Рабочая программа "Статистика" специальность "Экономика и бухгалтерский учет"

Федоровых Светлана Николаевна
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), укрупненной группы специальностей 080000 Экономика и управление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ)

«КЫШТЫМСКИЙ РАДИОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Статистика

2014

Одобрена

Дисциплинарно-цикловой комиссией

«Экономики, технологии продукции и организации общественного питания»

Протокол №____

От «____»_________2014г.

Председатель  ДЦК

__________Т.А.Тишкова

Рабочая программа разработана на основе ФГОС по специальности

080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Зам. директора по учебной работе

__________И. Н. Кузьмук

«_____»__________2014 г.

Организация-разработчик: государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Кыштымский радиомеханический техникум»

Разработчик:  Федоровых С.Н., зав. отделением

Эксперты:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Статистика»

  1.  Область применения примерной программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), укрупненной группы специальностей 080000 Экономика и управление.

Программа учебной дисциплины может быть использована в программах дополнительного профессионального образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к общепрофессиональным дисциплинам и входит в профессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- собирать и регистрировать статистическую информацию;

- проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;

- выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;

- осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в том числе с использованием средств вычислительной техники.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- предмет, метод и задачи статистики;

- общие основы статистической науки;

- принципы организации государственной статистики;

- современные тенденции развития статистического учета;

- основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;

- основные формы и виды действующей статистической отчетности;

- технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  48  часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  32  часа;

самостоятельной работы обучающегося  16  часов.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

111

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

74

в том числе:

лабораторные работы

практические занятия

36

контрольные работы

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

37

в том числе:

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

внеаудиторная самостоятельная работа

37

Итоговая аттестация в форме зачета


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Статистика

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем

часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Основные функции статистики и ее роль

в условиях рыночной экономики

8

Тема 1.1.

Предмет, метод и задачи статистики. Задачи

и принципы организации государственной статистики

Содержание учебного материала

4

1

Предмет, метод и задачи статистики

Предмет  и  метод  статистики. Статистический  показатель. Статистическая совокупность. Закон больших чисел. Задачи и функции статистики в условиях перехода к рыночной экономике

2

2

Задачи и принципы организации государственной статистики

Система государственной статистики в РФ. Задачи и принципы организации государственного статистического учета. Иерархическая структура органов государственной статистики. Современные технологии организации статистического учета

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

2

1. Изучение и подбор дополнительного материала по статистическим показателям

2. Изучение дополнительного материала по организации государственного статистического учета

2

1

2

3

4

Раздел 2.

Основные понятия статистического исследования и его организация

103

Тема 2.1.

Статистическое наблюдение

Содержание учебного материала

2

1

Статистическое наблюдение

Понятие о статистическом наблюдении, цель, объект, место, программа статистического наблюдения. Организационные вопросы плана статистического наблюдения. Формы статистического наблюдения. Статистическая отчетность и ее виды. Специально организованное статистическое наблюдение. Перепись населения. Виды статистического наблюдения по времени регистрации фактов: непрерывное  (текущее), периодическое и единовременное. Виды статистического наблюдения: по охвату единиц  совокупности: сплошное, выборочное, основного массива, монографическое. Непосредственное наблюдение. Документальный способ. Опрос и его виды: экспедиционный, саморегистрация,  корреспондентский, анкетный. Точность статистического наблюдения. Ошибки регистрации. Арифметический и логический контроль качества информации

2

Лабораторные работы

Практические занятия

2

1.  Ознакомление с формами отчетности предприятий и организаций

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

4

1. Изучение дополнительного материала по проведению статистического наблюдения

1

2

3

4

Тема 2.2.

Сводка, группировка

и наглядное представление статистических данных

Содержание учебного материала

6

1

Сводка и группировка статистических данных

Понятие о статистической сводке. Статистическая сводка - второй этап статистического исследования. Задачи сводки. Простая и групповая сводка. Организация и техника сводки статистических данных. Централизованная и децентрализованная сводка. Основные этапы сводки. Группировка - основа научной обработки данных статистики. Применение статистических группировок для изучения общественных явлений, связей между ними и структуры совокупности. Понятия о группировочном признаке. Значение правильного выбора группировочных признаков. Особенности группировок по признакам, имеющим и не имеющим количественного выражения. Понятие об интервале, выбор интервалов

2

2

Способы наглядного представления статистических данных

Статистические таблицы. Подлежащее и сказуемое статистической таблицы. Простые, групповые и комбинированные статистические таблицы. Правила построения таблиц. Статистические графики. Элементы статистического графика: графический образ, после графика, пространственные ориентиры, масштабные ориентиры, экспликация графика. Виды графиков по форме графического образа и способ построения

2

Лабораторные работы

Практические занятия

4

1. Проведение сводки статистических данных. Группировка и перегруппировка данных

2. Построение статистических таблиц. Построение столбиковых, линейных, квадратных, круговых диаграмм

2

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

2

1. Изучение дополнительного материала по выбору признака группировки, определению величины интервала, числа групп

2. Разработка макета статистической таблицы, построение графиков

4

1

2

3

4

Тема 2.3.

Величины и показатели

в статистике

Содержание учебного материала

8

1

Абсолютные и относительные величины в статистике

Индивидуальные и сводные абсолютные показатели. Натуральные, стоимостные и трудовые единицы измерения абсолютных показателей. Коэффициенты, проценты в статистике. Относительные показатели динамики, плана, выполнения плана, структуры, координации, интенсивности и сравнения

2

2

Средние величины и показатели вариации

Средняя величина как обобщающая характеристика индивидуальных величин одного и того же вида. Значение средних величин для выявления типичных черт, особенностей изучаемых явлений, закономерностей развития общественных явлений. Виды средних величин. Средняя арифметическая простая. Понятие о вариантах и частотах (весах). Средняя арифметическая взвешенная. Исчисление средней величины из интервального ряда. Средняя гармоническая, условия и порядок ее исчисления. Понятие о моде и медиане, порядок их определения. Показатели вариации, их значение в статистике. Характеристика показателей. Среднее линейное отклонение. Средний квадрат отклонений (дисперсия). Свойства дисперсии. Коэффициент вариации и его значение в статистике

2

Лабораторные работы

Практические занятия

4

1. Исчисление и анализ различных видов абсолютных и относительных величин

2. Исчисление средней арифметической: простой и взвешенной; средней гармонической; средней величины из интервального ряда

4

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

5

1. Изучение дополнительного материала по исчислению показателей вариации, расчету среднего квадратичного отклонения

1

2

3

4

Тема 2.4.

Статистическое изучение связей между явлениями

Содержание учебного материала

6

1

Статистическое изучение связей между явлениями

Типы связей между явлениями, их характеристика (функциональная и статистическая). Корреляционная связь как важнейший частный случай статистической связи. Пути возникновения корреляционной связи. Статистические методы выявления наличия корреляционной связи между признаками: сопоставление рядов, групповые таблицы. Корреляционная таблица. Графический метод. Поля корреляции. Эмпирическая линия связи. Измерение степени тесноты корреляционной связи между двумя признаками. Линейный коэффициент корреляции. Коэффициенты корреляции рангов. Уравнения регрессии, их виды, методы построения. Корреляционно-регрессионные модели (КРМ) и их применение в анализе и прогнозе

2

Лабораторные работы

Практические занятия

6

1. Решение уравнений регрессий. Измерение степени тесноты корреляционных связей между двумя  признаками

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

6

1. Изучение дополнительного материала по расчету коэффициентов корреляции

Тема 2.5.

Ряды динамики и ряды распределения

Содержание учебного материала

4

1

Ряды динамики и ряды распределения

Ряды динамики. Виды рядов динамики: моментные и интервальные; абсолютных, относительных и средних величин; с равноотстоящими уровнями и не равноотстоящими уровнями во времени. Показатели изменения уровня рядов динамики: базисные, цепные и средние абсолютные приросты, коэффициенты и темпы роста (прироста). Ряд распределения. Атрибутивные и вариационные ряды распределения. Элементы вариационного ряда

2

Лабораторные работы

Практические занятия

6

1. Исчисление основных показателей рядов динамики. Построение рядов распределения и проведение анализа

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

4

1. Изучение дополнительного материала по расчету показателей изменения уровня рядов динамики

1

2

3

4

Тема 2.6.

Индексы в статистике

Содержание учебного материала

4

1

Индексы в статистике

Индексы. Классификация индексов в статистике. Индивидуальные и общие индексы. Агрегатный индекс. Средние индексы. Индексы структурных сдвигов. Факторный анализ

2

Лабораторные работы

Практические занятия

4

1. Определение индивидуальных, общие и средних индексов

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

4

1. Изучение дополнительного материала по исчислению и проведению анализа индексов в статистике

Тема 2.7.

Выборочное наблюдение

Содержание учебного материала

4

1

Выборочное наблюдение

Выборочное наблюдение как самостоятельный вид несплошного наблюдения. Принципы выборочного наблюдения. Характеристика генеральной и выборочной совокупности. Ошибки выборки, ошибки регистрации, ошибки репрезентативности, систематические ошибки, случайные ошибки. Простая и сложная выборки. Формы выборочного наблюдения: типичное, серийное, механическое, комбинированное. Практика и организация выборочного наблюдения

2

Лабораторные работы

Практические занятия

4

1. Определение ошибки выборки, ошибки регистрации, ошибки репрезентативности

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

4

Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)

Всего:

111

 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1.  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета экономики организации; мастерских           –          ; лабораторий           –          .

Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место преподавателя;

- рабочие места, оборудованные персональными компьютерами по числу обучающихся;

- программное обеспечение (MS Office, КонсультантПлюс, учебное пособие в электронной оболочке Moodle, слайд-фильмы, локальная компьютерная сеть, Интернет);

- учебно-методическое обеспечение (учебное пособие, методические указания для студентов, раздаточные материалы);

- классная доска.

Технические средства обучения:

- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;

- средства мультимедиа (проектор, экран).

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:           –          .

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:           –          .

  1.  Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Ефимова М.Р., Петрова Е.В.,     Румянцев В.Н. Общая теория статистики. Учебник - М.: ИНФРА-М, 2006
  2. Общая теория статистики. /Под ред.  А.А.Спирина, О.Э.Башиной - М.: Финансы и статистика, 1-91М., 2005
  3. Шмойлова  Р.А.,   Садовникова  Н.А.   "Теория статистики".  - М.: Финансы и статистика, 2007.

Дополнительные источники:

  1. Практикум по теории статистики под ред. профессора Р. А. Шмойловой.-М.: Финансы и статистика, 2006.
  2. Сборник задач по общей теории статистики. /Овсиенко В.Е. и др. - М: Финансы и статистика, 2006.

Интернет-ресурсы:

  1. Информационно-аналитический раздел на официальном сайте Министерства финансов РФ: http://info.minfin.ru/.
  2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики – Росстат: http://www.gks.ru.
  3. Статистический Портал компании StatSoft: http://www.statsoft.ru/home/portal/default.asp.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь:

- собирать и регистрировать статистическую информацию;

- проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;

- выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;

- осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в том числе с использованием средств вычислительной техники;

Текущей контроль:

- устный опрос

Промежуточный контроль:

- тестирование

- оценка практических заданий

- проверка индивидуальных заданий

знать:

- предмет, метод и задачи статистики;

- общие основы статистической науки;

- принципы организации государственной статистики;

- современные тенденции развития статистического учета;

- основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;

- основные формы и виды действующей статистической отчетности;

- технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления

Итоговый контроль:

- дифференцированный зачет