План урока по литературе "Художественный мир М.Горького. Романтические рассказы"

Кучерова Ольга Викторовна

Материал представляет собой сценарий урока и презентацию к уроку  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.m.gorkiy.romanticheskie_rasskazy.docx15.04 КБ
Office presentation icon romantich.rasskazy.ppt1.44 МБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ урока

«Художественый мир М.Горького. РОмантические рассказы»

Дисциплина: Литература

Тип занятия: урок  изучения нового материала

Цели:

     Обучающие:

- изучить биографию М.Горького;

- повторить и обобщить знания о романтизме как направлении литературы;

- выявить особенности романтических произведений М.Горького.

     Развивающие:

- совершенствование навыков аналитической работы с текстом, способности обобщать и делать выводы;

- развивать навыки устной монологической речи;

- использовать полученные знания в учебной и профессиональной деятельности;

- развивать навыки ведения дискуссии, умения работать в группе.

     Воспитательные:

- воспитывать чувство патриотизма;

- воспитывать стремление к свободе, к альтруизму;

- воспитывать чувство уважения к собеседнику, его мнению.

Ход урока:

Вступительное слово учителя (на экране высвечивается портрет М.Горького)

Все до мелочей здесь нам знакомо:

Скрип колодца и калитки стук.

Много лет хозяев нету дома,

И давно уж "в люди" вышел внук.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Жизнь ушла куда-то по соседству,

Ящерицей юркнула в траву,

Но осталось в этом доме детство -

Горьковское детство наяву...

Сегодняшний наш урок посвящен жизни и творчеству Алексея Максимовича Горького.  Его биография – часть нашей истории, истории Нижнего Новгорода. И вам, будущим менеджерам гостиничной индустрии Нижегородского края, важно знать биографию М.Горького, памятные места, связанные с его именем.

Вы изучали в школе автобиографическую трилогию Горького, его детские и юношеские годы. Сегодня мы с вами познакомимся со всеми вехами жизни нашего земляка, поговорим и о его творчестве – во 2-ой части урока мы обратимся к романтическим рассказам Горького.

Эпиграфом сегодняшнего урока станут слова Алексея Максимовича:

Человека создает его сопротивление окружающей среде

(М.Горький)

3. Изучение нового материала (75 мин.)

3.1. Жизнь и творчество А.М.Горького (30 мин)

Беседа с использованием компьютерной презентации. Выступления студентов с сообщениями (опережающее задание).

3.2 Закрепление (5  мин.)

Закрепление в форме составления синквейна по биографии М.Горького. Обсуждение

3.3 Анализ романтических рассказов М.Горького (работа в группах ) 40  мин.

1)Выступление студента с сообщением о романтизме (5 мин)

2)Задания для групп: Анализ текста (15 мин)

Группа 1 – работа с рассказом «Макар Чудра».

1. Найдите описание пейзажа в рассказе. Определите, какие средства выразительности использует автор и с какой целью. Докажите, что это типичный романтический пейзаж.

2. Найдите описание романтических героев: Лойко Зобара и Радды (Макара Чудры):

- внешность (по тексту)

- черты характера (докажите текстом)

- раскройте принцип романтического двоемирия

- судьба героев

3. Особенности композиции рассказа

4. Сформулируйте оценку рассказчика и авторскую позицию. Как они понимают понятие свободы.

Группа 2 – работа с эпизодом «Легенда о Ларре» (рассказ «Старуха Изергиль»).

1. Когда происходят описываемые события.

2. Найдите описание романтического героя Ларры

- внешность (по тексту)

- черты характера (докажите текстом)

- раскройте принцип романтического двоемирия: о какой свободе он мечтает и какими средствами он достигает ее

- судьба героя

3. Особенности композиции рассказа

4. Сформулируйте оценку рассказчика и авторскую позицию

Группа 3 – работа с эпизодом «Легенда о Данко» (рассказ «Старуха Изергиль»).

1. Найдите описание пейзажа в рассказе. Определите, какие средства выразительности использует автор и с какой целью. Докажите, что это типичный романтический пейзаж. Когда происходят описываемые события

2. Найдите описание романтического героя Данко

- внешность (по тексту)

- черты характера (докажите текстом)

- раскройте принцип романтического двоемирия: о какой (чьей) свободе он мечтает и какими средствами он достигает ее

Группа 4 – работа с эпизодом «Старуха Изергиль» (рассказ «Старуха Изергиль»).

1. Найдите описание пейзажа в рассказе. Определите, какие средства выразительности использует автор и с какой целью. Докажите, что это типичный романтический пейзаж. Когда происходят описываемые события

2. Найдите описание романтического героя Изергиль

- внешность (по тексту)

- черты характера (докажите текстом)

- раскройте принцип романтического двоемирия: о какой свободе она мечтает и какими средствами она пытается ее достичь

- судьба Изергиль

- к кому Изергиль ближе: к Ларре или Данко? Докажите

3. Особенности композиции рассказа

4. Сформулируйте авторскую позицию

3) Выступления групп по заданиям (20 мин.)

3.4 Обобщение и закрепление изученного материала (5  мин.)

Составление кластера

4. Подведение итогов занятия (3-5 мин.)

Анализ достижения цели занятия. Выставление и мотивация оценок. Перспектива последующей работы.

5.  Домашнее задание (1 мин.)

1) Подготовиться к тесту по материалу урока

2) Читать пьесу М.Горького «На дне»

6. Рефлексия (2 мин.)

Мое отношение к Данко


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 2

Особенности композиции Рассказ в рассказе ( Макар Чудра рассказывает историю Радды и Лойко Зобара) Особенности пейзажа Безграничная степь, бесконечное море, осенняя ночь ( мертво молчавшая темнота степи; резкие удары ветра; ветре выл жалобно и тихо; море шепталось, рокотало глухо и сердито, распевало мрачный и торжественный гимн …) «Макар Чудра»

Слайд 3

Романтический герой ЛОЙКО ЗОБАР Романтический, сказочный образ ( Густые черные кудри, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка – целое солнце. Словно его ковали из одного куска железа вместе с конем ). Молодой, отважный, удалый, гордый, свободолюбивый, способный на сильное чувство, на решительный поступок. РАДДА Красавица, молодая, свободолюбивая, гордая, способная на сильное чувство, решительный поступок Идеал Безграничная свобода (дороже жизни и любви)

Слайд 4

Особенности композиции Рассказ в рассказе ( Изергиль рассказывает легенды о Ларре и Данко) Особенности пейзажа Бессарабия, степь, море, летняя ночь ( по небу бродили обрывки туч; клочки неба украшены золотыми крапинками звезд; шорох волн; голубое сияние луны; ветер тек широкой, ровной волной, развевал волосы в фантастические гривы, играл монетами …) «Старуха Изергиль»

Слайд 5

Романтический герой ЛАРРА Красивый, сильный, молодой, гордый, одинокий, жестокий, высокомерный, бессердечный, эгоистичный, ловкий, хищный, ( тень ) Идеал Личная свобода и счастье ДАНКО Красивый, смелый, молодой, любящий людей, гордый, одинокий, альтруист (альтруизм - бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для других собой) ( искры от горящего сердца ) Идеал Свобода и счастье других людей

Слайд 6

ИЗЕРГИЛЬ Глаза тусклы, сухой голос хрустел, дрожащая рука с кривыми пальцами, сухие потрескивающие губы, сморщенный нос, словно клюв совы. Кожа вся изрезана морщинами, казалось, что сухая кожа разорвется, развалится кусками и встанет голый скелет с тусклыми черными глазами. Свободолюбивая, гордая, бескорыстная, способная на сильное чувство, одинокая, эгоистичная, желающая личного счастья. В настоящем – воспоминания о любви и прошлом не пробуждают ее душу, сердце. Идеал – безграничная свобода, личное счастье. радость

Слайд 7

Авторский идеал Романтические герои горды, свободолюбивы, не смиряются с серыми буднями, стремятся к свободе. Самоотверженное служение людям, жертвенная жизнь ради счастья, свободы других людей – вот настоящий смысл жизни Человека.

Слайд 8

Особенности романтических рассказов М.Горького Герой Композиция Пейзаж портрет характер идеал

Слайд 9

Данко … добрый гордый тщеславный альтруист глупый Данко поступил … самоотверженно правильно как настоящий мужчина легкомысленно красиво, но глупо Я … восхищаюсь его поступком уважаю считаю, что он зря умер за неблагодарных людей не верю в таких людей – никто не будет жертвовать ради других хотел(а) бы так любить людей А что бы ты сделал(а) на месте Данко?