План урока по литературе "Художественный мир М.Горького. Романтические рассказы"
Материал представляет собой сценарий урока и презентацию к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.m.gorkiy.romanticheskie_rasskazy.docx | 15.04 КБ |
romantich.rasskazy.ppt | 1.44 МБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ урока
«Художественый мир М.Горького. РОмантические рассказы»
Дисциплина: Литература
Тип занятия: урок изучения нового материала
Цели:
Обучающие:
- изучить биографию М.Горького;
- повторить и обобщить знания о романтизме как направлении литературы;
- выявить особенности романтических произведений М.Горького.
Развивающие:
- совершенствование навыков аналитической работы с текстом, способности обобщать и делать выводы;
- развивать навыки устной монологической речи;
- использовать полученные знания в учебной и профессиональной деятельности;
- развивать навыки ведения дискуссии, умения работать в группе.
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма;
- воспитывать стремление к свободе, к альтруизму;
- воспитывать чувство уважения к собеседнику, его мнению.
Ход урока:
Вступительное слово учителя (на экране высвечивается портрет М.Горького)
Все до мелочей здесь нам знакомо:
Скрип колодца и калитки стук.
Много лет хозяев нету дома,
И давно уж "в люди" вышел внук.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Жизнь ушла куда-то по соседству,
Ящерицей юркнула в траву,
Но осталось в этом доме детство -
Горьковское детство наяву...
Сегодняшний наш урок посвящен жизни и творчеству Алексея Максимовича Горького. Его биография – часть нашей истории, истории Нижнего Новгорода. И вам, будущим менеджерам гостиничной индустрии Нижегородского края, важно знать биографию М.Горького, памятные места, связанные с его именем.
Вы изучали в школе автобиографическую трилогию Горького, его детские и юношеские годы. Сегодня мы с вами познакомимся со всеми вехами жизни нашего земляка, поговорим и о его творчестве – во 2-ой части урока мы обратимся к романтическим рассказам Горького.
Эпиграфом сегодняшнего урока станут слова Алексея Максимовича:
Человека создает его сопротивление окружающей среде
(М.Горький)
3. Изучение нового материала (75 мин.)
3.1. Жизнь и творчество А.М.Горького (30 мин)
Беседа с использованием компьютерной презентации. Выступления студентов с сообщениями (опережающее задание).
3.2 Закрепление (5 мин.)
Закрепление в форме составления синквейна по биографии М.Горького. Обсуждение
3.3 Анализ романтических рассказов М.Горького (работа в группах ) 40 мин.
1)Выступление студента с сообщением о романтизме (5 мин)
2)Задания для групп: Анализ текста (15 мин)
Группа 1 – работа с рассказом «Макар Чудра».
1. Найдите описание пейзажа в рассказе. Определите, какие средства выразительности использует автор и с какой целью. Докажите, что это типичный романтический пейзаж.
2. Найдите описание романтических героев: Лойко Зобара и Радды (Макара Чудры):
- внешность (по тексту)
- черты характера (докажите текстом)
- раскройте принцип романтического двоемирия
- судьба героев
3. Особенности композиции рассказа
4. Сформулируйте оценку рассказчика и авторскую позицию. Как они понимают понятие свободы.
Группа 2 – работа с эпизодом «Легенда о Ларре» (рассказ «Старуха Изергиль»).
1. Когда происходят описываемые события.
2. Найдите описание романтического героя Ларры
- внешность (по тексту)
- черты характера (докажите текстом)
- раскройте принцип романтического двоемирия: о какой свободе он мечтает и какими средствами он достигает ее
- судьба героя
3. Особенности композиции рассказа
4. Сформулируйте оценку рассказчика и авторскую позицию
Группа 3 – работа с эпизодом «Легенда о Данко» (рассказ «Старуха Изергиль»).
1. Найдите описание пейзажа в рассказе. Определите, какие средства выразительности использует автор и с какой целью. Докажите, что это типичный романтический пейзаж. Когда происходят описываемые события
2. Найдите описание романтического героя Данко
- внешность (по тексту)
- черты характера (докажите текстом)
- раскройте принцип романтического двоемирия: о какой (чьей) свободе он мечтает и какими средствами он достигает ее
Группа 4 – работа с эпизодом «Старуха Изергиль» (рассказ «Старуха Изергиль»).
1. Найдите описание пейзажа в рассказе. Определите, какие средства выразительности использует автор и с какой целью. Докажите, что это типичный романтический пейзаж. Когда происходят описываемые события
2. Найдите описание романтического героя Изергиль
- внешность (по тексту)
- черты характера (докажите текстом)
- раскройте принцип романтического двоемирия: о какой свободе она мечтает и какими средствами она пытается ее достичь
- судьба Изергиль
- к кому Изергиль ближе: к Ларре или Данко? Докажите
3. Особенности композиции рассказа
4. Сформулируйте авторскую позицию
3) Выступления групп по заданиям (20 мин.)
3.4 Обобщение и закрепление изученного материала (5 мин.)
Составление кластера
4. Подведение итогов занятия (3-5 мин.)
Анализ достижения цели занятия. Выставление и мотивация оценок. Перспектива последующей работы.
5. Домашнее задание (1 мин.)
1) Подготовиться к тесту по материалу урока
2) Читать пьесу М.Горького «На дне»
6. Рефлексия (2 мин.)
Мое отношение к Данко
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Особенности композиции Рассказ в рассказе ( Макар Чудра рассказывает историю Радды и Лойко Зобара) Особенности пейзажа Безграничная степь, бесконечное море, осенняя ночь ( мертво молчавшая темнота степи; резкие удары ветра; ветре выл жалобно и тихо; море шепталось, рокотало глухо и сердито, распевало мрачный и торжественный гимн …) «Макар Чудра»
Романтический герой ЛОЙКО ЗОБАР Романтический, сказочный образ ( Густые черные кудри, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка – целое солнце. Словно его ковали из одного куска железа вместе с конем ). Молодой, отважный, удалый, гордый, свободолюбивый, способный на сильное чувство, на решительный поступок. РАДДА Красавица, молодая, свободолюбивая, гордая, способная на сильное чувство, решительный поступок Идеал Безграничная свобода (дороже жизни и любви)
Особенности композиции Рассказ в рассказе ( Изергиль рассказывает легенды о Ларре и Данко) Особенности пейзажа Бессарабия, степь, море, летняя ночь ( по небу бродили обрывки туч; клочки неба украшены золотыми крапинками звезд; шорох волн; голубое сияние луны; ветер тек широкой, ровной волной, развевал волосы в фантастические гривы, играл монетами …) «Старуха Изергиль»
Романтический герой ЛАРРА Красивый, сильный, молодой, гордый, одинокий, жестокий, высокомерный, бессердечный, эгоистичный, ловкий, хищный, ( тень ) Идеал Личная свобода и счастье ДАНКО Красивый, смелый, молодой, любящий людей, гордый, одинокий, альтруист (альтруизм - бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для других собой) ( искры от горящего сердца ) Идеал Свобода и счастье других людей
ИЗЕРГИЛЬ Глаза тусклы, сухой голос хрустел, дрожащая рука с кривыми пальцами, сухие потрескивающие губы, сморщенный нос, словно клюв совы. Кожа вся изрезана морщинами, казалось, что сухая кожа разорвется, развалится кусками и встанет голый скелет с тусклыми черными глазами. Свободолюбивая, гордая, бескорыстная, способная на сильное чувство, одинокая, эгоистичная, желающая личного счастья. В настоящем – воспоминания о любви и прошлом не пробуждают ее душу, сердце. Идеал – безграничная свобода, личное счастье. радость
Авторский идеал Романтические герои горды, свободолюбивы, не смиряются с серыми буднями, стремятся к свободе. Самоотверженное служение людям, жертвенная жизнь ради счастья, свободы других людей – вот настоящий смысл жизни Человека.
Особенности романтических рассказов М.Горького Герой Композиция Пейзаж портрет характер идеал
Данко … добрый гордый тщеславный альтруист глупый Данко поступил … самоотверженно правильно как настоящий мужчина легкомысленно красиво, но глупо Я … восхищаюсь его поступком уважаю считаю, что он зря умер за неблагодарных людей не верю в таких людей – никто не будет жертвовать ради других хотел(а) бы так любить людей А что бы ты сделал(а) на месте Данко?