Доклад "Инновации в обучении."

Голикова Наталья Михайловна

Проблема не только в том “чему мы учим”, но и в том “как учим”. Именно педагогические технологии оказались наименее восприимчивы к необходимым изменениям в нашей системе профессионального образования, и сегодня инновационный подход должен применяться в первую очередь к методам, формам и способам обучения. Интересные и нестандартные формы и методы дают возможность не только повысить качество образования, но и по-настоящему заинтересовать студента, увлечь его новой дисциплиной, помочь ему развить необходимые в будущем компетенции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_2013_innovatsii.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инновации в обучении.

Преподаватель экономических дисциплин ЖКСП  Голикова Н.М.

Суть инновационного образования можно выразить фразой: “Не догонять прошлое, а создавать будущее”.

Накопленный опыт наглядно продемонстрировал – улучшения технического оснащения и введения в учебный план новых курсов требуют нового подхода в обучении. Проблема не только в том “чему мы учим”, но и в том “как учим”. Именно педагогические технологии оказались наименее восприимчивы к необходимым изменениям в нашей системе профессионального образования, и сегодня инновационный подход должен применяться в первую очередь к методам, формам и способам обучения. Интересные и нестандартные формы и методы дают возможность не только повысить качество образования, но и по-настоящему заинтересовать студента, увлечь его новой дисциплиной, помочь ему развить необходимые в будущем компетенции.

Без создания, внедрения и активного использования на всех уровнях современных образовательных технологий формирование у студентов профессиональных и других, необходимых в современном мире  компетенции не представляется возможным. Осознание неизбежности и необходимости этого процесса позволят искать пути решения проблемы, а внедрение современных приемов и методов обучения – формировать действительно востребованных рынком специалистов, готовых к различным поворотам в жизни, политике и экономике, востребованных работодателем.

Основные формы инновационной работы применяемые мною на уроках, практических и исследовательских занятиях в колледже:

  • защита практических и курсовых работ ;
  • проблемно-методологические семинары;
  • фестивали ( ярмарки) педагогических идей;
  • мастер-классы;
  • проектная деятельность;
  • исследовательская работа;
  • развитие Агробизнес- образования, исследовательская деятельность в рамках участия в экспериментальных площадках;
  • внедрение информационно-коммуникационных технологий;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • применении интерактивных технологий на занятиях;
  • применение новых педагогических технологий (игровая, проблемно- поисковая, рефлексивная, психологическая и т.д.)
  • круглые столы и многое другое.

Внедрение исследовательского подхода в обучении способствует усилению мотивации учебной деятельности. Организация научно-исследовательской деятельности студентов создает положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Я являюсь руководителем исследовательской группы «Аналитик».За последние годы студенты изучили производственный процесс получения сахара-песка, провели лабораторные исследования качества сахара-песка на ОАО « Знаменский сах. завод»- Филиал Жердевский. Изучили показатели ,влияющие на эффективность производства предприятия. В этом году исследовательская группа изучает ассортимент и качество товаров в различных точках г.Жердевки, проводит товарную экспертизу и т.д. Исследовательская деятельность дает студенту возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.

В преподавании экономических наук, и в частности анализа, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. Поэтому так важно именно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь им претворить в жизнь их планы и мечты, вывести студентов на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

    Таким образом, исследовательская работа – прекрасное поле деятельности для учащихся, при выполнении которой решаются задачи: решение практических, общественно-значимых задач; самореализация личности; гуманность по отношению к окружающему миру; приобретение навыков правильного образа жизни.

Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда в процессе учения сегодня является метод проектов. Современный проект – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности и развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Метод проектирования коренным образом меняет функцию студентов в образовательном процессе. Этот метод делает студента не объектом, на который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения. Это способствует решению важнейшей педагогической задачи – каждый студент  приобретает уверенность в собственных возможностях. 

В своей практике исследовательский метод я использую на отдельных занятиях со студентами коммерческого отделения при освоении модуля «Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохранности товаров.»

 Но назрела необходимость целенаправленного формирования творческой активности и исследовательских навыков непосредственно на всех уроках. Использование данного метода обучения дает возможность:

  • осуществить максимальную самостоятельность и творческую активность студента;
  • способствовать формированию и развитию творческого  мышления, привитию исследовательского подхода к выполнению практических работ;
  • овладеть  доступными научными методами исследования.

В условиях исследовательского принципа качественно меняется стиль проблемно-поисковой деятельности, она складывается из отдельных этапов:

  • Ознакомление с предметной областью, содержанием предстоящего исследования;
  • Столкновение с проблемой. Формулирование целей и задач исследования;
  • Сбор достоверных данных об изучаемом объекте, явлении или процессе;
  • Экспериментальное (теоретическое) исследование: выделение изучаемых фактов, выдвижение гипотезы, моделирование эксперимента;
  • Построение объяснения;
  • Формирование выводов и оформление проделанной работы.

Слияние учебно-воспитательной и инновационной деятельности приводит к появлению педагога-исследователя. Исследовательское начало поднимает педагога на высший уровень его профессионального мастерства, формирует исследовательский стиль деятельности. В этом заключается функция профессионально-педагогического самосовершенствования педагога.