факультативный курс "Зеленый мир" 6 класс

Фальгот Любовь Викторовна

        Программа факультатива «Зеленый мир Забайкалья. Растения нашего края.»  разработан для учащихся 6 класса общей общеобразовательной школы.

Содержание программы нацелено на расширение кругозора,  данная программа служит дополнением к учебному предмету -  биологии  в

 6 -7 классах ( в 6 классе биология изучается 1 час в неделю), где даются знания о жизнедеятельности растений и животных. В содержание факультатива входят углубленное изучение вопросов по ботанике, включаются разделы о физиологии растений, об условиях, влияющих на растения, факторах среды, вопросы о растительном сообществе.

         Данный курс предполагает организацию  исследований, связанных с охраной редких и исчезающих растений, с изучением интродукции растений местной флоры, приобретение простейших навыков экспериментальной и исследовательской работы с растительными объектами, их видовое  определение,  знакомство с видовым многообразием растений, природными сообществами, их использованием и охраной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл f-v_zelenyy_mir_zabaykalya_6_klass.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Программа факультатива «Зеленый мир Забайкалья. Растения нашего края.»  разработан для учащихся 6 класса общей общеобразовательной школы.

Данный курс факультатива имеет прикладное значение и предполагает изучение полезных свойств растений на базе регионального материала.

         На первом этапе обучения ( 1-2 классы) дети знакомятся с окружающим миром, включая природу, общество, человека, в 3 -4 классах изучают природоведение. Далее, в курсе средних и старших классах изучается биология. Новый учебный курс для 5 класса «Природоведение» обеспечивает переход к изучению естественно- научных дисциплин (биология, физика, химия и др.). Содержание программы нацелено на расширение кругозора,  данная программа служит дополнением к учебному предмету -  биологии  в

 6 -7 классах ( в 6 классе биология изучается 1 час в неделю), где даются знания о жизнедеятельности растений и животных. В содержание факультатива входят углубленное изучение вопросов по ботанике, включаются разделы о физиологии растений, об условиях, влияющих на растения, факторах среды, вопросы о растительном сообществе.

         Данный курс предполагает организацию  исследований, связанных с охраной редких и исчезающих растений, с изучением интродукции растений местной флоры, приобретение простейших навыков экспериментальной и исследовательской работы с растительными объектами, их видовое  определение,  знакомство с видовым многообразием растений, природными сообществами, их использованием и охраной.

Лекарственные растения использовались человеком еще с древних времен. И с каждым днем интерес к ним не ослабевает. К сожалению, в обществе складывается впечатление о полной безопасности применения лекарственных средств растительного происхождения.

В настоящее время большее количество видов относится к категории редких и занесены в региональные Красные книги растений, подлежащих охране. Поэтому, необходимо знать особенности лекарственных растений, их биологию, возможности применения с учетом противопоказания к использованию и , что немаловажно, бережно относиться к природе, разумно использовать ее ресурсы.

      Особое внимание уделено принципу регионализации. Объектом изучения и наблюдения являются растения Забайкальской флоры, отличающиеся видовым многообразием. Кроме того, выделяется группа редких и исчезающих видов растений, нуждающихся  в охране. Их изучение на региональном уровне позволит сохранить растительное многообразие Забайкальской флоры.

       Выполнение программы дает возможность направленно воздействовать на личность учащихся, развивать наблюдательность, мышление, любознательность, обучать приемам самостоятельной работы, воспитывать любовь к «малой Родине», бережному отношению к ней, формировать положительную мотивацию к предмету. Необходимо учить детей быть осторожными в природе, познакомить их с полезными и вредными свойствами растений, что, к сожалению, невозможно рассмотреть на уроках биологии в полном объеме.

        В 6 классе обучаются 12 человек, из них 3 ученика – учащиеся 8 вида, 3 ученика – учащиеся 7 вида. Все ученики на уроках биологии с интересом воспринимают информацию учителя, любят самостоятельно  работать на занятии, часто готовят дополнительный материал к уроку.  Т.к. на изучение  биологии  в 6 классе дается 1 час в неделю, данная программа факультатива служит дополнением к  учебному предмету.

       Факультативный курс рассчитан на  34 часа (1 час в неделю), в том числе теоретических – 26 ч, практических -8 ч, из них 3 часа отведены на экскурсии.

      Применяются различные формы деятельности. В программу входят  теоретические занятия, практические работы, экскурсия, наблюдения в природе. Раскрыто содержание тем, указано количество времени, отведенное на их изучение, а также то, к каким темам относятся практические работы, экскурсия. Итогом работы является семинар, а результатом – материалы практических работ, экскурсии, рефераты.

Цель факультативного курса:  Изучить видовое многообразие растений Забайкальского края ( в окрестностях места проживания), их  эколого - физиологические особенности .

Задачи:

1. Образовательные: 1) познакомить с особенностями климата Забайкалья и выяснить его влияние на развитие растений, характер их приспособления к этим условиям.

    2)сформировать знания о многообразии растений в окрестностях места проживания( лекарственных, ядовитых, пищевых, редких), их значении и месте в жизни человека.

2. Развивающие:

- развивать умения и навыки, связанные с практической деятельностью: практические работы, экспериментальные задания, связанные с проведением экскурсий и т.д.,

-развивать познавательный интерес к естественнонаучному циклу предметов, научить самостоятельно  добывать знания не только из литературных источников, но и путем проведения наблюдений;

- развивать умения определять вид растения по его морфологическим признакам, правильного сбора и обработки гербарного материала.

3. Воспитательные:  воспитывать любовь к «малой Родине», рациональное и бережное отношение к ней, чувство ответственности за ее сохранение, необходимость соблюдения правил поведения в природе.

Планируемые результаты

Учащиеся должны знать:

  1. особенности  физико- географических условий Забайкалья и их влияние на развитие растений; своеобразие жизненных форм растений;
  2. особенности влияния природных факторов (свет, температура, влажность) на развитие растений в условиях Забайкалья;
  3. растительные сообщества окрестностей места проживания, их видовое многообразие, специфику фитоценозов;
  4. основные виды лекарственных, ядовитых, пищевых, редких и охраняемых растений, мероприятия по их охране и рациональному использованию.

Учащиеся должны уметь:

  1. по доминантным видам определить тип растительного сообщества;
  2. определять способы адаптации растений к существованию в своеобразных природно –климатических условиях Забайкалья;
  3. определять род растения по его морфологическим признакам;
  4. правильно собирать и оформлять гербарный материал;
  5. проводить наблюдения в природе, объяснять результаты;
  6. уметь оформлять результаты наблюдений
  7. применять знания, полученные при изучении базовых дисциплин.

Примерные темы работ

  1. Растительные сообщества местной флоры, их видовое разнообразие.
  2. Лекарственные растения моего края.
  3. Пищевые растения моего края.
  4. Ядовитые растения моего края.
  5. Редкие и охраняемые растения. Красная книга Читинской области (забайкальского края).
  6. Экологические факторы.
  7. Зимние явления в жизни растений.
  8. Особенности климата Забайкалья.

Литература

1 .Биологические экскурсии; Кн. Для учителя/ И.В.Измайлов. – М; Просвещение, 1983 -224 с.

2. Гаммерман Н.Ф., Гром Н.И. Дикорастущие лекарственные растения СССР. – М: Медицина, 1976- 183 с.

3. Гилева М.В., Попова О.А., Уманская Н.В., Сохрани сейчас, чтобы не жалеть потом./ Сборник информационных материалов. – Чита, 2001 -50 с.

4. Гилева М.В., Попова О.А., Уманская Н.В., Якимова Е.П. Региональная ботаника. Чита -2005, 192 с.

5. Дулепова Б.И. Зеленая аптека Забайкалья. –Чита, 2000 – 99 с.

6. Дулепова Б.И,  Попова О.А., Уманская Н.В. и др. Полезные растения Читинской области, их использование и охрана. Чита , 2001 -174 с.

7. Ивченко С.И. Занимательно о ботанике,  1998, 340 с.

8. Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы. 1986 -175 с.

9. Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. –Чита; Стиль, 2002 – 280 с.

10. Пономарева И.Н. Экология растений с основами биогеоценологии. М: Просвещение, 1978 -207 с.

11. Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике для учащихся 5 -6 классов.-М.; Просвещение, 1985 -223 с.

12. Эколого –краеведческая работа с учащимися в природе.№31 -32 Экологический практикум для учащихся 5-7 классов.

13. Флора Центральной Сибири./ Под ред. Л.И. Малышева – Новосибирск; Наука, Сиб отд., 1979 –Т.1, 2.