программа элективного курса по русскому языку, 8 класс

Лавриненко Анна Петровна

Курс в 8 классе рассчитан на 35 часов лекционно-практических занятий  и  проводится в течение учебного года по 1 часу в неделю, предполагая обобщение, систематизацию и углубление материала по основным разделам курса русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_po_russkomu_yazyku_8_klass.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение  «Салымская средняя общеобразовательная школа № 1»

Приложение к основной образовательной программе

  основного общего образования,

реализующей Федеральный компонент ГОС

основного общего образования, 

утверждённой

приказом директора НРМОБУ «Салымская СОШ № 1»

№ 597-О от «26» августа 2016 г.

                                                                                                             

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

русский язык: практикум

                          ______________________________________________________________________

(наименование учебного предмета (курса)

основное общее образование

                          ______________________________________________________________________

(уровень образования)

8 класс

(классная параллель)

Составлена на основе программы основного общего образования по русскому языку, с учётом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. Авторы-составители:  М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2013.

_____________________________________________________________________________________

(наименование программы, автор программы)

Учебник: Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др.- М.: Просвещение, 2010.

_____________________________________________________________________________________

(название, автор, издательство, год издания)

Количество часов всего:   35 ч., в неделю   1 час

Лавриненко Анна Петровна,  учитель русского языка и литературы,  

высшая категория

(ФИО, квалификационная категория)

                       

п. Салым

2016 – 2017  учебный год

Пояснительная записка

       Основная задача обучения русскому языку в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения обучающимися лингвистических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества. Поэтому наряду с решением основной задачи расширенное изучение русского языка предусматривает формирование у обучающихся устойчивого интереса к предмету.       Курс «Русский язык: практикум» входит в образовательную область «Филология» и представляет   изучение теоретического и в большей степени практического  материала.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся и ориентирована на развитие предметных умений и творческих способностей учащихся.

Настоящая программа создана на основе следующих нормативно – правовых документов:

•        федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования;

•        основной образовательной программы НРМОБУ «Салымская средняя общеобразовательная школа № 1».

•        программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. Авторы- составители:  М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. - М.: Просвещение, 2013

Цель изучения курса: 

обобщение и систематизация материала, изучаемого в 8 классе

  • формирование языковой и лингвистической компетенции, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-8 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
  • овладение основными нормами русского литературного языка;
  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике;
  • умение пользоваться различными лингвистическими словарями.  

Основными задачами являются следующие:

  1. Учить умению осознанно подходить к поиску верного варианта ответа, используя всю систему знаний, полученных в курсе изучения русского языка.
  2. Через систему практических заданий повторить, расширить и углубить знания учащихся по грамматике, орфографии и пунктуации.
  3. Развивать речевые возможности учащихся        

Курс в 8 классе рассчитан на 35 часов лекционно-практических занятий  и  проводится в течение учебного года по 1 часу в неделю, предполагая обобщение, систематизацию и углубление материала по основным разделам курса русского языка.

Это позволит учащимся сформировать положительное отношение к урокам русского языка, выявить темы для дополнительного повторения, почувствовать уверенность в своих силах.

Содержание программы учебного курса

Повторение пройденного в  V-VII классах (3 ч.)

Синтаксис и  пунктуация. 

Словосочетание (1ч.)

Повторение пройденного материала о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

Простое предложение (4 ч.)

Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого.

Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения.

Двусоставные  предложения (2 ч.)

Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

Второстепенные члены предложения (3 ч.)

Дополнение. Прямое и косвенное дополнение.

Определение. Согласованное и несогласованное определение.

Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении.

Обстоятельство. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).

Односоставные предложения (4 ч.)

Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).

Неполное предложение (1 ч.)

Однородные члены предложения (3 ч.)

Повторение изученного материала об однородных членах предложения.

Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией.

Однородные и неоднородные определения.

Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами.

Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.

Обособленные члены предложения (4 ч.)

Обособленные определения и обособленные приложения.

Обособленные обстоятельства.

Уточнение как вид обособленного члена предложения.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения  (3 ч.)

Обращение.

Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях.

Вводные слова.

Вводные предложения. (3 ч.)

Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.

Формы организации учебных занятий:

       Формы проведения занятий включают в себя  практические работы, работу с текстом, тренинги в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка, разного рода конструирование, фронтальный опрос, грамматические разборы, разнообразные диктанты (схематический, распределительный, выборочный, объяснительный, цифровой…), тест, комментирование орфограмм и пунктограмм, обобщающую беседу по изученному материалу, опрос с помощью перфокарт. Основной тип занятий  - комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки практической задачи. Теоретический материал излагается в форме мини- лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала. В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, рассчитанные на 5-10 минут, практические работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.

Результаты обучения

представлены в требованиях к уровню подготовки учащихся основной школы, которые содержат следующие компоненты:

знать, понимать – перечень, необходимый для усвоения каждым учащимся знаний;

уметь – перечень конкретных умений по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделены группы знаний и умений, востребованных в практической деятельности учащегося.

Контроль и система оценивания

 Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по системе: зачёт/незачёт.

Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка  – основной результат изучения данного курса. Оценивание реализуется в  форме зачет\незачет по полугодиям.

Устный ответ

оценивание

характеристика

«Зачёт» (соответствие «5») выставляется,  если:

  • последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал; даёт ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии;
  • показывает понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  • умеет выделять главное, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами;
  • самостоятельно анализирует и обобщает теоретический материал, результаты проведенных наблюдений и опытов;
  • свободно устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутри- предметные связи;
  • уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении новых, ранее не встречавшихся задач;
  • излагает учебный материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя;
  • рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет упорядоченную систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу;
  • допускает в ответе недочеты, которые легко исправляет по требованию учителя

«Зачёт» (соответствие «4») выставляется,  если:

  • показывает знание всего изученного учебного материала;
  • дает в основном правильный ответ; учебный материал излагает в обоснованной логической последовательности с приведением конкретных примеров, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов в использовании терминологии учебного предмета, которые может исправить самостоятельно при помощи учителя;
  • анализирует и обобщает теоретический материал, результаты проведенных наблюдений и опытов с помощью учителя;
  • соблюдает основные правила культуры устной речи;
  • применяет упорядоченную систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ.

«Зачёт» (соответствие «3») выставляется,  если:

  • демонстрирует усвоение основного содержания учебного материала, имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению учебного материала;
  • применяет полученные знания при ответе на вопрос, анализе предложенных ситуаций по образцу;
  • допускает ошибки в использовании терминологии учебного предмета;
  • показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений;

выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки;

  • затрудняется при анализе и обобщении учебного материала, результатов проведенных наблюдений и опытов;
  • даёт неполные ответы на вопросы учителя или воспроизводит содержание ранее прочитанного учебного текста, слабо связанного с заданным вопросом;
  • использует неупорядоченную систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ.

«Незачёт» (соответствие «2») выставляется,  если:

  • не раскрыл основное содержание учебного материала в пределах поставленных вопросов;
  • не умеет применять имеющиеся знания к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  • допускает в ответе более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Письменные работы

оценивание

характеристика

«зачёт», если

(соответствует «5»)

  • выполнил работу без ошибок и недочетов, либо допустил не более одного недочета.

«зачёт», соответствует «4», если:

  • выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, либо не более двух недочётов

«зачёт», соответствует «3», если:

выполнил не менее половины работы, допустив при этом:

  • не более двух грубых ошибок;
  • либо не более одной грубой и одной негрубой ошибки и один недочет;
  • либо три негрубые ошибки;
  • либо одну негрубую ошибку и три недочета;
  • либо четыре-пять недочетов.

«незачёт», соответствует «2», если:

выполнил менее половины работы;

  • либо допустил большее количество ошибок и недочетов, чем это допускается для отметки «удовлетворительно».

Учебно-тематический план

Наименование разделов

Количество часов на раздел

1.

Повторение изученного в 5-7 классах

3

2.

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание

1

3.

Простое предложение

4

4.

Простое двусоставное предложение. Главные члены предложения

6

5.

Второстепенные члены предложения

3

6.

Простые односоставные предложения

4

7.

Неполные предложения

1

8

Однородные члены предложения

3

9

Обособленные члены предложения

6

10

Обращения, вводные слова, междометия

4

Итого

35

Распределение часов по четвертям

Четверть

Кол-во часов

Кол-во часов и

причины

опережения или

отставания

по

КТП

факт

1

9

 

2

6

 

3

11

4

9

Итого

35


Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Дата проведения

Тема занятия

                Коррекция

план

факт

1

06.09

Единицы языка.

Практикум.  

2

13.09

Орфографический разбор слова

3

20.09

Знаки препинания в простых и сложных предложениях. Синтаксический и пунктуационный разборы

4

27.09

Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Синтаксический разбор словосочетаний. Практикум

5

04.10

Повторение пройденного о предложении. Строение и грамматическое значение предложений.

6

11.10

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Практикум

7

18.10

Порядок слов в предложении. Синтаксический разбор предложения.

8

25.10

Практическая работа по теме «Словосочетание и предложение»

9

01.11

Подлежащее. Способы выражения подлежащего.

10

15.11

Сказуемое. Виды сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное).

11

22.11

Выражение именной части составного именного сказуемого.

12

29.11

Тире между подлежащим и сказуемым. Практикум

13

06.12

Комплексная работа с текстом. Определение грамматической основы  предложения

14

13.12

Практическая работа  по теме «Главные члены предложения».

15

20.12

Дополнение. Прямое и косвенное дополнение. Способы выражения дополнений

16

27.12

Определения. Согласованные и несогласованные определения. Способы выражения определения

17

10.01

Обстоятельство. Виды обстоятельств по значению

18

17.01

Основные группы односоставных предложений. Определённо-личные предложения.

19

24.01

Неопределённо-личные предложения.

20

31.01

Безличные предложения. Особенности безличных предложений

21

07.02

Односоставные предложения с главным членом – подлежащим. Назывные предложения.

22

14.02

Практическая работа по теме «Односоставные предложения».

23

21.02

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении

24

28.02

Однородные члены, связанные сочинительными союзами.  

25

07.03

Ряды однородных членов предложения.

26

14.03

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

27

21.03

Обособленные определения. Условия обособления

28

04.04

Обособление  согласованных приложений

29

11.04

Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом и одиночным деепричастием

30

18.04

Запятая и её отсутствие перед союзом КАК. Сравнительный оборот

31

25.04

Обособление обстоятельств, выраженных существительным с предлогом

32

02.05

Обособление уточняющих членов предложения.

33

09.05

Знаки препинания при обращении

34

16.05

Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них. Пунктуационный разбор

35

23.05

Вводные слова, словосочетания и вводные предложения. Знаки препинания при них.


Перечень учебно-методического  обеспечения

  1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. – М.:ВАКО, 2006.
  2. Кузьмина Н.А. Интенсивный курс русского языка: Пособие для подготовки к тестированию и сочинению в правилах, алгоритмах и шпаргалках. – Москва, Центр тестирования, 2002
  3. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 8 класс. М.:ТЦ Сфера, 2006
  4. Николина Н.А. Обучение русскому языку в 8 классе: Метод. рекомендации к учеб. Для 8 кл. общеобразоват. Учреждений. М.: Просвещение, 2003
  5. Тесты по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л.А.Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и др. "Русский язык. 8 класс" / Е.В. Селезнёва. - М.: Издательсьво "Экзамен", 2013
  6. Шипачева Л.А. Синтаксис и пунктуация русского языка в таблицах и схемах:8-9 классы/Л.А.Шипачева – М.: АСТ, Астрель: 2007.

Список использованной литературы

Наименование

Автор

Издательство и год издания

Литература для учащихся

1

Справочник по орфографии и пунктуации

Петрова  Е.В.

М.: Издательство «Экзамен», 2008

3

Синтаксис и пунктуация русского языка в таблицах и схемах:8-9 классы

Шипачева Л.А.

М.: АСТ, Астрель: 2007

Литература для учителя

1

Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс

Егорова Н.В.

М.:ВАКО, 2006.

2

Тесты. Русский язык: Синтаксис и пунктуация. 8-9 кл

Иссерс О.С., Н.А.Кузьмина.

М.:Дрофа, 2007

3

Тесты. Русский язык: Синтаксис. Текст.8-9 классы

Капинос В.И.

М.:Дрофа, 2007

4

Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 8 класс.

Малюшкин А.Б.

М.:ТЦ Сфера, 2006

5

Русский язык. 8 класс. Тесты. Дидактические материалы

Л.Н.Федосеева

М.: Айрис-пресс, 2008

6

Синтаксис и пунктуация русского языка в таблицах и схемах:8-9 классы/Л.А.Шипачева

Шипачева Л.А.

М.: АСТ, Астрель: 2007.

Перечень учебно-технического обеспечения

№ п.п.

Средства

Перечень средств

1

учебно-лабораторное оборудование и приборы

Печатные пособия.

Учебные таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 7 – 9 класса.

Интерактивный многофункциональный комплекс «Дидактика»: интерактивная доска, ноутбук,  проектор.

Система контроля и мониторинга знаний  

2

технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся

Мультимедийные пособия.

  • Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий
  • Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 9 класс.  
  • Русский язык. 8 – 9 класс (карточки). (Компакт-диск) – изд-во «Учитель», 2007.
  • Фраза. Программа – тренажёр по русскому языку для 1 – 9 классов.

3

цифровые образовательные ресурсы

Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово»

http//www.ropryal.ru

www/uchitel-izd.ru

www.edu.ru – сайт Министерства образования РФ

   ресурс сетевых сообществ Открытый класс http://www.openclass.ru/