Методическая разработка "Формирование активной творческой личности на занятиях экономики. ИГРА-АУКЦИОН «МИР РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ»".

Прохорова Марина Станиславовна

Аннотация

Использование на занятиях экономики форм, методов и приемов обучения, побуждающих коллективную мысль, активизирующих внимание и интерес, способствует развитию каждого студента как активной творческой личности. Реализации процесса способствуют как традиционные, так и активные методы преподавания: экскурсии, лекции, конференции, деловые игры, презентации, составление кроссвордов, тесты и многое другое. Одним из примеров формирования активной творческой личности является предлагаемая игра-аукцион «Мир рыночной экономики».

Цель:

  • образовательная:закрепить знания, полученные в процессе обучения и отработать в ходе игры элементы использования банковского кредита и проведения аукциона; использовать межпредметные связи;
  • воспитательная:формировать коммуникативную компетентность через работу в группах, ответственность перед другим и за проделанную работу и самостоятельность в получении знаний;
  • развивающая:развивать экономическое мышление.

Ход игры:

Организационный момент. Вступительное слово преподавателя.

  1. ПЕРВЫЙ ТУР - открытый
  2. ВТОРОЙ ТУР – полуоткрытый
  3. КОНКУРС КАПИТАНОВ
  4. СОСТАВИТЬ КРОССВОРД
  5. ЧИСЛОВЫЕ РЕБУСЫ
  6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА
  7. ИТОГИ.

ПРИМЕЧАНИЕ. Вопросы в турах ориентировочные. В зависимости от пройденных тем они могут изменяться или дополняться аукционистом-преподавателем. Тесты для капитанов команд и ребусы выдаются командам для работы на листах (приложение 1 и 2).  Задания, представленные в разработке, даны с ответами. Для более наглядного представления игры предлагается использовать компьютер в качестве средства, повышающего эффективность и наглядность мероприятия – используется презентация (приложение 4).

Современный специалист должен владеть навыками в своей профессиональной деятельности, но и, знать товарный рынок, активное участие принимать в ярмарках и аукционах, принимать квалифицированное участие в реализации продукции своего производства широкому кругу потребителей, участие в представлении технико-экономических, информационных и рекламных услуг. Выполнению части этих требований способствует предлагаемая игра-аукцион “Мир рыночной экономики”, целью которой является:

  1. активизация изучения студентами основных понятий из области экономики, маркетинга, правового обеспечения профессиональной деятельности;
  2. использование межпредметных связей;
  3. ознакомление студентов с процедурой проведения аукциона и использования кредита.

Вопросы, используемые в различных турах методической разработки, составлены в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника для специальности 140613 и рабочими программами по учебным дисциплинам «Экономика отрасли», «Маркетинг», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности».

Данная методическая разработка может быть использована в учреждениях среднего профессионального образования как внеклассное мероприятие; при проведении недели экономики; на заключительных уроках для контроля знаний.

Необходимо пересматривать традиционные формы работы, переосмысливать содержание образования. Сейчас активно внедряются инновационные методики, использующие новые, прогрессивные технологии. Но можно использовать проверенные формы и методы работы, привнося в них элемент творчества, нестандартности, что не в меньшей степени способствует развитию думающих молодых людей, способных творчески, нестандартно подходить к решению проблем, принимать самостоятельные решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования Тверской области

ГОУ СПО «Осташковский электромеханический техникум»

Методическая разработка

Формирование активной творческой личности

на занятиях экономики.

ИГРА-АУКЦИОН  «МИР РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ»

Разработал:         Прохорова М.С.

преподаватель специальных дисциплин

ГОУ СПО «Осташковский электромеханический техникум», педагогический стаж 18 лет, высшая квалификационная категория

2010

Содержание

Введение                                                                                                 3

Формирование активной творческой личности на занятиях экономики

Игра-аукцион «Мир рыночной экономики»                                                8

Содержание игры                                                                                10

  1. ПЕРВЫЙ ТУР – открытый                                                                11
  2. ВТОРОЙ ТУР – полуоткрытый                                                                12
  3. КОНКУРС КАПИТАНОВ                                                                        15
  4. СОСТАВИТЬ КРОССВОРД                                                                18
  5. ЧИСЛОВЫЕ РЕБУСЫ                                                                        18
  6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА                                                22
  7. ИТОГИ                                                                                                23

Заключение                                                                                        24

Список использованной литературы                                                        26

Приложение 1                                                                                        27

Приложение 2                                                                                        31

Приложение 3                                                                                        35

Приложение 4                                                                                        36

Введение

В новых социально-экономических условиях актуальной становится проблема формирования активной творческой личности, способной самостоятельно делать свой выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за пределы предписанных стандартными требованиями, осознанно оценивать свою деятельность, быть готовой к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами.

Разрешение противоречий между новыми целями, поставленными обществом, и научно-методическим обеспечением реализации этих целей требует разработки новых технологий.

По мнению психологов, образовательный процесс должен быть ориентирован на цели развития личности, её способностей, прежде всего познавательных, и соответственно на формирование познавательных потребностей.

Познавательные способности характеризуются активностью студента, его стремлением выйти за пределы предписанного, заданного, преобразуя его, используя для этого разнообразные способы.

Образовательный процесс должен не только учитывать способности и возможности студентов, но и, опираясь на них, максимально способствовать развитию активной творческой личности, формированию познавательных интересов, креативных способностей, формированию умения оценивать и соизмерять свои индивидуальные способности и возможности, проявлять инициативность, самостоятельность, реализовывать личностный потенциал.

Использование на занятиях экономики форм, методов и приемов обучения, побуждающих коллективную мысль, ставящих студентов в условия производственных ситуаций, активизирующих внимание и интерес, способствует развитию каждого студента как активной творческой личности.

Развитие творческих качеств студентов не будет в достаточной степени результативным без целенаправленного вооружения их технологией творчества с четко организованным и управляемым мыслительным процессом.

Реализации процесса способствуют как традиционные, так и активные методы преподавания: экскурсии, лекции, конференции, деловые игры, составление кроссвордов, презентации и многие другие.

Конференция по экономике – одна из форм активизации учебного процесса, которая пробуждает не только интерес к изучению дисциплины, но и творческие начала студентов.

Темы для реферата или доклада на конференции выбираются самостоятельно. При подготовке к конференции студенты должны самостоятельно изучить дополнительную литературу, отобрать самое интересное, продумать доклады, приготовить презентации, чтобы представить их как можно более эффективно.

В ходе конференции можно провести конкурсы, участвуя в которых студенты будут использовать свои знания по дисциплине. Элемент игры при проведении конференции, дух соревнования избавит её от сухости, академичности.

Конференция по экономике полезна в процессе обучения, прививает самостоятельность в работе с литературой, повышает заинтересованность в изучении дисциплины, активизирует процесс обучения, улучшает подготовку студентов по дисциплине.

Для развития личности играет большую роль коллективная деятельность. В коллективной деятельности формируются такие важнейшие качества личности: независимость суждений, критичность к чужому мнению, самостоятельность поступков, готовность оказать помощь и т.п.

Наиболее продуктивным в организации коллективной работы студентов является формирование микрогрупп и использование метода проектов.

Формирование коллективов происходит на основе взаимной симпатии и психологической совместимости. В микроколлективе различия в знаниях и способностях не препятствуют учебным занятиям. То, что не осуществимо в полной мере для одного, может быть реализовано с помощью согласованной коллективной работы. Студенты совместно решают возникающие вопросы и тем самым учатся. Каждый становится и студентом, и преподавателем.

Важным этапом формирования микрогрупп является выбор лидера из числа наиболее способных студентов, который является организатором учебно-воспитательного процесса внутри своей микрогруппы. Он осуществляет общее руководство по выполнению учебных задач и практических работ, получает задание от преподавателя и совместно с членами своей группы распределяет его с учетом возможностей студентов.

Работа студентов в малых группах, деловое общение с товарищами в трудовой среде, резко повышает коммуникативные умения, развивает способности работать и решать проблемы в команде. Возникает потребность в более высоком уровне профессиональной подготовки для успешной конкуренции на рынке труда. Возникает постоянная ориентация студента на достаточно критичную самооценку своего результата, что, в свою очередь, подталкивает его к поиску внутренних механизмов и резервов саморазвития.

Такое обучение, когда внимание на определенном отрезке времени сосредотачивается на микрогруппе, более эффективно, располагает к доброжелательности и взаимному доверию. Работа с микрогруппами дает возможность выработать у студентов самостоятельность мышления и творческую активность.

Использование метода проектов на занятиях экономики позволяет сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве, получить навыки обработки информации, выработать навыки проведения исследования, организовать коллективную работу в группе, научить самостоятельному достижению намеченной цели.

В учебном проекте заключается воспитывающее, обучающее и развивающее воздействие. Проект способствует повышению уверенности в собственных силах, в своих знаниях, мотивирует на изучение предмета и развивает чувство коллективизма, имеет творческую и исследовательскую направленность. Учебный проект – это возможность делать что-то самостоятельно в группе, максимально используя свои возможности.

Одной из наиболее эффективных форм являются деловые игры и уроки с конкретными деловыми ситуациями. Они позволяют соединить знания и умения, превратить знания из предпосылки действий в сами действия.

Деловые игры позволяют студентам быть причастными к функционированию систем, быть ответственными за принятие самостоятельных решений, выполнять различные должностные обязанности.

В процессе обучения с помощью деловых игр повышается интерес к занятиям вообще и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются в их процессе; изменяется самооценка студентов; повышается познавательность; изменяются взаимоотношения студентов и преподавателей.

Преимущество деловых игр состоит в том, что, взяв на себя ту или иную роль, участники игры вступают во взаимоотношения друг с другом, причем интересы их могут не совпадать. В результате создаётся конфликтная ситуация, сопровождающаяся естественной эмоциональной напряжённостью, что повышает интерес к ходу игры. Участники могут показать не только профессиональные знания и умения, но и общую эрудированность, такие черты характера, как решительность, оперативность, коммуникативность, инициативность, активность, от которых зависит ход игры.

Деловая игра представляет собой управленческую имитационную игру, в ходе которой участники, имитируя деятельность того или иного служебного лица, на основе анализа данной ситуации принимают решения. Она направлена на развитие у студентов умений анализировать конкретные практические ситуации и принимать решения. Во время игры развиваются творческое мышление (способность поставить проблему, оценить ситуацию, выдвинуть возможные варианты разрешения и, проанализировав эффективность каждого, выбрать наиболее оптимальный вариант) и профессиональные умения специалиста, деятельность которого в конечном счёте сводится к принятию решений.

В зависимости от предмета, темы и целей, формы и методы деловых игр многообразны и чаще всего носят межпредметный характер. Так устраняется противоречие между предметным характером преподавания и необходимостью интегрированных профессиональных знаний для выполнения трудовой деятельности.

Кроссворд – удобная форма активизации мышления студентов. В процессе подготовки кроссворда студенту необходимо тщательно прорабатывать теоретический и практический материал, обращаться не только к лекциям и учебникам, но и к дополнительной и справочной литературе. В ходе такой проработки и отбора материала студент более глубоко усваивает уже полученный материал и приобретает дополнительную информацию, которая постепенно накапливается, формируя более высокий уровень знаний. В то же время нестандартная форма задания стимулирует нестандартный подход к выполнению данного задания, активизируется творческое начало будущих специалистов. Целесообразно кроссворд использовать как форму рубежного контроля по окончании изучения материала по отдельным темам или разделам. В курсе освоения различных учебных дисциплины составление тематических кроссвордов – удобная и эффективная форма рубежного контроля по окончании изучения разделов и отдельных тем.

Для более наглядного представления уроков предлагается использовать компьютер в качестве средства, повышающего эффективность обучения. При проведении игры «Мир рыночной экономики» используется презентация (приложение 4). Она даёт возможность показать структуру занятия, обеспечивает наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала, сокращает время.

Можно выделить четыре основные цели использования компьютерных технологий на уроках: сообщить информацию, научить, создать мотивацию, развлечь.

  • Сообщить информацию – это значит дать аудитории ключевую информацию.
  • Научить – означает связать знания или информацию с опытом и поведением, которые необходимы, чтобы перевести знания или информацию в действие.
  • Создать мотивацию – значит обеспечить стимул, который придавал бы такой смысл знаниям, опыту или поведению, чтобы аудитория захотела действовать.
  • Развлечь – значит создать в аудитории позитивный опыт или перевести их в позитивное состояние.

Одним из примеров формирования активной творческой личности является предлагаемая игра-аукцион «Мир рыночной экономики».

Игра-аукцион «Мир рыночной экономики»

Цель:

  • образовательная: закрепить знания, полученные в процессе обучения и отработать в ходе игры элементы использования банковского кредита и проведения аукциона; использовать межпредметные связи;
  • воспитательная: формировать коммуникативную компетентность через работу в группах, ответственность перед другими и за проделанную работу и самостоятельность в получении знаний;
  • развивающая: развивать экономическое мышление.

Условия игры:  Формируются команды (например по 4-5 человек). Команды придумывают название и эмблему (до 100 единиц за оригинальность).

Ход игры

Организационный момент. Вступительное слово преподавателя.

На современном этапе в обществе существуют самые различные представления об экономике. Хотя каждый из нас постоянно вынужден решать те или иные экономические проблемы, подчас даже не подозревая или не задумываясь об этом, очень трудно однозначно ответить на вопрос о том, что же такое экономика.

Сегодня термин «экономика» используется чаще всего в трех основных значениях:

- все народное хозяйство страны или его часть, включая отрасли и отдельные виды материального производства и непроизводственной сферы (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д);

- совокупность отношений людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения многообразных потребностей, соответствующих данному уровню развития производительных сил;
- науку (научную дисциплину), которая изучает систему хозяйственной деятельности людей, принципов и законов ее организации (экономическая теория), а также ее отдельных составных элементов (например, экономика труда, экономика управления, экономика отраслей). В этом смысле экономика есть выражение в системе категорий, понятий и законов взаимосвязей и процессов объективного мира. В центре внимания – проблема использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Становление экономики как науки ассоциируется с трудами древнегреческого мыслителя Аристотеля Стигарита (4 в. д.н.э.). Именно он разделил как отдельные направления экономику, как науку о рациональном ведении домашнего хозяйства и хрематистику (науку об искустве торговли и наживы), осуждая последнюю. Термин «экономика» означает в буквальном переводе с греческого «домоводство, законы ведения домашнего хозяйства» («ойкос» – домохозяйство, «номос» – закон). Впервые термин «экономика» был предложен в трудах другого древнегреческого мыслителя Ксенофонта (444-356 г.г. д.н.э.). В трудах древнегреческих мыслителей встречаются рассуждения о монете, о сущности цены и пропорций обмена, имеются зачатки теорий стоимости. Так Аристотель рассматривает как справедливую цену ту, которая включает затраты труда, необходимые на его производство. С другой стороны, он говорит о значении потребностей людей и о влиянии потребностей на стоимость товара.

Позже значение этого термина было сильно расширено, и в наши дни под экономикой понимают управление хозяйством не только семьи, но и фирмы, отрасли, государства или группы государств, мира в целом.

Экономика – важная и интересная наука. И никто уже не отрицает, что экономические знания и мышления – это требования сегодняшнего времени. Сталкиваясь с экономическими отношениями в ежеминутно меняющемся мире, только с помощью экономических знаний можно ответить на вопросы: «Как заработать деньги и разумно их потратить? По каким экономическим законам живёт общество и что нужно сделать, чтобы жизнь наша была достойной?»

Сегодня, мы постараемся, используя свои знания, дать ответ на некоторые вопросы экономики и попробуем самостоятельно выйти из сложной экономической ситуации победителями.

Содержание игры

Все участники перед началом игры получают в “банке” первоначальный капитал в виде краткосрочного кредита под 30 % годовых (до окончания аукциона) в размере 1000 монет – игровых денежных знаков. Это означает, что после окончания аукциона все, взявшие кредит, должны вернуть в банк 1300 монет (1000 – сам кредит и 300 монет составляют 30% годовых от суммы кредита.

В виде лотов, продаваемых на аукционе, предлагаются вопросы. Правильный ответ на приобретённый вопрос приносит участнику определённый доход.

Перед очередным туром аукционист объявляет порядок проведения туров и характер предлагаемых лотов. Аукционист объявляет о том, что данный тур будет проходить по следующим правилам: аудитории задаётся конкретный вопрос из области экономики и маркетинга.

Право на ответ может купить любая из команд, заплатив наибольшую сумму в ходе открытых торгов. Первоначальная стартовая цена каждого лота (права на ответ) составляет 100 монет, а торговый (аукционный) шаг – 50 монет. Это означает, что торг ведётся суммами, кратными 50 монетам.

Команда, предложившая наибольшую сумму и купившая очередной лот, платит в банк сумму, за которую она купила этот выставленный лот. За правильный ответ на вопрос, который был куплен, команда получает денежное вознаграждение от 1000 до 1500 монет, в зависимости от сложности вопроса.

При неверном ответе на вопрос команда платит в банк штраф в размере 100 монет, а лот снимается с торгов и может быть выставлен в конце тура для повторной продажи. Деньги, уплаченные в банк за вопрос, не возвращаются.

Команда-участник, у которого закончились деньги, может с разрешения координатора взять в банке дополнительный кредит под 50 % годовых.

  1. ПЕРВЫЙ ТУР - открытый.

Оглашаются вопросы и их стоимость.

                                        ВОПРОСЫ:

  1. Что такое товар?   1000  (то, что удовлетворяет потребность или нужду человека и произведено для обмена или продажи)
  2. Что такое налог? 1000 (обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований)
  3. Что такое эмиссия? 1000 (выпуск в обращение денежных знаков или эмиссионных ценных бумаг, печатание денег)
  4. Что такое рынок? 1000+1000+1000 (это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции;  совокупность существующих и потенциальных покупателей товара; территория, где происходит торговля, где можно купить и продать товар)
  5. Что такое дефицит? 1000 (спрос больше предложения)
  6. Что такое биржа? 1000 (юридическое лицо, обеспечивающее регулярное функционирование организованного рынка товаров, валют, ценных бумаг; место, где продают товар большими партиями)
  7. Что такое банк? 1000 (финансово-кредитное коммерческое юридическое лицо, основной функцией которого является оказание финансовых услуг юридическим и физическим лицам; место, где хранят деньги и выдают кредит)
  8. Что такое себестоимость продукции? 1000 (затраты на производство и реализацию продукции)
  9. Состав статей калькуляции 3000 (сырьё, материалы, п/ф - за вычетом отходов; ЗПопр; дополнительная ЗПопр; ОТЧ; Рк.ц.; Рк.з.; Рн.э.; Рпр.; Рвп.)
  10. Что такое прибыль? 1000 (конечный финансовый результат деятельности фирмы, определяется как разность «выручка – затраты»)
  11. Что такое сдельная оплата? 1000 (оплата зависит от количества сделанной продукции и квалификации работника)
  12. Что такое заработная плата? 1000 (вознаграждение за труд)
  13. Что такое повременная оплата? 1000 (оплата за фактически отработанное время)
  14. Что такое цена? 1000 (денежное выражение стоимости товара)
  15. Что такое срок окупаемости? 1000 (период возврата капитала)

  1. ВТОРОЙ ТУР – полуоткрытый

       На продажу выставляется не конкретный вопрос, а определённый раздел экономики или маркетинга. Команда-участник узнаёт формулировку после покупки лота.

Основные категории маркетинга:

  1. Что такое нужда? 1000 (ощущение нехватки человеком чего-либо)
  2. Что такое обмен? 1000 (получение от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен)
  3. Дайте определение маркетинга 1000 (вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена)
  4. Что такое потребность? 1000 (нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида)
  5. Дайте определение сделки 1300 (коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами при наличии: двух ценных объектов, согласованных условий, времени, места)

Основные фонды предприятия:

  1. Дайте определение ОРФ 1500 (часть производственного капитала, овеществлённая в зданиях, сооружениях, машинах, оборудовании и др. средствах труда, многократно участвующих в производстве и переносящих свою стоимость на готовый продукт долями, постепенно; предметы со сроком полезного использования более 12 месяцев и (или) стоимостью более 100 МРОТ)
  2. Износ основных средств, виды износа 1500 (старение, изнашивание и постепенная утрата объектами основных средств их полезных свойств в процессе производственного использования; моральный и физический)
  3. Что такое амортизация основных средств? 1500 (постепенное перенесение стоимости основных средств на стоимость выпускаемой продукции, работ, услуг)
  4. От чего зависит размер амортизационных отчислений? 1500 (сумма Ао=Пс*На/100; На=1/n; Пс-первоначальная стоимость, по которой основные средства принимаются к бухгалтерскому учёту; На – норма амортизации, устанавливается в % от Пс; n – число лет полезного использования)
  5. Дайте определение показателям использования ОПФ: фондоёмкости и фондоотдаче 1500 (Фо – выпуск продукции на 1 руб. стоимости основных средств; Фо=объём выпущенной продукции/среднегодовую стоимость ОПФ; Фё – обратный Фо)

Труд и трудовые отношения:

  1. Дайте определение кадров предприятия, структура кадров 2000 (совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его состав; промышленно-производственный: рабочие – основные и вспомогательные; служащие: ИТР – специалисты и руководители; непосредственно служащие, МОП. Непромышленные: работники торговли, общепита, ЖКХ, медицинские и др.)
  2. Трудовые отношения 1500 (Трудовые отношения — это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату труда (работы по должности, профессии или специальности либо конкретного вида поручаемой ему работы). Работник, вступивший в трудовые отношения, обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, а работодатель обязан обеспечить ему условия труда в соответствии с законодательством, коллективным или индивидуальным трудовым договором. Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании заключаемого ими трудового договора. Кроме этого, трудовые отношения могут возникать также на основе фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя, даже если не был оформлен трудовой договор)
  3. Дайте определение производительности труда, показатели производительности труда 1500 (ПТ – это эффективность затрат труда при производстве единицы продукции; ПТ рассчитывается через выработку и трудоёмкость; В – объём продукции, производимый в единицу рабочего времени или приходящейся на одного среднесписочного работника в месяц, квартал; Ти – затраты рабочего времени на единицу произведённой продукции (величина обратная В))
  4. Дайте определение технологической операции, структура операции по трудовому признаку 1500 (Операция – это законченная часть ТП, выполняемая на одном рабочем месте; трудовые движения, действия, приёмы, комплекс приёмов)
  5. Отличие ФРВ от хронометража (ФРВ – наблюдение и замеры всех без исключения затрат времени в порядке их фактической последовательности, если в течение дня – ФРД; хронометраж – измерение затрат рабочего времени на выполнение основных и вспомогательных приёмов и движений)

Заработная плата:

  1. Дайте понятие ТСОТ и перечислите её элементы 1500 (ТСОТ – это совокупность норм, обеспечивающих распределение оплаты труда в зависимости от его квалификации, сложности ПП, условий, интенсивности, качества. Элементы: тарифная ставка (оклад), тарифная сетка, тарифные коэффициенты, тарифно-квалификационный справочник)
  2. Сдельная ФОТ, разновидности 1500 (размер денежного вознаграждения пропорционально выполненной работы, применяется где существуют натуральные показатели работы, зависит от количество продукции и квалификации работника; прямая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, сдельно-аккордная, сдельно-косвенная)
  3. Дайте понятие повремённой ФОТ, разновидности 1300 (величина заработка работника зависит от фактически отработанного им времени и его тарифной ставки (оклада); простая повремённая, повремённо-премиальная)
  4. Дайте понятие бестарифной системы оплаты труда 1500 (индивидуальные разработки по уровню зар.платы; ЗП каждого от директора до уборщицы представляет собой долю в фонде оплаты труда, ФОТ формируется после реализации продукции; разновидность БСОТ – контрактная система)
  5. Как организуется ЗП работников, обслуживающих несколько рабочих мест? 1500 (ЗП м/с выше, что объясняется большей интенсивностью и ответственностью ЗП м/с = ЗП о/с*nм/о*kм/о…)

  1. КОНКУРС КАПИТАНОВ (каждому по четыре теста)

(За правильный ответ 100 монет, за неправильный - 50 монет штраф в банк)

Выберите формы, в которых могут создаваться некоммерческие юридические лица:

  1. производственный кооператив;
  2. фонд;
  3. ассоциация;
  4. государственное или муниципальное унитарное предприятие;
  5. потребительский кооператив;
  6. хозяйственное товарищество;
  7. хозяйственное общество;
  8. общественная организация;
  9. учреждение.

Выберите формы, в которых могут создаваться коммерческие юридические лица;

  1. производственный кооператив;
  2. фонд;
  3. ассоциация;
  4. государственное или муниципальное унитарное предприятие;
  5. потребительский кооператив;
  6. хозяйственное товарищество;
  7. хозяйственное общество;
  8. общественная организация;
  9. учреждение.

Какой из видов коммерческих юридических лиц не наделен общей правоспособностью:

а)        хозяйственное товарищество;    б)        унитарное предприятие;

в)        акционерное общество;               г)        производственный кооператив.

Интеллектуальный капитал человека формируется из:

а) трудового опыты человека и его образования;

б) образования и социального статуса человека;

в) его умственных способностей и образования;

г) всего вышеперечисленного.

По каким видам ценных бумаг получают дивиденды?

а) по акциям;   б) по облигациям;    в) по векселям;    г) по сертификатам.

Макроэкономика – это…

а) отрасль науки, изучающая экономику на уровне страны и мира;

б) отрасль науки, изучающая работу крупных производственных предприятий;

в) отрасль науки, изучающая движение финансовых средств;

г) нет правильного ответа.

Как называется вид реорганизации, при котором происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица, его трансформация в юридическое лицо другого вида:

а) слияние;    в) разделение;    б) присоединение;    г) преобразование.

Как осуществляется размещение акций при учреждении открытого акционерного общества:

а)  по закрытой подписке;    б) между учредителями;

в)  по открытой подписке;    г)  размещение не осуществляется.

Учредительный(ые) документ(ты) акционерного общества — это:

а) положение;    б) устав;    

в) устав и учредительный договор;    г) учредительный договор.

Число членов кооператива не должно быть менее:

а)  1;                 б)  2;                 в)  3;                г)  5.

Деньги возникли как средство:

а) облегчающее обмен товарами;

б) сбережения богатства;

в) выражение ценности товара;

г) всего вышеперечисленного.

Ценная бумага, удостоверяющая вложение средств в предприятие и дающая право её владельцу на получение доли прибыли, называется…

а) акция;             б) облигация;                в) вексель;                г) банкнота.

Как называется способ прекращения деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам:

а) выделение;         б) ликвидация;               в) преобразование;                 г) реорганизация.

Экономисты утверждают, что, чем выше производительность труда, тем:

а) меньше свободного времени у работников;

б) больше излишки, предназначенные для обмена;

в) меньше продолжительность жизни;

г) больше образованных людей.

Бартер – это …

а) обмен товара на деньги;        б) обмен одного товара на другой;

в) обмен товара на ценные бумаги.

Число членов закрытого акционерного общества по общему правилу должно быть не более:         а)  10;          б)  25;         в)  50;         г)  ограничений не установлено.

ООО  имеет в отношении имущества, переданного в качестве взноса в уставный  капитал:

а)  право собственности;        

б)  право оперативного управления;

в)  право собственности или право оперативного управления;

г)  право хозяйственного ведения.

Спрос зависит от:

а) цены товара;    б) доходов покупателя;    в) моды и сезона;    г) все ответы верны.

В натуральном хозяйстве:

а) выращивают овощи и фрукты;

б) производится всё, что нужно для жизни;

в) не используют вредные химические вещества;

г) товары покупают только на рынке.

Учредительным(и) документом(ами) общества с ограниченной ответственностью являются:

а) положение;        б)  устав;        в) устав и учредительный договор;        

г) учредительный договор.

  1. КОМАНДАМ СОСТАВИТЬ КРОССВОРД ИЗ 5-10 ЭКОНОМИЧЕСКИХ СЛОВ.   Каждое правильное слово и определение  100 монет.

  1. ЧИСЛОВЫЕ РЕБУСЫ – каждая команда выбирает ребус (правильный ответ -1000 монет, целесообразно ограничить время на разгадывание ребуса)

РЕБУС №1. Разгадайте русскую пословицу, используя ключевые слова.

2        14        4        5        12        20,         1        2        3        12        6        5        12        20,

9        3        11        5        12      20           5             18              15              5            2          7        16        -

22        7                   8           12        3                 4        3        11        3        9        1        5         10         14        4        7        16!

Ключевые слова:

10, 3, 11, 12, 5, 13 – денежное пособие, получаемое гражданином от государства после достижения им преклонного возраста и при условии, что он отработал определенное количество лет. (ПЕНСИЯ)

15, 7, 16 – весенний месяц, предвестник каникул. (МАЙ)

Целеустремленный менеджер – это тот, кто имеет перед собой четко поставленную 21, 3, 23, 20. (ЦЕЛЬ)

18, 9 – змея. (УЖ)

1, 2, 3, 4, 5, 6 – предоставление банком денег в долг частному лицу или предприятию на условиях возвратности и платности. (КРЕДИТ)

Для того, чтобы произвести товар необходимо приобрести ресурсы. Средства, израсходованные на ресурсы – есть 22, 7, 6, 2, 7, 6, 7. (ЗАТРАТА)

8, 19, 17, 14, 4, 7 – то, к чему стремимся, продавая товар или что-нибудь обменивая. (ВЫГОДА)

Пословица: РОДИСЬ, КРЕСТИСЬ, ЖЕНИСЬ И УМИРАЙ – ЗА ВСЕ ДЕНЕЖКИ ПОДАЙ!

РЕБУС №2. Расшифруйте сербскую пословицу, используя ключевые слова, и узнайте, как разбогатеть.

10        20        12        21        13                 16        2        9        1        6        11        2        14        13        14        18,                14        6        16        11        20        17                                 19        6        10        6        7        6        22        ,        12        13        7

16        2        9        6        16        8        14        18        19        17        ,        14        6        16        11        20        17                   9        6        10        6        14        6        7.                          

Ключевые слова:

1, 2, 3, 4 – кредитное учреждение. (БАНК)

5, 4, 6, 3, 6, 7, 8, 4, 2 – наука о ведении хозяйства. (ЭКОНОМИКА)

12, 13, 4 – одна из форм безналичных денег. (ЧЕК)

14, 6, 15, 2, 16 – продукт труда, созданный для обмена. (ТОВАР)

17, 4, 6, 16, 18 – то, без чего корабль не может встать на стоянку. (ЯКОРЬ)

9, 2, 10, 6, 11 – ценная вещь, которую можно отдать, чтобы получить деньги в долг. При возврате денег вещь возвращается. (ЗАЛОГ)

19, 4, 20, 21, 2, 22 – ребенку, не желающему употреблять на завтрак кашу, говорят: “……. кашу”. (СКУШАЙ)

Пословица: ЛУЧШЕ РАЗБОГАТЕТЬ, ТОРГУЯ СОЛОМОЙ, ЧЕМ РАЗОРИТЬСЯ, ТОРГУЯ ЗОЛОТОМ.

РЕБУС №3. Разгадайте пословицу, используя ключевые слова.

9                 17        13        3        15        5        2        16        6                       3             13                 

8        10        12        18        12        ,      2                    1        13         4                 3      6             11                 

12        13        16                   1        7        14        13        13.                  

Ключевые слова:

1, 2, 3, 22 – учреждение, которое собирает, хранит, накапливает, а также дает деньги в долг. (БАНК)

9, 10, 11, 7 – антоним слова “мокро”. (СУХО)

5, 26, 7, 8 – старинная монета на Руси, равная 2 копейкам. (ГРОШ)

13, 14, 15 – природный ресурс, на который спрос увеличивается под Новый год. (ЕЛЬ)

4, 6, 16, 2 – времена года, когда особенно повышается спрос на зимнюю одежду. (ЗИМА)

17, 18, 12, 13, 14 – птица с длинным и крепким клювом, которую называют санитаром леса. (ДЯТЕЛ)

Пословица: С ДЕНЬГАМИ НЕ ШУТЯТ, А БЕЗ НИХ ТЕМ БОЛЕЕ.

РЕБУС №4. Расшифровав ребус при помощи ключевых слов, укажите какие основные вопросы решает экономика.

7        4        8        7        19        8        16        6        3                  

1        12        7        8        7        6        3        23        9        4        12        3        2        3

13        15        7        17        14        9        6        11        6        3                                    

5        19        14        5        21        10        4        5        :                 23        10        7        ,

12        11        12                 3                 20        14        5                 12        7        24        7

13        15        7        3        18        19        7        20        3        10        22.        

Ключевые слова:

1, 2, 3, 4, 4, 3, 5 – выпуск бумажных денег и монет. (ЭМИССИЯ)

15, 16, 17, 11 – природный ресурс, обитающий в воде и не издающий никаких звуков. (РЫБА)

21, 11, 8, 22 – денежная единица Китая. (ЮАНЬ)

12, 11, 13, 3, 10, 11, 14 – то, что необходимо для открытия предприятия. (КАПИТАЛ)

23, 11, 4 – то, при помощи чего измеряется время. (ЧАС)

6, 7, 8, 9, 10, 11 – металлические деньги. (МОНЕТА)

18, 11, 19,7, 20 – предприятие, производящее станки, оборудование и др. (ЗАВОД)

24, 15, 7, 30 – древнерусская медная монета. (ГРОШ)

Главные вопросы экономики: ОСНОВНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОБЛЕМАМИ ЯВЛЯЮТСЯ: ЧТО, КАК И ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ. 

РЕБУС №5. Расшифровав русскую пословицу, вы узнаете совет, как быть бережливым.

4        17        11                 16        7        9        14        3        10                          3        6                 1        6        7        6        8        6        17,                  5        2        12         

7        18        1        15        13                3        6                 5        17        11        9        17.         Ключевые слова:

1, 2, 3, 4 – учреждение, функцией которого является хранение денег, кредитование. (БАНК)

5, 1, 6, 7, 6, 8, 6, 3, 9, 6 – деньги, которые население откладывает на большую покупку. (СБЕРЕЖЕНИЕ)

7, 10, 3, 11, 4 – место торговли, обмена товарами и услугами. (РЫНОК)

12, 13, 5, 11 – ресурс, используемый для производства колбасных изделий. (МЯСО)

2, 14, 2, 3, 5 – часть денежных средств выдаваемых в счет предстоящих платежей. (АВАНС)

3, 2, 15, 11, 16 – обязательный платеж государству. (НАЛОГ)

16, 11, 5, 18, 19, 2, 7, 5, 17, 14, 11 – территория, которую объединяет общий язык, интересы, законы, обычаи. (ГОСУДАРСТВО)

Пословица: КТО ГРИВНЫ НЕ БЕРЕЖЕТ, САМ РУБЛЯ НЕ СТОИТ.

6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА

Путём перегруппировки и объединения букв, составляющих слова, составьте экономические определения (каждый правильный ответ 50 монет)

1). ОК + НЫР = система добровольного обмена между покупателями и продавцами (РЫНОК).

2). РАК + АМ + ЯР = организованный, периодически функционирующий рынок (ЯРМАРКА).

3). НЕДРА + РОТА = лицо, которое получает во временное владение и пользование объект (АРЕНДАТОР).

4). ТЕСТО + МИР + САН = набор одноимённой продукции, конктретизируемой по наименованиям, видам, сортам  (АССОРТИМЕНТ).

5). Я + ВИЛИ + АЦИ + ЗИЦ = уровень развития человеческого общества (ЦИВИЛИЗАЦИЯ).

6). ПЕ + ТРОСТЬ + БОН = нужда в чём либо (ПОТРЕБНОСТИ).

7). КАБАН + ТОН = разновидность бумажных денег (БАНКНОТА).

8). ТОН + КРАБ = несостоятельный должник (БАНКРОТ).

9). ТИРЕ + ДОРК = займодавец (КРЕДИТОР).

10). ЖЕСТЬ + СПОСОБ + ПАН + ТЕЛО = возможность физического или юридического лица своевременно выполнить свои финансовые (ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ).

7. ИТОГИ подводятся путём подсчёта сумм накопленных у команд. (Чем больше сумма остатка (доход – расход) тем выше место команды)

Перед игрой на доске чертим таблицу, в которой фиксируем результаты игры.

1. Исчисляется подоходный налог с прибыли.

2. Возвращается в банк кредит с 30 % годовых.

3. Подводятся итоговые суммы.

4. Определяются команды-участники с наибольшей суммой выигрыша.

5. Оцениваются результаты по пятибалльной системе.

ПРИМЕЧАНИЕ. Вопросы в турах ориентировочные. В зависимости от пройденных тем они изменяются или дополняются аукционистом-преподавателем.

Тесты для капитанов команд (приложение 1) и ребусы (приложение 2) выдаются командам для работы на листах. Разработанные задания в методическом пособии даны с ответами.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА для наглядности представлена подробно в презентации.

Заключение

Современный специалист, ко времени окончания учебного заведения, должен, не только владеть навыками в своей профессиональной деятельности, но и, отвечать следующим экономическим требованиям: знание товарного рынка, компетентное участие во всероссийских и межрегиональных оптовых ярмарках и аукционах, квалифицированное участие в реализации продукции своего производства широкому кругу потребителей, участие в представлении технико-экономических, информационных и рекламных услуг.

Выполнению части этих требований способствует предлагаемая игра-аукцион «Мир рыночной экономики», целью которой является:

  1. активизация изучения студентами основных понятий из области экономики, маркетинга, правового обеспечения профессиональной деятельности;
  2. использование межпредметных связей;
  3. ознакомление студентов с процедурой проведения аукциона и использования кредита.

Коллективные действия студентов дают возможность грамотно выполнить задание, избежать существенных ошибок и сократить время на выполнение задания.

Таким образом, организация микрогрупп, деловые игры, конференции, составление кроссвордов, использование презентаций и другие – это показатель активности преподавания дисциплины, что дает:

  • Организацию коллективной деятельности в сочетании с индивидуальным творчеством, как студента, так и самого преподавателя.
  • Создание эмоционального подъема студентов, ситуаций успеха для каждого студента с учетом его возрастных, личностных особенностей, индивидуальных способностей и интересов.
  • Обязательный самоанализ и взаимоанализ деятельности в период подготовки к уроку и на уроке.
  • Создание временной инициативной группы, групп “специалистов” из числа студентов при подготовке к уроку.
  • Наличие проблематизации в выполнении работы способствует повышению уверенности в собственных силах, в своих знаниях, мотивирует на изучение дисциплины и развивает чувство коллективизма.

Данную методическую разработку можно использовать как внеклассное мероприятие; при проведении недели экономики; на заключительных уроках для контроля знаний студентов.

Вопросы, используемые в различных турах, составлены в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника для специальности 140613 и рабочими программами по учебным дисциплинам «Экономика отрасли», «Маркетинг», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности».

Задача современного среднего специального учебного заведения – подготовка конкурентоспособного специалиста.

Необходимо пересматривать традиционные формы работы, переосмысливать содержание образования. Сейчас активно внедряются инновационные методики, использующие новые, прогрессивные технологии. Но можно использовать проверенные формы и методы работы, привнося в них элемент творчества, нестандартности, что не в меньшей степени способствует развитию думающих молодых людей, способных творчески, нестандартно подходить к решению проблем, принимать самостоятельные решения.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «Об акционерных обществах» (принят ГД ФС РФ 24.11.1995) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011)
  2. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «Об обществах с ограниченной ответственностью» (принят ГД ФС РФ 14.01.1998) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011)
  3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.07.2010).
  4. Дойников И.В. «Предпринимательское (хозяйственное) право. Учебное пособие», М,«Прирор», 1998.
  5. Жданов А. А. «Финансовое право РФ. Учебное пособие», 2 изд., М, 1995.
  6. Баркан Д.И. «Маркетинг для всех», - М.: Человек, 1991
  7. Бронникова Т.С., Чернявский А.Г. Маркетинг: Учебное пособие. - М.: «Приор», 2001.
  8. Голубков Е.П. «Маркетинг: выбор лучшего решения», - М.: Экономика, 1993.
  9. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. «Основы российского права. Учебник», М., 1996.
  10. Кнышова Е.Н., Панфилова Е.Е. «Экономика организации» Учебник.-М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004.
  11. Круглова Н.Ю. «Хозяйственное право». - М.: Русская Деловая Литература, 1997.
  12. Сорк Д.М., Заморёнова Н.Г., Белоусов Е.Н. «Правовое регулирование хозяйственной деятельности»: Учебник. -  М.: Мастерство, 2002.                                                                            
  13. «Экономика предприятия». Под редакцией проф. О.И. Волкова, М., 1997.
  14. «Экономика предприятия». Под редакцией В.Я.Горфинкеля, проф. Е.М. Купрякова, М., 1996.
  15. «Экономика фирмы». Под редакцией Т.В.Муравьёвой. - М.: Мастерство, 2002.
  16. «Экономика предприятия». Под редакцией проф. Н.А.Сафронова. - М.: «Юристъ», 1999.

Приложение 1. Тестовые вопросы для капитанов команд.

Выберите формы, в которых могут создаваться некоммерческие юридические лица:

  1. производственный кооператив;
  2. фонд;
  3. ассоциация;
  4. государственное или муниципальное унитарное предприятие;
  5. потребительский кооператив;
  6. хозяйственное товарищество;
  7. хозяйственное общество;
  8. общественная организация;
  9. учреждение.

Выберите формы, в которых могут создаваться коммерческие юридические лица;

  1. производственный кооператив;
  2. фонд;
  3. ассоциация;
  4. государственное или муниципальное унитарное предприятие;
  5. потребительский кооператив;
  6. хозяйственное товарищество;
  7. хозяйственное общество;
  8. общественная организация;
  9. учреждение.

Какой из видов коммерческих юридических лиц не наделен общей правоспособностью:

а)        хозяйственное товарищество;

б)        унитарное предприятие;

в)        акционерное общество;

г)        производственный кооператив.

Интеллектуальный капитал человека формируется из:

а) трудового опыты человека и его образования;

б) образования и социального статуса человека;

в) его умственных способностей и образования;

г) всего вышеперечисленного.

По каким видам ценных бумаг получают дивиденды?

а) по акциям;        б) по облигациям;        в) по векселям;        г) по сертификатам.

Макроэкономика – это…

а) отрасль науки, изучающая экономику на уровне страны и мира;

б) отрасль науки, изучающая работу крупных производственных предприятий;

в) отрасль науки, изучающая движение финансовых средств;

г) нет правильного ответа.

Как называется вид реорганизации, при котором происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица:

а) слияние;    в) разделение;    б) присоединение;    г) преобразование.

Как осуществляется размещение акций при учреждении открытого  ОАО акционерного общества:

а)  по закрытой подписке;        б) между учредителями;

в)  по открытой подписке;        г)  размещение не осуществляется.

Учредительный(ые) документ(ты) акционерного общества - это:

а) положение;        б) устав;        

в) устав и учредительный договор;                г) учредительный договор.

Число членов кооператива не должно быть менее:

а)  1;                б)  2;                в)  3;                г)  5.

Деньги возникли как средство:

а) облегчающее обмен товарами;        б) сбережения богатства;

в) выражение ценности товара;        г) всего вышеперечисленного.

Ценная бумага, удостоверяющая вложение средств в предприятие и дающая право её владельцу на получение доли прибыли, называется…

а) акция;        б) облигация;        в) вексель;                г) банкнота.

Как называется способ прекращения деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам:

а) выделение;        б) ликвидация;        в) преобразование;        г) реорганизация.

Экономисты утверждают, что, чем выше производительность труда, тем:

а) меньше свободного времени у работников;

б) больше излишки, предназначенные для обмена;

в) меньше продолжительность жизни;

г) больше образованных людей.

Бартер – это …

а) обмен товара на деньги;        

б) обмен одного товара на другой;

в) обмен товара на ценные бумаги.

Число членов закрытого акционерного общества по общему правилу должно быть не более:

а)  10;        б)  25;        

в)  50;        г)  ограничений не установлено.

ООО  имеет в отношении имущества, переданного в качестве взноса в уставный  капитал:

а)  право собственности;

б)  право оперативного управления;

в)  право собственности или право оперативного управления;

г)  право хозяйственного ведения.

Спрос зависит от:

а) цены товара;                б) доходов покупателя;                

в) моды и сезона;                г) все ответы верны.

 

В натуральном хозяйстве:

а) выращивают овощи и фрукты;

б) производится всё, что нужно для жизни;

в) не используют вредные химические вещества;

г) товары покупают только на рынке.

Учредительным(и) документом(ами) общества с ограниченной ответственностью являются:

а) положение;        б) устав;

в) устав и учредительный договор;                г) учредительный договор.

Приложение 2. Ребусы для команд.

РЕБУС №1.

Разгадайте русскую пословицу, используя ключевые слова.

2        14        4        5        12        20,         1        2        3        12        6        5        12        20,

9        3        11        5        12      20           5             18              15              5            2          7        16        -

22        7                   8           12        3                 4        3        11        3        9        1        5         10         14        4        7        16!

Ключевые слова:

10, 3, 11, 12, 5, 13 – денежное пособие, получаемое гражданином от государства после достижения им преклонного возраста и при условии, что он отработал определенное количество лет.

15, 7, 16 – весенний месяц, предвестник каникул.

Целеустремленный менеджер – это тот, кто имеет перед собой четко поставленную 21, 3, 23, 20.

18, 9 – змея.

1, 2, 3, 4, 5, 6 – предоставление банком денег в долг частному лицу или предприятию на условиях возвратности и платности.

Для того, чтобы произвести товар необходимо приобрести ресурсы. Средства, израсходованные на ресурсы – есть 22, 7, 6, 2, 7, 6, 7.

8, 19, 17, 14, 4, 7 – то, к чему стремимся, продавая товар или что-нибудь обменивая.

РЕБУС №2. 

Расшифруйте сербскую пословицу, используя ключевые слова, и узнайте, как разбогатеть.

10        20        12        21        13                 16        2        9        1        6        11        2        14        13        14        18,                14        6        16        11        20        17                                 19        6        10        6        7        6        22        ,        12        13        7

16        2        9        6        16        8        14        18        19        17        ,        14        6        16        11        20        17                   9        6        10        6        14        6        7.        

                   

Ключевые слова:

1, 2, 3, 4 – кредитное учреждение.

5, 4, 6, 3, 6, 7, 8, 4, 2 – наука о ведении хозяйства.

12, 13, 4 – одна из форм безналичных денег.

14, 6, 15, 2, 16 – продукт труда, созданный для обмена.

17, 4, 6, 16, 18 – то, без чего корабль не может встать на стоянку.

9, 2, 10, 6, 11 – ценная вещь, которую можно отдать, чтобы получить деньги в долг. При возврате денег вещь возвращается.

19, 4, 20, 21, 2, 22 – ребенку, не желающему употреблять на завтрак кашу, говорят: “……. кашу”.

РЕБУС №3.

Разгадайте пословицу, используя ключевые слова.

9                 17        13        3        15        5        2        16        6                       3             13                 

8        10        12        18        12        ,      2                    1        13         4                 3      6             11                 

12        13        16                   1        7        14        13        13.        

         Ключевые слова:

1, 2, 3, 22 – учреждение, которое собирает, хранит, накапливает, а также дает деньги в долг.

9, 10, 11, 7 – антоним слова “мокро”.

5, 26, 7, 8 – старинная монета на Руси, равная 2 копейкам.

13, 14, 15 – природный ресурс, на который спрос увеличивается под Новый год. 4, 6, 16, 2 – времена года, когда особенно повышается спрос на зимнюю одежду.

17, 18, 12, 13, 14 – птица с длинным и крепким клювом, которую называют санитаром леса.

РЕБУС №4.

Расшифровав ребус при помощи ключевых слов, укажите какие основные

вопросы решает экономика.

7        4        8        7        19        8        16        6        3                  

1        12        7        8        7        6        3        23        9        4        12        3        2        3

13        15        7        17        14        9        6        11        6        3                                    

5        19        14        5        21        10        4        5        :                 23        10        7        ,

12        11        12                 3                 20        14        5                 12        7        24        7

13        15        7        3        18        19        7        20        3        10        22.        

 Ключевые слова:

1, 2, 3, 4, 4, 3, 5 – выпуск бумажных денег и монет.

15, 16, 17, 11 – природный ресурс, обитающий в воде и не издающий никаких звуков.

21, 11, 8, 22 – денежная единица Китая.

12, 11, 13, 3, 10, 11, 14 – то, что необходимо для открытия предприятия.

23, 11, 4 – то, при помощи чего измеряется время.

6, 7, 8, 9, 10, 11 – металлические деньги.

18, 11, 19,7, 20 – предприятие, производящее станки, оборудование и др.

24, 15, 7, 30 – древнерусская медная монета.

РЕБУС №5.

Расшифровав русскую пословицу, вы узнаете совет, как быть бережливым.

4        17        11                 16        7        9        14        3        10                          3        6                 1        6        7        6        8        6        17,                  5        2        12         

7        18        1        15        13                3        6                 5        17        11        9        17.

        

Ключевые слова:

1, 2, 3, 4 – учреждение, функцией которого является хранение денег, кредитование.

5, 1, 6, 7, 6, 8, 6, 3, 9, 6 – деньги, которые население откладывает на большую покупку.

7, 10, 3, 11, 4 – место торговли, обмена товарами и услугами.

12, 13, 5, 11 – ресурс, используемый для производства колбасных изделий.

2, 14, 2, 3, 5 – часть денежных средств выдаваемых в счет предстоящих платежей.

3, 2, 15, 11, 16 – обязательный платеж государству.

16, 11, 5, 18, 19, 2, 7, 5, 17, 14, 11 – территория, которую объединяет общий язык, интересы, законы, обычаи.

Приложение 3. Денежки.

Приложение 4. Презентация.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

3. НЕДРА + РОТА = ЛИЦО, КОТОРОЕ ПЛУЧАЕТ ВО ВРЕМЕННОЕ ВЛАДЕНИЕ И ПОЛЬЗОВАНИЕ ТОТ ИЛИ ИНОЙ ОБЪЕКТ.

Слайд 2

4. ТЕСТО + МИР + САН = НАБОР ОДНОИМЁННОЙ ПРОДУКЦИИ, КОКРЕТИЗИРУЕМОЙ ПО НАИМЕНО-ВАНИЯМ, ВИДАМ, СОРТАМ.

Слайд 3

5. Я + ВИЛИ + АЦИ + ЗИЦ = УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

6. ПЕ + ТРОСТЬ + БОН = НУЖДА В ЧЁМ-ЛИБО.

Слайд 2

7. КАБАН + ТОН = РАЗНОВИДНОСТЬ БУМАЖНЫХ ДЕНЕГ

Слайд 3

8. ТОН + КРАБ = НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ДОЛЖНИК.

Слайд 4

9. ТИРЕ + ДОРК = ЗАИМОДАВЕЦ.

Слайд 5

10. ЖЕСТЬ + СПОСОБ + ПАН + ТЕЛО = ВОЗМОЖНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ИЛИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА СВОЕВ-РЕМЕННО ВЫПОЛНИТЬ СВОИ ФИНАНСОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА.

Слайд 6

7. ИТОГИ подводятся путём подсчёта сумм накопленных у команд. Чем больше сумма остатка (доход – расход) тем выше место команды. Исчисляется подоходный налог с прибыли. Возвращается в банк кредит с 30 % годовых. Подводятся итоговые суммы. Определяются команды-участники с наибольшей суммой выигрыша. Оцениваются результаты по пятибалльной системе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнил: Прохорова М.С. преподаватель ГОУ СПО ОЭМТ, педагогический стаж 18 лет, высшая квалификационная категория

Слайд 2

Цель: образовательная: закрепить знания, полученные в процессе обучения и отработать в ходе игры элементы использования банковского кредита и проведения аукциона; использование межпредметных связей; воспитательная: формировать коммуникативную компетентность через работу в группах, ответственность перед другими за проделанную работу и самостоятельность в получении знаний; развивающая: развивать экономическое мышление.

Слайд 3

«Экономика» «домоводство, законы ведения домашнего хозяйства» («ойкос» – домохозяйство, «номос» – закон) все народное хозяйство страны или его часть, включая отрасли и отдельные виды материального производства и непроизводственной сферы (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д); совокупность отношений людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения многообразных потребностей, соответствующих данному уровню развития производительных сил; наука (научная дисциплина), которая изучает систему хозяйственной деятельности людей, принципов и законов ее организации (экономическая теория), а также ее отдельных составных элементов (например, экономика труда, экономика управления, экономика отраслей). В этом смысле экономика есть выражение в системе категорий, понятий и законов взаимосвязей и процессов объективного мира. В центре внимания – проблема использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Слайд 4

1. ПЕРВЫЙ ТУР - открытый . Оглашаются вопросы и их стоимость. 2. ВТОРОЙ ТУР – полуоткрытый На продажу выставляется не конкретный вопрос, а определённый раздел экономики или маркетинга. Команда-участник узнаёт формулировку после покупки лота. Основные категории маркетинга Основные фонды предприятия Труд и трудовые отношения Заработная плата 3. КОНКУРС КАПИТАНОВ (тесты) 4. КОМАНДАМ СОСТАВИТЬ КРОССВОРД ИЗ 5-10 ЭКОНОМИЧЕСКИХ СЛОВ. Каждое правильное слово и определение 100 монет. 5. ЧИСЛОВЫЕ РЕБУСЫ (правильный ответ -1000 монет, время на разгадывание ребуса ограничено) 6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА Путём перегруппировки и объединения букв, составляющих слова, составьте экономические определения.

Слайд 5

ОК + НЫР = СИСТЕМА ДОБРОВОЛЬНОГО ОБМЕНА МЕЖДУ ПОКУПАТЕЛЯМИ И ПРОДАВЦАМИ.

Слайд 6

РАК + АМ + ЯР = ОРГАНИЗОВАННЫЙ, ПЕРИОДИЧЕСКИ ФУНКЦИОНИРУЮЩИЙ РЫНОК.


 

Комментарии

Прохорова Марина Станиславовна

Представленная разработка «Формирование активной творческой личности на занятиях экономики. Игра-аукцион «Мир рыночной экономики»» является примером творческой работы преподавателя и студентов. Использование на занятиях экономики форм, методов и приемов обучения, побуждающих коллективную мысль, активизирующих внимание и интерес, способствует развитию каждого студента как активной творческой личности.
Прохорова Марина Станиславовна

Образовательный процесс должен не только учитывать способности и возможности студентов, но и, опираясь на них, максимально способствовать развитию активной творческой личности, формированию познавательных интересов, креативных способностей, формированию умения оценивать и соизмерять свои индивидуальные способности и возможности, проявлять инициативность, самостоятельность, реализовывать личностный потенциал. Использование на занятиях экономики форм, методов и приемов обучения, побуждающих коллективную мысль, ставящих студентов в условия производственных ситуаций, активизирующих внимание и интерес, способствует развитию каждого студента как активной творческой личности.
Прохорова Марина Станиславовна

Образовательный процесс должен не только учитывать способности и возможности студентов, но и, опираясь на них, максимально способствовать развитию активной творческой личности, формированию познавательных интересов, креативных способностей, формированию умения оценивать и соизмерять свои индивидуальные способности и возможности, проявлять инициативность, самостоятельность, реализовывать личностный потенциал. Использование на занятиях экономики форм, методов и приемов обучения, побуждающих коллективную мысль, ставящих студентов в условия производственных ситуаций, активизирующих внимание и интерес, способствует развитию каждого студента как активной творческой личности.