? Ничего подобного.

В советский период в нашей стране эту тему изучали лишь отдельные ученые – психологи: А.Р.Лурия, Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.И.Зинченко. Основатель отечественной школы нейропсихологии А. Р. Лурия длительное время изучал память мнемониста, который мог с однократного восприятия последовательно запоминать ряды из 100 цифр и более.

 К сожалению, у советских методистов, дидактов, учителей «мнемоприемы» относились к разряду «противоречащих осознанному научному освоению учебного материала». Поэтому учителя не афишировали свои «искусственные запоминания», быть может, по этой причине до сих пор нет хорошей мнемонической копилки «классических приемов».

 Начиная с конца 80 -х годов стали выходить в свет издания, которые наряду с занимательным материалом содержали и элементы мнемотехники.

 В конце 90 –х только некоторые авторы уже осознанно стали выделять мнемоматериал наряду с другими. И эти уникальные находки по крупицам разбросаны в книгах, журналах, на уроках учителей – словесников. Как правило, это небольшие по объему книги или статьи в методических изданиях.

 Из истории мнемотехники мы можем сделать заключение.   Интерес к мнемотехнике в настоящее время не угас. Более того, виды мнемонической техники запоминания постоянно совершенствуются на основе новых представлений о механизмах памяти человека. Сейчас феноменальная память из разряда чудес переходит в разряд обыкновенных, доступных каждому навыков запоминания, которые можно сформировать, как и любые другие навыки.

Мнемотехника применяется давно во многих областях. С точки зрения психологии, она исследована давно глубоко и серьезно (наряду с такими психологическими понятиями, как память, запоминание), но в плане педагогики   актуальным остается вопрос о рациональном использовании приемов мнемотехники при обучении школьников различных возрастов.

  1. Основные направления мнемотехники

Выделяется  несколько направлений мнемотехники:  

  1. Народная мнемотехника –  приемы запоминания, которые используются людьми в обыденной жизни, помогая запоминать исторические даты, имена, адреса, телефонные номера.  

Посмотрите на монитор своего компьютера. Вы увидите большое количество зрительных образов. Благодаря визуализации информации, даже ребенок, не умеющий читать, знает, что для записи информации на дискету, необходимо клюкнуть по значку дискеты. Дорожные знаки - это тоже яркий пример внедрения мнемотехники в повседневную жизнь. На больших скоростях человек не способен воспринимать текстовые сообщения. Дорожные знаки же, которые по существу являются символами тех или иных правил, воспринимаются быстро. Обычный алфавит - это то же мнемонический прием. В школе ребенок заучивает соответствие звуков определенным символам - буквам. Когда буквы кодируются в комбинации точек и тире (азбука Морзе) - это также мнемонический метод.

  1. Классическая мнемотехника возникла как составная часть ораторского искусства и использовалась в качестве вспомогательного средства для запоминания последовательности изложения длинных речей.

Классическая мнемотехника - это первое направление мнемотехники в истории. Говорят, что мнемотехникой пользовались еще в древнем Египте и племена Майя обучали своих детей мнемотехнике - системе внутреннего письма.

Ярким примером классической мнемотехники является метод Цицерона - выделение объектов в хорошо знакомом помещении или на улице, и использование их в качестве "вешалок" для запоминаемых сведений. До сих пор остаются актуальными и некоторые другие положения, сформулированные Цицероном. Так, классическая мнемоника рекомендовала запоминать информацию, предварительно преобразовав ее в зрительные образы. Сами же образы делились на две большие группы: вспомогательные образы для фиксации последовательности и образы, в которых кодировалась сама запоминаемая информация. Классическая мнемотехника обратила внимание на тот факт, что образы можно не только запоминать, но их можно и стирать.

  1. Педагогическая мнемотехника. Ее основателем можно считать П. Рамуса. Основанная на наглядно-образном мышлении она более доступна и понятна большинству учащихся.  Педагогическая мнемотехника делает акцент на естественное запоминание при интенсивном «погружении»  в                     изучаемый материал.  В XVI веке педагогическая мнемотехника одержала полную победу над классической, ее методы до сих пор используются в                  системе образования.  По сравнении с классической она более понятна,                   доступна и проста в применении.
  2.  Цирковая (эстрадная) мнемотехника   основывается на                      принципах классической мнемоники. Отличительной особенностью                     цирковой мнемотехники является тщательная разработка этапа кодирования информации: в жесты, слова, мимику лица, интонацию голоса, в порядок слов в предложении и т.д. Часто, при демонстрации чудес феноменальной памяти исполнителям вообще ничего не приходится запоминать. Они просто передают друг другу сообщения с помощью кода, известного только им.  
  3.   Спортивная мнемотехника. С настоящими профессиональными мнемонистами, которые запоминают честно, можно встретиться на                          соревнованиях по мнемотехнике, которые регулярно проводятся в                           Кембридже, начиная с 1997 года. 

В спортивной мнемотехнике, как и на любых других соревнованиях, борьба идет за наилучший результат. Мнемонисты соревнуются по двум основным показателям. Первое - это скорость запоминания информации. Второй показатель - это объем запоминаемых за один раз сведений.

  1.  Современная мнемотехника, к которой относится  система     «Джордано». Отличительной особенностью современной мнемотехники является наличие теоретической базы. На основе теории памяти ранее                           известные  приемы запоминания существенно дорабатываются и                        объединяются в четкую систему запоминания, направленную на решение тех или иных задач.

Задания для самопроверки.

Выберите из предложенных правильные варианты ответов на вопросы:

  1. Мнемотехника (или мнемоника) - от греч. mnemonikon – ....

А) искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Б) искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов,   увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

  1.  Искусство мнемотехники берет свое начало ...

А) в 677 году до нашей эры.

Б)  в 477 году   нашей эры.

В) в 477 году до нашей эры

  1. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают ...

А)  Аристотелю

Б)   Пифагору Самосскому

В) Цицерону

  1. Определите  «лишнее» направление  мнемотехники

А) народная  

Б) классическая  

В) педагогическая  

Г) историческая

Д) цирковая (эстрадная)  

Е)  спортивная  

Ж) современная  

  1. Закончите фразу: « Система     «Джордано» относится к ...»

А) классической мнемотехнике

Б) современной мнемотехнике

В) педагогической  мнемотехнике

Г)  спортивной мнемотехнике  

 

Ответы

№ вопроса

ответ

1

А

2

В

3

В

4

Г

5

Б

Литература

  1. Зиганов М,   Козаренко В. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления- http://lib.rus.ec/b/177305/read
  2. Козаренко В.А Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» - М.. 2002.  
  3. Целоусова Е.В. Мнемотехника — один из вспомогательных приемов обучения русскому языку, поддерживающих интерес к предмету -  http://festival.1september.ru