РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТНОСТИ СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Мясникова Ирина Константиновна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

«ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И СОСТАВЛЕНИЕ  ОТЧЕТНОСТИ СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение  профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский  социально-гуманитарный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

«ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И СОСТАВЛЕНИЕ  ОТЧЕТНОСТИ СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

для специальности 38.02.02_Страховое дело (по отраслям)

код                         наименование

наименование цикла профессиональный

Номер группы: 415 СД

Утверждено

педагогическим советом

 Протокол №_____

 от  _____________2015 года

             Утверждено

             приказом  №_____

             от ______________ 2012

Максимальная учебная нагрузка обучающихся , 341 ч.

Самостоятельная работа ,113 ч.

Обязательная учебная нагрузка (всего),228 ч.

в том числе, ч.:

теоретическое обучение, 104 ч.

практические занятия,  124 ч.

лабораторные занятия,0ч.

курсовая работа(проект),0ч.

г. Нижневартовск


Рабочая программа профессионального модуля разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.02 «Страховое дело (по отраслям)».

Разработчик:

 

Мясникова И.К., преподаватель                                                         __________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,                                                                                 подпись

Рассмотрено и одобрено методической комиссией (кафедрой)

Экономических дисциплин

Руководитель методической комиссии (кафедры)

Жданова С.А., зав.кафедрой экономических дисциплин__________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, подпись

 «___» _______________ 2015 года

Эксперты:

_______________            ___________________          _____________________

            (место работы)                                                  (занимаемая должность)                                            (инициалы, фамилия), подпись

_______________            ___________________          _____________________

            (место работы)                                                  (занимаемая должность)                                           ( инициалы, фамилия), подпись


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

8

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

19

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 

22


1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

«ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТНОСТИ СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

1.1Область применения рабочей программы

         Рабочая программа профессионального модуля (далее - рабочая программа) - является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.02 «Страховое дело (по отраслям)» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Ведение бухгалтерского учета и составление отчетности страховой организации и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 5.1. Составлять, группировать и обобщать первичные документы.

ПК 5.2. Отражать на счетах бухгалтерского учета наличие и движение имущества, обязательств и капитала страховой организации.

ПК 5.3. Проводить налоговые расчеты, расчеты по социальному страхованию и обеспечению.

ПК 5.4. Составлять бухгалтерскую отчетность для предоставления в органы надзора.

       Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации) и профессиональной подготовке работников в области финансов.

1.2.Цели и задачи профессионального модуля  – требования к результатам освоения профессионального модуля:

        С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими компетенциями  обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

ведения бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховой организации и составления бухгалтерской отчетности;

уметь:

составлять рабочий план счетов бухгалтерского учета страховых организаций;

составлять, проверять и принимать к учету первичные документы;

осуществлять группировку и обработку данных первичных документов;

вести учет денежных средств, основных средств, нематериальных активов, инвестиций, оплаты труда, налогов и сборов, текущих операций и расчетов, расчетов по социальному страхованию и обеспечению, расчетов с учредителями, расчетов по кредитам и займам, капитала;

вести учет расчетов по операциям страхования, сострахования и перестрахования;

вести учет страховых резервов;

составлять внутреннюю отчетность;

составлять бухгалтерскую отчетность и отчетность страховых организаций в порядке надзора;

рассчитывать основные показатели для первичной проверки и анализа внутренней и публикуемой отчетности;

знать:

понятие, основные задачи и принципы бухгалтерского учета;

основные стандарты бухгалтерского учета, применяемые в страховых организаций;

план счетов и учетную политику страховых организаций;

понятие и оценку основных средств, учет их наличия, поступления и выбытия;

амортизацию основных средств страховой организации:

учет нематериальных активов и их амортизации;

цели и задачи учета денежных средств;

порядок ведения и учет кассовых операций;

учет операций и специальным счетам в банках;

учет переводов в пути;

учет текущих операций и расчетов;

классификация и учет финансовых вложений в ценные бумаги;

учет инвестиций в уставные капиталы других организаций;

учет прочих финансовых вложений;

состав фонда оплаты труда и задачи его учета;

учет удержаний из заработной платы работников;

учет расчетов с персоналом страховой организации по оплате труда;

учет расчетов с работниками по прочим операциям;

учет налогов и сборов;

учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению;

порядок оформления и учет кредитов;

учет займов;

формирование и учет уставного капитала страховой организации;

учет расчетов с учредителями по вкладам в уставный капитал;

учет добавочного капитала:

учет резервного капитала;

чистые активы страховой организации;

 сущность, виды и содержание договоров страхования;

примерную методику формирования аналитической структуры бухгалтерских счетов страховых организаций;

учет страховых премий по договорам страхования (основным);

учет операций по сострахованию жизни;

учет операций сострахования по видам иным, чем сострахование жизни;

характеристику договоров перестрахования;

учет страховых премий по договору перестрахования у перестраховщика;

учет операций перестрахования у перестрахователя (цедента);

учет доходов, полученных цедентом по рискам, переданным в перестрахование;

учет доходов цедента по операциям перестрахования в части возмещения доли убытков перестраховщиков;

виды страхования и бухгалтерские проводки по операциям страхования жизни;

учет страховых выплат по договорам страхования иным, чем страхование жизни;

учет страховых выплат по договорам обязательного медицинского страхования;

использование счета 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению» и 77 «Отложенные налоговые обязательства» для отражения бухгалтерских операций по договорам страхования;

учет страховых выплат по договорам сострахования жизни;

учет страховых выплат по договорам сострахования иным, чем страхование жизни;

сущность операций перестрахования;

схемы бухгалтерских проводок по операциям перестрахования;

учет страховых резервов;

использование счета 99 «Прибыли и убытки» в страховых организациях;

учет финансовых результатов по договору прямого страхования;

учет финансовых результатов по договору сострахования;

учет финансовых результатов по договору перестрахования;

состав и содержание годовой отчетности страховых организаций;

порядок составления основных форм бухгалтерской отчетности;

порядок составления внутренней отчетности;

порядок публикации бухгалтерской отчетности;

составление отчетности страховых организаций в порядке надзора.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:

максимальная учебная нагрузка обучающегося -   341 час;

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося  - 228 часов;

самостоятельная работа обучающегося - 113 часов;

производственная практика (по профилю специальности) – 36 часов.

1.5. Распределение часов и форм промежуточной аттестации по семестрам

Курс

Семестр

ПМ, МДК, практика

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Обязательная учебная нагрузка

В том числе

Формы промежуточной аттестации

Теоретическое обучение

Лабораторные и практические занятия

Курсовая работа  (проект)

4

8

МДК 05.01. Бухгалтерский учет в страховых организациях (по отраслям)

237

78

159

72

87

Дифферен

цированный зачет

4

8

МДК 05.02. Бухгалтерская отчетность страховой организации (по отраслям)

104

35

69

32

37

Другие формы контроля

4

8

ПП 05.01. Производственная практика (по профилю специальности)

36

Зачет

Итого

377

113

228

104

124

Экзамен квалифика

ционный

        2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД). Ведение бухгалтерского учета и составление отчетности страховой организации, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями: 

Код

Наименование результата обучения

ПК5.1.

Составлять, группировать и обобщать первичные документы

ПК5.2.

Отражать на счетах бухгалтерского учета наличие и движение имущества, обязательств и капитала страховой организации

ПК5.3.

Проводить налоговые расчеты, расчеты по социальному страхованию и обеспечению

ПК5.4.

Составлять бухгалтерскую отчетность для предоставления в органы надзора

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Планировать и организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и        использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать современные информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного        развития,        заниматься        самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 7.

Ориентироваться в условиях изменений законодательства, количественных и качественных показателей страхового рынка, экономической ситуации в стране.

ОК 8.

Грамотно вести переговоры и деловую переписку в рамках профессиональной этики.

ОК 9.

Организовывать и планировать работы малых коллективов исполнителей.

ОК 10.

Работать с общим и специализированным программным обеспечением.

ОК 11.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

                3.1. Тематический план профессионального модуля

Код

профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля[1]*

Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная

(по профилю специальности),**

часов

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 5.1-5.3

Раздел 1. Организация бухгалтерского учета в страховых организациях (по отраслям)

237

159

87

-

78

-

-

ПК 5.4

Раздел 2. Формирование бухгалтерской отчетности страховой организации (по отраслям)

104

69

37

-

35

-

-

Производственная  практика (по профилю специальности), часов

36

36

Всего:

377

113

124

-

113

-

36


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ) 

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.Организация бухгалтерского учета в страховых организациях (по отраслям)

159

МДК. 05.01. Бухгалтерский учет в страховых организациях (по отраслям)

Тема 1.1.

Производительность и эффективность работы страховых агентов.

Содержание

14

1.

Задачи бухгалтерского учета в страховых организациях. Значение правильной организации бухгалтерского учета для всестороннего отражения процесса образования и использования страхового фонда.

1,2

2.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета.

2

3.

Виды первичных документов. Обязательные реквизиты документов.

2

4.

Формы ведения бухгалтерского учета в страховых организациях.

2

5.

Виды и формы учетных регистров в страховых организациях. Характеристика регистров синтетического и аналитического учета.

2

6.

Инвентаризация активов и пассивов.

2

7.

Принципы организации бухгалтерской работы, задачи бухгалтерских служб. Должностные обязанности главного бухгалтера.

2

8.

Назначение и виды бланков строгой отчетности в страховых организациях. Порядок хранения и использования бланков строгой отчетности.

2

9.

Порядок учета наличия и выдачи бланков строгой отчетности и их использования.

2

10

Порядок списания использованных бланков строгой отчетности. Аналитический учет бланков строгой отчетности.

2

11

Инвентаризация бланков строгой отчетности.

2

Практические занятия

7

2

1.

Работа с документами по учету страховых операций.

2,3

2.

Учет наличия и выдачи бланков строгой отчетности и их использования в книге ф.24

2,3

3.

Учет наличия и выдачи бланков строгой отчетности и их использования в книге ф.25.

2,3

4.

Инвентаризация бланков строгой отчетности.

2,3

Тема 1.2.

 Основные стандарты бухгалтерского учета, применяемые в страховых организациях

Содержание

18

1.

Основные стандарты бухгалтерского учета, применяемые в страховых организациях. Общие понятия о стандартах бухгалтерского учета.

2

2.

РСБУ (Росси́йские станда́рты бухга́лтерского учёта) — совокупность норм федерального законодательства России и Положений по бухгалтерскому учёту (ПБУ), издаваемых Министерством Финансов РФ, которые регулируют правила бухгалтерского учёта.

2

3.

Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО) — набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчетности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия.

2

4.

Применение МСФО, GAAP США и других бухгалтерских стандартов деловой практики.

2

5.

Основные различия РСБУ с международными стандартами финансовой отчётности  по элементам: основные положения регулирования составления и предоставления финансовой отчетности; допущения; качественные характеристики; элементы финансовой отчетности; состав финансовой отчетности.

2

6.

Востребованность и применение международных стандартов бухгалтерской отчетности (МСФО). Основные причины их использования.

2

7.

Реформирование бухгалтерского учета и отчетности в России в соответствии с МСФО.

2

Практические занятия

8

1.

Сравнительный анализ соответствия требований РПБУ положениям МСФО.

2.3

Тема 1.3. План счетов и учетная политика страховых организаций

Содержание

10

1.

Классификация счетов бухгалтерского учета.

2

2.

Разделы плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности.

3.

Составление бухгалтерских проводок  и отражение хозяйственных операций на счетах.

4.

Бухгалтерский баланс.

2

5.

Особенности применения страховыми организациями плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.

2

6.

Счета бухгалтерского учета, предназначенные для учета страховых операций.

2

7.

Понятие учетной политики.

2

8.

Способы ведения бухгалтерского учета. Состав учетной политики.

2

9.

Требования, предъявляемые к учетной политике.

2

10

Учетная политика для целей налогового учета.

2

11.

Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики. Элементы учетной политики страховой организации.

2

12.

Контрольная работа по темам 1.1 «Понятие основные задачи,  принципы»,   1.2 «Основные стандарты бухгалтерского учета, применяемые в страховых организациях  и 1.3. «План счетов и учетная политика страховых организаций»

2,3

Практические занятия

10

1.

Составление бухгалтерских проводок на хозяйственные операции.

2,3

2.

Формирование учетной политики страховой организации.

2,3

3.

Анализ учетной политики страховой организации

2,3

Тема 1.4. Учет основных средств, нематериальных активов

Содержание

10

1.

Понятие и оценка основных средств, учет их наличия, поступления и выбытия. Синтетический учет основных средств.

2

2.

Понятие нематериальных активов. Синтетический учет нематериальных активов.

2

3.

Амортизация основных средств  и ее учет. Учет нематериальных активов и их амортизация

2

Практические занятия

12

1.

Составление бухгалтерских проводок на хозяйственные операции по учету основных средств и нематериальных активов.

2,3

Тема 1.5. Учет денежных средств и расчетных операций и финансовых вложений. Учет кредитов и займов

Содержание

10

1.

Учет кассовых операций.

2

2.

Ведение кассовой книги.

2

3..

Учет денежных средств на расчетных, валютных и специальных счетах в банке.

2

4.

Классификация и учет финансовых вложений в ценные бумаги.

2

5.

Учет инвестиций в уставные капиталы других организаций.

2

6.

Учет прочих финансовых вложений.

2

7.

Учет расчетов по кредитам. Учет расчетов по займам.

Практические занятия

6

1.

Корреспонденция счетов по учету денежных средств и расчетных операций.

2,3

2.

Корреспонденция счетов по учету финансовых вложений.

2,3

3.

Учет расчетов по кредитам. Учет расчетов по займам.

Тема 1.6. Учет оплаты труда

Содержание

10

1.

Состав фонда оплаты труда и задачи его учета.

2

2.

Учет расчетов и удержаний с персоналом страховой организации по оплате труда и прочим операциям.

2

Практические занятия

6

1.

Учет расчетов и удержаний с персоналом страховой организации по оплате труда и прочим операциям.

2,3

2.

Составление бухгалтерских проводок по учету оплаты труда.

2,3

Тема 1.7. Учет налогов и сборов, расчетов по социальному страхованию и обеспечению

Содержание

8

1.

Учет налогов и сборов, расчетов по социальному страхованию и обеспечению.

2

2.

Учет страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

2

Практические занятия

4

1.

Корреспонденция счетов по учету налогов и сборов, расчетов по социальному страхованию и обеспечению

2,3

Тема 1.8. Учет собственного капитала. Чистые активы страховой компании

Содержание

13

1.

Учет уставного, резервного, добавочного капитала. Учет целевого финансирования.

2

Практические занятия

6

1.

Учет уставного, резервного, добавочного капитала. Учет целевого финансирования.

2,3

Тема 1.9. Методика формирования аналитической структуры бухгалтерских счетов страховых организаций

Содержание

14

1.

Изучение методики формирования аналитической структуры бухгалтерских счетов страховых организаций

2

Практические занятия

8

1.

Формирования аналитической структуры бухгалтерских счетов страховых организаций

2,3

Тема 1.10. Учет страховых премий по договорам страхования (основным), сострахования, перестрахования

Содержание

12

1.

Понятие основного договора (ст.927 ГК РФ), договора сострахования (ст.953 ГК РФ), договора перестрахования(ст.967 ГК РФ).

2

2.

Структура счета 92/1, аналитический учет по счету. Структура счетов 78/1, 78/5.

2

3.

Основные бухгалтерские проводки по учету  страховых премий по договорам страхования (основным)

2

4.

Структура счета 92/2, аналитический учет по счету.

2

5.

Структура счета 78/2. Основные бухгалтерские проводки по учету  страховых премий по договорам сострахования

2

6.

Структура счетов 92/3, 92/4 аналитический учет по счетам. Структура счетов 78/3, 78/4.

2

7.

Основные бухгалтерские проводки по учету  страховых премий по договорам перестрахования

2

Практические занятия

6

1.

Корреспонденция счетов по учету страховых премий по договорам страхования (основным)

2,3

2.

Корреспонденция счетов по учету операций по сострахованию

2,3

3.

Корреспонденция счетов по учету операций по перестрахованию

2,3

Тема 1.11. Учет страховых выплат

Содержание

12

1.

Структура счетов 22/1, 22/2 , 22/3, 22/4, 22,5.  Аналитический учет по счетам.

2

2.

Основные бухгалтерские проводки по учету  страховых выплат по договорам основным, сострахования, перестрахования,  возврату страховых взносов и выплате выкупных сумм.

2

Практические занятия

6

1.

Учет  страховых выплат по договорам основным, сострахования, перестрахования,  

2,3

2.

Учет возврата страховых взносов и выплаты выкупных сумм.

2,3

Тема 1.12. Учет страховых резервов

Содержание

10

1.

Методы формирования страховых резервов.

2

2.

Учет страховых резервов.

2

Практические занятия

4

1.

Методы формирования страховых резервов.

2,3

2.

Учет страховых резервов.

2,3

Тема 1.13. Учет финансовых результатов по договорам прямого страхования, сострахования, перестрахования

Содержание

18

1.

Состав доходов, расходов страховщика. Формирование финансового результата деятельности страховщика. Структура счетов 99, 84. Основные бухгалтерские проводки по учету финансовых результатов по договорам прямого страхования, сострахования, перестрахования

2

2.

Контрольная работа по темам 1.11 -1.13

2,3

Практические занятия

4

1.

Формирование финансового результата деятельности страховщика.

2,3

2.

Корреспонденция счетов по учету финансовых результатов по договорам прямого страхования, сострахования, перестрахования

2,3

159

Самостоятельная работа при изучении раздела 1.

78

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной экономической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических

работ и подготовка к их защите.

Самостоятельное изучение законодательного  и инструктивного материала по организации бухгалтерского учета в страховой организации

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Написание рефератов по вопросам раздела
  2. Изучение  системы правового обеспечения бухгалтерского учета
  3. Сравнительный анализ систем бухгалтерского учета
  4. Разработка схем-конспектов для закрепления материала и систематизации информации
  5. Решение ситуаций,  задач по темам

       7.    Составление тематических кроссвордов, тестов

Производственная практика (по профилю специальности)

36

Виды работ:

составление рабочего плана счетов бухгалтерского учета страховых организаций;

составление, проверка и принятие к учету первичных документов;

осуществление группировки и обработки данных первичных документов;

ведение учета денежных средств, основных средств, нематериальных активов, инвестиций, оплаты труда,            налогов и сборов, текущих операций и расчетов, расчетов по социальному страхованию и обеспечению, расчетов с учредителями,   расчетов по кредитам и займам, капитала;

ведение учета расчетов по операциям страхования, сострахования и перестрахования;

ведение учета страховых резервов;

Раздел 2.  Формирование бухгалтерской отчетности страховой организации

69

МДК.05.02

Бухгалтерская отчетность страховой организации (по отраслям)

Тема 2.1. Состав и содержание годовой отчетности страховых организаций.

Содержание

17

1.

Бухгалтерская финансовая отчетность (понятие, состав, порядок составления и представления).

2

2.

Основные требования к бухгалтерской отчетности страховых организаций.

2

Тема 2.2. Порядок составления основных форм бухгалтерской отчетности

Содержание

14

1.

Порядок составления бухгалтерского баланса

2

2.

Порядок составления отчета о прибылях и убытках страховой организации

2

3.

Порядок составления отчета об изменении капитала, отчета о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу, пояснительной записки.

2

Практические занятия

10

1.

Порядок составления бухгалтерского баланса

2,3

Порядок составления отчета о прибылях и убытках страховой организации

2,3

Порядок составления отчета об изменении капитала, отчета о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу, пояснительной записки.

2,3

Тема 2.3. Порядок составления внутренней отчетности

Содержание

18

1.

Порядок составления внутренней отчетности (отчетность страховых агентов)

2

2.

Порядок составления внутренней отчетности (отчетность отделов)

2

Практические занятия

9

1.

Порядок составления внутренней отчетности (отчетность страховых агентов)

2,3

2.

Порядок составления внутренней отчетности (отчетность отделов)

2,3

Тема 2.4. Порядок публикации бухгалтерской отчетности

Содержание

10

1.

Порядок публикации бухгалтерской финансовой отчетности страховщиками (состав, требования).

2

Практические занятия

10

1.

Сравнительный анализ опубликованной отчетности страховых компаний.

2,3

Тема 2.5. Составление отчетности страховых организаций в порядке надзора

Содержание

10

1.

Отчетность страховых организаций в порядке надзора (состав, требования, сроки)

2

2.

Обобщающее занятие (тестирование по пройденным темам)

2,3

Практические занятия

8

1.

Подготовка отчетности для представления в органы надзора

2,3

Самостоятельная работа при изучении раздела 2.

35

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной экономической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических

работ и подготовка к их защите.

Самостоятельное изучение законодательного  и инструктивного материала по формированию бухгалтерской отчетности страховой организации

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1.Написание рефератов по основным стандартам бухгалтерского учета, применяемым в страховых организациях

2.Изучение  системы правового обеспечения бухгалтерского учета

3. Сравнительный анализ основных стандартов бухгалтерского учета, применяемых в страховых организациях

4.Разработка схем-конспектов для закрепления материала и систематизации информации

5.Решение ситуаций,  задач по темам

       6.Составление тематических кроссвордов, тестов

Производственная практика ( по профилю специальности)

36

Виды работ:

составление внутренней отчетности;

составление бухгалтерской отчетности и отчетности страховых организаций в порядке надзора;

 расчет основных показателей для первичной проверки и анализа внутренней и публикуемой отчетности

составлять рабочий план счетов бухгалтерского учета страховых организаций;

составлять, проверять и принимать к учету первичные документы;

осуществлять группировку и обработку данных первичных документов;

вести учет денежных средств, основных средств, нематериальных активов, инвестиций, оплаты труда, налогов и сборов, текущих операций и расчетов, расчетов по социальному страхованию и обеспечению, расчетов с учредителями, расчетов по кредитам и займам, капитала;

вести учет расчетов по операциям страхования, сострахования и перестрахования;

вести учет страховых резервов;

составлять внутреннюю отчетность;

составлять бухгалтерскую отчетность и отчетность  страховых организаций в порядке надзора;

рассчитывать основные показатели для первичной проверки и анализа внутренней и публикуемой отчетности

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 

       

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля    требует наличия учебного кабинета.

       Оборудование  учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

посадочные места по количеству обучающихся;

рабочее место преподавателя;

комплекты учебно-наглядных пособий  по разделам дисциплины;

учебно-методический комплекс «Ведение бухгалтерского учета и составление отчетности страховой организации», рабочая программа, календарно-тематический план;

библиотечный фонд;

технические средства обучения:

компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

 Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику (по профилю специальности), которую рекомендуется проводить концентрированно.

4.2. Информационное обеспечение обучения

   

   Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 Основные источники

1. Конституция РФ, М., «Юридическая литература».

2. Гражданский Кодекс РФ. Полный текст в 3-х частях: М.: «ТД Элит-2012», 2012.

3. Налоговый Кодекс РФ. Части I, II. М.: ИНФРА-М, 2012.

4. Трудовой Кодекс РФ. М., Норма, 2012. 

6. Кодекс торгового мореплавания   Российской Федерации от 30.04.2011 N 81-ФЗ

7.Воздушный  Кодекс  РФ от 19.03.2011 N 60-ФЗ

8.Таможенный Кодекс РФ от 28.05.2012 N 61-ФЗ

9. Федеральный  Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации  страхового дела в   Российской Федерации" ( с последующими изменениями и дополнениями)                                           

10Алборов Р.А., Хоружий Л.И., Концевая С.М. Основы аудита: Учебное пособие. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2011г.

11.Белоусова С.Н. Маркетинг: Учебное пособие.-Ростов н /Д: Феникс, 2011.- 314с.

12.Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: Учебник для студентов средних профессиональных  заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2011.- 288 с.

13.Страхование: Учебник /Под ред.Федоровой Т.А., - 2-е изд., перераб. И доп.- М.: Экономист, 2012.-875 с.

14.Шихов А.К. Страхование: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

15.Н.Л. Вещунова,. Бухгалтерский учет в страховых компаниях: учебно-практическое пособие, -  М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011.- 608 с.

Дополнительные источники

  1. Периодические газеты и журналы: «Организация продаж страховых продуктов», «Страховое дело», «Экономика и жизнь», «Финансовая газета», «Страховое дело», «Русский полис», «Страховое право», «Финансовый менеджмент»..
  2. Экономический словарь / под редакцией А. Н. Азраиляна – М.: Институт новой экономики, 2011 год.

Интернет ресурсы

  1. СПС «Гарант»;
  2. СПС «Консультант плюс»;
  3. www.audit.ru
  4. www.consuetant.ru
  5. http: //www.alllnsurance.ru – Страхование в России.
  6. http: //www.strahovka.info. – Атлас страхования.
  7. http: //www.finart.ru – ФинАрт.
  8. http: //www. rosmedstrah.ru – Медицинское страхование в России.
  9. http: //www.insa.ru – Insa.Ru.
  10. http: //www.insur – today.ru – Страхование сегодня.
  11. http: //analytics.interfax.ru/shure.htjn – Общий обзор «Ин терфакс».
  12. http: //www.raexpert.ru – Общий обзор страхового рынка.
  13. http: //www.711.ru – Страховые компании в Москве и пр.
  14. http: //www.gazeta.ru/insurance.shtrril – Общий обзор страхового рынка.
  15. http: //www.rgs.ru – ОАО «Росгосстрах».
  16. http: //www.uralsibins.ru – СГ «УралСиб».
  17. http: //www.ingos.ru – ОСАО «Ингосстрах».
  18. http: //www.rosno.ru – РОСНО.
  19. http: //www.soglasie.ru – СК «Согласие».
  20. http: //www.reso.ru – СК «Ресо - Гарантия».
  21. http: //www.vsk.ru – Страховой дом ВСК.
  22. http: //www.progress.ru – ОАО СК «Прогресс - Гарант».
  23. http: //gutains.ru – СК «Гута - страхование».

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Занятия проводятся в учебных аудиториях и лабораториях, оснащенных необходимым учебным, методическим, информационным, программным обеспечением.

В преподавании используются лекционно-семинарские формы проведения занятий, практикум, рейтинговая технология оценки знаний студентов, информационно-коммуникационные технологии, кейс-технологии, игровые технологии.

        Консультационная помощь студентам осуществляется в индивидуальной и групповой формах пропорционально количеству часов.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических  кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Ведение бухгалтерского учета и составление отчетности страховой организации» и специальности «Страховое дело   (по отраслям)».

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой

Педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных  дисциплин: «Бухгалтерский учет в страховой организации»; «Аудит страховых организаций»; «Экономика организации»;  «Налоги и налогообложение».

Обязательная стажировка преподавателей в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года.

 

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Составлять, группировать и обобщать первичные документы

составлять рабочих план счетов бухгалтерского учета страховых организаций;

составлять, проверять и принимать к учету первичные документы;

осуществлять группировку и обработку данных первичных документов;

Текущий контроль в форме:

опроса;

защиты практических занятий;

контрольных работ по темам.

Экзамен по профессиональному модулю.

Зачет по   производственной практике (по профилю специальности)

Экзамены по каждому из междисциплинарных курсов.

Отражать на счетах бухгалтерского учета наличие и движение имущества, обязательств и капитала страховой организации

вести учет денежных средств, основных средств, нематериальных активов, инвестиций, оплаты труда, налогов и сборов, текущих операций и расчетов, расчетов по социальному страхованию и обеспечению, расчетов с учредителями, расчетов по кредитам и займам, капитала;

Проводить налоговые расчеты, расчеты по социальному страхованию и обеспечению

вести учет расчетов по операциям страхования, сострахования и перестрахования;

вести учет страховых резервов;

составлять внутреннюю отчетность;

Составлять бухгалтерскую отчетность для предоставления в органы надзора

составлять бухгалтерскую отчетность и отчетность

страховых организаций в порядке надзора;

рассчитывать основные показатели для первичной проверки и анализа внутренней и публикуемой отчетности.

  Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

демонстрация интереса к будущей профессии

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

Планировать и организовывать собственную профессиональную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области ведения бухгалтерского учета и составления отчетности страховой организации;

оценка эффективности и качества выполнения задач

Принимать решения в  стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области ведения бухгалтерского учета и составления отчетности страховой организации  

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

эффективный поиск необходимой информации;

использование различных источников информации, включая электронные

Использовать современные информационные технологии в процессе профессиональной деятельности.

работа с компьютером, использование специальных программ

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

взаимодействие с обучающимися и преподавателями в ходе обучения

Ориентироваться в условиях изменений законодательства, количественных и качественных показателей страхового рынка, экономической ситуации в стране.

самоанализ и коррекция результатов собственной работы

Грамотно вести переговоры и деловую переписку в рамках профессиональной этики.

организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля

Организовывать и планировать работы малых коллективов исполнителей.

изучение и анализ инноваций в области ведения бухгалтерского учета и составления отчетности страховой организации

Работать с общим и специализированным программным обеспечением.

изучение и работа общего и специализированного программного обеспечения.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применение полученных профессиональных знаний (для юношей)

Применение полученных профессиональных знаний при исполнении воинской обязанности (для юношей)