Инновационная/экспериментальная деятельность
Методическая разработка внеурочного занятия по теме
«КОПЕЙКА К КОПЕЙКЕ – ЭТО ДОХОД СЕМЕЙКИ»
(квест-игра)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innova-eksp.docx | 347.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия
«Техникум строительства и городского хозяйства»
Методическая разработка внеурочного занятия по теме
«КОПЕЙКА К КОПЕЙКЕ – ЭТО ДОХОД СЕМЕЙКИ»
(квест-игра)
Разработчик проекта:
Балданова Цыцыгма Бадмаевна,
преподаватель экономических дисциплин ГАПОУ РБ «ТСиГХ»,
Улан-Удэ, 2018
Содержание
Описание хода занятий (технологическая карта) 7
Список использованных документов и источников информации: 10
Введение
Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. С момента появления людей на Земле возникают экономические отношения, поскольку человек отличается от всего остального живого мира тем, что может изменить мир согласно своим потребностям и приспосабливаться к окружающим его условиям жизни.
Современные люди живут в обществе потребления, где деньги и семья играют огромную роль в жизни каждого человека. Совершенно ясно, что в современном обществе только финансово грамотный человек умеет правильно распоряжаться своими деньгами. Очевидно, что люди должны располагать хотя бы минимальным набором базовых знаний и умений в области финансовой деятельности.
Важно помнить, что сегодняшние учащиеся – это будущие участники финансового рынка. Вот почему обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем этапе во время обучения в школе, техникуме.
Многие семьи сталкиваются с проблемой нехватки денег и не правильного расходования семейного бюджета. Экономика семьи начинается с момента ее образования, с ее нравственных позиций и устремлений к материальному благосостоянию, с осознания роли семьи в жизни человека и общества, с познания имущественных прав и обязанностей родителей, детей, супругов, со знания и использования системы государственных и местных пособий и льгот. И, конечно, с формировании дохода семьи и ведения домохозяйства.
Актуальность проекта продиктована развитием финансовой системы, в том числе стратегией повышения финансовой грамотности населения в РФ на 2017-2023 годы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами трудноразрешимые задачи.
Новизной разработки является направленность курса на формирование финансовой грамотности обучающихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Цель проекта: создание методической разработки внеурочного занятия по теме «Структура семейного дохода».
Задачи проекта:
- Изучить методические рекомендации по разделу «Семейный бюджет. Доход».
- Разработать педагогическую характеристику занятий.
- Разработать технологическую карту.
- Подобрать ресурсы для проведения занятия.
Методы проекта: изучение доходов семьи, анализ, сопоставление и сравнение, дифференциация, изучение необходимой литературы.
Объект проекта: методическая разработка.
Предмет проекта: внеурочного занятия по теме «СТРУКТУРА ДОХОДА СЕМЬИ». «Квест-игра».
Научная новизна нашей работы состоит в том, что мы учимся планировать источники доходов семьи с целью развития определенных жизненных компетентностей.
Практическая значимость проекта. Результаты и материалы проекта могут быть использованы при проведении уроков экономики, обществознания, интеллектуальных конкурсов.
Основная часть
- Общая характеристика методической разработки
Наименование: квест-игра по теме «Структура дохода семьи».
Вид деятельности: внеурочная деятельность.
Форма проведения: квест-игра
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, маршрутные листы, кейсы с заданиями, иллюстрации,вывески с названиями станций.
- Методическая характеристика
Цель: способствовать формированию находчивости, сообразительности, экономической грамотности, навыкам применению знаний, практических навыков, умений обращения с доходами семьи через решение задач, близких к реальной жизни.
Задачи:
Образовательная: закрепление и осмысление изученного материала.
Развивающая: развивать познавательную активность и творческое начало личности, критического мышления и адаптивные возможности к изменяющимся внешним условиям.
Воспитывающая: совершенствование методики воспитательного воздействия на личность обучающегося через групповые и игровые формы; воспитание интереса к игре, предмету экономике.
Планируемые результаты:
Личностные
- осознание себя как члена семьи, общества и государства, формирование бережногоотношения к семейному и личному бюджету;
- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные
- развивать умения анализировать, синтезировать, сравнивать и обобщать имеющуюся информацию;
- развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе.
Предметные
- систематизация и обобщение знаний структуры дохода семьи.
Технология:
- квест-технология;
- проектная технология;
- игровая технология.
Методы и приемы:
- кейс-метод;
- решение задач.
Описание хода занятий (технологическая карта)
Этап | Действия преподавателя | Действия обучающегося | Ресурс | Социальная форма | Время |
Организационный момент | Распределение на 5 групп-семей | Занимают места согласно распределению | групповая | 1 мин | |
Актуализация темы | Проблемная ситуация Вопрос: «О чем пойдет речь на занятии?» | Слушают преподавателя, формулируют с помощью преподавателя тему занятия. | 3 мин | ||
Целеполагание | Постановка цели совместно с обучающимися Представление экспертов Раздача маршрутных листов каждой группе | Постановка цели Получение и изучение содержимого в кейсах | Мультимедийная презентация | групповая | 4 мин |
Практическая деятельность обучающихся | Координация порядка выполнений. Станции №1-6 | 1.Распределение обязанностей в группе. 2. Выполнение заданий по маршрутному листу: Кейс 1: «Разминка» Кейс 2: «Денежки труд любят» Кейс 3: «Литературная станция» Кейс 4: «Копейка к копейке – это доход семейки» Кейс 5: «Деньга деньгу родит» Кейс 6: «Экономическая станция» | Кейсы с заданиями | групповая, индивидуальная | 30 мин |
Подведение итогов квест-игры | Объявление победителей Награждение участников | групповая | 4 мин | ||
Рефлексия | Вопрос: «Понравилось ли вам занятие? Что нового узнали? Что полезного вы взяли для себя?» | Ответы обучающихся | индивидуальная | 3 мин |
Заключение
Предложенный проект ориентирован на детей 15-17 лет и направлен на развитие умений и навыков в области финансовых отношений в семье, на формирование навыков социального взаимодействия и общения.
Данное занятие позволяет сформировать взаимосвязь между доходами семьи и ее структурой, с одной стороны, и уровнем финансового благополучия – с другой, что, в свою очередь, повышает финансовую грамотность обучающихся любого возраста. Приобретенные в процессе занятия навыки помогут в практическом применении знаний при формировании семейного бюджета.
Притчи «В чём же разница?»
Однажды два предпринимателя, владевших маленькими фирмами, собрались в другой город на подписание договоров, которые позволили бы им увеличить производительность и, соответственно, доходы. По пути в аэропорт они попали в аварию и опоздали на самолёт, тем самым сорвав заключение контракта. Надо сказать, что самолёт, на котором они должны были лететь, потерпел крушение, и все пассажиры погибли.
Некоторое время предприниматели провели в больнице, залечивая свои раны, а выздоровев, они принялись заниматься своими обычными делами. До конца своих дней им так и не представилось случая расширить свой бизнес и увеличить свои доходы, но один из них был счастлив, а другой нет.
В чём же была разница, ведь внешне их жизни не изменились?
Вот именно, что только внешне их жизни не изменились. Дело в том, что первый предприниматель всю оставшуюся жизнь сетовал на судьбу, разрушившую его грандиозные планы, а второй — до конца жизни благодарил Господа за сохранённую жизнь.
Список использованных документов и источников информации:
- Финансовая грамотность. Корлюгова Ю. Н. М.:Вита-Пресс, 2014 г
- Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. Корлюгова Ю. Н. М.:Вита-Пресс, 2014 г
- Финансовая грамотность: рекомендации для родителей. Корлюгова Ю. Н. М.:Вита-Пресс, 2014 г
- https://fmc.hse.ru/mirror/pubs/share/218315997
Приложение.
Проблемная ситуация Вопрос: «О чем пойдет речь на занятии?»
1. Ситуация
- Почему порой происходит так: одни работают, получают приличный доход, но живут, так, что денег порой не хватает до зарплаты. А другие вроде бы и получают меньше, но всегда при деньгах? (Не умеют планировать свой семейный бюджет)
- Какая же будет сегодня тема урока? /Семейный бюджет/
2. Ситуация.
Костя Петров очень хочет иметь планшет, как у его друга за 18 000 рублей.
Купят ли ему родители в этом месяце планшет?
Что для этого нужно знать?
Давайте посчитаем доходы семьи Петровых. В семье проживают 5 человек.
Бабушка, дедушка, мама, папа и сын Костя (школьник).
Пенсия бабушки -10 000р.
Пенсия дедушки -14 000р.
Зарплата мамы - 15 000р.
Зарплата папы - 25 000р.
Итого доход: 64000р.
Давайте посчитаем расходы семьи Петровых.
На питание 1 человека потребуется – 6 000р.
На проезд – 5 000 р.
Коммунальные платежи – 7 000р.
Одежда, лекарства, плата за доп. образование – 10 000р
Итого расход: 52000р.
Давайте теперь сравним доходы и расходы этой семьи.
Доходы – Расходы = 64 000 – 52 000 = 12 000 р. (в этом месяце планшет не купят)
- Поэтому прежде чем обижаться и требовать чего-то, поговорите с родителями и подсчитайте бюджет вашей семьи.
- Если слышите в ответ на свою просьбу: «Сейчас на это нет денег», то это не значит, что у мамы или папы нет денег в кошельке — они есть, но не для этого.
Вопрос: «О чем пойдет речь на занятии?»
Приложение
КВЕСТ
по финансовой грамотности
"Копейка к копейке – это доход семейки"
Денежки труд Копейка к копейке Экономическая
любят
Разминка Литературная Деньга деньгу родит
Название станции | Кабинет | |
1 | «Разминка»» | № 1 |
2 | «Денежки труд любят (по желанию)» | № 2 |
3 | «Литературная» | № 3 |
4 | Копейка к копейке – это доход семейки" | № 4 |
5 | «Деньга деньгу родит» | № 5 |
6 | «Экономическая» | № 6 |
Станция№1«Разминка»
Всем командам предлагается ответить на ряд вопросов, за каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу. Какие выражения доходов соответствуют понятиям «постоянные и «переменные»?
Постоянные Переменные
(случайные, или нерегулярные)
от
- Зарплаты за работу по найму
- (на основной работе, по совместительству).
- Доходов от индивидуальной трудовой деятельности.
- Доходов от бизнеса.
- Дивидендов по акциям, облигациям.
- Процентов по вкладам в банк.
- Доходов от сдачи в аренду недвижимости (квартиры, дачи, гаража).
- Доходов от продажи недвижимости
- Доходов от продажи продукции с приусадебного хозяйства
- Доходов от продажи личных вещей.
- Стипендий.
- Пенсий.
- Пособий на детей.
- Алиментов.
- Помощи родных и близких.
- Подарков.
- Призов, выигрышей.
- Возврата налогов.
- Грантов.
- Наследства.
Станция №2«Денежки труд любят (по желанию)»
Запишите пословицы и поговорки (1-4) в которых упоминаются понятие деньги и труд. Определите, какое отношение к труду и деньгам в них высказывается.
Ответ:
- Денежки труд любят (смысл - деньги легко не даются, чтобы иметь деньги надо потрудиться)
- Деньги счётом крепки (смысл - не стоит бездумно и попусту тратить деньги, они не легко достаются)
- По труду и доход. (сколько поработаешь, столько и заработаешь)
- Пироги на кустах не растут (ничего в жизни не даётся просто так, хочешь достичь результатов надо потрудиться)
Станция№3 «Литературная»
Задание | Ответ |
1. Продолжите фразу секунданта Грушницкого (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»): «Пуля – дура, судьба – индейка, а жизнь – ... »? | Копейка. |
2. В каком романе Булгакова на зрителей театра Варьете обрушился денежный дождь? | «Мастер и Маргарита». |
3. Назовите не менее трех пьес известного русского драматурга А.Н. Островского, связанных с темой денег. | «Бешенные деньги», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Доходное место», «Бедность не порок», «Бесприданница» |
4. Назовите французского писателя, автора романа «Деньги». | Эмиль Золя |
5. Назовите литературного героя, о котором написаны эти «экономические» пушкинские строки? «И был глубокий эконом, То есть умел судить о том, Как государство богатеет, И чем живёт, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет». | Евгений Онегин |
6. Герой какого романа Ильфа и Петрова хотел «для полного счастья» 6 тысяч 400 рублей? | «Золотой телёнок». |
7. На блюдечке с какой каёмкой Остап Бендер мечтал получить деньги? | Голубой. |
Станция№ 4 "Копейка к копейке – это доход семейки"
Задача: Семья Мельниковых состоит из папы, мамы, дочки. Папа работает инженером и получает 40000 рублей в месяц, мама работает в МФЦ и зарабатывает 20000 рублей в месяц. Семнадцатилетняя дочь Даша учится в колледже, ее стипендия составляет 3% от зарплаты папы. Сколько составляет доход Мельниковых за месяц? Сможет ли семья Мельниковых в течение года накопить средства для отдыха в Сочи? (да,нет).
Ответ:40000+20000+40000/100*3=60000+1200=61200 рублей - доход за месяц; да -10% от всего дохода.
Станция №5 «Деньга деньгу родит»
Слова, начинающиеся на букву «н»
Вопросы | Ответы |
1. Назовите известного американского экономиста | Норд Дуглас Сесил, Джон Форбс Нэш |
2. Частично взимается с месячных и текущих доходов. | Налог. |
3. Бизнес, дающий непрерывный приток наличных денег | «НАЛИЧНАЯ КОРОВА» |
4. Что такое надобность, потребность | Необходимость. |
5. Испытывать потребность в чем-либо | Нуждаться. |
6. Отсутствие средств для жизни | Недостаток. |
7. То, что осталось от предшествующего владельца | Наследство. |
8. Увеличивать количественный показатель чего-либо | Набирать. |
9. Имеющийся налицо | Наличный. |
10. Сделать прибавку к чему-н? | Набавление. |
Станция №6 «Экономическая»
А) РЕБУСЫ.
1.
Ответ: задача
2.
Ответ: деньги
3.
Ответ: налог
4.
Ответ:доход
5.
Ответ: кредит
Приложение
Б) Термину слева подберите его значение справа.
1) Пенсия | А)Доход физических лиц или семей, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. |
2) Наследства | Б) Драгоценности, машины, наличные и безналичные деньги, доли в компаниях, ценные бумаги и другое имущество, которое передается после смерти человека его наследникам. |
3) Заработная плата | В) Всё, что принимается в уплату за товары и услуги, используется для измерения ценности товаров и накопления богатства |
4) Прибыльсемей, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. | Г) Регулярный денежный доход, выплачиваемый лицам, которые: достигли пенсионного возраста, имеют инвалидность, потеряли кормильца. |
5) Дивидендов по акциям | Д) Безвозмездное предоставление гражданам определённой денежной суммы за счёт средств соответствующих бюджетов. |
6) Деньги | Е) Нерегулярная финансовая помощь в виде оплаты стоимости обучения, а иногда и выдачей ежемесячного пособия обучащимся |
7) Пособие | Ж)Вознаграждение за труд |
8) Стипендия | И) Доля прибыли, которую компания распределяет между акционерами. |
Ответы:1 – Г,2–Б, 3 – Ж, 4 – А , 5 – И, 6 – В,7 – Д, 8 – Е
Прохождение защиты методической разработки (квест-игра)
Сибирский институт управления – филиал Росси́йской акаде́мии наро́дного хозя́йства и госуда́рственной слу́жбы при Президенте Росси́йской Федера́ции
Сибирский межрегиональный методический центр
по финансовой грамотности
системы общего и среднего профессионального образования
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Методическая разработка внеурочного занятия по теме
«КОПЕЙКА К КОПЕЙКЕ – ЭТО ДОХОД СЕМЕЙКИ»
(квест-игра)
Разработчик проекта:
Балданова Цыцыгма Бадмаевна,
преподаватель экономических дисциплин ГАПОУ РБ «ТСиГХ»,
Проект допущен к защите
Администратор РМЦ _____________________ Я.В. Цыдыптарова
Улан-Удэ, 2018