ЗАДАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА»

Елена Александровна

ЗАДАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ  «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadanie_po_ped.ritorike_starchenko.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)

Факультет дополнительного образования и повышения квалификации

ЗАДАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА»

Выполнила: слушатель курсов по программе дополнительного профессионального образования – профессиональная переподготовка

«Преподавание русского языка и литературы»

Старченко Елена Александровна

Преподаватель : кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка

Захарова Елена Валерьевна 

г.Ульяновск 2014г.


Название эпохи

Краткая характеристика

Известные теоретики и их вклад

Риторический идеал эпохи

Эпоха

Средневековья

Средневековье считается «темными временами», когда «свободные» искусства и науки никак не развивались, а вся интеллектуальная деятельность сосредоточилась вокруг веры и религиозных институтов и была подчинена одной общей задаче – прославлению Бога, распространению религии и ее защиты. Средневековый человек во многом еще оставался язычником, христианские и варварские

представления боролись в его душе и мировосприятии. Поэтому христианская церковь, пытаясь утвердить свое господство, использовала для этой цели любые средства, и, прежде всего, религиозное проповедничество, которое в классический период античности отсутствовало. Проповедник в средние века и является наиболее типичным оратором, а риторика становится "служанкой богословия". Была создана наука о христианском ораторском искусстве, достигшем блистательного развития в IV и V веках н. э. Античная риторика была пользовалась большим уважением, входя в число семи «избранных наук». Она становится искусством украшения речи, в основном – богослужебной и политической. В раннем средневековье в Западной Европе достаточно назвать имена: испанского архиепископа Исидора Севильского (560-635), англосаксонского летописца и монаха Беды Достопочтенного (673-735), Юлия Руфиния. В их трудах систематизирован перечень фигур, упорядочена терминология. В Византии приёмы риторики ближе всего подходят к азианизму. Одним из самых выдающихся представителен западной ветви духовного красноречия был Аврелий Августин (Блаженный). Василий Кесарийский (329 - 379 гг.) - крупнейший церковный деятель эпохи, во многом подготовивший и обеспечивший победу православия в Византийской империи. Вскоре он стал одним из лучших мастеров риторики. Его отличали точность и четкость стиля, выработанные при написании судебных речей.

Аврелий Августин (Блаженный) (354-430 гг.) .). Наиболее выдающийся «учитель Запада» начинал как ритор, проповедовал и яростно боролся против еретических течений своего времени.

Восточная ветвь духовного красноречия : "три великих каппадокийца" - Василий Кесарийский- "Великий", Григорий Назианзин и Григорий Нисский. Вклад Василия Kecaрийскoro в развитие византийского духовного красноречия: систематизировал и разделил христианские речи на экзегетические (толкование Писания), катехитические (морально-наставительные) и панегирические. К экзегетическим сочинениям Василия принадлежит знаменитый "Гексамерон" - "Шестоднев" (девять бесед на шесть дней творения).

1) Преемственность речевого идеала Античности;

2) Наиболее важной чертой хорошей речи Средневековья можно считать главенство христианской этики над техникой (аргументацией) и эстетикой речи;

3) Неизвестный античности жанр проповеди требует особенного подхода к техническому и словесному оснащению речи; ораторская речь отныне начала служить задаче распространения истины христианской веры, развития и утверждения духовной морали;

 

4) Основным требованием к эстетической и языковой стороне речи стали не только ее внешняя, формальная красота и изящество, но и к тому же правильность, безошибочность, ибо «душа наша тем лучше будет понимать, что нужно делать, чем правильнее будет язык хвалить Господа, не оскорбляя его ошибками». Космос сменяется Богом, господствует концепция божественного происхождения красоты, который проявляется в эстетическом аскетизме; речь хороша, если она проста и ясна;

Эпоха

Возрождения

В XII-XV вв. в Европе по-прежнему доминировало духовное красноречие. Риторика носила схоластический характер. Высок авторитет античных риторов, особенно ценились Аристотель и Цицерон. Однако кризис риторики начинается именно в эпоху Возрождения, с воскрешением судебного и парламентского, с появлением торгового красноречия, полемической заостренностью академического, с возникновением "моды" на яростную письменную полемику. В конце XVI в. в Англии появляются быстро ставшие популярными "Сад красноречия" Генри Пичема, "Искусство английской поэзии" Джорджа Путтенхема. Во Франции в этом же направлении идут искания всемирно известного поэта и теоретика классицизма Никола Буало. В XVIII в. в Англии и Франции появляются риторики Г. Хоума, Дж. Кемпбелла, X. Блера, Батте, Лагарпа, Дюмарсе. Во Франции в XV в. развитие литературы возродило интерес и потребность в риторике. В XV в. риторика стала оказывать влияние на формирование религиозных, этических и политических идей. Традиционному, утвердившемуся с XIII в. мнению, что христианская истина должна выражаться в простой и ясной форме, противопоставляется античная концепция союза риторики и мудрости. В XVI в. во Франции высоко ценились античные образцы, труды античных авторов становятся эталоном для ораторов, и то, что трудно высказать по-французски, рекомендовалось передавать по-латыни, заимствуя обороты у древних.

"Сад красноречия" Генри Пичема

"Искусство английской поэзии" Джорджа Путтенхема

риторики Г. Хоума, Дж. Кемпбелла, X. Блера, Батте, Лагарпа, Дюмарсе.

Немецкий филолог, профессор греческого и латинского языков Филипп Меланхтон (1497 – 1560).

1) Эстетика Возрождения продолжает античные традиции;

2)Прекрасное отождествляется с нравственным и справедливым.

3)Внешняя красота считается атрибутом добродетели.

Древняя Русь

С ораторской прозой Русь познакомилась в конце Х – начале XI в. на примере лучших образцов византийского и южнославянского красноречия. Теорию красноречия древнерусские книжники заимствовали из Византии. Творчество византийских ораторов Василия Великого, Иоанна Златоуста и других, оказало большое влияние на развитие южнославянского красноречия, на вдохновенные речи Константина Философа, Иоанна, Экзарха Болгарского, Климента Охридского. Киевская Русь явилась наследницей греко-славянской риторической традиции. В ораторской прозе Древней Руси выделяются две разновидности: красноречие дидактическое (учительское) и панегирическое (торжественное). Дидактическое красноречие преследовало цели морального наставления, информации, объяснения новых понятий. Ораторы, ориентируясь на нуждающихся в поучении простых людей, стремились говорить просто, безыскусно, почти не прибегая к цитированию авторитетных источников. В этих сочинениях содержались требования скромности, трудолюбия, заботы о семье и родителях, стремления к знаниям, отвращения от пьянства и т.д. Ораторы ставили перед собой задачи воспитания высоких моральных качеств и идеалов гражданского служения. Временем настоящего расцвета русского красноречия стал XII в. Самым знаменитым его представителем был Кирилл Туровский. Рано став монахом-аскетом, занимался чтением и толкованием христианских книг. Особенность русского риторического идеала является «диалогичность по содержанию» и субъект-субъектные отношения между говорящим и адресатом эта особенность получает культуроспецифичное национальное обоснование. Русский риторический идеал исторически сформировался и содержал в себе такие черты, как правдивость, кротость, смирение, умеренность, ровность, сдержанность. Предпочтение отдавалось безмолвию, умиротворению, похвале.

Выдающиеся представители древнерусского красноречия были митрополит Иларион, Лука Жидята и Кирилл Туровский.

О жизни и судьбе митрополита Илариона известно крайне мало. Он по праву считался лучшим церковным оратором Древней Руси, IX в. «Слово о Законе и Благодати» (торжественное красноречие) достойно стать рядом с лучшими произведениями византийского ораторского искусства.

1) Преемственность античной и византийской риторической

традиции с существенным добавлением оригинального компонента;

2) Как и в Европе, древнерусская риторическая традиция опирается на христианскую веру и берет ее этические и эстетические принципы за руководство, «Божественная природа» слова;

3) Гармония без излишней украшенности как ведущий эстетический принцип, действенность как ведущий технический принцип;

4) Правдивость и утверждение истины в основе этики древнерусского оратора;

5) Диалогичность как проявление национально специфических черт взаимодействия русского народа (соборность).

Новое время

В XVII в. интерес к риторике в Европе огромен. Расширяется жанровый спектр, появляются новые виды публичной речи, например, т.н. светская риторика – риторика беседы, риторика загадки, риторика метаморфозы и др. Во Франции из искусства речи риторика превращается в жизненный кодекс, формирующий сознание дворянина. На риторику нового времени были возложены новые задачи: создания и укрепления стиля речи, мысли и межперсональных отношений. Важной функцией становится нормализация языка. Латынь теряет свою значимость. По-прежнему в почете труды Аристотеля и Цицерона, однако классический риторический канон перестает быть обязательным. С XV в. и до XX в. риторика брала на себя функции философии языка. В труде Харриса «Философия риторики» была обозначена роль языка и речи как инструмента созидания общественных отношений и общества в целом. Огромную роль в развитии русской риторики XVIII в. сыграл М.В. Ломоносов. Первую краткую риторику он написал в 1743 году-«Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия». Вторую-«Краткое руководство к красноречию» в 1748 году. Конец XVIII – начало XIX в. характеризуются симптомами приближающегося кризиса общественной феодально-крепостнической системы, первыми попытками социальных реформ. В России инициатива их проведения обычно связывается с именем М. М. Сперанского. Характерная черта этого времени – нарастающий интерес к конфронтационному красноречию в сферах академической, педагогической, деловой речи. С 60-х гг. в названиях учебных пособий, риторику вытесняет словесность. Престиж риторики падает, несмотря на расцвет академического красноречия, представленного именами виднейших ученых: И. С. Сеченова, Д. И. Менделеева, В. О. Ключевского, К. А. Тимирязева, С. П. Боткина, И. В. Склифосовского. Падает до нуля, несмотря на рост так называемого "парламентского" красноречия в России начала XX в. В последующие годы создается целый ряд исследований общего воспитательно-учебного и теоретического направления, которые ставят целью помочь политинформаторам, лекторам, агитаторам овладеть основами ораторского искусства. Книги Г. З. Апресяна, Е. А. Ножина, А. Е. Михневича, Н. Н. Кохтева, В. П. Чихачева, Д. С. Беникова и др. Завершая описание этого периода, особенно важно отметить, что уже в 1930 г., анализируя причины исчезновения риторики, к ее возрождению призывал академик В. В. Виноградов

М.В. Ломоносов «отец российского красноречия». Издал два труда по риторике. В них ученый уделяет существенное внимание истории риторики, анализу мастерства лучших античных ораторов, излагает систему правил и требований, которые должны соблюдаться каждым выступающим перед аудиторией. М.В. Ломоносов сделал риторику главным инструментом становления и нормализации русского литературного языка.

Академическое красноречия, представленного именами виднейших ученых: И. С. Сеченова, Д. И. Менделеева, В. О. Ключевского, К. А. Тимирязева, С. П. Боткина, И. В. Склифосовского

1) Высокий престиж национального риторического знания, научное обоснование речевого идеала и вместе с тем критика традиционной риторики из-за ее бессилия удовлетворить новым требованиям речевой практики;

2) Усиление требований убедительности и действенности слова в связи с развитием новых форм и жанров речи;

3) Риторика становится сферой кодификации языковой нормы, пуристические тенденции в риторике: «борьба за «чистоту» и благородство стиля против орнаментальности стиля гуманистической литературы»

4) Престиж «украшенности» речи падает. Именно в это время у слова «риторика» появляется негативное значение – «красивая, но бессмысленная речь».