1. «Введение: почему именно идеи личностно – ориентированного обучения?»

Маслак Екатерина Николаевна

В этой лекции Вы прочитаете о том, как я узнала о личностно - ориентированном обучении и почему использовать  идеи ЛОО в своей работе - это очень современно и актуально.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lekciya_1.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕКЦИЯ  1.

«Введение: почему именно идеи личностно – ориентированного обучения?»

      Я – представитель учительской династии, пять поколения которой «судьбою вызваны к доске» уже почти на 400 лет.

       Биографии моих родителей можно уложить в одну фразу «всю жизнь в школе». С детства я жила в  веселой путанице: дом – это школа (родители  - учителя: всюду учебники, тетрадки, разговоры только о школе и учениках, их успехах и  «двойках»), а школа – это дом (в школе работали  папа – директор школы и мама – учительница начальных классов, в школе они были допоздна, как и я - будучи ученицей).  Потом уже  студенткой приезжала на каникулы или праздники домой, сразу шла за ключом от квартиры к родителям в школу - в ней и начинался мой дом. И не было у нас с сестрой никаких сомнений при выборе профессии: мы стали учителями.

       Наш папа уже ушел из жизни…  Осталась пустота, которую никто никогда не заполнит... Если б ты знал, папочка, как нам тебя не хватает! Мы все – твоя семья, бывшие коллеги и ученики – помним тебя, ведь в каждом из нас – частичка твоей души. Ты был очень искренним человеком, образцом порядочности, неиссякаемым источником доброты. Ты щедро дарил душевное тепло окружающим тебя людям. Где ты брал  душевные силы? Наверное, скрипачу легче - настроил скрипку  и вышел на сцену, кузнецу тоже - подремонтировал молот и пошел в кузницу, а педагогу сложно: чтобы идти к детям - нужно настроить душу.   Папочка, как  ты это делал? Ведь ты никогда не повышал голос, никого ни разу не обидел, всегда был доброжелателен с людьми. Этот секрет ты унес с собой. Может быть, нам -  твоим дочерям или твоим внукам – удастся его разгадать... Ты мог выслушать любого, не жалея времени. Ты мог, если необходимо, помочь, не прося ничего  взамен. Ты мог, не навязывая своего мнения, дать совет. Ты знал, секрет успеха директора школы: главное не показать на собственном примере, не научить и даже не помочь, а создать условия для успешной работы учителей  – и ты умел это делать, как никто другой – благодаря тебе школа стала одной из лучших в области, благодаря тебе многие учителя достигли профессиональных высот. Они помнят о тебе, часто вспоминают особую атмосферу, которая царила в те годы в школе – атмосферу сотрудничества, творчества и  взаимоуважения. Всю свою жизнь ты отдал школе... Люди часто вспоминают тебя добрым словом – значит, прожил свою жизнь ты, папочка, не зря!

       Как быстро летит время! Вот и  я уже  29-ый год живу на особой планете, которая называется УЧИТЕЛЬСТВО, где живут люди особой профессии – святой и вечной, преподаю самый интересный и самый важный предмет – биологию -  науку о живой природе.  Жизнь – это самая главная ценность на  Земле, поэтому не  изучать ее нельзя. Узнаешь про растения  – сможешь вырастить красивые цветы и хороший урожай на даче. А что может быть интереснее знакомства с животными? А разве наш собственный организм не достоин того, чтобы мы его изучали? Вы со мной не согласны?

     Много разных детей довелось мне учить за это время:  было много умных и способных учеников с высокими образовательными потребностями, а были и ученики по разным причинам не достигшие успехов в учении. Почему такое бывает? Причин тому много, одна из них – главное, на мой взгляд, противоречие  в образовании:  между разнообразием интересов и дарований школьников с одной стороны и единым для всех образовательным стандартом с другой стороны. Мне давно близка простая учительская  истина: «Обучать надо не всех, а каждого» А как это сделать? Я ставила себе этот вопрос много лет! За это время многое изменилось в обществе: изменилась жизни страны, изменилась школа.  Наступил 21 век, и вот она – школа 21 века! Оказалось, что в ней задача воспитания личности с заданными качествами уже неразрешима: новому обществу нужны новые люди – субъекты, умеющие анализировать ситуацию и себя в ней, ставить цели, искать способы их достижения, контролировать их ход, оценивать их результат. Как помочь ученикам стать субъектами? Думала, что с годами будет работать в школе все легче,  а оказалось, чем дольше работаю – тем больше вопросов…

   И вот в 2004 году на курсах учителей биологии в КИПК и ПРО  на лекциях  кандидата педагогических наук Селивановой Ольги Геннадьевны я впервые услышала о личностно ориентированном обучении, а год спустя работала под руководством Ольги Геннадьевны  в творческой группе  и поняла: это – мое! Все годы работы в школе я к этому интуитивно шла.  И я сейчас, наверное, смогу разгадать папин секрет, как «не показать на собственном примере, не научить и даже не помочь, а создать условия» ученикам  для успешной учебы, потому что личностно ориентированный подход ответил мне на мои многие «как?».  Самое важное - раскрыть содержание субъектного опыта учеников по изучаемой на уроке теме (биология – самый связанный с жизнью предмет, поэтому актуализировать жизненный опыт учащихся по любой теме очень легко!), затем через мотивацию подвести учеников к самоцелеполаганию. Тогда знания, полученные на уроке, обогатят опыт ученика и станут жизненно важными, личностно – значимыми (ведь ученик должен знаниями жить, а не получать их на всякий случай – вдруг когда–нибудь пригодятся!). На уроке изучается только обязательный минимум учебного материала, предусмотренный стандартом, а за пределами стандарта ученику предоставляется право выбора (что изучать, на каком уровне, каким образом!) -  поэтому приходится  заранее продумывать множество вариантов урока. При отработке умений и навыков – также создается  ситуацию выбора заданий из большого количества предложенных (ученик делает выбор и несет за него ответственность!) с созданием ситуации успеха и с дозированной помощью ученику в состоянии «больше не могу». В конце урока организуется рефлексии: каждый ученик оценивает себя в деятельности (важно помочь ученикам научиться сравнивать себя не с другими людьми, а себя сегодняшнего с собой вчерашним!).

И ученики постепенно преодолевают пассивную позицию в учебном процессе: становятся субъектами!

                   Кто-то подсчитал, что учитель за свою жизнь проводит

   порядка 25 000 уроков, а ученик за 11 лет посещает их около 11, 5 тысяч,  

                                    поэтому, урок недооценивать нельзя!

Всего 45 минут отводится учителю

для обучения, развития субъектности учеников и

формирования системы их ценностей на уроке!

…Звенит звонок, я беру классный журнал и иду на урок. Каким ему быть? Каким он должен быть? Эти вопросы всегда волнуют меня, ведь мой день состоит из уроков. Урок – дело серьезное. Он требует не только научного подхода, но и творческого поиска. А поиск – долг учителя! Да, учительская работа не из простых, так как учитель не может работать «от сих до сих». Только и тем, кого мы учим, тоже порой бывает нелегко: детям  в школе не только нужно приобрести знания, умения и навыки, но и стать личностями. Поэтому мы – учителя - призваны  не только приоткрыть детям дерь в храм науки, показать Ариаднины нити – паутинки и пожелать счастливого пути, но и должны помочь ученикам  самореализоваться в современном обществе, должны найти приемы, которые позволят найти каждому свой путь, чтоб свобода мысли вылилась в свободу творчества и свободу личности! И все это только за 11,5 тысяч уроков по 45 минут…

Существует множество разных типов и форм уроков,

а личностно ориентированный урок – особый!

Именно он позволяет обучать не всех, а каждого,

именно он  позволяет за 45 минут создать условия

и для обучения учащихся, и для  развития каждого ученика,

и для формирования системы ценностей  школьников–  

каждого в отдельности,

                именно он позволяет помочь каждому ученику стать субъектом!

        Поэтому использовать идеи личностно ориентированного обучения  

                              в работе – очень современно и актуально!

                                               

Конечно, провести личностно ориентированный урок не так-то просто,

 а использовать основные идеи личностно ориентированного обучения

на отдельных этапах урока – сможет каждый:

совсем не сложно учитывать  индивидуальные особенности учеников класса,

использовать на этапе актуализации субъектный опыт учащихся,

 помочь ученикам поставить личностно значимые цели,

создать ситуации выбора и ситуации успеха, на всех этапах урока,

 где это только возможно, настроить школьников на рефлексию.

   И результаты  не заставят себя долго ждать.  Например, по результатам моего мониторинга: в классах, где я работаю, стабильно высокое качество знаний, достаточно высокая мотивация обучения, заметна активизация познавательной самостоятельности учащихся, отмечается развитие субъектности учеников.

Давайте будем всегда помнить, что все ученики - разные!  Они  - отдельные неповторимые мозаинки, которые составляют яркий красивый мозаичный рисунок класса.

      Плохих учеников нет! Я верю в способности своих учеников! Просто у каждого ребенка свой темп (детей не нужно торопить: урок - не кросс!), у каждого своя высота, которую он способен достичь. На каждом уроке ученики поднимаются на  ступеньку выше,  и у каждого ученика есть право остановиться на той ступени лестницы, на которой он захочет (каждый должен прожить свою жизнь, а не мою и не вашу).

      Если этого не понимать и не учитывать в работе – значит, обрекать на страдания и себя, и учеников.

     Учитель не должен тащить учеников за собой, как борону, а должен развивать их: все ученики одаренные, но многие пока об этом не знают.  

      Самая главная цель учителя не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать и развить человека в человеке!

      Мы, учителя – особые люди: не цветы в горшках выращиваем и не цыплят – мы растим личности, поэтому нужно сделать все возможное, чтобы эти личности стали успешными, постоянно совершенствующимися с положительной «Я - концепцией».

     Если мы поможем нашим ученикам  в  этом - значит, можно считать, что жизнь свою мы прожили не зря!


 

Комментарии

Гаврилко Елена Викторовна

Действительно, важную роль в условиях личностно-ориентированном обучении играет дифференцированный подход к каждому ученику класса. Это поможет помочь школьнику позать себя и свои возможности

Кошелева Лидия Анатольевна

Полностью согласна, что учитель должен на каждом уроке развивать учеников и помогать им саморазвиваться.
Вера в силы и возможности ученика и есть отражение любви к обучающемуся, можно сказать, что любить ребёнка — значит верить в его возможности, создавать условия для разворачивания этих сил в образова­тельной деятельности.

Самая главная цель учителя не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать и развить человека в человеке!

Назарова Галина Михайловна

Полностью согласна, что учитель должен на каждом уроке развивать учеников и помогать им саморазвиваться.Самая главная цель учителя не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать и развить человека в человеке!

Шевченко Надежда Васильевна

Я полностью согласна с мнением автора о важности и необходимости саморазвития учащихся. Все дети разные, и способности у них разные, и поэтому важно помочь каждому из них выявить свои способности и развивать их дальше, чтобы выбрать свой жизненный путь.

Ельникова Валентина Борисовна

Личностно-ориентированное обучение считаю одним из главных направлений в своей работе. Все дети разные, однако всем необходимо создать условия для проявления познавательной самостоятельности. Тема будет актуальна всегда! Спасибо!

Князева Надежда Васильевна

Очень актуально, нам в обучении по адаптированным программам, тоже очень подходит личностно -ориентированное обучение.