ЛЕКЦИЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕРВИЧНЫХ ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ

Тема лекции: Трудовой коллектив (2часа).

ПМ.03. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕРВИЧНЫХ ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ

МДК 03.01. Организация работы и управление подразделением организации

23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_no1.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел I. Предприятие как хозяйствующий субъект.

Тема 1.1 Трудовой коллектив (2часа).

ПМ.03. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕРВИЧНЫХ ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ МДК 03.01. Организация работы и управление подразделением организации

23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования

План лекции:

1. Сущность и функции труда. Его социальные аспекты.

2. Контракт – это договор (соглашение).

3. Коллективный труд.

Цели урока:

обучить: Раскрыть понятия коллектив, трудовой коллектив, поведение человека в коллективе.

развить: Способствовать развитию навыков мышления, умению анализировать и делать выводы.

воспитать: Способствовать формированию у учащихся самоанализа, изучения себя через образы и ситуации с учетом мнения других людей, через соотношение себя с другими.

                                                 

 Ход урока:
I. Организационный момент. Приветствие, проверка, списочного 
состава, подготовка к уроку.
II. Актуализация.
Давайте вспомним пройденный материал.

Вопросы:

 1.Кто такой менеджер?
 2.Каковы основные функции менеджера на современном предприятии?
 3.Что представляет собой организационная структура предприятия и для чего она разрабатывается?

III. Объяснение нового материала.

1. Большую часть своей жизни мы проводим: среди людей, в коллективах. Когда мы работаем или учимся, то постоянно окружены людьми. Что отличает коллектив от простого скопления: людей на улице?

Во-первых, наличие общей цели, ради которой, люди объединились в коллектив.

Во-вторых, наличие определённых правил, и норм, по которым живет тот или иной коллектив.

В-третьих, каждый коллектив имеет свою организационную структуру, которая определяет отношения подчинённости между людьми – они называются иерархией.

В-четвёртых, в каждом коллективе установлен тот или иной способ коммуникаций.

На рынке труда рабочая сила представляет товар, который её собственник, работник продаёт за определённую плату. Происходит акт купли-продажи, и возникают отношения найма рабочей силы между администрацией и работником. При этом каждая из сторон свободна в своих действиях, то есть вправе соглашаться или не соглашаться на 
условия купли-продажи. Законом запрещается дискриминация со стороны нанимателя по половому признаку, национальности, расы. 

Трудовой коллектив — это группа трудящихся людей, объединенных общей работой, интересами и целями.

Совместный, коллективный труд является не просто суммой индивидуальных усилий ряда людей. Он стал более производительным, успешным и результативным, позволил каждому члену коллектива применить все свои знания и умения, приобрести лучший опыт работы. Крупное общественное разделение труда и специализация создали условия для производственной кооперации. С развитием производительных сил одновременно шел процесс совершенствования коллективного труда, образования устойчивых трудовых коллективов на фабриках и заводах. Кустари-одиночки ушли из общественного производства в далекое прошлое. Основой любого производства материальных благ и услуг стал трудовой коллектив.

Коллективным трудом можно добиться гораздо больших результатов, чем разрозненной работой такого же количества людей. Это происходит благодаря огромному потенциалу трудового коллектива.

Коллективный труд позволяет:

  • передавать свои знания и умения другим членам коллектива, получая взамен признание и благодарность за это, а при необходимости и получать новые знания и умения;
  • ставить цели гораздо более высокого порядка и решать очень сложные и объемные задачи, чем работая в одиночку;
  • иметь сочувствие, сопереживание своих коллег и получать их поддержку не только в трудовом процессе, но ив бытовых и других жизненно важных вопросах;
  • проявлять способности, творчество и инициативу каждого работника, выдвигать новые идеи, рационалистические предложения;
  • повышать чувство ответственности не только за собственную работу, но и за своих товарищей, совместно решать и добиваться выполнения принятых решений, выступать по принципу «один за всех, все за одного»;
  • подвергать порицанию и осуждению дела и поступки товарищей, не отвечающие принятым в коллективе нормам морали и нравственности, и даже наказывать провинившихся, вплоть до увольнения.

Однако такой потенциал может проявиться только тогда, когда коллектив полностью сформировался и приобрел все присущие ему свойства и качества, а также, когда менеджер эффективно управляет действиями как каждого члена, так и коллектива в целом.

Трудовые отношения в ходе трудовой деятельности строятся на контрактных началах и регулируются трудовым договором.

Контракт – это договор (соглашение), определяющий взаимные права и обязанности договаривающихся сторон. Контракт оговаривает характер, содержание и условия оплаты труда, взаимные обязанности работника и нанимателя.

Обычно контракт заключается на год или несколько лет и по истечении этого срока может быть прерван или продолжен по взаимному решению сторон. Если администрация или работник нарушает условия контракта, то пострадавшая сторона может возбудить иск, передать дело в суд или арбитражную комиссию, расторгнуть договор в установленном порядке.

2. Работа с людьми, бесспорно, является самым сложным процессом в бизнесе. К подбору сотрудников и организации их работы следует относиться очень серьёзно. В соответствии с уже разработанной организационной структурой предприятия составляется список

необходимых специалистов. Затем нужно определиться, какое жалованье вы в состоянии им платить. Проконсультируйтесь об уровне зарплат этих категорий работников на других предприятиях.

3. При подборе сотрудников на конкретные должности важно учитывать их личностные качества, все они быть порядочными и энергичными. После подробного собеседования и отбора кандидатов им рассказывают об их будущих обязанностях. Опытные предприниматели рекомендуют назначить срок проверки их способностей на новом

 рабочем месте. Обычно 3–4 месяца достаточно для того, чтобы лучше узнать человека. Пред тем, как приступить к работе, необходимо проинструктировать новых работников относительно того, что они, а должны делать чего не должны и какого результата от них ждут. Если в течение испытательного срока принятые люди справляются с работой – хорошо, если нет, то надо это признать, объяснить несправившимся их ошибки и подыскать других людей.

4. В практике организации оплаты труда используются две основные формы заработной платы – повременная и сдельная, а также их разновидности, например, сдельно-премиальная и др.

V. Тест.

VI. Домашнее задание: Чтение конспекта с пометками на полях;

VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок.