Зимующие птицы зимой
Занятие в т/о "Юные зоологи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие " Зимующие птицы зимой" | 20.51 КБ |
презентация к занятию "Зимующие птицы зимой" | 699.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие творческом объединении «Юные зоологи»
Ф. И .О.педагога доп. образования : Кулешова Н.В.
Тема занятия: «Зимующие птицы»
Возраст учащихся: 8 лет
Форма проведения: занятие объединения «Юные зоологи»
Цель: уточнить представление детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях;
Задачи:
- Углубление теоретических знаний учащихся по окружающему миру, формирование ряда основополагающих экологических понятий.
- Развивать связную речь: расширять объем зрительного и слухового внимания и памяти;
- Воспитывать умение наблюдать за окружающим миром, любовь к родной природе
Прогнозируемый результат:
- Дружная, самостоятельная работа класса.
- Изучить основные особенности поведения зимующих птиц.
Содержание (краткая аннотация)
Занятие из серии «Зимующие птицы», предусматривает:
- знакомство с представителями зимующих птиц,
- вовлечение всех ребят в интересную работу,
- самостоятельную работу,
- умение работать на интерактивной доске,
- умение вести диалог, дискутировать, делать выводы.
- умение оценивать свою работу.
Технологии:
Исследовательские (проблемно – поисковые)
Коммуникативные
ЗОЖ, ИКТ.
Тип занятия: комбинированный
Личностных УУД - навыки организации рабочего места для работы ;
формирование эстетических чувств
Метапредметные - Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения. Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий. Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.
Познавательных УУД: активизация знаний и умение делать обобщения, сравнения. Умение анализировать представленные работы и давать им характеристику; понимание вопросов учителя и умение строить логически верные ответы.
Методы и приемы: метод творческого проекта, беседа;
приёмы групповой работы, взаимопомощь, самооценка.
Оборудование рабочего места детей: ручка, тетрадь.
Список использованной литературы и интернет-ресурсов:
- http://st-roll.ru/?p=2788;
- http://katyaburg.ru/razdely/zabavnye-zhivotnye/pticy-zimoy-foto-kartinki-video
- http://www.myshared.ru/slide/212673/
- kardymovo.ru/news/pokormite_ptic_zimoj/2013-02-14-435
- http://4stupeni.ru/stady/metod/9651-plan-vospitatelnoj-raboty-v-nachalnoj-shkole.html
- http://pedsovet.su/load/244
1.этап Организационный.
2 этап – Мотивационно-проблематизирующий
Появляется иллюстрация зимнего леса.
Сегодня мы отправляемся с вами в зимний лес. Тихо в лесу зимним утром. Чернеют стволы и сучья голых деревьев. На зеленых лапах елей и сосен лежат пухлые подушки снега. Ни шелеста, ни звука. И кажется: нет никого во всем лесу.
- Каких зимующих птиц вы знаете?
- Какие птицы живут зимой в лесу?
- Какие живут рядом с человеком, в городах, деревнях и селах?
- А каких вы знаете птиц, которые прилетают с наступлением зимы к нам?
- Подумайте, а зачем летят зимой птицы к человеку?
- Правильно, птицы летят зимой в города и поселки, чтобы кормиться. И это понятно. Но не нужно думать, что в лесу их вовсе не остается.
Загляните в ближайшую рощу: птиц там немало. Вон под деревом мелкие крестики крошечных птичьих следов. Три пальца вперед и один назад. А по бокам две тонкие линии. Здесь черкнула птичка крыльями, когда взлетела.
3 этап – Деятельностный
Вон там, на березе, пара птичек: они прицепились к висящим веточкам, одна даже вниз головой. Бойко перескакивают они с одного сучка на другой в поисках пищи. Желтогрудая, маленькая птичка с белыми щечками и зеленоватой спинкой. Вы ее, конечно, узнали.
Появляется иллюстрация синицы.
- На зиму эти птицы не улетают в теплые страны, но в поисках корма стайки синиц появляются в близи жилья даже в городах. Там, где корма много, синицы задерживаются. Подкармливая, их можно удержать в своем саду. Птички заметили нас и улетают. Но если мы остановимся и не будем двигаться, синицы быстро успокаиваются. Может быть, через несколько минут они даже вернутся на то же дерево. Что за беспокойные птички? На минуты не посидят. Все движения их порывисты и быстро. Никогда нельзя знать, что они сделают в следующую секунду. Как вы думаете, сто они могут находить на этих березовых ветках? Вспомните, чем питаются синицы летом?
Верно, летом синицы питаются насекомыми. А зимой подбирают любое семечко, какое попадется. Но недаром шныряют они по веткам.Там находят они приклеенные к веткам яички каких-нибудь бабочек, оцепеневших гусениц в трещинах коры, куколок, прикрепленных к сучкам паутинками.
Торопливо шныряют синицы по деревьям, производя самый зоркий осмотр стволов и ветвей от зимующих здесь насекомых, среди которых немало вредителей. Какую же полезную работу для леса выполняют синицы? Правильно, за один день синица успевает побывать на сотнях, а может быть, и на тысячах веток. И там они съедают множество зимующих яичек, куколок и гусениц. Скажите, а чем питаются синички в городе? Трудно ли им зимовать? Чем мы можем помочь им? Как можем подкармливать их? Где развешивать кормушки? Верно, голодом страшна зима птицам, а не холодом. Если сыта птичка - и тепло ей под пухом и перьями. Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза. При этом семена лучше раздавливать. Нельзя давать птицам жареные семена. Также их можно кормить крошками белого хлеба. Охотно птицы едят творог и маргарин. А синицы любят клевать несоленый жир и мясо.
Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.
Мы кормушку смастерили. Прилетело семь сорок. |
Появляется иллюстрация дятла.
Вот затихли удары, и из-за толстого ствола сосны показалась голова большого пестрого дятла. Поглядел и спрятался снова. Вот дятел неожиданно исчезает за стволами деревьев, но не надолго. Через мгновенье он возвращается, держа в клюве шишку.
Ловко засовывает он ее в глубокую ямку в стволе дерева и, укрепив, принимается за работу. Один за другим сыплются удары крепкого клюва- Падают легкие семена.
Дятел предпочитает расклевывать шишки на определенных местах.
Их называют кузницами. 'Кузница' - это ямка, выдолбленная дятлом в стволе ели или сосны, в которую он вставляет шишку, прежде чем ее разбить. Расклюет одну шишку - летит за другой, принесет в клюве, вставит в расщелину, а старую, пустую шишку выбросит. Поэтому на снегу под 'кузницей' дятла валяется целая куча пустых шишек.
А почему дятла называют лесным доктором? Правильно, питаются дятлы и насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, стучит дятел, - значит, будут уничтожены насекомые-вредители и лес будет жить.
- О каких птицах мы сегодня говорили?
- Какое полезное дело для леса делают синицы?
- Какую птицу называют лесным доктором?
- Как называется место, где дятлы расклевывают шишку?
- Почему дятлов и синиц надо охранять?
- Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?
Составление связных описательных рассказов о зимующих птицах.
А теперь попробуйте сами рассказать о дятле или синице: об их внешнем виде повадках, питании и пользе, которую они приносят нашему лесу. Дети составляют рассказы.
4 этап - Оценочно-рефлексивный
- Что нового, интересного вы сегодня узнали?
О каких зимующих птицах вы хотели бы поговорить на следующем занятии?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
летом синицы питаются насекомыми
Если начал птиц кормить Ты уж не бросай ! И пустой кормушку ты Им не оставляй ! Так доверчивы они , Верят нам , как дети . Помни ты их приручил , Ты за них в ответе !
Самый распространённый - большой пёстрый дятел. Именно его стук мы слышим - дятел долбит шишки и достаёт семена - свою основную пищу зимой. Самцы и самки легко различаются, у самца на голове красная "шапочка", у самки её нет.
Ловко засовывает он ее в глубокую ямку в стволе дерева и, укрепив, принимается за работу. Один за другим сыплются удары крепкого клюва- Падают легкие семена.