Рабочая программа по русскому языку для СПО по ФГОС 3 поколения

Данная программа разработана мной на основе примерной программы по дисциплине "Русский язык" для учреждений СПО.  Программа составлена с учётом требований к составлению рабочих программ учебных дисциплин по ФГОС  третьего поколения

( рекомендации И.М. Реморенко).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pekurina_s.i.-_raboch._progr._russk._yazyk_2011..doc202.5 КБ

Предварительный просмотр:


Департамент образования Тверской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Осташковский электромеханический техникум»

«Утверждаю»

Директор ГОУ СПО

«Осташковский ЭМТ»

                                                                                            ______________ П.А. Антонов

«31» августа 2011 г.

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык

                                                         2011 г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО) и «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Минобрнауки России от 29.05.2007 г. № 03-1180) с учетом технического профиля получаемого  профессионального образования и примерной программы учебной дисциплины «Русский язык», предназначенной для изучения «Русский язык» в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-прававого регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Осташковский электромеханический техникум» (ГБОУ СПО «Осташковский ЭМТ»)

Разработчики: Пекурина С.И., преподаватель ГБОУ СПО

 «Осташковский ЭМТ»

Рекомендована:  Предметной методической комиссией общеобразовательного цикла ГБОУ СПО «Осташковский ЭМТ»

Протокол заседания предметной цикловой методической комиссии

№ _________ от «___» __________________ 2011 г.

                                                                           © ГБОУ СПО «Осташковский ЭМТ»

                                                                           © Пекурина С.И..

                                                                                                                    


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

9

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11

 


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Русский язык»

  1. 1.1. Область применения программы.

Программа учебной дисциплины «Русский язык» является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки по специальностям СПО, входящим в состав укрупненной группы специальностей 140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника, по направлению подготовки 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям); 230000 Информатика и вычислительная техника, по направлению подготовки: 230115 Программирование в компьютерных системах. Программа учебной дисциплины «Русский язык» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы учебной дисциплины «Русский язык» для специальностей среднего профессионального образования технического профиля (базовый уровень).

Программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.  

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

   Учебная дисциплина «Русский язык» относится к циклу  общеобразовательной подготовки.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  1. осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  2. анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  3. проводить  лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  4. извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;
  5. применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  6. соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные  нормы современного русского литературного языка;
  7. соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  1. связь языка и истории; культуры русского и других народов;
  2. смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  3. основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  4. орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 117 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента  78 часов;

самостоятельной работы студента  39 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

     контрольные работы

4

Самостоятельная работа студента (всего)

39

в том числе:

    внеаудиторная самостоятельная работа (работа над материалом учебника, конспектом лекций, выполнение индивидуальных заданий, выполнение упражнений, творческие работы разных видов), подготовка рефератов по темам:

- «Русский язык в Российской Федерации»

- «Культура  речи. Нормы русского языка»

- «Словари русского языка и сфера их использования»

- «Видные ученые-лингвисты»

- «Вклад М.В. Ломоносова в изучение русского языка»

- «Проблемы экологии языка»

- «Русский язык в современном мире»

- «Язык и общество»

- «Язык и культура»

- Язык и история народа»

-« Текст и его значение. Типы текстов по смыслу и стилю»

39

Итоговая аттестация в форме экзамена в I и II семестрах.


2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины  «Русский язык»

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия,

самостоятельная работа студентов

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

2

1

Раздел 1.

Язык и речь. Функциональные стили речи.

Содержание учебного материала

10

1

Язык и речь. Основные требования к речи.

2

2

2

Функциональные стили речи. Научный стиль. Его признаки и особенности.

1

2

3

Официально-деловой стиль речи. Его признаки и особенности.

2

2

4

Публицистический стиль речи и художественный.

2

2

5

Разговорный стиль речи. Его основные признаки и сфера использования.

1

2

6

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста.

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

- составление текста на свободную тему (рассуждение),

- работа над оформлением основных документов официально-делового стиля,

- работа с текстами научного стиля.

6

Раздел 2.

Лексика и фразеология.

Содержание учебного материала

8

1

Лексическая система русского языка. Основные лексические единицы.

2

2

2

Лексика с точки зрения её употребления. Активный и пассивный словарный запас.

2

2

3

Фразеология.

2

2

4

Нормативное употребление слов и фразеологизмов.

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

- работа со словарями.

4

Раздел 3.

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

Содержание учебного материала

8

1

Фонема. Слог. Фонетические процессы русского языка.

2

1

2

Орфоэпия. Особенности русского ударения. Логическое ударение.

2

2

3

Основные нормы современного литературного произношения и ударения.

2

3

4

Написания, подчиняющиеся  традиционным принципам русской орфографии.

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

- изучение лекционного материала,

- фонетический разбор слов,

Работа с орфографическим словарем.

4

Раздел  4.

Морфемика, словообразование, орфография.

Содержание учебного материала

4

1

Понятие морфемы. Морфемный разбор. Способы словообразования.

2

2

2

Орфография: чередующиеся гласные; правописание приставок и сложных слов.

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

- работа со словообразовательным и орфографическим словарем.

3

3

Раздел 5.

Морфология и орфография.

Содержание учебного материала

12

1

Имя существительное. Склонение существительных. Их правописание.

2

2

2

Имя прилагательное; правописание и употребление.

2

2

3

Глагол и его формы, правописание и употреблений.

4

2

4

Правописание числительных. Разряды и правописание местоимений.

2

2

5

Грамматические признаки наречия. Правописание. Слова категории состояния.

2

2

Контрольная работа.

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

- работа с лингвистическими словарями,

- изучение лекционного материала,

- написание рефератов,

- подготовка к контрольной работе

8

Раздел 6.

Служебные части речи.

Содержание учебного материала

8

1

Предлог как часть речи. Правописание производных предлогов.

2

2

2

Правописание союзов.

2

2

3

Правописание частиц  НЕ и НИ с разными частями речи.

2

2

4

Употребление и правописание междометий.

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

- подготовка взаимодиктантов по служебным частям речи,

- работа над рефератами.

4

Раздел 7.

Синтаксис и пунктуация.

Содержание учебного материала

20

1

Строение словосочетания.

2

2

2

Простое предложение.

2

2

3

Односоставные предложения.

2

2

4

Осложненное простое предложение.

4

2

5

Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

2

2

6

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

4

2

7

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

2

2

8

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

2

2

Контрольная работа.

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

- подготовка к контрольной работе,

- индивидуальные задания, рассчитанные на конструирование предложений.

10

Всего:

117

   Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.

Оборудование учебного кабинета:

  1. посадочные места по числу студентов,(30)
  2. рабочее место преподавателя,(1)
  3. рабочая доска,(1)
  4. комплект наглядных пособий по предмету «Русский язык» (учебники, словари разных типов, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, тексты разных типов и стилей речи, художественная литература) (1)

Технические средства обучения:

  1. мультимедийный проектор,
  2. ноутбук,
  3. экран,
  4. интерактивная доска,
  5. аудиосистема,
  6. комплект слайдов по темам курса дисциплины.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – изд.: «Просвещение», 2008 г.
  2. Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. «Русский язык и культура речи» - Изд.: «Академия, 2008 г.
  3. «Русский язык и культура речи» под ред. профессора В.Д.Черняк, 2005 г.
  4. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А. Чешко. «Пособие для занятий по русскому языку» – Изд.: «Просвещение», 2009 г.
  5. Н.А.Герасименко «Русский язык» - Изд.: «Академия» -М: 2010 г.

Дополнительные источники:

  1. А.А. Акишина. Н.И. Формановская. «Этикет русского языка» - Изд.: «Ленанд», 2008 г.,
  2. «Все правила русского языка» - Изд.: АСТ, Астрель, 2008 г.
  3. А.Б. Шапиро «Современный русский язык. Пунктуация» - Изд.: КомКнига, 2006 г.,
  4. Л. Успенский «Слово о словах» - Изд.: АСТ, Зебра Е, 2009 г.,
  5. Ю.А. Бельчаков «Практическая стилистика современного русского языка» - Изд.: АСТ-ПрессКнига, 2008 г,
  6. «Современная русская речь. Состояние и функционирование» - Изд.: Эксмо, 2008 г.,
  7. Н.С. Ашукина. «Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения» - М.: 1998 г.,
  8. И.Б. Голуб, Д.Э.Розенталь «Секреты хорошей речи». – М.: 1993 г.

Интернет – источники:

  1. Сайт Министерства образования и науки РФ  http://mon.gov.ru/ 
  2. Российский образовательный портал www.edu.ru 
  3. Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образования http://www.firo.ru/ 
  4.  Сайт Федерального агентства по образованию РФ www.ed.gov.ru 
  5. Сайт Департамента образования Тверской области  www.edu.tver.ru 
  6. Сайт Тверского областного института усовершенствования учителей www.tiuu.ru 
  7. Сайт ФГОУ СПО Петровский колледж (г. Санкт-Петербург) www.petrocollege.ru 

  1. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знание:

- языковых норм литературного языка,

- культуры речи,

- основных единиц и уровней языка.

Оценка редакторской работы текста.

Оценка тестирования.

Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: сообщений.

Умение:

- определять требования к литературному языку,

- правильного владения основами культуры речи,

- различать основные единицы и уровни языка.

Знание:

орфоэпических, лексических, грамматических и пунктуационных норм речевого поведения

Оценка диктантов.

Оценка тестирования.

Оценка сочинений.

Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: рефератов.

Умение:

 правильно применять в практике общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.

Знание:

орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка.

Оценка работы с карточками.

Оценка тестирования.

Оценка контрольных работ.

Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: докладов и рефератов.

Умение:

 соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

  Оценка  индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

Балл (отметка)

Вербальный аналог

90 ÷ 100

5

Отлично

80 ÷ 89

4

Хорошо

70 ÷ 79

3

Удовлетворительно

менее 70

2

Не удовлетворительно

   На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.