Литературно-музыкальная композиция «НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО»

Агапова Лидия Ивановна

Цель:

          - воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма;

          - воспитывать чувство гордости за прошлое страны, за наших отцов и      дедов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nikto_ne_zabyt.doc66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Фёдоровский филиал МОУБезлыченская СОШ.

Литературно-музыкальная композиция

«НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО»

9  КЛАСС

Выполнила: Агапова Лидия Ивановна

07.05.2015

Цель:

          - воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма;

          - воспитывать чувство гордости за прошлое страны, за наших отцов и      дедов

(Тихо звучит музыка «Вставай, страна огромная»)

1-й ученик:

Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова…

        

1-й ведущий:

        С каждым годом всё меньше и меньше остаётся среди нас тех, кто встретил роковой рассвет 22 июня 1941 года. Тех, кто суровой осенью 1941 года защищал Москву, кто познал кровавый снег Сталинграда, кто «пол-Европы по-пластунски пропахал»… Они не стояли за ценой, добывая победу, не считали, «кому память, кому слава, кому тёмная вода».

Память о войне…        

2-й ученик:

Война. Война. Любой из нас,

Ещё живых людей,

Покуда жив, запомнил час,

Когда узнал о ней.

2-й ведущий:

        Остановись время! Замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на тех, кто в камне с высоты своих памятников смотрит на нас, кто отдал за нас свои жизни.

3-й ученик:

Не забывай

Кровавые закаты,

Когда в руинах был родимый край,

И как на землю падали солдаты,

Убитыми…

Живой, не забывай.

1-й ведущий: Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил...

2-й  ведущий: Тем, кто улетал вместе с дымом из бухенвальдских печей...

1-й  ведущий: Тем, кто на века канул в фашистском плену...

2-й  ведущий: Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов...

1-й  ведущий: Всем тем, кто ушел в бессмертие и победил, посвящается...

1-й ученик:

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?..

Чем им обязан – знаю я,

И пусть не только стих,

Достойна будет жизнь моя

Солдатской смерти их.

Исполняется песня «Баллада о солдате», стихи М. Матусовского, музыка В. Соловьева-Седого.)

Полем, вдоль берега крутого, мимо хат

В серой шинели рядового шел солдат.

Шел солдат, преград не зная,

Шел солдат, друзей теряя,

Часто, бывало,

Шел без привала,

Шел вперед солдат.

Шел он ночами грозовыми, в дождь и град.

Песню с друзьями фронтовыми пел солдат.

Пел солдат, глотая слезы,

Пел про русские березы,

Про карие очи,

Про дом свой отчий

Пел в пути солдат!

2-й ведущий:

        Всем миром поднялись русские люди на защиту своей Родины. В лицо пахнуло обжигающим ветром заледеневших степей, раскалённым смертоносным металлом, чёрным ураганом вздыбленной земли, безумием кровавого боя.

4-й ученик:

Поклонимся великим тем годам.

Тем самым командирам и бойцам.

И маршалам страны, и рядовым,

Поклонимся и мёртвым, и живым.

5-й ученик:

Всем тем, которых забывать нельзя,

Поклонимся, поклонимся, друзья!

Всем миром, всем народом, всей землёй

Поклонимся за тот великий бой…

1-й ведущий:

        В каждой семье сохранилась память о прадедах, дедах, которые защищали нашу страну, но не все вернулись с этой войны. Память о них живёт в наших сердцах.

2-й ученик:

Чтоб в будущем спокойно жить,

О прошлом помнить нужно свято.

Нам о войне нельзя забыть, -

Послушаем же старого солдата.

Он шёл в дыму или огне.

Ана привале пел он о туманах.

Тревогой дышит о войне

Живое слово ветерана.

0б орденах не как о славе,

А как о фронтовых друзьях,

Которых нет сегодня с нами,

Их забывать нельзя.

1-й ведущий:

        1943 год…Деревня Прохоровка. Страшная, нечеловеческая битва… Не на жизнь, а на смерть. Всё смешалось… Скрежет огромного количества ползущих немецких танков и гул самолётов… Человеческий крик и стоны… В воздухе дым и гарь… Разрывы снарядов и пули… Груды искорёженного металла и тела погибших под ногами… Земля вздыбилась… Казалось, она сейчас сойдёт с оси и рухнет весь мир…

2-й ведущий:

        В таком неимоверном бою наши отбивали одну за другой нескончаемые вражеские танковые атаки. Каждый генерал, каждый солдат понимал, что лично от него зависит исход этой битвы. И не отступал. Сражённый пулей, падал только вперёд, чтобы защитить хоть маленькую часть родной земли.

6-й ученик:

        В этом бою участвовал житель нашего села Аксёнов Степан Алексеевич. Он был корректировщиком противотанковой батареи. Вдруг связь с командиром прервалась. Степан принял решение – немедленно найти обрыв в проводах и устранить его. И он пополз вперёд, навстречу движущимся «тиграм». Свистели пули, рвались мины, а он, вжимаясь в землю, всё полз и полз… Наконец увидел разорванные провода, соединил их. Связь восстановлена.

«Жди меня, и я вернусь» К. Симонова.

1-й ученик:

Пусть гадают потомки, какими мы были,

С богатырскою статью, со взглядом орла?

Нет, мы были простыми!

Мы шутку любили,

Нас хорошая песня за сердце брала.

Мы любили Россию…

Мы мечтали живыми вернуться с войны!

1-й ведущий:

        В музее нашей школы         с особым трепетом, как образец несгибаемос-ти русских людей, беззаветно любящих Родину и семью, хранятся письма с фронта, которые писал своей жене Наумов Илья Андреевич. Некоторые слова в письмах стёрлись, некоторые можно прочитать с трудом. Но сохранились главные слова, передающие чувства любви к Родине и родным, уверенность в победе.

2-й ученик (читает отрывок из письма):

«7 ноября 19841 год. …Таля, спешу сообщить, что я призван на защиту своей Родины 8 октября. Как разобьём гитлеровских гадов, так вернусь домой».

3-й ученик:

        «28 ноября 1941 год. …Спешу сообщить, что я жив и здоров. Я совместно с бойцами Красной Армии защищаю русских детей и народ. Совместно с ними победим гитлеровцев.

        А ваше дело работать в колхозе хорошо. Значит, и я вернусь, если вы будете хорошо работать, а мы будем хорошо драться до самого уничтожения фашизма.

        С приветом, ваш муж».

        Последнюю весточку получила Наталья от мужа 27 декабря 1941 года из-под Ленинграда.

(Звучит песня Булата Окуджавы «Здесь птицы не поют…»

Здесь птицы не поют, деревья не растут,
И только мы плечом к плечу врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
над нашей Родиною дым.
И значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех, мы за ценой не постоим.
Одна на всех, мы за ценой не постоим.

Нас ждет огонь смертельный,
И все ж бессилен он.
Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный
Десятый наш десантный батальон,
Десятый наш десантный батальон.

Лишь только бой угас, звучит другой приказ
И почтальон сойдет с ума, разыскивая нас.
Взлетает красная ракета,
Бьет пулемет неутомим,
И значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех, мы за ценой не постоим,
Одна на всех, мы за ценой не постоим.

Нас ждет огонь смертельный,
И все ж бессилен он.
Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный
Десятый наш десантный батальон,
Десятый наш десантный батальон.

От Курска и Орла война нас довела
До самых вражеских ворот, такие брат дела.
Когда-нибудь мы вспомним это -
И не поверится самим.
А нынче нам нужна одна победа,
Одна на всех, мы за ценой не постоим.
Одна на всех, мы за ценой не постоим.

Нас ждет огонь смертельный,
И все ж бессилен он.
Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный
Десятый наш десантный батальон,
Десятый наш десантный батальон.
4-й ученик:

Они легли на поле боя,-

Жизнь начинавшие едва.

И было небо голубое,

Была зелёная трава.

Забыть тот горький год неблизкий

Мы никогда бы не смогли.

По всей России обелиски,

Как души, рвутся из земли.

5-й ученик:

Они прикрыли жизнь собою,-

Жить начинавшие едва,

Чтоб было небо голубое,

Была зелёная трава.

2-й ведущий:

        Из воспоминаний бывшего директора школы Колоскова Ивана Яковлевича, в составе роты десантников державшего оборону у деревни Гайворон: «С нами было 12 танков. Мы, солдаты молодые, необстрелянные, все с 1925 года. Конечно, было страшно, умирать не хотелось. Но сильнее страха была ярая ненависть к гитлеровцам. Мы понимали, что не имеем права отступать. И мы дрались! Не на жизнь, а на смерть! Мы показали фашисту, что такое советские парни! Именно советские. Мы не разбирали, кто откуда. Все шли в едином строю».

6-й ученик:

Нас двадцать миллионов

От неизвестных и до знаменитых,

Сразить которых годы не вольны,

Нас двадцать миллионов незабытых,

Убитых, не вернувшихся с войны.

1-й ведущий:

        С первых дней войны наш земляк Терентий Иванович Рябов стал проситься на фронт, чтобы защищать Родину, не дать на поругание родную землю. И добился своего – ушёл воевать с врагом. Был старшим политруком роты. В боях не показывал врагу спину, а вёл за собой бойцов только вперёд.

2-й ведущий:

        Сражаясь за Сталинград, политрук, старший лейтенант Т. И. Рябов погиб. В музее города-героя среди множества фамилий легендарных его защитников есть фамилия отважного земляка Рябова Терентия Ивановича.

1-й ведущий:

В каждой семье чтят память тех, кто не вернулся с полей сражений, кто умер от ран в послевоенные годы. Мы помним тех, чьи могилы и сегодня, спустя 70 лет, всё ещё остаются безымянными.

2-й ведущий:

        Женщина и война. Оба эти слова женского рода, но всё же они несовместимы. Женщина и война. Женщинам грозных сороковых довелось спасать мир. Они защищали Родину, шли в бой с оружием в руках, перевязывали раненых, стояли у станка, рыли окопы, пахали и сеяли.

1-я ученица (Ахметханова В.):

        Моя прабабушка, Портлик Анастасия Павловна, родилась 7-го января 1918 года. Во время войны с фашистами сражалась в партизанском отряде. Была разведчицей. Она добывала ценные сведения, и по ним партизанский отряд нападал на фашистов. Это было в Западной Украине. У прабабушки очень много наград. Потом она взяла к себе 8 детей, которые потеряли родителей во время войны, и всех воспитала.        

(Звучит песня «Ровесницы наши»

Ровесницы наши

1. Ровесницы наши со школьной скамьи,
Когда-то под пули шагнули в бои,
И тяжесть войны, что бедой обожгла,
На плечи тех школьниц вчерашних легла.

Припев: Ровесницы наши, девчонки поры огневой,
Вы сделали столько, чтоб мир засиял синевой!
Вы в праздник Победы не все,
Не все станцевали свой вальс,
О подвиге вашем мы знаем и помним о вас!

2. Ровесницы наши просились на фронт -
Туда, где в полнеба пылал горизонт.
Спешили попасть поскорее в санбат,
Спасали от ран умиравших солдат.

Припев: Ровесницы наши, девчонки поры огневой,
Вы сделали столько, чтоб мир засиял синевой!
Вы в праздник Победы не все,
Не все станцевали свой вальс,
О подвиге вашем мы знаем и помним о вас!

3. Ровесницы наши прошли всю войну-
И нам подарили полей тишину.
На их волосах ранний снег седины
Не тает, как память далекой войны.

Припев: Ровесницы наши, девчонки поры огневой,
Вы сделали столько, чтоб мир засиял синевой!
Вы в праздник Победы не все,
Не все станцевали свой вальс,
О подвиге вашем мы знаем и помним о вас! 

1-й ведущий:

Такие молодые, встретили они грудью врага, защитили Родину. Единственное, чему они удивлялись, - тому, что с начала войны неожиданно стали взрослее. Но не всем было дано вернуться домой. А кто вернулся – помнит. Помнит о подвигах, о боевых друзьях. Вечная слава павшим героям – солдатам, сержантам, офицерам. Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига советского солдата. Почтимпамять погибших минутой молчания. (Во время чтения слов звучит «Лакримозо» Моцарта).

Минута молчания.

1-й ученик:

Сквозь шторм свинца,

Сквозь ураган огня,

Сквозь смерть саму прошли,

Не зная броду.

Весь мир не может

До сих пор понять,

Как их хватило на четыре года.

3-й ученик:

Мы вас помним солдаты!

Пусть известны не все имена,

Но войны той жестокой раскаты

Не умолкнут во все времена.

Чашу страданья, испив всю до дна,

Вы из жизни ушли молодыми,

Но в памяти нашей на все времена

Останетесь вечно живыми!

Теряя жизни, получаяраны.

К победной шли весне.

Живое слово ветерана

Предупреждает овойне.

Ясна простая речь его

О трудном их пути.

Дай Бог, чтоб в сердце у него

Сомненья ненайти.

Спасибо Вам за вашу жизнь.

За песни и дела.

 А если так, России жить

И помнить вас всегда!

 2-й ученик:

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война.

Ведь эта память – наша совесть.

Она, как сила, нам нужна.

3-й ученик:        

Помните!

Через века, через года, — помните!

О тех, кто уже не придет никогда —

Помните!

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

4-й ученик:

Люди! Покуда сердца стучат, — помните!

Какою ценой завоевано счастье, —

Пожалуйста, помните!

Детям своим расскажите о них, чтоб

Запомнили!

Детям детей расскажите о них,

Чтобы тоже помнили!

5-й ученик:

Стираются даты, стираются лица,

Но будет победно и вечно цвести

Девятого мая салют над столицей,

Связавший узлом фронтовые пути.

6-й ученик:

Слышишь, стучат сердца

Павших в кровавых битвах

Дедушки и отца,

С нами сливаясь в ритмах?

Будто бы говорят:

Помните нас, ребята!

Наши сердца горят

Болью земной утраты.

Мы ведь для вас зажгли

солнце Победы ясной,

Надо, чтоб знали мы:

Это всё – не напасно!..

…Красный полощется флаг,

И не тускнеют даты.

Слышишь, чеканя шаг,

В вечность идут солдаты!

2-й ведущий:

За доблесть, за счастье наше

Героев мы свято чтим!

Вечная память павшим!

Вечная память живым!

(Исполняется песня «День Победы». Стихи В. Харитонова, музыка

Д. Тухманова.)

        В сценарии  использованы стихотворения Р. Рождественского,

Р Гамзатова, Р. Казаковой, П. Давыдова, В. Матвеева, В. Тимониной, материалы краеведческого музея Фёдоровского филиала МОУ Безлыченская СОШ, а также воспоминания участников Вов и их родственников.

В каждой семье сохранилась память о прадедах, дедах, которые защищали нашу страну, но не все вернулись с этой войны. Память о них живёт в наших сердцах.

В тысяча девятьсот сорок первом году у деревни Прохоровка была страшная, нечеловеческая битва. Битва не на жизнь, а на смерть. В таком жестоком бою наши отбивали одну за другой нескончаемые вражеские танковые атаки. Всё здесь смешалось. Скрежет огромного количества ползущих немецких танков и гул самолётов. В нём потонули человеческий крик и стоны. В воздухе дым и гарь, разрывы снарядов и пули, груды искорёженного металла и тела погибших под ногами. В этом бою участвовал Аксёнов Степан Алексеевич. Он был корректировщиком противотанковой батареи. Свистели пули, рвались мины, а солдат, вжимаясь в землю, всё полз и полз.  Наконец  увидел разорванные провода, соединил их. Связь восстановлена.

        В таком неимоверном бою наши отбивали одну за другой нескончаемые вражеские танковые атаки. Каждый генерал, каждый солдат понимал, что лично от него зависит исход этой битвы. И не отступал. Сражённый пулей, падал только вперёд, чтобы защитить хоть маленькую часть родной земли.

        В этом бою участвовал житель нашего села Аксёнов Степан Алексеевич. Он был корректировщиком противотанковой батареи. Вдруг связь с командиром прервалась. Степан принял решение – немедленно найти обрыв в проводах и устранить его. И он пополз вперёд, навстречу движущимся «тиграм». Свистели пули, рвались мины, а он, вжимаясь в землю, всё полз и полз…  Наконец увидел разорванные провода, соединил их. Связь восстановлена.