Доклад по теме: «Работа с «трудными» учащимися».

работа с трудными учащимися

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_soveshchanie_pri_direktore_ot_19.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

по теме: «Работа с «трудными» учащимися».

( выполнила Ракова Л.А., учитель экономики

МБОУ СОШ №11 г. Павлово)

Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

                                                                                   (С. Давидович)

         К «трудным» обычно относят тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированность Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. Плохо ведут себя на уроках, часто дерутся. Среди них много второгодников. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Нередко вынуждены воровать, попрошайничать. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства.

Дети зачастую отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:

·         отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;

·         незнание их интересов и потребностей;

·         политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;

·         усиление влияния псевдокультуры;

·         неблагоприятные семейно-бытовые отношения;

·         отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;

·         чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;

·         сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;

·         "эпидемия" разводов;

·         потеря эмоциональных контактов с детьми.

 Педагогическая запущенность – это часть общей социальной запущенности. Если поставить вопрос так: виноваты ли только семья и школа в асоциальном поведении детей, то ответ будет отрицательный; виновато общество, не предоставляющие возможностей для нормального функционирования социальных институтов.

 Трудные дети – это всегда запущенные дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их поведения. В категорию трудных попадают школьники, выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания, у которых не сложились правильные отношения с учителем, которые не нашли своего места в коллективе и социально приемлемых способов в нём утвердится.

 К трудным относятся и недисциплинированные школьники. Их бурная активность, кипучая энергия порой не находят разумного выхода и проявляются в шалостях, озорстве, нарушениях дисциплины. Дурной пример товарищей, праздность, безделье, безнадзорность благоприятствуют развитию недисциплированности. Для её преодоления необходимо переключать активность и энергию детей на интересные увлекательные дела, направлять их инициативу в правильное русло.

 Если ребёнок работает не в полную силу, ленится, лодырничает – он тоже трудный. У нормальных и здоровых школьников должно быть нормальное стремление, потребность, привычка к труду.

 Социальная и педагогическая запущенность детей развивается на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих, родителей, учителей, общественности. Это равнодушие дети глубоко переживают как своё одиночество, ненужность, заброшенность, отверженность. Возникает чувство протеста по отношению ко всему миру, взрослым, коллективу. Ребёнок ищет новые формы самоутверждения, и обычно выбирает те, которые являются неэтичными и даже противоправными.

 Большую часть жизни в период с 7 до 17 лет ребенок проводит в школе. Система работы школы должна быть направлена на предупреждение асоциального поведения, коррекции личности трудного ребенка, помощи ему  в самоутверждении. 

  Система работы классного руководителя с «трудными» учащимися

 На первом этапе работы с «трудными» подростками педагогическая диагностика помогает выяснить причины возникновения трудновоспитуемости, воспитательные возможности семьи и школы, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании.

Так, изучение причин трудновоспитуемости желательно проводить по следующей схеме:

·         что искажено в духовном мире подростка в наибольшей мере и под влиянием каких причин;

·         какие неблагоприятные условия существуют в данный момент;

·         с какими отрицательными обстоятельствами может справиться сам воспитанник, а какие следует устранить с помощью семьи и общественности;

·         были ли допущены педагогические ошибки по отношению к подростку и как их исправить.

После изучения трудного школьника необходимо установить с ним взаимоприемлемый контакт, используя при этом разнообразные методы и приемы педагогического взаимодействия, а также методы перевоспитания.

Второй этап связан с процессом перевоспитания, который предполагает использование методов воспитания и перевоспитания. Каждый метод перевоспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с соответствующими методами воспитания: переубеждение эффективно при работе классного руководителя по формированию убеждений, перекручивание связано с приучением к деятельности, «реконструкция» характера – с критикой и самокритикой в коллективе. Ведущим условием действенности специфических методов перевоспитания выступает воспитание в коллективе, взаимовоспитание, а также самовоспитание.

На третьем этапе индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности учащегося классный руководитель проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств школьника. Проектирование развития личности основывается на сравнение наличного уровня воспитанности учащегося с идеальным и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания подростка. Работа с личностью отдельного учащегося предполагает также знание воспитателем уровня воспитанности всего класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности.

      На четвертом этапе продолжается индивидуальная воспитательная работа, позволяющая определить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного ученика, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержания личностных отношений и потребностей. Для данного этапа характерно использование общих методов воспитания, хотя выбор и система их относительно конкретной личности согласуются с ее индивидуальными особенностями и программой ее развития. Вместе с тем широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия: требование, перспектива, общественное мнение, оценка и самооценка, поощрение и наказание.

Заключительным, пятым этапом индивидуальной работы с трудными подростками является корректирование. Коррекция – это способ педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению ее развития, закреплению позитивных или преодолению негативных качеств. Корректирование дает возможность уточнить или пересмотреть коллективные или групповые воспитательные программы, характеристики школьников, а также используется при выборе методов и форм деятельности. Оно завершает индивидуализацию воспитательного процесса и опирается на его результаты. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе с учетом результатов индивидуальной работы с учащимися.

В 6Б классе таких учащихся пять: Щербаков А., Янцев К., Дьяков А., Семишин С., Благодатина К. Это дети из неблагополучных семей или из семей , где родители не занимаются воспитанием ребёнка , считают его уже взрослым. Успеваемость у этих детей слабая, материал они не усваивают, поэтому они привлекают внимание учителя недостойным поведением и нарушением дисциплины. На уроках им неинтересно, они крутятся и мешают остальным. В силу своего развития , эти дети стоят на учёте у психиатра.

Моя работа как классного руководителя направлена на  предупреждение асоциального поведения, коррекции личности трудного ребенка, помощи ему  в самоутверждении. Я работаю в контакте с социальным педагогом , педагогом психологом , администрацией школы и родителями учащихся. Обо всех проишествиях , случающихся в школе, я информирую родителей , вызываю их в школу для беседы. Родители на контакт идут , но  принятых ими мер недостаточно для профилактики дисциплины. Поэтому кроме работы с родителями, я провожу индивидуальные беседы с учащимися, привлекаю их к внеклассной работе ( участие в соревнованиях или оформление стенгазеты), к труду ( помощь в уборке класса).

За первую четверть я провела 7 бесед с родителями о профилактике дисциплины , 9 бесед с учащимися, 1 беседу с врачом психиатром. Все беседы отмечены в специальную тетрадь под подпись родителей и учащихся. Кроме того мною были посещены семьи данных учашихся и изучены  бытовые условия их жизни. (5 посещений)

В дальнейшем я также планирую свою работу в тесном контакте со службами , которые могут оказать мне посильную помощь в работе с данной группой учащихся.