Литературно - музыкальная композиция "Мудрый ходит, не оставляя следов" ( по притчам Востока)

Сценарий внеклассного мроприятия по притчам Востока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_mudryy_khodit_ne_ostavlyaya_sledov.docx29.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно  – музыкальная композиция

«Мудрый ходит,   не оставляя следов»

Сл1

Ведущий ( Преподаватель)  Добрый день.  Сегодня мы собрались с вами, чтобы совершить экскурс  в страну знаний восточных мудрецов, узнать, что такое притча.  Наша встреча будет необычна тем, что предполагает активное участие  не только участников,  но и слушателей. После знакомства с притчами  слушатели после обдумывания услышанного в течение минуты  высказывают собственное мнение о идее  каждой притчи. В финале пройдет  небольшая творческая  работа и  для   слушателей,  и участников.

Цель нашего мероприятия : через знакомство с притчами  обогатить  свою душу и ум древней мудростью Востока.

Сл2

Эпиграфом к  нашей  встречи послужат слова  выдающегося  сирийского писателя, жившего в 13 веке Абуль – Фараджа : Пусть они( притчи) послужат утешением для страждующих, целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления  и лучшим другом для ценителей смешного.

Чтец 1

  • Ход истории  не остановить. Научно – технический прогресс преподносит нам все новые и новые материальные блага. Бессмысленно спорить: комфорт вещь нужная и полезная! Но тело, лишенное духовности, становится   слабим и больным.
  • Именно  на Востоке, где царит величие гор Тибета и гуляют мощные азиатские ветры, берет свое начало глубокий источник человеческой мудрости.
  • Давай те же черпать знания у восточных мудрецов, через знакомство с притчами Востока,
  • обогащая душу и ум,  преодолевая собственные  жизненные трудности и укрепляя собственное здоровье
  • Так что же такое притча?

Чтец 2

Притчи существуют на протяжении столетий и передаются из уст в уста из поколения в поколение. Притча – это не просто нравоучительный рассказ или сказка, в каждой  притчи содержится некий урок , в них отражена одна из граней Истины. На примерах жизненных ситуаций, человеческих судеб и поступков притча не просто учит нас чему – то , она побуждает каждого человека самостоятельно размышлять и делать выводы. Притча заставляет нас задуматься о вечных вопросах - о добре и зле, о любви и ненависти, о мудрости и глупости, о правде и лжи, о жизни и смерти.

Через притчи мы получаем доступ к знаниям предыдущих поколений , к мудрости всего мира. Во все времена люди искали в притчах ответы на различные вопросы, потому что , наряду мудростью притчи отличаются простой повествования, они доступны для понимания всех людей. Жанр притчи никогда не потеряет актуальности, потому что ситуации о которых рассказывается в притчах, очень похожи на события,  происходящие с нами в повседневной жизни. И, читая притчи, мы можем научиться смотреть на все события объективно и поступать в любой ситуации мудро.

Восточные притчи – это особый вид повествования. Восток всегда считался мудрым и загадочным. И сегодня мы попробуем  приподнять завесу над этой тайной, проникнуться мудростью Востока и поближе познакомиться с его культурой.

Чтец 3 И начнем мы свой экскурс с индийских притч, но сначала историческая справка.

Индия – страна с тысячелетней историей , на протяжении  которой формировался менталитет индийского народа, складывались его представления о мире и месте человека в нем. Все эти знания нашли свое отражение в религии и философии Индии, и , соответственно, в индийских мифах, легендах и притчах.

Духовная мысль народов Индии отличается красотой и утонченностью, мудростью и гуманизмом. Вся индийская философия неразрывно связана с религиозными верованиями индийцев, и, не имея представления о верованиях народов Индии невозможно понять их литературные произведения , в частности притчи. Поэтому кратко рассмотрим формирование религиозной мысли Индии.

Поэтому кратко рассмотрим формирование религиозной мысли Индии.

В 3-2 тысячелетии до н.э. ведическая религия была направлена на постижение высшего божественного начала. В этом виделся высший смысл жизни.

Брахманизм сформировался в 9-7 вв. до н.э.. Это период постоянного духовного поиска истины, искания единства в многообразии.

В результате развития ведической религии и брахманизма в  1 в.н.э. сформировался индуизм.

Бог Вишну олицетворяет победу добра над злом. Бог Шива символизирует созидающие и разрушающие силы космоса. Тримурти – олицетворяют силы созидания. Сохранения и разрушения.

Чтец 4  А теперь обратимся непосредственно к индийским притчам. Внимательно прослушайте притчу и определите, какая основная мысль этой притчи. После прочтения  в течение минуты вы обдумываете свой ответ и по желанию его озвучиваете. Мы дадим высказаться 3 первым желающим.

«У Каждого свой мир».

По дороге в город росло одинокое дерево. Ночью мимо него шел запоздалый путник, подумал, что на дороге стоит разбойник испугался и пустился наутек. Затем мимо дерева проходил влюбленный юноша, все мысли которого были заняты романтическими думами, увидел это дерево и принял за молодую красивую девушку. Маленький же мальчик . наткнувшись на дерево, разрыдался- ему показалось. Что он видит сказочное чудовище.

Однако во всех трех случаях дерево оставалось только деревом.

Каждый из нас видит мир таким , каков он сам.

Чему же учит эта притча?

(В течение минуты слушатели обдумывают и высказывают свое мнение.)

Чтец 5. Следующая индийская притча

« Я не обираю нищих».

Однажды царь пошел прогуляться и повстречал там старого мудреца. Царь заговорил со стариком и был сражен его мудростью и проницательностью.  По окончании прогулки правитель предложил мудрецу принять от него подарок. Но старик отказался, пояснив:

-В этом лесу есть все, что мне нужно: пища и вода; деревья дают мне тень, а горные пещеры служат мне ночлегом. Зачем мне принимать от тебя подарки?

Но царь настаивал. Он сказал мудрецу:

-Пойдем со мною в мой дворец! Там возьмешь у меня что нибудь в подарок – ты доставишь мне этим удовольствие.

Наконец, мудрец согласился и пошел с царем в город. Когда они вошли во дворец, царь начал возносить молитвы богам:

-Боги, дайте мне еще богатства; помогите мне расширить мои территории; дайте мне сил и здоровья…

Не дожидаясь окончания молитвы, мудрец тихо встал и направился к выходу из дворца. Царь, увидев это, изумился и крикнул ему вслед:

-Куда же ты? Ведь ты еще не получил мой подарок!

На что мудрец, обернувшись ответил:

-Я не обираю нищих. Ты же сам – попрошайка.

Так разве же ты можешь что нибудь дать?

Чтец 6.

 Ошо (настоящее имя ЧандраМоханРадниш) -  известный индийский  философ. Ошо уже наш современник годы жизни – 1931-1990, поэтому притчи в его изложении интересны ещё тем, что преподносятся с точки зрения человека ХХ века.

В своем учении  Ошо  проповедовал счастливую жизнь человека, свободную  от предрассудков, бездуховности.  Разработал много новых систем медитации, основанных на движениях, дыхании, музыке.

Притча в изложении Ошо.

Утренняя молитва.

   Последователь Хазрата Магомета отправился вместе с ним в мечеть для утренней молитвы. Было лето, и по дороге обратно они увидели множество людей, всё ещё спавших в своих домах или прямо на улице. 
   — Что будет с этими грешниками? — очень высокомерно заявил тот человек Хазрату Магомету. — Они проспали утреннюю молитву. 
   Сам он сегодня впервые ходил молиться. Вчера он так же сладко спал, как и эти грешники.  «Магомет Хазрат, что случится с этими грешниками? Они не были на утренней молитве, они ленивы и всё ещё спят». 
   Магомет остановился и сказал: 
   — Отправляйся домой, а мне придётся вернуться в мечеть. 
   — Почему? — удивился тот человек. 
   Магомет ответил: 
   — Моя утренняя молитва из-за тебя пропала зря; от общения с тобой всё разрушилось. Мне придётся совершить молитву снова. А что касается тебя, то запомни пожалуйста: никогда не приходи опять. Для тебя было бы лучше спать, как другие; по крайней мере, тогда они не были бы грешниками. Твоя молитва имела лишь один результат — она дала тебе повод осуждать других.

Подумайте , чему учит эта притча?

 
  ( Так называемый религиозный человек религиозен только для того, чтобы смотреть на других  с осуждением, поскольку он может объявить их  грешниками. )  

Чтец 7 А вот ещё одна притча в исполнении Ошо.

«Генри Форд»

Как-то раз Генри Форду случилось приехать в Англию. В справочном бюро аэропорта он поинтересовался самой дешёвой гостиницей в городе. Служащий взглянул на него — лицо его было известным. Генри Форд был известен по всему миру. Всего за день до этого в газетных статьях, посвящённых его предстоящему приезду, были помещены его большие фотографии. И вот он стоит здесь, спрашивая о самом дешёвом отеле, одетый в плащ, который смотрится постарше его самого. Служащий спросил: 

— Если я не ошибаюсь, вы — мистер Генри Форд. Я хорошо помню, я видел ваше фото. 

— Да, — ответил тот. 

Это привело служащего в полнейшую растерянность, и он воскликнул: 

— Вы спрашиваете самую дешёвую гостиницу, носите плащ, который, похоже, не моложе вас. Я видел вашего сына, приезжавшего сюда, он всегда останавливается в лучших отелях, и он был великолепно одет. 

Генри Форд ответил: 

— Да, мой сын ведёт себя, как эксгибиционист, он ещё очень неуравновешен. Мне незачем останавливаться в дорогом отеле; где бы я ни остановился, я — Генри Форд. В самой дешёвой гостинице я все равно Генри Форд, нет никакой разницы. Мой сын ещё очень молод, неопытен, он боится, что подумают люди, если он остановится в дешёвом отеле. А это пальто — да, это пальто действительно досталось мне от отца, но это не имеет никакого значения; зачем мне новые тряпки? Я - Генри Форд, что бы я ни надел; даже если я совершенно голый, я — Генри Форд. А всё остальное неважно.


Подумайте и ответьте, какова основная мысль притчи?

Чтец 8  Китайская цивилизация – одна из древнейших в мире, её возраст 5 тысяч лет, при этом дошедшие до наших дней письменные источники охватывают период в 3,5 тысячи лет. Среди этих источников, конечно же, есть и притчи, в которых нашла отражение уникальная мифология Китая, тысячелетние традиции этой страны и интереснейшие философские учения.

Наибольшую популярность у китайцев завоевали 3 философские школы – конфуцианство, даосизм и буддизм. С 1 века до н.э. государственной идеологией Китая признано конфуцианство. Философское наследие  Китая помогает нам взглянуть на мир с непривычной для европейца точки зрения , открыть в себе неведомые до сих пор стороны личности.

Зачем человеку память?

Китайская притча

Старый китайский мудрец шёл по заснеженному полю и увидел плачущую женщину.

— Почему ты плачешь? — спросил он её.

— Потому что вспомнила прошлое, молодость, былую красоту, ныне поблекшую, мужчин, которых любила. Бог поступил жестоко, даровав людям память. Он, видно, знал, что я буду вспоминать весну моей жизни и плакать.

Мудрец, уставившись неподвижным взглядом в одну точку, созерцал снежную равнину. А женщина вдруг перестала плакать и спросила:

— Что ты видишь там?

— Вижу цветущие розы, — отвечал мудрец. — Бог был великодушен, даровав мне память. Он, видно, знал, что зимой я всегда смогу вспомнить весну и улыбнуться.


Подумайте и ответьте, какова основная мысль притчи?

Чтец 10

Просто повторяй

Китайская притча

В одном китайском монастыре ученики отрабатывали боевое движение. Одному ученику никак не давалось это движение. Как ему ни показывали, как ни рассказывали, он не мог выполнить его правильно.

Тогда к нему подошёл мастер и что-то сказал ему тихо. Ученик поклонился и ушёл. Тренировки были продолжены без него. Весь день этого ученика никто не видел, а на следующий день, когда он занял своё место среди остальных, все увидели, что он выполняет это движение идеально.

Один из учеников спросил другого, кто стоял рядом с мастером и мог слышать, что тот сказал ученику:

— Ты слышал, что мастер ему сказал?

— Да, слышал.

— И что?

— Он ему сказал: «Иди на задний двор и просто повторяй это движение 1600 раз».

Чтец 10

Тибетские притчи.

При слове «Тибет» у каждого человека сразу возникает ассоциация – Шамбала, ламаизм, Николай и Елена Рерихи, буддийские монастыри… Западные и центральные части Тибетского нагорья, расположенного свыше 4000 метров, зачастую называют «крышей мира». И даже если мы толком ничего не знаем об этой загадочной горной стране, все равно уверенность в том, что там сокрыто некое сакральное знание, не покидает нас. И это неспроста – Тибет действительно является носителем высокой духовности и поиска Истины. Когда ненароком увидишь в телепередаче сюжет о тибетских монастырях, то не можешь не обратить внимания не ту неземную одухотворенность, которая осеняет лица монахов. И, естественно образ жизни тибетцев, в первую очередь направленный на духовные искания, не мог не выразиться в притчах Тибета.

Тибетская притча

Ответ горного духа

Однажды дядюшка Дэнба нашёл большой изумруд. Узнал об этом помещик и сказал Дэнбе:

— Всё, что найдено на моей земле, должно принадлежать мне. Давай изумруд.

— Нет, изумруд нашёл я, значит, он мой! — ответил Дэнба. Долго они спорили, и наконец Дэнба предложил:

— Давай спросим горного духа, пусть он нас рассудит.

Помещик согласился, и пошли они в горы. Обратившись к большой горе, Дэнба закричал:

— Кому должен принадлежать изумруд?! Помещику или Дэнбе!

Горное эхо ответило:

— Дэнбе!

— Вот видишь, господин помещик, я тебя не обманываю. Горный дух говорит, что изумруд мой, а это самый справедливый судья на земле.

Нечего было ответить помещику. Понуро опустив голову, он поплёлся домой.

Чтец 11.

Япония – Страна восходящего солнца, родина самураев, загадочная земля на восточной окраине мира. Для нас здесь все кажется необычным: климат жаркий на юге, где расту пальмы, холодный на севере, где четыре месяца в году лежит снег. История и культура Японии для европейца больше напоминает легенду или героический эпос, нежели реальность. В Японии все самобытно и неподражаемо – от аниме и кинематографа до фантастического технического развития. Традиции этого народа непостижимы а потому чрезвычайно притягательны для всего остального мира. Не менее своеобразны и его литературные произведения, в том числе притчи.

СЛ.

Японская притча

                                                                       Мудрец

Юноше пришел к мудрецу с просьбой принять его в ученики.

-Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.

-Конечно, нет!

-А воровать?

-Нет.

-А убивать?

-Нет.

-Так иди и познай все это, - воскликнул мудрец, - а познав, не делай!

Сл.

А в чему чит  данная  притча?

(В течение музыки играет музыка) Затем слушаем 3 слушателей.

Ведущий   А теперь мы предлагаем слушателям в течение 3 минут обдумать и написать, о чем вы задумались, слушая  притчи Востока.( Зачитываю курсанты  свои  работы по желанию)

 ( Заключительное слово) Я благодарю участников за помощь в проведении мероприятия и гостей  за то, что пришли и поделились своими размышлениями. Мы надеемся, ч то эта встреча поможет вам понять необходимость обращения к притчам, так как  именно  Притчи напоминают  о том, что человеческая жизнь быстротечна, и правильно выбранные жизненные приоритеты позволят вам прожить её насыщенно и ярко.