Рабочая программа по философии

Пивоварова Оксана Николаевна

Содержание учебного материала, количество часов на освоение, форма контроля

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_ogse_01_osnovy_filosofii_verno.doc185 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ «САХАЛИНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

для всех специальностей СПО

2015 г.


Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) базовой подготовки, утвержденным Министерством образования и науки РФ по специальностям:

09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»

23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)»

13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»

46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский промышленно-экономический техникум»

Рассмотрено на заседании

Методического совета ГБПОУ «СПЭТ»

Протокол от «09» июня 2015 г.

Председатель МС ________ С.А. Блохина

Составители: Пивоварова О.Н, преподаватель высшей квалификационной категории

                ГБПОУ «СПЭТ»;

                Пантюшенкова Л.И., преподаватель ГБПОУ «СПЭТ»


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
    УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы философии»

1.1. Область применения программы.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью ОПОП (программы подготовки специалистов среднего звена) в соответствии с ФГОС по всем специальностям.

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Учебная дисциплина «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому учебному циклу программы подготовки специалистов среднего звена.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

В результате освоения дисциплины студент  должен знать:

  • основные категории и понятия философии;
  • роль философии в жизни человека и общества;
  • основы философского учения о бытии;
  • сущность процесса познания;
  • основы научной, философской и религиозной картин мира;
  • об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
  • о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;

Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование элементов следующих общих компетенций в соответствии с ФГОС СПО

Для специальностей 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» (по отраслям), 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)», 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Для специальности: 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведения»

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Для специальности: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Для специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.

ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
  • самостоятельной работы обучающегося 24 часа.


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
    УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

     лабораторные занятия

     практические занятия

     контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Предмет философии и ее история

34

Тема 1.1.

Основные понятия и предмет философии

Содержание учебного материала

8

1

Становление философии из мифологии.

6

2, 3

2

Предмет и определение философии.

3

Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.

Самостоятельная работа  студентов:

1. Подготовить сообщение: «Основные вопросы философии в трудах древних философов»

2. Работа с философским словарем: смысл понятий «логика», «философия», «дискурсвность»

2

Тема 1.2.

Философия Древнего мира и средневековая философия

Содержание учебного материала

12

1

Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия).

8

3

2

Становление философии в Древней Греции

3

Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель.

4

Философия Древнего Рима.

Средневековая философия: патристика и схоластика

Самостоятельная работа студентов:

  1. «Философия Древнего и Китая и Древней Индии: составить сравнительную таблицу
  2. «Философские школы Древней Греции»  составить схему.
  3. Подготовит сообщение:
  4. «Философия средневековья. Патристика», « Философия средневековья, Схоластика»

4

Тема 1.3.

Философия Возрождения и Нового времени

Содержание учебного материала

8

6

1

Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения.

2

2

Особенности философии Нового времени: рационализм  и эмпиризм  в теории познания

3

Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма.

Самостоятельная работа студентов:

  1. «Особенности философии эпохи Возрождения» заполнить таблицу.
  2. Подготовить сообщение:
  3. «Философия Рене Декарт», «Философия Фрэнсис Бэкон», «Философия Вольтера».
  4. «Основные понятия немецкой классической философии» - работа с философским словарем

2

Тема 1.4.

Современная философия

Содержание учебного материала

6

4

1

Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного.

3

2

Особенности русской философии. Русская идея.

Самостоятельная работа студентов:

  1. Подготовить сообщение: «Основные направления философии ХХ в»
  2. «Философия экзистенциализма и психоанализа» - работа с философским словарем
  3. Подготовить сообщение:
  4. «Развитие русской философии» «Русская идея».

2

Раздел 2.

Структура и основные направления философии

38

Тема 2.1.

Методы философии и ее внутреннее строение

Содержание учебного материала

12

8

1

Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века.

2, 3

2

Основные картины мира – философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век).

3

Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др.

4

Строение философии и ее основные направления

Самостоятельная работа студентов:

  1. Составить таблицу «Этапы философского развития»
  2. Подготовить сообщение «Основные картины мира с точки зрения философии»
  3. Подготовить план-конспект «Методы философии»

4

Тема 2.2.

Учение о бытии и теория познания

Содержание учебного материала

12

6

1

Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира.

2,3

2

Современные онтологические представления.

3

Пространство, время, причинность, целесообразность.

4

Гносеология – учение о познании.

5

Соотношение абсолютной и относительной истины.

6

Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного познания.

Самостоятельная работа студентов:

  1. Работа с философским словарем по определениям УЗ.
  2. Составление сравнительной таблицы «Отличия философской, научной и религиозной истин»
  3. Подготовить сообщение: «Современная философская картина мира»
  4. Подготовить план-конспект «Методология научного познания»

6

Тема 2.3.

Этика и социальная философия

Содержание учебного материала

8

6

1

Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество.

2,3

2

Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и глобальные проблемы современности

Самостоятельная работа студентов:

  1. Подготовить сообщение:
  2. «Религиозная этика», «Обыденная этика».
  3. Подготовить план-конспект «Этнические проблемы связанные с достижением науки и новыми технологиями»
  4. Подготовить сообщение «Влияние природы на общество»

2

Тема 2.4.

Место философии в духовной культуре и ее значение

Содержание учебного материала

6

4

2,3

1

Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии.

2

Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии.

Самостоятельная работа:

Подготовить план-конспект «Сходство философии от искусства, религии, науки и идеологии».

Подготовить сообщение: «Роль философии в современном мире», «Будущее философии»

2

Всего:

72


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета философии, или кабинета, оборудованного ТСО.

Оборудование учебного кабинета:

Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основная литература:

  1. Горелов А.А. Основы философии: Учебник для студ. учрежд. сред. проф. образования / А.А. Горелов. - 13-е изд., стер. - М.: Издательский центр Академия, 2013. - 320с. - (Среднее профессиональное образование)

Дополнительная литература:

  1. Балашов Л.Е. Философия: Учебник / Л.Е.Балашов.-3-еизд., испр. и доп. – М.: Изд. торг.коп. Дашков и К, 2008. – 612с.
  2. Сычев А.А. Основы философии: Учебное пособие / А.А. Сычев. – М.: АльфаМ: ИНФРА-М, 2008. – 368с.

Дополнительные оригинальные тексты

  1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль. 1986. – 574 с.
  2. Древнеиндийская философия /Сост. В.В. Бродов. – М.: Мысль. 1972. – 343 с.
  3. Древнекитайская философия: В 2-х т. – М.: Мысль. 1972.
  4. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Советский писатель. 1991. - 480 с.
  5. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. – М.: Наука. 1977. – 383 с.
  6. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика. 1992. – 430 с.

Интернет-ресурсы

  1. www.alleg.ru/edu/philos1.htm.ru
  2. wikipedia.org/wiki/Философия
  3. www.diplom-inet.ru/resursfilos

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических занятий, тестирования, а также выполнения студентами практических заданий, индивидуальных заданий, проектов.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;

Формы контроля обучения:

 домашние задания проблемного характера;

практические задания по работе с оригинальными текстами;

– подготовка и защита групповых заданий проектного характера;

- тестовые задания по соответствующим темам.

Методы оценки результатов обучения:

мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

– накопительная оценка