Рабочая программа дисциплины "Информационные технологии в проф. деятельности" для специальности 08114
Данная рабочая программа составлена для СПО по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности" для специальности 08114 "Экономика и бухгалтерский учет" (по отраслям). Программа составлена по ФГОС третьего поколения. Рассчитана на 76 часов, в том числе 50 часов - практических работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_it_dlya_buhg.doc | 216.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«вЛАДИКАВКАЗСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
рабочая ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для специальности
080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
базовая подготовка
Владикавказ 2011 г.
Составитель: ______________ Чупина М.И..
- ОГЛАВЛЕНИЕ
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………2
1.1. Область применения рабочей программы……………………………………………2
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы………………………………………………………………2
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:………………………………………………………………………………...2
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:…………………………………………………………………………………3
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………….3
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы……………………………….3
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины……………........................4
- 3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины……………………….............9
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению…………9
- 3.2. Информационное обеспечение обучения……………………………………………9
- 4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ
- Дисциплины…………………………………………………………………………….10
- 1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информационные технологии в профессиональной деятельности
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) базовой подготовки, входящей в состав укрупненной группы специальностей СПО 080000 Экономика и управление.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в сфере экономической деятельности.
- 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
обрабатывать текстовую и табличную информацию;
использовать деловую графику и мультимедиа-информацию, создавать презентации;
использовать информационные ресурсы для поиска и хранения информации;
пользоваться автоматизированными системами делопроизводства;
применять методы и средства защиты бухгалтерской информации;
применять антивирусные средства защиты информации;
применять специализированное программное обеспечение для сбора, хранения и обработки бухгалтерской информации в соответствии с изучаемыми профессиональными модулями;
читать (интерпретировать) интерфейс специализированного программного обеспечения;
находить контекстную помощь, работать с документацией.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные понятия автоматизированной обработки информации;
назначение, состав, основные характеристики компьютерной и организационной техники;
основные методы и средства обработки, хранения, передачи и накопления информации;
назначение и принципы использования системного и прикладного программного обеспечения;
основные компоненты компьютерных сетей, принципы пакетной передачи данных, организацию межсетевого взаимодействия;
технологию поиска информации в сети Интернет;
основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности;
принципы защиты информации от несанкционированного доступа;
правовые аспекты использования информационных технологий и программного обеспечения;
направления автоматизации бухгалтерской деятельности;
назначение, принципы организации и эксплуатации бухгалтерских информационных систем.
- 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 114 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 76 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 38 часов.
- 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 114 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 76 |
в том числе: | |
практические занятия | 50 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 38 |
в том числе: | |
индивидуальное проектное задание | 22 |
тематика внеаудиторной самостоятельной работы | 16 |
Итоговая аттестация в форме дифференциального зачета |
- 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Информационные и коммуникационные технологии в автоматизированной обработке экономической информации | 92 | ||
Введение | Понятие информационных и коммуникационных технологий, их классификация и роль в обработке экономической информации. | 2 | 1 |
Тема 1.1. Информационные технологии в обработке экономической информации | Содержание учебного материала 1. Компьютер как техническое устройство обработки экономической информации, назначение, состав, основные характеристики компьютера. Основные методы и средства обработки, хранения, передачи и накопления информации. Назначение и принципы использования системного и прикладного программного обеспечения. | 2 | 1 |
2. Основные функции современной системы офисной автоматизации. Состав и характеристика пакета электронного офиса. Обработка экономической информации текстовыми процессорами. | 2 | 1 | |
3. Деловой текстовый документ. Стили оформления документов. Шаблоны и формы. Таблицы в текстовых документах. Внедрение и связывание объектов, комплексные документы. Использование деловой графики для визуализации текстовой информации | 2 | 1 | |
4. Возможности системы электронных таблиц для анализа, планирования, прогнозирования хозяйственной деятельности предприятия и решения экономических задач. Расчет показателей, применение стандартных функций, создание вычисляемых условий. Фильтрация информации, консолидация, сводные таблицы, подведение промежуточных итогов. Средства деловой графики – наглядное представление результатов с помощью диаграмм. Решение задач бухгалтерского учета в системе электронных таблиц. | 2 | 3 | |
5. Справочно-правовые системы (СПС) в профессиональной деятельности экономиста, бухгалтера. Основные функции и правила работы с СПС. Поисковые возможности СПС. Обработка результатов поиска. Работа с содержимым документов. Совместное использование СПС и информационных технологий. | 2 | 3 |
Практические занятия | |||
Текстовый процессор: параметры документа, работа с абзацами, таблицы в документах | 2 | 2 | |
Внедрение и связывание объектов | 2 | 2 | |
Создание текстовых документов сложной структуры. Использование стилей, форм и шаблонов. | 2 | 2 | |
Создание комплексных документов | 2 | 2 | |
Оформление деловой корреспонденции. Рассылка документов. | 4 | 2 | |
Электронные таблицы: Проектирование и заполнение табличного документа. Создание и копирование формул, применение стандартных функций, создание вычисляемых условий. (Расчет торговой надбавки) | 2 | 2 | |
Решение экономических задач в системе электронных таблиц. (Расчет заработной платы) | 4 | 2 | |
Функции табличного процессора их применение для анализа данных. Консолидация данных. Создание сводных таблиц и промежуточных итогов. | 2 | 2 | |
Деловая графика в табличном процессоре. | 2 | 2 | |
Анализ финансового состояния предприятия, оптимизация (поиск решения) в системе электронных таблиц. Решение задач бухгалтерского учета в системе электронных таблиц.(Расчет налогов, расчет калькуляций) | 8 | 2 | |
Контрольная работа по теме: «Информационные технологии в обработке экономической информации». | 2 | ||
Самостоятельная работа Выполнение индивидуального проектного задания по теме: «Технология мультимедиа. Создание мультимедийной компьютерной презентации учебного проекта». | 22 | 3 | |
Самостоятельная работа Выполнение домашних заданий по разделу 1. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы по теме 1.1.: Компьютерные технологии в экономике. (реферат) Обзор программ деловой графики.(реферат) | 4 | 3 | |
Тема 1.2. Коммуникационные технологии в обработке экономической информации | Содержание учебного материала 1. Основные компоненты компьютерных сетей, принципы пакетной передачи данных, организация межсетевого взаимодействия. Применение электронных коммуникаций в профессиональной деятельности бухгалтера. Сервисы локальных и глобальных сетей. Интранет и Интернет. Технология поиска информации в Интернет. Организация работы с электронной почтой. | 4 | 1 |
2. Экономический документ, виды и формы представления. Представление документов в электронном виде. Технологии распознавания образов. Электронный документ и электронная копия. Юридический статус электронного документа, цифровая подпись. Документооборот на основе электронной почты. Использование ресурсов локальной сети. | 2 | 3 | |
Практические занятия Организация поиска информации в сети Интернет. Настройка и работа с электронной почтой. Осуществление документооборота в локальной сети, совместное использование сетевых устройств | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа Выполнение домашних заданий по разделу 1. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы по теме 1.2. (рефераты): Автоматизированные системы делопроизводства, их виды и функции. Информационные технологии делопроизводства и документооборота. Информационно-поисковые системы. Системы коллективного использования информации. | 6 | 3 | |
Тема 1.3. Методы и средства защиты экономической информации | Содержание учебного материала Основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности. Принципы защиты информации от несанкционированного доступа. | 2 | 1 |
Правовые аспекты использования информационных технологий и программного обеспечения. Правовое регулирование в области информационной безопасности. | 1 | ||
Антивирусные средства защиты информации. | 3 | ||
Самостоятельная работа Выполнение домашних заданий по разделу 1. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы по теме 1.3. Организация защиты документов электронного офиса (реферат) Защита информации в компьютерных сетях (реферат) | 6 |
Раздел 2. Информационные системы автоматизации бухгалтерского учета | 22 | ||
Тема 2.1. Специализированное программное обеспечение для сбора, хранения и обработки бухгалтерской информации | Содержание учебного материала Направления автоматизации бухгалтерской деятельности. Назначение, принципы организации и эксплуатации бухгалтерских информационных систем, их сравнительная характеристика. | 2 | 1 |
Структура и интерфейс специализированного программного обеспечения. | 2 | ||
Тема 2.2. Технология работы с программным обеспечением автоматизации бухгалтерского учета | Содержание учебного материала Основные функции, режимы и правила работы с бухгалтерской программой. Настройка бухгалтерской программы на учет. Контекстная помощь, работа с документацией. | 2 | 1 |
Основные правила обеспечения информационной безопасности бухгалтерского программного комплекса. Сохранение и восстановление информационной базы. | 3 | ||
Практические занятия | 18 | 2 | |
Настройка бухгалтерской программы на учет. Ввод сведений об организации и параметров учетной политики. | |||
Ввод информации об объектах учета. | |||
Ввод начальных остатков. | |||
Оформление операций по Уставному капиталу и кредитных операций. | |||
Учет операций по расчетному счету и кассе. | |||
Учет материалов и производства. | |||
Учет оплаты труда и расчетов с подотчетными лицами. | |||
Учет основных средств. | |||
Учет приобретения и реализации товаров. | |||
Формирование внутренних отчетов. | |||
Формирование внешних отчетов (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и др.). Зачетная работа по теме: «Обработка бухгалтерской информации в специализированном программном обеспечении». | |||
Всего: | 114 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
- 3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
- 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации учебной дисциплины имеется учебной компьютерный класс
Оборудование компьютерной лаборатории:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
маркерная доска;
учебно-методическое обеспечение.
Технические средства обучения:
компьютеры по количеству обучающихся;
локальная компьютерная сеть и глобальная сеть Интернет;
лицензионное системное и прикладное программное обеспечение;
лицензионное антивирусное программное обеспечение;
лицензионное специализированное программное обеспечение;
мультимедиапроектор.
- 3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие. – М.: ОИЦ «Академия», 2010. – 384 с.
- Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 288 с.
- Михеева Е.В. Титова О.И. Информационные технологии в профессиональной деятельности экономиста и бухгалтера: учеб. пособие. – М.: ОИЦ «Академия», 2008. – 208 с.
- Федотова Е.Л. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.
- Филимонова Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие. – М.: Изд-во «Феникс», 2009. – 384 с.
Дополнительные источники:
- Байдаков В., Дранищев В. И. др. 1С:Предприятие 8.1. Руководство пользователя. – М.: Фирма «1С», 2008. – 303 с.
- Безека С.В. Создание презентаций в Ms PowerPoint 2007. – СПб.: ПИТЕР, 2010. – 275 с.
- Пикуза В.И. Экономические и финансовые расчеты в Excel. – СПб.: ПИТЕР, 2010. – 384 с.
- Севостьянов А.Д., Володина Е.В., Севостьянова Ю.М. 1С:Бухгалтерия 8. Практика применения. – М.: АУЦ «1С» - ООО «Константа», 2008. – 232 с.
- Ташков П.А. Интернет. Общие вопросы. – СПб.: ПИТЕР, 2010. – 416 с.
- Харитонов С.А., Чистов Д.В. Хозяйственные операции в 1С:Бухгалтерия 8. Задачи, решения, результаты. – М.: 1С-Паблишинг, 2008. – 463 с.
- Электронный ресурс: MS Office 2007 Электронный видео учебник. Форма доступа: http:// gigasize.ru.
- Электронный ресурс: Российское образование. Федеральный портал. Форма доступа: http:// www.edu.ru/fasi.
- Электронный ресурс: Лаборатория виртуальной учебной литературы. Форма доступа: http:// www.gaudeamus.omskcity.com.
- 4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
- Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
обрабатывать текстовую и табличную информацию | практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа |
использовать деловую графику и мультимедиа-информацию, создавать презентации | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа: выполнение индивидуального проектного задания, контрольная работа |
использовать информационные ресурсы для поиска и хранения информации | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, |
пользоваться автоматизированными системами делопроизводства | внеаудиторная самостоятельная работа |
применять методы и средства защиты бухгалтерской информации | внеаудиторная самостоятельная работа |
применять антивирусные средства защиты информации | внеаудиторная самостоятельная работа |
применять специализированное программное обеспечение для сбора, хранения и обработки бухгалтерской информации в соответствии с изучаемыми профессиональными модулями | практические занятия, зачетная практическая работа |
читать (интерпретировать) интерфейс специализированного программного обеспечения | практические занятия, зачетная практическая работа |
находить контекстную помощь, работать с документацией. | практические занятия, зачетная практическая работа |
Знания: | |
основные понятия автоматизированной обработки экономической информации | контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа |
назначение, состав, основные характеристики организационной и компьютерной техники. | контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа |
основные методы и средства обработки, хранения, передачи и накопления информации | практические занятия, контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа |
назначение и принципы использования системного и прикладного программного обеспечения | практические занятия, контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа |
основные компоненты компьютерных сетей, принципы пакетной передачи данных, организацию межсетевого взаимодействия | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
технологию поиска информации в Интернет | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности | внеаудиторная самостоятельная работа |
принципы защиты информации от несанкционированного доступа | внеаудиторная самостоятельная работа |
правовые аспекты использования информационных технологий и программного обеспечения | внеаудиторная самостоятельная работа |
направления автоматизации бухгалтерской деятельности | практические занятия |
назначение, принципы организации и эксплуатации бухгалтерских информационных систем | практические занятия |