статья РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ: ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ

Экологическая грамотность и ответственность молодого поколения — залог благополучия окружающей среды в будущем.    

Без активного участия молодого поколения в решении экологических проблем невозможно достичь устойчивого развития. Низкий уровень экологической культуры среди молодежи часто проявляется в безответственном отношении к отходам: выбрасывании мусора в неположенных местах, не сортировке отходов, игнорировании принципов повторного использования и переработки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ: ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ

М.А. Серяпин

Научный руководитель – М.А. Турова

ГБПОУ Московской области «Московский областной медицинский колледж» Орехово-Зуевский филиал, Россия

Проблема рационального использования бытовых отходов приобретает все большую актуальность в современном мире. Увеличение объемов мусора негативно влияет на окружающую среду, загрязняет почву и водоемы, способствует изменению климата. Особое значение приобретает экологическое просвещение молодежи, формирование у нее ответственного отношения к природе и навыков рационального потребления.

Актуальность: экологическая грамотность и ответственность молодого поколения — залог благополучия окружающей среды в будущем.    

Без активного участия молодого поколения в решении экологических проблем невозможно достичь устойчивого развития. Низкий уровень экологической культуры среди молодежи часто проявляется в безответственном отношении к отходам: выбрасывании мусора в неположенных местах, не сортировке отходов, игнорировании принципов повторного использования и переработки.

Цель: изучить методы и способы формирования экологической культуры молодёжи через обучение рациональному использованию бытовых отходов.

Для формирования экологической культуры молодежи необходим комплексный подход, включающий:

  • экологическое образование: включение в учебные программы специальных курсов по экологии, обращению с отходами, рациональному потреблению. Изучение вопросов раздельного сбора мусора, компостирования, переработки вторсырья;
  • практические мероприятия: организация экологических акций, субботников по уборке территорий, мастер-классов по изготовлению полезных вещей из вторичного сырья. Участие в конкурсах и проектах, направленных на решение экологических проблем;
  • информационно-просветительская работа: распространение информации о вреде загрязнения окружающей среды, о важности рационального использования ресурсов и переработки отходов через социальные сети, блоги, СМИ. Разработка и распространение информационных материалов, брошюр, видеороликов;
  • стимулирование разделения отходов: внедрение систем раздельного сбора мусора в образовательных учреждениях, установка контейнеров для разных видов отходов, проведение обучающих семинаров для персонала и учащихся;
  • вовлечение молодежи в принятие решений: Предоставление молодежи возможности участвовать в разработке и реализации экологических проектов, слушать их мнения и предложения по улучшению экологической ситуации.

Ежегодно объем бытовых отходов растет, перегружая полигоны ТБО и создавая угрозу для экосистем. Захоронение мусора приводит к загрязнению почвы и грунтовых вод фильтратом, выделению парниковых газов (метан), загрязнению воздуха при сжигании. Добыча сырья для производства товаров одноразового использования истощает природные ресурсы, а их последующее захоронение – это потеря ценных материалов.

Неконтролируемое увеличение объемов мусора приводит к загрязнению окружающей среды, истощению природных ресурсов и негативному влиянию на здоровье человека.

Поступающие в почву химические соединения накапливаются и приводят к постепенному изменению её химических и физических свойств, снижают численность живых организмов, ухудшают плодородие. Вместе с загрязняющими веществами часто в почву попадают болезнетворные бактерии. Также сжигание отходов ведёт к выбросу опасных газов, содержащих токсичные тяжёлые металлы.

Понимание важности переработки и раздельного сбора мусора помогает молодёжи формировать ответственный подход к потреблению и бережное отношение к окружающей среде.

Формирование у молодежи осознания личной ответственности и понимания значимости индивидуального вклада в решение проблемы является важной задачей.

Мероприятия, способствующие формированию экологической культуры студентов:

  • тематические классные часы. На них можно рассказать о влиянии отходов на окружающую среду, познакомить с системой раздельного сбора в разных странах мира, обучить методам сортировки отходов;
  • экологические лекции. Они могут быть частью образовательной и внеурочной программ. На таких лекциях учащиеся узнают о жизни в стиле «ноль отходов», вторичной переработке, безотходном производстве и многом другом;
  • мероприятия и акции. Например, конкурсы экотабличек, акции;
  • экосубботники. Учащиеся вместе с педагогами и волонтёрами собирают мусор.

Раздельный сбор мусора – один из ключевых инструментов решения этой проблемы, требующий как развития инфраструктуры, так и повышения уровня экологической ответственности населения. Горы мусора, растущие свалки и загрязнение окружающей среды – это проблемы, с которыми сталкивается современное общество.

Одним из эффективных решений является сортировка бытовых отходов по типам, которая позволяет перерабатывать ценные ресурсы и уменьшать негативное воздействие на природу: 

  • пластик: бутылки, упаковка, пакеты, контейнеры. Важно обращать внимание на маркировку пластика (треугольник со стрелками и цифрой внутри), которая указывает на тип пластика и его возможность переработки;
  • бумага и картон: Газеты, журналы, книги, коробки, упаковки. Важно удалить скобы, скрепки и другие металлические элементы;
  • стекло: бутылки, банки. Разные цвета стекла следует сортировать отдельно;
  • металл: консервные банки, алюминиевая фольга, крышки;
  • органические отходы: пищевые отходы, остатки овощей и фруктов, скорлупа яиц. Эти отходы можно компостировать;
  • опасные отходы: батарейки, аккумуляторы, лампы, электроника, лекарства, химические вещества. Эти отходы требуют специальной утилизации.

 Система сортировки отходов по типам представляет собой действенное решение проблемы:

  • уменьшить объем отходов, направляемых на полигоны ТБО: перерабатываемые материалы отправляются на перерабатывающие заводы, снижая нагрузку на свалки;
  • сохранить природные ресурсы: Переработка вторичного сырья значительно экономит энергию и ресурсы, необходимые для производства новых товаров из первичного сырья;
  • снизить негативное воздействие на окружающую среду: переработка сокращает выбросы парниковых газов и загрязнение окружающей среды.

Раздельный сбор мусора – это не просто экологическая инициатива, а необходимая мера для обеспечения устойчивого развития. Только совместными усилиями можно добиться значительных успехов в решении проблемы бытовых отходов и создании чистой и здоровой окружающей среды.

Эффективное использование бытовых отходов и формирование экологической культуры молодежи – взаимосвязанные задачи. Только комплексный подход, включающий образование, практическую деятельность, информационно-просветительскую работу и создание необходимой инфраструктуры, позволит достичь ощутимых результатов.  

Активное вовлечение молодежи в процесс решения экологических проблем – залог успешного будущего. Нужно не только информировать, но и мотивировать молодых людей к действиям, демонстрируя им реальные возможности изменить ситуацию к лучшему.

Начните сортировать мусор уже сегодня, и вы сделаете первый шаг к чистому будущему для себя и будущих поколений. Каждый отсортированный предмет – это вклад в здоровье нашей планеты.

Литература

  1. Катрин де Сильги «История мусора. От средних веков до наших дней» - М.: «Текст», 2011.
  2. Л. Я. Шубов, М. Е. Ставровский, А. В. Олейник «Технология твёрдых бытовых отходов. Учебник» - М.: Инфра-М, Альфа-М, 2016.
  3. Бухвалов В. А. и др. «Методы экологических исследований» - М., 1995.