Методическое пособие

МИКРОЭКОНОМИКА 

учебно-методическое пособие (1 раздел)

Методическое пособие для учителей и студентов среднего профессионального образования

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_razr_mikroekonomika.docx834.91 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬСТВА И ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА»

МИКРОЭКОНОМИКА

для учителей и студентов среднего профессионального образования

учебно-методическое пособие

Улан-Удэ 2017

Рекомендовано  Предметно-цикловой комиссией

ГАОУ СПО «ТСиГХ»

Председатель  ПЦК методист Мормоева Е.С.

Автор:

преподаватель экономических дисциплин  Балданова Ц.Б.

Научный редактор:

заместитель директора по СПО Цыренова Е.Д.

Рецензент:

к. г. н. доцент кафедры экономической, социальной и политической географии БГУ  Урбанаева Ч.Б.

Микроэкономика  (для студентов  учреждений среднего профессионального образования и школьников): Учебно-методическое пособие/ Ц.Б.Балданова – Улан-Удэ, 2017 – 12 с.

Учебно-методическое пособие по курсу «Микроэкономика» предназначено для студентов, обучающихся по неэкономическим специальностям и составлено в соответствии с целевым набором компетентностей и способностей выпускников средних учебных заведений, способствующих их приобщению к культурным и цивилизационным ценностям современного общества.

Содержание

  1. Аннотация
  2. Тема 1. "Экономика: наука и хозяйство"
  1. План лекции
  2. План  практической работы
  3. Основные понятия
  4. Тесты с ответами
  5. Задачи с решениями
  6. Литература
  1. Тема 2. Основы хозяйственной жизни человечества
  1. План лекции

3.2        План  практической работы

3.3        Основные понятия

3.4        Тесты с ответами

3.5        Вопросы. Контрольные вопросы

3.6        Литература

   

Аннотация

      Данное учебное пособие является приложением к учебному курсу «Основы экономической теории. Микроэкономика».

      Его цель - предоставить студентам СПО материал для обсуждения на занятиях и самостоятельной работы.

Исходя из этих целей, в пособие включены:

  • Планы лекций и практических работ.
  • Тесты и Ответы: к ним.
  • Задачи и Ответы: к ним, в том числе несколько типичных задач по каждой теме с подробными решениями.
  • Контрольные вопросы для самопроверки и повторения.
  • Ситуации по нескольким темам.

      Основой теоретического материала, практических занятий программы являются: «Основы экономической теории» 1 и 2-ая часть учебник С.И.Иванова, «Экономика» и 2ая часть И.В.Липсица, учебно-методический комплект по «Прикладной экономике», «Экономика и бизнес» Е.Фрейнкмана.

     Материал данного пособия разбит по темам, соответствующим темам читаемого на занятиях ГАОУ СПО «ТСиГХ» по курсам «Экономика», «Основы экономики», «Экономика организации». Ситуации по некоторым основным темам сведены в специальный раздел.

H:\я0034.jpg

Тема 1. "Экономика: наука и хозяйство"

План лекции

1.        Понятие об экономике.

2.        Потребности, ресурсы. Ограниченность ресурсов.

3.        Экономический выбор. Альтернативная стоимость.

Греческое слово «экономика» в буквальном переводе означает искусство ведения домашнего хозяйства. В настоящее время понятие «экономика» имеет, по меньшей мере, три значения:

  1. Экономика в смысле народного хозяйства страны;
  2. Экономика как совокупность производственных отношений. Производственные отношения – это отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления.
  3. Экономика как наука, как экономическая теория.

Экономика как наука изучает проблему эффективного использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения неограниченных потребностей.

Экономическая наука в своей основе эмпирическая, т.е. базирующаяся на фактах реальной экономической жизни.

Для объяснения исследуемых процессов современная экономтеория широко использует методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования.

  1. Индукция – это движение от фактов к обобщению.
  2. Дедукция – от общего к частному.
  3. Моделирование – это изучение экономического процесса путем построения его мысленного или условного образца, называемого моделью.

Различают позитивную и нормативную экономическую теорию.

  1. Позитивная изучает реальную экономику. Ее цель состоит в формировании научных представлений, разработке теорий и выявлении связей между экономическими явлениями. Например, темп инфляции за данный период составил 18%.
  2. Нормативная – выносит суждения, дает оценки. Например, темп инфляции за данный период должен составить 18%.

Экономический анализ обычно проводят на микро– и макро– уровнях.

  1. Микроэкономика имеет дело с поведением субъектов рыночной системы – индивидуумов или отдельных фирм, а также с ситуациями, которые возникают на отдельных рынках или в отраслях. Поэтому в центре внимания микроэкономики находятся индивидуальные рынки товаров и услуг.
  2. Макроэкономика имеет дело с экономикой в целом, а не c отдельными ее субъектами.

Поведение хозяйствующих субъектов будет понятнее, если рассмотреть, какими принципами они руководствуются, совершая те или иные решения. Перечислим эти принципы:

  1. люди выбирают;
  2. любой выбор связан с затратами;
  3. рациональные люди сравнивают предельные издержки с предельной выгодой;
  4. люди предсказуемо реагируют на стимулы;
  5. обмен благами повышает благосостояние;
  6. рынок – эффективный способ организации хозяйственной деятельности;
  7. уровень жизни населения определяется способностью страны производить товары и услуги.

Выбор сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. В основе выбора чаще всего лежит желание как можно полнее удовлетворить существующие у субъектов хозяйственной деятельности потребности.

Потребность – это необходимость владеть чем – либо для обеспечения жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества в целом.

Потребности подразделяются на первичные (пища, одежда), удовлетворение которых жизненно необходимо, и вторичные (кино, предметы роскоши). Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, вторичные могут. Деление потребностей на первичные и вторичные исторически условно и меняется с развитием общества.

    Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами.

  1. Свободных благ, которые не ограничены и доступны для всех, нуждающихся в них, в природе крайне мало. Большая часть благ ограничена и относится к экономическим благам.
  2. Экономические блага – это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

Для создания экономических благ необходимы ресурсы.

Различают блага и услуги. Производство и потребление благ разделены во времени. Производство и потребление услуг нельзя разделить во времени.

По сфере применения выделяют:

  • потребительские блага (в сфере потребления);
  • экономические ресурсы (в сфере производства).

По продолжительности использования экономические блага делятся на:

  • блага текущего потребления;
  • блага длительного пользования.

По способу взаимодействия в процессе потребления:

  • взаимозаменяющие (субституты);
  • взаимодополняющие (комплиментарные);
  • не имеющие друг с другом связи (нейтральные).

В зависимости от своих вкусов и дохода каждый потребитель делит блага на качественные (нормальные) товары и некачественные (низшие).

Экономические ресурсы – это факторы, используемые при производстве экономических благ. К основным из них относятся труд, земля, капитал и предпринимательство.

  • Труд – совокупность физических и умственных усилий, которые прикладывают люди в процессе создания экономических благ. Плата за труд – заработная плата.
  • Земля – природные ресурсы, вовлеченные в процесс производства (земельные, водные, лесные ресурсы, полезные ископаемые). Плата за землю – рента.
  • Капитал – это созданные людьми средства производства (здания, сооружения, станки, оборудование, транспортные средства, линии электропередач, добытое сырье, т.е. все, что служит необходимым условием этого производства). Плата за капитал – проценты.

Капитал в качестве средств производства (физический капитал) следует отличать от финансового капитала, под которым понимают деньги, используемые для покупки факторов производства с целью организации производства товаров и услуг.

Предпринимательство – особый вид деятельности, который заключается в реализации новых идей, технологических и организационных нововведений, позволяющих наиболее эффективно соединить другие факторы производства. Плата за предпринимательство – прибыль.

Ограниченность ресурсов, которыми располагает общество, и факторов производства, которые применяются людьми, чтобы создавать экономические блага, ставит общество в целом, каждого отдельного человека или коллектив людей перед проблемой выбора. Объективно людям всегда приходиться решать проблему, как распорядиться теми ограниченными факторами производства, которыми они располагают, чтобы полнее удовлетворить свои потребности. При этом люди ведут себя рационально.  

Рациональность поведения предполагает, что при данных затратах факторов производства необходимо произвести как можно больше экономических благ, т.е. максимизировать результат при данных затратах. Человек поступит рационально и в том случае, если он достигнет желаемого результата при наименьших затратах, т.е. минимизирует затраты для достижения данного результата.

Рациональное поведение, с точки зрения экономиста, не всегда является «правильным» с позиции норм морали. Рациональность предполагает целесообразную деятельность, подразумевает постановку цели. Делая выбор, субъекты экономики руководствуются тем или иным критерием выбора.

С развитием общества потребности изменяются количественно и качественно. Из этого следует, что обществу необходимы экономические ресурсы во всевозрастающих масштабах, но ресурсы общества принципиально ограничены. Все потребности людей удовлетворить нельзя. Проблема экономического выбора общества возникает из необходимости производства разнообразных товаров и услуг в условиях ограниченности экономических ресурсов.

С проблемой экономического выбора связана проблема альтернативной ценности благ. Альтернативная ценность блага для общества означает, каким количеством одного блага оно готово пожертвовать ради увеличения производства другого блага на одну единицу. Альтернативная ценность оценивается как упущенная выгода в наилучшем из отвергнутых вариантов.

Альтернативная стоимость товара или услуги – это то количество товаров или услуг, от которых отказываемся в пользу выбранного. При этом альтернативная стоимость определяется наилучшем из отвергнутых вариантов.  Например, на имеющиеся деньги можно купить мороженое или шоколадку. Предположим, что человек купил шоколадку. Мороженое в этом случае явилось ценой его выбора, т.е. альтернативной стоимостью шоколадки.

Экономика - совокупность отношений между людьми в сфере производства, распределения, обмена и потребления продуктов труда, соответствующая данной ступени развития общества.

Экономика - это хозяйственный комплекс, включающий отрасли и виды производства и непроизводственной сфере.

Экономика - это наука, которая исследует как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих безграничных потребностей в экономических благах.

     План практической работы

  1. Производственные возможности.
  2. Проблема выбора
  3. Типы экономических систем.

Основные понятия

Экономическая теория изучает проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов с целью достижения максимального удовлетворения потребностей человека. Потребности - это нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. Экономические потребности удовлетворяются путем использования материальньгх и нематериальны х благ и услуг.

Благо- то, что обладает свойствами, полезными для потребителя.

Ресурсы - факторы, используемые в процессе создания благ для конечного потребления.

Свободное благо - это благо, количество которого достаточно для удовлетворения потребностей всех нуждающихся в кем его нулевой цене.

Ограниченное (экономическое) благо - это благо, количество которого недостаточно для удовлетворения потребностей всех желающих. Для приобретения такого блага необходимы затраты.

Эффективность - показатель соотнощения полученного результата и произведенных затрат. Экономический выбор - ситуация, при которой из нескольких возможных вариантов нужно предпочесть один, который обеспечит максимальную эффективность. Альтернативная стоимость (издерлжи) - лучший из вариантов, от которого отказались в пользу выбранного.

Модель - абстрактный образ действительности, помогающий понять суть происходящего явления; упрошенное и упорядоченное отражение реальности, необходимое для выявления и изучения закономерностей.

Кривая производственных возможностей - модель, иллюстрирующая проблему экономического выбора в условиях ограниченности ресурсов.

Тесты

1. Что имеют в виду, утверждая, что каждая экономическая система сталкивается с фактом ограниченности ресурсов:

  1. бывает так, что некоторые продукты можно купить только по очень высоким ценам;
  2. с ограниченностью сталкиваются бедные государства, богатые же смогли преодолеть эту
  3. проблему;
  4. производственные ресурсы никогда не бывают достаточными, чтобы удовлетворить все
  5. человеческие потребности;
  6. в любой экономике бьшают периоды спада, когда существует ограниченность ресурсов;
  7. верно 1) и 4).

2.        Если        страна использует   все    свои   материальные        и       трудовые
ресурсы, то большее количество какого-либо продукта:

  1. не может быть произведено;
  2. может быть произведено только при увеличении доступных ресурсов;
  3. может быть произведено при перераспределении ресурсов;
  4. может быть получено только при развитии торговли с другими странами;
  5. может быть произведено только при использовании более совершенной технологии.

3.        Экономические потребности    это:

  1. потребности, которые       могут быть удовлетворены       путем приобретения материальных благ и услуг;
  2. блага, которые необходимы человеку;
  3. вещи и услуги, которые вы можете приобрести на свои ограниченные ресурсы;
  4. природные ресурсы, капитал и труд;
  5. все потребности человека.

4.        Отказавшись от работы столяром с зарплатой 1,2 тыс. рублей в месяц или от работы референтом за 1 тыс. рублей в месяц, Иван поступил в колледж, где плата за обучение составляла 600 рублей в месяц. Какова альтернативная стоимость его решения?

  1. 1,8 тыс. руб.;
  2. 1,2 тыс. руб.;
  3. 2,8 тыс. руб.;
  4. 0,6 тыс. руб.;
  5. 2,2 тыс. руб.

5.        Какое определение понятия «ресурсы» является наиболее точным?

  1. факторы производства, которые можно использовать при создании благ;
  2. человеческий капитал, земля, технология;
  3. земля, труд и капитал (человеческий и денежный);
  4. люди, готовые участвовать в процессе производства;
  5. запасы природных богатств, население и объем финансовых средств на счетах в банках.

6.        Кривая производственных возможностей показывает все альтернативные комбинации
двух благ, которые:

  1. нужны людям;
  2. не могут быть произведены;
  3. могут быть произведены, если использовать все доступные ресурсы самым эффективным
  4. способом;
  5. могут быть произведены из располагаемых ресурсов при любом способе их использования;
  6. верно 1) и 4).

7.        Условие экономии ресурсов требует:

  1. принятия решений на основе принципа «все или ничего»;
  2. предельного анализа, т.е. рассмотрения небольших изменений переменных, при оценке объективной возможности и субъективной необходимости;
  3. чтобы величина предельной выгоды от любой деятельности была больше предельных издержек;
  1. чтобы любая деятельность выполнялась до точки насыщения;
  2. нет правильного ответа.

8.        Кривая производственных возможностей:

  1. всегда выпукла к началу координат в силу действия закона возрастающих альтернативных издержек;
  2. всегда вогнута к началу координат в силу действия закона убывающей предельной
  3. полезности;
  4. может быть кривой произвольного вида;
  5. является прямой линией;
  6. нет правильного ответа.

9.        К экономике какого типа относится следующее высказывание: «В связи с высокими
темпами инфляции было повышено пособие по безработице»?

  1. традиционной;
  2. рыночной;
  3. командной;
  4. смешанной;
  5. к любой.

10.        Понятие ограниченности ресурсов относится:

  1. только к природным ресурсам;
  2. только к тем благам, которые созданы в процессе производства;
  3. к способности человека воспринимать информацию;
  4. к любому экономическому благу;
  5. к количеству денег у потребителя.

Ответы: 1 )3 ;2)3 ;3) 1 ;4) 1 ;5) 1 ;6)3 ;7)2;8)5 ;9)4; 10)4

Задачи с решениями

Задача №1.

Экономика Хайландии располагает 400 ед. труда, которые могут произвести за год либо 100 ед. хлеба, либо 100 тракторов, либо их любую линейную комбинацию. В настоящее время Хайландия производит 75 ед. хлеба и 25 тракторов, что составляет простое воспроизводство, так как коэффициент выбытия составляет 25о/о, а в наличии у Хайландии всего 100 тракторов.

Известно, что для удвоения производственного потенциала страны (производить 200 ед. хлеба, либо 200 ед. тракторов, либо их любую линейную комбинацию) надо иметь 300 тракторов.

А) Может ли эта страна выполнить подобную программу за 10 лет, если она перейдет в точку на кривой производственных возможностей, в которой будут производиться 75

тракторов и 25 ед. хлеба?

Б) За какое время страна сможет получить в свое распоряжение 250 тракторов? Решение:

А) Не может, так как обеспечить производство 300 тракторов при норме выбытия 25°/о (что соответствует как раз 75 тракторам) можно только не догоняя. Догоняя надо производить больше, чем норма выбытия.

Б) В первый год выбывает 25 тракторов из 100 имеющихся в наличии плюс дополнительно произведенные 75 — итого 150 тракторов.

Во второй год выбытие 37,5 трактора = 38, остаются 112 в строю плюс дополнительно произведенные 75 — итого 187 тракторов.

В третий год выбывает 46,75 трактора = 47, остаются в строю 140 плюс произведенные 75 тракторов итого 215 тракторов.

В четвертый год выбывает 53,75 = 54, остаются в строю 161 плюс произведенные 75 тракторов итого 236 тракторов.

В пятый год выбывает 59 тракторов, остаются в строю 177 плюс произведенные 75 тракторов итого 252 трактора. Программа выполнена за 5 лет.

Задача №2

Определите, какие из комбинаций принадлежат линиям (кривым) производственных возможностей.

Номер комбинации

1

А(42; 4)

В (30; 15)

С (38; 9)

0(20; 22)

Е(15; 30)

2

А (30; 0)

В(18; 9)

С (24; 5)

0(27; 2)

^(12; 14)

3

А (50; 2)

В (20; 14)

С (44; 5)

0(37; 8)

Е(29; 11)

Решение:

Сначала необходимо определить последовательность расположения точек на координатной плоскости. При этом следует учесть, что первой идет координата по горизонтальной оси (X).

Например, если сортировать точки по мере убывания координаты У, в 1-й комбинации последовательность будет следующей: Е-В-В-С-А.

После этого необходимо подсчитать предельные нормы трансформации при переходе от одной точки к другой. Если определить предельную норму трансформации блага У в благо X как МКТ = -дельта У/ дельта X, то КПВ характеризуется возрастанием предельной нормы трансформации при движении вдоль кривой слева направо (из-за действия закона убывающей предельной производительности).

На участке Е - В МКТ = (30 - 22)/(20 - 15) = 1,6. На участке В - В МКТ = (22 - 15)/(30-20)= 0,7. То есть МКТ убывает, значит, 1-я комбинация не описывает КПВ. 2-я комбинация описывается последовательностью точек: Е - В-С-В-А. Значения МКТ: 5/6; 4/6; 1; 2/3. Такая последовательность значений предельной нормы трансформации не описывает КПВ.

3-я комбинация: В—Е--Б—Д—А. Значения МКТ: 3/9; 3/8; 7; 3/6. Величины МКТ возрастают, значит, данная комбинация точек описывает КПВ. Ответ: 3-я комбинация.

Контрольные вопросы

  1. Что такое «экономические ресурсы, потребности, блага»?
  2. Чем ограниченность благ отличается от редкости блага

Литература

        Основой теоретического материала, практических занятий программы являются:

  1. Основы экономической теории: учебник для 10-11 кл Под ред СИ. Иванова. М.: Вита - Пресс,2008.
  1. «Экономика», учебник И. Липсица, Москва. Вита Пресс. 2008

3.«Экономика и бизнес» Е. Фрейнкмана Москва. Вита Пресс. 2005.

Используемая дополнительная литература:

  1. Бизнес. Энциклопедия для детей /под ред. М. Аксенова. М.: «Мир энциклопедий», 2005.
  2. Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. Учебник для 10, 11 классов. М.: Вита - Пресс, 2008 г.
  1. Неровня Т.Н. История экономики. Ростов н/Д.: «Феникс» 2005 г.
  2. Райзберг Б.А. Введение в экономику. М., 2003.
  3. Савицкая Е.В. Рабочая тетрадь по экономике в 2 частях. М.: Вита - Пресс, 2005 г.
  4. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. М.: Вита - Пресс, 2004 г.
  1. Фрейнкман Е.Ю. Экономика и бизнес. Начальный курс. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов. М.: «Начала - Пресс», 2005 г.
  2. "Экономика, модуль 1 - 2 макроэкономика" С.С.Носова. Москва. РосНоу, 2003.
  3. "Популярная Экономика часть 1-2-3 "Москва. 2003.
  4. Сборник практических заданий: "Сборник дач по экономике" С.Равичев, С.Григорьев, Москва. Вита Пресс. 2006

Тема 2 «Основы хозяйственной жизни человечества»

План лекции

  1. Экономические блага. Факторы производства.
  2. Специализация. Труд. Производительность труда.
  3. Торговля.

Какие другие факторы - помимо специализации - приводят к росту производительности труда?

Основные понятия

Субъектами рыночной экономики являются:

  1. домашние хозяйства (отдельный человек или группа людей), которые являются собственниками факторами производства и потребителями конечных товаров и услуг
  2. фирмы
  3. государство

Экономическая наука разделяет все жизненные блага на две группы:

  1. даровые блага;
  2. экономические блага.

Даровые блага - это те жизненные блага (преимущественно природные), которые доступны людям в объеме куда большем, чем величина потребности в них. А потому их не надо производить и люди могут потреблять их бесплатно. Именно к этой группе благ относятся: воздух, солнечный свет, дожди, океаны.

Экономические блага. И все же основной круг потребностей людей удовлетворяется за счет не даровых, а экономических благ, то есть тех товаров и услуг, объем которых:

  1. недостаточен для удовлетворения потребностей людей в полной мере;
  2. может быть увеличен лишь путем затраты факторов производства, то есть тех элементов производственного процесса, без которых он невозможен;
  3. приходится тем или иным способом распределять.

Труд- использование умственных и физических способностей людей, их навыков и опыта в форме услуг, необходимых для производства экономических благ.

Факторы производства - это ресурсы, которые используются людьми для производства потребительских товаров и услуг и для производства новых ресурсов. К ним относятся: труд, земля и капитал.

Для производства экономических благ используют ресурсы природы, свой труд и специальные приспособления (инструменты, оборудование, производственные объекты и другие).

Специализация - сосредоточение определенного вида деятельности в руках того человека или хозяйственной организации, которые справляются с нею лучше других.

Производительность- объем благ, который удается получить от использования единицы определенного вида ресурсов в течение фиксированного периода времени.

Товар - материальный предмет, полезный людям и потому ценимый ими как благо.

Услуга - нематериальное благо, имеюгцее форму полезной людям деятельности.

Торговля- добровольный и взаимовыгодный обмен благами в форме купли- продажи товаров и услуг за деньги.

Торговля — это особая деятельность людей, связанная с осуществлением актов купли-продажи и представляющая собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена.

Основные функции торговли:

  • реализация произведенной потребительной стоимости (товаров). Выполнение этой функции создает экономическую предпосылку для воспроизводства совокупного общественного продукта и связывает производство с потреблением;
  • доведение предметов потребления до потребителей. Именно за счет торговли происходит пространственное перемещение товаров от производителей к потребителям, причем в торговле продолжаются процессы производства в сфере обращения (а именно — транспортировка, хранение);
  • поддержание баланса между предложением и спросом. Одновременно торговля активно воздействует на производство в вопросах объема и ассортимента производимых товаров;
  • сокращение издержек обращения в сфере потребления (затраты покупателей на приобретение товаров) путем совершенствования технологии продаж, информационных услуг и т.п.;
  • функции, связанные с внедрением маркетинга, а именно: рыночные исследования, определение цены, создание служб сервиса, разработка товара и т.п.

Торговля подразделяется на два вида:

  1. Оптовая торговля — это любая деятельность по продаже товаров и услуг тем, кто приобретает их в целях или дальнейшего использования (переработка, пошив), или перепродажи. Поэтому при оптовой торговле товар закупается крупными партиями и в больших объемах.

  1. Розничная торговля — это особая деятельность людей, связанная с осуществлением акта купли-продажи товаров конечным потребителям. Эта деятельность представляет собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена, и является завершающим звеном движения товара в сфере обращения.

План практической работы

  1. Виды факторов производства.
  2. Тесты. Упражнение.
  3. Расчет производительности труда.
  4. Задача с решением. Контрольный вопрос

Тесты

1.        Прочитайте следующие утверждения и укажите, какие из них верны, а какие - ошибочны.

  1. В одно и то же время потребности людей в различньгх странах одинаковы.
  2. Проблема выбора существует только для производителей.
  3. Шерсть, используемая для вязки платков, является капиталом.
  4. Мандарины, выращенные на плантации, можно рассматривать как фактор производства. 5. Деньги - это важнейший ресурс, необходимый при производстве
  5. экономических благ.

                         Ответ: верны- 3,4,5; ошибочны- 1,2.

2.        Найдите, какое из перечисленных утверждений является правильным. 1. Проблема ограниченности возникает потому, что:

а)        при торговле стран друг с другом устанавливаются таможенные барьеры, чтобы не
допустить ввоза дешевых товаров;

б)        для удовлетворения      неограниченных     потребностей ресурсов всегда не
хватает;

в)        прибыль недостаточно высока, чтобы заинтересовать производителей
расширять производство;

г)        продавцы придерживают товар, чтобы вызвать повышение цен.

                        Ответ: б.

3.        Найдите вариант, в котором перечислены все три фактора производства:

а)        конвейер, готовая продукция на складе, морская вода;

б)        каменный уголь, сталевар, деньги;

в)        врач, рентгеновский аппарат, лекарства;

г)        бухгалтер, компьютер, земля.

                           Ответ: г.

4. Что из нижеперечисленного можно отнести к капитальным ресурсам:

        а) деньги в кассе предприятия;

б)государственные облигации;

в)        трубопровод;

г)        залежи нефти?    

 Ответ: в.

Вопросы

1. Почему специализация приводит к повышению производительности труда? Ответ: на этот вопрос содержится в учебнике и обычно не вызывает затруднений у ребят.

2.Какие другие факторы - помимо специализации - приводят к росту производительности труда?                                                                

 Ответы:

а).         Среди основных факторов, определяющих производительность, следует назвать образование и профессиональную подготовку работников. Образованные и квалифицированные работники эффективнее выполняют производственные задачи, чем необученный персонал.

б.).        Усовершенствование машин и оборудования, улучшение их качества и увеличение количества в расчете на одного работника нередко рассматриваются как главный путь повышения производительности. Например: Один и тот же рабочий может вырыть яму размером 1 мЗ, используя экскаватор, лопату или собственные руки. Сколько таких ям за 1 час рабочего времени сможет вырыть наш рабочий в каждом из трех случаев? Другими словами, в каком случае производительность труда нашего рабочего будет выше? Очевидно, что использование лопаты будет более производительным, чем рытье ямы руками, а экскаватор позволит увеличить производительность на несколько порядков.

в).         Новые технологии, т.е. изменения в производстве, вызванные применением новых производственных методов, могут использоваться предпринимателями для повышения производительности. Например, появление новых видов металлов и двигателей, работающих безопасно при высоких температурах, стало тем новшеством, которое позволило развить авиационную промышленность. Чем выше температура, которую может выдержать двигатель, тем больше мощность, которую он способен развить. Тогда самолет может лететь быстрее или с той же скоростью, но с меньшим расходом топлива.

г).         Эффективность организации производственного процесса и управления им. В производственном процессе управляющие (менеджеры) отвечают за покупку того или иного оборудования, за наем и обучение работников, за стимулирование их труда, за внедрение новых технологий. От того, насколько хорошо они это делают, также зависит производительность. Генри Форд, например, ввел сборочную линию, которая передвигала по конвейерной цепи автомобиль к рабочему. Этот новый метод организации производственного процесса стал революцией в деле повышения производительности.

Задача с решением

№1. Решите задачу на расчет производительности труда. В хлебопекарне работают 10 работников. Каждый из них отрабатывает в течение дня 8 часов рабочего времени. За день выпекается 800 буханок хлеба. Чему равна производительность труда в этой хлебопекарне?

Решение

а)        Каково общее количество человеко-часов, отработанных
за день?

8 ч • 10 чел. = 80 чел.-ч в день.

б)        Производительность труда =10.

Следовательно, за 1 час рабочего времени каждым работником в среднем выпекается по 10 буханок хлеба. Такова производительность труда в данной хлебопекарне.

Контрольный вопрос

 1. Объясните тезис «Обмен является необходимым следствием специализации»?

Литература

             Основой теоретического материала, практических занятий программы являются:

  1. Основы экономической теории: учебник для 10-11 кл Под ред СИ. Иванова. М.: Вита - Пресс,2008.
  2. «Экономика», учебник И. Липсица, Москва. Вита Пресс. 2008
  3. «Экономика и бизнес» Е. Фрейнкмана Москва. Вита Пресс. 2005.
           Используемая дополнительная литература:
  4. Бизнес. Энциклопедия для детей /под ред. М. Аксенова. М.: «Мир энциклопедий», 2005.
  5. Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. Учебник для 10, 11 классов. М.: Вита - Пресс, 2008 г.
  6. Неровня Т.Н. История экономики. Ростов н/ Д.: «Феникс» 2005 г.
  7. Райзберг Б.А. Введение в экономику. М., 2003.
  8. Савицкая Е.В. Рабочая тетрадь по экономике в 2 частях. М.: Вита - Пресс, 2005 г.
  9. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. М.: Вита - Пресс, 2004 г.