«Философия как форма мировоззрения человечества» - учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов.

Королева Алла Петровна

Методическое пособие предназначено для подготовки студентов медицинских колледжей и других средних специальных учебных заведений к семинарскому занятию по курсу  Основы философии, по теме: «Философия как форма мировоззрения человечества». Имеет целью облегчить подготовку и проведение семинарского занятия по данной теме, мотивировать студентов на формирование навыков и потребностей самостоятельного мышления. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_sam._rab_studentov..doc384.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ГОУ СПО «СПб медицинский колледж № 2»

А.П. Королева

«Философия как форма мировоззрения человечества».

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

 РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА: ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ: СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО 060501

                                ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО 060101

Санкт-Петербург

2011

«УТВЕРЖДАЮ»                                                       Рассмотрено на заседании

Зам. директора по УР                                               гуманитарной цикловой комиссии

___________ /И.Г. Максимова /                                   _____________________ 2011 г.

                                                                                    Протокол  № __________

«СОГЛАСОВАНО»

Методист                                                                   Председатель цикловой комиссии

___________ /О.А. Дятковская /                          _______________ /А.П. Королева /

Методическое пособие предназначено для подготовки студентов медицинских колледжей и других средних специальных учебных заведений к семинарскому занятию по курсу  Основы философии, по теме: «Философия как форма мировоззрения человечества». Имеет целью облегчить подготовку и проведение семинарского занятия по данной теме, мотивировать студентов на формирование навыков и потребностей самостоятельного мышления.  

@        А.П. Королева, 2011.

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями ГОС и ФГОС и соответствует уровню подготовки по специальности «Сестринское дело»060501 и «Лечебное дело» 060101.

В методическом пособии по теме: «Философия как форма мировоззрения человечества» представлены все необходимые элементы методической разработки, позволяющие студентам качественно подготовиться к занятию: необходимое материальное оснащение работы,  обоснование темы, цель и  задачи занятия, минимально необходимые представления и итоговые умения и знания, внутри предметные и меж предметные связи, список литературы,  алгоритм самостоятельной работы, описание методики составления ментальной карты (карты интеллекта или схемы «блокстер»), примерные вопросы к семинарскому занятию и базовый теоретический материал по теме – текст лекции «Особенности философского мышления», тест для самоконтроля.

Для успешного освоения материала при подготовке к семинару студентам предлагается использовать метод критического мышления - составления ментальной карты (карты интеллекта или схемы «блокстер»).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

По специальности: сестринское дело 060501 и лечебное дело 060101.

Группы: 201-204; 11; 111; 112.

Тема: Философия как форма мировоззрения человечества.

Вид занятия: самостоятельная подготовка студентов к семинарскому занятию.

Продолжительность: 60-95 минут.

Место проведения: квартира, комната в общежитии, библиотека и другие, удобные для самостоятельной подготовки студентов места.

Оснащение. Для успешной подготовки к семинарскому занятию Вам понадобятся: конспект лекции №1, методическая разработка с рекомендациями для студентов, лист формата А-4, ручка, карандаши и/или фломастеры, (допустимо использование справочной литературы: словари по философии, толковые словари).

Обоснование темы:

    Философия – это одно из самых загадочных, абстрактных и противоречивых явлений в человеческом мире. Что такое философия – наука, образ мысли, стиль жизни, неизбежность бытия, судьба или область абсолютной свободы? Каждый понимает по-своему.

Не составляет исключения и выбранная Вами профессия. Сестринское дело – это часть одного из самых гуманных, милосердных, необходимых и древнейших занятий на земле – медицины. Медработник без философского мышления подобен, на мой взгляд, водителю, не представляющему, куда и зачем он едет. Водитель умеет управлять машиной, но что его навык без представления о пути и целях?

     Медик во все времена воспринимался людьми не только как умелый манипулятор, но и как тонкий слушатель и советчик, человек, наделенный житейской мудростью. Но, чтобы стать мудрым человек должен сам постичь философские истины. Философское мышление, основанное на природной мудрости, всегда ориентировано на перспективу, на принятие позитивного решения, на оптимизм и сострадание. Медик, обогащенный философской мудростью всегда найдет позитив в любой жизненной ситуации, он не только избавит Вас (нас) от физического страдания, но еще и подскажет как эффективно противостоять жизненным невзгодам, главная из которых – болезни.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

      Данное пособие поможет Вам успешно подготовиться к работе на семинарском занятии. Кроме того, освоив основную методику подготовки – технику создания ментальной карты Вы, наверняка, почувствуете вкус, а может быть, и потребность  в критическом самостоятельном мышлении. Приобретенные навыки, позволяющие выявить суть понятия или проблемы, сформировать четкое целостное понимания какого-либо термина, понятия на основе анализа, ассоциативного мышления, объединения рационального и творческого потенциала человеческого сознания пригодятся    и будут полезны Вам на протяжении всего обучения  и на других дисциплинах.

ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

Образовательные:

  1. создание ясных и понятных конспектов лекций;
  2. максимальная отдача от прочтения книг/учебников;
  3. написание рефератов, курсовых проектов, дипломов;
  4. запоминание;
  5. структурирование материала;
  6. генерация новых идей, творчество;
  7. коллективное решение сложных задач;
  8. стимулирование формирования способностей получать, анализировать и сопоставлять информацию;
  9. развитие и стимулирование познавательного процесса.

Воспитательные:

  1. становление и развитие навыков дискуссионной культуры;
  2. раскрытие и развитие творческого потенциала студентов;
  3. формирование интереса к самоанализу и самодиагностике личного творческого и интеллектуального потенциала;
  4. формирование навыка работы в команде.

Предполагаю, что, придя на занятие, студент имеет представление:

  1. о некоторых определениях термина «философия»;
  2. этимологии слова «философия»;
  3. структуре науки философии.

В результате поведенной самостоятельной работы студент сможет:

  1. научиться составлять интеллект-карты или ментальные карты, или схемы «Блокстер»;
  2. сформировать свое представление о философии дать самостоятельное определение и толкование этого понятия (термина);
  3. использовать полученные знания и умения при ведении конспектов и подготовки к занятиям, зачетам, экзаменам, для  ясного наглядного структурирования материала и облегчения его повторения, запоминания  и уяснения.

Оптимизация работы:

     Объяснение и проба методики на предыдущем аудиторном занятии, создание методразработки для самостоятельной работы студентов, предоставление интернет ресурсов с объяснением данной методики работы.

 Схема меж предметных связей:

ИСТОКИ

ВЫХОД

Обществознание

Философия как

форма мировоззрения человечества

Все учебные дисциплины

Схема внутри предметных связей:

ИСТОКИ

ВЫХОД

Особенности философского мышления.

Философия как

форма мировоззрения человечества.

Все темы учебного курса

Основная литература ( та, которая, может быть полезна и использована Вами, ребята):

  1. Горелов А.А. Основы философии. Академия, 2010.
  2. Гуревич П.С. Основы философии. Кронус,2011.
  3.   Дмитриев В.В., Дымченко Л.Д. Основы философии. – АНМИ М., 2001.
  4. Хрусталев Ю.М. Основы филосософии. Учебник для медицинских училищ и колледжей. Москва издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2008. – 304 стр.
  5. http://www.mind-map.ru/?s=7  Интеллект-карты. Тренинг эффективного мышления.
  6. http://www.slovari.info/philosophical/slovar_philosophical.htm Словарь терминов Философия.
  7. http://polbu.ru/philosophy/ Словарь по философии.

Литература для преподавателей (но наиболее заинтересованные из Вас вполне могут ознакомиться и с ней):

  1. Бибихин В.В. Язык философии. М. Издательская группа «Прогресс» 1993.
  1. Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы. Учебное пособие. – М. Омега-Л, 2006.
  2. Вернадский В.И. Философские мысли. М., 1988.
  3. Заховаева А.Г. Философия: ее смысл, функции и структура. Учебно-методическое пособие для заочного отделения факультета высшего сестринского образования. – М., 2001
  4. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. СПб, 1992.

Ход самостоятельной работы.

Для успешного освоения темы и  подготовке к семинарскому занятию, а, следовательно получения знаний и достойной их оценки,  я рекомендую Вам придерживаться следующего алгоритма (плана) действия:

Этап

Цель

Содержание и метод проведения

Примерное

время (мин.)

Обеспечение

этапа

1

2

3

4

5

6

I.

Подготовительная часть.

Фиксация основного теоретического материала по теме, предоставлен-ного на лекции.

Ведение конспекта лекции №1.

90 мин.

Тетрадь (листы бумаги), ручка.

II.

Основная часть.

Изучение и повторение лекционного материала.

Анализ, усвоение и самостоятель-ная рефлексия лекционного материала.

Подготовка к работе на семинарском занятии. Выполнение домашнего задания – свое личное определение  слова «философия».

Подготовка к опросу на семинаре.

Подготовка к дискуссии относительно позиции ответов на два основных вопроса философии: «Что первично - материя или сознание?» и «Может ли человек познать мир?».

Прочтение конспекта лекции, желательно с использованием маркера, карандаша и др. для выделения в тексте основной информации.

Составление «блокстера» или интеллект (ментальной) карты, раскрывающей понятие термина «философия».

Изучение примерного списка вопросов к семинарскому занятию и анализ лекции с целью сформулировать ответы на них.

Определение своей философской позиции в решении двух основных вопросов философии. Составление примерного списка аргументов (доказательств) ее обосновывающих.

10 мин.

15-30 мин.

15-30 мин.

10-15 мин.

Конспект лекции, текстовыде-лители, ручки или карандаши разных цветов.

Конспект лекции, фломастеры или текстовыде-лители, ручки или карандаши разных цветов. Лист бумаги формата А4.

Конспект лекции, при необходимости и/или  желании студента – домолни-тельная учебная литература.

Конспект лекции, при необходимости и/или  желании студента – домолни-тельная учебная литература,

ручка и бумага.

III.

Заключи-тельная часть.

Повторение, самоконтроль.

Окончательное оформление письменного домашнего задания – карты интеллекта («блокстера»).

Самотестирование.

10 мин.

Учебно-методичес-кое пособие для самостоя-тельной работы студентов, тест и ключ для самоконтро-ля.

Учебно-методический материал для самостоятельной работы студентов:

  1. Текст лекции №1.

Лекция № 1.

Тема: Особенности философского мышления.

Философия – это одно из самых загадочных, абстрактных и противоречивых явлений в человеческом мире. Что такое философия – наука, образ мысли, стиль жизни, неизбежность бытия, судьба или область абсолютной свободы? Каждый понимает по-своему.

Давайте попытаемся вместе составить представление о задачах и сути философии. Этой сложной, но интересной задачей мы будем заниматься весь предстоящий учебный год. А пока послушаем, что говорили и как понимали искусство философии некоторые мыслители прошлого и современности:

«Культура ума есть философия» - Цицерон.

«Философия есть общее духовное состояние» - Л.Бюхнер (немецкий врач естествоиспытатель).

«Философия открывает человеку убежище, куда не проникает никакая тирания, долину внутреннего мира, лабиринт сердца, и это раздражает тирана.» - Ф.Ницше.

Вот еще одно высказывание о ней же: «Человек, который среди земных невзгод обходится без философии, подобен тому, кто шагает с непокрытой головой под проливным дождем»  -  К. Тилье.

Буквально же с древнегреческого, философия переводится, как любовь к мудрости (phileo – любовь,  Sophia – мудрость, слово, истина),  которой, как считал древне- греческий мыслитель Демокрит,  нужно учиться всю жизнь, и наука эта включает в себя: «умение  ясно мыслить, хорошо говорить и правильно поступать».

Итак, философия, как вы видите, это, с одной стороны, предельно общая, объединяющая всех людей сфера мышления, поиска сути и истины мироздания. С другой стороны – это очень индивидуальная, даже интимная  ниша жизни, позволяющая человеку сохранить свою уникальность, особенность, чистоту и здоровье души и тела. Это и наука, и не наука, способ мышления, или, иногда метод «запудривания кому-то мозгов», или «навешивания лапши на уши». Поэтому для каждого из нас философия – это нечто свое, личностное и неповторимое, ведь у каждого из нас есть «своя философия», может быть до конца неосознанная, но мы все иногда говорим: «Это моя жизненная философия…».

Так что же это за загадка такая – философия? Что вы вкладываете в это слово? Давайте определим позицию каждого из вас по этому вопросу (даже если ее пока у вас и нет). Я научу вас как это можно сделать за 5 минут. Для этого мы понемногу подумаем, порисуем и попишем. И с этой схемы под страшным названием «блокстер», или карта развития интеллекта начнем наш первый семинар.

Что мы делаем? Посередине страницы пишем слово Философия, рядом с ним рисуем некий образ, с которым это понятие ассоциируется, и обводим в кружочек. От кружка в разные стороны проводим 6-8 линий-лучиков и на ни пишем и рисуем образ понятий, входящих по-вашему в главное, первое понятие философия. От каждого лучика можно провести еще несколько линий и на них уточняющие понятия. И так у вас должен получиться «паучек» или «крабик» с «телом» - философией и «щупальцами» -составляющими понятиями. На основе этой схемы вы должны будете через 5 минут дать свое определение того, что для вас такое философия, с чем она у вас ассоциируется и что в себя включает.

Справились? Правда, красивый и насыщенный «паучек » получился? А у кого пока не вышло, потренируйтесь дома. Наш первый семинар начнется с проверки и обсуждения данной творческой работы. Кроме того, навыки ее выполнения пригодятся вам еще не раз. Поэтому – тренируйтесь.

Итак, продолжим осмысление сущности философии, чтобы понять чем мы с вами будем заниматься ближайший год и зачем вам это нужно. Вспомним этимологию (происхождение) слова философия – «любовь к мудрости». Но что такое мудрость, к которой тянется душа философа, которой он посвящает жизнь и ради которой, порой, отказывается от простого земного человеческого счастья? Знаете, первых древнегреческих философов называли именно мудрецами. Почему? Кто такие мудрецы? Люди, которые много знают, хорошо что-то умеют делать? Ваши варианты? …

Мне лично очень нравятся слова нашего великого соотечественника и горожанина академика Д.Н. Лихачева. Он сказал так: «Мудрость – это знание плюс доброта, а знание без доброты – это хитрость». Мудрый человек – это не просто очень умный, много знающий, обогащенный жизненным опытом, но это, прежде всего, тот, кто способен выслушать, понять, кто может помочь найти смысл жизни в любой ситуации и подсказать путь к нему, способен не просто посочувствовать, но врачевать душевные раны. «Многознание уму не научает» - сказали древние. Ум – это не начитанность, владение многой информацией или обладание многими дипломами об образовании. Ум – это  прежде всего душевная красота, способность проникнуть в суть вещей, постичь некую закономерность мироздания. А мудрым может быть назван тот, кто познал законы мироустройства и человеческой души, кто находится в гармонии с Вселенной и может помочь другим людям понять, как жить в мире и счастье.

Философия – это не сама мудрость, а поиск мудрости и размышление о ней. Мудрости как таковой научить нельзя. Она либо есть, либо – нет, а философии – можно и, даже нужно, ибо, как же можно врачевать тело без души (они неразделимы в нас)?! Чтобы стать мудрым человек должен сам постичь философские истины. Философское мышление, основанное на природной мудрости, всегда ориентировано на перспективу, на принятие позитивного решения, на оптимизм и сострадание. Медик, обогащенный философской мудростью всегда найдет позитив в любой жизненной ситуации, он не только избавит вас от физического страдания, но еще и подскажет как эффективно противостоять жизненным невзгодам, главная из которых – болезни. Недаром среди великих философов било немало известных врачей, - это основоположник медицины Гиппократ, отец средневековой  восточной медицины Авиценна, мыслители эпохи Возрождения: основоположник анатомии Везалий и основоположник современной гелиоцентрической системы мира Николай Коперник, выдающийся физик и химик Роберт Бойль, знаменитый путешественник, археолог, писатель Франсуа Рабле, мыслители Просвещения : Джон Локк и Френсис Бэкон, наши соотечественники мыслители, писатели и общественные деятели Н.И. Пирогов, К.И. Леонтьев и многие другие.

Итак, можно сказать словами известного современного философа Мамардашвилли: «Философия – это бытие в мысли…, область свободного знания». В этом определении содержаться два основных понятия философии: бытие и мышление (сознание).

Что же такое бытие? Это – есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие есть все то, что существует (материальное и духовное). Это предельно общий объект изучения философской науки.

Предмет – это то,  что изучается, на что направлена деятельность, мышление  человека.

Предмет философии  - понятие динамическое и историческое, т.е. он складывался и менялся на протяжении истории, он многообразен и подвижен.

1 этап фил-и.: предмет – природа (натурфилософия или метафизика)

                         - учение о первооснове всего сущего;

                         - проблема единого и многого.

2 этап фил-и.: предмет – человек (антропология)

                         - природа и сущность человека;

                         - его предназначение;

                        - ум, чувства, вера,

                        - проблемы познания;

                        - место человека в мире.

3 этап фил-и.: предмет – общество (социальная философия)

                             - общественная жизнь людей ее политическое и правовое                           устройство;

                        - закономерности исторического развития человечества.

Следовательно, предметом философского мышления является БЫТИЕ в целом, во всем его многообразии, включая любые предметы и явления.

В зависимости от того, какая часть бытия становится предметом осмысления, философию условно делят на следующие дисциплины:

Онтология – учение о бытии, Космосе в целом.

Натурфилософия – философская дисциплина, изучающая природу.

Антропология - философская дисциплина, изучающая человека.

Гносеология – теория познания. 

Аксиология – теория ценностей.

История философии – изучает историю и развитие самой философии, тексты философов прошлого и настоящего.

Этика -  философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность.

Эстетика - философская дисциплина, изучающая сферу эстетического, прекрасного (философия красоты).

Социальная философия и философия истории - философская дисциплина, изучающая социальный мир, общество.

Герменевтика – искусство изучения и толкования текстов.

Теология – (teo - бог), (logos – знание) религиозная философия, учение о Боге.

   Второе важнейшее понятие философии – сознание, мышление.  Осознание или мышление это способ существования философии. Причем, в отличии от других наук основой философии является именно  размышление, теория, а не практика. Мышление – это определенный  способ обработки получаемой информации. Причем, философское мышление имеет ряд существенных особенностей и закономерностей его отличающих. И именно наличие этих особенностей позволяет отличить пустоту и словоблудие от философской мысли.

Итак, чем же должно обладать мышление, чтобы его можно было хотя бы условно назвать философским? Основные черты философского мышления:

  1. Глубина или проникновение в суть явления (философия всегда пытается найти истоки, причины, выявить основу чего бы то ни было).
  1. Абсолютная свобода или осознание иного ( в философии, в отличии от других наук приветствуется субъективизм, т.е. наличие своего индивидуального подхода, видения).
  1. Абстрактность – это, с одной стороны, умение дать предельно обобщающее видение чего то, с другой стороны, умение отстраниться от второстепенного, неважного в данном случае и сконцентрировать внимание на основном, главном.
  1. Логичность, т.е. последовательность, непротиворечивость суждений.
  1. Доказательность (аргументированность) – умение обосновать различными способами свою точку зрения.

Это пять «китов» философского мышления, которые, если имеются в наличии, могут  «бред сивой кобылы» превратить в философскую концепцию.

БЫТИЕ и СОЗНАНИЕ – две стопы философии, категории, с которыми мы будем работать весь год. Сама наука философия простирается вокруг этих понятий, пытаясь примирить, гармонизировать их и проникнуть в их суть. Все многообразие философии условно сводят к двум основным вопросам. Они так и называются – основные вопросы философии, на них пытались и пытаются ответить все мудрецы всех времен и народов и всегда выдвигались полярные позиции, которые называют философскими направлениями:

1 вопрос – Вопрос об отношении материи и сознания – «Что первично, что вторично»?

Направления (школы)

                                               

             

                     МАТЕРИАЛИСТЫ                                       ИДЕАЛИТЫ

                     (первична материя)                                (первичен дух, идея)

2 вопрос – Вопрос о познаваемости мира – «Может ли человек познать мир»?

Направления (школы)

                                 

СКЕПТИЦИЗМ И АГНОСТИЦИЗ                 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ОПТИМИЗМ

- отрицают возможность познания мира   человеком      

- считают, что человеческий разум способен раскрыть тайны бытия

Т.о. философия – это предельно общий взгляд и сущностное отношение человека к миру и  к самому себе, это умение в частном увидеть общее, в негативном – позитивное, в сложном – простое и наоборот.

Основная цель философии как учебной дисциплины – это воспитание осмысленной, целостно выверенной, нравственно обоснованной жизненной позиции, основанной не столько на теоретических знаниях, сколько на личных переживаниях, практических жизненных задачах, актуализирующих и закрепляющих нравственное, милосердное отношение к человеку, человечеству и Миру  в целом.

Как вы могли заметить из нашей сегодняшней беседы, философия – это достаточно уникальное явление в человеческой культуре. Она, с одной стороны, представляет собой предельно общий взгляд на мир в целом, с другой – позволяет выделить в нем нечто одно, наиболее значимое и изучать это. Основная задача философии – постичь суть, раскрыть истину, но она позволяет каждому иметь свою точку зрения на то, что же является этой сутью. Философия – это и наука, и творчество, это сфера единения человечества, его взглядов, мыслей, действий. В какой-то мере мы все философы, каждый из нас имеет свою жизненную философию, кроме того, в основе любой человеческой деятельности находится некая смысловая суть, а значит – своя философия.

Не составляет исключения и выбранная вами профессия. Сестринское дело – это часть одного из самых гуманных, милосердных, необходимых и древнейших занятий на земле – медицины. Медработник без философского мышления подобен, на мой взгляд, водителю, не представляющему, куда и зачем он едет. Водитель умеет управлять машиной, но что его навык без представления о пути и целях? Так, медработник, имеющий дело с человеком, должен обладать целостным знанием о нем, как синтезе его телесного и духовного существования. Ибо, болезнь как основной предмет вашей будущей деятельности определяется как изменение в физиологическом, психосоциальном и духовном состоянии человека, которое приводит к снижению его возможностей и продолжительности жизни. Таким образом, само сестринское дело имеет свою глубинную философию. Что же понимается под понятием философия сестринского дела? Это, прежде всего некая фундаментальная, исторически определившаяся духовная основа данной профессии. Она отражает требования и общественные ожидания, предъявляемые к образу медицинской сестры, мировоззрение сестры в отношении ее деятельности и жизни в целом. Эта философия основана на общечеловеческих принципах морали и нравственности. Она определяет важнейшие личностные качества самой медсестры, ее обязанности, задачи и цели.

Итак, сегодня мы поговорили очень о многом, но все это была философия. Она очень многолика, может быть  научной и житейской,  профессиональной и любительской; это – наука, искусство, «культура ума», способ мышления, да просто любовь к познанию мира. В действительности все свои проблемы философия черпает из жизни и решает их с единственной целью – помогать людям совершенствовать свой разум, учить их жить по уму и совести. Этим мы с вами и будем заниматься, этому посвятим учебный курс «Основы философии».

  1. Методические рекомендации по составления ментальной карты (интеллект-карты или схемы «блокстер») относительно термина «ФИЛОСОФИЯ».

Алгоритм  Вашего действия:

  1. Центральное понятие пишется в центре листа и  рядом рисуется его образ (символизирующий основную идею). В нашем случае – это слово «ФИЛОСОФИЯ».

 

  1. От центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею их должно быть от 6 до 8 слов.

 

  1. От веток первого уровня отходят ветки 2 уровня разукрупнения, раскрывающие идеи, написанные на ветках 1-го уровня. И так уровни добавляются минимум до 3-ех, максимум – до 7-го.

  1. По возможности используем максимальное количество цветов, для рисования карты.

  1. Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами.
  1. При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках.

  1. Для большей понятности нумеруем ветки и добавляем ореолы.

  1. Главное запомните, что человеческий мозг не сможет воспринимать и запомнить более чем 7 главных ветвей. Это основное и главное правило при составление грамотной интеллект карты

Результат – целостная интеллект-карта, включающая от 6 до 9 ветвей и от 2 до 5 уровней ассоциаций, уточнений, элементов Вашего представления о философии, желательно - художественные образы этих составляющих и, в итоге – целостное определение термина философия, которое может быть рационально-академисческим, поэтическим, кратким или развернутым, главное. Чтобы это было именно Ваше представление философии.

Вот два примера созданных  интеллект-карт термина «свобода» и видения себя (своей жизненной программы). Два из множества возможных вариантов ментальных карт.

!!! (ВАЖНО) Не забывайте, что завершением работы по составлению ментальной карты должно стать сформулированное Вами определение (представление) термина –«философия».

  1. А это поможет Вам не растеряться на семинаре, когда преподаватель будет проводить опрос по теме, и позволит сделать беседу интересной, проявить Вам активность.

Список примерных вопросов для подготовки к  семинарскому занятию:

  1. Чем отличается мудрый человек от умного?
  2. В чем заключается единство и отличие двух понятий: мудрость и философия?
  3. Что может быть названо объектом изучения философии и почему?
  4.  Как на протяжении истории менялся объект изучения философии и какова логика этого изменения?
  5. Опишите структуру философской науки. Какие дисциплины в нее входят и что изучают?
  6.  Сравните два понятия: академическая (научная) философия и житейская философия.
  7.  Основные категории философии, их суть и взаимодействие?
  8.  Особые черты философского мышления? (суть каждой характеристики философского мышления, с примерами).
  9. Основные вопросы философии и возможные варианты их решения?
  10.  К какому основному направлению философии Вы себя относите: материалистам или идеалистам и почему? Лагерю скептиков или оптимистов в решении вопроса познаваемости мира человеком? (т.е. – Как Вы считаете сможет ли человек когда-нибудь полностью познать мир?).

  1. Проверьте себя и оцените качество своих знаний по теме!

Тест для самоконтроля:

1.  Какая страна считается «родиной» европейской философии?

А) Италия                                                         В) Испания

Б) Греция                                                           Г) Франция

  1. «Философия» с древнегреческого переводится как

А) любовь к знаниям                                       В) любовь к славе

Б) Любовь к людям                                          Г)  любовь к мудрости

  1.  В науке под предметом понимается:

А) то, на что направлена деятельность ученого

В) то, что познает ученый

Б) общий объект изучения

Г) все выше перечисленное

  1. Предметом изучения философии является:

А) природа

В) человек

Г) общество

Г) все многообразие бытия

         

  1. Как соотносятся философия и мировоззрение?

А) философия  - часть мировоззрения

Б) мировоззрение – часть философии

         В) философия есть мировоззрение

           Г) мировоззрение исключает философию.

  1. Онтология – это философское учение

А) о бытии                                                    

Б) о ценностях мира

         В) о человеке

         Г) о доказательствах

  1. Гносеология  - это философское учение

А) о мироздании

Б) о непознаваемости мира

         В) о познании

         Г) о прекрасном

  1. Идеализм – это

А) стремление человека к совершенству

Б) утверждение, что идеи существуют реально

В) представление об идеальном мире

Г) учение о первичности в бытии идеального, высшего нематериального

  1. Этика – это философская дисциплина, изучающая

А) сферу прекрасного, красоту;

Б) мораль и нравственность, нормы человеческого поведения;

В) сферу человеческого познания;

Г) бытие во всех его проявлениях.

  1. Материализм – это

А) принцип жизни человека, заключающийся в преобладании ценности материальных благ над духовными;

Б) философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания;

В) здравый взгляд на вещи, предполагающий отказ от иллюзий;

Г) рассмотрение мира, как материала человеческого преобразования.

  1. Учение о человеке, богословие  и раздел философии – это

 А) антропология

 Б) аксиология

           В) гносеология

           Г) теология

  1. Философская дисциплина, изучающая сферу прекрасного,  искусство:

А) онтология

           В) гносеология

Б) эстетика

           Г) этика

12.

12


Ключ для самопроверки теста:

  1. Б
  2. Г
  3. Г
  4. Г
  5. А
  6. А
  7. В
  8. Г
  9. Б
  10. Б
  11. А
  12. Б

Критерии оценки:

5 «отлично» - 0-2 ошибок

4 «хорошо» - 2 - 4 ошибок

3 «удовлетворительно» - 5 – 7 ошибок

2 «неудовлетворительно» - более 7 ошибок

В том случае, если Вы выполнили все указанные выше этапы работы:

  1. оформили конспект лекции,
  2. прочитали и проанализировали его,
  3. создали ментальную (интеллект) карту понятия «философия»,
  4. ответили на большинство предложенных вопросов,
  5. успешно справились с тестом самопроверки

Вы можете смело отправляться на семинарское занятие по теме: «Философия как форма мировоззрения человечества».

Вас ждет успех на занятии.

 Хороших впечатлений и оценок на семинаре! До встречи.