Лекция – 8 «Мотивация»,

Маслак Екатерина Николаевна

в которой описаны количественные и качественные мотивы учения, а также взаимосвязь мотивации и познавательного интереса учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lekc_-_8.doc43 КБ

Предварительный просмотр:


ЛЕКЦИЯ  № 8 «Мотивация»


   Мотивация - это процесс, определяющий движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения.

   Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив»

   Мотив (стимул) в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий

   

Мотивы возможно характеризировать

  1. количественно: сильный – слабый
  2. качественно: внутренние и внешние мотивы.

Пример: Можем выделить познавательную потребность саму по себе - потребность учения. Тогда говорим о внутренней мотивации. Если с учебой связана потребность увеличения социальной престижи, зарплаты, потом надо говорить об внешних мотивах.

   Кроме того, сами внешние мотивы могут быть

  1. положительными (мотивы успеха, достижения)
  2. отрицательными (мотивы избегания, защиты).

Очевидно, что внешние положительные мотивы более эффективны, чем внешние отрицательные мотивы, если даже по силе они равны. Внешние положительные мотивы влияют эффективно на успеваемость учебной деятельности.

    Мотивация обучения - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования.

   Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для учащихся, его мотивы, цели, эмоции, интересы).

   Интерес - один из мотивов обучения

   Интерес - один из постоянных и сильнодействующих мотивов деятельности человека. Интерес является реальной причиной действий, ощущаемая человеком как особо важная причина. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении обучаемого к объекту познания.

Дети теряют интерес к процессу обучения.

Почему?

Потому что учеба – тяжелый труд. Учеба превращается в неинтересное книжное занятие (нет экскурсий, нет живого уголка, не проводятся лабораторные работы)

Развитие познавательного интереса –

развивающая цель любого урока

   Познавательный интерес – это направленность личности на процесс познания, определяемый целями обучения.

Интерес, в отличие от познавательного интереса, не ставит цели – получение ЗУНов (знаний, умений и навыков) и меняется с возрастом.

   Познавательный интерес – устойчивое качество личности.

Познавательный интерес можно рассматривать как мотив деятельности и средство обучения (через него ученик овладевает содержанием)

Стадии становления познавательного интереса:

  1. любопытство – элементарная стадия

срабатывает ориентировочный рефлекс «что такое?»

она есть и у животных (собака обнюхивает гостя)

  1. любознательность («любо» = «любой») – стремление узнать как можно больше (неглубоко, но широко)

для животных она нехарактерна (животным только важно: опасно или неопасно, вкусно или невкусно)

Учитель должен поощрять любознательность учеников.

  1. познавательный интерес формируется, если любознательность направить в нужное русло: дать почитать книгу, поручить поставить опыт, пригласить в кружок и т.д.)

Ученики с познавательным интересом

- активны

- задают много вопросов, направленных на выявления сути

- много читают

- свободное время тратят на занятия каким – то предметом

- обычно хорошо учатся

Как развивать познавательный интерес?

Щукина Г.И. выделила группы стимулов:

  1. Стимулы содержания: важно найти интересное в содержании любой темы

Например:

Парадоксальные факты

 В результате активной борьбы с корневищным сорняком пыреем количество этого растения на огороде через некоторое время только увеличилось. Мог ли огородник допустить какие-либо ошибки в борьбе с пыреем? Какие именно?

Разъяснение значимости знаний

Из жизненного опыта вы знаете, что при ручной стирке спина устает больше, чем руки. Знаете ли вы почему?

     Использование литературных произведений

     В теме «Железы внутренней секреции»:

-В каких литературных произведениях упоминаются люди маленького роста? («Дюймовочка», «Оле Лукойе», «Мальчик с пальчик», «Белоснежка и семь гномов», «Повесть о Малыше и Карлсоне», «Незнайка»)

Экскурс в историю

   Известно, что Петр 1 запретил звонить в колокола во время нереста рыб. Почему?

   Использование пословиц, поговорок

«Достанется тебе ухо от селедки»  Справедлива ли с биологической точки зрения эта поговорка?

Показ недостаточности имеющихся знаний

Существует легенда, что в ночь на Ивана Купала нужно идти в лес. И тот, кто увидит цветущий папоротник будет счастлив всю жизнь. Верна   ли эта легенда?

  1. Стимулы деятельности

школьникам интересна деятельность:

- игра  → использовать элементы игры

- проведение опытов  → лабораторные работы

- общение  → работа в группах

  1. Стимулы взаимоотношений

не любят учителя – не любят предмет, смена учителя – смена отношения к предмету


 

Комментарии

Денисова Нина Васильевна

В настоящее время стоит проблема, как повысить интерес школьников к химии. Одна из причин потери интереса – это непригодность ряда традиционно применяемых приемов обучения для нынешнего контингента учащихся.
Это побудило меня искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету, значительно расширяющие и обогащающие методический арсенал учителя, поскольку известно. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Назарова Галина Михайловна

да, растормошить ученика проблема,но после вашей лекции у меня появилось много идей

Народная мудрость гласит : "Охота пуще неволи". Как же важно суметь выстроить процесс обучения детей, чтобы им всегда было интересно? Мне кажется, что если самому учителю интересно то, что он хочет донести до учеников, тогда и им будет интересно. "Гореть самим - зажжёшь других!" Большинству учителей нужно самим научиться хотеть учиться...