Главные вкладки

    План урока по литературе "Художественный мир М.Горького. Романтическеи рассказы"

    Кучерова Ольга Викторовна

    Материал представляет собой сценарий урока и презентации к уроку (биография писателя, романтические рассказы М.Горького)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon romantich.rasskazy.ppt1.44 МБ
    Файл Сценарий урока26.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    Особенности композиции Рассказ в рассказе ( Макар Чудра рассказывает историю Радды и Лойко Зобара) Особенности пейзажа Безграничная степь, бесконечное море, осенняя ночь ( мертво молчавшая темнота степи; резкие удары ветра; ветре выл жалобно и тихо; море шепталось, рокотало глухо и сердито, распевало мрачный и торжественный гимн …) «Макар Чудра»

    Слайд 3

    Романтический герой ЛОЙКО ЗОБАР Романтический, сказочный образ ( Густые черные кудри, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка – целое солнце. Словно его ковали из одного куска железа вместе с конем ). Молодой, отважный, удалый, гордый, свободолюбивый, способный на сильное чувство, на решительный поступок. РАДДА Красавица, молодая, свободолюбивая, гордая, способная на сильное чувство, решительный поступок Идеал Безграничная свобода (дороже жизни и любви)

    Слайд 4

    Особенности композиции Рассказ в рассказе ( Изергиль рассказывает легенды о Ларре и Данко) Особенности пейзажа Бессарабия, степь, море, летняя ночь ( по небу бродили обрывки туч; клочки неба украшены золотыми крапинками звезд; шорох волн; голубое сияние луны; ветер тек широкой, ровной волной, развевал волосы в фантастические гривы, играл монетами …) «Старуха Изергиль»

    Слайд 5

    Романтический герой ЛАРРА Красивый, сильный, молодой, гордый, одинокий, жестокий, высокомерный, бессердечный, эгоистичный, ловкий, хищный, ( тень ) Идеал Личная свобода и счастье ДАНКО Красивый, смелый, молодой, любящий людей, гордый, одинокий, альтруист (альтруизм - бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для других собой) ( искры от горящего сердца ) Идеал Свобода и счастье других людей

    Слайд 6

    ИЗЕРГИЛЬ Глаза тусклы, сухой голос хрустел, дрожащая рука с кривыми пальцами, сухие потрескивающие губы, сморщенный нос, словно клюв совы. Кожа вся изрезана морщинами, казалось, что сухая кожа разорвется, развалится кусками и встанет голый скелет с тусклыми черными глазами. Свободолюбивая, гордая, бескорыстная, способная на сильное чувство, одинокая, эгоистичная, желающая личного счастья. В настоящем – воспоминания о любви и прошлом не пробуждают ее душу, сердце. Идеал – безграничная свобода, личное счастье. радость

    Слайд 7

    Авторский идеал Романтические герои горды, свободолюбивы, не смиряются с серыми буднями, стремятся к свободе. Самоотверженное служение людям, жертвенная жизнь ради счастья, свободы других людей – вот настоящий смысл жизни Человека.

    Слайд 8

    Особенности романтических рассказов М.Горького Герой Композиция Пейзаж портрет характер идеал

    Слайд 9

    Данко … добрый гордый тщеславный альтруист глупый Данко поступил … самоотверженно правильно как настоящий мужчина легкомысленно красиво, но глупо Я … восхищаюсь его поступком уважаю считаю, что он зря умер за неблагодарных людей не верю в таких людей – никто не будет жертвовать ради других хотел(а) бы так любить людей А что бы ты сделал(а) на месте Данко?



    Предварительный просмотр:

    СЦЕНАРИЙ урока

    по дисциплине «литература»

    по теме «Жизнь и творчество А.М.Горького. романтические рассказы А.м.горького»

    Учебная дисциплина: Литература

    Класс: 11 класс

    Тема занятия:  Жизнь и творчество А.М.Горького. Романтические рассказы А.М.Горького

    Вид занятия  литературный семинар

    Тип занятия: учебное занятие  изучения  и первичного закрепления новых знаний

    Форма проведения занятия: работа в малых группах с последующей общегрупповой дискуссией

    Мотивация темы и формы проведения занятия: На занятии осуществляется формирование ключевых компетенций: учебно-познавательных (постановка познавательных задач, анализ, формулировка выводов, рефлексия, информационных (владение навыками работы с различными источниками информации: художественными текстами, учебниками, Интернет; самостоятельный поиск, анализ и отбор необходимой информации), коммуникативных (владение способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы). Именно работа в малых группах позволяет формировать эти виды ключевых компетенций.

    Продолжительность занятия: 2 часа (90 минут)

    Место проведения занятия: кабинет информационных технологий

    Цель занятия: дать представление о жизненном и творческом пути А.М.Горького, научить анализировать текст, выделять главное, делать собственные выводы, используя аналитический метод познания

    Задачи:

    Дидактические 

    - изучить биографию М.Горького;

    - повторить и обобщить знания о романтизме как направлении литературы;

    - выявить особенности романтических произведений М.Горького

     Воспитательные:

    - воспитывать чувство патриотизма;

    - воспитывать стремление к свободе, к альтруизму;

    - воспитывать чувство уважения к собеседнику, его мнению;

    - воспитывать интеллектуальную культуру личности (формировать культуру умственного труда, расширять кругозор, формировать способности к совместной умственной деятельности)

    Развивающие:

    - совершенствовать навыки аналитической работы с текстом, способности обобщать и делать выводы;

    - развивать навыки устной монологической речи;

    - использовать полученные знания в учебной и профессиональной деятельности;

    - развивать навыки ведения дискуссии, умения работать в группе.

    Междисциплинарные связи: с учебными дисциплинами «Регионоведение», «Основы исследовательской деятельности», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Организация культурно-досуговой деятельности в туристических компаниях», факультативной  дисциплиной «История родного края».

    Внутридисциплинарные связи: с темами «Зарубежная литература XIX века», «Русская литература XIX века» (понятия «романтизм», «романтический герой», «романтический пейзаж», «романтическое двоемирие»)

    Учебное оборудование (оснащение) занятия: мультимедийный проектор (просмотр  презентаций), персональные компьютеры (работа в Интернете), аудиозаписи (Э.Морриконе, Р.Вагнер)(создание музыкального фона в начале и конце урока, при просмотре презентаций)

    Методическое обеспечение занятия:  Презентации в PowerPoint «Биография А.М.Горького», «Романтизм в мировой и русской литературе», «Романтические рассказы А.М.Горького», учебники по русской литературе ХХ в., тексты художественной литературы (рассказы А.М.Горького «Старуха Изергиль», «Макар Чудра»), раздаточный материал (карточки-задания для групп, кластеры)  

    Опережающие задания студентам: 1) Подготовка докладов и презентаций по биографии М.Горького; 2) подготовка презентации по романтическим рассказам А.М.Горького, о романтизме, 3) чтение романтических рассказов А.М.Горького «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»

    Ход урока

    Вступление

    Звучит музыка Э.Морриконе «Ветер, плачь». Студентка читает стихотворение Т.Гришиной «Все до мелочей здесь нам знакомо» (на экране высвечивается портрет М.Горького): 

    Все до мелочей здесь нам знакомо:

    Скрип колодца и калитки стук.

    Много лет хозяев нету дома,

    И давно уж "в люди" вышел внук.

    . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    Жизнь ушла куда-то по соседству,

    Ящерицей юркнула в траву,

    Но осталось в этом доме детство -

    Горьковское детство наяву...

    Вступительное слово учителя. Сегодняшний наш урок посвящен жизни и творчеству Алексея Максимовича Горького. Для нас с вами это не просто один из известных русских, советских писателей. Почему? Правильно, он – нижегородец. Его биография – часть нашей истории, истории Нижнего Новгорода.И вам важно знать биографию М.Горького, памятные места, связанные с его именем.

    Вы изучали в школе автобиографическую трилогию Горького, его детские и юношеские годы. Сегодня мы с вами познакомимся со всеми вехами жизни нашего земляка, поговорим и о его творчестве – во 2-ой части урока мы обратимся к романтическим рассказам Горького.

    Эпиграфом сегодняшнего урока станут слова Алексея Максимовича:

    "Человека создает его сопротивление окружающей среде"

    (М.Горький)

    Жизнь и творчество Алексея Максимовича Горького

    Алексей Максимович Горький был и остается центральной фигурой литературного процесса конца XIX – первой трети ХХ веков, одним из главных действующих лиц советской литературы.  

    Беседа с использованием компьютерных презентаций. Выступления студентов с сообщениями и презентациями.

    Закрепление в форме составления синквейна по биографии М.Горького. Обсуждение.

    Анализ романтических рассказов М.Горького  

    Ранний период творчества Максима Горького представлен, в основном, романтическими рассказами. Странствуя по стране, наблюдая жизнь людей, Горький пытался найти необычное, героическое в каждом. Он искал героя - бунтаря, восставшего против несправедливостей жизни, не поступающегося своей свободой. М. Горький в юности мечтал о красоте, о добре, хотел, чтобы мир был ярким, полным незаурядными личностями. Достаточно прочесть хотя бы один из его ранних рассказов, чтобы убедиться в этом. Девизом ранних произведений Горького можно было бы выбрать слова из его ранней поэмы: “Я в этот мир пришел, чтобы не соглашаться”

    Романтические произведения М. Горького имеют ряд особенностей, выявление которых и станет нашей с вами целью на ближайшее время. Но прежде чем приступить к лингвистическому анализу текстов, мы прослушаем выступление студента об основных чертах такого литературного направления, как романтизм.

    Выступление студента с докладом о романтизме (с использованием музыки Р.Вагнера «Полет валькирий»).

    Мы вспомнили основные черты романтических произведений писателей XIX века, а наша с вами задача на уроке, проанализировав романтические рассказы А.М.Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль», определить особенности романтических рассказов А.М.Горького (в построении композиции, описании пейзажа, создании образов романтических героев), выявить авторскую оценку поступков героев.

    Студенты в группах анализируют художественные тексты на основе карточек-заданий.

    Группа 1 – работа с рассказом «Макар Чудра».

    1. Найдите описание пейзажа в рассказе. Определите, какие средства выразительности использует автор и с какой целью. Докажите, что это типичный романтический пейзаж.

    2. Найдите описание романтических героев: Лойко Зобара и Радды (Макара Чудры):

    - внешность (по тексту)

    - черты характера (докажите текстом)

    - раскройте принцип романтического двоемирия

    - судьба героев

    3. Особенности композиции рассказа

    4. Сформулируйте оценку рассказчика и авторскую позицию. Как они понимают понятие свободы.

    Группа 2 – работа с эпизодом «Легенда о Ларре» (рассказ «Старуха Изергиль»).

    1. Когда происходят описываемые события.

    2. Найдите описание романтического героя Ларры

    - внешность (по тексту)

    - черты характера (докажите текстом)

    - раскройте принцип романтического двоемирия: о какой свободе он мечтает и какими средствами он достигает ее

    - судьба героя

    3. Особенности композиции рассказа

    4. Сформулируйте оценку рассказчика и авторскую позицию

    Группа 3 – работа с эпизодом «Легенда о Данко» (рассказ «Старуха Изергиль»).

    1. Найдите описание пейзажа в рассказе. Определите, какие средства выразительности использует автор и с какой целью. Докажите, что это типичный романтический пейзаж. Когда происходят описываемые события

    2. Найдите описание романтического героя Данко

    - внешность (по тексту)

    - черты характера (докажите текстом)

    - раскройте принцип романтического двоемирия: о какой (чьей) свободе он мечтает и какими средствами он достигает ее

    Группа 4 – работа с эпизодом «Старуха Изергиль» (рассказ «Старуха Изергиль»).

    1. Найдите описание пейзажа в рассказе. Определите, какие средства выразительности использует автор и с какой целью. Докажите, что это типичный романтический пейзаж. Когда происходят описываемые события

    2. Найдите описание романтического героя Изергиль

    - внешность (по тексту)

    - черты характера (докажите текстом)

    - раскройте принцип романтического двоемирия: о какой свободе она мечтает и какими средствами она пытается ее достичь

    - судьба Изергиль

    - к кому Изергиль ближе: к Ларре или Данко? Докажите

    3. Особенности композиции рассказа

    4. Сформулируйте авторскую позицию

    Давайте посмотрим, к каким выводам пришли каждая из групп, какие особенности романтических рассказов выявили студенты.

    Выступления студентов групп по заданиям на фоне презентации «Романтические рассказы А.М.Горького». Дискуссия.

    В своих рассказах Горький показывает нам традиционных для романтических произведений героев, свободолюбивых, гордых, своенравных, но одиноких. Тех людей, которые не могут примириться с пошлостью человека, которые готовы бросить вызов обществу, стихии, всему, что противоречит представлениям о свободе, достоинстве. Увидели авторское отношение к ним. А теперь давайте обобщим полученные результаты.

    Работа с кластером.

    Заключение

    Слово учителя. Горький писал: «Нужны подвиги! Подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Я видел, что люди, окружавшие меня, не способны на подвиги и преступления… и трудно понять, - что интересного в их жизни? Я не хочу жить такой жизнью…” Спасителем людей от их слабости и никчемности стал романтический герой. Он - воплощение духовного порыва, справедливости, полнокровной счастливой жизни.

    Вот и подходит к концу наш урок. Давайте подумаем о том, что каждый из вас узнал нового о жизни нашего земляка-писателя, чему научился за эти 2 часа. Пусть каждый назовет 5 слов об уроке. Примерные вопросы на доске:

    - Чему я научился сегодня на занятии?

    - Комфортно ли мне было на занятии?

    - Комфортно ли мне было работать в группе?

    - Была ли тема урока актуальной для меня?

    - Доволен ли я своей работой?

    - Доволен ли я работой своей группы?

    - Как изменилось мое настроение (эмоциональный настрой) за урок?

    - Что заставило меня задуматься?

    - Что вызвало наибольший интерес на занятии?

    Литература:

    Агеносов В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2010.

    Егорова Н. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс. – М.: ВАКО, 2007

    Журавлев В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. – М., 2007.

    Маранцман В. Литература (ч. 1, 2). 11 кл.– М., 2009.

    Мусатов В. История русской литературы первой половины ХХ в.  – М., 2001.

    Петелин В. «Я – каторжник, который всю жизнь работал на других…». // Литература в школе. – 2008. - №7. – с.18-24.

    Примочкина Н. Горький сегодня. // Литература в школе. – 2008. - №7. – с.2-6.

    Торопчина Л. «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться…» – О творчестве М.Горького, о героях его произведений. // Литература. – 2008. - №14. – с. 11 – 14.


    Сорокина С. Пешком по Капри, сверяясь с Горьким // Эхо планеты. – 2006. - №3. – с. 22 – 27.


    www.museum.nnov.ru