Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных

Урок изучения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_5_kl._o-e_posle_ship._-_poslednee.doc63.5 КБ
Файл marshrutnyy_list_k_teme.docx17.47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5-ом классе по теме

«Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных»

по учебнику под редакцией Н.М. Шанского.

( Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.)

Тип урока.  Изучение нового материала.

Цель урока:

- формировать  понятие у учащихся о правописании букв О-Е после шипящих и Ц  в окончаниях,

Задачи урока:

- предметные: знать правило правописания гласных О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц, уметь правильно писать О-Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц; графически обозначать условия выбора правильных написаний; находить орфограммы – буквы О-Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц и правильно писать слова с данными орфограммами;

метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации способность к преобразованию, сохранению и передач информации, полученной в результате чтения;

личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения  в процессе в процессе получения школьного образования.

Оборудование: карточки с заданием для работы в паре, компьютер, мультимедийный   проектор, экран.


Ход урока.

- Добрый день, дорогие  ребята, уважаемые гости!

- Мы продолжаем изучение имени существительного.

  1. Актуализация и пробное учебное действие.

- Посмотрите на доску, здесь строки известного французского писателя  Проспера Мериме.

                                                      Русский язык  необычайно богат и    

                                                      примечателен, он создан для поэзии.

- Как вы понимаете смысл высказывания? (Ответы)

- И мы это с вами поймем поработав сегодня на уроке.

                                                     

                                               Слайд 1  

   

- Перед вами строки из стихотворения А.Плещеева:

Я нарисую март карандашОм
            Прозрачным, призрачным пейза
жЕм.
Он ляжет на листок в альбоме
  Весенним свежим верниса
жЕм.

- Какое время года описывает поэт в этом стихотворении?

                           (весну)

- А почему этот март хочется нарисовать? (природа преображается;

                                                    весна несет свежесть)


- Обратите внимание на слово «вернисаж». Что обозначает это слово?

  1. Работа по толкованию слова со словарем

Вот как дает толкование этого слова в своем словаре Ожегов.

                                    Слайд 2

Вернисаж – торжественное открытие художественной выставки. (С.И.Ожегов. Словарь русского языка.)  

– С этим словом составлены словосочетания. Посмотрите на экран.  А вы составьте с данным словом простое предложение. В Москве недавно состоялся вернисаж известного художника-портретиста художника Серова.

- Перед вами небольшая выставка работ, организованная вами на тему «Весна». Молодцы!

  1. Наблюдение над языковым материалом

Учитель:  А теперь обратим внимание на слова с выделенными орфограммами

                              (карандашом, пейзажем, вернисажем)

Выпишете эти слова к себе в тетрадки и сделайте их морфемный разбор

                                           Слайд 3

- Какой частью речи  являются эти слова? 
- В какой морфеме находятся  выделены буквы О и Е? 
(В окончаниях).
- После каких согласных стоят эти буквы? (после ш, ж)

 -Как называются эти буквы? (шипящие).

  1. Определение темы урока

Учитель: А теперь ответьте на вопрос: С каким правилом мы будем с вами знакомиться? И тема нашего урока?. (Буквы О или Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных).

                                        Слайд 4

-Чему должны научиться на данном  уроке?                                         

(познакомиться с правилом о написании букв О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и научиться писать правильно слова с данной орфограммой).

 Учитель:

Правильно, сегодня на уроке мы должны

  1. Познакомиться  с   правописанием   гласных   О и Е       в    окончаниях    имен существительных после шипящих и Ц;

2) научиться правильно писать слова с изучаемой орфограммой; 
3) графически обозначать ее.

  1. Обращение к теоретическому материалу.

- Давайте обратимся к учебнику и сверим наши выводы (стр. 76, п. 99, орфограмма № 18).

- Молодцы.

- Чтобы не ошибиться в правописании О-Е после шипящих и Ц, давайте проговорим алгоритм наших действий.

1.после шипящих и Ц

2.часть слова – окончание

3.часть речи – существительное.

4. под ударением пишем – О

5. без ударения – Е

4.Первичное закрепление с комментированием внешней речи.

- Выполним упражнения № 556. Прочитайте внимательно задание. В какую форму надо поставить эти существительные? (Т.п., Р.п., ед. ч.) На какие вопросы отвечают эти падежи? На выполнение даются 3-4 минуты.

- Кто готов выполнить разборы у доски? (Выполнение на доске с комментированием.)

5. - Устали?  Послушайте        Чижик спал и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

- Что сейчас мы будем делать? (Физкультминутку)

- Проведет зарядку , как всегда Артур.

- Спасибо, Артур.

6. Мы выполним игровой задание:

1) «Наблюдатель». На слайде дано задание. Выполняем его на нашем маршрутном листе. Образуйте существительные в творительном падеже, единственном числе, проговорите его, запишите, обозначая изучаемую орфограмму. Я наблюдаю за…

Обменяйтесь листами с соседом, чтобы он проверил и поставил +, если правильно над каждым словом.

  1. А сейчас мы перейдём к заданию, которое называется «Как называют по-другому?»  Нужно подобрать синонимы. Вспомним, что такое синонимы? -- Молодцы! Запишите в листах. Когда  выполните, обменяйтесь с соседом на проверку.
  2. Вывод: по какому принципу записали гласные в окончаниях существительных? (после шипящих под ударением О, без ударения Е).

 7. А теперь у нас самая интересная работа. Нам нужно построить текст. 

                                                        Слайд

- Что мы называем текстом? (предложения  связаны по смыслу и грамматически. Текст имеет название).

Задание: Вставьте в предложения подходящие по смыслу существительные, ставя в нужном падеже (смотрите в слова для справок). Запишите  полученный текст, который нужно еще и озаглавить.

-Что мы называем текстом? (Связаны предложения по смыслу и грамматически.  Имеет название)

-Учитель: Выполняем задание на маршрутном листе.

                             

  Слайд 14

                   

                          Приход весны

    Приход весны приветствуем душой. Солнышко озаряет землю своим теплым лучом. Колокольчики  ландышей звенят над зеленой рощей. 

    Прилетели ласточки. Этих птиц называют вестницей весны. Ласточка  свила гнездо под крышей сарая. И вот уже показались головки птенцов. Очень скоро над  дачей  ребята увидят своих новых соседей!   

                                       

-Давайте проверим, какой тест у вас получился?

-Какова основная мысль текста (та, которую автор хотел донести до нас).  Весна прекрасна.  Найдите доказательства в тексте.

-Какие признаки весны вам еще известны (больше тепла, солнца, снег тает, дни стали длиннее, солнце ярче греет.)

-Чувствуется дыхание весны? (Вот-вот наступит весна)

-Назовите слова на изученную орфограмму.

Подсчитайте свои баллы. Напишите на листах. Критерии оценки даны.

8. Рефлексия. 

                          Давайте подведем итоги

                                        Слайд

- Сегодня на уроке я научился (правописанию 0-Е после….)

- Сегодня на уроке мне удалось (самостоятельно тему-цель поставить,                    правило вывести, строили опорную схему, текст)

 - Самым интересным для меня на уроке  было…

       

Учитель. Чтобы  дать оценку нашей работе, выберите одну из предложенных карточек и покажите мне.

Учитель:

У всех радостные лица от того, что хорошо поработали, узнали много интересного на уроке.  

9.  Домашнее задание  будет в элжуре.

Учитель:

А я  нашу встречу хочу закончить пожеланиями поэта Острового:  

 Слайд 17

                                                                      Ищи свою дорогу с малых лет,

Уверенно вперёд иди сквозь годы,

Оставь - на этой лучшей из планет

                                                                   Свой яркий след, живые всходы.

До свидания.  Урок окончен.    

  1. Работа по вариантам (карточки) с последующей проверкой.

Составить  словосочетания и обозначить орфограмму.

            1 вариант.                                       2 вариант.

                    храбрец                                     врач

                    гордец                                       живописец

Быть           упрямец                 Стать          продавец

                    мудрец                                      земледелец

                    ленивец                                     скрипач



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист ФИ______________________________                                             1. Прочитать. 

Я нарисую март карандашОм
Прозрачным, призрачным пейза
жЕм.
Он ляжет на листок в альбоме
Весенним свежим верниса
жЕм.

2.  Игра «Наблюдатель».

Образуйте существительные в форме Тв.п. ед.ч., проговорите ее, затем запишите, обозначая изучаемую орфограмму.

Записываем  начало предложения:

Я наблюдаю за

___________________               ___________________

___________________                ___________________

___________________              ___________________

3. Игра «Как называют по-другому?»

  • Суп со свеклой называют ____________
  • Небольшой лес _______________
  • Картину, изображающую природу____________
  •  Человека, лечащего людей________________
  • Смелого человека называют _______________

4. Вставьте в предложения подходящие по смыслу существительные, ставя в нужном падеже . Озаглавьте текст.


     Приход весны приветствуем ____________________ . Солнышко озаряет землю своим теплым____________________ . Колокольчики  _______________ звенят над зеленой ________________________ .

      Прилетели ласточки. Этих птиц называют __________________. весны.   Ласточка свила гнездо  под ___________________сарая.                  И вот уже показались головки _______________________. Очень скоро над __________________  ребята  увидят своих новых соседей!

  Слова для справок: луч, душа, роща, дача, птенец,

                                   ландыш, вестница, крыша. 

Маршрутный лист ФИ______________________________
1. Прочитать. 

Я нарисую март карандашОм
Прозрачным, призрачным пейза
жЕм.
Он ляжет на листок в альбоме
Весенним свежим верниса
жЕм.

2.  Игра «Наблюдатель».

Образуйте существительные в форме Тв.п. ед.ч., проговорите ее, затем запишите, обозначая изучаемую орфограмму.

Записываем  начало предложения:

Я наблюдаю за

___________________               ___________________

___________________                ___________________

___________________              ___________________

3. Игра «Как называют по-другому?»

  • Суп со свеклой называют ____________
  • Небольшой лес _______________
  • Картину, изображающую природу____________
  •  Человека, лечащего людей________________
  • Смелого человека называют _______________

4. Вставьте в предложения подходящие по смыслу существительные, ставя в нужном падеже . Озаглавьте текст.


     Приход весны приветствуем ____________________ . Солнышко озаряет землю своим теплым____________________ . Колокольчики  ________________ звенят над зеленой ________________________ .

      Прилетели ласточки. Этих птиц называют __________________ весны.   Ласточка свила гнездо  под ___________________сарая.                  И вот уже показались головки _______________________. Очень скоро над __________________  ребята  увидят своих новых соседей!

  Слова для справок: луч, душа, роща, дача, птенец,

                                  ландыш, вестница, крыша. 

 Самооценка. Отметь

ФИ

ФИ

Красота

Правильность

быстрота

Ж

К

З  

Критерии оценки:

+ 1 балл

16 - 19 баллов – «5»

10 – 15 баллов – «4»

5 – 9 баллов – «3»

Самооценка. Отметь

ФИ

ФИ

Красота

Правильность

быстрота

Ж

К

З  

Критерии оценки:

+ 1 балл

16 - 19 баллов – «5»

10 – 15 баллов – «4»

5 – 9 баллов – «3»