РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Профессионального модуля ПМ 05 «Выполнение внутрибанковских операций» для специальности 38.02.07 Банковское дело

Мясникова Ирина Константиновна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

Профессионального модуля ПМ 05 «Выполнение внутрибанковских операций» для специальности 38.02.07 Банковское дело

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pm_05._bd_2015.docx93.9 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение  профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский  социально-гуманитарный колледж»

Утверждено

педагогическим советом

 Протокол № 4

 от  27  марта  2015 года

             Утверждено

             приказом  №107- од

             от 03 апреля 2015

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Профессионального модуля ПМ 05 «Выполнение внутрибанковских операций» для специальности 38.02.07 Банковское дело

                                                       код                         наименование

наименование цикла_профессиональный__________________________  _             _        

(согласно учебному плану)

Номер группы: 415 БД

                           

Максимальная учебная нагрузка обучающихся, 246 ч.

Самостоятельная работа, 82 ч.

Обязательная учебная нагрузка (всего), 164 ч.

в том числе, ч.:

теоретическое обучение, 60 ч.

практические занятия,  104 ч.

лабораторные занятия,  ч.

курсовая работа(проект),ч.

г.Нижневартовск

Разработчики:

Кузьминых И.А., преподаватель_________________________                __________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,подпись

Мясникова И.К., преподаватель_________________________                __________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,подпись

Рассмотрено и одобрено методической комиссией (кафедрой)

экономических дисциплин___________________________________

Руководитель методической комиссии (кафедры)

Жданова С.А.________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, подпись

 «___» сентября 2015 года

Эксперты:

____ ________          ____________________           ________

            (место работы)                                                  (занимаемая должность)                                            (инициалы, фамилия), подпись

____ _______            _____________________          ____________________

            (место работы)                                                  (занимаемая должность)                                            инициалы, фамилия), подпись


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

5

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

8

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

12

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

13


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Выполнение внутрибанковских операций

                                                           название  профессионального модуля

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая  программа профессионального модуля (далее - рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО

080110 «Банковское дело» (углубленная подготовка).

в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): выполнение внутрибанковских операций, и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1. вести учёт имущества кредитных организаций (ПК 5.1);

2. осуществлять операции по учёту доходов, расходов и результатов деятельности (ПК 5.2);

3. осуществлять операции по уплате налогов, плательщиками которых являются кредитные организации (ПК 5.3);

4.осуществлять операции по удержанию и уплате налога на доходы физических лиц (ПК 5.4)

5.составлять бухгалтерскую отчётность (ПК 5.5).

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:выполнения внутрибанковских операций;

уметь: оформлять и отражать в учете операции по поступлению основных средств;

оформлять и отражать в учете операции по аренде основных средств;

оформлять и отражать в учете операции по приобретению и созданию нематериальных активов;

оформлять и отражать в учете операции по поступлению и отпуску материальных запасов;

оформлять и отражать в учете операции по начислению амортизации основных средств и нематериальных активов;

оформлять и отражать в учете операции по переоценке основных средств;

оформлять и отражать в учете операции по выбытию имущества;

проводить инвентаризацию имущества, оформлять и отражать в учете ее результаты;

вести аналитический учет доходов и расходов, оформлять и отражать в учете доходы и расходы от банковских операций, операционные доходы и расходы, прочие доходы и расходы;

оформлять и отражать в учете операции по расчету и начислению заработной платы и удержаний из нее;

оформлять и отражать в учете закрытие счетов по учету доходов и расходов, оформлять и отражать в учете доходы и расходы от банковских операций, операционные доходы и расходы, прочие доходы и расходы;

оформлять и отражать в учете операции по расчету и начислению заработной платы  и удержаний из нее;

оформлять и отражать в учете закрытие счетов по учету доходов и расходов и формированию финансового результата;

оформлять и отражать в учете операции по распределению и использованию прибыли, начислению дивидендов акционерам

рассчитывать суммы и заполнять налоговые декларации по налогам,  по которым кредитные организации являются налогоплательщиками;

оформлять и отражать в учете операции по начислению и уплате налогов, по которым кредитные организации являются налогоплательщиками;

вести учет доходов, полученных физическими лицами в налоговом периоде, рассчитывать суммы налога на доходы физических лиц;

подготавливать для представления в налоговый орган сведения о доходах физических лиц и суммах налога, начисленного и удержанного в налоговом периоде;

заполнять формы бухгалтерской отчетности кредитной организации: баланс, оборотную ведомость, отчет о прибылях и убытках;

использовать специализированное программное обеспечение для формирования бухгалтерской отчетности;

использовать специализированное программное обеспечение для совершения внутрибанковских операций;

знать:организацию учета основных средств, нематериальных активов и материальных запасов;

порядок начисления амортизации основных средств и нематериальных активов;

содержание и порядок заполнения первичных документов, используемых для оформления операций по поступлению и выбытию имущества;

порядок проведения переоценки основных средств;

порядок проведения инвентаризации имущества и оформления ее результатов;

классификацию доходов и расходов, номенклатуру статей доходов и расходов банка;

порядок учета доходов и расходов от банковских операций, операционных доходов и расходов, прочих доходов и расходов;

сроки и периодичность отражения в учете начисленных доходов и расходов;

особенности учета доходов и расходов будущих периодов;

состав выплат, входящих в фонд оплаты труда;

виды и порядок расчетов удержаний из заработной платы;

порядок закрытия счетов по учету доходов и расходов и формирования финансового результата;

порядок и сроки распределения прибыли;

порядок использования прибыли, начисления и выплаты дивидендов акционерам;

права и обязанности налогоплательщиков, их ответственность за нарушения налогового законодательства;

порядок исчисления и уплаты налогов, по которым кредитные организации являются налогоплательщиками или налоговыми агентами;

содержание и порядок заполнения налоговых деклараций по налогам, по которым кредитные организации являются налогоплательщиками;

содержание и порядок заполнения налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц, справок о доходах физических лиц;

состав ежедневной, месячной, квартальной и годовой бухгалтерской отчетности и требования, предъявляемые к ней;

нормативные акты, регулирующие порядок составления бухгалтерской отчетности кредитных организаций: баланс, оборотную ведомость, отчет о прибылях и убытках;

содержание и порядок заполнения форм бухгалтерской отчетности

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:

максимальная учебная нагрузка обучающегося 246 часов,

в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 164 часов, из них

теоретическое обучение – 60 часов;

практические занятия – 104 часа;

самостоятельная работа обучающегося 82 часа.

1.4. Распределение часов и форм промежуточной аттестации по семестрам

Курс

Семестр

ПМ, МДК, практика

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Обязательная учебная нагрузка

В том числе

Формы промежуточной аттестации

Теор. обучение

Лаб. и пр.занятия

Курс проект

3

6

МДК 05.01

162

54

108

34

74

-

Зачет

3

6

МДК 05.02

84

28

56

26

30

-

Другие формы контроля

4

7

ПП 05.01

72

Дифференцированный зачет

Итого

318

82

164

60

104

-

Квалификационный

экзамен


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

      Результатом освоения профессионального модуля  является овладение студентами видом профессиональной деятельности: выполнение внутрибанковских операций, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 5.1

Вести учёт имущества кредитных организаций.

ПК 5.2

Осуществлять операции по учёту доходов, расходов и результатов деятельности.

ПК 5.3

Осуществлять операции по уплате налогов, плательщиками которых являются кредитные организации.

ПК 5.4

Осуществлять операции по удержанию и уплате налога на доходы физических лиц.

ПК 5.5

Составлять бухгалтерскую отчётность.

ПК-5.1

способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

ПК-5.2

способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;

ПК-5.7

способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений  с  использованием  современных инструментальных средств и компьютерных технологий.

ОК-5.5

умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности

ОК-5.13  

владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации.

ОК 9

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10

Развивать культуру межличностного общения, взаимодействовать между людьми, устанавливать психологические контракты с учетом межкультурных и этнических различий.

ОК 11

Нести ответственность за организацию мероприятий и средств, предотвращающих воздействие вредных факторов в процессе труда, за технику безопасности.


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

МДК 05.01 Осуществление внутрибанковских операций

162

108

74

54

ПК 5.1

Тема 1. Имущество банка и его учет

32

22

14

10

ПК 5.1

Тема 2. Учет дебиторской и кредиторской задолженности

30

14

14

10

ПК 5.2

Тема 3. Учет финансовых результатов банка

34

28

14

12

ПК 5.3 – ПК 5.4

Тема 4. Операции по уплате налогов, плательщиками которых являются кредитные организации и физические лица

32

20

18

12

ПК 5.5

Тема 5. Бухгалтерская отчетность банков

32

24

14

10

МДК 05.02 АФХД

84

56

30

28

Раздел 1 .Теория экономического анализа

30

14

4

16

ПК 5.1

ПК 5.2

Тема 1.1 Экономический анализ и его роль в управлении предприятием

6

2

4

ПК 5.1

             ПК 5.2

Тема 1.2 Информационное обеспечение анализа финансово-хозяйственной деятельности

6

2

4

ПК 5.1

Тема 1.3 Метод, приемы анализа

12

8

4

4

ПК 5.1

Тема 1.4 Система и методология комплексного анализа

6

2

4

Раздел 2. Методика анализа финансово-хозяйственной деятельности

54

42

26

12

ПК 5.1, ПК 5.2, ПК 5.7

Тема 2.1 Анализ производства и реализации продукции

10

8

6

2

ПК 5.1, ПК 5.2, ПК 5.7

Тема 2.2 Анализ использования основных средств.

8

6

4

2

ПК 5.1, ПК 5.2, ПК 5.7

Тема 2.3 Анализ эффективности использования материальных ресурсов.

8

8

4

ПК 5.1, ПК 5.2, ПК 5.7

Тема 2.4 Анализ эффективности использования трудовых ресурсов

8

6

4

2

ПК 5.1, ПК 5.2, ПК 5.7

Тема 2.5  Анализ затрат на производство и реализацию продукции

8

6

4

2

ПК 5.1, ПК 5.2, ПК 5.7

Тема 2.6  Анализ финансовых результатов

6

4

2

2

ПК 5.1, ПК 5.2, ПК 5.7

Тема 2. 7 Анализ финансового состояния и деловой активности организации

6

4

2

2

ПП 05.01. Производственная практика (по профилю специальности)

72

72

Всего:

318

164

104

82

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

МДК 05.01. Осуществление внутрибанковских операций

МДК.05.01 «Операции по обеспечению внутрибанковской деятельности»

162

Тема 1. Имущество банка и его учет

Содержание

12

1. Имущество банка и его структура.

3

2. Организация бухгалтерского учета основных средств банка.

4

3. Организация бухгалтерского учета нематериальных активов банка.

3

4. Материальные запасы банка.

2

Практические занятия

10

1. Организация аналитического и синтетического учета основных средств. Составление бухгалтерских проводок по поступлению,  выбытию и амортизации основных средств.

2. Оформление и отражение в учете результатов инвентаризации основных средств.

3. Учет и оформление операции по начислению амортизации нематериальных активов.

4. Организация аналитического и синтетического учета материальных запасов. Составление бухгалтерских проводок по поступлению и отпуску материальных запасов.

Самостоятельная работа

Подготовка к  практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов, рефератов, докладов и подготовка к их защите.

Выполнение тестовых заданий, решение задач.

10

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы.

Аналитический и синтетический учет основных средств. Особенности учета затрат на капитальные вложения.Учет приобретения основных средств.Учет строительства  объектов основных средств.Учет нематериальных активов. Учет начисления амортизации основных средств и нематериальных активов. Учет результатов переоценки основных средств.Учет  выбытия имущества. Учет  поступления и отпуска хозяйственных материалов, складской учет. Учет результатов инвентаризации.

Тема 2. Организация учета дебиторской и кредиторской задолженности

Содержание

8

1. Понятие дебиторской и кредиторской задолженности

2

2. Дебиторская задолженность, ее учет и погашение

3

3. Кредиторская задолженность, ее учет и погашение

3

Практические занятия

10

1. Практика документального оформления дебиторской и кредиторской задолженности. Выявление дебиторской и кредиторской задолженности на основании представленных документов

2. Составление бухгалтерских записей по погашению дебиторской и кредиторской задолженности

Самостоятельная работа

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной экономической  литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий). Подготовка к  практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов, рефератов, докладов и подготовка к их защите.

Выполнение тестовых заданий, решение задач.

Тематика рефератов и докладов:

  1. Дебиторская задолженность коммерческого банка (на примере регионального банка).
  2. Управление дебиторской задолженностью в банке.
  3. Структура кредиторской задолженности (на примере регионального банка).
  4. Особенности учёта просроченной дебиторской и кредиторской задолженности.

10

Тема 3. Учет финансовых результатов банка

Содержание

14

1. Формирование и учет доходов банка.Структура доходов банка. Учет доходов на пассивных счетах второго порядка в разрезе счета 706.

5

2. Формирование и учет расходов банка. Структура расходов банка. Учет расходов на активных счетах второго порядка в разрезе счета 706.

5

3. Формирование конечного финансового результата и распределение прибыли банка. Определение финансового результата деятельности. Учет прибыли банка. Характеристика счетов второго порядка в разрезе счета 708. Учет использования прибыли на счете 705. Определение убытков банковской деятельности и их учет на счете 70802.

4

Практические занятия

10

1. Структура доходов банка и организация бухгалтерского учета доходов.

2. Структура расходов банка и организация учета расходов.

3. Определение величины и бухгалтерский учет прибыли банка. Определение убытков банковской деятельности и их учет.

Самостоятельная работа

Подготовка к  практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов, рефератов, докладов и подготовка к их защите.

Выполнение тестовых заданий, решение задач.

12

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Учет нормируемых операционных расходов, расходов по обеспечению деятельности в банках.

Особенности учета доходов и расходов в иностранной валюте.

Назначение и организация управленческого учета в банках.Учет труда и заработной платы. Удержания из заработной платы.

Тема 4. Операции по исчислению и уплате налогов, плательщиками

которых являются кредитные организации

и физические лица

Содержание

12

1. Банки как субъекты налоговых правоотношений.

6

2. Налогообложение банков.

6

Практические занятия

8

1. Порядок определения налоговой базы и исчисления НДС по  банковским операциям

2. Организация и ведение налогового учета по налогу на прибыль  кредитной организации

3. Осуществление операций по удержанию и уплате налога на доходы физических лиц.

Самостоятельная работа

Подготовка к  практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов, рефератов, докладов и подготовка к их защите.

Выполнение тестовых заданий, решение задач.

12

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Особенности деятельности банков по выполнению функций финансового посредничества.  Налоговая тайна (рефераты, сообщения).

НДС: перечень операций, не подлежащих налогообложению. Особенности определения налоговой базы  по отдельным  видам банковских операций. Организация налогового учета по НДС (выполнение практических заданий на примере коммерческого банка).

Налог на прибыль кредитной организации:  Особенности определения  доходов  и расходов банков по различным видам банковских операций. Особенности ведения налогового учета в банках на примере коммерческого банка (тестовые задания, решение задач и рассмотрение практических ситуаций). Налогообложение доходов банков за рубежом (рефераты, сообщения).

Тема 5. Бухгалтерская отчетность  банков

Содержание

14

1. Бухгалтерская отчетность  банков

6

2. Правила подготовки и состав бухгалтерской отчетности банков. Нормативные акты, регулирующие порядок составления бухгалтерской отчетности банков.

4

3. Содержание и порядок заполнения форм бухгалтерской отчетности.

4

Практические занятия

10

1.Заполнение форм бухгалтерской отчетности банков: баланс, оборотная ведомость, отчет о прибылях и убытках.

Самостоятельная работа

Подготовка к  практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов, рефератов, докладов и подготовка к их защите.

Выполнение тестовых заданий, решение задач.

10

МДК 05.02. Анализ финансово – хозяйственной деятельности коммерческого банка

84

Раздел 1 .Теория экономического анализа

Тема 1.1 Экономический анализ и его роль в управлении предприятием

Содержание

2

  1. Предмет и задачи экономического анализа.
  2. Роль и перспективы развития экономического анализа в условиях рыночной экономики.
  3. Пользователи экономической информации, их виды и информационные потребности.
  4. Виды экономического анализа, их назначение и роль в управлении предприятием.

Самостоятельная работа                                                                                                                                                                 4

Выполнение тестовых заданий, решение задач.

Тематика рефератов и докладов:

  1. Основные концепции экономического анализа и их назначение.
  2. Виды экономического анализа

Тема 1.2 Информационное обеспечение анализа финансово-хозяйственной деятельности

Содержание

2

  1. Общая характеристика информационной базы экономического анализа.
  2. Состав показателей и особенности информационной системы бухгалтерского и оперативного учета.  
  3. Информационная база финансового анализа.
  4. Принципы и порядок формирования финансовой информации в системе бухгалтерской отчетности.
  5. Общая характеристика информационного содержания основных форм отчетности: баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств, приложения к балансу и других

Самостоятельная работа                                                                                                                                                                  4

Выполнение тестовых заданий, решение задач.

Тематика рефератов и докладов:

  1. Принципы и порядок формирования финансовой информации в системе бухгалтерской отчетности.

Тема 1.3 Метод, приемы анализа

Содержание

4

  1. Понятие приемов и методов экономического анализа.
  2. Количественные и качественные приемы и методы анализа.
  3. Методы финансового анализа: горизонтальный, вертикальный и трендовый анализ.
  4. Методы факторного анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, особенности применения различных методов, сравнительная характеристика.

Практические занятия

4

  1. Решение практических примеров на применение методов факторного анализа на основе данных бухгалтерской отчетности.
  2. Проведение горизонтального, вертикального и трендового анализа баланса предприятия.

Самостоятельная работа                                                                                                                                                                  4

Выполнение тестовых заданий, решение задач.

Тематика рефератов и докладов:

  1. Экономико-математические и статистические методы экономического анализа.
  2. Особенности методики управленческого анализа: прогнозный анализ бизнес-планов, анализ отклонений, методы оценки эффективности управления.

Тема 1.4 Система и методология комплексного анализа

Содержание

2

  1. Понятие системного подхода к анализу хозяйственной деятельности.
  2. Система экономических показателей как база комплексного анализа.
  3. Классификация факторов, их анализ и систематизация.
  4. Резервы повышения эффективности хозяйственной деятельности, их классификация и значение в экономическом анализе.
  5. Методика определения и обоснования величины резервов.

Самостоятельная работа                                                                                                                                                                 4

Выполнение тестовых заданий, решение задач.

Тематика рефератов и докладов:

  1. Расчет влияния факторов на изменение выпуска продукции, связанных с использованием основных средств;
  2. Связанных с использованием материальных ресурсов;

Раздел 2. Методика анализа финансово-хозяйственной деятельности

Тема 2.1 Анализ производства и реализации продукции

Содержание

2

  1. Задачи и информационное обеспечение анализа.
  2. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции.
  3. Анализ ассортимента и структуры продукции.
  4. Анализ качества произведенной продукции.
  5. Анализ ритмичности работы предприятия.
  6. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции.

Практические занятия

6

Анализ производства и продажи продукции в целом и в разрезе ассортимента.

Самостоятельная работа                                                                                                                                                                  2

Выполнение тестовых заданий, решение задач.

Тематика рефератов и докладов:

  1. Анализ качества произведенной продукции.
  2. Анализ ритмичности работы предприятия.

Тема 2.2 Анализ использования основных средств.

Содержание

2

Цели, задачи и источники анализа основных фондов и нематериальных активов. Анализ обеспеченности основными фондами,  их объема, структуры и динамики. Анализ качественного состояния основных средств.

Практические занятия

4

Анализ использования основных средств по данным отчетности организации.

Самостоятельная работа                                                                                                                                                                  2

Выполнение тестовых заданий, решение задач.

Тематика рефератов и докладов:

  1. Анализ обеспеченности производственным оборудованием.
  2. Анализ использования производственной мощности.

Тема 2.3 Анализ эффективности использования материальных ресурсов.

Содержание

4

  1. Задачи и источники анализа материальных ресурсов.
  2. Анализ обеспеченности организации материальными ресурсами.
  3. Анализ использования материальных ресурсов в производстве, соблюдение норм расхода материалов.
  4.  Анализ эффективности использования материальных ресурсов.

Практические занятия

4

Анализ использования материальных ресурсов по данным отчетности организации.

Тема 2.4 Анализ эффективности использования трудовых ресурсов

Содержание

2

  1. Значение фактора трудовых ресурсов в производственной деятельности.
  2. Анализ численности, состава и движения рабочей силы.
  3. Анализ использования фонда рабочего времени.
  4. Анализ производительности труда и трудоемкости.

Практические занятия

4

  1. Анализ использования трудовых ресурсов по данным отчетности организации. 
  2. Анализ влияния трудовых факторов на прирост объема выпуска продукции

Самостоятельная работа                                                                                                                                                                   2

Выполнение тестовых заданий, решение задач.

Творческие работы на тему:

  1. «Анализ производительности труда»,
  2. «Анализ использования рабочего времени»,
  3. «Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами»

Тема 2.5  Анализ затрат на производство и реализацию продукции

Содержание

2

  1. Задачи и источники анализа затрат.
  2. Анализ уровня, динамики и выполнения плана по снижению себестоимости.
  3. Анализ затрат на  один рубль товарной продукции.
  4. Анализ прямых материальных и трудовых затрат.
  5. Анализ косвенных расходов.
  6. Анализ поведения затрат в условиях рыночной экономики.

Практические занятия

4

Анализ структуры затрат на производство и затрат на один рубль товарной продукции.

Самостоятельная работа                                                                                                                                                                  2

Выполнение тестовых заданий, решение задач.

Тематика рефератов и докладов:

  1. Анализ поведения затрат в условиях рыночной экономики.

Творческая работа на тему «Анализ косвенных расходов»

Тема 2.6  Анализ финансовых результатов

Содержание

2

2

  1. Задачи и источники информации анализа финансовых результатов.
  2. Анализ состава и динамики прибыли до налогообложения.
  3. Факторный анализ прибыли  от продажи продукции.
  4. Анализ и оценка использования чистой прибыли.
  5. Рентабельность как обобщающий показатель эффективной деятельности организации, анализ

показателей рентабельности.

Практические занятия

Факторный анализ прибыли по данным отчетности организации.

Самостоятельная работа                                                                                                                                                                  2

Выполнение тестовых заданий, решение задач.

Анализ деловой активности по данным отчетности организации –  творческая работа

Тема 2. 7 Анализ финансового состояния и деловой активности организации

Содержание

2

  1. Анализ финансового состояния: роль и значение анализа.
  2. Задачи анализа финансового состояния.
  3. Анализ структуры имущества организации и источников его  формирования  
  4. Система показателей ликвидности, анализ ликвидности баланса.
  5. Оценка и анализ показателей финансовой устойчивости.
  6. Классификация типов финансовой устойчивости.
  7. Анализ деловой активности.

Практические занятия

2

Анализ показателей ликвидности и финансовой устойчивости организации по данным баланса.

Самостоятельная работа                                                                                                                                                                  2

Выполнение тестовых заданий, решение задач.

Анализ деловой активности по данным отчетности организации –  творческая работа 

ПП 05.01 Производственная практика (по профилю специальности)

Виды работ

Изучение особенностей организации внутренней бухгалтерии банка. Учётная политика банка. Действующий план счетов.Ведение бухгалтерского учёта приобретения, владения и выбытия основных средств и нематериальных активов банка. Характеристика документов, сопровождающих операции постановки на учёт. Изучение единицы учёта, балансовых счетов для учёта имущества, амортизации, выбытия имущества.Организация учёта материальных запасов. Документы на приобретение, списание материальных запасов. Счета для учёта материальных запасов.Учет дебиторской и кредиторской задолженности в банке. Балансовые счета для учёта дебиторской задолженности; счета для учёта кредиторской задолженности. Знакомство на практике с учётом подотчётных сумм, документами их сопровождающих (авансовые отчёты, чеки).Учёт заработной платы в коммерческом банке.Налогообложение в коммерческом банке. Учёт доходов и расходов в банке. Знакомство с видами доходов, определяющих основные виды деятельности банка. Статьи доходов, формирующие отчёт о прибылях и убытках.Знакомство с видами расходов, определяющих затраты банка. Статьи расходов, формирующие отчёт о прибылях и убытках. Финансовый результат деятельности: расчёт и использование прибыли.Знакомство с бухгалтерской отчётностью коммерческого банка, принципами составления форм бухгалтерской отчётности. Ошибки в записях (при оформлении первичных документов, лицевых счётов, бухгалтерских журналов, бухгалтерской отчётности) и порядок их устранения в коммерческом банке.

72


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация междисциплинарного курса предполагает наличие учебной лаборатории Информационных технологий,  Учебный банк.

Оборудование лабораторий и рабочих мест лабораторий:  компьютеры, сервер, локальная сеть, выход в глобальную сеть, мультимедийный проектор, интерактивная доска; доступ к сервису «1С:Бухгалтерия 8.2.» через Интернет для учебных заведений»; типовая конфигурация1С:Управление кредитной организацией на базе 1С: Предприятие 8.2; информационно-справочные программы «Консультант», «Гарант», комплект учебно-методической литературы, инструктивный материал, бланковый материал.

Технические средства обучения:  

Реализация профессионального модуля предполагает обязательную учебную и производственную практику.

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест: компьютеры (рабочие станции), локальная сеть, выход в глобальную сеть.

4.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Нормативно-правовые источники

  1. Налоговый кодекс Российской федерации. Часть первая от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ, часть вторая от 5.08.2000 г. № 117-ФЗ (с изменениями  и дополнениями);
  2. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 28.04.2009, с изменениями от 03.06.2009);
  3. Федеральный закон от 29.10.1998 №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (с изменениями и дополнениями);
  4. Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (ред. от 12.09.2008) «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»;
  5.  Положение Банка России от 26.06.1998 г. «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками» (с изменениями и дополнениями);
  6. Положение Банка России «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» (утв. ЦБ РФ 31.08.1998 № 54-П) (с изменениями и дополнениями);
  7. Положение Банка России от 30.07.2002г. №191-П «О консолидированной отчетности» (с изменениями и дополнениями);
  8. Положение Банка России «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» (утв. ЦБ РФ 16.12.2003 № 242-П) (с изменениями и дополнениями);
  9. Инструкция Банка России от 01.12.2003 № 108-И (ред. от 06.03.2009) «Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)» (вместе с «Порядком согласования предложений о проведении межрегиональных проверок, проверок структурных подразделений кредитных организаций и проверок Сбербанка России», «Порядком разрешения разногласий при планировании проверок кредитных организаций (их филиалов)», «Порядком внесения изменений в сводный план комплексных и тематических проверок кредитных организаций (их филиалов)»;
  10. Указание Банка России от 16.01.2004 года № 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
  11. Положение Банка России от 09.06.2005 № 271-П « О рассмотрении документов, представляемых в территориальное учреждение Банка России для принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций, выдаче лицензий на осуществление банковских операций, и ведении баз данных по кредитным организациям и их подразделениям» (ред. от 30.12.2008);
  12. Положение  Банка России от 26.03.2007 №302-П «О Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (ред. от 12.12.2008) с изменениями и дополнениями;
  13. Указание Банка России от 08.10.2008 N 2089-У «О порядке составления кредитными организациями годового отчета»;
  14. Положение Банка России от  09.10.2008 № 322-П «О порядке направления в банк решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в электронном виде через Банк России»

Учебники и учебные пособия

  1. Аудит банков: Учеб. пособие/Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой, Е.А. Лебедева. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 352 с.
  2. Банковское дело: учебник/ Под ред. профессора О. И. Лаврушина.- М.: "Финансы и статистика", 2008г.-576с.
  3. Герасимова Е.Б., Тишина Л.С., Унанян И.Р. Учёт в банках: учебное пособие / Герасимова Е.Б., Тишина Л.С., Унанян И.Р. - М. ФОРУМ, 2009.- 336 с.
  4. Автоматизированные информационные системы: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования/ К.Н. Мезенцев. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 176 с.
  5. Информационные системы в экономике: Учеб. Пособие / Под ред. Проф. Д.В. Чистова. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 234 с.
  6. Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ от 26.03.2007 года № 302 – П.  

        

Дополнительные источники:

  1. Журналы: «Банковское дело», «Деньги и кредит» и другие.
  2. «Вестник Банка России»
  3. Подшивка журнала «Hard&Soft»
  4. Подшивка журнала «Компьютер Пресс»

Ресурсы интернет

  1. Сайт Министерства финансов Российской Федерации: www.minfin.ru.
  2. Сайт Центрального Банка России. — http://www.cbr.ru
  3. httр://www. banker. ru.
  4. httр://www. credits. ru.
  5. httр://www. advis.ru. –  «Эксперт РА»
  6. httр:// region.ru.
  7. httр://www..arb.ru
  8. официальные сайты коммерческих банков
  9. www.consultant.ru - Справочная правовая система «Консультант Плюс»
  10. А.А. Заика Практика бухгалтерского учета в программе 1С Бухгалтерия 8.1, Интуит, 2010  
    http://institutiones.com/download/books/1841-praktika-buxgalterskogo-ucheta.html
  11. Д.В. Чистов и С.А. Харитонов «Хозяйственные операции в 1С:Бухгалтерии. Задачи, решения, результаты. Учебное пособие», Издание 3-е, 2013г., электронное учебно-методическое пособие: http://edu.1cfresh.com/articles/posobie
  12. Образовательный портал EDU.BPwin
  13. Образовательный портал INTUIT.RU;
  14. Харитонов С.А. Бухгалтерский и налоговый учет в программе «1С:Бухгалтерия». Практическое пособие. Издание 4-ое, перераб. и дополн. М.: «1С-Паблишинг», 2012  
    https://edu.1cfresh.com/articles/posobie
  15. ЭБС Znanium.com  

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

 Занятия проводятся в учебных аудиториях и лабораториях, оснащенных необходимым учебным, методическим, информационным, программным обеспечением.

           В преподавании используются лекционно-семинарские формы проведения занятий, практикум, рейтинговая технология оценки знаний студентов, информационно-коммуникационные технологии, кейс-технологии, игровые технологии.

            Консультационная помощь студентам осуществляется в индивидуальной и групповой формах.

Освоению данного модуля предшествует изучение дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла учебного плана: «История», « Основы философии»,   «Психология общения»; математического и естественнонаучного цикла: «Элементы высшей математики», «Финансовая математика», «Информационные технологии в профессиональной деятельности»; профессионального цикла: «Экономика организации», «Статистика», «Менеджмент», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Структура и функции Центрального Банка Российской Федерации», «Денежная и банковская статистика».

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу и осуществляющих руководство практикой: преподаватели должны иметь высшее образование, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее 5% преподавателей из числа действующих руководителей и работников кредитных организаций.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ  

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 5.1. Вести учёт имущества кредитных организаций.

Уметь оформлять и отражать в учёте операции по поступлению основных средств; оформлять и отражать в учёте операции по аренде основных средств; оформлять и отражать в учёте операции по приобретению и созданию нематериальных активов; оформлять и отражать в учёте операции по поступлению и отпуску материальных запасов; оформлять и отражать в учёте операции по начислению амортизации основных средств и нематериальных активов; оформлять и отражать в учёте операции по переоценке основных средств; оформлять и отражать в учёте операции по выбытию имущества; проводить инвентаризацию имущества, оформлять и отражать в учёте её результаты.

Знать организацию учёта основных средств, нематериальных активов и материальных запасов; порядок начисления амортизации основных средств и нематериальных активов; содержание и порядок заполнения первичных документов, используемых для оформления операций по поступлению и выбытию имущества; порядок проведения переоценки основных средств; порядок проведения инвентаризации имущества и оформления её результатов.

Практические занятия, самостоятельная работа.

ПК 5.2.  Осуществлять операции по учёту доходов, расходов и результатов деятельности.

Уметь вести аналитический учёт расходов и доходов; оформлять и отражать в учёте доходы и расходы от банковских операций, операционные доходы и расходы, прочие доходы и расходы; оформлять и отражать в учёте операции по расчёту и начислению заработной платы и удержаний из неё; оформлять и отражать в учёте закрытие счетов по учёту доходов и расходов и формированию финансового результата; оформлять и отражать в учёте операции по распределению и использованию прибыли, начислению дивидендов акционерам.

Знать классификацию доходов и расходов, номенклатуру статей доходов и расходов банка; порядок учёта доходов и расходов от банковских операций, операционных доходов и расходов, прочих доходов и расходов; сроки и периодичность отражения в учёте начисленных доходов и расходов; особенности учёта доходов и расходов будущих периодов; состав выплат, входящих в фонд оплаты труда; виды и порядок расчётов удержаний из заработной платы; порядок закрытия счетов по учёту расходов и доходов и формирования финансового результата; порядок и сроки распределения прибыли; порядок использования прибыли, начисления и выплаты дивидендов акционерам.

Практические занятия, самостоятельная работа.

ПК 5.3.  Осуществлять операции по уплате налогов, плательщиками которых являются кредитные организации

Уметь рассчитывать сумму налога и заполнять налоговую декларацию по: налогу на имущество, земельному налогу, транспортному налогу,  налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль, налогу на доходы физических лиц; оформлять и отражать в учёте операции по начислению и уплате: налога на имущество, земельного налога, транспортного налога, налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц.

Знать права и обязанности налогоплательщиков, их ответственность за нарушения налогового законодательства; порядок исчисления и уплаты: налога на имущество, земельного налога, транспортного налога,  налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, на доходы физических лиц.

Практические занятия, самостоятельная работа.

ПК 5.4. Осуществлять операции по удержанию и уплате налога на доходы физических лиц

Уметь вести учёт доходов, полученных физическими лицами в налоговом периоде; подготавливать для представления в налоговый орган сведения о доходах физических лиц и суммах налога, начисленного и удержанного в налоговом периоде.

Знать содержание и порядок заполнения налоговых карточек по учёту доходов и налога на доходы физических лиц, справок о доходах физических лиц.

Практические занятия, самостоятельная работа.

ПК 5.5. Составлять бухгалтерскую отчётность

Уметь заполнять формы бухгалтерской отчётности кредитной организации: баланс, оборотная ведомость, отчёт о прибылях и убытках; использовать специализированное программное обеспечение для формирования бухгалтерской отчётности; использовать специализированное программное обеспечение для совершения внутрибанковских операций.

Знать состав ежедневной, месячной, квартальной и годовой бухгалтерской отчётности и требования, предъявляемые к ней; нормативные акты, регулирующие порядок составления бухгалтерской отчётности кредитных организаций: баланс, оборотная ведомость, отчёт о прибылях и убытках; содержание и порядок заполнения форм бухгалтерской отчётности.

Практические занятия, самостоятельная работа.

Экзамен по междисциплинарному курсу

Экзамен по профессиональному модулю.

ПК 5.6  Использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах.

  • Применение технологий  сбора и размещения информации в ИС;
  • применение технологий  обработки информации в профессионально ориентированных информационных системах;
  • применение технологий  передачи данных на расстоянии.

Текущий контроль в форме:

- тестирования;

-защиты лабораторной работы;

- экспертная оценка в процессе защиты отчета по лабораторной работе.

ПК  5.7. Обеспечивать достоверность информации в процессе автоматизированной обработки данных.

- Применение технологий идентификации данных в процессе автоматизированной обработки данных.

Текущий контроль в форме:

- тестирования;.

-защиты                  лабораторной работы;

- экспертная оценка в процессе защиты отчета по лабораторной работе.

ПК 5.8 Формулировать задачи, решаемые конкретными информационными системами.

  • Формирование отчета в профессионально ориентированных информационных системах.

Текущий контроль в форме:

- тестирования;

-защиты  лабораторной работы;

- экспертная оценка в процессе защиты отчета по лабораторной работе.

ПК 5.9 Разрабатывать объекты базы данных.

- Выбор технологии разработки базы данных исходя из ее назначения;

- выбор методов построения схем баз данных и демонстрация  применения выбранного метода;

- демонстрация построения концептуальной, логической и физической модели данных;

- выбор и использование утилит автоматизированного проектирования баз данных.

Текущий контроль в форме:

- тестирования;

-защиты                  лабораторной работы;

- экспертная оценка в процессе защиты отчета по лабораторной работе.

ПК 5.10 Реализовывать базу данных в конкретной СУБД

- Демонстрация методов манипулирования данным в СУБД;

- демонстрация навыков модификации базы данных в СУБД.

Текущий контроль в форме:

- тестирования;

- защиты лабораторных заданий;

- экспертная оценка в  процессе защиты отчета по лабораторной работе.

ПК 5.11 Решать вопросы администрирования баз данных

- Определение ресурсов администрирования баз данных;

- выбор сетевой технологии и методов доступа к базе данных;

- демонстрация навыков построения SQL–запросов к базе данных с учетом распределения прав доступа;

- демонстрация навыков изменения прав доступа.

Текущий контроль в форме:

- тестирования;

-защиты лабораторных заданий;

- экспертная оценка в процессе защиты отчета по лабораторной работе.

ПК 5.12 Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных

  • Демонстрация обеспечения непротиворечивости и целостности данных в базе, навыков внесения изменений в базу для защиты информации;
  • демонстрация навыков применения программных средств защиты данных.

Текущий контроль в форме:

- тестирования;

- защиты лабораторных заданий;

- экспертная оценка в процессе защиты лабораторной работы;

- экзамен.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Видение сущности и социальной значимости профессии банковского служащего.

Рефераты, доклады, внеаудиторная работа

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Умение организовать собственную деятельность, владеть информацией, определять цели и выбирать пути их решения.

Рефераты, доклады, внеаудиторная работа

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Обладать способностью разрешать социально значимые проблемы.  

Рефераты, доклады, внеаудиторная работа

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Применение в своей профессиональной деятельности нормативно правовых документов.

Рефераты, доклады, внеаудиторная работа

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Активно владеть информационно-коммуникационными технологиями в профессиональной деятельности.

Рефераты, доклады, внеаудиторная работа

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Владение навыками работы в команде, уметь общаться с коллегами, руководством и клиентами.

Рефераты, доклады, внеаудиторная работа

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинены), результат выполнения заданий.

Обладать чувством ответственности в принятии решений в различных ситуациях.

Рефераты, доклады, внеаудиторная работа

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации.

Умение определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием.

Самоанализ и коррекция результатов собственной работы.

Рефераты, доклады, внеаудиторная работа

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Оперативно реагировать на смену технологий, стремиться к  повышению квалификации.

Рефераты, доклады, внеаудиторная работа

ОК 10. Развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми, устанавливать психологические контракты с учетом межкультурных и этнических различий.

Обладать чувством толерантности.

Рефераты, доклады, внеаудиторная работа

ОК 11. Знать правила техники безопасности, нести ответственность за организацию мероприятий по обеспечению безопасности труда.

Умение нести ответственность за организацию мероприятий и обеспечивать безопасные условия труда.

Рефераты, доклады, внеаудиторная работа

ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)