Инновационная/экспериментальная деятельность

Методическая разработка внеурочного занятия по теме

«КОПЕЙКА К КОПЕЙКЕ – ЭТО ДОХОД СЕМЕЙКИ»

(квест-игра)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innova-eksp.docx347.79 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия

«Техникум строительства и городского хозяйства»

Методическая разработка внеурочного занятия по теме

«КОПЕЙКА К КОПЕЙКЕ – ЭТО ДОХОД СЕМЕЙКИ»

(квест-игра)

Разработчик проекта:

Балданова Цыцыгма Бадмаевна,

преподаватель экономических дисциплин ГАПОУ РБ «ТСиГХ»,

 Улан-Удэ, 2018

Содержание

Введение        3

Основная часть        5

Описание хода занятий (технологическая карта)        7

Заключение        9

Список использованных документов и источников информации:        10

Приложения        11


Введение

Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. С момента появления людей на Земле возникают экономические отношения, поскольку человек отличается от всего остального живого мира тем, что может изменить мир согласно своим потребностям и приспосабливаться к окружающим его условиям жизни.  

Современные люди живут в обществе потребления, где деньги и семья играют огромную роль в жизни каждого человека. Совершенно ясно, что в современном обществе только финансово грамотный человек умеет правильно распоряжаться своими деньгами. Очевидно, что люди должны располагать хотя бы минимальным набором базовых знаний и умений в области финансовой деятельности.

 Важно помнить, что сегодняшние учащиеся – это будущие участники финансового рынка. Вот почему обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем этапе во время обучения в школе, техникуме.

Многие семьи сталкиваются с проблемой нехватки денег и не правильного расходования семейного бюджета. Экономика семьи начинается с момента ее образования, с ее нравственных позиций и устремлений к материальному благосостоянию, с осознания роли семьи в жизни человека и общества, с познания имущественных прав и обязанностей родителей, детей, супругов, со знания и использования системы государственных и местных пособий и льгот. И, конечно, с формировании дохода семьи и ведения домохозяйства.

Актуальность проекта продиктована развитием финансовой системы, в том числе стратегией повышения финансовой грамотности населения в РФ на 2017-2023 годы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами трудноразрешимые задачи.

Новизной разработки является направленность курса на формирование финансовой грамотности обучающихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Цель проекта: создание методической разработки внеурочного занятия по теме «Структура семейного дохода».

Задачи проекта:

  • Изучить методические рекомендации по разделу «Семейный бюджет. Доход».
  • Разработать педагогическую характеристику занятий.
  • Разработать технологическую карту.
  • Подобрать ресурсы для проведения занятия.

Методы проекта: изучение доходов семьи, анализ, сопоставление и сравнение, дифференциация, изучение необходимой литературы.

Объект проекта: методическая разработка.

Предмет проекта: внеурочного занятия по теме «СТРУКТУРА ДОХОДА СЕМЬИ». «Квест-игра».

Научная новизна нашей работы состоит в том, что мы учимся планировать источники доходов семьи с целью развития определенных жизненных компетентностей.

Практическая значимость проекта. Результаты и материалы проекта могут быть использованы при проведении уроков экономики, обществознания, интеллектуальных конкурсов.

Основная часть

  1. Общая характеристика методической разработки

Наименование: квест-игра по теме «Структура дохода семьи».

Вид деятельности: внеурочная деятельность.

Форма проведения: квест-игра

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, маршрутные листы, кейсы с заданиями, иллюстрации,вывески с названиями станций.

  1. Методическая характеристика

Цель: способствовать формированию находчивости, сообразительности, экономической грамотности, навыкам применению знаний, практических навыков, умений обращения с доходами семьи через решение задач, близких к реальной жизни.

Задачи:

Образовательная: закрепление и осмысление изученного материала.

Развивающая: развивать познавательную активность и творческое начало личности, критического мышления и адаптивные возможности к изменяющимся внешним условиям.

Воспитывающая: совершенствование методики воспитательного воздействия на личность обучающегося через групповые и игровые формы; воспитание интереса к игре, предмету экономике.

Планируемые результаты:

Личностные

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства, формирование бережногоотношения к семейному и личному бюджету;
  • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Метапредметные

  • развивать умения анализировать, синтезировать, сравнивать и обобщать имеющуюся информацию;
  • развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе.

Предметные

  • систематизация и обобщение знаний структуры дохода семьи.

Технология:

  • квест-технология;
  • проектная технология;
  • игровая технология.

Методы и приемы:

  • кейс-метод;
  • решение задач.

Описание хода занятий (технологическая карта)

Этап

Действия преподавателя

Действия обучающегося

Ресурс

Социальная форма

Время

Организационный момент

Распределение на 5 групп-семей

Занимают места согласно распределению

групповая

1 мин

Актуализация темы

Проблемная ситуация Вопрос: «О чем пойдет речь на занятии?»

Слушают преподавателя, формулируют с помощью преподавателя тему занятия.

3 мин

Целеполагание

Постановка цели совместно с обучающимися

Представление экспертов

Раздача маршрутных листов каждой группе

Постановка цели

Получение и изучение содержимого в кейсах

Мультимедийная презентация

групповая

4 мин

Практическая деятельность обучающихся

Координация порядка выполнений.

Станции №1-6

1.Распределение обязанностей в группе.

2. Выполнение заданий по маршрутному листу:

Кейс 1: «Разминка»

Кейс 2: «Денежки труд любят»

Кейс 3: «Литературная станция»

Кейс 4: «Копейка к копейке – это доход семейки»

Кейс 5: «Деньга деньгу родит»

Кейс 6: «Экономическая станция»

Кейсы с заданиями

групповая, индивидуальная

30 мин

Подведение итогов квест-игры

Объявление победителей

Награждение участников

групповая

4 мин

Рефлексия

Вопрос: «Понравилось ли вам занятие? Что нового узнали? Что полезного вы взяли для себя?»

Ответы обучающихся

индивидуальная

3 мин


Заключение

Предложенный проект ориентирован на детей 15-17 лет и направлен на развитие умений и навыков в области финансовых отношений в семье, на формирование навыков социального взаимодействия и общения.

Данное занятие позволяет сформировать взаимосвязь между доходами семьи и ее структурой, с одной стороны, и уровнем финансового благополучия – с другой, что, в свою очередь, повышает финансовую грамотность обучающихся любого возраста. Приобретенные в процессе занятия навыки помогут в практическом применении знаний при формировании семейного бюджета.

Притчи «В чём же разница?»

Однажды два предпринимателя, владевших маленькими фирмами, собрались в другой город на подписание договоров, которые позволили бы им увеличить производительность и, соответственно, доходы. По пути в аэропорт они попали в аварию и опоздали на самолёт, тем самым сорвав заключение контракта. Надо сказать, что самолёт, на котором они должны были лететь, потерпел крушение, и все пассажиры погибли.

Некоторое время предприниматели провели в больнице, залечивая свои раны, а выздоровев, они принялись заниматься своими обычными делами. До конца своих дней им так и не представилось случая расширить свой бизнес и увеличить свои доходы, но один из них был счастлив, а другой нет.

В чём же была разница, ведь внешне их жизни не изменились?

Вот именно, что только внешне их жизни не изменились. Дело в том, что первый предприниматель всю оставшуюся жизнь сетовал на судьбу, разрушившую его грандиозные планы, а второй — до конца жизни благодарил Господа за сохранённую жизнь.

Список использованных документов и источников информации:

  1. Финансовая грамотность. Корлюгова Ю. Н. М.:Вита-Пресс, 2014 г
  2. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. Корлюгова Ю. Н. М.:Вита-Пресс, 2014 г
  3. Финансовая грамотность: рекомендации для родителей. Корлюгова Ю. Н. М.:Вита-Пресс, 2014 г
  4. https://fmc.hse.ru/mirror/pubs/share/218315997

Приложение.

Проблемная ситуация Вопрос: «О чем пойдет речь на занятии?»

1. Ситуация

- Почему порой происходит так: одни работают, получают приличный доход, но живут, так, что денег порой не хватает до зарплаты. А другие вроде бы и получают меньше, но всегда при деньгах? (Не умеют планировать свой семейный бюджет)

- Какая же будет сегодня тема урока? /Семейный бюджет/

2. Ситуация.

Костя Петров очень хочет иметь планшет, как у его друга за 18 000 рублей.

Купят ли ему родители в этом месяце планшет?

Что для этого нужно знать?

Давайте посчитаем доходы семьи Петровых. В семье проживают 5 человек.
Бабушка, дедушка, мама, папа и сын Костя (школьник).
Пенсия бабушки -
10 000р.
Пенсия дедушки -
14 000р.
Зарплата мамы - 15 000р.
Зарплата папы  - 25 000р.

Итого доход: 64000р.

Давайте посчитаем расходы семьи Петровых.

На питание 1 человека потребуется – 6 000р.
На проезд –
5 000 р.
Коммунальные платежи –
7 000р.
Одежда, лекарства, плата за доп. образование
– 10 000р

Итого расход: 52000р.

Давайте теперь сравним доходы и расходы этой семьи.

Доходы – Расходы = 64 000 – 52 000 = 12 000 р. (в этом месяце планшет не купят)

  • Поэтому прежде чем обижаться и требовать чего-то, поговорите с родителями и подсчитайте бюджет вашей семьи.
  • Если слышите в ответ на свою просьбу: «Сейчас на это нет денег», то это не значит, что у мамы или папы нет денег в кошельке — они есть, но не для этого.

Вопрос: «О чем пойдет речь на занятии?»

Приложение

КВЕСТ

по финансовой грамотности

"Копейка к копейке – это доход семейки"

    Денежки труд        Копейка к копейке      Экономическая                

        любят

Разминка       Литературная          Деньга деньгу родит

Название станции

Кабинет

1

«Разминка»»

№ 1

2

«Денежки труд любят (по желанию)»

№ 2

3

«Литературная»

№ 3

4

Копейка к копейке – это доход семейки"

№ 4

5

«Деньга деньгу родит»

№ 5

6

«Экономическая»

№ 6

Маршрутный лист «Структура дохода семьи»https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/02/14/s_58a2b3c0d18dc/s561120_1_2.jpeg

Семья: _______________________________

Название станции

Кабинет

Отметка о прохождении

1

 «Разминка»»

№ 1

2

«Денежки труд любят (по желанию)»

№ 2

3

«Литературная»

№ 3

4

"Копейка к копейке – это доход семейки"

№ 4

5

«Деньга деньгу родит»

№ 5

6

«Экономическая»

№ 6


Станция№1«Разминка»

Всем командам предлагается ответить на ряд вопросов, за каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу. Какие выражения доходов соответствуют понятиям «постоянные и «переменные»?

                                 Постоянные                              Переменные

                                                                                    (случайные, или нерегулярные)

                                                                  от

  1. Зарплаты за работу по найму
  2. (на основной работе, по совместительству).
  3. Доходов от индивидуальной трудовой деятельности.
  4. Доходов от бизнеса.
  5. Дивидендов по акциям, облигациям.
  6. Процентов по вкладам в банк.
  7. Доходов от сдачи в аренду недвижимости (квартиры, дачи, гаража).
  8. Доходов от продажи недвижимости
  9. Доходов от продажи продукции с приусадебного хозяйства
  10. Доходов от продажи личных вещей.
  11. Стипендий.
  12. Пенсий.
  13. Пособий на детей.
  14. Алиментов.
  15. Помощи родных и близких.
  16. Подарков.
  17. Призов, выигрышей.
  18. Возврата налогов.
  19. Грантов.
  20. Наследства.

Станция №2«Денежки труд любят (по желанию)»

Запишите пословицы и поговорки (1-4) в которых упоминаются понятие деньги и труд. Определите, какое отношение к труду и деньгам в них высказывается.

Ответ:

  1. Денежки труд любят (смысл - деньги легко не даются, чтобы иметь деньги надо потрудиться)
  2. Деньги счётом крепки (смысл - не стоит бездумно и попусту тратить деньги, они не легко достаются)
  3. По труду и доход. (сколько поработаешь, столько и заработаешь)
  4. Пироги на кустах не растут (ничего в жизни не даётся просто так, хочешь достичь результатов надо потрудиться)

Станция№3 «Литературная»

           Задание

        Ответ

1. Продолжите фразу секунданта Грушницкого (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»): «Пуля  дура, судьба  индейка, а жизнь  ... »?

Копейка.

2. В каком романе Булгакова на зрителей театра Варьете обрушился денежный дождь?

«Мастер и Маргарита».

3. Назовите не менее трех пьес известного русского драматурга А.Н. Островского, связанных с темой денег.

«Бешенные деньги», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Доходное место», «Бедность не порок», «Бесприданница»

4. Назовите французского писателя, автора романа «Деньги».

Эмиль Золя

5. Назовите литературного героя, о котором написаны эти «экономические» пушкинские строки?

«И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живёт, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет».

Евгений Онегин

6. Герой какого романа Ильфа и Петрова хотел «для полного счастья» 6 тысяч 400 рублей?

«Золотой телёнок».

7. На блюдечке с какой каёмкой Остап Бендер мечтал получить деньги?

Голубой.

Станция№ 4 "Копейка к копейке – это доход семейки"

Задача: Семья Мельниковых состоит из папы, мамы, дочки. Папа работает инженером и получает 40000 рублей в месяц, мама работает в МФЦ и зарабатывает 20000 рублей в месяц.  Семнадцатилетняя дочь Даша учится в колледже, ее стипендия составляет 3% от зарплаты папы. Сколько составляет доход Мельниковых за месяц? Сможет ли семья Мельниковых в течение года накопить средства для отдыха в Сочи? (да,нет).

Ответ:40000+20000+40000/100*3=60000+1200=61200 рублей - доход за месяц; да -10% от всего дохода.

Станция №5 «Деньга деньгу родит»

Слова, начинающиеся на букву «н»

Вопросы

Ответы

1. Назовите известного американского экономиста

Норд Дуглас Сесил, Джон Форбс Нэш

2. Частично взимается с месячных и текущих доходов.

Налог.

3. Бизнес, дающий непрерывный приток наличных денег

«НАЛИЧНАЯ КОРОВА»

4. Что такое надобность, потребность

Необходимость.

5. Испытывать потребность в чем-либо

 Нуждаться.

6. Отсутствие средств для жизни

Недостаток.

7. То, что осталось от предшествующего владельца

Наследство.

8. Увеличивать количественный показатель чего-либо

Набирать.

9. Имеющийся налицо

 Наличный.

10. Сделать прибавку к чему-н?

Набавление.

Станция №6 «Экономическая»

А) РЕБУСЫ.

1.

hello_html_m5b9a2428.gif

                                      Ответ: задача

2.

деньги

Ответ: деньги

3.

налог

Ответ: налог

4.

дом ухо д

Ответ:доход

5.

кре д ит

Ответ: кредит

Приложение

Б) Термину слева подберите его значение справа.

1) Пенсия

А)Доход физических лиц или семей, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.

2) Наследства

Б) Драгоценности, машины, наличные и безналичные деньги, доли в компаниях, ценные бумаги и другое имущество, которое передается после смерти человека его наследникам.

3) Заработная плата

В) Всё, что принимается в уплату за товары и услуги, используется для измерения ценности товаров и накопления богатства

4) Прибыльсемей, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.

Г) Регулярный денежный доход, выплачиваемый лицам, которые: достигли пенсионного возраста, имеют инвалидность, потеряли кормильца.

5) Дивидендов по акциям

Д) Безвозмездное предоставление гражданам определённой денежной суммы за счёт средств соответствующих бюджетов.

6) Деньги

Е) Нерегулярная финансовая помощь в виде оплаты стоимости обучения, а иногда и выдачей ежемесячного пособия обучащимся

7) Пособие

Ж)Вознаграждение за труд

8) Стипендия

И) Доля прибыли, которую компания распределяет между акционерами.

Ответы:1 – Г,2–Б, 3 – Ж,  4 – А , 5 – И, 6 – В,7 – Д, 8 – Е

Прохождение защиты методической разработки (квест-игра)

Сибирский институт управления – филиал Росси́йской акаде́мии наро́дного хозя́йства и госуда́рственной слу́жбы при Президенте Росси́йской Федера́ции

Сибирский межрегиональный методический центр

по финансовой грамотности

системы общего и среднего профессионального образования

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Методическая разработка внеурочного занятия по теме

«КОПЕЙКА К КОПЕЙКЕ – ЭТО ДОХОД СЕМЕЙКИ»

(квест-игра)

Разработчик проекта:

Балданова Цыцыгма Бадмаевна,

преподаватель экономических дисциплин ГАПОУ РБ «ТСиГХ»,

Проект допущен к защите

Администратор РМЦ _____________________ Я.В. Цыдыптарова

 Улан-Удэ, 2018