Открытый урок "Понятие, свойство и виды информации. Источники научной информации. Виды научных документов."

Алифанова Елена Игоревна

Существующий рынок информационных услуг в соответствии со своей структурой требует от пользователя  определенной суммы знаний, навыков, умений. Пользователь должен знать свои информационные потребности, уметь их трансформировать в запросы на информационном языке, который присущ данной структуре, иметь навыки пользователя в системе коммуникаций рынка информационных услуг. Человек информационно грамотный – это тот, который осознает потребность в информации, умеет ее искать, получать, оценивать и творчески использовать. Но, прежде всего,  необходимо уяснить, что следует понимать под информацией.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_16.docx41.49 КБ
Файл oid_zanyatie_16._poisk_svoystva_i_vidy_informatsii.pptx1.46 МБ

Предварительный просмотр:

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

По дисциплине «Основы исследовательской деятельности»

для обучающихся 3 курса

специальность 40.02.01.

Право и организация социального обеспечения

дата проведения занятия по расписанию

пятница_____         ___                   21.10.2022                                          1 пара

день недели                                 дата                                 номер пары

группа 312

форма проведения дистанционно

преподаватель Алифанова Е.И.

Раздел 1. Наука и научное исследование

Тема 1.5. Поиск, накопление и обработка научной информации

Занятие 16. Понятие, свойства и виды информации. Источники научной информации. Виды научных документов.

Цель работы изучить:

- понятие, свойства и виды информации

- источники научной информации

- виды научных документов

- Учебное издание для бакалавров «Основы научных исследований» И.Н. Кузнецов, М., издательство ООО «ИТК» «Дашков и К», 2017

  1. Учебно-практическое пособие «Научно исследовательская работа студента» Н.М Розанова, М., ООО «Издательство КноРус», 2018
  2. Учебное пособие для СПО «Основы учебно-исследовательской деятельности», М. «Издательство Юрайт», 2019
  3. Учебник «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов» И.З. Сковородкина М., ООО «Издательство КноРус», 2020
  4. Справочно-правовая система «Гарант». Форма доступа: http://www.garant.ru/
  5. Справочно-правовая система «Кодекс». Форма доступа: http://www.kodeks.ru
  6.  Справочно-правовая система «Консультант плюс». Форма доступа: http://www.consultant.ru/

Междисциплинарные связи: Философия,Обществознание, История, ДОУ

Задачи:

Обучающие: Обобщить ранее изученный материал и расширить знания по различным методам исследования.

Воспитательные: Сформировать у обучающихся потребность в постоянном самообразовании, воспитать интерес к изучению дисциплины «Основы исследовательской деятельности», акцентируя внимание на связь её с практической действительностью.

Развивающие: Развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности.

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА

Ответьте на вопросы:

  1. Для чего студенту необходимо написание курсовых и выпускных квалификационных работ (ВКР)?
  2. Охарактеризуйте цели курсовой работы и ВКР.
  3. Опишите структуру и содержание ВВЕДЕНИЯ в курсовой работе и ВКР.

1. Понятие, свойства и виды информации.

 

Современный период развития общества характеризуется переходом от индустриальной к информационной цивилизации. Построение информационного общества становится приоритетной задачей. В новом обществе требуется новый тип образования - «опережающий». Специалистом сегодня становится лишь тот, кто постоянно усваивает новые знания, объем которых удваивается каждые полтора года. Возрастает необходимость получения новой информации, обновления знаний, повышения квалификации, освоения новых видов деятельности.

Существующий рынок информационных услуг в соответствии со своей структурой требует от пользователя  определенной суммы знаний, навыков, умений. Пользователь должен знать свои информационные потребности, уметь их трансформировать в запросы на информационном языке, который присущ данной структуре, иметь навыки пользователя в системе коммуникаций рынка информационных услуг. Человек информационно грамотный – это тот, который осознает потребность в информации, умеет ее искать, получать, оценивать и творчески использовать. Но, прежде всего,  необходимо уяснить, что следует понимать под информацией.

Информация (information от лат. informatio – разъяснение, осведомление) – это содержание какого-либо сообщения, сведения о чем-либо, рассматриваемые в аспекте их передачи в пространстве и времени; значение данных, фактов. В Федеральном законе Российской Федерации от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дается несколько иное определение информации: «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».

Информация может существовать в двух формах – скрытой, которую используя термин Г. Герца, можно назвать потенциальной, и явной, актуальной, которая возможна лишь при наличии субъекта, некоторой третьей стороны, способной ее уловить, извлечь, оценить и использовать, – социальной.

Социальная информация представляет собой отражение выявленных человеком в своей жизнедеятельности различий  в качественном состоянии объектов, их связей и взаимоотношений. Познавая природную информацию, человек переводит ее в социальную, но как мыслящее существо и сам производит последнюю.

Таким образом, информацию, передающуюся в человеческом обществе и активно участвующую в формировании общественного сознания, называют социальной. Социальной информации присущи свойства, отличающие ее от других материальных объектов. Они делятся на атрибутивные и ценностные. Атрибутивные свойства объективны, т. е. не  зависят от человека, его воли и желаний. К ним относятся:

    неотделимость материального носителя и языковой природы информации;

    дискретность – свойство передаваться, храниться и использоваться по частям;

    избыточность информации – свойство многократно дублироваться в структуре материальных носителей, гарантирующее устойчивость и надежность ее передачи;

    рассеяние – свойство, способствующее хаотичному, неконтролируемому распространению информации во времени и пространстве, вследствие чего затрудняется ее использование. Данное свойство отражает стремление информации расширять сферу своего влияния;

    концентрация – сужение поля возможного распространения информации, ограничение ее распространения различными рамками. Одновременно оно характеризует способность путем отражения в структуре материальных носителей накапливаться, сохраняться во времени.

Информация, кроме перечисленных выше атрибутивных свойств, обладает также рядом свойств, характеризующих степень ее полезности для потребителя. Эти свойства носят относительный характер.

Качественные характеристики:

    достоверность (приближенность информации к источнику или точность ее передачи);

    объективность (информация, очищенная от неизбежных искажений, возникающих при ее передаче, например, по неформальным каналам);

    своевременность;

    релевантность (степень соответствия информации решаемой задаче);

    актуальность (важность информации в конкретный момент времени).

Количественные характеристики:

     полнота (информация без «информационного шума»);

     достаточность  (количество информации, достаточное для принятия определенного решения).

Ценностные характеристики:

     ценность (ценностная информация для решения конкретной задачи);

     стоимость (все расходы по факту получения информации).

Уровень полезности социальной информации определяется степенью ее воздействия на воспринимающего субъекта. Если индивид, получивший информацию, приобрел необходимые ему знания, выработал правильное поведение, испытал эмоциональное удовлетворение и т. д., то информацию следует считать полезной.

Любая информация для кого-то всегда будет новой. Следовательно, информацией можно считать любые сведения, которыми обладает человечество. Чем же тогда информация отличается от знания – не менее распространенного понятия? Четко выраженного отличия здесь нет. «Знание» тоже многозначное понятие. Но в речевой практике слово «знание» чаще употребляется для обозначения сложившихся, проверенных, приведенных в систему сведений, во многом обобщенных – до уровня законов природы, общества, мышления. Знание является результатом познавательной деятельности. Говорят, что знанием овладевают, а информацию получают. Следовательно, информация – это и знание, и в то же время самая активная, меняющаяся, распространяемая его часть. Информация преобразуется в знание, которое, в свою очередь, становится информацией для кого-либо. Главное в информации – ее содержание, но давно подмечено, что ему способствуют эмоции передачи и восприятия, что существует многообразие способов фиксации и восприятия информации.

Доминирующий признак социальной информации – ее общественное назначение, согласно которому выделяют информацию массовуюгрупповую и межличностную. Массовая информация – это разновидность социальной информации, предназначенной для всех  и использующейся всем населением. Она собирается, накапливается, обрабатывается и передается по официальным каналам с помощью средств массовой информации. Между создателем информации и ее потребителем – социальный заказ.

Групповая информация отражает более глубокое представление о различных сторонах материального мира, общества и человеческого мышления. Специфическая особенность групповой информации – однородность потребителей и ориентация на целевые социальные группы. В свою очередь, групповая информация дифференцируется по областям знания (математика, астрономия, физика, медицина и т. д.) и отраслям производственной деятельности (строительство, транспорт, машиностроение и т. д.). Реализуется групповая информация в таких видах документов, как научные и производственные издания, переписка учреждений и организаций, научно-технические отчеты, депонированные рукописи и т. д.

Межличностная информация адресуется кругу лиц, связанных родственными, дружескими, профессиональными и другими отношениями. При документировании этот вид информации фиксируется в письмах, фотографиях, зарисовках. Особенностью этих документов является четкая направленность адресату.

В групповой информации целесообразно выделить информацию научную, техническую, производственную, научно-техническую. Особенно важную роль играет научная информация. Научная информация – это получаемая в процессе познания логическая информация, адекватно отражающая явления и законы природы, общества и мышления и используемая в общественно-исторической практике. Адекватность отображения научной информацией реального мира означает, что она должна обладать способностью повышать уровень человеческих знаний. Создать истинно научную информацию индивид способен только в том случае, если он овладел современным уровнем знаний.

Техническая информация создается в процессе исследований и разработок в области механизации и автоматизации трудовой деятельности, производственная возникает в сфере производства, сбыта и использования промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Известно, что одним из законов общественного развития является  взаимосвязь науки, техники и производства. Более того, наука стала непосредственной производительной силой, что  обусловило тесную взаимосвязь  научной и технической информации. Именно поэтому в практике информационного обслуживания пользуются понятием «научно-техническая информация», которая имеет отношение к науке, технике и производству. Научная и техническая информация занимает особое место в жизнедеятельности общества, поскольку направлена на поддержание всех ее сфер: науки, образования, производства, экономики и социальной сферы. Это своего рода элемент, обеспечивающий взаимодействие разных сфер жизнедеятельности

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что информация – это сведения или данные, объективно отражающие различные стороны и элементы окружающего мира и деятельности человека на определенном этапе развития общества, представляющие для  него какой-либо интерес и материализованные в форме, удобной для использования, передачи, хранения и обработки человеком или автоматизированными средствами.  

    2. Виды научных документов.

Важнейшим источником научной информации является документ (от латинского слова documentum - свидетельство) – информация, зафиксированная специальным образом на материальном носителе, снабженная реквизитами, позволяющими идентифицировать документ в процессе его обработки, поиска, использования и хранения. В широком смысле документ служит средством закрепления и передачи информации, знаний, духовных и материальных достижений человеческого общества. Документ является результатом и предметом духовной и материальной культуры.

Документы могут содержать текстовую, цифровую, графическую и аудио информацию, они могут подвергаться процессам записи, поиска, передачи, получения, сбора и чтения. Самая обширная группа документов – издания, подразделяемые на несколько подгрупп по целевому назначению, читательскому адресу, характеру информации и т. д.

По социальному статусу документы подразделяются на опубликованные, неопубликованные и непубликуемые документы.

Опубликованные документы – это документы, прошедшие редакционно-издательскую обработку: книги, брошюры, монографии, сборники, тезисы докладов, периодические и продолжающиеся издания, патенты и авторские свидетельства, препринты, стандарты, нормативно-технические документы, прейскуранты, каталоги, авторефераты диссертаций, рекламные издания. Они предназначены для широкого распространения и тиражируются типографским или каким-либо иным способом. 

Неопубликованные документы – это документы, не прошедшие редакционно-издательскую обработку и существующие на правах рукописи: отчеты о научно-исследовательских работах, диссертации и, описания алгоритмов, программ, проекты, сметы. Не рассчитаны на широкое распространение. К неопубликованным документам относятся депонированные рукописи.

  Непубликуемые документы – рукописные материалы сугубо личного характера (письма, дневники и др.), не предназначенные для публикации, которые со временем могут быть  опубликованы.

             Например, Генеральный план развития и реконструкции г. Москвы, по мере работы над ним архитекторов, проектировщиков  и других специалистов, относился к группе неопубликованных ДОКУМЕНТОВ. Однако, по мере окончания работы над ним, согласно закону, проект должен был быть вынесен на публичное обсуждение и общественные слушания. Таким образом, Генеральный план развития и реконструкции г. Москвы становится опубликованным ДОКУМЕНТОМ.

            ДОКУМЕНТЫ с грифом «Секретно» (непубликуемые) при попадании в средства массовой ИНФОРМАЦИИ (в результате журналистского расследования или утечки ИНФОРМАЦИИ) становятся опубликованными.

            Очень деликатная тема – личные письма и дневники. Всем известно, что чтение их посторонними лицами традиционно осуждается в обществе. Однако, как быть с письмами великих людей, например с перепиской  А.С. Пушкина? Причем, пушкинская переписка приходится на тот короткий в истории литературы период, когда частное письмо воспринималось современниками как явление литературы. Не потому ли М.И. Цветаева не только бережно сохраняла черновики своих писем, но и со временем вносила в них правки, примечания и комментарии (практически, готовила их к публикации)? К тому же большую часть историко-культурного наследия человечества и составляют как раз личные письма, записи, дневники – даже такие археологические артефакты как новгородские берестяные грамоты когда-то были непубликуемыми ДОКУМЕНТАМИ – личными письмами, счетами, расписками.

 В зависимости от характера обработки содержащихся в них данных, документы принято разделять на первичные и вторичные.

Первичный документ – любой материальный носитель, непосредственно фиксирующий любой результат познания реального мира или духовной, творческой и информационной деятельности (в виде описания фактов, отношений между ними, выявленных закономерностей, концепций, гипотез и т. д.). Документ, содержащий оригинальное произведение, свод произведений, материалы и результаты исследований и разработок: первичную статистику, фактографическую и нормативно-правовую информацию; учебные, инструктивно-методические, практические материалы и пособия, а также литературно-художественные, изобразительные, музыкальные и аудиовизуальные произведения.  Все разнообразие первичных опубликованных документов зафиксировано в ГОСТе 7.60–2003 СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения.

К вторичным относятся документы, являющиеся результатом аналитико-синтетической, логической переработки одного или нескольких первичных документов. В их числе: библиографические пособия, реферативные сборники, обзоры, рецензии. Вторичные документы выполняют две основные функции:

     оперативно оповещают о появлении первичных документов;

     в сжатом виде излагают основное их содержание.

Они так же, как и первичные, могут быть периодическими, непериодическими, продолжающимися.

Считается, что в первичных документах отражаются непосредственные результаты познания, а во вторичных - результаты аналитико-синтетической переработки информации, содержащейся в первичных документах. Однако исторически сложившаяся система научных документов такова, что многие из них содержат одновременно и результаты научных исследований и переработку прежних сведений, содержавшихся в ранее опубликованных документах. Примером могут служить и статьи в научных журналах, и монографии, и учебники, и особенно - справочная литература. Тем не менее, деление это удобно, так как позволяет характеризовать различные потоки документов в информационной деятельности. Первичными считаются те документы и издания, в которых преимущественно содержатся новые сведения или новое осмысление известных идей и фактов, а вторичными те документы и издания, в которых содержатся сведения о первичных документах.

С учетом сделанных оговорок к первичным документам и изданиям можно отнести большинство книг (за исключением справочников), журналы, газеты и сериальные издания, описания изобретений, стандарты, отчеты, диссертации, переводы, а ко вторичным - справочники и энциклопедии, обзоры, реферативные журналы, библиотечные каталоги, библиографические указатели и картотеки.

До последнего времени важным считалось деление научных документов на опубликованные и непубликуемые. Еще несколько десятилетий назад идеи и факты признавались введенными в оборот только после их опубликования, означавшего широкое распространение и официальную регистрацию документов, в которых они содержались.

Для информационной деятельности это разграничение менее существенно, так как, во-первых, в неопубликованных документах содержится много ценной информации, опережающей сведения, появляющиеся в публикациях, а, во-вторых, новые средства репродуцирования делают это разграничение очень условным. Такие научные документы, считающиеся обычно непубликуемыми, как отчеты, диссертации, переводы, часто распространяются в сотнях и даже тысячах экземплярах.

 Источники научной информации.    

 Согласно ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения» книгой называется книжное издание объемом свыше 48 страниц. Под книжным изданием, в свою очередь, понимается «издание в виде блока скрепленных в корешке листов печатного материала любого формата в обложке или переплете».

Научная книга - важнейшее средство обобщения научной информации. В книгах публикуются теоретические исследования, освещается опыт, достигнутый в тех или иных областях практической деятельности, разрабатываются стратегические проблемы науки, хозяйства и культуры.

Для научно-информационной деятельности можно выделить следующие наиболее важные виды книг:

     монографии;

     сборники;

     материалы научных конференций;

     справочники;

     учебники и руководства;

     официальные издания.

Роль книги как источника научной информации несколько ослабляется тем фактором, что ее написание и издание требует длительного времени. Это можно отнести к недостаткам книг. Основное время при подготовке книг к изданию уходит на рецензирование рукописей и ожидание очереди перед редактированием. Практика книжных издательств показывает, что рукописи, сданные авторами в текущем году, включаются в план редакционной подготовки лишь на следующий год. Для книг по социальным и гуманитарным наукам характерно более медленное устаревание содержащейся в них информации по сравнению с книгами по естествознанию и технике.

Серьезным недостатком многих книг, значительно снижающим их роль как источника научной информации, является отсутствие в них вспомогательных указателей (именного, предметного, сокращений и т.п.), несовершенство их библиографического аппарата (отсутствие сносок, списков цитированной литературы, небрежность в их оформлении), а также неполнота оглавления. Совершенство справочного аппарата научной книги - одно из главных требований, предъявляемых к ней как к источнику научной информации. Другим важным требованием является наличие элементов, обеспечивающем ее быстрое отражение в информационных изданиях - индексов УДК (Универсальной десятичной классификации), ББК (Библиотечно-библиографической классификации) и авторских (издательских) рефератов и аннотаций.

Рассматривая научную книгу, главным образом, как средство распространения и сохранения научной информации, нельзя забывать о том, что она выполняет также ряд других функций. Это, прежде всего, комплексное средство коммуникации, стимулирующее процесс научного творчества. «Современная книга, - пишет известный теоретик оформления книги В.Н. Ляхов, - представляет более развитое, сложное и универсальное сочетание функций, чем любое из других существующих средств коммуникации. Книга - уникальный комплекс очень тонко сбалансированных, прекрасно приспособленных к человеку «органов», с помощью которых осуществляется сложнейший процесс многостороннего освоения скрытой в книге информации. Как коммуникативное устройство книга способствует активизации мыслительных процессов при ее чтении - усвоении. Книга, книжная форма - содержательная, активно воздействующая форма передачи информации, она контактируется с человеком по очень широкому фронту, значительно обогащая восприятие литературного текста и в интеллектуальном, и в эмоциональном плане».

Учебные издания

В современной специальной и справочной литературе для обозначения печатного средства обучения применяют понятия «учебник», «учебное пособие».

Отличия учебника от учебного пособия. Согласно формулировке В.И. Смирнова, вузовский учебник определяется как «совокупность систематизированных знаний, отражающих содержание научной дисциплины или сферы профессиональной деятельности и аппарата организации усвоения этих знаний; важнейший источник учебно-научной информации, основное дидактическое средство, представляющее собой модель учебной и определенной области будущей профессиональной деятельности студента». Основной задачей учебника является обучение пониманию иерархии приобретенных знаний, а также самостоятельному проведению их анализа с целью получения новых решений. Учебник характеризуется как важнейший источник знаний и основное средство обучения. В нем содержатся систематизированное изложение дисциплины, базовые знания, соответствующие учебной программе. Учебное пособие может охватывать лишь один или несколько разделов учебной программы. В отличие от учебника оно может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и спорные вопросы, которые демонстрируют разные точки зрения. В целом учебное пособие следует рассматривать как источник учебной информации и средство обучения, которое дополняет учебник и способствует расширению, углублению и лучшему усвоению знаний.

В дополнение к учебнику могут выпускаться курсы лекций, конспекты лекций. Как правило, эти издания развивают содержание учебника или выпускаются по новой дисциплине, когда еще нет учебника.

Учебник, учебное пособие, курс лекций, конспект лекций являются обучающими изданиями. Наряду с обучающими в образовательной практике широко используются вспомогательные издания: практикумы, хрестоматии, сборники  задач и упражнений.

Практикум – издание, целью которого являются формирование и закрепление умений, практических навыков, обучение способам и методам использования теоретических знаний в конкретных условиях. В практикумах содержатся задания и упражнения практического характера, способствующие усвоению пройденного теоретического курса.

Хрестоматия – сборник текстов, иллюстрирующих содержание учебника. В ее состав могут входить документы, литературные произведения и фрагменты из них. Каждый текст, включенный в хрестоматию, сопровождается библиографическим описанием источника, из которого он взят.

Все рассмотренные учебные издания являются важным средством самообразовательной деятельности.  

Аппаратом книги принято называть совокупность материалов, которые дополняют основной текст, поясняют его, позволяют читателю быстрее отыскивать нужные элементы текста и легче воспринимать содержащуюся в книге информацию.  Кроме того, аппарат облегчает соответствующую обработку издания в библиотеках, в книготорговых и информационных организациях.

Аппарат книги повышает ее практическую ценность. Он позволяет, не перечитывая книгу заново, легко находить в ней нужные фрагменты текста, конкретный фактический материал и обеспечивает возможность подойти к её содержанию с разных сторон. Если говорить об учебной книге, то аппарат – один из её важнейших элементов, а для эффективной самостоятельной работы студентов он тем более необходим. Назначение аппарата издания в учебной литературе – это, прежде всего, облегчение понимания, усвоения и запоминания учебного материала. Поэтому обязательным элементом и характерным признаком учебного издания является так называемый дидактический аппарат, в состав которого входят учебные задания: контрольные вопросы, примеры, упражнения, тесты.

 Например, в учебнике И.В. Савельева "Курс общей физики" есть методические рекомендации, которые сообщают читателю ориентировочный перечень обязательных для изучения параграфов, перечень параграфов, знакомство с которыми носит рекомендательный характер, а также материал, который можно не рассматривать (исключить), но наличие которого в ОСНОВНОМ ТЕКСТЕ необходимо для его внутренней логики.

Рассмотрим основные элементы книжного издания.

Титульные листы с выходными сведениями – необходимейший элемент книжного аппарата, который упрощает и сокращает путь книги к читателю. Выходные сведения – это размещённые, как правило, на титуле, его обороте и концевой полосе тексты, содержащие основные сведения об издании, его краткую характеристику и индивидуальные шифры, облегчающие его читательский поиск, а также обработку в библиотеке и книжном магазине. 

Например, титульный лист книги Дмитриевского А.А. и др. «Внешняя баллистика» не только сообщает нам имена авторов и название книги, но и сообщает для какой аудитории предназначено данное издание («для студентов втузов»),  степень переработки автором (авторами) своего текста («издание 3-е переработанное и дополненное»). Указывается характеристика места издания в учебном процессе («допущено в качестве учебника» - то есть решение об использовании его  остается за преподавателем). Также  на нем указывается место и время издания, само наименование издательства.

 Следующие из рассматриваемых элементов книги – предисловие и введение. К сожалению, эти понятия часто подменяют одно другим.

Введение и предисловие – это  разные функциональные части издания.

Введение  не  является  элементом аппарата книги. Это элемент основного текста,  который представляет собой вводную, вступительную часть авторского произведения (обзор, исторический экскурс и т.п.). Его может написать только  сам автор.

 Предисловие – элемент аппарата книги, то есть вводная часть издания. Его может написать как автор, так и рецензент, редактор или кто-то по заказу. Задача предисловия в учебной книге (в классическом случае) – охарактеризовать особенности данного издания по сравнению с уже имеющимися по данному курсу и определить его место и роль в учебном процессе. Предисловие может содержать сведения о не освещенных в книге и нерешенных проблемах, принципах отбора материала и построения книги. В предисловии можно также выразить благодарности лицам, помогавшим создавать книгу.

 Например, в книге Дмитриевского А.А. и др. «Внешняя баллистика», 3-е издание помещены сразу два ПРЕДИСЛОВИЯ – к первому и третьему изданию, причем ПРЕДИСЛОВИЕ к третьему изданию в два раза больше по объему. Если ПРЕДИСЛОВИЕ к первому изданию практически представляет собой расширенную ПРИКНИЖНУЮ АННОТАЦИЮ, то ПРЕДИСЛОВИЕ к третьему изданию содержит в себе не только краткие сведения о новых исследованиях и разработках, в нем отмечаются материалы для факультативного и более глубокого изучения, а также главы, переработанные с учетом замечаний рецензента. То есть налицо обратная связь «читатель – автор».

В текст издания  иностранного автора Л. Райдера  «Квантовая теория поля» редакция сочла необходимым  включить ПРЕДИСЛОВИЕ редактора перевода, в котором уточняются значения применяемых терминов, указывается какими книгами отечественных авторов можно воспользоваться в качестве дополнения, для лучшего понимания применяемых автором научных методов.

 Точно так же нельзя путать заключение и послесловие.

Заключение – это завершающая часть авторского текста, его может написать только автор.  

 Послесловие – элемент затекстового аппарата издания, то есть завершающая часть издания, элемент, в котором поясняется и дополняется содержание основного текста. Послесловие предпочтительнее предисловия в том случае, когда в пояснениях надо опираться на знакомство читателя с основным текстом издания, или тогда, когда издатель и автор не хотят влиять на восприятие читателем материала книги до его знакомства с ним.

  Прикнижная аннотация – важный элемент аппарата книги. Она помещается на обороте титула и составляется только для данного издания (тома, выпуска, части). Цель издательской аннотации – в краткой и ясной форме ознакомить читателя с содержанием и назначением книги, дать сведения об ее достоинствах и особенностях. В учебных изданиях указывается, по программе какой дисциплины необходима книга, для какой специальности она предназначена и далее приводится полный читательский адрес.

  Примечания и комментарии – элементы аппарата книги, помогающие разобраться в сложностях ее содержания: это пояснения или дополнения к основному тексту, когда существует вероятность, что читатель может понять текст не в полном объеме или понять его неправильно. Существует разница между этими понятиями. Примечания – это сравнительно краткие дополнения к основному тексту или пояснения небольших его фрагментов, терминов, носящие характер справки и не содержащие толкования этих фрагментов. Комментарии – это развернутые тексты, дающие толкование произведения в целом с той или иной  стороны или толкование его фрагментов.

По авторской принадлежности примечания и комментарии делятся на авторские (написанные автором) и издательские (подготовленные издательством: редактором, переводчиком или каким-либо специалистом по заказу издательства). В учебных книгах чаще всего используются авторские примечания.

  Например, в иных изданиях ПРИМЕЧАНИЯ и КОММЕНТАРИИ составляют большую часть текста книги. В первую очередь это верно для текстов историко-литературного наследия. Особенно это относится к литературным памятникам. Известное со школьной скамьи «Слово о полку Игореве» - небольшая поэма, всего несколько десятков страниц, однако ПРИМЕЧАНИЯ и КОММЕНТАРИИ к ней составляют сотни страниц. 

Еще одним средством, помогающим читателю работать с текстом, являются Списки условных обозначений и сокращений. В учебной, научной и справочной литературе они используется очень широко. Обозначения и сокращения облегчают и ускоряют процесс чтения: не приходится тратить время на многократное прочитывание полного развёрнутого наименования, термина и т.п., что при сквозном чтении отвлекает и утомляет читателя.

В списки включают только те условные обозначения и сокращения, которые приняты именно в данном издании.  

 Вспомогательные указатели так же очень важны в учебной и научной литературеОни выполняют две основные функции:

поисковая – указатель даёт возможность выборочного чтения книги, помогает, не перечитывая книгу, быстро находить в ней нужный фрагмент текста, сведения об интересующем читателя предмете, имени, событии и т.д.;

- ориентирующая – указатель сообщает, о каких предметах, лицах событиях, явлениях и т.д. можно найти информацию  в книге.

Указатели как бы послойно дают различные срезы книги. Без них поиск нужных фрагментов материала книги потребовал бы от читателя больших усилий и занял бы много времени.

            Указатели бывают разные, их множество. Основной признак, по которому они делятся на виды, – это объект поиска. По данному признаку различают указатели  предметные, тематические, терминологическиеуказатели имен, названий, фактографических элементов книги (иллюстраций, таблиц и т.п.), выделяемых элементов текста  (документов, символов, формул, цитат и т.п.) и т.д.  По принципу расположения рубрик указатели подразделяются на алфавитные (по алфавиту заголовков), хронологические, нумерационные и т.д. В одной книге может быть несколько указателей.

                 Оглавление (содержание) – важнейший элемент справочно-сопроводительного аппарата издания, который не только позволяет читателю легко и быстро найти в книге нужный материал, но и дает ему общее представление о тематическом содержании книги, об ее структуре и проблематике, т.е. позволяет предварительно ознакомиться с составом  текста книги.

            При пользовании учебными книгами это особенно важно, так как сам процесс изучения материала – необходимость выборочного чтения, обращение к уже пройденному материалу, самоконтроль полученных знаний – требует постоянного поиска необходимой информации, постоянного перелистывания книги.

Понятия  оглавление  и  содержание  часто смешиваются. И оглавление, и содержание – это указатели заголовков издания. Но они различаются между собой по характеру заголовков основного ряда.

В оглавлении основной ряд – внутренние заголовки произведения. Оно раскрывает структуру одного произведения и используется в моноработах.  

В содержании основной ряд – заглавия произведений, входящих в издание. Оно раскрывает состав издания (перечень опубликованных в нем произведений) и используется в сборниках.

 Ответить на вопросы по изученному материалу (письменно)

Вопрос (тестовое задание)

Ответ

1.Что означает слово «информация» в дословном переводе?

2. Информация может существовать в двух формах, каких?

3. Информация обладает рядом свойств. Перечислите эти свойства.

4. Чем отличается информация массовая, групповая и межличностная?

5.Что такое техническая информация?

6 Как в зависимости от характера обработки содержащихся в них данных, документы принято разделять?

7.Как подразделяются документы по социальному статуса?

8. Какие наиболее важные виды книг для научно-информационной деятельности можно выделить? Дайте краткую характеристику каждому виду.

Задание на дом:

  1. Учебник «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов» И.З. Сковородкина М., ООО «Издательство КноРус», 2020, см. 39 - 49 читать.
  2. Очень кратко конспект лекции письменно (фотографии вставить в отчет)
  3. Ответить на вопросы усвоенного материала устно.
  4. Ответить на вопросы теста по новой темен устно.
  5. Работу отправить на почту alifanovalena2016@yandex.ru
  6. Присоединиться к конференции в zoom согласно ссылке.
  7. Ознакомиться с презентацией по данной теме.

Преподаватель                                                Алифанова Е.И.

  

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Преподаватель: Алифанова Е.И. ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ГБПОУ Юридический колледж) Основы исследовательской деятельности

Слайд 2

Информационный обмен Природа Человек Общество Техника Теоретическая Математическая Техническая Технологическая Информация Данные Связи Методы Объекты Свойства Информационный обмен Природа Человек Общество Техника Представление информации числовыми данными Аппаратная обработка данных Приборы, устройства и носители для хранения, обработки и перемещения данных Эффективное использование программных и аппаратных средств в целях обмена информацией

Слайд 3

Понятие информации Термин «информация» ведет свое происхождение от латинского слова informatio , означающего разъяснение, изложение, осведомленность. Четкого определения слова «информация» не существует. Информацию мы передаем друг другу в устной или письменной форме, а также в форме жестов и знаков. Информацию мы извлекаем из учебников, книг, газет, журналов, телепередач, кинофильмов, сети Интернет и т.п. Формы представления информации также многообразны: рисунок, статья, чертеж, музыкальное произведение, книга, картина, спектакль и др. Информация – это отражение предметного мира с помощью знаков и сигналов

Слайд 4

Виды информации Виды информации Чувства человека Орган человека Звуковая Слух Ухо Визуальная Зрение Глаз Вкусовая Вкус Язык Тактильная Ощущение Кожа Обонятельная Обоняние Нос

Слайд 5

Свойства информации Достоверность ( информация не искажает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений ) Полнота (информация достаточная для понимания и принятия решений. Неполнота информации сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки) Ценность ( ценность информации зависит от того, какие задачи мы можем решить с ее помощью) Актуальность (при работе в постоянно изменяющихся условиях важно иметь актуальную, т.е. соответствующую действительности, информацию) Ясность и понятность (информация выражена языком доступным людям, для которых она предназначена)

Слайд 6

Основные виды информационных процессов Хранение – запись информации на определенный носитель Передача – пересылка информации по схеме: источник информации информационный канал приемник информации Обработка – процесс преобразования информации: кодирование информации – преобразование информации в символьную форму, удобную для ее хранения, передачи, обработки. декодирование информации – процесс, обратный кодированию, преобразование информации к первоначальному виду

Слайд 7

Основные виды информационных процессов

Слайд 8

Основные источники научной информации это условное обозначение научных документов или изданий, которые служат не только важнейшими источниками, но и средством передачи научной информации

Слайд 9

Документальные источники научной информации. Виды научных изданий Научным документом считается материальный объект, содержащий закрепленную научную информацию , предназначенный для ее передачи и используемый в общественной практике. Основные виды документальных источников информации Непериодическое издание – издание, выходящее однократно, не имеющее продолжения. Наибольшее распространение среди непериодических изданий в научном мире имеет издание, которое называется книгой . Согласно ГОСТ 7.60-2003 книгой называется книжное издание объемом свыше 48 страниц. Произведение печати, объемом от 5 до 48 страниц называется брошюрой . По своему назначению книги можно разделить на научные и учебные . Научная книга – важнейшее средство обобщения научной информации, содержащее результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований, изложения стратегических проблем науки. По некоторым данным ряда стран научные книги составляют примерно от 20 до 25% всех выпускаемых книг.

Слайд 10

Виды научных изданий Виды и назначение основных научных книг Монография – это научное издание, одно произведение , содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы, выполненное одним или несколькими авторами. Сборник научных трудов – научное книжное издание, составленное из произведений , содержащих исследовательские материалы (статьи, сообщения, рефераты), представляющий научный характер содержания. Диссертация – квалификационная научная работа в определенной области наук, содержащая совокупность научных результатов и положений, выдвигаемых автором для публичной защиты и свидетельствующая о личном вкладе автора в науку и о его качествах как ученого. Основу диссертации составляют выполненные и опубликованные научные работы, открытия или крупные изобретения и др. Автореферат диссертации включает реферат, составленный автором диссертации – соискателем ученой степени, который содержит краткое изложение работы. Автореферат предназначается для предварительного ознакомления научной общественности с выносимыми на защиту результатами исследований. Тезисы докладов научной конференции – научное издание в виде сборника, состоящего из материалов предварительного характера (рефератов) и изданного до начала конференции. Содержанием тезисов являются основные положения, идеи, выдвигаемые в докладе. Назначение тезисов – предварительное ознакомление участников конференции с тематикой и основным содержанием докладов.

Слайд 11

Виды научных изданий Виды и назначение основных научных книг Материалы конференции – разовый сборник, выпускаемый по итогам конференции (научной, научно-практической, научно-методической и т.п.) и составленный из докладов, статей, решений конференции и других материалов. Назначение материалов конференции – закрепление и распространение информации, итоги научных достижений и оповещение научной общественности о перспективных направлениях дальнейших исследований в данной области. Депонированные рукописи – переданные на хранение в орган-депозитарий научные работы, выполненные индивидуально или в соавторстве и рассчитанные на ограниченный круг потребителей. Сведения о депонированных рукописях отражаются в реферативных журналах (РЖ) и библиографических указателях. Депонирование было введено в 60-х годах ХХ века с целью ознакомления ученых и специалистов с рукописями статей и обзоров узкоспециального характера. Рукописи разных научных направлений депонируются разными органами-депозитариями: по точным наукам и технике – в ВИНИТИ и т.д. Научный отчет – отчет научной организации о проведенном исследовании. Учебная книга – это основное средство обучения, элемент учебного процесса, в котором отражены систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания.

Слайд 12

Виды учебных изданий. Виды и назначение основных учебных книг, содержащих научную информацию Учебник – основное учебное издание по дисциплине, которое содержит, прежде всего, базовые знания предмета. Включает апробированные данные и сведения, раскрывает методические аспекты получения знаний в той или иной области, дает характеристику важнейших процессов и явлений, составляющих «школу» данной дисциплины. Объем и структура учебника определяются соответствующей учебной программой, которую учебник охватывает целиком. Учебное пособие выпускается в дополнение к учебнику. Оно соответствует программе учебного курса в целом или ее разделу и содержит в основном новый материал по курсу, расширяя фундаментальные знания, включенные в учебник. Содержание учебного пособия в большей мере, чем содержание учебника, отражает актуальные проблемы и тенденции развития отрасли. Учебные пособия предназначены для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний. Курс лекций является дополнением к учебнику и излагает в основном новый оригинальный материал. Курс лекций – авторская работа, раскрывающая конкретные проблемы, отражающая собственную позицию автора, его творческое индивидуальное начало и отношение к поставленным проблемам. Периодическое издание – серийное издание, выходящее через определенные промежутки времени, как правило, с постоянным для каждого года числом номеров, не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными, нумерованными и датированными выпусками, имеющими одинаковое заглавие. Периодические издания могут быть ежедневными, еженедельными, ежемесячными, ежеквартальными, ежегодными. ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения» выделяет: газета, журнал, бюллетень и др. Газета – это периодическое издание, выходящее через краткие промежутки времени, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным научным, производственным и другим вопросам, а также рекламу. В зависимости от типа и назначения газеты имеют разные сроки выхода – от 1 до 7 раз в неделю, различные тиражи и форматы. Журнал – это периодическое журнальное издание, которое содержит статьи и рефераты по различным научным, производственным и другим вопросам, а также рекламу, имеющее постоянную рубрикацию. Бюллетень – издание, которое выходит оперативно и содержит краткие официальные материалы по вопросам, входящим в круг ведения выпускающей его организации. Он может быть как периодическим, так и продолжающимся. Периодические бюллетени имеют, как правило, постоянную рубрикацию.

Слайд 13

Справочно-информационные издания Справочное издание – издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения. Это – словари, энциклопедии, справочники специалиста и др. Информационное издание – издание, содержащее систематизированные сведения о документах (опубликованных, неопубликованных, непубликуемых) либо результат анализа и обобщения сведений, представленных в первоисточниках, выпускаемое организацией, осуществляющей научно-информационную деятельность, в том числе органами научно-технической информации. Эти издания могут быть библиографическими, реферативными, обзорными. Библиографическое издание – это информационное издание, содержащее упорядоченную совокупность библиографических записей (описаний). Реферативное издание – это информационное издание, содержащее упорядоченную совокупность библиографических записей, включающих рефераты. К ним относятся реферативные журналы, реферативные сборники, информационные листки и экспресс-информация. Обзорное издание – это информационное издание, содержащее публикацию одного или нескольких обзоров, включающих результаты анализа и обобщения представленных в источниках сведений.

Слайд 14

Правила библиографического оформления источников научной информации (извлечения из ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. ГОСТ 7.0.5-2008 Библиографическая ссылка) Правила оформления списка используемой научной литературы Любая научная работа всегда основывается на результатах предыдущих исследований. Поэтому обязательной структурной частью любого научного произведения является информация об использованных источниках в виде библиографического списка. В научных произведениях присутствуют различные варианты наполнения библиографического списка : в список включают или всю использованную литературу, или только основную, или только цитированную. Необходимо отметить, что единого требования к названию библиографического списка нет. На практике применяют несколько вариантов названия списка: Литература, Список использованной литературы, Список использованных источников, Список использованных источников и литературы.

Слайд 15

Правила библиографического оформления источников научной информации (извлечения из ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. ГОСТ 7.0.5-2008 Библиографическая ссылка) Литература – если в список включаются все документы, изученные исследователем по теме, независимо от того, использовались они в работе или нет. Список использованной литературы – если в список включается только то, что анализировалось в обзоре и использовалось в виде заимствований в тексте. Список использованных источников и литературы – если кроме литературы использовались ещё и источники. Под источниками , как правило, подразумевают: письменные документы, на анализе которых строится научное или учебное исследование; статистические сборники и материалы статистических органов; периодические издания, обследованные за определённый период; архивные документальные материалы.