РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профессионального модуля ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности

Мясникова Ирина Константиновна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

профессионального модуля ПМ.04

Составление и использование бухгалтерской отчетности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_programma_teh_sost_buh_otch_215_e.doc447 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение среднего  профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский  социально-гуманитарный колледж»

Рассмотрено и одобрено методической комиссией (кафедрой) _____________

________________________________

Протокол  от                          

Утверждено

педагогическим советом

Протокол  от 27.03.2014              

№ 4

 

    Утверждено

     приказом от 03.04.2014

    №  107 - од

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

профессионального модуля ПМ.04

Составление и использование бухгалтерской отчетности

для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

наименование цикла  Профессиональный цикл

Номер группы:215 Э

Максимальная учебная нагрузка обучающихся  340 ч.

Самостоятельная работа  118ч.

Обязательная учебная нагрузка (всего)  222ч.

в том числе.:

теоретическое обучение 96 ч.

практические занятия  106ч.

лабораторные занятия  0 ч.

курсовая работа (проект)  20 ч.

Учебная практика  0 ч.

Производственная практика   72 ч.

Форма промежуточной аттестации  экзамен                         

 (зачет, дифференцированный зачет, экзамен, экзамен квалификационный)

г. Нижневартовск


Рабочая программа профессионального модуля разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 _        Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)  и с учетом Примерной программы учебной дисциплины Составление и использование бухгалтерской отчетности,

рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (ФГАУ ФИРО), заключение Экспертного совета  № 3 от 25 мая 2011 г.

Разработчики:

Мясникова И.К.

Солонская Л.М.

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,            подпись

Рассмотрено и одобрено методической комиссией (кафедрой)  Экономических дисциплин  

Руководитель методической комиссии (кафедры)

___________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, подпись

Эксперты:

НЭПИ (филиал ТюмГУ) ст. преподаватель Иванькова А.А.______

            (место работы)                                          (занимаемая должность)     (инициалы, фамилия), подпись

_______________            ___________________          _____________________

            (место работы)                                                  (занимаемая должность)                                            инициалы, фамилия), подпись


 

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

8

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

19

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 

23


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности

1.1.Область применения рабочей программы

Программа профессионального модуля (далее - рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям),  укрупненной группы специальностей 080000 Экономика и управление, в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

  1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.
  2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.
  3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, отчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.
  4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована при освоении основной профессиональной образовательной программы специальности 38.02.01  «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» рекомендуемых ФГОС в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Составление и использование бухгалтерской отчетности при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании. 

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- составления бухгалтерской отчетности и использования ее для анализа финансового состояния организации;

- составления налоговых деклараций, отчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды и форм  статистической отчетности, входящих в бухгалтерскую отчетность, в установленные законодательством сроки;

- участия в счетной проверке бухгалтерской отчетности;

- анализа информации о финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности

уметь:

- отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации;

- определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;

- закрывать учетные бухгалтерские регистры и заполнять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки;

- устанавливать идентичность показателей бухгалтерских отчетов;

- осваивать новые формы бухгалтерской отчетности, выполнять поручения по перерегистрации организации в государственных органах

знать:

- определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации;

- механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период;

- методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период;

- порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости;

- методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период;

- требования к бухгалтерской отчетности организации;

- состав и содержание форм бухгалтерской отчетности;

- бухгалтерский баланс как основную форму бухгалтерской отчетности;

- методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности;

- процедуру составления пояснительной записки к бухгалтерскому балансу;

- порядок отражения изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета;

- порядок организации получения аудиторского заключения в случае необходимости;

- сроки представления бухгалтерской отчетности;

- правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность в случае выявления неправильного отражения хозяйственных операций;

- формы налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет и инструкции по их заполнению;

- формы отчетности по страховым взносам во внебюджетные фонды и инструкции по их заполнению;

- статистической отчетности и инструкцию по ее заполнению;

- сроки представления налоговых деклараций в государственные налоговые органы, внебюджетные фонды и государственные органы статистики;

- содержание новых форм налоговых деклараций по налогам и сборам и новых инструкций по их заполнению;

- порядок регистрации и перерегистрации организации в налоговых органах, внебюджетных фондах и статистических органах;

- методы финансового анализа;

- виды и приемы финансового анализа;

- процедуры анализа бухгалтерского баланса;

- порядок общей оценки структуры имущества организации и его источников по показателям баланса;

- порядок определения результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса;

- процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса;

- порядок расчета финансовых коэффициентов для оценки платежеспособности;

- состав критериев оценки несостоятельности (банкротства) организации;

- процедуры анализа показателей финансовой устойчивости;

- процедуры анализа отчета о прибыли и убытках;

- принципы и методы общей оценки деловой активности организации, технологию расчета и анализа финансового цикла;

- процедуры анализа уровня и динамики финансовых результатов по показателям отчетности;

- процедуры анализа влияния факторов на прибыль.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы профессионального модуля:

всего – 412 часов, в том числе:

1. максимальной учебной нагрузки обучающегося – 340часов, включая:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 222 часов;
  • самостоятельной работы обучающегося – 118 часа
  • производственной практики – 72 часа.

1.4. Распределение часов и форм промежуточной аттестации по семестрам

Курс

Семестр

ПМ, МДК, практика

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Обязательная учебная нагрузка

В том числе

Формы промежуточной аттестации

Теор. обучение

Лаб. и пр.занятия

Курс проект

2

5

МДК 04-01

109

47

62

22

40

2

6

МДК 04-01

83

23

60

40

20

3

6

МДК 04-02

148

48

100

34

46

20

Экзамен

Производственная практика (по профилю специальности)

72

Дифференцированный зачет

Итого

412

118

222

96

106

20


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Составление и использование бухгалтерской отчетности, в том числе профессиональными  (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 4.1

Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

ПК 4.2

Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.

ПК 4.3

Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, отчетность по страховым взносам во внебюджетные фонды и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.

ПК 4.4

Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК.2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК.5

Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов

профессионального модуля[1]*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося, часов

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности), часов

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов

в т.ч. курсовая работа (проект), часов

Всего, часов

в т.ч. курсовая работа (проект), часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5 семестр

ПК 4.1

Раздел 1. Отражение нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественного и финансового положения организации, определение результатов хозяйственной деятельности за отчетный период

62

32

20

30

-

-

-

ПК 4.2

Раздел 2. Составление формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.

56

36

19

20

-

-

-

ПК 4.3

Раздел 3. Составление налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет, отчетности по страховым взносам во внебюджетные фонды и формы статистической отчетности.

74

54

21

20

-

-

6 семестр

ПК4.4

Раздел 4. Проведение контроля и анализа информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

148

100

46

48

20

ПК 4.1-4.4

Производственная практика (по профилю специальности) часов 

72

Всего:

340

222

106

118

20

72


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Отражение нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественного и финансового положения организации, определение результатов хозяйственной деятельности за отчетный период

62

2

МДК 04.01.

Технология составления бухгалтерской отчетности.

60

2

Тема 1.1.

Концепция бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ

Содержание (перечень дидактических единиц)

6

1

Понятие бухгалтерской (финансовой) отчетности, ее значение и функции. Принципы формирования бухгалтерской отчетности.

1

2.

Международные стандарты финансовой отчетности.

1

3

Классификация бухгалтерской (финансовой) отчетности. Пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности.

2

Практические занятия (темы)

4

1

Изучение нормативных документов, регулирующих правила составления бухгалтерской отчетности. (с использованием СПС)

2

2

Знакомство с международными стандартами бухгалтерской (финансовой) отчетности (с использованием СПС).

2

Тема 1.2.

Подготовительные работы по составлению бухгалтерской отчетности организации

Содержание (перечень дидактических единиц)

6

1

Механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период.

2

2

Методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период.

2

3

Контроль бухгалтерских записей путем составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости.

2

4

Формирование бухгалтерского баланса при реорганизации, ликвидации организации. Перерегистрация организации в государственных органах.

2

Практические занятия (темы)

16

1

Составление главной книги, шахматной и оборотно-сальдовой ведомостей.

2

2

Определение результатов хозяйственной деятельности за отчетный период.

2

Самостоятельная работа при изучении раздела 1 ПМ.04

-Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий).

- Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка их защите.

- Подготовка рефератов на темы:

  • Сводная и консолидированная бухгалтерская отчетность
  • Отражение в бухгалтерской отчетности событий после отчетной даты.
  • Международная стандартизация бухгалтерской отчетности.
  • Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  • Проект нового закона о бухгалтерском учете.

Нормативно-правовая основа сдачи бухгалтерской отчетности через Internet.

30

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

- Выполнение практических заданий по подготовительным работам по составлению форм бухгалтерской промежуточной отчетности.

Раздел 2.

Составление формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.

56

МДК 04.01.

Технология составления бухгалтерской отчетности.

56

Тема 2.1.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации.

Содержание (перечень дидактических единиц)

2

1

Понятия бухгалтерской отчетности, отчетного периода.

2

2

Состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней.

2

3

Порядок представления бухгалтерской (финансовой) отчетности пользователям. Сроки и адреса представления бухгалтерской отчетности.

2

4

Представление форм бухгалтерской отчетности в электронном виде.

2

5

Правила формирования бухгалтерской отчетности. Технология составления сводной и консолидированной отчетности.

2

6

Технология составления сегментарной отчетности.

2

7

Отражение в бухгалтерской отчетности событий после отчетной даты и условных фактов хозяйственной деятельности.

2

Практические занятия (темы)

2

1

Раскрытие учетной политики организации в пояснениях (приложениях) к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах

2

Тема 2.2.

Бухгалтерский баланс.

Содержание (перечень дидактических единиц)

4

1

Нормативное регулирование правил составления бухгалтерской отчетности.

2

2

Понятие, значение и функции бухгалтерского баланса. Классификация балансов.

2

3

Технология составления бухгалтерского баланса. Правила оценки статей баланса.

2

Практические занятия (темы)

3

1

Составление промежуточного бухгалтерского баланса.

2

2

Составление годового бухгалтерского баланса.

2

3

Формирование бухгалтерского баланса в бухгалтерской программе 1С:Бухгалтерия.

2

Тема 2.3.

Отчет о финансовых результатах

Содержание (перечень дидактических единиц)

3

1

Структура отчета о финансовых результатах. Значение и функции отчета о финансовых результатах. Взаимосвязь отчета о финансовых результатах с другими формами бухгалтерской отчетности.

2

2

Классификация доходов и расходов организации.

2

3

Применение ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

2

4

Техника заполнения формы отчета о финансовых результатах

2

Практические занятия (темы)

2

1

Заполнение формы отчета о прибылях и убытках для организаций, применяющих ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»

1

Тема 2.4.

Отчет об изменениях капитала

Содержание (перечень дидактических единиц)

2

1

Структура и содержание отчета об изменениях капитала и его взаимосвязь с другими отчетными формами.

1

2

Техника заполнения разделов отчета. Порядок расчета чистых активов.

1

Практические занятия (темы)

2

1

Заполнение формы отчета об изменениях капитала.

1

Тема 2.5.

Отчет о движении денежных средств.

Содержание (перечень дидактических единиц)

2

1

Структура и содержание отчета о движении денежных средств.

2

Техника заполнения формы отчета о движении денежных средств.

Практические занятия (темы)

2

1

Заполнение формы отчета о движении денежных средств.

3

Тема 2.6.

Отчет о целевом использовании полученных средств.

Содержание (перечень дидактических единиц)

2

1

Структура и содержание отчета о целевом использовании полученных средств. Взаимосвязь отчета с другими формами отчетности.

3

2

Техника заполнения формы отчета о целевом использовании полученных средств.

Практические занятия (темы)

4

1

Заполнение формы отчета о целевом использовании денежных средств.

1

Тема2.7.

Пояснения (приложения) к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках

Содержание (перечень дидактических единиц)

2

1

Назначение и целевая направленность пояснений (приложений) к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах

2

2

Определение структуры и содержания пояснений (приложений) к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. Взаимосвязь с отчетными формами.

2

Практические занятия (темы)

4

1

Заполнение табличных форм пояснений (приложений) к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

2

Самостоятельная работа при изучении раздела 2 ПМ.04

-Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий).

- Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка их защите.

- Решение практических ситуаций по  внесению исправлений в бухгалтерскую отчетность.

20

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

- Заполнение форм бухгалтерской отчетности.

Раздел 3.

Составление налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет, отчетности по страховым взносам во внебюджетные фонды и формы статистической отчетности.

74

МДК 04.01.

 Технология составления бухгалтерской отчетности.

74

Тема 3.1.

Налоговый учет и отчетность по налогу на прибыль

Содержание (перечень дидактических единиц)

2

1

Понятие и сущность налогового учета. Способы ведения бухгалтерского учета. Регистры налогового учета.

1

2

Структура и содержание формы декларации по налогу на прибыль.

1

3

Техника заполнения декларации по налогу на прибыль.

1

Практические занятия (темы)

2

1

Определение перечня объектов бухгалтерского и налогового учета которых не совпадает.

2

2

Расчет текущего налога на прибыль. Заполнение формы декларации по налогу на прибыль.

1

Тема 3.2.

Налоговая отчетность по налогу на добавленную стоимость.

Содержание (перечень дидактических единиц)

4

1

Методологические аспекты исчисления налоговой базы. Ведение счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. Налоговые вычеты. Сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет.

1

2

Техника заполнения декларации по налогу на добавленную стоимость.

1

Практические занятия (темы)

2

1

Заполнение счетов-фактур, книги продаж и книги покупок.

1

2

Расчет суммы налога на добавленную стоимость, подлежащего перечислению в бюджет.

1

3

Заполнение формы декларации по налогу на добавленную стоимость.

1

Тема 3.3.

Налоговая отчетность по акцизам.

Содержание (перечень дидактических единиц)

4

1

Методологические аспекты расчета налоговой базы. Порядок исчисления акциза. Налоговые вычеты. Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет.

1

2

Техника заполнения декларации по акцизам.

1

Практические занятия (темы)

1

1

Расчет суммы акциза, подлежащего перечислению в бюджет. Заполнение формы декларации по акцизам.

2

Тема 3.4.

Налоговая отчетность по транспортному налогу.

Содержание (перечень дидактических единиц)

4

1

Методологические аспекты расчета налоговой базы. Порядок исчисления транспортного налога.

2

3

Техника заполнения декларации по транспортному налогу.

2

Практические занятия (темы)

1

1

Расчет транспортного налога. Заполнение декларации по транспортному налогу.

2

Тема 3.5.

Налоговая отчетность по налогу на имущество организаций.

Содержание (перечень дидактических единиц)

4

1

Методологические аспекты расчета налоговой базы. Порядок исчисления транспортного налога.

1

2

Техника заполнения декларации по транспортному налогу.

1

Практические занятия (темы)

1

1

Расчет налога на имущество организаций. Заполнение декларации по налогу на имущество организаций.

2

Тема 3.6.

Налоговая отчетность по земельному налогу.

Содержание (перечень дидактических единиц)

4

2

1

Методологические аспекты расчета земельного налога.

1

2

Техника заполнения декларации по земельному налогу.

1

Практические занятия (темы)

2

1

Заполнение декларации по земельному налогу .

1

Тема 3.7.

Налоговая отчетность при специальных налоговых режимах.

Содержание (перечень дидактических единиц)

4

1

Технология ведения налогового учета при упрощенной системе налогообложения. Техника составления декларации по единому налогу.

2

2

Техника составления декларации по единому налогу на вмененный доход.

1

Практические занятия (темы)

1

Заполнение книги учета доходов и расходов. Заполнение формы декларации по едином налогу при упрощенной системе налогообложения.

6

1

2

Заполнение формы декларации по единому налогу на вмененный доход.

1

Тема 3.8.

Исполнение организацией обязанностей налогового агента.

Содержание (перечень дидактических единиц)

3

1

Исполнение обязанностей налогового агента по налогу на доходы физических лиц.

1

Практические занятия (темы)

2

1

Заполнение сведений о доходах физических лиц.

2

Тема 3.9.

Отчетность по страховым взносам во внебюджетные фонды.

Содержание (перечень дидактических единиц)

4

Техника составления отчетов в Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования, обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Ведение персонифицированного учета страховых взносов в Пенсионный фонд

3

Практические занятия (темы)

4

1

Расчет страховых взносов во внебюджетные фонды.

1

2

Заполнение форм отчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды.

1

Самостоятельная работа при изучении раздела 3 ПМ.04

- Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий).

- Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка их защите.

- Решение практических заданий по исчислению налоговой базы и суммы налога (по видам налогов).

- Подготовка рефератов на темы:

  • Методологические аспекты и способы ведения налогового учета.
  • Особенности налогового учета в различных отраслях экономики и сферах деятельности.
  • Методологические аспекты налога (по видам налогов)

20

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

- Заполнение форм налоговых деклараций (по видам налогов)

- Заполнение форм отчетов по страховым взноса во внебюджетные фонды.

Раздел 4.

Проведение контроля и анализа информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

148

МДК 04.02.

Основы анализа бухгалтерской отчетности

148

Тема 4.1.

Основы анализа бухгалтерского баланса.

Содержание (перечень дидактических единиц)

10

1

Общая оценка структуры имущества и его источников по данным бухгалтерского баланса.

1

2

Методика анализа ликвидности бухгалтерского баланса. Расчет и оценка коэффициентов платежеспособности.

1

3

Определение характера финансовой устойчивости организации, расчет и оценка финансовых коэффициентов устойчивости.

1

4

Классификация финансового состояния организации по сводным критериям оценки бухгалтерского баланса. Общая оценка деловой активности . Расчет и анализ финансового цикла.

2

Практические занятия (темы)

1

Оценка структуры имущества и источников формирования имущества организации.

1

2

Оценка уровня платежеспособности. Расчет и анализ динамики значений коэффициентов ликвидности.

1

3

Анализ деловой активности организации.

1

Тема 4.2.

Основы анализа отчета о прибылях и убытках

Содержание (перечень дидактических единиц)

10

1

Методика анализа уровня и динамики финансовых результатов по данным отчета о прибылях и убытках.

1

2

Методика анализа прибыли (убытка) до налогообложения (бухгалтерской прибыли). Анализ влияния факторов на прибыль.

2

3

Система показателей рентабельности организации.

2

4

Оценка воздействия финансового рычага. Сущность финансового рычага. Расчет коэффициента финансового рычага.

1

Практические занятия (темы)

1

Провести аналитическую оценку уровня и динамики финансовых результатов.

1

2

Провести факторный анализ прибыли до налогообложения.

2

3

Провести факторный анализ показателей рентабельности продукции и рентабельности затрат по данным бухгалтерской отчетности.

1

4

Рассчитать и оценить динамику значения коэффициента финансового рычага.

1

Тема 4.3.

Основы анализа отчета об изменениях капитала

Содержание (перечень дидактических единиц)

10

1

Оценка состава и движения собственного капитала .

1

2

Расчет и оценка чистых активов.

1

Практические занятия (темы)

1

Провести анализ состава и динамики собственного капитала организации.

1

2

Рассчитать величину чистых активов. Оценить динамику показателя.

2

Тема 4.4.

Основы анализа отчета о движении денежных средств.

Содержание (перечень дидактических единиц)

1

Методика анализа движения денежных средств по данным отчета о движении денежных средств организации. Показатели анализа достаточности денежных поступлений для финансирования оборотного капитала организации.

2

Практические занятия (темы)

1

Провести анализ движения денежных средств организации.

2

2

Рассчитать и проанализировать динамику значения коэффициента достаточности денежных поступлений для финансирования оборотного капитала.

2

Тема 4.5.

Основы анализа пояснения (приложения) к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках

Содержание (перечень дидактических единиц)

14

1

Состав и оценка движения заемных средств. Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности. Расчет коэффициентов оборачиваемости задолженности.

2

2

Методика анализа амортизируемого имущества.

1

3

Методика анализа движения средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений.

1

Практические занятия (темы)

1

Провести анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности.

2

2

Провести анализ состава и  структуры амортизируемого имущества. Рассчитать показатели эффективности использования основных средств.

2

Курсовая работа

20

Самостоятельная работа при изучении раздела 4 ПМ.04

- Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий).

- Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка их защите.

- Составление графика безубыточности.

- Подготовка аналитической информации по результатам исследования схем построения бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках в РФ и международной практике.

- Подготовка рефератов на темы:

  • Влияние инфляции на данные бухгалтерской отчетности.
  • Анализ взаимосвязи бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности.
  • Методика анализа консолидированной отчетности.
  • Раскрытие информации по отчетным сегментам.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Финансовый анализ как инструмент разработки финансовой стратегии.

Взаимная увязка показателей форм бухгалтерской отчетности.

Анализ оборачиваемости оборотных активов. Оценка операционного цикла.

Анализ распределения и использования прибыли.

Анализ инвестиционных решений.

Прогнозный анализ продаж.

Особенности составлении и анализа консолидированной отчетности.

Составление форм бухгалтерской отчетности.

48

Производственная  практика (по профилю специальности).

Виды работ:

- Оформление платежных документов на перечисление налогов, сборов, страховых взносов, взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний во внебюджетные фонды.

- Отражение в бухгалтерском учете операций по начислению и перечислению налогов и сборов, страховых взносов во внебюджетные фонды.

- Разработка рекомендаций по оптимизации системы налогообложения организации.

- Проведение анализа налоговой нагрузки при различных системах налогообложения.

- Проведение подготовительной работы по составлению отчетности: подведение итогов в учетных регистрах, главной книге, контроль бухгалтерских записей путем составления шахматной или оборотно-сальдовой ведомости.

- Заполнение форм годовой бухгалтерской отчетности.

- Заполнение форм статистической отчетности.

- Формирование книги покупок и продаж, декларации по НДС в бухгалтерской программе –

-  Формирование декларации по налогам и сборам в бухгалтерской программе..

- Подготовка рекомендаций по совершенствованию системы бухгалтерского учета в организации.

- Выполнение процедуры анализа на основании форм годовой бухгалтерской отчетности:

  • проведение анализа финансового состояния организации.
  • проведение анализа финансовых результатов.
  • оценка состава и движения собственного капитала.
  • проведение анализа движения денежных средств.0
  • проведение анализа дебиторской и кредиторской задолженности.

- Подготовка комплексного аналитического вывода по результатам анализа бухгалтерской отчетности.

- Подготовка отчета по практике.

72

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

20

4

8

Всего

412


4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов «Экономики и бухгалтерского учета», «Информационных технологий в профессиональной деятельности».

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:        

- рабочее место преподавателя;

- учебно-методическое обеспечение (учебное пособие, методические указания для студентов, раздаточные материалы).

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Бухгалтерская финансовая отчетность: формирование и анализ показателей: Учеб. пособие / С.В. Камысовская, Т.В. Захарова. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 432 с.http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=429315
  2. Полищук Татьяна Александровна. - Бухгалтерский учет в бюджетных организациях: Учебное пособие / Татьяна Александровна Полищук и Ольга Васильевна Митина.- М. :Вузовский учебник ; ИНФРА-М, 2011. - 151 с.

Дополнительные источники:

  1. Беликова Тамара Николаевна. - Бухгалтерский и налоговый учет и отчетность.   Самоучитель / Тамара Николаевна Беликова . - СПб. : Питер, 2009. - 288 с.
  2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 6.12.2011г. (ред. от 23.07.2013).
  3. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «Об акционерных обществах» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011)
  4. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011).
  5. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 05.07.2010) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
  6. Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н  «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, «Положением по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» ПБУ 21/2008
  7. Приказ МФ РФ от 27.11.2006 г. №154н «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006.
  8. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 .
  9. Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 N 44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01».
  10. Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01.
  11. Приказ Минфина РФ от 25.11.1998 N 56н «События после отчетной даты» ПБУ 7/98.
  12. Приказ Минфина РФ от 28.11.2001 N 96н «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01.
  13. Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 N 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99
  14. Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 N 33н  «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99»
  15. Приказ Минфина РФ от 29.04.2008 N 48н «Информация о связанных сторонах» ПБУ 11/2008.
  16. Приказ Минфина РФ от 16.10.2000 N 923н «Информация по сегментам» ПБУ 12/2010.
  17. Приказ Минфина РФ от 16.10.2000 N 92н «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000.
  18. Приказ Минфина РФ от 27.12.2007 N 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007.
  19. Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 N 107н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/2008)».
  20. Приказ Минфина РФ от 02.07.2002 N 66н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности»« ПБУ 16/02.
  21. Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 N 115н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки» ПБУ 17/02)».
  22. Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 N 114н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02.
  23. Приказ Минфина РФ от 10.12.2002 N 126н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02
  24. Приказ Минфина РФ от 28.06.2010 N 63н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете отчетности» ПБУ 22/2010 .

Интернет – источники:

  1. http:/www1.minfin.ru/ru/sitemap/ - сайт МФ РФ.
  2. http:/www.pfrf.ru/sitemap/ - сайт ПФ РФ.
  3. http:/fss.ru/ сайт Фонда социального страхования.
  4. http://www.ifns.su/ - сайт Федеральной налоговой службы.

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

        В целях реализации компетентностного подхода следует использовать в образовательном процессе активные и интерактивные формы проведения занятий (моделирование производственных ситуаций, деловые и ролевые игры, разбор конкретной ситуации, тренинги, групповые дискуссии) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Практика представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающегося. При реализации профессионального модуля предусматривается производственная практика (по профилю специальности).

Производственная  практика (по профилю специальности) проводится по окончании изучения профессиональных модулей.

Цели, задачи, программы практики определяются образовательным учреждением.

Аттестация по итогам производственной практики (по профилю специальности) проводится по  результатам защиты отчетов по практике (дифференцированный зачет).

Освоение ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности производится после изучения соответствующих разделов учебных дисциплин «Экономика организации», «Статистика», «Менеджмент», «Документационное обеспечение управления», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Основы бухгалтерского учета», «Аудит» и профессиональных модулей ПМ.01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества и источников формирования имущества организации, ПМ.02 Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации, ПМ.03 Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

Итоговая аттестация по профессиональному модулю проводится в шестом семестре в виде экзамена после окончания изучения профессионального модуля. Итоговая аттестация предполагает обязательное наличие положительной аттестации по междисциплинарным курсам МДК 04.01. Технология составления бухгалтерской отчетности и МДК 04.02. Основы анализа бухгалтерской отчетности.

Консультации для обучающихся проводятся на основе графиков на протяжении всего процесса освоения профессионального модуля (индивидуальные, групповые, письменные, устные).

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

- соответствие применяемых методов обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период нормативным требованиям;

- соблюдение механизма отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период;

- точность отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественного и финансового положения организации;

- определение результатов хозяйственной деятельности за отчетный период;

- закрытие учетных бухгалтерских регистров;

- соблюдение техники составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости с целью контроля бухгалтерских записей и подготовки соответствующих форм отчетности.

- экспертная оценка выступлений с сообщениями, докладами  на занятиях;

-экспертная оценка выполнения, практических заданий на занятиях и/или экзамене;

-экспертная оценка отчетов по учебной/ производственной практике

ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.

- Соблюдение нормативных требований к бухгалтерской и статистической отчетности организации по составу, заполнению форм, срокам представления в соответствии с назначением бухгалтерской отчетности;

- соблюдение технологии закрытия учетных бухгалтерских регистров и заполнения форм бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки;

- установление идентичности показателей бухгалтерских отчетов;

- составление форм бухгалтерской отчетности в соответствии с установленными правилами;

- внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность;

- экспертная оценка выступлений с сообщениями, докладами  на занятиях;

-экспертная оценка выполнения, практических заданий на занятиях и/или экзамене;

-экспертная оценка отчетов по учебной/ производственной практике

ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, отчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.

- соблюдение требований действующего законодательства по составлению налоговых деклараций по срокам, заполнению форм (по видам налогов);

- соблюдение нормативных требований к составлению отчетности по страховым взносам во внебюджетные фонды;

- соблюдение технологии заполнения  налоговых деклараций;

- соблюдение технологии заполнения форм статистической отчетности;

- соблюдение порядка перерегистрации организации в государственных органах.

- экспертная оценка выступлений с сообщениями, докладами  на занятиях;

-экспертная оценка выполнения, практических заданий на занятиях и/или экзамене;

-экспертная оценка отчетов по учебной/ производственной практике

ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

- выполнение счетной проверки бухгалтерской отчетности, установление идентичности показателей бухгалтерской отчетности с с целью соблюдения порядка получения аудиторского заключения;

- демонстрация умений использования бухгалтерской отчетности для анализа финансового состояния организации, ее платежеспособности и доходности;

- расчет показателей финансового состояния организации;

- формирование аналитической записки по результатам финансового анализа организации.

- экспертная оценка выступлений с сообщениями, докладами  на занятиях;

-экспертная оценка выполнения, практических заданий на занятиях и/или экзамене;

-экспертная оценка отчетов по учебной/ производственной практике

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- проявление интереса к будущей профессии, активности и инициативности в получении профессионального опыта, умений и знаний;

- аргументированность и полнота объяснения сущности и социальной значимости будущей профессии;

- наличие положительных отзывов по итогам практики;

Участие в студенческих конференциях, конкурсах и т.п.

- экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной (производственной) практики;

- экспертная оценка портфолио работ обучающегося.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- демонстрация умений планировать свою собственную деятельность и прогнозировать ее результаты;

- обоснованность выбора методов и способов действий;

- проявление способности коррекции собственной деятельности;

- адекватность оценки качества и эффективности собственных действий.

экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной (производственной) практики, в ходе сдачи экзаменов и проведения зачетов.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной (производственной) практики, в ходе сдачи экзаменов и проведения зачетов.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

-рациональность выбора источников информации для эффективного выполнения поставленных задач профессионального и личностного развития;

- демонстрация умения осуществлять поиск информации с использованием различных источников и информационно-коммуникационных технологий.

экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной (производственной) практики, в ходе сдачи экзаменов и проведения зачетов.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

-демонстрация умения осуществлять поиск информации с использованием различных источников и информационно-коммуникационных технологий;

-адекватность оценки полученной информации с позиции ее своевременности достаточности для эффективного выполнения задач профессионального и личностного развития.

-экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной (производственной) практики;

- экспертная оценка портфолио работ и документов обучающегося.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- демонстрация способности эффективно общаться с преподавателями, студентами, представителями работодателя.

-экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной (производственной) практики;

- экспертная оценка портфолио работ и документов обучающегося.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

- проявление ответственности за результаты выполнения заданий каждым членом команды;

- проявление способности оказать и принять взаимную помощь.

-экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной (производственной) практики;

- экспертная оценка портфолио работ и документов обучающегося

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

- демонстрация стремления к постоянному профессионализму и личностному росту;

- проявление способности осознанно планировать и самостоятельно проводить повышение своей квалификации.

-экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной (производственной) практики;

- экспертная оценка портфолио работ и документов обучающегося

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

- демонстрация умения осваивать новые правила ведения учета имущества и источников формирования имущества организации;

- демонстрация умения осваивать технику заполнения первичных учетных документов, регистров учета.

-экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной (производственной) практики;

- экспертная оценка портфолио работ и документов обучающегося



[1]

Аннотация рабочей программы

профессионального модуля

Составление и использование бухгалтерской отчетности

для специальности для специальности

080114 Экономика и бухгалтерский учет ( по отраслям)

        Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями  ФГОС СПО по данной специальности и с учетом примерной программы учебной дисциплины, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (ФГАУ ФИРО), заключение Экспертного совета  №3 от «5» мая 2011 г.

        Включает в себя: паспорт рабочей программы профессионального модуля; результаты освоения профессионального модуля, структуру и содержание профессионального модуля; условия реализации профессионального модуля (требования к минимальному материально-техническому обеспечению, информационное обеспечение обучения, перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, основной и дополнительной литературы); контроль и оценку результатов освоения профессионального модуля.

        Максимальная учебная нагрузка (всего часов) - 340, в том числе обязательная аудиторная учебная нагрузка - 222 часов, самостоятельная работа – 118 часа.

        Вид промежуточной аттестации - экзамен

Наименование разделов дисциплины:

  1. Отражение нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественного и финансового положения организации, определение результатов хозяйственной деятельности за отчетный период
  2. Составление формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.
  3. Составление налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет, отчетности по страховым взносам во внебюджетные фонды и формы статистической отчетности.
  4. Проведение контроля и анализа информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
  5. Производственная практика (по профилю специальности) 72 часа