УМК РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Менеджмент»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» Программа дисциплины «Менеджмент» обеспечивает подготовку студентов к решению ряда профессиональных задач. В результате освоения дисциплины у студента формируются такие компетенции, как подготовленность к организационно-управленческой; информационно-аналитической и предпринимательской деятельности в организациях всех форм собственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_menedzhment_dou.docx | 31.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия
«Техникум строительства и городского хозяйства»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Менеджмент»
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведения
г. Улан-Удэ
2018
УТВЕРЖДАЮ: ОДОБРЕНА:
Заместитель директора по УР Предметно-цикловой комиссией ________/ __________ Председатель____________ «_____»___________2019г. «_____»___________2019г.
Составила: Балданова Ц. Б., преподаватель экономических дисциплин
Рецензенты:
- Ч.Б. Урбанова, к.г.н., доцент кафедры экономической и социальной
географии БГУ.
- Е.С. Мормоева, методист ГАПОУ «ТСиГХ».
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 9 |
| 10 |
- Аннотация рабочей программы дисциплины «Менеджмент»
1.Область применения рабочей программы: предлагаемая рабочая программа подготовлена в соответствии с ФГОС по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведения в составе укрупненной группы Гуманитарные науки
2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы: дисциплина относится к профессиональному циклу.
3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
− использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;
− проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;
–применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
− учитывать особенности менеджмента (по отраслям);
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
− сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
− внешнюю и внутреннюю среду организации;
− процесс принятия и реализации управленческих решений;
−функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
− систему методов управления;
− стили управления, коммуникации, принципы делового общения.
4. Формы контроля: контрольная работа
5. Основные образовательные технологии. В процессе изучения дисциплины используются как традиционные, так и инновационные технологии, активные и интерактивные методы и формы обучения: лекции, объяснительно-иллюстративный метод с элементами проблемного изложения, практические занятия, разбор конкретных ситуаций, решение ситуационных задач, реферативная работа, промежуточное и контрольное тестирование, работа с учебными пособиями.
6. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;
самостоятельной работы обучающегося 34 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 102 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 68 |
в том числе: | |
практические занятия | 34 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 34 |
в том числе: | |
Реферат Доклад Работа с нормативной и справочной литературой | 10 2 5 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированный зачет |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Основы менеджмента | 4+0 +10=14 | ||
Тема 1.1. Сущность современного менеджмента | Сущность и характерные черты современного менеджмента. Цели и задачи менеджмента. Принципы управления. Объекты и субъекты управления. История развития менеджмента. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям) | 2 | 1 |
Тема 1.2. Организация и ее среда | Организация, как форма существования людей. Условия возникновения организации. Внешняя и внутренняя среда организации. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа №1. Школы менеджмента. Факторы внешней среды организации. Социальная ответственность и этика менеджмента. | 10 | ||
Раздел 2. Функции менеджмента | 6+20+12=38 | ||
Тема 2.1. Цикл менеджмента | Функции менеджмента в рыночной экономике: организация, планирование, мотивация и контроль деятельности экономического субъекта. Значение и содержание функций менеджмента. Цикл менеджмента. | 2 | 1 |
Тема 2.2. Планирование и организация деятельности коллектива | Содержание и организация стратегического планирования. Методы планирования и организации работы подразделения. | 1 | 2 |
Организация взаимодействий в управлении. Понятия структура управления. | 2 | ||
Практические занятия | 10 | ||
№1 Построение и анализ организационной структуры управления конкретного предприятия. Использование на практике методов планирования и организации работы подразделения с учетом особенностей менеджмента | |||
Тема 2.3. Мотивация сотрудников | Значение и основные элементы мотивации. Первичные и вторичные потребности. Основы формирования мотивационной политики организации. | 2 | 3 |
Практические занятия | 10 | ||
№2 Анализ внутренней и внешней среды предприятия. Выполнение работы по мотивации трудовой деятельности персонала и принятия решений с учетом особенностей менеджмента. | |||
Тема 2.4. Контроль в управлении | Сущность и необходимость контроля деятельности экономического субъекта. Виды контроля. | 1 | 3 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Самостоятельная работа№2 №2. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Управление с персоналом. Управление конфликтами и стрессами в коллектив.
| 12 | |||
Раздел. 3. Методы управления | 8 +30+12=50 | |||
Тема. 3.1. Система методов управления | Система методов управления. Экономическое, административное и социально-психологическое воздействие. | 2 | 1 | |
Значение психологических методов управления. Личность и ее свойства. Социально-психологические отношения. | 1 | 3 | ||
Практические занятия №3 | 10 | |||
Построение дерева целей фирмы. Изучение 4-х типов темперамента, составление анкеты по определению характера. | ||||
Тема. 3.2. Деловое общение | Значение управления информацией и требования, предъявляемые к ней. Коммуникация в системе управления. Основные элементы и этапы коммуникации. Искусство делового общения в работе менеджера. Принципы делового общения. Законы и приемы делового общения. | 2 | 3 | |
Практические занятия №4 | 10 | |||
Определение корпоративной культуры фирмы Использование в профессиональной деятельности приемов делового и управленческого общения, разбор ситуаций. | ||||
Тема. 3.3. Управленческое решение | Процесс принятия и реализации управленческих решений. Методика принятия решений. | 1 | 2 | |
Практические занятия№5 10 | 2 | |||
Разработка и принятие управленческих решений. Разбор ситуаций и принятие эффективных решений с использованием системы методов управления. | ||||
Тема. 3.4. Руководство в организации | Сущность и элементы руководства. Стили руководства. Форма власти и влияние. Неформальный лидер и работа с ним. | 2 | 1 | |
Практические занятия №5 | 10 | |||
Анализ конкурентных преимуществ. Изучение основных понятий руководства. Разбор производственных ситуаций. | ||||
Контрольная работа по разделам 1-3 | 2 | |||
Самостоятельная работа№3 № 3 Психология менеджмента. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности |
12
| |||
Итого: 102 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Менеджмент»
Оборудование учебного кабинета:
− посадочные места по количеству обучающихся;
− рабочее место преподавателя;
− пособий по «Менеджменту»
Технические средства обучения: нет
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. – 4-е изд., прераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2011.
2. Коргова М.А. Менеджмент. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2012.
3. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. – М.: Вильямс, 2012
Дополнительные источники:
1. Друкер П.Ф. Практика менеджмента/ Пер. с англ. – М.: Издат. дом «Вильяме», 2014.
2. Лукашевич В.В., Астахов Н.Н. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
3. Мэддакс Р. Успешная команда: как ее создать, мотивировать и развивать. Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 20.
4.«Менеджмент в России и за рубежом». Практический журнал. Издательство: «Финпресс».
6. «Российский журнал менеджмента». Научно-исследовательский журнал. Издан по инициативе Высшей школы менеджмента СПбГУ.
7. «Новый менеджмент».Научно-практический журнал. Издательство: «Новый издатель».
8. Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебник для СПО.- 8-е изд.- Ростов-на-
Дону: Феникс, 2008.- 346с.
9. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: учебник для СПО.- 7-е изд.- М.:
Академия, 2007.- 288 с.
Интернет ресурсы:
1. http://www.mevriz.ru/
2. http://www.rjm.ru/
3. http://www.new-management.info/
4. http://www.top-manager.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения; | экспертное оценивание выполнения практического занятия, экспертное оценивание выполнения самостоятельной работы студента |
анализировать организационные структуры управления; | экспертное оценивание выполнения практического занятия, экспертное оценивание выполнения самостоятельной работы студента |
проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала; | экспертное оценивание выполнения практического занятия, экспертное оценивание выполнения самостоятельной работы студента |
применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения; | экспертное оценивание выполнения практического занятия, экспертное оценивание выполнения самостоятельной работы студента |
учитывать особенности менеджмента (по отраслям); | экспертное оценивание выполнения практического занятия, экспертное оценивание выполнения самостоятельной работы студента |
Знания: | |
сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития; | экспертное оценивание выполнения практического занятия студента |
внешнюю и внутреннюю среду организации; | экспертное оценивание выполнения практического занятия, экспертное оценивание выполнения самостоятельной работы студента |
принципы построения организационной структуры управления; | экспертное оценивание выполнения практического занятия студента |
функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта; | экспертное оценивание выполнения практического занятия студента |
стили управления, коммуникации, принципы делового общения. | экспертное оценивание выполнения практического занятия, экспертное оценивание выполнения самостоятельной работы студента |