Зимующие птицы зимой

Кулешова Наталья Викторовна

Занятие в т/о "Юные зоологи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие  творческом объединении «Юные зоологи»

Ф. И .О.педагога доп. образования  : Кулешова Н.В.

Тема занятия: «Зимующие птицы»

Возраст учащихся: 8 лет

Форма проведения: занятие объединения «Юные зоологи»

Цель: уточнить представление детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях;  

Задачи:

  • Углубление теоретических знаний учащихся по окружающему миру, формирование ряда основополагающих экологических понятий.
  • Развивать связную речь: расширять объем зрительного и слухового внимания и памяти;
  • Воспитывать умение наблюдать за окружающим миром, любовь к родной природе

Прогнозируемый результат:

  • Дружная, самостоятельная  работа класса.
  • Изучить основные особенности поведения зимующих птиц.

 

Содержание (краткая аннотация)

Занятие из серии «Зимующие птицы», предусматривает:

  • знакомство с представителями зимующих птиц,
  • вовлечение всех ребят в интересную работу,
  • самостоятельную работу,
  • умение работать на интерактивной доске,
  • умение вести диалог, дискутировать, делать выводы.
  • умение оценивать свою работу.

Технологии: 

Исследовательские (проблемно – поисковые)

Коммуникативные

ЗОЖ, ИКТ.

Тип занятия: комбинированный

Личностных УУД -  навыки организации рабочего места для работы ;

 формирование эстетических чувств

Метапредметные - Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения. Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий. Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.

Познавательных УУД: активизация знаний и  умение делать обобщения, сравнения. Умение анализировать представленные работы и давать им характеристику; понимание вопросов учителя и умение строить логически верные ответы.

 Методы и приемы: метод творческого проекта, беседа;

 приёмы групповой работы, взаимопомощь, самооценка.

Оборудование  рабочего места детей: ручка, тетрадь.  

 

Список использованной  литературы и интернет-ресурсов:

1.этап Организационный.

 2 этап – Мотивационно-проблематизирующий  

Появляется иллюстрация зимнего леса.

Сегодня мы отправляемся с вами в зимний лес. Тихо в лесу зимним утром. Чернеют стволы и сучья голых деревьев. На зеленых лапах елей и сосен лежат пухлые подушки снега. Ни шелеста, ни звука. И кажется: нет никого во всем лесу.

- Каких зимующих птиц вы знаете?

- Какие птицы живут зимой в лесу?

- Какие живут рядом с человеком, в городах, деревнях и селах?

- А каких вы знаете птиц, которые прилетают с наступлением зимы к нам?

- Подумайте, а зачем летят зимой птицы к человеку?

- Правильно, птицы летят зимой в города и поселки, чтобы кормиться. И это понятно. Но не нужно думать, что в лесу их вовсе не остается.

Загляните в ближайшую рощу: птиц там немало. Вон под деревом мелкие крестики крошечных птичьих следов. Три пальца вперед и один назад. А по бокам две тонкие линии. Здесь черкнула птичка крыльями, когда взлетела.

3 этап – Деятельностный

Вон там, на березе, пара птичек: они прицепились к висящим веточкам, одна даже вниз головой. Бойко перескакивают они с одного сучка на другой в поисках пищи. Желтогрудая, маленькая птичка с белыми щечками и зеленоватой спинкой. Вы ее, конечно, узнали.

Появляется иллюстрация синицы.

- На зиму эти птицы не улетают в теплые страны, но в поисках корма стайки синиц появляются в близи жилья даже в городах. Там, где корма много, синицы задерживаются. Подкармливая, их можно удержать в своем саду. Птички заметили нас и улетают. Но если мы остановимся и не будем двигаться, синицы быстро успокаиваются. Может быть, через несколько минут они даже вернутся на то же дерево. Что за беспокойные птички? На минуты не посидят. Все движения их порывисты и быстро. Никогда нельзя знать, что они сделают в следующую секунду. Как вы думаете, сто они могут находить на этих березовых ветках? Вспомните, чем питаются синицы летом?

Верно, летом синицы питаются насекомыми. А зимой подбирают любое семечко, какое попадется. Но недаром шныряют они по веткам.Там находят они приклеенные к веткам яички каких-нибудь бабочек, оцепеневших гусениц в трещинах коры, куколок, прикрепленных к сучкам паутинками.

Торопливо шныряют синицы по деревьям, производя самый зоркий осмотр стволов и ветвей от зимующих здесь насекомых, среди которых немало вредителей. Какую же полезную работу для леса выполняют синицы? Правильно, за один день синица успевает побывать на сотнях, а может быть, и на тысячах веток. И там они съедают множество зимующих яичек, куколок и гусениц. Скажите, а чем питаются синички в городе? Трудно ли им зимовать? Чем мы можем помочь им? Как можем подкармливать их? Где развешивать кормушки? Верно, голодом страшна зима птицам, а не холодом. Если сыта птичка - и тепло ей под пухом и перьями. Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза. При этом семена лучше раздавливать. Нельзя давать птицам жареные семена. Также их можно кормить крошками белого хлеба. Охотно птицы едят творог и маргарин. А синицы любят клевать несоленый жир и мясо.

 Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.

Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь - сосед,
Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели
Две синицы прилетели,
А во вторник - снегири,
Ярче утренней зари!
Три вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев -
Десять жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог

Прилетело семь сорок.

Появляется иллюстрация дятла.

Вот затихли удары, и из-за толстого ствола сосны показалась голова большого пестрого дятла. Поглядел и спрятался снова. Вот дятел неожиданно исчезает за стволами деревьев, но не надолго. Через мгновенье он возвращается, держа в клюве шишку.

Ловко засовывает он ее в глубокую ямку в стволе дерева и, укрепив, принимается за работу. Один за другим сыплются удары крепкого клюва- Падают легкие семена.

Дятел предпочитает расклевывать шишки на определенных местах.

Их называют кузницами. 'Кузница' - это ямка, выдолбленная дятлом в стволе ели или сосны, в которую он вставляет шишку, прежде чем ее разбить. Расклюет одну шишку - летит за другой, принесет в клюве, вставит в расщелину, а старую, пустую шишку выбросит. Поэтому на снегу под 'кузницей' дятла валяется целая куча пустых шишек.

А почему дятла называют лесным доктором? Правильно, питаются дятлы и насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, стучит дятел, - значит, будут уничтожены насекомые-вредители и лес будет жить.

- О каких птицах мы сегодня говорили?

- Какое полезное дело для леса делают синицы?

- Какую птицу называют лесным доктором?

- Как называется место, где дятлы расклевывают шишку?

- Почему дятлов и синиц надо охранять?

- Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?

 Составление связных описательных рассказов о зимующих птицах.

А теперь попробуйте сами рассказать о дятле или синице: об их внешнем виде повадках, питании и пользе, которую они приносят нашему лесу. Дети составляют рассказы.

4 этап -  Оценочно-рефлексивный  

- Что нового, интересного вы сегодня узнали?

О каких зимующих птицах вы хотели бы поговорить на следующем занятии?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Птицы зимой

Слайд 6

летом синицы питаются насекомыми

Слайд 7

Если начал птиц кормить Ты уж не бросай ! И пустой кормушку ты Им не оставляй ! Так доверчивы они , Верят нам , как дети . Помни ты их приручил , Ты за них в ответе !

Слайд 9

Самый распространённый - большой пёстрый дятел. Именно его стук мы слышим - дятел долбит шишки и достаёт семена - свою основную пищу зимой. Самцы и самки легко различаются, у самца на голове красная "шапочка", у самки её нет.

Слайд 10

Ловко засовывает он ее в глубокую ямку в стволе дерева и, укрепив, принимается за работу. Один за другим сыплются удары крепкого клюва- Падают легкие семена.