УМК МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ для выполнения самостоятельной работы по ПМ.03. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕРВИЧНЫХ ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ

Методические указания по профессионального модуля ПМ.03. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕРВИЧНЫХ ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ являются частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 23.02.04. «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования».

Выполнение самостоятельной работы должно способствовать более полному усвоению программного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._rek._srs_po_trud._koll.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия

«Техникум строительства и городского хозяйства»

Методические указания

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

для выполнения самостоятельной работы по

 ПМ.03. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕРВИЧНЫХ ТРУДОВЫХ

КОЛЛЕКТИВОВ

для студентов специальности

  23.02.04. «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования»

 

Улан-Удэ

2018

  УТВЕРЖДАЮ:                                                            ОДОБРЕНА:

Заместитель директора по НР                  Предметно-цикловой комиссией   _______________________                       Председатель____________                                                                                                     «_____»___________2018г.                                    «_____»___________2018г.                

Составила: Балданова Ц. Б., преподаватель экономических дисциплин  

Рецензенты:

  1.  Ч.Б. Урбанова, к.г.н., доцент кафедры экономической и социальной  

географии БГУ.

  1. Е.С. Мормоева, методист ГАПОУ «ТСиГХ».

Улан-Удэ

2018

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Цели, основные виды самостоятельной работы студентов
  2. Памятка для выполнения учебно-практических заданий
  3. Самостоятельные работы. Проработка конспектов занятий, подготовка к практической работе.

  1. Самостоятельная работа № 1.  Организационно-правовые формы организаций.
  2. Самостоятельная работа № 2.  Рыночные структуры.    
  3. Самостоятельная работа № 3.   Формы и системы оплаты труда. Фондоотдача и фондорентабельность.  Материалоотдача и материалоемкость
  4. Самостоятельная работа №4.   Издержки производства и реализации продукции.  
  5. Самостоятельная работа №5.  Транспортный процесс и и производительность подвижного состава.
  6. Самостоятельная работа №6.   Классификация перевозок.
  7. Самостоятельная работа №7    Организация перевозок пассажиров.

Самостоятельная работа №8. Особенности организации перевозок различных грузов

Литература

Введение

Методические указания по профессионального модуля ПМ.03. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕРВИЧНЫХ ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ являются частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 23.02.04. «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования».

Выполнение самостоятельной работы должно способствовать более полному усвоению программного материала.

Методические указания для выполнения самостоятельной работы составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине, рассчитаны на 100 часов, предусматривают самостоятельное изучение многих экономических проблем, позволяет ознакомиться с экономическими аспектами деятельности предприятия, фирмы, отрасли, получить необходимые знания о важнейших показателях работы предприятия, их смысле, методике расчета.

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

        - рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

        - основные микро- и макроэкономические категории и показатели;

        - методы их расчета.

Выполнение заданий по самостоятельной работе должно формировать навыки работы с литературой, умение выбрать главное, самостоятельность в добывании знаний.

Цели, основные виды самостоятельной работы студентов

Цели самостоятельной внеаудиторной работы студентов

- закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, самостоятельное овладение новым учебным материалом;

- формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;

- развитие самостоятельного мышления;

-формирование убежденности, волевых черт характера, способности к самоорганизации.

Основные виды самостоятельной работы студентов

Первичное овладение знаниями (усвоение нового материала):

- чтение дополнительной литературы;

- составление плана текста, конспектирование прочитанного;

- выписки из текста;

- ознакомление с нормативными документами.

Закрепление и систематизация знаний:

- работа с конспектами лекций;

- изучение нормативных документов;

- ответы на контрольные вопросы;

- подготовка к выступлению на занятиях, а также рефераты и доклады.

Применение знаний, формирование умений:

- решение задач по образцу, вариативных задач;

- выполнение ситуационных производственных задач;

- выполнение индивидуальных заданий.

Тема

Количество часов

Вид работы

1

2

3

Проработка конспектов занятий

81

Повторить пройденный

материал.

  1. Организационно-правовые формы организаций.
  2. Рыночные структуры.

2

1

Конспектирование темы из учебника. Работа с учебниками: Туревский И.С. Экономика отрасли (автомобильный транспорт). Учебник, «ИНФРА-М» -2013

 Доклад. Работа с учебником: Любимов Л.Л., Липсиц И.В. Основы экономики». -  М. / Просвещение, 2010. , Л.Н. Чечевицына «Микроэкономика» стр. 26-35.

  1. Фондоотдача и фондоемкость.  Материалоотдача и материалоемкость.

3

 Реферат. Работа с учебниками: Туревский И.С. Экономика отрасли (автомобильный транспорт). Учебник, «ИН-ФРА-М» -2013., Любимов Л.Л., Липсиц И.В. Основы экономики». -  М. / Просвещение, 2010. , Л.Н. Че-чевицына «Микроэкономика» стр. 26-35.

  1. Формы и системы оплаты труда.

2

Конспектирование темы из учебника. Работа с учебниками: Туревский И.С. Экономика отрасли (автомобильный транспорт). Учебник, «ИНФРА-М» -2013

  1. Издержки производства и реализации продукции.  

2

Решение задач. Работа с учебниками Л.Н. Чечевицына стр. 180-184, Туревского И.С. Экономика отрасли (автомобильный транспорт). Учебник, «ИНФРА-М» -2013

  1. Транспортный процесс и классификация перевозок.

4

Реферат. Работа с учебниками: Туревский И.С. Экономика отрасли (автомобильный транспорт). Учебник, «ИНФРА-М» -2013,  Горев, А. Э. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения : учебное пособие / А. Э. Горев, Е. М. Олещенко. - 3-е изд. 2011.

  1. Классификация перевозок

3

Реферат. Работа с учебниками: Турев-ский И.С. Экономика отрасли (автомобильный транспорт). Учебник, «ИНФРА-М» -2013 Горев, А. Э. Организация ав-томобильных перевозок и без-опасность движения : учебное пособие / А. Э. Горев, Е. М. Олещенко. - 3-е изд. 2011

  1. Особенности организации перевозок различных

2

Реферат. Работа с учебниками:  Туревский И.С. Экономика отрасли (автомобильный транспорт). Учебник, «ИНФРА-М» -2013 Горев, А. Э. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения : учебное пособие / А. Э. Горев, Е. М. Олещенко. - 3-е изд. 2011г.

Самостоятельная работа № 1, №2.

Организационно-правовые формы организаций.

 Рыночные структуры.  

План изучения

1. Предпринимательство, его значение и виды.

2. Организационно-правовые формы предприятия.

        Изучив эту тему, вы узнаете, что:

- предпринимательство – это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли;

- предприниматель может заниматься любыми  видами хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом;

- различают следующие виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, посредническое, страховое;

- организационно-правовые формы, в которых выступают коммерческие организации, юридические лица, это: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия;

- виды некоммерческих организаций- потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации.

Основные термины и понятия

        Предпринимательство, производственное, коммерческое, финансовое, посредническое виды предпринимательства.

Темы конспектов, рефератов

1. Предпринимательство.

2. Организационно-правовые формы предприятий.

Самостоятельная работа № 3

3.1.Формы и системы оплаты труда

3.2. Фондоотдача и фондорентабельность.  

3.3.Материалоотдача и материалоемкость

План изучения

1. Цель тарифной системы.

2. Элементы тарифной системы. Их содержание, назначение.

        Изучив эту тему, вы узнаете:

- из каких элементов состоит тарифная система;

- содержание и назначение тарифно-квалификационного справочника;

- для чего используется минимальная ставка оплаты труда;

- из чего состоит тарифная сетка, назначение тарифной сетки и ее элементов.

- виды оплаты труда

- бестарифная система оплаты труда

Основные понятия и термины

        Тарифно-квалификационный справочник, минимальная ставка оплаты труда, признаки дифференциации оплаты труда, тарифный разряд, тарифный коэффициент, квалификационная характеристика, бестарифная система оплаты труда, повременная, сдельная оплата труда.

Контрольные вопросы и задания

1. Элементы тарифной системы.

2. Что такое тарифно-квалификационный справочник?

3. Для чего используется тарифно-квалификационный справочник?

4. Из чего состоит тарифная сетка?

5. Что показывает тарифный разряд и тарифный коэффициент?

6. Формы оплаты труда: сдельная, повременная.

Темы сообщений и рефератов

  1. Тарифная система.
  2. Бестарифная система оплаты труда
  1. Решение задач, предложенных преподавателем.
  2. Задания для самостоятельной работы №3.2 обучающихся:

Подготовить сообщение по теме: «Фондоотдача и фондорентабельность».

Подготовить сообщение по теме: «Материалоотдача и материалоемкость»

Самостоятельная работа № 4

Издержки производства и реализации продукции

План изучения

1. Понятие издержек производства.

2. Классификация затрат предприятия.

3. Состав элементов сметы и статей калькуляции.

        Изучив эту тему, вы узнаете, что:

- издержки на производство включают полный объем затрат живого и овеществленного труда;

- экономические издержки состоит из внешних и внутренних;

  • затраты на производство классифицируются по пяти признакам:

           а) по роли в процессе производства;

  б) в зависимости затрат от изменения объема производства продукции;

  в) по способам учета и группировки затрат;

  г) по срокам использования;

  д) включают в себя материальные затраты (как элемент затрат на произ

      водство);

 е) затраты на оплату труда (как элемент сметы затрат на производство);

 

ж) прочие затраты (как элемент сметы затрат на производство);

 з) включают в себя статьи калькуляции «общественные расходы» и «обще

   ственные расходы».

Основные термины и понятия

        Материальные затраты «Затраты на оплату труда». «Прочие затраты», «общехозяйственные расходы», «общепроизводственные расходы». Издержки производства. Экономические издержки. Внешние издержки. Внутренние издержки. Прямые затраты. Косвенные затраты.

Решение задач. Работа с учебником Л.Н. Чечевицына стр. 180-184

Самостоятельная работа № 5

   Транспортный процесс и классификация перевозок

Элементы транспортного процесса. Транспортный процесс – процесс перемещения грузов и людей – процесс производственный. Непосредственно сам транспортный процесс делится на три стадии: начальная – включает все виды работ, связанные с подготовкой к перевозке; непосредственно перемещение; конечная – разгрузка, оформление документов, прием груза по количеству и

качеству, окончательный расчет.

-Классификация перевозок.

По виду перевозок (грузовые и пассажирские); по виду используемого транспорта (автомобильные, ж/д, речные, морские, авиа (для грузов – трубопровод), смешанные; по отраслевому признаку (все перевозки делятся по видам грузов, отнесенных к отраслям народного хозяйства); по размеру партии (массовые и мелкопартионные); по виду сообщений (технологические, городские, пригородные, междугородние; внутрирайонные и межрайонные, международные ближнего и дальнего зарубежья); по способу выполнения (местные, прямое сообщение, смешанное сообщение комбинированные); по времени выполнения (постоянные, сезонные, временные); по организационному признаку (централизованные и децентрализованные).

Варианты схем перемещения грузов.

 Для одного и того же груза можно подобрать разные варианты перевозок. Условия эксплуатации автомобилей (транспортные, дорожные, климатические и организационно-технические).

Контрольные вопросы:

1 .В чем отличие по отнесению перевозок к пригородным и междугородним?

2. В чем сущность различных видов сообщений. Критерии их выбора.

Самостоятельная работа № 6

Транспортный процесс и производительность подвижного состава

Характеристика маршрутов и сущность транспортного цикла.

Маршрут движения – путь, по которому следует автомобиль при выполнении

перевозок. Бывают различные виды маршрутов (маятниковые, кольцевые, совмещенные).

Движение по маршруту с выполнением всех технических операций называется транспортным циклом. Виды транспортных циклов: полный (оборот) и неполный (ездка).

Методы маршрутизации (помашинные отправки и маршрутизация перевозок мелких партий грузов) и основанные на моделях математического программирования.

Технико-эксплуатационные показатели работы автомобилей

Грузоподъемность автомобиля и показатели его использования (грузоподъемность, грузовместимость, коэффициент использования грузоподъемности (статический и динамический);

Показатели расстояний (расстояние перевозки, пробег автомобиля (общий, холостой, нулевой, с грузом), коэффициент использования пробега)

Показатели скорости (техническая, эксплуатационная, сообщения)

Показатели времени (Время в наряде, Времясмены, Время ездки, Время оборота, Время движения, Время простоя ПС под погрузкой-разгрузкой)

Производительность автомобиля. Анализ влияния ТЭП на производительность автомобиля.

Особенности расчета показателей по другим видам транспорта.

Контрольные вопросы:

1.   Дайте определение «ездки», «оборота», «маршрута».

2.   Какие показатели характеризует рабочее время автомобиля?

3.   Из каких элементов состоит время простоя под погрузкой-разгрузкой?

Транспортный процесс

Классификация и характеристика пассажирских автомобильных перевозок.

Пассажирские автомобильные перевозки подразделяются по ряду признаков: по виду подвижного состава, по виду сообщений, по назначению, по форме организации. Подвижной состав для пассажирских перевозок – автобусы, легковые автомобили различаются по виду перевозок, по конструктивным схемам, по размерности, проходимости, по типу кузова, по вместимости.

Классификация автобусных маршрутов; оборудование маршрутов, линейные сооружения. Автобусный маршрут – это строго регламентированный путь следования автобуса при выполнении перевозок пассажиров. Маршруты могут быть маятниковыми и кольцевыми. В зависимости от их расположения на территории обслуживаемого района (города) маршруты подразделяются на диаметральные, радиальные, тангенциальные, кольцевые. Маршруты разбиваются на перегоны, длина которых в основном зависит от вида перевозок – на городских, пригородных, междугородных маршрутах. В процессе организации работ маршрутов определяются конечные и промежуточные остановки, которые оборудуются указателями, линейными сооружениями – автопавильонами, кассовыми аппаратами, средствами связи и фиксации времени прибытия автобусов и т. д.

Транспортный процесс при перевозке пассажиров может быть представлен в виде системы. Входом в систему является потребность населения в перевозках и наличие определенного количества подвижного состава.

Выходом системы является своевременная доставка пассажиров к месту назначения. Обратная связь заключается в поступлении с линии информации о движении подвижного состава, соблюдении расписания, обеспечении комфортных поездок. Для того чтобы эта система функционировала, необходимо знать закономерности изменения элементов транспортного процесса. Транспортный процесс как система может быть подразделен на 2 подсистемы: процесс перемещения, процесс посадки-высадки пассажиров. Цикл перевозок, рейс, кругорейс (оборот).

Устанавливая закономерности работы этих подсистем, можно организовать, моделировать, прогнозировать, оптимизировать транспортный процесс.

Контрольные вопросы:

1. Какими требованиями должен соответствовать подвижной состав на го-

родских, пригородных, международных перевозках пассажиров?

2. Дайте определения рейса для радиального, диаметрального, кольцевого,

петлевого маршрута.

Самостоятельная работа № 7

 Организация перевозок пассажиров

Выбор и расчет количества автобусов для обслуживания маршрута. Организация перевозок пассажиров заключается, в первую очередь, в определении рационального числа автобусов, работающих на маршруте, их пассажировместимости, продолжительности работы автобуса на маршруте. Эти показатели должны соответствовать пассажиропотоку, его мощности, распределению по часам суток, длине маршрута. Расчет числа автобусов на маршруте производится при извесном пассажиропотоке на наиболее загруженном участке маршрута в час

«пик», с учетом ограничений на величину интервала. Если интервал слишком велик или мал, то принимают в расчет соответственно низкую или большую пассажировместимость автобуса. Затем расчеты повторяют. Выбор и расчет количества автобусов на городских маршрутах для предварительных расчетов можно выполнять при известном пассажиропотоке по методике НИИАТА, которая устанавливает взаимосвязь между мощностью пассажиропотока и вместимостью автобуса.

Расписание движения автобусов на маршрутах. Основной документ организации движения – маршрутные расписания составляются для всех маршрутов (сводное), для одного маршрута, для одного водителя (рабочее маршрутное расписание). На каждый маршрут составляются, по крайней мере, 6 вариантов расписаний – по сезонам года, на будничные, выходные, праздничные дни. Частота и интервал движения автобусов на маршруте зависят от числа работающих автобусов и времени оборота на маршруте.

Организация работы автобусов в городах в часы « пик» и спада пассажиропотоков. Актуальной проблемой является организация перевозок пассажиров в городах в часы «пик» и межпиковый период. Для организации перевозок пассажиров в часы «пик» и в часы спада пассажиропотока должны выполняться следующие мероприятия: обследование и анализ пассажиропотоков; рассредоточение времени начала работы предприятий и организаций; централизованное управление движением автобусов на маршрутах; разработка гибких, совмещенных и смешанных автобусно-таксомоторных маршрутов.

Перевозка пассажиров на пригородных, сельских, междугородных маршрутах. Организация перевозки пассажиров на пригородных, сельских, междугородных маршрутах заключается в

следующем: изучением временных и пространственных характеристик распределения пассажиропотока, а также определение фактического спроса на перевозки; выбор рациональных типов подвижного состава и расчет их числа по

маршрутам; перераспределение автобусов между маршрутами в случае дефицита провозных возможностей; выбор рациональных форм организации движения, систем организации труда  водительских бригад и оплата проезда пассажирами.

Организация перевозок пассажиров в международном сообщении. Организация перевозок пассажиров в международном сообщении регулируется межправительственными соглашениями, рядом нормативных актов.

Организация перевозок пассажиров легковыми и маршрутными такси.

Перевозки пассажиров легковыми и маршрутными такси производятся как в городском, так и во внегородском сообщениях. Схема работ по организации движения и эксплуатации автомобилей на линии включает: изучение спроса на перевозки, определение ожидаемого объема перевозок; расчет потребного числа автомобилей, распределение их по маршрутам и стоянкам.

Особенности организации перевозки пассажиров другими видами транспорта.

Контрольные вопросы:

1. Напишите формулы расчета числа автобусов всеми методами расчета.

2. Перечислите виды расписаний.

  1. Перечислите особенности организации перевозок пассажиров в городе, на сельских, пригородных, и междугородных маршрутах?

Самостоятельная работа № 8

Особенности организации перевозок различных грузов

Организация перевозок и погрузочно-разгрузочных работ для навалочных грузов.

Организация перевозок грузов промышленности. Промышленные грузы включают как сырье, полуфабрикаты, комплектующие, топливо и готовую продукцию. Особенности расчета количества автомобилей-тягачей и полуприцепов на маршруте.

Организация перевозок штучных грузов в пакетах и контейнерах.

Организация перевозок опасных грузов. Основные документы, регламентирующие эти перевозки, классификация грузов по 9 классам опасности; знаки опасности; задачи, направленные на повышение безопасности перевозок. Требования к подвижному составу, персоналу, организации маршрутов движения.

 Контрольные вопросы:

1. Какие факторы необходимо учесть при организации перевозок различных грузов?

2. Какие основные документы регламентируют перевозку опасных грузов?

Литература:

 Основные источники:

1. Трудовой кодекс Российской Федерации. (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ.(принят ГД ФС РФ 21.12.2001)

 2. Туревский И.С. Экономика и управление автотранспортного предприятия: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФА – М, 2013. – 258с.

3. Туревский И.С. Охрана труда на автомобильном транспорте: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФА – М, 2012. – 240с.

Еженедельная экономическая газета «Экономика и жизнь».

Журналы: «Экономика и учет в строительстве», «Дорожные машины»,

«Автомобильные дороги».  «Российская газета».

Дополнительные источники:

  1. Бернадский В.В. Экологическая безопасность при эксплуатации и ремонте автомобилей: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2011. – 384с.
  2. Туревский И. С. Дипломное проектирование автотранспортных предприятий: учебное пособие. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. - 240с.
  3. Туревский И. С. Охрана труда на автомобильном транспорте: учебное пособие. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2012. - 240 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Охрана труда. Нормативные документы по охране труда [Электронный   ресурс].
  2. Российская национальная библиотека [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://nlr.ru/lawcenter, свободный. – Загл. с экрана.
  3. Рос Кодекс. Кодексы и Законы РФ 2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.roskodeks.ru, свободный. – Закл. с экрана.
  4. Электронные библиотеки России/pdf учебники студентам [Электронный ресурс].
  5. режим доступа: http://www.gaudeamus.omskcity.com/my_PDF_library.html, свободный. – Загл. с экрана.
  6. Экономико-правовая библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vuzlib.net, свободный. – Загл. с экрана.
  7. Экономический портал: все для экономиста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economyst.org.ua/econ-predpr.