Рабочая программа по экономике для 6 класса ФГОС

Ахмадеева Елена Васильевна

Рабочая программа по экономике составлена в соответствии с ФГОС и положении о рабочей программе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Перевозского муниципального района Нижегородской области

«Средняя школа №1 г. Перевоза»

Согласовано

на методическом совете

протокол от «22» августа 2016 г.

№  5

Утверждено приказом

 от «29»   августа 2016 г.

№ 272-ОД

Рабочая программа

по экономике

6 класс

2016-2017 учебный год

Составлена Ахмадеевой Е. В.,

учителем экономики и обществознания

высшей квалификационной категории

г. Перевоз

2016 г.

Настоящая рабочая программа составлена на основе программы «Экономика: учебная программа основного общего образования для 5-9-х классов образовательных организаций / авт.-сост.: Г. И. Гребенева, О. В. Плетенева, И. А. Симонов, Л. В. Политова. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2015. – 48с.». В соответствии с ООП ООО МАОУ «СШ № 1 г. Перевоза», учебным планом МАОУ «СШ № 1 г. Перевоза», требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Положения о рабочей программе при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования МАОУ «СШ № 1 г. Перевоза».

Изучение экономики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия экономической информации и определения собственной позиции; экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной и экономической адаптации; воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области экономических отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; самостоятельной познавательной деятельности; семейно-бытовых отношений.

Личностные планируемые результаты устанавливают и описывают учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формулирование ценностных суждений и аргументации (пояснения или комментария) своей позиции оценки по экономическим проблемам на основе имеющихся представлений о социальных и личностных ценностях, гражданского самосознания и социально-профессиональной ориентации.

Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

  • мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты устанавливают и описывают учебно-познавательные и учебно-практические задачи, направленные:

  • на решение проблемных ситуаций, требующих принятия решения в ситуации неопределенности;
  • на организацию сотрудничества, требующего совместной работы в парах или группах с распределением ролей, функций и разделением ответственности за конечный результат;
  • на организацию выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы;
  • на самостоятельную оценку или анализ собственной учебной деятельности с позиции соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действия, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по экономике являются:

  • обладать способностью анализировать альтернативные варианты при принятии любых интеллектуальных или поведенческих решений.
  • осуществлять действия, направленные на недопущение порчи домашнего, школьного и любого другого имущества, принимать посильное участие в ремонте помещений, инвентаря, проявлять заботу о сохранении и продлении жизни вещей, об экономии ресурсов и времени.
  • с учетом имеющегося опыта родителей и других близких людей задумываться о необходимости выбора своего места в жизни, любимой профессии.
  • анализировать источники доходов семьи и видеть возможность их увеличения.
  • принимать посильное участие в планировании семейного бюджета, учить рационально вести домашнее хозяйство и жить по средствам, стараться выполнять все обязанности перед самим собой и семьей.
  • осознавать необходимость уплаты налогов для решения социальных и экономических проблем, касающихся каждого человека.
  • анализировать как изменение минимальной заработной платы, процентных ставок и величины налогов влияет на поведение потребителей, производителей, инвесторов и вкладчиков.
  • при выборе вида деятельности уметь просчитывать все имеющиеся альтернативы.

В учебно-методический комплект входит рабочая тетрадь для учащегося:

Экономика: рабочая тетрадь. 6 класс. Н.Новгород, НИРО, 2016.  

Рекомендуемые учебно-методические материалы для учителя

  1. Автономов В. С. Введение в экономику/В. С. Автономов. – М.: Вита-Пресс, 2011.
  2. Генике Е. А. Активные методы обучения: новый подход /Е. А. Генике. – М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2014.
  3. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: учебное пособие /И. А. Колесникова, М. П. Горчакова – Сибирская; под. ред. И. А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  4. Липсиц И. В. Введение в экономику и бизнес /И. В. Липсиц. – М.: Вита-Пресс, 2011.
  5. Липсиц И. В. Преподавание курса «Введение в экономику и бизнес» /И. В. Липсиц. – М.: Вита-Пресс, 2011.
  6. Михеева С. А. Школьное экономическое образование. Методика обучения и воспитания.
    С. А. Михеева. – М.: Вита-Пресс, 2012.
  7. Михеева С. А. Школьное экономическое образование. Методика обучения и воспитания: практикум для студентов педагогических высших учебных заведений. / С. А. Михеева. – М.: Вита-Пресс, 2013.
  8. Оценка надпредметных понятий, ключевых конпетентностей и социального опыта учащихся / под ред. И. А. Ушаковой. – Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2008.
  9. Полат Е. С. Новые педагогические технологии: курс дистанционного обучения для учителей /Е. С. Полат// http // scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/index.html.
  10.  Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников / К. Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
  11. Проектирование образовательного процесса в проектно-дифференцированном обучении: Рабочая программа и учебное занятие: методическое пособие/ О. В. Плетенева, В. Я. Бармина, В. В. Целикова, М. В. Шуклина. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014.
  12. Формирование проектной компетентности школьников в условиях реализации требований ФГОС оновного общего образования: методическое пособие /авт.-сост.: О. В. Плетенева, О. В. Тулупова, В. В. Целикова, В. Я. Бармина. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013.
  13. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система знаний: пособие для учителя
    А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская (и др.); под ред. А. Г. Асмолова. – 4-е издание. – М.: просвещение, 2014.

Для организации образовательного процесса рекомендуются следующие технические средства обучения: компьютерная техника с выходом в Интернет и интерактивное оборудование.

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
  2. http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание
  3. http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет
  4. http://www.1september.ru/ru/ - Газета "Первое Сентября" и ее приложения. Информация для педагогов. Детское образование и воспитание.  
  5. http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей        
  6. http://www.uchportal.ru/ - учительский портал – по предметам – уроки, презентации, внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программ
  7. Центр экономического и бизнесобразования: в помощь учителю http://www.cebe.sib.r


Календарно-тематическое планирование курса экономика 6 класс (34 часа)

№ урока

№ урока в теме

Тема урока

Тип урока

Технологии

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Планируемые результаты

Домашнее задание

Предметные

Метапредметные

Личностные

Модуль 1. Введение в экономику(4 часа)

1

1.1

Выбор. Альтернативная стоимость

Урок «открытие нового знания»

Здоровье сберегающие, проблемного обучения, развивающего обучения

Фронтальная беседа с классом о проблеме выбора, знакомство со структурой рабочей тетради.

Определять и различать понятие выбор и альтернативная стоимость

Выделять, анализировать, выражать  собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения

Формирование «стартовой» ситуации к изучению нового предмета

Задания в рабочей тетради

2

1.2

Сетка принятия решений

Урок «открытие нового знания»

Здоровье сберегающие, проблемного обучения, развивающего обучения

Фронтальная беседа с классом о том, что такое проблема выбора, как сделать правильный выбор и принять нужное решение

Различать критерии и варианты выбора

Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив

Формирование навыков, способствующих применять экономические знания в современном мире

Задания в рабочей тетради;

3

1.3

Типы экономических систем

Урок «открытие нового знания»

Здоровье сберегающие, проблемного обучения, развивающего обучения

Фронтальная беседа с классом о том, что такое экономическая система и какие виды систем различают. Тестированный опрос

Определять проблему различия экономических систем по различным признакам

Умение выполнять познавательные и практические задания поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; перевод информации из одной знаковой системы в другую.

Формирование навыков, способствующих применять экономические знания в современном мире. Объяснять ограниченность ресурсов

Задания в рабочей тетради.

Рисунок одного из типов экономических систем

4

1.4

Смешанная экономическая система

Урок рефлексии

Здоровье сберегающие, проблемного обучения, развивающего обучения

Фронтальная беседа с классом о том, что такое смешанная экономическая система и какая экономическая система характерна для России

Определять проблему экономической системы нашего государства

Умение выполнять познавательные и практические задания; использование элементов причинно-следственного анализа; исследование несложных реальных связей и зависимостей

Формирование заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны

Задания в рабочей тетради

Модуль 2. Экономические ресурсы и факторы производства (3 часа)

5

2.1

Экономические ресурсы и факторы производства

Урок «открытие нового знания»

Развивающее, проблемное,   коммуникативное обучение

Фронтальная беседа с классом о том, что такое экономические ресурсы и факторы производства

Понимать понятия экономических ресурсов и факторов производства, различать эти понятия

Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения

Формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками

Задания в рабочей тетради;

6

2.2

Доходы на факторы производства

Урок общеметодологической направленности

Развивающее, проблемное,   коммуникативное, игровое обучение

Фронтальная беседа с классом о понятиях рента, зарплата, прибыль и проценты

Понимать понятия рента, проценты, зарплата и прибыль как доходы на ФП

Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с исследованием несложных реальных связей и зависимостей

Формирование уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде

Задания в рабочей тетради

7

2.3

Эффективное использование ресурсов, потребляемых семьей

Урок «открытие нового знания»

Развивающее, проблемное,   коммуникативное обучение

Фронтальная беседа с классом о том, какие бывают ресурсы семьи и как они их используют

Ориентироваться в семейных ресурсах и научиться их эффективно использовать

Выделять, анализировать, выражать  собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения

Формирование ответственного отношения к осознанному выбору профессии и профессиональному предпочтению

Задания в рабочей тетради

Модуль 3. Производство товаров и услуг(4 часа)

8

3.1

Процесс производства

Урок «открытие нового знания»

Здоровье сберегающие, проблемного обучения, развивающего обучения

Фронтальная беседа с классом о том, что такое товары и услуги, как производят товары и услуги

Различать этапы производства

Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения

Формирование основ экономической культуры соответствующей современному уровню экономического мышления

Задания в рабочей тетради;

9

3.2

Процесс производства

Урок общеметодологической направленности

Здоровье сберегающие, проблемного обучения, развивающего обучения

Определение роли товаров и услуг на примере игровой деятельности. Тестированный опрос

Определять роль товаров и услуг и приводить конкретные примеры

Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив

Развитие опыта экономически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях

Задания в рабочей тетради

10

3.3

Себестоимость и цена товара и услуги

Урок общеметодологической направленности

Развивающее, проблемное,   коммуникативное, игровое обучение

Фронтальная беседа с классом о том, что такое себестоимость и цена товара или услуги

Рассчитывать себестоимость и определять цену товара, исходя из затрат на его производство

Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с исследованием несложных реальных связей и зависимостей

Развитие опыта экономически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях

Задания в рабочей тетради

11

3.4

Выручка и прибыль

Урок «открытие нового знания»

Развивающее, проблемное,   коммуникативное, игровое обучение

Фронтальная беседа с классом о том, что такое выручка и прибыль.

Самостоятельная работа

Расчет выручки и прибыли, исходя из заданных затрат и цены товара

Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с исследованием несложных реальных связей и зависимостей

Развитие опыта экономически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях

Задания в рабочей тетради

Модуль 4. Деньги (5 часов)

12

4.1

История денег

Урок «открытие нового знания»

Здоровье сберегающие, проблемного обучения, развивающего обучения

Определение роли денег в развитии товарных отношений и обмена

Объяснять преимущества торговли при помощи денег

Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего многообразие современного мира

Задания в рабочей тетради.

Пословицы о деньгах

13

4.2

Свойства денег. Виды денег

Урок общеметодологической направленности

Здоровье сберегающие, проблемного обучения, развивающего обучения

Фронтальная беседа с классом о свойствах и видах денег

Объяснять различия наличных и безналичных денег

Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению

Задания в рабочей тетради

14

4.3

Функции денег

Урок «открытие нового знания»

Развивающее, проблемное,   коммуникативное, игровое обучение

Фронтальная беседа с классом о  том, какие функции выполняют деньги

Объяснять каждую из функций денег

Выделять, анализировать, выражать  собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения

Развитие опыта экономически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях

Задания в рабочей тетради

15

4.4

Количество денег, необходимое для экономики страны

Урок общеметодологической направленности

Развивающее, проблемное,   коммуникативное, игровое обучение

Определение количества денег, необходимых для экономики страны.

Тестированный опрос

Объяснять понятия массы денег, скорости денежного обращения и связи их с ценами на товары

Выделять, анализировать, выражать  собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения

Развитие опыта экономически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях

Задания в рабочей тетради

16

4.5

Урок повторения

Урок развивающего контроля

Развивающее, проблемное,   коммуникативное, игровое обучение

Определение роли денег в экономике страны

Знание истории денег Российского государства

Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с исследованием несложных реальных связей и зависимостей

Развитие опыта экономически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях

Модуль 5. Торговля (4 часа)

17

5.1

Торговля. Оптовая и розничная торговля

Урок общеметодологической направленности

Развивающее, проблемное,   коммуникативное, игровое обучение

Фронтальная беседа с классом о том, что такое торговля, в чем различие оптовой и розничной торговли

Определять роль торговли в развитии экономики страны

Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции

Задания в рабочей тетради

18

5.2

Организационные формы торговли

Урок общеметодологической направленности

Развивающее, проблемное,   коммуникативное, игровое обучение

Фронтальная беседа с классом об организационных формах торговли

Определять понятия биржа, аукцион, ярмарка, магазин. Различать безмагазинные формы торговли

Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции

Задания в рабочей тетради

19 - 20

5.3- 5.4

Реклама

Урок общеметодологической направленности

Здоровье сберегающие, проблемного обучения, развивающего обучения

Определение понятие рекламы, виды рекламы, рекламные стратегии, отличие социальной, политической и коммерческой рекламы

Приводить примеры достоинств и недостатков рекламы. Уметь составлять свою рекламу

Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с исследованием несложных реальных связей и зависимостей

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего многообразие современного мира

Задания в рабочей тетради.

Рисунок рекламы товара или услуги

Модуль 6. Роль государства в экономике (6 часов)

21

6.1

Случаи несостоятельности рынка

Урок «открытие нового знания»

Развивающее, проблемное,   коммуникативное, игровое обучение

Фронтальная беседа с классом о случаях несостоятельности рынка

Объяснять необходимость вмешательства государства в решение проблем несостоятельности рынка.

Выделять, анализировать, выражать  собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения

Осознание значения семьи в жизни человека и общества

Задания в рабочей тетради

22

6.2

Цели и функции государства в экономике

Уроки рефлексии

Развивающее, проблемное,   коммуникативное, игровое обучение

Фронтальная беседа с классов о целях и функциях государства

Объяснять необходимость достижения экономических целей государства

Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения

Принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

Задания в рабочей тетради;

23

6.3

Государственный бюджет

Уроки рефлексии

Развивающее, проблемное,   коммуникативное, игровое обучение

Фронтальная беседа с классом о понятии государственного бюджета

Объяснять роль государственного бюджета в экономике страны

Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с исследованием несложных реальных связей и зависимостей

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах

Задания в рабочей тетради

24

6.4

Налоги как источник доходов государства

Урок «открытие нового знания»

Развивающее, проблемное,   коммуникативное, игровое обучение

Фронтальная беседа с учащимися о налогах и их роли в развитии государства

Объяснять роль налогов как основного источника доходов государства

Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с исследованием несложных реальных связей и зависимостей

Развитие опыта экономически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях

Задания в рабочей тетради;

Составить личный бюджет на неделю

25-26

6.5-6.6

Основные налоги в Российской Федерации

Урок «открытие нового знания»

Развивающее, проблемное,   коммуникативное, игровое обучение

Определение видов налогов с физических и юридических лиц

Объяснять понятии НДФЛ, НДС, акцизы, налог на прибыль и другие виды налогов

Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с исследованием несложных реальных связей и зависимостей

Развитие опыта экономически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях

Задания в рабочей тетради

Модуль 7. Проектная деятельность учащихся (5 часов)

27

7.1

Работа над учебным проектом

Урок развивающего контроля

Проблемное обучение;

коммуникативное обучение;

проектная технология;

Анализ ситуации, выявление и формулирование проблемы проекта. Определение целей и задач проекта; разработка характеристики проектного результата

Актуализация и проблематизация

Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения

Заинтересованность не только в личном успехе, но и успехе своих единомышленников

Выполнение учебного проекта

28

7.2

Работа над учебным проектом

Урок развивающего контроля

Проблемное обучение;

коммуникативное обучение;

проектная технология;

Контролирование хода и результатов выполнения проекта

Концептуализация и целеполагание

Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения

Развитие опыта экономически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности

Выполнение учебного проекта

29

7.3

Работа над учебным проектом

Урок развивающего контроля

Проблемное обучение;

коммуникативное обучение;

проектная технология;

Контролирование хода и результатов выполнения проекта

Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов

Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения

Развитие опыта экономически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности

Выполнение учебного проекта

30

7.4

Работа над учебным проектом

Урок развивающего контроля

Проблемное обучение;

коммуникативное обучение;

проектная технология;

Контролирование хода и результатов выполнения проекта

Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов

Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения

Развитие опыта экономически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности

Подготовка к презентации учебного проекта

31

7.5

Презентация учебного проекта

Урок развивающего контроля

Проблемное обучение;

коммуникативное обучение;

проектная технология;

Представление результата выполнения проекта. Оценка качества проектного продукта по разработанным критериям и проектным действиям участников проекта

Презентация полученного проектного продукта. Оценка и рефлексия проектных действий

Оценка своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде

Заинтересованность не только в личном успехе, но и успехе своих единомышленников

32-34

Резерв

Итого 34 часа