Литературно-музыкальная гостиная "По страницам русской классики"

Смирнова Оксана Николаевна

В сценарий включены страницы, посвященные творчеству А.С.Грибоедова, М.Ю.Лермонтова и других писателей 19 и 20 веков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturno-muzykalnaya_kompozitsiya_stsenariy.doc97.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                          «ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕНОК РОССИИ»

          ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ

              «По страницам классики»

Сценарий разработали: Смирнова О.Н., Бодачёва Е.В.

Мероприятие приурочено к неделе русского языка и литературы и проводится в рамках проекта «Литературный венок России»

Место и время проведения: ГБОУ ЦО № 1694, актовый зал,  27.10.10г

Оформление зала: участники и приглашенные сидят за столиками в зале, на столах горят свечи, перед сценой стоят маленькие столики, занавес закрыт.

                                    Ход мероприятия

I. Вступительное слово ведущего

II. Первая страничка: творчество А.С.Грибоедова.

 Звучит вальс А.С.Грибоедова, под музыку входят две пары в костюмах персонажей комедии «Горе от ума» и медленно проходят за сцену. В это же время звучат слова об авторе.

1.За столиком перед сценой ученица читает: «Именем Александра Сергеевича Грибоедова открывается одна из самых блистательных страниц в русской литературы (демонстрируется портрет Грибоедова). Гениальный поэт и глубокий мыслитель, Грибоедов оставил неизгладимый след в развитии нашей национальной культуры. Парадокс состоит в том, что Грибоедов, при всём блеске художественного дарования, создал лишь одно действительно великое, бессмертное произведение – комедию «Горе от ума». Значение и влияние таких произведений выходит далеко за пределы их исторической эпохи. Мы до сих пор восхищаемся художественным совершенством комедии, блеском грибоедовского языка, ярким изображением быта и нравов, реалистичностью образов».

Открывается занавес – инсценировка отрывка из комедии «Горе от ума» (действие I явление 1-4)

2.Занавес закрылся. Двое учащихся, сидящих за другим столиком перед сценой, читают отрывки из писем Грибоедова.

Ученица (открывая письмо): «В одном из писем Грибоедова есть воспоминание о том, как он сделал своей будущей жене предложение »

Первый ученик: «Это было 16-го. В этот день я обедал у старой моей приятельницы Ахвердовой, за столом сидел против Нины Чавчавадзе, всё на неё глядел, задумался, сердце забилось, беспокойства ли другого рода, по службе, теперь необыкновенно важной, или что другое придало мне решительность необычайную, не знаю, но, выходя из-за стола ( молодой человек встает, подходит к девушке, берет её за руку), я взял её за руку и сказал ей: «Пойдемте со мной, мне нужно что-то сказать Вам». Она меня послушалась, как и всегда, верно, думала, что я усажу её за фортепиано. Вышло не то, щеки у меня разгорелись, дыхание занялось, я не помню, что я начал ей бормотать, и всё живее и живее, она заплакала, засмеялась, я поцеловал её, потом к матушке её…. Нас благословили… »

Второй ученик: «Но счастье было недолгим. Надо было срочно по делам ехать в Персию. И спустя 17 дней после венчания Грибоедов выехал вместе с женой и в сопровождении всей русской миссии в Тавриз. Возможно, предчувствуя недоброе, он оставил Нину на границе ( пара расходится и садится за разные столики). Он очень тосковал в разлуке. Вот строки из последнего его письма к жене»

Ученица (вернувшись за столик, читает): «Бесценный друг мой, жаль мне тебя, грустно без тебя как нельзя больше. Теперь я истинно чувствую, что значит любить… Чем далее от тебя, тем хуже. Потерпим ещё несколько, ангел мой, и будем молиться Богу, чтобы нам после этого никогда не разлучаться».

Второй ученик: «30 января 1829 года толпа мусульманских фанатиков, подстрекаемая властями, напала на русское посольство. Грибоедов был убит.  А в городе Тебризе сидела Нина и ждала письма».

3.Звучит 1-ый куплет из мюзикла «Юнона и Авось». Затем на фоне тихо звучащей музыки второй ученик читает: «На памятнике, который установила на могиле вдова поэта Нина Александровна Грибоедова, она написала: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русских, но для чего пережила тебя любовь моя?» Нина Александровна прожила долгую жизнь, но, оставаясь верной своему Сандро, не вышла больше замуж и не сняла черного траурного платья до последних дней »

III. Вторая страничка: творчество М.Ю.Лермонтова.

  1. Слово ведущего: «По небу полуночи ангел летел,

                                      И тихую песню он пел;

                                      И месяц, и звёзды, и тучи толпой

                                      Внимали той песни толпой.

                                      Он пел о блаженстве безгрешных духов

                                      Под кущами райских садов;

                                      О Боге великом он пел, и хвала

                                      Его непритворна была…

     Это стихотворение М.Ю.Лермонтов написал в 1831 году, когда ему было 17 лет. Просто представить себе нельзя, до какой высоты этот человек поднялся бы, если б не погиб двадцати семи лет».

  1. Монолог Печорина из главы «Княжна Мери» учащийся читает из зала, проходя медленно между столиками:

Я чувствую в себе ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я  смотрю  на страдания и  радости  других  только  в  отношении  к  себе,  как  на  пищу, поддерживающую мои душевные силы. Первое мое удовольствие - подчинять моей  воле  все,  что  меня  окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не  есть  ли  первый признак  и  величайшее  торжество  власти?  Быть  для  кого-нибудь  причиною

страданий и радостей, не имея на то  никакого  положительного  права,  -  не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое  счастие?  Насыщенная гордость. Если б я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете,  я  был бы счастлив; если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечные источники

любви. Зло порождает зло;  первое  страдание  дает  понятие  об  удовольствии мучить другого. (садится на краю сцены и продолжает читать)

 

- Да, такова была моя участь с самого детства. Я был скромен - меня обвиняли  в  лукавстве:  я  стал  скрытен.  Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал

Злопамятен, завистлив. Я был готов любить  весь мир, - меня  никто  не  понял:  и  я  выучился  ненавидеть. Я сделался нравственным  калекой:  одна  половина  души моей не существовала, она  высохла,  испарилась,  умерла,  я  ее  отрезал  и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила  к  услугам  каждого,  и  этого никто не заметил, потому что никто  не  знал  о  существовании  погибшей  ее половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я  вам  прочел ее эпитафию.(уходит за занавес) 

        3. Звучит музыкальная композиция «И скучно, и грустно…» в исполнении Владимира Назарова, сопровождаемая видеорядом.

                 4. Стихотворение «Выхожу один я на дорогу…» читает учащийся, выходя из глубины сцены, останавливаясь на краю.         

IV. Третья страничка: творчество Ф.И.Тютчева .        

  1. Слово ведущего.

SILENTIUM! *

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои -
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,-
Любуйся ими - и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,-
Питайся ими - и молчи.

Лишь жить в себе самом умей -
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи,-
Внимай их пенью - и молчи!..
_______________
* Молчание! (лат.)

        

                  2. Занавес закрыт, звучит тихая музыка, за столики перед сценой усаживаются «посетители кафе». Официант принимает заказ и приносит чашечки с кофе. За одним из столиков учащийся (в роли Тютчева) на бумажной салфетке пишет стихотворение.

        Один из «посетителей кафе» произносит: «Федор Иванович Тютчев - самая загадочная душа русской поэзии. Он ронял стихи – и в переносном, и в буквальном смысле. Оставлял их там, где они нечаянно были написаны – на казённых листах в министерском заседании, на клочках бумаги в бальных залах, на дорожных документах в коляске, на салфетках в кафе и даже на полях своих политических трактатов…»

  1. Истории из жизни Тютчева

        Второй посетитель: «Едва начав посольскую службу в Мюнхене, он  закружился в водовороте событий и чувств первой любви»

        Первый посетитель: «Избранницу звали Амалия. Ей было четырнадцать, когда 18-летний атташе впервые встретил её. Очень скоро он увлёкся этой красавицей, происходившей из графского рода Лерфенфельд»

          Второй посетитель: «Она расцветала па его глазах. Их восхищали поездки по дышащим стариной предместьям и дальние прогулки к прекрасному Дунаю»

       Ученик в роли Тютчева читает стихотворение «Я помню время золотое…»

Я помню время золотое,

Я помню сердцу милый край.

День вечерел; мы были двое;

Внизу, в тени, шумел Дунай.

И на холму, там где, белея,

Руина замка вдаль глядит,

Стояла ты, младая фея,

На мглистый опершись гранит,

Ногой младенческой касаясь

Обломков груды вековой;

И солнце медлило, прощаясь

С холмом, и замком, и тобой.

И ветер тихий мимолётом

Твоей одеждою играл

И с диких яблонь цвет за цветом

На плечи юные свевал.

       Второй посетитель: « Но не только он сходил по ней с ума. Был и соперник – секретарь посольства барон Александр Крюденер. Набравшись смелости, Федор Иванович решился просить руки Амалии. Но русский дворянин показался её родителям не такой уж выгодной партией для их дочери, и они предпочли ему барона Крюденера. А женой Тютчева, спустя некоторое время, Становится Элеонора Петерсон »

        Первый посетитель читает: «О пожаре на пароходе «Николай I» Тютчев узнал июньским полднем 1838 года. Газеты сообщали, что судно сгорело ночью в море, сев на мель недалеко от Любека. На этом пароходе к Тютчеву возвращались из Петербурга его жена и дочери».

        Второй посетитель читает: «Когда, примчавшись в Германию, он узнает, что жена и дочери живы, он испытал острое ощущение счастья и покоя. Благодарил Бога и ещё больше жену, которая в панике и давке сумела спасти себя и детей».

                    Первый посетитель:  «Цену этого спасения судьба открыла через три месяца. Нервное потрясение от пережитой катастрофы обернулась для Элеоноры тяжелой болезнью. Она умерла в Турине на руках у Тютчева».

                  Второй посетитель:  «За несколько часов у гроба жены он поседел. С этого времени в своих письмах он беспрестанно повторял в различных словах две незыблемые формулы: Смерть – ужасна, Жизнь – сон».

         Первый посетитель: «Он не только горевал о жене, но и продолжал любить её – писал, обращаясь к ней, спустя многие годы…»

        «Тютчев» читает стихотворение «Ещё томлюсь тоской желаний…»

Еще томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой -
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой...
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда...

                      Второй посетитель: «На склоне лет судьба подарила Тютчеву ещё одну встречу с первой любовью, свидание с юностью, которая стала достойным эпилогом многолетней привязанности Федора Ивановича и Амалии Максимилиановны ».

  Первый посетитель: «Прогулки с пожилой, но всё ещё сохранившей привлекательность графиней вдохновили поэтов на одно из самых прекрасных его стихотворений. 26 июля, возвратившись в гостиницу после прогулки, он написал стихотворное признание».

«Тютчев» пишет и читает стихотворение «Я встретил Вас…».

        (Начало стихотворения, а за тем звучит романс, «Тютчев уходит»)

                 Я встретил вас - и всё былое

                 В отжившем сердце ожило;

                 Я вспомнил время золотое -

                 И сердцу стало так тепло...

                 Как поздней осени  порою

                 Бывают дни, бывает час,

                 Когда повеет вдруг весною

                 И что-то встрепенется в нас, -

                 Так, весь обвеян дуновеньем

                 Тех лет душевной полноты,

                 С давно забытым упоеньем

                 Смотрю на милые черты...

                 Как после вековой разлуки,

                 Гляжу на вас, как бы во сне, -

                 И вот - слышнее стали звуки,

                 Не умолкавшие во мне...

                 Тут не одно воспоминанье,

                 Тут жизнь заговорила вновь, -

                 И то же в вас очарованье,

                 И та ж в душе моей любовь!..

V. Четвертая страница: творчество Н.М.Рубцова

            1. Слово ведущего:

Я переписывать не стану
Из книги Тютчева и Фета,
Я даже слушать перестану
Того же
Тютчева и Фета,
И я придумывать не стану
Себя особого, Рубцова,
За это верить перестану
В того же самого Рубцова,
Но я у Тютчева и Фета
Проверю искреннее слово,
Чтоб книгу Тютчева и Фета
Продолжить книгою Рубцова!..

              Первый учащийся: «Так о своей поэзии писал Николай Михайлович Рубцов, поэт XX столетия, «неведомый отрок», раненный сиротством Великой Отечественной войны, но с неизменным при этом осознанием «корневой» связи своей судьбы с судьбой России».

            2. Чтение стихотворения «Берёзы»        

        

БЕРЕЗЫ

Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю - и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.

Все очнется в памяти невольно,
Отзовется в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.

Только чаще побеждает проза,
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же береза
Над могилой матери моей.

На войне отца убила пуля,
А у нас в деревне у оград
С ветром и дождем шумел, как улей,
Вот такой же желтый листопад...

Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез...

        Второй учащийся: «О чем говорит нам рубцовская Муза? Почему стихи его так органичны? Да потому, что вся поэзия Николая Рубцова стала сердечным порывом к надёжному, вечному дому – России, к деревне, крестьянской избе; порывом к соединению с национальной историей, всем круговоротом народного бытия…»

        3. Чтение стихотворения «Я люблю судьбу свою…»

Я люблю судьбу свою,
Я бегу от помрачений!
Суну морду в полынью
И напьюсь,
Как зверь вечерний!
Сколько было здесь чудес,
На земле святой и древней,
Помнит только темный лес!
Он сегодня что-то дремлет.
От заснеженного льда
Я колени поднимаю,
Вижу поле, провода,
Все на свете понимаю!
Вот Есенин -
                     на ветру!
Блок стоит чуть-чуть в тумане.
Словно лишний на пиру,
Скромно Хлебников шаманит.
Неужели и они -
Просто горестные тени?
И не светят им огни
Новых русских деревенек?
Неужели
            в свой черед
Надо мною смерть нависнет,-
Голова, как спелый плод,
Отлетит от веток жизни?
Все умрем.
Но есть резон
В том, что ты рожден поэтом.
А другой - жнецом рожден...
Все уйдем.
Но суть не в этом...

  1. Звучит романс на стихи Н.Рубцова «В горнице моей светло…» в исполнении ученицы.

VI. Пятая страница: творчество А.Ахматовой и Н.Гумилёва

        1. Слово ведущих: «Анна Андреевна
Ахматова и Николай Степанович Гумилёв – два имени, неразрывно связанные в нашем сознании и в русской литературе».

Первый: «Она была – царица, королева, первая дама Империи, Екатерина великая; величие её облика не противоречило нищете, но лишь подчёркивалось ею. Халат мог быть порван от плеча до бедра: зашить нельзя, с царственной небрежностью носить – можно. Шуба – без пуговиц: пришить нельзя, носить, уверенно запахиваясь, - можно. Перевязанный верёвкой чемодан с рукописями на табуретке посреди комнаты – символ кочевья: найти нужный листочек нельзя, но – можно быть уверенной, что любую строчку окружающие, знающие её стихи наизусть, - подскажут мгновенно».

Второй: «Среди великих поэтов Серебряного века, измученных сомнениями, подорванных компромиссами и обессиленных предчувствиями, Гумилёв – уникальный пример, когда человек не просто абсолютно предан идеалу, но готов соответствовать ему, невзирая ни на какие обстоятельства. Крещённый в православии, он и среди скептических интеллигентов, и среди крутых большевиков продолжает при виде каждой церкви осенять себя знамением. Присягнувший царю, он остаётся монархистом и не скрывает этого ни от простодушных пролеткультовцев, ни от чекистских следователей.»

Первый: «22 июня 1904 года. Царское Село. Ночь, полнолуние. Дом Шухардиной, в котором на 2-ом этаже живет семья Горенко»

        2.Анна, любуясь луной, читает книгу, стихи Блока:

«Мой любимый, мой князь, мой жених,

ты печален в цветистом лугу.

Повиликой средь нив золотых

Завилась я на том берегу.

Я ловлю твои сны на лету

Бледно-белым прозрачным цветком.

Ты сомнёшь меня в полном цвету

Белогрудым усталым конём.

Ах, бессмертье мое растопчи, -

Я огонь для тебя сберегу.

Робко пламя церковной свечи

У заутрени бледной зажгу.

В церкви станешь ты, бледен лицом,

И к Царице небесной придешь, -

Колыхнусь восковым огоньком,

Дам почуять знакомую дрожь…

Над тобой – как свеча – я тиха.

Пред тобой – как цветок – я нежна.

Жду тебя, моего жениха.

Всё невеста – и вечно жена».

        Николай тихо подходит и не сводит с девушки глаз. Под его ногой хрустит ветка.

        Анна (вздрагивает и спрашивает шепотом): «Кто здесь?»

        Николай: «Не бойтесь, Анна. Это я, Коля Гумилёв»

        Анна (немного разочарованно): «А это вы, Николай… С чего это вы взяли, что я боюсь? И что вы здесь делаете в этот час?»

        Николай: «Я гулял»

        Анна: «Гуляли? Под чужими окнами?»

        Николай: «Я не под окнами…»

        Анна: «А где же ваша гитара и шпага? Где плащ и шляпа? (Николай разводит руками) Ладно, забирайтесь сюда. Вон там есть лестница. Только тихо»

        Николай (бросается к лестнице): «Хорошо, хорошо!»

        Анна: «Какой вы неповоротливый!»

        Николай: «Здесь плохо видно, и лестница старая»

        Анна: «В прежние времена кавалеры лазили по верёвочным лестницам и не жаловались»

        Николай: «Я не жалуюсь (карабкается). Кстати, их сбрасывали из окон сами дамы! У вас есть верёвочная лестница, донна Анна?»

                     Анна: «А как же! У каждой уважающей себя донны есть веер и лестница»

        Николай (взобравшись): «Как здесь красиво!»

        Анна: «Я не могу спать в полнолуние»

        Николай: «Вы лунная царевна!»

        Анна: «Царевна? У меня завтра день рождения…»

        Николай: «Завтра?!»

        Анна: «Да, завтра.»

        Николай: «А у меня нет подарка…»

        Анна: «А вы хотите мне сделать подарок?»

        Николай: «Конечно!»

        Анна: «Это дерзость с вашей стороны, сударь. Но я, так и быть, позволю вам сделать мне подарок.»

        Николай: «Анна, я подарю вам своё стихотворение»

        Анна: «Ну, что ж … Дарите»

        Николай (собирается с духом):

Свидание

Сборник "Жемчуга"

Сегодня ты придешь ко мне,

Сегодня я пойму,

Зачем так странно при луне

Остаться одному.

Ты остановишься, бледна,

И тихо сбросишь плащ.

Не так ли полная луна

Встает из темных чащ?

И, околдованный луной,

Окованный тобой,

Я буду счастлив тишиной

И мраком, и судьбой.

Так зверь безрадостных лесов,

Почуявший весну,

Внимает шороху часов

И смотрит на луну,

И тихо крадется в овраг

Будить ночные сны,

И согласует легкий шаг

С движением луны.

Как он, и я хочу молчать,

Тоскуя и любя,

С тревогой древнею встречать

Мою луну, тебя.

Проходит миг, ты не со мной,

И снова день и мрак,

Но, обожженная луной,

Душа хранит твой знак.

Соединяющий тела

Их разлучает вновь,

Но, как луна, всегда светла

Полночная любовь.

                    Анна: «Это ваше?»  

        Николай: «Да…»

        Анна: «Ну, Что ж… недурно. А кому вы его написали?»

        Николай: «Вам, Анна… »

        Анна (разыгрывая удивление): «Мне?!»

        Николай: «Вам…»

        Анна: «Это дерзость, сударь! »

        Николай: «Ну, что вы!»

        Анна: «Да, дерзость! (милостиво) Впрочем, я вас прощаю»

        Николай: «Вы столь же великодушны, Анна, сколь прекрасны! (замечает кольцо на её пальце) Какое у вас красивое кольцо!»

        Анна: «Мне сковал его месяца луч золотой. И, во сне надевая, шепнул мне с мольбой: «Береги этот дар! Будь мечтою горда!» Я кольца не отдам – никому! Никогда!»

        Николай: «Чьи это стихи?»

        Анна: «Угадайте!»

        Николай: «Гиппиус? Соловьёва?»

        Анна: «Нет. Одна моя подруга пишет стихи»

        Николай: «Подруга? Очень хорошие стихи…(всматривается ей в лицо) Вы морочите меня, Анна. Мне кажется, что это ваши стихи»

        Анна: «Почему вам так кажется?»

        Николай: «У вас глаза лукавые. И вам понравилось, что я их похвалил»

        Анна: «Совсем даже и нет»

        Николай: «Так это ваши стихи?»

        Анна: «Может быть, и мои. Вы же пишите стихи. Думаете, что кроме вас, никто их писать не умеет? Послушайте…»

        3.Трое учащихся читают стихотворение «Смятение»

         

I

      Было душно от жгучего света,

      А взгляды его - как лучи...

      Я только вздрогнула. Этот

      Может меня приручить.

      Наклонился - он что-то скажет.

      От лица отхлынула кровь.

      Пусть камнем надгробным ляжет

      На жизни моей любовь.

              II

      Не любишь, не хочешь смотреть.

      О, как ты красив, проклятый!

      И я не могу взлететь,

      А с детства была крылатой.

      Мне очи застил туман,

      Сливаются вещи и лица...

      И только красный тюльпан,

      Тюльпан у тебя в петлице.

              III

      Как велит простая учтивость,

      Подошел ко мне. Улыбнулся,

      Полуласково, полулениво

      Поцелуем руки коснулся.

      И загадочных, древних ликов

      На меня поглядели очи...

      Десять лет замираний и криков,

      Все мои бессонные ночи

      Я вложила в тихое слово

      И сказала его напрасно.

      Отошел ты, и стало снова

      На душе и пусто и ясно.

VII. Завершение всего вечера.