Программа кура "Основы философии" ФГОС

Королева Алла Петровна

Вариант рабочей программы по курсу "Основы философии", разработанный в соответствии с требования ФГОС третьего поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_filosofii_-_kopiya_1.doc169 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

2011

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 060501 - СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО  и  60101 - ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО

Организация-разработчик:  ГОУ СПО «Санкт-Петербургский Медицинский колледж №2», ГОУ СПО «Санкт-Петербургский Медицинский техникум №9»

                                             

Разработчики: Королева А.П., Семенова Л.Ю.

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета № ______________  от  «» _________ 2010 г.

                                           ©

                                           ©

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                                                           

                                 СТР.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСИЦПЛИНЫ                                                                                      5-6

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                    7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

          УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                           8-17                                                                                    

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

           УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                           18-21

                                                                                     

I. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 060501 – сестринское дело СПО / профессии медицинская сестра  и специальности 60101 - лечебное дело  СПО  /   профессия фельдшер.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при профессиональной подготовке и переподготовке медицинских сестер и фельдшеров.

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Основы философии» принадлежит к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  1. ориентироваться в общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  1. основные категории и понятия философии;
  2. роль философии в жизни человека и общества;
  3. основы философского учения о бытие;
  4. сущность процесса познания;
  5. основы научной, философской и религиозной картин мира;
  6. об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
  7. о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  66 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  48 часов;

 самостоятельной работы обучающегося  18 часов.

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСИЦПЛИНЫ

  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

66

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

В том числе:

Лабораторные занятия

Практические занятия

16

Контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

В том числе:

Сообщение,

творческий отчет (презентация),

домашняя работа,

подготовка к контрольным

4

4

6

4

Итоговая аттестация в форме зачета

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. –  ознакомительный  (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
  3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарно-общественных дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

Карты, таблицы, иллюстрации (в т. ч. на электронных носителях).

Технические средства обучения:

Система мультимедиа

  1. Информационное обеспечение обучения:

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы, раздаточный информационный и проверочный материал.

Основные источники:

  1. Горелов А.А. Основы философии. Академия, 2010.
  2. Гуревич П.С. Основы философии. Кронус,2011.
  3. Билялова Э.Р., Гайнуллин Р.В. Смысл жизни. Жизнь и смерть в духовном опыте человека. Учебное пособие. -  М.: ВУНМЦ, 2000.
  1. Быкова С., Юдин Б., Эвтаназия: мнение врача. // Человек. 1994, №2.
  1. Губин В.Д. Основы философии. – М. ФОРУМ: ИНФА-М. 2007. – 288 с.
  1. Гуревич П.С. Введение в философию. - М., 1997.
  1. Дмитриев В.В., Дымченко Л.Д. Основы философии. – АНМИ М., 2008 – 379 с.
  2. Хрусталев Ю.М. Основы филосософии. Учебник для медицинских училищ и колледжей. Москва издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2008. – 304 стр.

Дополнительные источники:

  1. Антология мировой философии. В 4 т. – М., 1969.
  2. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976.
  3. Афанасьева А.А. История философской мысли. Учебное пособие для учащихся под редакцией А.А. Бородиной. 10 класс – М.: Основы православной культуры, 2005.  – 200 с.
  4. Афанасьева А.А. История философской мысли. Учебное пособие для учащихся под редакцией А.А. Бородиной. 11 класс – М.: Основы православной культуры, 2006. – 312 с.
  5. Балашев Л.Е. Практическая философия. – М., 2001.
  6. Бердяев Н.А. Самопознание. – Л., 1991.
  7. Бибихин В.В. Язык философии. М. Издательская группа «Прогресс» 1993.
  8. Введение в философию. В 2 ч. - М., 1989.
  9. Вернадский В.И. Философские мысли. М., 1988.
  10. Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы. Учебное пособие. – М. Омега-Л, 2006. – 370 с.
  11.  Джон Уайатт.  На грани жизни и смерти. Проблемы современного здравоохранения в свете христианской этики. СПб.: Мирт, 2003. – 362 с.
  12. Долинин В.А., Петленко В.П., Попов А.С. Диалектика и логика клинического мышления. Л. 1982.
  13. Журнал "Наука и жизнь" www.nkj.ru/archive .
  14.  Жизнь после смерти. – М.: ЗАО Мздов ЭКСМО-Пресс, 1998.
  15.  Заховаева А.Г. Философия: ее смысл, функции и структура. Учебно-методическое пособие для заочного отделения факультета высшего сестринского образования. – М., 2001
  16.  Зеленов Л.А., Владимиров А.А. Основы философии. - М.: ВЛАДОС, 2000.
  17.  Золотухина-Аболина Е.В. Страна Философия. – Ростов-на-Дону «Феникс», 1995.
  18.  Кант И. Критика чистого разума. – М.: Мысль, 1994.
  19.  Мамардашвили М. Как я понимаю философию. СПб, 1992.
  20.  Мусина Л.М. Теория познания. Учебно-методическое пособие для студентов медицинских училищ и колледжей. - М., 2000.
  21.  Радугин А.А. Философия. – М., 1996.
  22.  Радугин А.А. История философии. - СПб., 1994.
  23.  Радугин А.А.  Философия. Курс лекций. – М.: «Владос», 1995.
  24.  Святость человеческой жизни. // Мир медицины. 1997,  №3.
  25. Сергеев Б.Ф. Парадоксы мозга. Л. 1985.
  26. Сеченов Н.М. Избранные философские и психологические произведения. М.,1947.
  27. Современный экзистенциализм. М. 1982.

24. Спиркин А.Г. Основы философии.- М., 1991. www.koob.ru/spirkin/filosifya_spirkin www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Spirk/index.php 

  1.  Философия. – ФЕНИКС, Ростов-н-Д., 1995.
  2.  Философия. Основные идеи и принципы. - М.: Изд-во «Полит. лит- ра.», 1988.
  3. Чикин С.Я. Врачи - философы. М.1990.

Шкловский И.С. Вселенная.  Жизнь. Разум. М. 1980.

  1.  Хрусталев Ю.М. Введение в философию.Учебное пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов. – «Феникс» - Ростов-н-Д., 1999.
  2.  Хрусталев Ю.М. Введение в биомедицинскую этику. Москва: Издательский центр «Академия», 2010. – 224 стр.
  3.  http://platonanet.org.ua/load/knigi_po_filosofii/aksiologija/70  -  Электронная библиотека по философии.
  4.  http://www.nauki-online.ru/filosofija - NAUKI-ONLINE.RU - Наука и техника, экономика и бизнес, раздел Философия.

 


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы

и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Внеауди-торная работа

Уровень усвоения

1

2

3

4

5

Раздел I.  Философия как часть духовной жизни общества.

6

1

Тема 1.1

Формы мировоззрения человечества.

  1. Философия как форма мировоззрения.
  2. Формы духовного освоения мира и самовыражения человека: миф, религия, философия.
  3. Специфика философского мировоззрения в его отношении к мифологическому, религиозному, научному, обыденному мировоззрению.
  1. Философия как мудрость и философия как наука.

2

1

Тема 1.2

Особенности философской картины мира.

  1. Особенности философии, ее предмет.
  2. Основной вопрос философии.
  3. Проблемы философии.
  4. Структура философии.
  5. Основные черты философского мышления.
  6. Функции философии.
  7. Философия сестринского дела.

2

1

Тема 1.3

Философия как форма мировоззрения человечества.

Семинарское (практическое) занятие:

Вопросы:

  1. Что такое философия? Роль философии в жизни человека и общества.
  2. Почему ее трактуют двояким образом: как науку и как способ жизни мироощущения?
  3. Способы осмысления мира: мифология, религия, философия.
  4. Предмет и объект изучения философии. Его особенность.
  5. Структура философского знания.
  6. Особенности философского мышления.

2

2

Самостоятельная работа студентов по разделу:

  1. Создание интеллект-карты понятия «философия»;
  2. Эссе: «Философия сестринского дела».
  3. Подготовка к семинарскому занятию.

1

3

1

2

3

4

5

Раздел II. Философское учение о развитии мира.

12

4

Тема 2.1

Категории бытия как основной объект изучения философии.

  1. Основной вопрос философии. Основные направления философии: материализм и идеализм.
  2. Категория бытия, её смысл и специфика.
  3. Категории материи, движения, пространства, времени.
  4. Основные аспекты философской проблемы бытия.
  5. Бытие и субстанция.
  6. Бытие как способ существования человеческой культуры.
  7. Бытие и небытие.

2

1

Тема 2.2

Диалектика как учение о бытии.

  1. Диалектика как учение об универсальных связях бытия, их изменениях и развитии.
  2. Диалектика как методология и логика. Софистика, эклектика, метафизика как альтернативы диалек тики.
  3. Основные исторические формы диалектики.

2

1

Тема 2.3

Принципы и законы диалектики и их появление в мире.

  1. Принципы диалекти ки.
  2. Развитие. Прогресс и регресс.
  3. Связь. Виды связей.
  4. Детерминизм и индетерминизм.
  5. Принцип системности и структурности.
  6. Философское понятие закона.
  7. Законы диалектики.

2

1

Тема 2.4

Мир в фокусе философии.

Семинарское (практическое) занятие:

  1. Проблема бытия в истории мировой философии.
  2.  Основные формы и диалектика бытия.
  3. Закон единства и борьбы противоположностей.
  4. Закон перехода количественных изменений в качественные.
  5. Закон отрицания отрицания.
  6. Проявление законов материалистической диалектики в медицине.

2

2

1

2

3

4

5

Тема 2.5

Бытие сознания.

  1. Проблема сознания в  философии.
  2. Природа, структура и функции сознания.
  3. Сознание как идеальный образ реального мира, как высшая форма отражения, как результат и основа социокультурной эволюции человека.
  4. Сознание, самосознание, бессознательное.
  5. Язык и мышление, единство языка и сознания. Роль языка в жизни человека. Роль слова в медицине.

2

1

Тема 2.6

   Проблема сознания в  философии.

Семинарское (практическое) занятие:

  1. Понятие отражения. Основные  формы отражения материального мира.
  2. Сознание человека, его особенности.
  3. Диалектика индивидуального и общественного сознания.
  4. Роль социальных факторов в формировании сознания.
  5. Язык и мышление. Роль языка в жизни человека. Роль слова в медицине.
  6. Проблема сознания в медицине.

2

2

Самостоятельная работа студентов по разделу:

Подобрать примеры-иллюстрации к трем основным законам диалектики.

Подобрать конкретные факты из истории медицины:

  1. Проблема сознания в медицине: мозг и сознание, принципы работы мозга по исследованиям Павлова И.П., Ухтомского А.А., Выготского Л.С.  

Роль слова в медицине.

Подготовка к семинарским занятиям.

4

3

Раздел III. Гносеология и социальная философия.

8

2

Тема 3.1

История развития гносеологии.

  1. Проблема познания в истории мировой философии: многообразие подходов и интерпретаций.
  2. Проблема истины.

2

1

Тема 3.2

Сущность процесса познания.

  1. Механизм познания мира человеком.
  1. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.
  1. Виды познания
  1. Научное познание и его особенности.
  2. Познание и деятельность.

2

1

Тема 3.3

Социальная философия.

  1. Общество как система
  2. Общество как процесс
  3. Самопознание общества – перспективы развития.

2

1

Тема 3.4

Гносеология как философская дисциплина.

Семинарское (практическое) занятие:

  1. Что такое познание? Роль знаний в жизни человека.
  2. Формы познания: чувственное и логическое.
  3. Понятие практики. Роль практики в познании.
  4. Понятие истины. Объективность, абсолютность и относительность истины.
  5. Основные методы научного познания.
  6. Проблема познания в медицине. Роль медицинской науки.

2

1

Самостоятельная работа студентов по разделу:

Презентация по результатам поиска и анализа материалов, рекомендуемых учебных изданий, Internt-ресурсов, дополнительной литературы:

  1. Эксперимент в медицине.
  2. Роль медицинской науки в практическом здравоохранении.
  3. Социальные проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники, технологий в медицине.

Подготовка к семинарскому занятию.

Раздел IV.  Антропология как философская дисциплина.

14

7

Тема 4.1

Проблема человека в философии.

Основные подходы к рассмотрению человека в истории философской мысли (антропология Сократа, Платона; тема человека в средневековой философии; гуманизм европейской философии эпохи Возрождения; трактовка человеческой природы в эпоху Нового времени и в эпоху Просвещения; тема человека в немецкой классической философии, в философии марксизма, в философии экзистенциализма, в современной философской мысли).

2

1

Тема 4.2

Человек как целостное образование.

  1. Человек и природа.
  2. Биологическое и социальное в человеке.
  3. Понятие родовой сущности человека.
  4. Родовая сущность и уникальность личности.
  5. Человек, личность, индивид, индивидуальность.

2

1

1

2

3

4

5

Тема 4.3

Личность и условия ее формирования.

  1. Природа человека и идеализированный образ человека.
  2. Свобода и необходимость.
  3. Философские теории личности.

2

1

Тема 4.4

Человек как центральный объект изучения философии.

Семинарское (практическое) занятие:

  1. Трактовка природы человека в истории мировой философии: многообразие интерпретаций.
  2. Философские аспекты проблемы антропогенеза. Соотношение биологического и социального в природе человека.
  3. Соотношение понятий: индивид, индивидуальность, личность.
  4. Философские теории личности (выбрать одну из них и объяснить ее суть, выразить свое отношение к ней).

2

2

Тема 4.5

Этика как практическая философия.

  1. Моральный выбор – ситуация становления Homo moralis.
  2. Совесть (добродетель) как основа морального сознания и свободы выбора. Персонифицированный характер морального выбора и личная ответственность как атрибут свободы воли.
  3. Свобода как объективная возможность и субъективная способность выбирать. Проблема свободы в истории  философии. Этика И. Канта.

2

1

Тема 4.6

Проблема конечного и бесконечного в философии.

  1. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека.
  2. Существование, жизнь, гибель, смерть – диалектика понятий.
  3. Философская проблематика понятия смерть. Понятие инобытия.
  4. Смысл жизни.
  5. Проблема бессмертия.
  6. Проблема эвтаназии.

2

1

Тема 4.7

О свободе и ответственности человека.

Семинарское (практическое) занятие:

  1. Общие моральные понятия: идеал, добро и зло, долг и совесть, добродетель и порок, свобода, счастье.
  2. Нравственный рост и опыт человека: удовольствие, польза, справедливость, милосердие, совершенствование.
  3. Проблемы современной прикладной этики.

2

3

1

2

3

4

5

Самостоятельная работа студентов по разделу:

Презентация по результатам поиска и анализа материалов, рекомендуемых учебных изданий, Internt-ресурсов, дополнительной литературы:

- понятие «ноосферы» – его сущность и структура;

- вопросы «коэволюции» и роль медицины и около медицинских наук в этом процессе.

Подготовка к семинарскому занятию.

Раздел V. Философские основы медицины.

8

4

Тема 5.1

Союз философии  и медицины.

  1. Структура наук и место, занимаемое в ней медициной и философией.
  2. Человек как центральный объект изучения медицины и философии.
  3. Медицина как пограничная наука. Исторические формы взаимодействия медицины и философии. Два уровня взаимодействия медицины и философии.
  4. Философия человеческой ответственности. Валеология и деонтология.

2

1

Тема 5.2

Философско-этические проблемы медицины.

  1. Биомедэтика как проблемная наука на грани медицины и философиии.
  2. Нравственные основы личности и взаимодействия людей. Гуманизм как философско-этический менталитет медиков. Исторические формы биомедэтики: этика Гиппократа, этика Парацельса, этика утилитаризма и деонтологическая тенденция развития медицинской этики, биомедицинская этика.
  3. Принципы биоэтики. Проблемы биомедицинской этики.

2

1

Тема 5.3

Взаимодействие медицины и философии.

Семинарское (практическое) занятие:

Вопросы:

  1. Общие черты и проблемы медицины и философии.
  2. История развития взаимодействия медицины и философии.
  3. Два уровня взаимодействия медицины и философии.
  4. Принципы этического кодекса медицины в целом и этического кодекса медсестры, в частности.
  5. Сущность и отличия трех наук: медицины, валеологии и биомедицинской этики.

2

3

1

2

3

4

5

Самостоятельная работа студентов по разделу:

Презентация по результатам поиска и анализа материалов, рекомендуемых учебных изданий, Internt-ресурсов, дополнительной литературы:

Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники, технологий в медицине.

Подготовка к семинарскому занятию.

Тема 5.4

Итоговое занятие.

Зачет.

2

2

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения семинарских занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, презентаций, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

  1. ориентироваться в общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы, смысле жизни.

Экспертная оценка выполнения индивидуальных или групповых заданий, исследований, презентаций по результатам поиска и анализа материалов, рекомендуемых учебных изданий, Internt-ресурсов, дополнительной литературы.

Устный опрос.Экспертная оценка умения решать логические ситуативные задачи.

Тестирование.

Знания:

  1. основных категорий философии

Устный опрос.

Экспертная оценка умения решать логические ситуативные задачи.

Тестирование.

  1. роль философии в жизни человека и общества

Экспертная оценка выполнения индивидуальных или групповых заданий, интеллект карт, исследований, презентаций,

умения использовать информационно-коммуникационные технологии в учебной деятельности.

 Экспертная оценка умения решать логические ситуативные задачи.

Тестирование.

  1. основы научной, философской и религиозной картин мира

Экспертная оценка умения анализировать, сравнивать виды мировоззрения.

Экспертная оценка умения решать логические ситуативные задачи.

  1. основы философского учения о бытии

Устный опрос.

Экспертная оценка выполнения индивидуальных или групповых заданий, исследований, презентаций, умения использовать информационно-коммуникационные технологии в учебной деятельности:

  1. Проблема сознания в медицине: мозг и сознание, принципы работы мозга по исследованиям Павлова И.П., Ухтомского А.А., Выготского Л.С.  
  2. Роль слова в медицине.

Экспертная оценка умения решать логические ситуативные задачи.

Тестирование.

  1. сущность процесса познания

Устный опрос.

Экспертная оценка выполнения индивидуальных или групповых заданий, исследований, презентаций (по результатам поиска и анализа материалов, рекомендуемых учебных изданий, Internt-ресурсов, дополнительной литературы):

  1. Эксперимент в медицине.
  2. Роль медицинской науки в практическом здравоохранении.
  3. Социальные проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники, технологий в медицине.

Экспертная оценка умения решать логические ситуативные задачи.

Тестирование.

  1. условия формирования личности, свобода и ответственность за сохранение жизни, культуры, окружающей среды

Устный опрос:

  1. Проблемы этики и деонтологии в медицине.
  2. Выявление роли медработников в сохранении жизни, культуры, окружающей среды.

Экспертная оценка выполнения индивидуальных или групповых заданий, исследований, презентаций (по результатам поиска и анализа материалов, рекомендуемых учебных изданий, Internt-ресурсов, дополнительной литературы):

- понятие «ноосферы» – его сущность и структура;

- вопросы «коэволюции» и роль медицины и около медицинских наук в этом процессе.

Этические проблемы медицины, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

Экспертная оценка выполнения индивидуальных или групповых заданий, исследований, презентаций (по результатам поиска и анализа материалов, рекомендуемых учебных изданий, Internt-ресурсов, дополнительной литературы):

Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники, технологий в медицине.

Итоговое тестирование по всем разделам программы дисциплины.