Программа по информатике в 7 классе

Борня Татьяна Сергеевна

Программа разработана по учебнику Макаровой Н.В. на 1 час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл по учебнику Макаровой Н.В. на 1 час688.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10 п.Лебединый «МО «Алданский район»»

Утверждаю ____________Гордиенко С.И.

Директор МКОУ СОШ №10 п.Лебединый

«_____»____________________ 2013г.

Программа

по информатике в 7 классе на 2013 – 2014 учебный год

Составитель: учитель информатики и ИКТ

МКОУ СОШ №10 п.Лебединый

Гордиенко Татьяна Сергеевна

2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка

В Федеральном компоненте нового образовательного стандарта предусмотрено изучение основ информатики и информационных технологий в рамках предмета «Информатика и ИКТ». Сегодня за счет регионального и школьного компонента выстраивается многоступенчатая структура предмета. Пропедевтический курс изучается в средней ступени школы за счет школьного компонента в 5-7 классах.

Рабочая программа по информатике для 7 класса разработана по авторской программе Макаровой Н.В. на основе учебно-методического комплекта Макаровой Н.В. «Информатика и ИКТ. 7 - 9 класс».- СПб.: Питер, 2012г. Программа рассчитана на 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю.

           

Изучение информатики и ИКТ в 7 классе пропедевтического курса направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
  • формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете  для реализации учебных целей и саморазвития;
  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
  • развитие алгоритмического мышления, творческих и познавательных способностей учащихся;
  • воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
  • приобретение опыта планирования деятельности, поиска нужной информации, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования.

В 7 классе необходимо решить следующие задачи:

  •  создать условия для осознанного использования учащимися при изучении  школьных дисциплин таких общепредметных понятий как

«объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • сформировать у учащихся  умения организации собственной учебной деятельности, включающими:  целеполагание как постановку учебной   задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

  • сформировать у учащихся  умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать

информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  •  сформировать у учащихся  основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  •  сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации;  овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
  • сформировать у учащихся основные  умения и навыки самостоятельной  работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Тематическое планирование курса «Информатика и ИКТ -7» было составлено на основе следующих документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011.-48 с. – (Стандарты второго поколения).- ISBN 978-5-09-023272-9.
  2. Примерные программы по учебным предметам. Информатика и ИКТ. 7-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 32 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-024280-6.
  3. Макарова Н.В. Информатика. Часть1. Учебник для 7 – 9  классов.- СПб.: Питер, 2012г.
  4. Макарова Н.В. Практикум по информационным технологиям для 7-9 классов. - Питер – 2012г.
  5. Примерная программа общего образования по информатике и информационным технологиям [Электронный ресурс]:  http://ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/dist_inform.asp
  6. В помощь учителю. Методическое пособие для учителя. Информационная картина мира. Макарова Н.В. - СПб.: Питер, 2009г.
  7. В помощь учителю. Методическое пособие для учителя. Программное обеспечение информационных технологий. Макарова Н.В. - СПб.: Питер, 2009г.
  8. В помощь учителю. Методическое пособие для учителя. Техническое обеспечение информационных технологий. Макарова Н.В. - СПб.: Питер, 2009г.

        Занятия проводятся в основном в форме комбинирования теоретической части материала и практической работы на компьютере, которая направлена на отработку отдельных технологических приемов и теоретического материала.

        

Календарно - тематическое планирование

Тема урока

Элементы

содержания

Учащиеся

должны знать

Учащиеся

должны уметь

Вид контроля

ЭОР

1 четверть

Информационная картина

мира

 (8 часов)

Цель:

сформировать понятие об информации и объекте; понятия об этапах и способах обработки информации человеком; умение описывать характеристики объекта; представление о среде существования объекта; представление о процессе и его параметрах;

выработать умение различать виды информации и способы восприятия и представления информации человеком;

научить выделять конкретные объекты из многообразия объектов окружающего мира; задавать значения параметра;

1

Введение. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Понятие об информации.

Информация, органолептическая информация, свойства информации.

Знать: правила техники безопасности и требования к организации рабочего места

Уметь: соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ

Зачет, подпись в журнале по ТБ

Опрос

Презентация «Техника безопасности»,

«Информация»

2

Представление информации.

Естественные и формальные языки, код, кодирование, бит, байт, объем информации.

Знать: основные формы представления информации;

назначение языка, кода и кодирования информации;

основные единицы измерения объема информации; способы кодирования в компьютере разного вида информации; отличия растрового и векторного изображения в компьютере.

Уметь: кодировать текст с помощью какого-либо способа; определять объем информации в любом тексте в кодах ASCII или  Unicode

Устный опрос.

Беседа.

Презентация

3

Информационная деятельность человека. Информационные процессы.

Самостоятельная работа «Роль информации в деятельности человека»

Входная информация, выходная информация, источник информации, приемник информации, носитель информации, шифр, криптография, защита информации.

Знать: основные виды информационной деятельности человека; роль технических устройств на всех этапах работы человека с информацией; основные составляющие схемы передачи информации;

назначение носителей информации; основные средства защиты информации.

Уметь: приводить примеры информационной деятельности человека; приводить примеры использования технических устройств при работе с информацией; приводить примеры носителей информации; приводить примеры способов защиты информации; шифровать фразы с помощью своего ключа.

Беседа.

Игра.

Тест.

Презентация.

Раздаточный материал.

4

Представление об объектах окружающего мира. Свойства и параметры объектов.

Объект, имя объекта, характеристики объекта, свойства, параметры, величина, признак, название параметра, значение параметра.

Знать:  понятие объекта  и его свойств; понятие параметра  и его значений; понятие действия объекта; иметь представление о среде существования объекта.

Уметь:  выделять объекты из окружающего мира и рассказывать о них; называть параметры, характеризующие объект, и указывать их возможные значения;

перечислять действия, характеризующие объект; определять среду обитания объекта; представлять сведения об объекте в виде таблицы.

Беседа.

Презентация

5

Действие как характеристика объекта.

Самостоятельная работа «Объекты окружающего мира».

Действие объекта, состояние объекта.

Беседа.

Игра.

Самостоятельная работа.

Презентация.

Раздаточный материал.

6

Среда существования объекта. Практическая работа №1 «Работа на клавиатуре»

Среда существования объекта

Беседа.

Практическая работа.

Презентация

7

Контрольная работа №1 «Информация и объект»

Раздаточный материал.

8

Понятие модели объекта.

Модель объекта

Знать: понятие   модели объекта; понятие информационной модели; формы представления информационной модели.

Уметь: приводить примеры материальных и нематериальных моделей; формулировать цель, прежде чем создавать информационную модель; выделять соответствующие цели характеристики объекта; представлять информационную модель объекта в виде таблицы.

Беседа.

Презентация

2 четверть

Программное  обеспечение

информационных технологий

(22 часа)

Цель: 

сформировать представление об информационных объектах системной среды Windows; представление об особенностях растровой и векторной графики; представление об алгоритме, линейном алгоритме и программе.

научить базовой технологии работы в операционной среде Windows; технологии работы в среде графического редактора; решать задачи на составление программ с линейным алгоритмом в среде ЛогоМиры и проводить их тестирование.

познакомить учащихся с понятием «компьютерная графика», с интерфейсом и объектами среды программирования ЛогоМиры..

выработать умение разрабатывать алгоритм и программу по стадиям; умение представлять алгоритм в виде блок схемы.

9

Назначение системной среды Windows. Представление о файле и папке.

Операционная система; файл; папка; интерфейс; объекты графического интерфейса; меню; приложение; документ; задача; буфер обмена данными; Свойства Рабочего стола; команды основного меню; панели инструментов; приложение- источник; приложение -  клиент; технология OLE; составной документ; антивирусная программа; архиватор.

Знать:  понятие файла и папки, их назначение и параметры; основные действия с файлами и папками; назначение и структуру  графического интерфейса; иметь представление о приложении, документе, задаче; назначение Рабочего стола, Панели задач, Панели управления; технологию обмена данными OLE и через буфер обмена; назначение антивирусных программ; назначение архивации файлов и папок.

Уметь:  просматривать информацию о параметрах файлов и папок; выполнять разными способами стандартные действия с файлами и папками; работать в программе Проводник; выполнять  стандартные действия с окнами; изменять параметры Рабочего стола; запускать приложения или документы и переключаться между задачами; работать в стандартных средах: Калькулятора, WordPad, Paint;

составлять составной документ, используя различные технологии обмена данными; проверять файлы на наличие вируса;

архивировать и разархивировать файлы и папки.

Беседа.

Презентация

10

Практическая работа №2 «Параметры файла и действия над файлом»

Устный опрос.

Практическая работа.

11

Практическая работа №3 «Параметры папки и действия над папкой»

Беседа.

Практическая работа.

12

Практическая работа №4 «Настройка параметров Рабочего стола. Запуск программ»

Беседа.

Практическая работа.

13

Практическая работа №5 «Работа с файлами и папками с помощью Проводника».

Беседа.

Практическая работа.

14

Контрольная работа №2 «Системная среда Windows»

Раздаточный материал.

15

Векторное и растровое изображение. Общая характеристика графического редактора Paint.

Прикладная среда; инструменты прикладной среды; документ прикладной среды графического редактора – рисунок;

Знать:  возможности графического редактора и назначение управляющих элементов; особенности растровой и векторной графики.

Уметь:  создать и редактировать любой графический объект; осуществлять действия как с фрагментом, так и с рисунком в целом.

Беседа.

Презентация

3 четверть

16

Инструменты графического редактора Paint. Практическая работа №6 «Создание рисунка»

Пиксель; графический примитив; фрагмент рисунка.

Знать: основные графические объекты-примитивы, использующиеся для создания рисунков

Уметь: создать и редактировать любой графический объект; осуществлять действия как с фрагментом, так и с рисунком в целом.

Устный опрос.

Беседа.

Практическая работа.

Презентация

17

Практическая работа №7 «Редактирование  рисунка»

Графический примитив; фрагмент рисунка.

Знать: технологию создания и редактирования графических объектов.

Уметь: создать и редактировать любой графический объект; осуществлять действия как с фрагментом, так и с рисунком в целом.

Беседа.

Практическая работа.

Раздаточный материал.

18

Практическая работа №8 «Создание и редактирование рисунка с текстом»

Графический примитив; фрагмент рисунка.

Знать: основные графические объекты-примитивы, использующиеся для создания рисунков; технологию создания и редактирования графических объектов.

Уметь: создать и редактировать любой графический объект.

Беседа.

Практическая работа.

Раздаточный материал.

19

Общая характеристика текстового процессора Word.

Текстовый документ; структурирование текста; макет текстового документа.

Знать:  иметь представление о макете текстового документа; основные объекты текстовых документов и их параметры.

Уметь:  создать и редактировать текстовый документ; форматировать текстовый документ;

создать списки, колонтитулы, многоколоночный текст;

создать текст в виде таблицы; подготавливать текст к печати;

создать в тексте графические объекты WordArt, Clip Art Gallery.

Зачетная практическая работа.

Беседа.

Презентация

20

Объекты текстового документа и их параметры. Практическая работа №9 «Создание текстового документа»

Знать:  технологию создания и редактирования текстового документа; технологию копирования, перемещения и удаления фрагментов текста с помощью буфера обмена;

Устный опрос.

Практическая работа.

Презентация

21

Практическая работа №10 «Редактирование тестового документа»

Технологические приемы по редактированию текстового документа.

Устный опрос.

Практическая работа.

Раздаточный материал.

22

Практическая работа №11 «Форматирование текстового документа»

Форматирование; физическая и логическая страницы; ориентация страницы; колонтитул; параметры шрифта; параметры линии.

Знать: технологию форматирования текста

Устный опрос.

Практическая работа.

Раздаточный материал.

23

Практическая работа №12 «Оформление теста в виде таблицы и печать документа».

Таблица в текстовом документе.

Знать: технологию работы с таблицами.

Устный опрос.

Практическая работа.

Раздаточный материал.

24

Контрольная работа №3 «Работа в текстовом процессоре и графическом редакторе»

Раздаточный материал.

25

Понятие и свойства алгоритмов. Формы представления алгоритмов.

Алгоритм; алгоритмизация; линейный алгоритм, последовательный алгоритм; шаг алгоритма; порядок выполнения; стадии разработки.

Знать:  назначение алгоритма и его определение; свойства алгоритма; формы представления алгоритма.

Уметь:  приводить примеры алгоритмов из разных сфер.

Беседа.

Презентация

26

Линейный и разветвляющийся алгоритм.

Устный опрос.

Беседа.

Презентация

4 четверть

27

Исполнитель алгоритма. Понятие программы

Исполнитель; программа; программирование; процедура; лист программы; заголовок программы; тело программы; конец программы; имя программы.

Знать:  понятие программы и программного обеспечения; отличие программы от алгоритма

Уметь:  объяснить различия между программой и алгоритмом.

Тест.

Беседа.

Презентация

28

Подходы к созданию программы. Интерфейс среды программирования.

Знать: три стадии создания алгоритма и программы, правила записи команд, правила оформления и вызова программы, интерфейс и объекты среды ЛогоМиры, технологию тестирования алгоритма.

Уметь: разрабатывать по стадиям линейный алгоритм и программу; записывать простейшие команды и выполнять их в среде ЛогоМиры; решать задачи, составляя и выполняя.

Беседа.

Презентация

29

Практическая работа №13 «Программная среда. Команды для исполнителя»

Устный опрос.

Практическая работа.

Раздаточный материал.

30

Практическая работа №14 «Вычисления в среде программирования».

Самостоятельная работа «Основы алгоритмизации и программирования»

Практическая работа.

Самостоятельная работа.

Раздаточный материал.

Техническое обеспечение информационных технологий

(5 часов)

Цель:

сформировать представление об аппаратном обеспечении компьютера с точки зрения этапов обработки информации.

определить некоторые важные принципы работы современного компьютера.

31

Компьютер как средство обработки информации.

Аппаратное обеспечение персонального компьютера; производительность компьютера; основные этапы обработки информации.

Знать:  понятие аппаратного обеспечения персонального компьютера; основные этапы обработки информации; назначение и основные характеристики микропроцессора

Уметь: приводить примеры использования компьютера; оценить возможности компьютера по характеристикам микропроцессора.

Беседа.

Презентация

32

Устройства памяти. Устройства ввода информации.

Внутренняя память; внешняя память; оперативная память; устройства ввода контроллер; драйвер; манипуляторы; устройства сканирования.

Знать:  классификацию видов памяти компьютера; понятие носителя, устройств внешней памяти; характеристику и основной физический принцип организации работы внутренней памяти; характеристику и основной физический принцип организации работы  памяти на магнитных носителях; характеристику и основной физический принцип организации работы оптической памяти, классификацию устройств ввода информации; назначение драйвера устройства; понятие разрешающей способности конкретного устройства ввода.

Уметь:  объяснить отличие одного вида памяти от другого; сравнивать различные виды памяти по основным характеристикам; свободно работать на клавиатуре компьютера; выполнять физическое подключение к системному блоку любого устройства ввода и его установку в компьютере

Устный опрос.

Беседа.

Презентация

33

Устройства вывода информации.

Устройства вывода; видеокарта; видеосистема.

Знать:  классификацию устройств вывода информации; основные  характеристики мониторов; основные  характеристики и принцип действия принтеров.

Уметь: ориентироваться в характеристиках устройства вывода; выполнять физическое подключение к системному блоку любого устройства вывода и его установку в компьютере.

Устный опрос.

Беседа.

Презентация

34

Контрольная работа №4 «Компьютер как средство обработки информации»

Раздаточный материал.

35

Повторение изученного материала  в 7 классе.

Знать:  виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации; единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;  основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма; программный принцип работы компьютера; назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий

Уметь:  выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы; оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности; оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации; создавать информационные объекты; искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Содержание

Информационная картина мира (8 часов).

Понятие об информации.

Понятие информации. Восприятие информации человеком. Виды органолептической информации. Основные свойства информации. Разъяснение на примерах основных свойств информации: полезности, актуальности, полноты, достоверности.

         Представление  информации.

Форма и язык представления информации. Назначение кода и кодирования информации. Понятие бита. Основные единицы измерения объема информации. Основные идеи кодирования информации в компьютере: числовой, текстовой, графической, звуковой. Понятие растрового и векторного изображения в компьютере.

Информационная деятельность человека.

 Понятие об информационной деятельности человека и роли в ней различных устройств. Основные виды работы с информацией. Понятие о датчике. Носители информации. Способы защиты информации.

         

         Представление об объектах окружающего мира.

Понятие объекта. Свойства и параметры объекта. Среда существования объекта. Действие как характеристика объекта.

Информационная модель объекта.

Понятие модели. Выделение цели при создании  информационной модели. Представление  информационной модели объекта в виде таблицы, названиями граф которой являются имя объекта, имена параметров, значения параметров, действия, среда.

Практическая работа №1 «Работа на клавиатуре»

Программное  обеспечение информационных технологий (22 часа).

Системная среда Windows.

Назначение системной среды Windows. Представление  о файле. Параметры файла и действия над ним. Представление о папке. Параметры папки и действия над ней. Программа Проводник. Графический интерфейс и его объекты. Работа с окнами. Настройка параметров Рабочего стола. Приложение и документ. Организация  обмена данными. Антивирусная защита дисков. Создание архивных файлов.  

Прикладная среда графического редактора Paint.

Назначение графических редакторов. Растровая и векторная графика. Объекты растрового редактора. Типовые действия над объектами. Инструменты графического редактора. Создание и редактирование рисунка в среде графического редактора. Создание и редактирование рисунка с текстом.

Прикладная среда текстового процессора Word.

 История обработки текстовых документов. Макет текстового документа. Характеристика текстового процессора. Объекты текстового документа и их параметры. Способы выделения объектов текстового документа. Форматирование текста. Использование в текстовом документе графических объектов

Алгоритмы.

Понятие и определение алгоритма. Свойства алгоритмов. Формы представления алгоритма.

Представление о программе.

Исполнитель алгоритма. Понятие  программы и программирования. Назначение процедуры. Подходы к созданию программы.

Практическая работа №2 «Параметры файла и действия над файлом»

Практическая работа №3 «Параметры папки и действия над папкой»

Практическая работа №4 «Настройка параметров Рабочего стола. Запуск программ»

Практическая работа №5 «Работа с файлами и папками с помощью Проводника»

Практическая работа №6 «Создание рисунка»

Практическая работа №7 «Редактирование  рисунка»

Практическая работа №8 «Создание и редактирование рисунка с текстом»

Практическая работа №9 «Создание текстового документа»

Практическая работа №10 «Редактирование тестового документа»

Практическая работа №11 «Форматирование текстового документа»

Практическая работа №12 «Оформление теста в виде таблицы и печать документа»

Практическая работа №13 «Программная среда. Команды для исполнителя»

Практическая работа №14 «Вычисления в среде программирования»

Техническое обеспечение информационных технологий (5 часов)

Компьютер как средство обработки информации.

Компьютер как средство обработки информации. Роль  микропроцессора в структуре компьютера. Основные характеристики микропроцессора. 

Устройство памяти.

  Понятие памяти компьютера. назначение, основные характеристики и виды памяти. Типы устройств внешней памяти и их  характеристики.

Устройства ввода информации.  

Классификация устройств ввода информации. Клавиатура. Манипуляторы. Сенсорные устройства ввода. Устройства сканирования. Устройства распознавания речи.

Устройства вывода информации. 

Классификация устройств вывода информации. Мониторы. Принтеры. Плоттеры. Устройства звукового  вывода.

Перечень учебно-методических средств обучения

  1. Макарова Н.В. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная  концепция).  – СПб.: Питер, 2009.
  2. Информатика и ИКТ. Учебник 7-9 класс /Под редакцией проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 20012.
  3. Информатика и ИКТ. Практикум 7-9 класс /под ред. проф.  Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2012.
  4. В помощь учителю. Методическое пособие для учителя. Информационная картина мира. Макарова Н.В. - СПб.: Питер, 2009г.
  5. В помощь учителю. Методическое пособие для учителя. Программное обеспечение информационных технологий. Макарова Н.В. - СПб.: Питер, 2009г.
  6. В помощь учителю. Методическое пособие для учителя. Техническое обеспечение информационных технологий. Макарова Н.В. - СПб.: Питер, 2009г.
  7. Информатика. Тестовые задания 8 класс. Все уровни ЕГЭ/Зорина Е.М., Зорин М.В. – М.:Эксмо,2010
  8. Информатика. Тестовые задания 9 класс. Все уровни ЕГЭ/Зорина Е.М., Зорин М.В. – М.:Эксмо,2010

Аппаратные средства

  • Персональный компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  • Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.
  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.
  • Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучивания всего класса.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.

Программные средства

  • Операционная система.
  • Файловый менеджер.
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Среда программирования ЛогоМиры.
  • Текстовый редактор, табличный процессор, растровый и векторный графические редакторы.
  • Программа разработки презентаций.
  • Браузер

Приложение 1

Личностные образовательные результаты

  • широкие познавательные интересы, инициатива  и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала  в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;  
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
  • способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные образовательные результаты

Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:

  •  уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении  школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  •  владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций;  синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;  обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
  •  владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
  •  владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  •  владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
  •  опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
  • владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
  • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

 

Приложение 2

Формы и средства контроля.

На уроке информатики и ИКТ применяется устный опрос, тестирование, контрольная работа.

Месяц

Тема

1

Октябрь

Контрольная работа «Информация и объект»

2

Декабрь

Контрольная работа №2 «Системная среда Windows»

3

Март

Контрольная работа №3 «Работа в текстовом процессоре и графическом редакторе»

4

Май

Контрольная работа №4 «Компьютер как средство обработки информации»

Самостоятельная работа «Роль информации в деятельности человека»

Самостоятельная работа «Объекты окружающего мира».

Самостоятельная работа «Основы алгоритмизации и программирования»

Контрольная работа №1

«Информация и объект»

Часть 1.

1.Приведите примеры способов передачи информации по схеме:

Источник (человек)  приёмник (устройство).

2. Даны следующие носители информации:

1) бумага

2) дискета

3) компакт-диск

4) фотоплёнка

5) видеокассета

Какой из них можно использовать (укажите соответствие), чтобы:

а) написать письмо другу

б) записать компьютерную игру

в) сделать фотоизображение

г) записать исполнение песни

д) записать ноты песни

3. Лазерный диск может содержать 640 Мбайт информации. Определите, сколько дискет объёмом 1,44 Мбайт потребуется, чтобы разместить информацию с лазерного диска:

а) 455

б) 65

в) 456

Часть 2.

  1. Как называют часть окружающего мира, имеющую имя и рассматриваемую как целое?
  2. Поставьте в соответствие объект и его среду обитания.

1) микроб

2) молекула

3) астероид

4) отрезок

        а) космос

        б) математика

        в) вещество

        г) живой организм

3. Поставьте в соответствие характеристику и его значение. Дополните в первом столбце таблицы название объекта, который может иметь такую характеристику, а в четвёртом – допустимые значения к названным характеристикам.

Объект

Название характеристики

Значение

Допустимые значения

вес

доброта

длина

шар

расстояние

1 метр

объём

зелёный

свойство личности

10 литров

цвет

300 километров

форма Земли

100 грамм

Контрольная работа № 2 «Системная среда Windows»

  1. Заполните таблицу, указав рядом с названиями элементов Windows их номера.

Название элемента

Название элемента

Кнопка «ПУСК»

Управляющая кнопка

Папка

Полоса прокрутки

Ярлык

Меню

Панель задач

Кнопка «Закрыть окно»

Панель быстрого запуска

Кнопка «Свернуть окно»

Системный трэй

Кнопка «Развернуть окно»

Окно программы

Заголовок окна

Поле ввода

Кнопка программы (задачи)

  1. Ответьте на вопросы:

а) Какое из окон, изображенных на рисунке активно, а какое нет? Укажите признаки, по которым вы это определили.

б) Сколько окон может быть одновременно открыто на рабочем столе? Сколько окон могут быть активными?

в) Как переключиться между окнами? Укажите все способы.

3. Папка, в которую попадают удаленные объекты, называется:

А) Корзина                                Б) Мои документы

В) Оперативная                        Г) Портфель

4. Как перейти с русского на латинский шрифт и обратно?

А) с помощью клавиш +                         В) А) и Б)

Б) при помощи индикатора клавиатуры                Г) по – другому

  1. Как скопировать документ на дискету наиболее коротким способом?

А) Перетащить выбранный документ в окно с диском А:

Б) Выделить документ, выполнить команды Правка - Копировать  и        

     Диск 3,5 А: - Вставить

В) с помощью кнопки Копировать на панели инструментов

Г) ПКМ на документе, в контекстном меню выбрать команду 

     Отправить – Диск 3,5 А:

  1. Как создать папку?

А) только с помощью команды Создать контекстного меню

Б) только с помощью команды Файл-Создать

В) А) и Б)

Г) по-другому

  1. Что находится в заголовке окна?

А) Имя программы и ее значок                

Б) Имя файла и значок программы

В) Значок программы, ее имя и имя документа

Г) Имя файла и имя программы

  1. Как переименовать документ?

А) Ввести новое имя документа

Б) Использовать команду Файл-Переименовать

В) Выделить документ и применить вариант А)

Г) Выделить документ и применить вариант Б)

Контрольная работа №3 «Работа в текстовом процессоре и графическом редакторе»

Вариант 1.

Часть 1.

1.        Текстовый редактор – это программа, предназначенная для:

  • Создания, редактирования и форматирования текстовой информации.
  • Работы с изображениями в процессе создания игровых программ.
  • Управления ресурсами ПК при создании документов.
  • Автоматического перевода с символьных языков в машинные двоичные коды.

2.        В ряду «символ - …….. – строка – фрагмент текста» пропущено:

  • «слово»
  • «абзац»
  • «страница»
  • «текст»

3.        К числу основных функций тестового редактора относятся:

  • Копирование, перемещение, уничтожение и сортировка фрагментов текста.
  • Создание, редактирование, сохранение, печать текстов.
  • Строгое соблюдение правописания.
  • Автоматическая обработка информации, представленной в текстовых файлах.

4.        Символ, вводимый с клавиатуры при наборе текста, отображается на экране дисплея в позиции, определяемой.....

  • Задаваемыми координатами.
  • Положением курсора.
  • Адресом.
  • Положением предыдущей набранной буквы.

5.        Курсор – это:

  • Устройство ввода текстовой информации.
  • Клавиша на клавиатуре.
  • Наименьший элемент изображения на экране.
  • Метка на экране дисплея, указывающая позицию, в которой будет отображён вводимый с клавиатуры символ.

6.        Редактирование текста представляет собой....

  • Процесс внесения изменений в имеющийся текст.
  • Процедуру сохранения текста на диске в виде текстового файла.
  • Процесс передачи текстовой информации по компьютерной сети.
  • Процедуру считывания с внешнего запоминающего устройства ранее созданного текста.

7.        Какая операция не применяется для редактирования текста?

  • Удаление в тексте неверно набранного символа.
  • Вставка пропущенного символа.
  • Замена неверно набранного символа.
  • Форматирование текста.
  • Печать текста.

8.        Процедура автоматического форматирования текста предусматривает....

  • Запись текста в буфер обмена.
  • Удаление текста.
  • Отмену предыдущей операции, совершённой над текстом.
  • Автоматическое расположение текста в соответствии с определёнными правилами.

9.        В текстовом редакторе при задании параметров страницы устанавливается.....

  • Гарнитура, размер, начертание шрифта.
  • Отступ, интервал (строчный и межстрочный).
  • Поля, ориентация бумаги.
  • Стиль, шаблон.

10.        Копирование текстового фрагмента в текстовом редакторе предусматривает в первую очередь....

  • Указание позиции, начиная с которой должен копироваться текст.
  • Выделение копируемого фрагмента.
  • Выбор соответствующего пункта меню.
  • Открытие нового текстового окна.

11.        Что такое текстовый процессор?

  • Дополнительная программа к текстовому редактору, для осуществления дополнительных функций.
  • Это текстовый редактор с огромными функциональными возможностями.
  • Это программа поиска вирусов в текстовом редакторе.
  • Это программа для поиска нужного текста в текстовом файле.

Часть 2.

  1. Каково назначение графического редактора?
  2. Что такое растровая графика?
  3. Что означает каждая кнопка в настройках панели инструментов?

  1. Подпишите все элементы в Палитре.

Контрольная работа №3 «Работа в текстовом процессоре и графическом редакторе»

Вариант 2.

Часть 1.

1.        Текстовый редактор – это программа, предназначенная для:

  • Создания, редактирования и форматирования текстовой информации.
  • Работы с изображениями в процессе создания игровых программ.
  • Управления ресурсами ПК при создании документов.
  • Автоматического перевода с символьных языков в машинные двоичные коды.

2.        В ряду «символ - …….. – строка – фрагмент текста» пропущено:

  • «слово»
  • «абзац»
  • «страница»
  • «текст»

3.        К числу основных функций тестового редактора относятся:

  • Копирование, перемещение, уничтожение и сортировка фрагментов текста.
  • Создание, редактирование, сохранение, печать текстов.
  • Строгое соблюдение правописания.
  • Автоматическая обработка информации, представленной в текстовых файлах.

4.        Символ, вводимый с клавиатуры при наборе текста, отображается на экране дисплея в позиции, определяемой.....

  • Задаваемыми координатами.
  • Положением курсора.
  • Адресом.
  • Положением предыдущей набранной буквы.

5.        Курсор – это:

  • Устройство ввода текстовой информации.
  • Клавиша на клавиатуре.
  • Наименьший элемент изображения на экране.
  • Метка на экране дисплея, указывающая позицию, в которой будет отображён вводимый с клавиатуры символ.

6.        Редактирование текста представляет собой....

  • Процесс внесения изменений в имеющийся текст.
  • Процедуру сохранения текста на диске в виде текстового файла.
  • Процесс передачи текстовой информации по компьютерной сети.
  • Процедуру считывания с внешнего запоминающего устройства ранее созданного текста.

7.        Какая операция не применяется для редактирования текста?

  • Удаление в тексте неверно набранного символа.
  • Вставка пропущенного символа.
  • Замена неверно набранного символа.
  • Форматирование текста.
  • Печать текста.

8.        Процедура автоматического форматирования текста предусматривает....

  • Запись текста в буфер обмена.
  • Удаление текста.
  • Отмену предыдущей операции, совершённой над текстом.
  • Автоматическое расположение текста в соответствии с определёнными правилами.

9.        В текстовом редакторе при задании параметров страницы устанавливается.....

  • Гарнитура, размер, начертание шрифта.
  • Отступ, интервал (строчный и межстрочный).
  • Поля, ориентация бумаги.
  • Стиль, шаблон.

10.        Копирование текстового фрагмента в текстовом редакторе предусматривает в первую очередь....

  • Указание позиции, начиная с которой должен копироваться текст.
  • Выделение копируемого фрагмента.
  • Выбор соответствующего пункта меню.
  • Открытие нового текстового окна.

11.        Что такое текстовый процессор?

  • Дополнительная программа к текстовому редактору, для осуществления дополнительных функций.
  • Это текстовый редактор с огромными функциональными возможностями.
  • Это программа поиска вирусов в текстовом редакторе.
  • Это программа для поиска нужного текста в текстовом файле.

Часть 2.

  1. Какие графические редакторы вы знаете?
  2. Что такое векторная графика?
  3. Как нарисовать линии разной толщины?
  4. Подпишите названия инструментов.

Контрольная работа №4 «Компьютер как средство обработки информации»

(7 класс)

I часть

  1. Современный компьютер – это:
  • устройство для обработки текстов;
  • многофункциональное электронное автоматическое устройство для работы с информацией;
  • быстродействующее вычислительное устройство;
  • устройство для хранения информации.
  1. Укажите клавишу смены регистра при наборе текста:

а) Page Up                б)Caps Lock                в) Tab                г) End

  1. Устройствами ввода информации являются:

а) принтер, монитор, наушники, колонки

б) мышь, сканер, клавиатура, микрофон

в) джойстик, монитор, ПЗУ, процессор

  1. Устройствами  вывода информации являются:

а) принтер, монитор, наушники, колонки

б) мышь, сканер, клавиатура, микрофон

в) джойстик, монитор, ПЗУ, процессор

  1.  При отключении питания компьютера информация будет потеряна:

а) на дискете         б) на жестком диске         в) в оперативной памяти

  1. Какое устройство имеет наименьшую скорость считывания информации:

а) CD-ROM              б) внутренняя память         в) жесткий диск        г) дисковод

  1. Наименьшая единица измерения информации:
  • 1 килобайт
  • 1 байт
  • 1 бит
  1. Устройство, обрабатывающее информацию - это:
  1. оперативная память;
  2. внешняя память;
  3. процессор;
  4. монитор;
  5. клавиатура.
  1. Дисковод – это устройство для:
  1. обработки информации;
  2. чтения и записи информации;
  3. хранения оперативной информации;
  4. долговременного хранения информации;
  5. только чтения информации.
  1. Форматирование диска это-
  1. запись и сохранение информации на диске;
  2. процесс магнитной разметки диска на дорожки и сектора;
  3. кодирование диска;
  4. долговременное хранение информации на диске.
  1. Вставьте вместо многоточия нужные слова: «Магнитные диски – устройство для …».
  1. обработки информации;
  2. долговременного хранения информации;
  3. ввода информации;
  4. вывода информации;
  5. обмена информации.
  1. В чем состоит основное принципиальное различие сохранения информации во внешних запоминающих устройствах от хранения в ОЗУ:
  1. в различном объеме хранимой информации;
  2. в различной скорости доступа к хранящейся информации;
  3. в возможности сохранения информации после выключения питания;
  4. в возможности устанавливать запрет на запись информации.
  1. Для долговременного хранения информации служит:
  1. оперативная память;
  2. дисковод;
  3. внешняя память;
  4. процессор.
  1. Операционная система это:

а) комплекс программ, организующих работу всех устройств компьютера как единого целого и доступ пользователя к их возможностям

б) совокупность основных устройств компьютера

в) архитектура компьютера

г) совокупность устройств и программ общего пользования

  1. Системный диск необходим для:
  1. загрузки операционной системы
  2. хранения важных файлов
  3. систематизации файлов
  4. лечение компьютера от вируса
  1. В процессе загрузки операционной системы происходит:
  1. копирование файлов операционной системы с гибкого диска на жесткий диск
  2. копирование файлов операционной системы с СD-диска на жесткий диск
  3. последовательная загрузка файлов операционной системы в оперативную память
  4. копирование содержимого оперативной памяти на жесткий диск
  1. Драйвер – это:
  1. устройство компьютера
  2. программа, обеспечивающая работу устройства компьютера
  3. язык программирования
  4. прикладная программа
  1. Как удалить файл, работая в проводнике Windows:

а) выделить файл и нажать клавишу Backspace

б) выделить файл и нажать клавишу Insert

в) выделить файл и нажать клавишу Delete

г) выделить файл и нажать клавишу Enter

  1. Файл  - это:
  1. данные в оперативной памяти
  2. программа или данные на диске, имеющие имя
  3. программа в оперативной памяти
  4. текст, распечатанный на принтере
  1. При быстром форматировании диска:
  1. стираются все данные
  2. производится дефрагментация диска
  3. производится проверка поверхности диска
  4. производится очистка каталога диска
  1.  Для получения справочной информации следует
  • нажать F1 и выбрать соответствующий раздел
  • нажать клавишу F10
  • воспользоваться контекстным меню рабочего стола
  1.  Правая кнопка мыши служит для
  • запуска приложений
  • вызова контекстного меню
  • запуска программ
  1. Программное обеспечение компьютера делится на:
  • операционную систему, программы, текстовые и графические редакторы;
  • системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования;
  • прикладные программы, коммуникативные программы, системы программирования;
  • системное программное обеспечение, табличные процессоры, прикладное программное обеспечение.

II часть

1. Запишите основные элементы окна:

        

        

                        

2. Запишите основные элементы Рабочего стола операционной системы:

3. Запишите основные элементы Диалогового окна операционной системы:

4. Запишите основные элементы Диалогового окна операционной системы: