Открытый урок во 2 классе. Окружающий мир.«Растения луга».
Цель урока:познакомить учащихся с многообразием растений луга и их значением в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lug.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок во 2-а классе. Учитель МОУ «НОШ № 13» Сухова А. Я.
(Районный семинар учителей начальных классов по теме «Особенности работы по УМК «Начальная школа 21 века»)
Тема урока: «Растения луга».
Цель урока: познакомить учащихся с многообразием растений луга и их значением в жизни человека.
Задачи: 1.Сформировать у детей понятие об особенностях строения луговых растений и их отношении к свету. Познакомить школьников с наиболее распространенными травами, обитающими на лугу: клевером луговым, васильком луговым, фиалкой трехцветной, тимофеевкой луговой, мятликом луговым, донником желтым, лютиком едким, одуванчиком обыкновенным, гвоздикой травянкой, тысячелистником обыкновенным.
2. Ознакомить учащихся со значением лугов в жизни человека. Раскрыть результаты влияния деятельности человека на луг как природное сообщество и ознакомить с мерами по охране растений луга.
3.Продолжить работу по формированию у младших школьников навыков чтения и аналитико-синтетической деятельности.
Оборудование: таблицы: «Лес», «Луг», рисунки растений-обитателей луга и леса.
Ход урока.
Повторение домашнего задания:
1. Кроссворд.
|
По горизонтали:
1.1.Хищный жук, который хорошо летает и отлично плавает.
- Что помогает жуку-плавунцу передвигаться в воде?
-Может ли жук-плавунец продержаться под водой 30 минут? Обоснуйте свой ответ.
1.2. Одна из водоплавающих птиц обитающих на болоте (предок домашней птицы).
- Почему утка может плавать, а цапля нет?
1.3.Как называется личинка лягушки?
- Как головастик приспособился к жизни в воде?
По вертикали:
1.4.Природное сообщество нашей местности.
Ребята, кто догадался, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке?
2.Объявление темы урока.
Тема нашего урока «Растения луга».
- Что бы вам хотелось узнать о растениях, обитающих на лугу?
3. Сравнительная характеристика двух природных сообществ леса и луга.
Обратите внимание на эти две таблицы. Что на них изображено?
«ЛУГ» «ЛЕС»
- Чем луг отличается от леса?
- Что общего вы нашли в этих двух природных сообществах?
4. Сравнительный анализ травянистых растений луга и леса.
Мы выяснили, что травы растут и на лугу и в лесу. Однако, травянистые растения луга отличаются от трав, растущих в лесу. Почему ландыши мы не встречаем на лугу, а ромашку в лесу? Ответить на этот вопрос вам поможет диалог двух учащихся, которые будут представлять растения, обитающие в разных природных сообществах. Послушайте его внимательно.
(Диалог между «Кислицей» и «Одуванчиком»)
Одуванчик:
- Кто ты?
-Кислица.
- Почему я тебя никогда не встречал на лугу?
- Я обитаю в лесу, а на лугу жить не могу.
- Почему ты не можешь жить на лугу?
- Мне больше нравится тень. На солнышке я перегреюсь и погибну.
- Какие у тебя светлые цветочки, почти белые! Как же насекомые замечают твои цветки, они такие бледные, едва видны? Вот, смотри, какие яркие у меня соцветия! Любое насекомое видит мои цветки издалека.
- Это даже хорошо, что у меня цветки бледные, их лучше в лесу видят насекомые-опылители. В темном лесу насекомые не видят красный, синий, розовый, сиреневый и другие цвета. Поэтому в лесу не растут растения с яркой окраской цветков.
Кислица:
- А ты живешь на лугу? Как же ты выживаешь под яркими лучами
солнца? Ведь у нас, растений, такие темные листья! Они притягивают к себе солнечные лучи и от этого можно перегреться и погибнуть. - Я живу во втором ярусе, и высокие растения меня затеняют. Кроме того, мои листочки на много светлее, чем у тебя. А еще в жару я сильно потею. С обратной стороны листа у меня очень много пор (маленьких дырочек), через которые испаряется вода. Таким образом, я охлаждаюсь.
Так что мне солнце не страшно. Я очень люблю солнышко и яркий свет! Меня так и называют –
светолюбивое растение.
- Вот здорово! А меня называют теневыносливым растением.
- Мне интересно узнать, у самых высоких растений луга, которые составляют первый ярус, листья еще светлее, чем у тебя?
- Да, и пор на их листья значительно больше, чем у меня.
-А травам нижнего яруса нужен свет?
-Да, они тоже любят свет, но им его нужно еще меньше, чем мне. Травы третьего яруса низкорослые и прячутся от солнца под тень растений первого и второго этажей.
Учитель:
- Дети, Что же случится с кислицей, если ее аккуратно пересадить на луг?
- Почему одуванчик не растет в лесу?
Итак, на лугу как и в лесу растут травянистые растения. Но у луговых трав листья бледнее, чем у лесных. Бледная зелень меньше нагревается на солнышке, и это спасает растения от ожогов. Зато цветки у луговых растений отличаются яркой окраской, их издалека видят насекомые-опылители. У лесных трав окраска цветков почти белая, что делает их хорошо заметными для насекомых-опылителей в полумраке леса.
На листьях луговых растений больше пор, через которые они испаряют воду и лучше охлаждаются, чем травы леса.
5.Знакомство с растениями-обитателями луга. (Моделирование луга.)
Ребята, мы сейчас с вами попробуем на доске смоделировать луг. На каждой парте лежат
две карточки с изображением растений. Вы должны выбрать только те растения, которые растут на лугу и с помощью магнитиков прикрепить их на доске. Подобрать нужные растения вам поможет только что услышанный диалог, который состоялся между «Кислицей» и «Одуванчиком» и воспоминания о лете. Я уверена, что каждый из вас летом ни раз бывал на лугу и видел, какие травы там растут. Вспомните, пожалуйста, какие растения вы встречали летом на лугу? К доске выходят оба ученика, сидящих за партой. Один с помощью магнитиков прикрепляет к доске рисунок, второй - полоску бумаги с названием растения.
(На доске появляется модель луга)
-Посмотрите внимательно, все ли растения, которые вы прикрепили к доске, обитают на лугу? Не допустили ли мы ошибки?
6.Беседа, позволяющая дать характеристику морфологического строения растений и работа с текстом учебника с.132-134.
-Очень красивый получился луг! А сейчас попробуем назвать эти растения.
(Дети читают хором названия растений)
-Что общего у всех растений-обитателей луга?
-Чем эти растения отличаются друг от друга?
- Почему этому растению люди дали такое необычное название – тысячелистник?
(Знакомство с рисунком и чтение текста с. 132)
- На какое садовое растение похожа фиалка трехцветная?
(Работа с рисунком и текстом)
-Почему листья донника называют тройчатыми?
(Работа с рисунком и текстом)
-Найдите среди данных растений те, у которых, как и донника, тройчатые листья?
-Какое другое название есть у клевера?
(Чтение четверостишия о клевере)
-Среди растений луга можно встретить лютик едкий, который в народе часто называют куриной слепотой. Как вы думаете, почему люди дали этому растению такие необычные названия?
7. Значение лугов в жизни человека. (Беседа и решение экологической задачи)
Итак, мы с вами совершили путешествие по лугу. Конечно, на лугу произрастают не только травы, с которыми мы сегодня работали на уроке. Там встречаются сотни других травянистых растений, с ними вы познакомитесь в старших классах. А сейчас поговорим о роли растений в жизни человека.
-Что же дают луга человеку? Как люди их используют?
7.1. Сбор лекарственных трав. (Чтение статьи под рубрикой «Путешествие в прошлое» с.133)
-Какие еще лекарственные растения обитают на лугу?
7.2.Место отдыха людей.
(Чтение текста «На лугу» с.132, с последующей беседой)
-Понравился ли вам рассказ?
-Какие строки у вас повысили настроение? Почему?
-Какие строки вас огорчили?
-Почему вы осуждаете поступок мальчика?
(Познакомить школьников с знаком «Растения рвать запрещается»)
Решение экологической задачи.
Мы иногда не задумываемся о последствиях своих поступков и причиняем непоправимый вред природе. Я предлагаю решить вам одну интересную задачу.
«Летом 20 учащихся второго класса гуляли на лугу. Возвращаясь домой, каждый ребенок сорвал по 3 ромашки. Сколько растений погубили школьники, если известно, что одна ромашка после цветения образует 100 семян?»
7.3. Луга – место, где пасут домашних животный и заготавливают для них корм на зиму.
- Рассмотрите рисунок с. 134.
-Какое событие изображено на рисунке?
- В какой период жизни растения люди начинают сенокос?
8. Беседа по картине А. А. Пластова «Сенокос».
Луга привлекают человека неповторимой красотой цветущих трав, пьянящим ароматом воздуха. Эту красоту воспевают в своих произведениях поэты и художники. Обратите внимание на репродукцию картины Аркадия Александровича Пластова (с 135).
-Понравилась ли вам картина? Чем?
-Как бы вы назвали эту картину? Почему?
-Что вы видите на переднем плане картины?
-Удалось ли художнику выразить на полотне щедрость лета? Как?
-На что похожи буйные заросли луговых трав?
-Что изображено справа?
-Кто находится в центре картины?
-Каково отношение косцов к труду?
Ребята, такую картину мог написать только человек наблюдательный и горячо любящий природу. Художник с тонким мастерством передает щедрость русского лета, прозрачность утреннего воздуха, световые блики на лицах и одеждах косцов, на белых стволах берез.
Переднюю часть холста он превратил как бы в живописный красочный ковер.
Я могу с уверенностью сказать, что прекрасный уголок с луговыми растениями, зелеными или заснеженными лесами вы можете увидеть в любой части нашей необъятной Родины. Для этого только нужно уметь наблюдать за окружающим миром, и природа раскроет вам свои тайны.
9.Подведение итога урока.
А сейчас попробуем выяснить в какой степени вы смогли решить задачи, поставленные в начале урока.
- Что вы узнали о луге?
-Какие растения обитают на лугу?
-По каким признакам вы отличаете друг от друга луговые растения?
-Как расположены растения луга? Почему на лугу мирно уживаются и высокий колокольчик и низкорослая гвоздика-травянка?
-Как люди используют луга?
10.Задание на дом:
Выразительно читать текст с.131-135; выучить наизусть стихотворение с.134.
Актуализация новых знаний: самостоятельная работа в тетрадях.