статья «Формирование исследовательских компетенций студентов как путь к эффективному обучению биологии.

В современном образовательном процессе важным аспектом является развитие исследовательских компетенций студентов. В контексте обучения биологии это особенно актуально, поскольку биология как наука постоянно развивается и требует от студентов умения анализировать, интерпретировать и применять полученные знания на практике. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование исследовательских компетенций студентов как путь к эффективному обучению биологии.

       В современном образовательном процессе важным аспектом является развитие исследовательских компетенций студентов. В контексте обучения биологии это особенно актуально, поскольку биология как наука постоянно развивается и требует от студентов умения анализировать, интерпретировать и применять полученные знания на практике. Формирование исследовательских компетенций способствует не только углублению знаний, но и развитию критического мышления, творческого подхода. Что актуализировало необходимость в социальном воспитании, которое должно преодолеть разрыв между традиционными национальными идеалами и современными потребительскими реалиями в России. В условиях, когда требуется быстрая социальная и психологическая адаптация и профессиональная мобильность, возникает потребность в поиске новых методов и средств подготовки творчески мыслящих людей. В ходе реформы образования стало уделяться больше внимания развитию индивидуальных способностей каждого студента. Будущее поколение должно уметь самостоятельно «добывать» знания и развивать навыки, необходимые для прогресса общества, что требует перехода от традиционного обучения к акценту на развитие личности и её самосовершенствование, что позволит успешно функционировать в постоянно изменяющихся социальных условиях.

              Однообразие мышления и преобладание конвергентного типа мышления порождают неуверенность в достижении положительных результатов в поиске. В то же время исследовательская деятельность сегодня рассматривается как основной путь для формирования умений и навыков студентов, а также для выявления и развития их творческого потенциала. Результатом исследовательской активности студентов всегда является их личностное развитие.  Формирование у студентов навыков исследовательской деятельности и внедрение принципов интеллектуального воспитания в образовательный процесс. Несколько факторов. Во-первых, применение традиционных методик, направленных на максимальную помощь студентам, приводит к снижению их самостоятельности. Во-вторых, исследования в области психологии мышления показывают, что начинать обучение исследовательской деятельности следует гораздо раньше, чем в студенческие годы – это нужно делать уже в детском возрасте. В школьных и дошкольных учреждениях закладываются основные умения и навыки исследовательской деятельности. Дети естественно склонны к проведению исследований, стремлением экспериментировать и самостоятельно искать истину.

        Исследовательские компетенции охватывают широкий спектр навыков, включая умение ставить научные вопросы, проводить эксперименты, анализировать данные и делать выводы. Эти навыки необходимы для успешной профессиональной деятельности в области биологии, а также для решения актуальных проблем общества, связанных с экологией, здравоохранением и биотехнологиями.

Методы формирования исследовательских компетенций

1. Проектная деятельность: Включение студентов в проекты, связанные с реальными проблемами, позволяет им применять теоретические знания на практике. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми, что способствует развитию командной работы.

2. Научные исследования: Участие студентов в научных исследованиях под руководством преподавателей или ученых помогает им освоить методы научной работы и получить опыт в проведении экспериментов.

3. Лабораторные работы: Проведение лабораторных исследований позволяет студентам не только закрепить теоретические знания, но и развивать практические навыки работы с оборудованием и анализом данных.

4. Курсы повышения квалификации: Преподаватели могут проходить курсы повышения квалификации, чтобы быть в курсе современных методов обучения и внедрять их в свою практику.

5. Интеграция технологий: Использование современных технологий (например, виртуальных лабораторий, онлайн-курсов) расширяет возможности для обучения и исследования.

    Формирование исследовательских компетенций студентов является ключевым элементом эффективного обучения биологии. Это не только способствует углублению знаний, но и формирует активную позицию студентов как будущих специалистов. Важно продолжать развивать эти компетенции через разнообразные методы и подходы, чтобы подготовить студентов к вызовам современного мира.

 

Литература

1. Гузеев В.В.  Методы и организационные формы обучения. - М.: Народное образование, 2001.

2.  Жук А.И., Кашель Н.Н. Деятельностный подход в повышении квалификации: активные методы обучения.— Мн.: Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования, 1994.— 96 с.

3.  Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1989. – 402 с.

4.  Кукушкин В. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. Ростов-на-Дону, 2006. – 398 с.

5.  Лернер Г.И. Работа с тестами не только контроль, но и обучение// Биология в школе. – 2002. - №4. – С.45-49.

6.  Литовченко О.А. Современные информационные технологии в преподавании биологии//Информационные и коммуникационные технологии в общеобразовательной школе. – 2008. - №12. – С.28-36.

7.  Михелькевич В.Н., Нестеренко В.М., Кравцов П.Г. Инновационные педагогические технологии. - Самара, 2001. – 254 с.

8.  Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. М.: Феникс, 2004. – 384 с.

9.  Мухамбетова, А.Б. К вопросу развития исследовательских умений учащихся в курсе биологии / А.Б. Мухамбетова // Школа будущего. – 2008. - № 1. – С. 77-86.

10. Мухамбетова, А.Б. Развитие исследовательских умений учащихся в обучении биологии / А.Б. Мухамбетова // Научный журнал «Образование и саморазвитие». – 2008. - № 2. – С. 109-114.

11. Организация внеклассной работы по развитию у школьников 7-8 классов исследовательских умений. //В сб. Научные труды МПГУ. Серия: Естественные науки. – М., 1999 – с.287-288

12.  Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Издательский центр "Академия", 2005. - 272 с.

13.  «Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник» - М.: Народное образование, 2001.

14.  Суворова Н. Интерактивные методы при изучении биологии – http://som.fio.ru/getblob.asp?id=10001664