Литературно-музыкальная композиция «НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО»
Цель:
- воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма;
- воспитывать чувство гордости за прошлое страны, за наших отцов и дедов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Фёдоровский филиал МОУБезлыченская СОШ.
Литературно-музыкальная композиция
«НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО»
9 КЛАСС
Выполнила: Агапова Лидия Ивановна
Цель:
- воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма;
- воспитывать чувство гордости за прошлое страны, за наших отцов и дедов
(Тихо звучит музыка «Вставай, страна огромная»)
1-й ученик:
Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова…
1-й ведущий:
С каждым годом всё меньше и меньше остаётся среди нас тех, кто встретил роковой рассвет 22 июня 1941 года. Тех, кто суровой осенью 1941 года защищал Москву, кто познал кровавый снег Сталинграда, кто «пол-Европы по-пластунски пропахал»… Они не стояли за ценой, добывая победу, не считали, «кому память, кому слава, кому тёмная вода».
Память о войне…
2-й ученик:
Война. Война. Любой из нас,
Ещё живых людей,
Покуда жив, запомнил час,
Когда узнал о ней.
2-й ведущий:
Остановись время! Замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на тех, кто в камне с высоты своих памятников смотрит на нас, кто отдал за нас свои жизни.
3-й ученик:
Не забывай
Кровавые закаты,
Когда в руинах был родимый край,
И как на землю падали солдаты,
Убитыми…
Живой, не забывай.
1-й ведущий: Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил...
2-й ведущий: Тем, кто улетал вместе с дымом из бухенвальдских печей...
1-й ведущий: Тем, кто на века канул в фашистском плену...
2-й ведущий: Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов...
1-й ведущий: Всем тем, кто ушел в бессмертие и победил, посвящается...
1-й ученик:
Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?..
Чем им обязан – знаю я,
И пусть не только стих,
Достойна будет жизнь моя
Солдатской смерти их.
Исполняется песня «Баллада о солдате», стихи М. Матусовского, музыка В. Соловьева-Седого.)
Полем, вдоль берега крутого, мимо хат
В серой шинели рядового шел солдат.
Шел солдат, преград не зная,
Шел солдат, друзей теряя,
Часто, бывало,
Шел без привала,
Шел вперед солдат.
Шел он ночами грозовыми, в дождь и град.
Песню с друзьями фронтовыми пел солдат.
Пел солдат, глотая слезы,
Пел про русские березы,
Про карие очи,
Про дом свой отчий
Пел в пути солдат!
2-й ведущий:
Всем миром поднялись русские люди на защиту своей Родины. В лицо пахнуло обжигающим ветром заледеневших степей, раскалённым смертоносным металлом, чёрным ураганом вздыбленной земли, безумием кровавого боя.
4-й ученик:
Поклонимся великим тем годам.
Тем самым командирам и бойцам.
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мёртвым, и живым.
5-й ученик:
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья!
Всем миром, всем народом, всей землёй
Поклонимся за тот великий бой…
1-й ведущий:
В каждой семье сохранилась память о прадедах, дедах, которые защищали нашу страну, но не все вернулись с этой войны. Память о них живёт в наших сердцах.
2-й ученик:
Чтоб в будущем спокойно жить,
О прошлом помнить нужно свято.
Нам о войне нельзя забыть, -
Послушаем же старого солдата.
Он шёл в дыму или огне.
Ана привале пел он о туманах.
Тревогой дышит о войне
Живое слово ветерана.
0б орденах не как о славе,
А как о фронтовых друзьях,
Которых нет сегодня с нами,
Их забывать нельзя.
1-й ведущий:
1943 год…Деревня Прохоровка. Страшная, нечеловеческая битва… Не на жизнь, а на смерть. Всё смешалось… Скрежет огромного количества ползущих немецких танков и гул самолётов… Человеческий крик и стоны… В воздухе дым и гарь… Разрывы снарядов и пули… Груды искорёженного металла и тела погибших под ногами… Земля вздыбилась… Казалось, она сейчас сойдёт с оси и рухнет весь мир…
2-й ведущий:
В таком неимоверном бою наши отбивали одну за другой нескончаемые вражеские танковые атаки. Каждый генерал, каждый солдат понимал, что лично от него зависит исход этой битвы. И не отступал. Сражённый пулей, падал только вперёд, чтобы защитить хоть маленькую часть родной земли.
6-й ученик:
В этом бою участвовал житель нашего села Аксёнов Степан Алексеевич. Он был корректировщиком противотанковой батареи. Вдруг связь с командиром прервалась. Степан принял решение – немедленно найти обрыв в проводах и устранить его. И он пополз вперёд, навстречу движущимся «тиграм». Свистели пули, рвались мины, а он, вжимаясь в землю, всё полз и полз… Наконец увидел разорванные провода, соединил их. Связь восстановлена.
«Жди меня, и я вернусь» К. Симонова.
1-й ученик:
Пусть гадают потомки, какими мы были,
С богатырскою статью, со взглядом орла?
Нет, мы были простыми!
Мы шутку любили,
Нас хорошая песня за сердце брала.
Мы любили Россию…
Мы мечтали живыми вернуться с войны!
1-й ведущий:
В музее нашей школы с особым трепетом, как образец несгибаемос-ти русских людей, беззаветно любящих Родину и семью, хранятся письма с фронта, которые писал своей жене Наумов Илья Андреевич. Некоторые слова в письмах стёрлись, некоторые можно прочитать с трудом. Но сохранились главные слова, передающие чувства любви к Родине и родным, уверенность в победе.
2-й ученик (читает отрывок из письма):
«7 ноября 19841 год. …Таля, спешу сообщить, что я призван на защиту своей Родины 8 октября. Как разобьём гитлеровских гадов, так вернусь домой».
3-й ученик:
«28 ноября 1941 год. …Спешу сообщить, что я жив и здоров. Я совместно с бойцами Красной Армии защищаю русских детей и народ. Совместно с ними победим гитлеровцев.
А ваше дело работать в колхозе хорошо. Значит, и я вернусь, если вы будете хорошо работать, а мы будем хорошо драться до самого уничтожения фашизма.
С приветом, ваш муж».
Последнюю весточку получила Наталья от мужа 27 декабря 1941 года из-под Ленинграда.
(Звучит песня Булата Окуджавы «Здесь птицы не поют…»
Здесь птицы не поют, деревья не растут,
И только мы плечом к плечу врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
над нашей Родиною дым.
И значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех, мы за ценой не постоим.
Одна на всех, мы за ценой не постоим.
Нас ждет огонь смертельный,
И все ж бессилен он.
Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный
Десятый наш десантный батальон,
Десятый наш десантный батальон.
Лишь только бой угас, звучит другой приказ
И почтальон сойдет с ума, разыскивая нас.
Взлетает красная ракета,
Бьет пулемет неутомим,
И значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех, мы за ценой не постоим,
Одна на всех, мы за ценой не постоим.
Нас ждет огонь смертельный,
И все ж бессилен он.
Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный
Десятый наш десантный батальон,
Десятый наш десантный батальон.
От Курска и Орла война нас довела
До самых вражеских ворот, такие брат дела.
Когда-нибудь мы вспомним это -
И не поверится самим.
А нынче нам нужна одна победа,
Одна на всех, мы за ценой не постоим.
Одна на всех, мы за ценой не постоим.
Нас ждет огонь смертельный,
И все ж бессилен он.
Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный
Десятый наш десантный батальон,
Десятый наш десантный батальон.
4-й ученик:
Они легли на поле боя,-
Жизнь начинавшие едва.
И было небо голубое,
Была зелёная трава.
Забыть тот горький год неблизкий
Мы никогда бы не смогли.
По всей России обелиски,
Как души, рвутся из земли.
5-й ученик:
Они прикрыли жизнь собою,-
Жить начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зелёная трава.
2-й ведущий:
Из воспоминаний бывшего директора школы Колоскова Ивана Яковлевича, в составе роты десантников державшего оборону у деревни Гайворон: «С нами было 12 танков. Мы, солдаты молодые, необстрелянные, все с 1925 года. Конечно, было страшно, умирать не хотелось. Но сильнее страха была ярая ненависть к гитлеровцам. Мы понимали, что не имеем права отступать. И мы дрались! Не на жизнь, а на смерть! Мы показали фашисту, что такое советские парни! Именно советские. Мы не разбирали, кто откуда. Все шли в едином строю».
6-й ученик:
Нас двадцать миллионов
От неизвестных и до знаменитых,
Сразить которых годы не вольны,
Нас двадцать миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.
1-й ведущий:
С первых дней войны наш земляк Терентий Иванович Рябов стал проситься на фронт, чтобы защищать Родину, не дать на поругание родную землю. И добился своего – ушёл воевать с врагом. Был старшим политруком роты. В боях не показывал врагу спину, а вёл за собой бойцов только вперёд.
2-й ведущий:
Сражаясь за Сталинград, политрук, старший лейтенант Т. И. Рябов погиб. В музее города-героя среди множества фамилий легендарных его защитников есть фамилия отважного земляка Рябова Терентия Ивановича.
1-й ведущий:
В каждой семье чтят память тех, кто не вернулся с полей сражений, кто умер от ран в послевоенные годы. Мы помним тех, чьи могилы и сегодня, спустя 70 лет, всё ещё остаются безымянными.
2-й ведущий:
Женщина и война. Оба эти слова женского рода, но всё же они несовместимы. Женщина и война. Женщинам грозных сороковых довелось спасать мир. Они защищали Родину, шли в бой с оружием в руках, перевязывали раненых, стояли у станка, рыли окопы, пахали и сеяли.
1-я ученица (Ахметханова В.):
Моя прабабушка, Портлик Анастасия Павловна, родилась 7-го января 1918 года. Во время войны с фашистами сражалась в партизанском отряде. Была разведчицей. Она добывала ценные сведения, и по ним партизанский отряд нападал на фашистов. Это было в Западной Украине. У прабабушки очень много наград. Потом она взяла к себе 8 детей, которые потеряли родителей во время войны, и всех воспитала.
(Звучит песня «Ровесницы наши»
Ровесницы наши
1. Ровесницы наши со школьной скамьи,
Когда-то под пули шагнули в бои,
И тяжесть войны, что бедой обожгла,
На плечи тех школьниц вчерашних легла.
Припев: Ровесницы наши, девчонки поры огневой,
Вы сделали столько, чтоб мир засиял синевой!
Вы в праздник Победы не все,
Не все станцевали свой вальс,
О подвиге вашем мы знаем и помним о вас!
2. Ровесницы наши просились на фронт -
Туда, где в полнеба пылал горизонт.
Спешили попасть поскорее в санбат,
Спасали от ран умиравших солдат.
Припев: Ровесницы наши, девчонки поры огневой,
Вы сделали столько, чтоб мир засиял синевой!
Вы в праздник Победы не все,
Не все станцевали свой вальс,
О подвиге вашем мы знаем и помним о вас!
3. Ровесницы наши прошли всю войну-
И нам подарили полей тишину.
На их волосах ранний снег седины
Не тает, как память далекой войны.
Припев: Ровесницы наши, девчонки поры огневой,
Вы сделали столько, чтоб мир засиял синевой!
Вы в праздник Победы не все,
Не все станцевали свой вальс,
О подвиге вашем мы знаем и помним о вас!
1-й ведущий:
Такие молодые, встретили они грудью врага, защитили Родину. Единственное, чему они удивлялись, - тому, что с начала войны неожиданно стали взрослее. Но не всем было дано вернуться домой. А кто вернулся – помнит. Помнит о подвигах, о боевых друзьях. Вечная слава павшим героям – солдатам, сержантам, офицерам. Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига советского солдата. Почтимпамять погибших минутой молчания. (Во время чтения слов звучит «Лакримозо» Моцарта).
Минута молчания.
1-й ученик:
Сквозь шторм свинца,
Сквозь ураган огня,
Сквозь смерть саму прошли,
Не зная броду.
Весь мир не может
До сих пор понять,
Как их хватило на четыре года.
3-й ученик:
Мы вас помним солдаты!
Пусть известны не все имена,
Но войны той жестокой раскаты
Не умолкнут во все времена.
Чашу страданья, испив всю до дна,
Вы из жизни ушли молодыми,
Но в памяти нашей на все времена
Останетесь вечно живыми!
Теряя жизни, получаяраны.
К победной шли весне.
Живое слово ветерана
Предупреждает овойне.
Ясна простая речь его
О трудном их пути.
Дай Бог, чтоб в сердце у него
Сомненья ненайти.
Спасибо Вам за вашу жизнь.
За песни и дела.
А если так, России жить
И помнить вас всегда!
2-й ученик:
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война.
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.
3-й ученик:
Помните!
Через века, через года, — помните!
О тех, кто уже не придет никогда —
Помните!
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
4-й ученик:
Люди! Покуда сердца стучат, — помните!
Какою ценой завоевано счастье, —
Пожалуйста, помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб
Запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже помнили!
5-й ученик:
Стираются даты, стираются лица,
Но будет победно и вечно цвести
Девятого мая салют над столицей,
Связавший узлом фронтовые пути.
6-й ученик:
Слышишь, стучат сердца
Павших в кровавых битвах
Дедушки и отца,
С нами сливаясь в ритмах?
Будто бы говорят:
Помните нас, ребята!
Наши сердца горят
Болью земной утраты.
Мы ведь для вас зажгли
солнце Победы ясной,
Надо, чтоб знали мы:
Это всё – не напасно!..
…Красный полощется флаг,
И не тускнеют даты.
Слышишь, чеканя шаг,
В вечность идут солдаты!
2-й ведущий:
За доблесть, за счастье наше
Героев мы свято чтим!
Вечная память павшим!
Вечная память живым!
(Исполняется песня «День Победы». Стихи В. Харитонова, музыка
Д. Тухманова.)
В сценарии использованы стихотворения Р. Рождественского,
Р Гамзатова, Р. Казаковой, П. Давыдова, В. Матвеева, В. Тимониной, материалы краеведческого музея Фёдоровского филиала МОУ Безлыченская СОШ, а также воспоминания участников Вов и их родственников.
В каждой семье сохранилась память о прадедах, дедах, которые защищали нашу страну, но не все вернулись с этой войны. Память о них живёт в наших сердцах.
В тысяча девятьсот сорок первом году у деревни Прохоровка была страшная, нечеловеческая битва. Битва не на жизнь, а на смерть. В таком жестоком бою наши отбивали одну за другой нескончаемые вражеские танковые атаки. Всё здесь смешалось. Скрежет огромного количества ползущих немецких танков и гул самолётов. В нём потонули человеческий крик и стоны. В воздухе дым и гарь, разрывы снарядов и пули, груды искорёженного металла и тела погибших под ногами. В этом бою участвовал Аксёнов Степан Алексеевич. Он был корректировщиком противотанковой батареи. Свистели пули, рвались мины, а солдат, вжимаясь в землю, всё полз и полз. Наконец увидел разорванные провода, соединил их. Связь восстановлена.
В таком неимоверном бою наши отбивали одну за другой нескончаемые вражеские танковые атаки. Каждый генерал, каждый солдат понимал, что лично от него зависит исход этой битвы. И не отступал. Сражённый пулей, падал только вперёд, чтобы защитить хоть маленькую часть родной земли.
В этом бою участвовал житель нашего села Аксёнов Степан Алексеевич. Он был корректировщиком противотанковой батареи. Вдруг связь с командиром прервалась. Степан принял решение – немедленно найти обрыв в проводах и устранить его. И он пополз вперёд, навстречу движущимся «тиграм». Свистели пули, рвались мины, а он, вжимаясь в землю, всё полз и полз… Наконец увидел разорванные провода, соединил их. Связь восстановлена.
