Сценарий практического занятия по экономике для 10 класса "Качества важные для предпринимателя"

Ахмадеева Елена Васильевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Перевозского муниципального района Нижегородской области

«Средняя школа № 1 г. Перевоза»

Сценарий практического занятия по экономике

 «Качества, важные для успешного предпринимателя»

Разработала

учитель экономики высшей категории

Елена Васильевна Ахмадеева

г. Перевоз

2014 г.

Материалы к занятию

  1. Упражнение 1. «Качества, важные для успешного предпринимателя» для каждого ученика.
  2. Упражнение 2. «Истории успеха» (смотри положение №4) для микрогрупп из 3-4-х человек.
  3. Упражнение 3. «Мои предпринимательские качества» для каждого ученика.
  4. Демонстрационный материал «Рейтинг качеств, важных для предпринимателя».

Обоснование:

Предприниматель – личность, сознающая возможности (потребности или проблемы) и использующая ресурсы для осуществления инновационных идей в рамках новых, тщательно спланированных предприятий.

        Вот качества, свойственные большинству предпринимателей: независимый, ответственный, ориентированный на достижение цели, уверенный в себе, созидательный и готовый на рассчитанный, в какой-то мере контролируемый риск.

Нехватка какого-либо из этих качеств обычно снижает способность к предпринимательству. Наиболее значительным для предпринимателя качеством является уверенность в себе, или то, что психологи называют «внутренним контролем». Это просто вера в себя, вера в то, что ты сможешь это сделать. Предприниматели рассматривают свои идеи как стоящие того, чтобы стремиться к их реализации, а себя считают способными воплотить начинания в жизнь и довести его до конца.

        Исследования, выявившие набор качеств и свойств, общих для успешных предпринимателей, также показали, что многие из этих умений и качеств можно приобрести. Предприниматели развивали свои способности при помощи образования, трудовой подготовки, опыта, ученичества и экспериментов по вживанию в роль. Все это помогает им в предпринимательских начинаниях.

        Для потенциальных предпринимателей важно научиться оценивать собственные способности, сильные стороны и недостатки. Любой, кто собирается стать предпринимателем, должен разработать план развития своих личных способностей и реализацию начинаний, отвечающих его сильным качествам, а не слабым.

Процедура проведения занятия

  1. Предложите учащимся назвать людей, создавших успешный бизнес. Что объединяет их? Какие личные качества помогли им?
  2. Попросите учащихся методом мозгового штурма назвать качества, необходимые предпринимателю. Запишите их на доске в два столбика. Каким предприниматель должен быть? Каким предприниматель не может быть?
  3. Раздайте упражнение 1 (смотри в приложении №1). Обсудив различные качества и убедившись, что учащиеся понимают их смысл, попросите учеников поставить для  каждого качества оценку 1, 2 или 3 в соответствии с важностью качества для успеха предпринимательства.
  4. Подсчитайте рейтинги качеств, составленные учащимися. Для этого просуммируйте ранги, проставленные каждому из качеств, всеми учениками. Чем выше будет оценка того или иного качества, тем выше рейтинг этого качества.
  5. Покажите демонстрационный материал «Рейтинг качеств, важных для предпринимателя» (смотри приложение №2). Сравните рейтинги учеников с рейтингами, выставленными самими предпринимателями. Обсудите три уровня качеств. Убедитесь, что ученики в состоянии дать определение всех качеств.
  6. Раздайте упражнение 2 (смотри приложение №4). Попросите учащихся найти в реальных историях подтверждение важности предпринимательских качеств. Обсудите примеры, особенно заинтересовавшие учащихся.
  7. Раздайте упражнение 3 (смотри приложение №3). Предложите ученикам составить самооценку.
  8. Пусть учащиеся сравнят свои предпринимательские качества с качествами, которые составили сами предприниматели.

Приложение №1

Качества, важные для успешного предпринимателя

Проанализируйте приведенные ниже качества с точки зрения того, насколько, по вашему мнению, они важны для успеха предпринимательской деятельности.

Цифра «1» будет означать, что вы считаете это качество относительно неважным.

Цифра «2» будет означать, что вы считаете это качество в какой-то степени важным.

Цифра «3» будет означать, что вы считаете это качество очень важным.

Качество или свойство

Цифра 1, 2, 3

1

Высокий уровень энергии

2

Хорошее физическое здоровье

3

Сильная потребность чего-то достичь

4

Готовность взять на себя риск

5

Стремление к созиданию

6

Потребность тесной связи с другими людьми

7

Сильная тяга к деньгам

8

Готовность терпеть неопределенность

9

Способность ладить с наемными работниками

10

Хорошая организованность

11

Опора на собственные силы

12

Потребность во власти

13

Конкурентоспособность

14

Желание и готовность взять на себя инициативу

15

Уверенность в себе

16

Разносторонность (способность делать многое)

17

Настойчивость (упорство в преодолении трудностей)

18

Инновационность (стремление к новому)

19

Способность эффективно осуществлять лидерство

20

Терпеливость

Приложение №2

Демонстрационный материал

Рейтинг качеств, важных для предпринимателя (составленный самими предпринимателями)

Наиболее важные для успеха качества:

  1. Настойчивость (18)
  2. Желание и готовность взять на себя инициативу (15)
  3. Конкурентоспособность (14)
  4. Опора на собственные силы (11)
  5. Сильная потребность чего-то достичь (3)
  6. Уверенность в себе (16)
  7. Хорошее физическое здоровье (2)

Важные для успеха качества:

  1. Готовность взять на себя риск (4)
  2. Высокий уровень энергии (1)
  3. Способность ладить с наемными работниками (9)
  4. Разносторонность (17)
  5. Стремление к созиданию (5)
  6. Инновационность (19)

Наименее важные для успеха качества:

  1. Способность эффективно осуществлять лидерство (20)
  2. Готовность терпеть неопределенность (8)
  3. Сильная тяга к деньгам (7)
  4. Терпеливость (13)
  5. Хорошая организованность (10)
  6. Потребность во власти (12)
  7. Потребность в тесной связи с другими людьми (6)

Числа в скобках соответствуют порядковым номерам, указанным в приложении №1.

Приложение №3

Мои качества предпринимателя

Насколько, по-твоему, ты обладаешь качествами предпринимателя? Покажи свое мнение, заполнив клеточки таблицы. Цифра «1» означает, что ты считаешь, что обладаешь этими качествами в относительно малой степени. Цифра «2», что обладаешь этими качествами в средней степени. Цифра «3», что обладаешь этими качествами в довольно большой степени.

Качества или свойства

Цифра 1, 2, 3

1

Настойчивость (упорство в преодолении трудностей)

2

Желание и готовность взять на себя инициативу

3

Конкурентоспособность

4

Опора на собственные силы

5

Сильная потребность чего-то достичь

6

Уверенность в себе

7

Хорошее физическое здоровье

8

Готовность взять на себя риск

9

Высокий уровень энергии

10

Разносторонность (способность делать многое)

11

Стремление к созиданию

12

Инновационность

Приложение №4

Истории успеха

Гейтс Билл, полное имя Уильям Генри III, родился в 1955 году. Основатель корпорации «Майкрософт» - мирового лидера в производстве программного обеспечения компьютерной техники. Самый богатый человек делового мира, вошедший в историю как самый молодой миллиардер. Он им стал в 25 лет. Билл Гейтс родился в Сиэтле (США). Он был вторым ребёнком и единственным сыном в семье. В школе он проявлял особые способности в математике, а в1963-м году, после того как в школе , где учился Билл, был открыт компьютерный класс, он так заинтересовался этим новшеством, что на пару со своим другом Полом Алленом проводил всё свободное время за компьютером. Им удалось взломать систему и получить доступ к закрытой информации и, в конце концов, молодых людей заметили и пригласили работать в муниципальное учреждение в Сиэтле. Биллу было 15 лет, когда он написал программу оптимизации уличного движения и образовал компанию «Треэф Дейта» по её распространению. На этом проекте он заработал 20 тысяч долларов. Так из обычного оператора ПК он стал программистом и бизнесменом, проявив качества менеджера. В 1975 году Гейтс и его друг Ален основали «Майкрософт». Сегодня более 200 млн. чел. используют эти программы для своих ПК.

Шанель Коко, настоящее имя Габриель Шанель, годы жизни 1883 – 1971. Выдающийся французский модельер, основательница «Дома Шанель», обладательница многомиллионного состояния. Родилась на Западе Франции в семье мелкого торговца. В 20 лет стала работать в трикотажном магазине по соседству с пансионом, в котором жила с 12-ти лет после смерти матери. Она быстро заслужила доверие и уважение, так как мастерски шила женскую одежду. Она была целеустремлённой и настойчивой, и 1913 году открыла собственный бутик. Коко создает собственную линию одежды и стремительно входит в мир моды. В 1920 она открывает дом моды – фабрику, которая реализует на практике все замыслы Коко. Итогом знакомства с Эрнестом Бо стали известные во всём мире духи «Шанель №5». До самой старости Коко сохраняла поразительную работоспособность, она творила и днём и ночью. Инициалы СС и по сей день на миллионах вещей, которые ежегодно выпускаются во всём мире.

Федоров Святослав Николаевич. Годы жизни 1927 – 2000. Выдающийся ученый, врач – офтальмолог. Действительный член Российской академии наук, профессор, генеральный директор НТК «Микрохирургия глаза». Он автор 523 научных работ, 7 монографий, 108 патентов. С.Н.Федоров родился на Украине, затем семья переехала в Москву. В 1944 году ему вагоном трамвая отрезало ногу, но он не пал духом. В 1957 закончил ординатуру Ростовского медицинского института, а в 1960 году сделал первую операцию по коррекции зрения. Федоров произвел фурор в медицине не только в нашей стране, но и во всем мире. Разработанная им технология рефракционных операций позволила решить проблему со зрением 12 млн.человек во всем мире.