Создание и использование интеллект-карт в процессе обучения

Фролова Юлия Ивановна

В статье представлен опыт создания интеллект-карт в процессе обучения русскому языку и литературе. Данный метод можно использовать для того, чтобы понимание и запоминание предмета стало максимальным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_intellekt-kart_v_processe_obucheniya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Создание и использование интеллект-карт в процессе обучения

С каждым днем увеличивается объем информации, который необходим современному человеку для успешной деятельности. В связи с этим преподаватель должен вводить в практику новые формы обучения, которые позволяют "разбудить" дремлющую в каждом  обучающемся жажду познания. Как сделать так, чтобы понимание и запоминание предмета стало максимальным? В этом помогают  новые методы создания схем – интеллект – карты.

Интеллект-карты — это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.

Эффективность использования интеллект-карт:

- существенная экономия времени (как при восприятии нового материала, так и при повторении/запоминании уже знакомого);

- целостное и объемное понимание решаемых задач/проблем.

- активизация своих творческих и интеллектуальных способностей.

- получение удовольствия от работы с помощью интеллект-карт.

Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо следовать трём принципам:

«Принимай» – сначала внимательно изучи все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию.

«Применяй» – начни применять эту технологию, составь не меньше 100 интеллект-карт.  

«Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки.

Существуют несколько основных областей применения интеллект-карт:

- личная жизнь человека (самоанализ, анализ и разрешение проблемных ситуаций, планирование бюджета и т.д.);

- образование (развитие мышления, конспектирование, аннотирование, подготовка к экзаменам, повторение, организация коллективной деятельности);

- профессиональная деятельность (мозговой штурм, деловые встречи, презентации).

В контексте обучения русскому языку и литературе, интеллект-карты можно использовать как для:

  1. создания ясных и понятных конспектов;
  2. написания рефератов, курсовых проектов, выпускной квалификационной работы;
  3. подготовки к ЕГЭ,

так и во внеурочной деятельности.

На первом занятии обучающиеся знакомятся с основными принципами построения интеллект-карты, затем создают собственную. Преимущество данного метода заключается в том, что 90% времени занятия отводится на практику.

Чтобы создать собственную интеллект-карту, необходимо знать основные  принципы построения. Начинать необходимо с центра листа.   Почему? Потому что таким образом мысль сможет развиваться во всех направлению без ограничений. Основная идея передается рисунком. Почему? Потому что одним рисунком можно выразить тысячу слов. Рисунок в центре листа привлекает внимание, активизирует мыслительный процесс, воображение. От центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова,  ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею. От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня разукрупнения, раскрывающие идеи, написанные на ветках 1-го уровня. На каждой линии должно быть по одному ключевому слову. По возможности используем максимальное количество цветов, не менее 3х. Почему? Потому что цвета активизируют мыслительный процесс не меньше, чем рисунки. Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами. При рисовании интеллект-карт вместо длинного поясняющего текста стараемся чаще использовать сокращения и аббревиатуры, их легче записать и легче запомнить, что ускоряет составление интеллект карт. При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках. Для большей выразительности нумеруем ветки и добавляем ореолы. В конце первого занятия поздравляем обучающихся, они составили свою первую интеллект- карту. Посмотрим на нее: она переливается красками, на ней есть символы и коды, линии и слова, а также рисунки. В ней есть все необходимое, чтобы мозг заработал с полной отдачей и без напряжения.

Использованные ресурсы:

http://www.mind-map.ru/?s=31

http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32

http://www.mindmap.ru/stat/begin.htm