Разработка урока по экономике для 9 класса "Пути сокращения безработицы"

Ахмадеева Елена Васильевна

Предварительный просмотр:

Тема

Время/ час = ак. час

1

Пути сокращения безработицы

1

Целевая аудитория: школьники 9 класса

Содержание: дидактические указания по этапам урока, материалы для работы на уроке

  1. Вводные предпосылки

Учащиеся могут…

  • знать, что такое безработица
  • понимать последствия безработицы
  • анализировать, сравнивать, интерпретировать информацию
  • структурировать информацию
  • выделять главное в тексте
  1. Учебные цели
  • обобщать и систематизировать полученные знания о безработице и ее видах
  • объяснять основные виды безработицы и их причины
  • уметь работать командой
  • уметь объяснять основные понятия и термины по изучаемой теме
  • уметь использовать теоретическую информацию для разбора практических ситуаций
  • визуализировать свои знания и позицию по вопросам решения проблемы сокращения безработицы

  1. Планирование занятия

№ п/п

Меры

Средство

Социальная форма

Время/мин.

1.

Введение

Актуализация знаний.

Постановка целей урока.

Вступительное слово учителя (притча-сказка)

Презентация учащегося «Безработица в Перевозском районе в 2014 г.»

ПП 1 – ПП 5

РЛ 1

ПП 1-го учащегося

Комментарии учителя

Доклад учащегося

10

2.

Актуализация ранее полученных  знаний:

Мнемотурнир .

Работа в группах «Лови ошибку»

ПП 6 – ПП 9

РЛ 2

РЛВО 2

РЛ 3

РЛВО 3

Индивидуальная практическая работа и работа в группах

10

3.

Информационная часть:

Доклад учащегося с просмотром презентации «Наличие субъектов малого предпринимательства в Перевозском районе».

Презентации бизнес-проектов «Производство хлебобулочных и кондитерских изделий», «Производство шумоизоляционных панелей».

ПП 10 – ПП 11

ПП 2 – го учащегося

ПП 3 – го учащегося

Доклад учащегося

Комментарии учителя

10

4.

Отработка – формирование компетенций:

Каждой группе дается задание выбрать те пути сокращения безработицы из предложенных в рабочих листах.

Выводы по уроку

РЛ 4

РЛВО 4

Работа в группах

Комментарии учителя

Фронтальная работа в классе

10

5.

Домашнее задание:

Стр. 156-157 в рабочей тетради

2

6.

Подведение итогов урока:

Заполнение листов самооценки.

Рефлексия

ЛС

3

45

ПП = слайды

РЛ = рабочие листы

ЛС = листы самооценки

РЛВО = варианты ответов к рабочим листам

  1. Комментарии к планированию занятия

Введение:

Обсуждая содержание притчи-сказки про короля Кургундии, учащиеся приходят к выводу, что в королевстве Кургундия сложилась ситуация безработицы, выделяя при этом ее основные признаки.

Актуализация ранее полученных знаний:

Отвечая на вопросы мнемотурнира, учащиеся формируют правильные ответы, отражающие мнение группы. Выполняя работу «Лови ошибку», учащиеся не просто находят и исправляют ошибки, но и комментируют их.

Информационная часть:

На данном этапе предлагается прослушать доклады учащихся. В процессе просмотра презентаций бизнес-планов, у учащихся развивается умение связывать теорию (термины, эмпирическую информацию) с практикой (конкретным понятием) и выявлять взаимосвязь между различными видами деятельности.

Отработка – формирование компетенций:

Работая с рабочими листами, учащиеся в группах выбирают те пути сокращения безработицы, которые можно применить к заданному учителем виду безработицы. Затем представитель от группы перечисляет и обосновывает  ответы, выработанные в группе. Вырабатывается общий результат ответов учащихся.

Домашнее задание:

Учащиеся выполняют 2 задания в рабочей тетради: «Проблемные ситуации» и «Выскажи свое мнение».

Дидактические замечания

Дидактическая задача учителя состоит в том, чтобы вызвать интерес учащихся к такой важной проблеме, как рост безработицы в стране, желание попробовать самому придумать пути самозанятости в будущем.

Обсуждение таких вопросов, как:

  • В чем состоит острота проблемы безработицы?
  • Какие последствия имеет безработица?
  • Что нужно было сделать королю королевства Кургундия, прежде чем он сократил свою армию?
  • К какому выводу вы пришли по ходу повторения и изучения темы «Безработица»?

Заставляет учащихся осознать важность решении проблемы сокращения безработицы в стране.

6. Список использованных источников

  1. Активные формы обучения. Учебное пособие /под ред. С. Равичева.     М: МЦЭБО, 2003.
  2. Гражданский кодекс РФ. М. Просвещение, 2004.
  3. Ларичева З.М., Мерзляков В.Ф. Основы современной экономики. Н.Новгород. Нижегородский гуманитарный центр, 2002.
  4. Липсиц И. В. Экономика в 2-х томах. М: Вита-пресс, 2010.
  5. Липсиц И.В. Экономика. Поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2006.
  6. Прикладная экономика. Сборник заданий М: Поли-экспресс, 2003.
  7. Рабочая тетрадь по экономике для 9 класса. Н.Новгород. Нижегородский гуманитарный центр, 2014.

  1.  Материалы для учителя/ учащихся

Содержание

Слайды                 ПП 1Тема урока

                        ПП 2 – ПП 5 цели и задачи урока

                        ПП 6 Вопросы к мнемотурниру

                        ПП 7 – ПП 8 Эталон для мнемотурнира

                        ПП 9 Критерии самооценки мнемотурнира

                        ПП 10 – ПП 11 Субъекты малого предпринимательства в Перевозском районе.

Рабочие листы        РЛ 1 Притча-сказка

                        РЛ 2 Вопросы к мнемотурниру

                        РЛ 3 Задания для групп «Лови ошибку»

                        РЛ 4 Пути сокращения безработицы

Варианты ответов

к рабочим листам РЛВО 2 Эталон ответов учащихся

                         РЛВО 3 Правильные тексты

                         РЛВО 4 Предполагаемые ответы

РЛ 1. Притча – сказка

В королевстве Кургундия с давних пор существовал обычай направлять первого сына на королевскую службу, второго – пахать землю, а третьего – обучаться ремеслам или торговать.

Молодой король Кургундии, только что взошедший на престол, решил, что ему такая большая армия не нужна. Воевать он ни с кем не собирался, да и денег в казне совсем не было, чтобы содержать большую армию. И поэтому повелел король распустить половину армии. Вот только пенсии уволенным в запас платить было не из чего.

Прошло немного времени, и появилось в королевстве множество воровских шаек. Бывшие солдаты, не имевшие никаких доходов, стали заниматься грабежом. А король понял, что не правильно он поступил, поторопился.

Король хотел сделать доброе дело: людей по домам распустить и казну королевскую сохранить. Да не тут-то было.

РЛ 2. Вопросы к мнемотурниру

  1. Что такое безработица?
  2. Назовите виды безработицы.
  3. Что такое монопсония?
  4. Почему в СССР не было безработицы?
  5. Почему полная занятость не может быть равна 100%?

РЛВО 2. Эталон ответов учащихся

  1. Безработица – положение в экономике, когда часть способных и желающих трудиться людей не может трудоустроить.
  2. Виды безработицы: фрикционная, структурная, сезонная, циклическая, скрытая.
  3. Монопсония – ситуация на рынке при наличии только одного покупателя товара, который в силу своего исключительного положения может диктовать всем продавцам свои условия, в том числе цену.
  4. В СССР существовала ситуация монопсонии, где в роли монопсониста выступало государство. Оно же диктовало уровень зарплаты, занижая ее ниже рыночной, тем самым, создавая искусственно дополнительные рабочие места.
  5. Полная занятость не может быть равна 100%, т.к. существуют фрикционная и структурная безработица, избежать которую невозможно.

Критерии оценки ответов после работы групп:

  1. 1 балл – ответ совпал с эталоном полностью
  2. 0,9-0,8 балла – есть небольшие отклонения
  3. 0,7-0,5 балла – ответ верный, но неполный
  4. 0,3-0,4 балла – ответ частично совпал с эталоном
  5. 0 баллов – ответ совсем неправильный

Критерии оценки ответов при работе по одному:

  1. 0 – не уверен в ответе
  2. 1 – не совсем уверен в ответе
  3. 2 – уверен в ответе

РЛ 3. Задания для групп «Лови ошибку»

Текст 1

Безработица – это одна из социальных проблем современной России. Она имеет,  как отрицательные, так и положительные последствия. К отрицательным относятся: повышение трудовой активности, смягчение социальной напряженности, обострение криминогенной ситуации, повышение жизненного уровня населения. К положительным относятся такие последствия, как снижение социальной ценности рабочего места, увеличение личного свободного времени, снижение социальной значимости и ценности труда. Перечисленные выше последствия относятся к социальным.

Текст 2

В любой экономической системе существует безработица. Обычно различают следующие виды открытой безработицы: фрикционная, структурная, скрытая, циклическая. Наиболее тяжелые проблемы связаны со структурной и особенно с циклической безработицей. Соотношение различных видов безработицы в общей численности ищущих работу  зависит от общеэкономической ситуации в стране. Государство должно развивать механизмы, помогающие людям находить новое место занятости. Победить безработицу полностью  - значит занять всех трудоспособных и желающих трудиться граждан страны, что вполне возможно.

Текст 3

Несмотря на негативные экономические и социальные аспекты безработицы, ликвидировать ее полностью возможно и целесообразно. Определенный уровень безработицы даже полезен для страны. Он обеспечивает возможность более быстрых перемен в структуре производства неизменной ситуации на товарных рынках. Такой приемлемый уровень незанятости принято называть естественной нормой безработицы. Он обычно соответствует многолетнему уровню структурной безработицы в период устойчивого экономического спада, если этот процесс не сопровождается инфляцией.

Текст 4

Социально-экономические преобразования, начатые в России в конце 70-х годов, продолжаются и сегодня. Они имеют своей целью поиск решения важнейших общественных проблем, одной из которых является безработица. Безработица имеет только экономические последствия. Причем, они могут быть и положительными и отрицательными. К положительным экономическим проблемам можно отнести: создание резерва рабочей силы, снижение роста интенсивности и производительности труда, конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду. К отрицательным последствиям можно отнести: снижение налоговых поступлений, увеличение производства, затраты на помощь безработным, снижение трудовой активности, утрата квалификации и др.

РЛВО 3.  Правильный тексты к заданию «Лови ошибку»

Текст 1

Безработица – это одна из социальных проблем современной России. Она имеет,  как отрицательные, так и положительные последствия. К отрицательным относятся: снижение трудовой активности, ухудшение социальной напряженности, обострение криминогенной ситуации, снижение жизненного уровня населения. К положительным относятся такие последствия, как повышение социальной ценности рабочего места, увеличение личного свободного времени, увеличение социальной значимости и ценности труда. Перечисленные выше последствия относятся к социальным.

Текст 2

    В рыночной экономической системе существует безработица. Обычно различают следующие виды открытой безработицы: фрикционная, структурная, сезонная, циклическая. Наиболее тяжелые проблемы связаны со структурной и особенно с циклической безработицей. Соотношение различных видов безработицы в общей численности ищущих работу  зависит от общеэкономической ситуации в стране. Государство должно развивать механизмы, помогающие людям находить новое место занятости. Победить безработицу полностью  - значит занять всех трудоспособных и желающих трудиться граждан страны, что практически невозможно.

Текст 3

   Несмотря на негативные экономические и социальные аспекты безработицы, ликвидировать ее полностью невозможно и нецелесообразно. Определенный уровень безработицы даже полезен для страны. Он обеспечивает возможность более быстрых перемен в структуре производства неизменной ситуации на товарных рынках. Такой приемлемый уровень незанятости принято называть естественной нормой безработицы. Он обычно соответствует многолетнему уровню структурной и фрикционной безработицы в период устойчивого экономического развития, если этот процесс не сопровождается инфляцией.

Текст 4

   Социально-экономические преобразования, начатые в России в конце 90-х годов, продолжаются и сегодня. Они имеют своей целью поиск решения важнейших общественных проблем, одной из которых является безработица. Безработица имеет как экономические, так и социальные последствия. Причем, они могут быть и положительными и отрицательными. К положительным экономическим последствиям можно отнести: создание резерва рабочей силы, повышение роста интенсивности и производительности труда, конкуренция между работниками, как стимул к развитию способностей к труду. К отрицательным последствиям можно отнести: снижение налоговых поступлений, сокращение производства, затраты на помощь безработным, снижение трудовой активности, утрата квалификации и др.

РЛ 4.  Как можно сократить безработицу

  1. Предоставление работникам неоплачиваемых отпусков.
  2. Создание условий для роста спроса на товары.
  3. Поощрение иностранных инвестиций в экономику России.
  4. Введение сокращенного рабочего дня.
  5. Стимулирование роста экспорта.
  6. Создание условий для роста само занятости.
  7. Предоставление информации об имеющихся вакансиях через СМИ.
  8. Досрочный уход на пенсию.
  9. Создание дополнительных рабочих мест за счет снижения уровня оплаты труда.
  10. Предоставление работы на дому.
  11. Профессиональное переобучение за свой счет.
  12. Реализация программы поддержки молодых работников.
  13. Льготы предприятиям, создающим рабочие места для инвалидов.
  14. Создание специальных фирм, предлагающих работу именно для молодежи.
  15. Обучение в специальных центрах профессиям, которые на рынке труда наименее востребованы на данный момент.
  16. Профессиональное переобучение и переквалификация за счет ЦЗН.
  17. Развитие рынка жилья для улучшения мобильности рабочей силы.
  18. Устранение административных барьеров при устройстве на работу, таких как, например, обязательная прописка.
  19. Поддержка малого предпринимательства, семейного бизнеса, чтобы создать условия для роста рабочих мест.
  20. Поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятий с целью повышения конкурентоспособности продукции.
  21. Увеличение масштабов жилищного строительства.
  22.  Переобучение в специальных центрах рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.
  23. Реализация программы профессиональной подготовки безработной молодежи.
  24. Предоставление временной работы в межсезонье.
  25. Возможность переквалификации и знания нескольких профессий:

РЛВО 4. Предполагаемые ответы

- фрикционная  7, 11, 17, 18, 21

- сезонная  7, 11, 22, 23, 24, 25

- структурная 11, 16, 22, 23, 25

- циклическая  2, 3, 5, 6, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 19, 20

- неверные ответы  1, 4, 9, 15