РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профессионального модуля «Выполнение работ по должности служащего 23369 Кассир согласно Общероссийскому классификатору прфессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016 - 94)» для специальности 38. 02. 01 Экономика и бух

Мясникова Ирина Константиновна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

профессионального модуля «Выполнение работ по должности служащего 23369 Кассир согласно Общероссийскому классификатору прфессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016 - 94)»

для специальности 38. 02. 01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pm_05_kassir_2015.doc224.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение среднего профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Нижневартовский  социально-гуманитарный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

профессионального модуля «Выполнение работ по должности служащего 23369 Кассир согласно Общероссийскому классификатору прфессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016 - 94)»

для специальности 38. 02. 01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Номер группы: 315 Э

Принято педагогическим советом

Председатель педагогического совета

_______________ Н. П. Коробова

Протокол № ____

От «____» сентября 2015 года

Утверждено советом колледжа

Председатель совета колледжа

______________ Н. П. Коробова

Протокол № ____

От «____» сентября 2015 года

г. Нижневартовск


Рабочая программа профессионального модуля разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38. 02. 01  Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и с учетом Примерной программы профессионального модуля «Выполнение работ по профессии кассир», рекомендованой Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (ФГАУ ФИРО), заключение Экспертного совета  № ______ от «____» ________ 20____г.

.

Разработчик:

Мясникова И.К., преподаватель  ___________

 

               

Рассмотрено и одобрено методической комиссией Кафедры экономических дисциплин и менеджмента

Руководитель методической комиссии Заведующий кафедрой

_____________ Жданова С. А.

«___» сентября 2015 года

Эксперт:

_______________            ___________________          _____________________

_______________            ___________________          _____________________


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

15

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 

18


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Выполнение работ по профессии кассир

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая  программа профессионального модуля (далее - рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО

38. 02. 01  Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): учет имущества и обязательств организации, проведение и оформление хозяйственных операций, обработка бухгалтерской информации, проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, формирование бухгалтерской отчетности, налоговый учет, налоговое планирование.

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы по учету кассовых операций

2. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.

3. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

4 Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации кассовой наличности.

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована 

в дополнительном профессиональном образовании (профессиональная переподготовка и курсы повышения квалификации), а также для профессиональной подготовки по очной / заочной формам по специальности СПО 38. 02. 01  Экономика и бухгалтерский учет и  профессиональной подготовке специалистов в области бухгалтерского учета при  наличии среднего (полного) образования.

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- документирования хозяйственных  операций и ведения бухгалтерского учета  имущества организации;                   

Уметь:  

- проводить учет кассовых операций,   денежных документов и переводов в пути;

- проводить учет денежных средств на расчетных и специальных счетах

- учитывать особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и    операций по валютным счетам;          

- оформлять денежные и кассовые документы;

 - заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерию.                       Знать: 

- учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;        

- учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;                    

- особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;                              

- порядок оформления денежных и кассовых документов, заполнения         кассовой книги;                        

- правила заполнения отчета кассира в бухгалтерию.

                         
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:

        

Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 103 часа.

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 72 часа,

в том числе:

практических занятий – 37 часов,

самостоятельной работы обучающегося - 31 час.

1.4. Распределение часов и форм промежуточной аттестации по семестрам

Курс

Семестр

ПМ, МДК, практика

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Обязательная учебная нагрузка

В том числе

Формы промежуточной аттестации

Теор. обучение

Лаб. и пр.занятия

Курс проект

2

3

МДК. 05.01. Расчетно-кассовое обслуживание предприятия

103

31

72

35

37

-

Другие формы контроля

2

3

ПП. 05.01 Производственная практика

36

Дифференцированный зачет

Итого

103

31

108

35

37

-

Экзамен   квалификационный


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1

Обрабатывать первичные бухгалтерские документы по учету кассовых операций

ПК 1.2

Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы

ПК 2

Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета

ПК 3

Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации кассовой наличности

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 4

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности

ОК 10

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 1

Раздел 1. Проведение операций с денежными средствами и ценными

бумагами, оформление

соответствующей

документации

68

48

25

-

20

-

ПК 2-3

Раздел 2. Ведение кассовой книги на основе приходных и расходных документов, оформление кассовой отчетности и передача денежных средств инкассаторам

35

24

12

-

11

-

ПП 05.01

Производственная практика

36

36

Всего

139

72

37

31

36


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

МДК 05.01. Расчетно-кассовое обслуживание предприятия

103

Раздел 1. Проведение операций с денежными средствами и ценными

бумагами, оформление

соответствующей

документации

68

Тема 1.1. Осуществление

операций с денежными

средствами и ценными

бумагами и оформление

кассовых документов

Содержание

2

1.

Определения понятия «Касса» и кассовых операций в организации; мониторинг постановлений, распоряжений, приказов, других руководящих и нормативных документов вышестоящих и других органов, касающихся ведения кассовых операций; материальная ответственность кассира; трудовое законодательство и правила охраны труда кассира.

4

4

5

2

2

  2.

Характеристика ценных бумаг; наличное и безналичное обращение денежных средств и ценных бумаг; использование наличной выручки; соблюдение лимита остатка кассовых средств; соблюдение предельного размера расчетов наличными между юридическими

лицами. Прием в кассу наличных денежных средств по приходным ордерам и выдача квитанции; полнота и своевременность оприходования денег, полученных по чекам; правила приема, выдачи, учета и хранения денежных средств и ценных бумаг; выдача наличных денежных средств из кассы по расходным ордерам, платежным ведомостям, заявлений на выдачу денег, счетам; депонирование неполученных денежных средств и составление соответствующего реестра; порядок выдачи денежных средств по доверенности.

3.

Порядок получения по оформленным документам денежных средств и ценных бумаг в учреждениях банка для выплаты рабочим и служащим заработной платы, премий, оплаты командировочных и других расходов, проведение данных выплат; порядок выдачи подотчетных

средств и принятия авансовых отчетов.

4.

Обеспечение сохранности денежных средств; инвентаризация денежных средств, проведение ревизии кассы; случаи обязательного проведения инвентаризации, внезапные ревизии кассы; хранение в кассе различных денежных документов и бланков документов строгой

отчетности (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты, оплаченные путевки в дома отдыха и санатории, переводы в пути и др.).

5.

Классификация кассовых документов, необходимых для деятельности организации; заполнение приходных и расходных кассовых ордеров с регистрацией в журнале; составление реестра кассовых документов за день; составление журнала-ордера и ведомости оборотов кассы, либо мемориального ордера.

Практические занятия

17

1.

Тренинг по правилам охраны труда кассира с проведением тестирования и обсуждением его результатов.

2.

Организация проведения операций с денежными средствами и ценными бумагами.

3.

Тренинг по правилам хранения в кассе денежных документов и бланков строгой отчетности с проведением тестирования и обсуждением его результатов.

4.

Ситуационное поведение кассира при проведении ревизии кассы.

5.

Оформление кассовых документов.

Тема 1.2. Проведения

кассовых операций с

наличной иностранной

валютой

Содержание

2

1.

Источники поступления валютных средств в кассу организации; порядок снятие наличной иностранной валюты с текущего счета в уполномоченном банке; использование наличной валюты из кассы организации только на выплату командировочных средств; прием валюты кассами организаций и ее выдача из касс; случаи неоприходования (неполного оприходования) в кассу иностранной валюты и следующие за этим штрафные санкции.

2

4

  2.

Аналитический учет, проводимый кассиром, по каждому виду иностранной валюты, находящейся в кассе; изменение курса валют, находящихся в кассе организации; способы определения подлинности

иностранной валюты.

Практические занятия

8

1.

Тренинг по проведению кассовых операций с наличной иностранной валютой.

2.

Аналитический учет по каждому виду валюты, находящейся в кассе, определение подлинности иностранной валюты.

Самостоятельная работа при изучении раздела 1.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

20

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1.Характеристика кассовых операций в организации.

2.Сущность наличного и безналичного обращения денежных средств.

3. Порядок соблюдения лимита остатка кассовых средств и предельного размера расчетов наличными между юридическими лицами.

4. Характеристики ценных бумаг.

5. Правила приема, выдачи, учета и хранения денежных средств и ценных бумаг.

6. Порядок получения по оформленным документам денежных средств и ценных бумаг в учреждениях банка для выплаты рабочим и служащим заработной платы, премий, оплаты командировочных и других расходов, проведение данных выплат.

7. Порядок выдачи подотчетных средств и принятия авансовых отчетов.

8. Обеспечение сохранности денежных средств

9. Инвентаризация денежных средств, ревизия кассы

10. Порядок хранения в кассе различных денежных документов и бланков документов строгой отчетности.

11. Классификация кассовых документов, необходимых для деятельности организации.

12. Процедура заполнения приходных и расходных кассовых ордеров с регистрацией в

журнале.

13. Составление реестра кассовых документов за день.

14. Составление журнала-ордера и ведомости оборотов кассы, либо мемориального ордера.

Раздел 2. Ведение кассовой книги на основе приходных и расходных документов, оформление кассовой отчетности и передача денежных средств инкассаторам

35

Тема 2.1. Порядок оформления кассовой книги, составление кассовой отчетности и передача кассовых средств инкассаторам

Содержание

12

3

1.

Нормативные документы, определяющие порядок ведения кассовой книги и хранения денег; требования к внешнему виду кассовой книги (нумерация и сшивание страниц, проставление подписей и печатей т т.д.); правила ведения записей в кассовой книге; подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге; порядок внесения изменений в кассовую книгу; ведение кассовой книги автоматизированным способом; состав отчетных документов, которые кассир сдает в бухгалтерию в конце дня; порядок оформления кассовой отчетности за день; составление ежедневного отчета кассира и передача его в бухгалтерию; заполнение книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств.

4

2.

Ведение кассовой книги по валютным операциям; проведение дополнительных записей в кассовой книге для отражения курсовой разницы; даты пересчета иностранной валюты в рубли: на дату совершения операции (день поступления, выдачи денежных средств из кассы), или на дату составления бухгалтерской отчетности; отражение выбранного варианта в учетной политики организации; оформление операций по отражению курсовой разницы мемориальными ордерами.

4

3.

Изучение взаимосвязей кассира организации с:

1) руководителем организации или должностным лицом, его замещающим по вопросам:

- получения распоряжений, указаний, приказов, относящихся непосредственно к его деятельности;

- представления всей необходимой информации о движении денежной наличности в кассе организации;

2) главным бухгалтером и его заместителями по вопросам:

- получения: должностной инструкции, указаний на выплату или перечисление денежных средств сотрудникам организации, распоряжений, на прочие выплаты из кассы, списка лиц, которым разрешена выдача подотчетных средств, нормативных и инструктивных документов по ведению кассовых и банковских операций;

- представления всей необходимой информации о движении денежной наличности в кассе организации, в срок и качественно оформленных кассовых документов, журналов-ордеров.

3) сотрудниками бухгалтерии по вопросам:

- получения: всех необходимых, надлежащим образом оформленных документов на осуществление кассовых и банковских операций, расчетных ведомостей, списков на выплату и перечисление заработной платы, приходных и расходных кассовых ордеров и других документов,

необходимых для осуществления бухгалтерского учета кассовых операций; - представления кассовых отчетов, выписок по банковским счетам, сведений о депонированных суммах и другой информации о движении денежных средств;

4) другими сотрудниками организации по вопросам: - получения договоров, служебных записок, распоряжений и других документов, подписанных распорядителями кредитов, о приеме в кассу и выдаче из кассы денежных средств; - представления квитанций к приходным и расходным кассовым ордерам; 5) коммерческими банками по вопросам:

- получения распоряжения об установленном лимите кассы и его выездной проверки путем снятия наличности в кассе организации, выписок о движении денежных средств на банковских счетах,

наличных денежных средств на нужды организации; - представления: банковских документов для получения и сдачи в банк наличных денежных средств, осуществления безналичных платежей (платежных поручений, заявлений на перевод, объявлений на взнос наличными, расчетных чеков и других денежных документов). Правила передачи денежных средств инкассаторам. Составление описи ветхих купюр, а также составление соответствующих документов для их передачи в учреждения банка с целью замены на новые.

4

Практические занятия

12

1.

Ведение кассовой книги различными способами.

2.

Ведение кассовой книги по валютным операциям

3.

Заполнение отчетных документов, которые кассир сдает

ежедневно в бухгалтерию.

4.

Выполнение ситуационных заданий по координации

взаимосвязей кассира организации.

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите

11

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1.Характеристика нормативных документов, определяющие порядок ведения кассовой книги и хранения денег.

2. Требования к внешнему виду кассовой книги (нумерация и сшивание страниц, проставление подписей и печатей т т.д.); правила ведения записей в кассовой книге.

3. Ведение кассовой книги автоматизированным способом.

4. Порядок оформления кассовой отчетности за день.

5. Заполнение книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств.

6. Характеристика взаимосвязи кассира с руководителем организации и главным бухгалтером организации.

7. Характеристика взаимосвязи кассира с другими сотрудниками организации и коммерческим банком.

Производственная практика итоговая по модулю

Виды работ

  1. Отражать различия наличного и безналичного обращения денежных средств в организации.
  2. Соблюдение лимита остатка кассовых средств и предельного размера расчетов наличными между юридическими лицами.
  3. Определение перечня ценных бумаг организации.
  4. Прием, выдача, учет и хранение денежных средств и ценных бумаг.
  5. Получением по оформленным документам денежных средств и ценных бумаг в учреждениях банка для выплаты рабочим и служащим заработной платы, премий, оплаты командировочных и других расходов, связанных с проведением с данных выплат.
  6. Обеспечение сохранности денежных средств.
  7. Участие в проведении инвентаризации денежных средств, ревизии кассы.
  8. Хранение в кассе различных денежных документов и бланков документов строгой
  9. отчетности.
  10. Работа с кассовыми документами, необходимыми для деятельности организации.
  11. Заполнение приходных и расходных кассовых ордеров с регистрацией в журнале.
  12. Составление реестра кассовых документов за день.
  13. Составление журнала-ордера и ведомости оборотов кассы, либо мемориального ордера.
  14. Применение правил ведения кассой книги при обработке информации.
  15. Ведение кассовой книги автоматизированным способом.
  16. Оформление кассовой отчетности за день.
  17. Заполнение книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств.
  18. Тренинг по установлению взаимосвязи кассира с руководителем организации, главным бухгалтером, другими сотрудниками организации и коммерческим банком.
  19. Определение подлинности иностранной валюты.

36

Всего

139


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

− рабочее место преподавателя;

− посадочные места по количеству обучающихся;

− комплект учебных наглядных пособий;

− нормативно-правовые документы.

Технические средства обучения:

− классная или интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. - М.: ИНФРА-М: ФОРУМ, 2010.-304 с

2. Бабаев Ю.А. - Бухгалтерский учет: Учебник / Ю.А.Бабаев; Под ред. Ю. А. Бабаева. - М.: Проспект, 2010. - 392 с.

3. Кондраков Н.П. - Бухгалтерский учет : учебник для вузов / Н. П. Кондраков . - М. : ИНФРА-М, 2011. - 592 с.

4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению / Под ред. А.С. Бакаева.-М.: Информационное агентство ИПБ-БИНфА,2012.-176 с.

Дополнительные источники:

Интернет-ресурсы:

1. www.banki.ru/products/rko

2. www.binbank.ru/private-clients/cash-service

3. www.szrc.vtb.ru/rastchetno-kassovoe-obsluzhivanie.html

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Учебные занятия проводятся в форме лекций, практических занятий. Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Выполнение работ по профессии кассир» является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля.

Практика должна проводится в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

При прохождении практики студентам проводятся индивидуальные и групповые консультации.

Проводимые учебные занятии максимально активизируют познавательную деятельность студентов. Для этого проводятся  лекции , семинары, практические занятия по решению задач. В учебном процессе используются компьютерные  презентации учебного материала, проводится контроль знаний студентов в виде контрольных и самостоятельных работ, а также с использованием электронных вариантов тестов.

4.4. Используемые образовательные технологии

Методы,  используемые в   технологии, удовлетворяют современным образовательным целям и направлены на формирование общих компетенций, в т.ч:

-    метод  создания условий для свободы выбора в учебном процессе, в частности, в случае отработки пропусков, студент может на выбор, написать реферат от руки,  выполнить домашнюю контрольную,  лабораторно-практическую работу, защитить проект или создать презентацию по пропущенной теме. В  качестве творческого задания может составить на выбор  терминологический тест, кроссворд и т.п.

-  метод - опережающая самостоятельная работа,  предполагает выполнение  упражнений, докладов, рефератов, работу с раздаточным материалом, что отражено в системе    разного рода творческих заданий, включая домашние   самостоятельные работы.

- метод обучения профессиональным умениям  и навыкам путем «погружения» в профессиональную деятельность, реализуется в частности через постановку проблемных вопросов, в контрольных материалах в соответствии с «точками контроля», которые являются  показателем способности студента к переносу знаний в измененную ситуацию, стало быть, являются доказательством  наличия или отсутствия  продуктивного мышления.  В рамках названного метода применяются разновидности проблемного: ситуативный, микропреподавание, дидактические игры, сущность которых заключается в вызывании интереса при рассмотрении какой-либо ситуации, заставляет анализировать, выделяя в проблеме  известные и неизвестные факты, выдвигать предположения по решению проблемы и проверке правильности этих предположений.    

4.5 Кадровое обеспечение образовательного процесса

Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное педагогическое образование, ученую степень, наличие квалификационной категории, опыт профессиональной деятельности по специальности, соответствующее профилю преподаваемого модуля.

Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.    

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1.1 Обрабатывать первичные бухгалтерские документы по учету кассовых операций

-оформлять первичные бухгалтерские документы по учету кассовых операций;

- заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерию;                

Устный контроль (опрос студента, анализ конспекта, объяснение, чтение текста документа, схемы, сообщения об опыте).

Письменный контроль (самостоятельная работа, тесты).

ПК 1.2 Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы

- проводить учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;

- проводить учет денежных средств на расчетных и специальных счетах

- учитывать особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и    операций по валютным счетам;          

Устный контроль (опрос студента, анализ конспекта)

Письменный контроль (проверочная работа, реферат)

ПК 2. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета

- понимать и анализировать план счетов                                                бухгалтерского учета финансово-                                                           хозяйственной деятельности организаций;                                                

- обосновывать необходимость разработки                                                  

рабочего плана счетов на основе                                                          типового плана счетов бухгалтерского                                                        

учета финансово-хозяйственной                                    деятельности;  

 - формировать бухгалтерские проводки по учету кассовой наличности           

Устный контроль (опрос студента, анализ конспекта)

Письменный контроль (контрольная работа, самостоятельная работа)

ПК 3. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации кассовой наличности

- определять цели и периодичность    проведения инвентаризации кассовой наличности;                                                                  

- руководствоваться нормативными                                                      документами, регулирующими порядок                                                          

проведения инвентаризации;                                                        - пользоваться специальной                                                              терминологией при проведении          

инвентаризации;              

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

       Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

- участвует в профессионально-значимых мероприятиях;

- планирует трудоустройство по профессию демонстрация интереса к будущей профессии

- определяет значимость освоения программы.

- психологическое анкетирование,

- наблюдение, собеседование

- наблюдение за процессами оценки и самооценки,

видение путей самосовершенствования,

- портфолио,

- журналы обучающихся;

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

- эффективно организует собственную деятельность;

- разрабатывает календарно-тематический план в соответствии с целью и задачами деятельности

 - выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач;

- оценка эффективности и качества выполнения технологий обучения;

- анализирует эффективность способа и результат решения профессиональной задачи

наблюдение за организацией деятельности;

- экспертиза календарно-тематического плана

презентация отчета;

- наблюдение за организацией деятельности;

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

- фиксирует нестандартную профессиональную ситуацию;

- демонстрирует готовность к решению нестандартных ситуаций;

- определяет возможные способы решения нестандартной ситуации;

  • выбирает наиболее оптимальный способ решения, аргументирует выбор способа решение стандартных и нестандартных профессиональных задач;

- наблюдение за организацией деятельности;

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

- использует разнообразные источники информации;

- подбирает необходимое количество источников информации в соответствии с профессиональной задачей выбирает наиболее оптимальный способ решения, аргументирует выбор способа

систематизирует, обобщает имеющуюся информацию;

- сопоставляет точки зрения различных авторов;

- делает выводы;

  • определяет свою позицию по проблеме, аргументирует ее

- экспертные и рейтинговые листы  

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

- использует мультимедийные средства в профессиональной деятельности;

- использует в профессиональной деятельности программное обеспечение .

- наблюдение занятий;

- анализ конспектов занятий;

- экзамен по учебной дисциплине,

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

- устанавливает контакт с членами группы;

- организует совместную деятельность, является ее активным участником,

- определяет свою позицию в зависимости от группы и ситуации;

 -принимает личность каждого члена группы, учитывает позицию каждого участника

- устанавливает психологический контакт с субъектами взаимодействия;

- выбирает эффективную стратегию взаимодействия в зависимости от ситуации;

- использует разнообразные средства общения (визуальные, аудиальные и т.д.)

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

- определяет цель деятельности в соответствии с требованиями к построению цели;

- соотносит цель с планируемым результатом;

  • формулирует цель деятельности конкретную, точную, достижимую

- подбирает диагностический инструментарий в соответствии с особенностями детей;

- осуществляет мониторинг развития личности ребенка;

- определяет содержание деятельности в соответствии с результатами мониторинга

- экспертиза конспектов занятий;

 -защита проекта

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

- владеет способами личностной рефлексии;

- определяет возможности развития на основании самоанализа сформированности ПЗЛК, профессиональных компетенций.

- участвует в повышении квалификации;

- участвует в профессионально-значимых мероприятиях (конференции, форумы и т.д.);

- определяет направления самообразовательной деятельности на основании реализации программы саморазвития

- определяет приоритетные направления саморазвития;

- составляет план повышения квалификации

- мониторинг участия в повышении квалиф., в профессионально-значимых мероприятиях (конференции, форумы и т.д.)

- экспертиза аналитического отчета

- диагностика

- экспертиза программы саморазвития

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности

- демонстрирует готовность к профессиональной деятельности в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий;

- проявляет осведомленность в инновациях в системе образования;

  •  обосновывает выбор технологий в соответствии с новыми целями и содержанием образования

- наблюдение за профессиональной деятельностью

- экспертиза аналитического отчета

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

- анализирует условия безопасности реализации образовательного процесса;

- составляет и реализует план работы по профилактике травматизма

- использует в профессиональной деятельности здоровье сберегающие технологии;

- составляет и реализует план по сохранению и укреплению здоровья детей

- владеет способами оказания первой медицинской помощи

- экспертиза плана;

- наблюдение за деятельностью;

 - ролевые игры

Аннотация рабочей программы

профессионального модуля «Выполнение работ по профессии кассир»

для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Рабочая программа профессионального модуля разработана в соответствии с требованиями  ФГОС СПО по данной специальности и с учетом примерной программы профессионального модуля, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (ФГАУ ФИРО), заключение Экспертного совета  № ___ от «____» ________ 201_г.

Включает в себя: паспорт рабочей программы (область применения рабочей программы, цели и задачи профессионального модуля (ПМ) – требования к результатам освоения ПМ); структуру и примерное содержание ПМ (тематический план, содержание обучения по ПМ); условия реализации ПМ (требования к минимальному материально-техническому обеспечению, информационное обеспечение обучения, перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, основной и дополнительной литературы, общие требования к организации образовательного процесса, кадровое обеспечение образовательного процесса, требования к квалификации педагогических кадров); контроль и оценку результатов освоения профессионального модуля.

        Максимальная учебная нагрузка (всего часов) - 108, в том числе обязательная аудиторная учебная нагрузка - 72 часа, самостоятельная работа – 36 часов.

        Вид промежуточной аттестации - квалифицированный экзамен.

Наименование разделов профессионального модуля:

Раздел  1. Проведение операций с денежными средствами и ценными бумагами, оформление соответствующей документации.

Раздел  2. Ведение кассовой книги на основе приходных и расходных документов, оформление кассовой отчетности и передача денежных средств инкассаторам